Мне снится старый друг евтушенко

Мне снится старый друг,
 который стал врагом,
 но снится не врагом,
 а тем же самым другом.
 Со мною нет его,
 но он теперь кругом,
 и голова идет
 от сновидений кругом.
 Мне снится старый друг,
 крик-исповедь у стен
 на лестнице такой,
 где черт сломает ногу,
 и ненависть его,
 но не ко мне, а к тем,
 кто были нам враги
 и будут, слава Богу.
 Мне снится старый друг,
 как первая любовь,
 которая вовек
 уже невозвратима.
 Мы ставили на риск,
 мы ставили на бой,
 и мы теперь враги —
 два бывших побратима.
 Мне снится старый друг,
 как снится плеск знамен
 солдатам, что войну
 закончили убого.
 Я без него — не я,
 он без меня — не он,
 и если мы враги,
 уже не та эпоха.
 Мне снится старый друг.
 Он, как и я, дурак.
 Кто прав, кто виноват,
 я выяснять не стану.
 Что новые друзья?
 Уж лучше старый враг.
 Враг может новым быть,
 а друг — он только старый…
Анализ стихотворения «Старый друг» Евтушенко
В стихах «Старый друг» Евгений Александрович Евтушенко размышляет о феномене дружбы, ставшей враждой.
Стихотворение датируется 1973 годом. Поэт нередко выпускает по паре новых книг в год, активно путешествует по миру, выступая с чтением стихов (в эту пору он посетил, например, Вьетнам, США и Японию). Он активно откликается на мировые события, скажем, на военный переворот в Чили. По жанру – лирика о превратностях дружбы, рифмовка сложная (в том числе, омонимическая), деления на строфы нет. Чувствуется, что стих создан на биографическом материале. Однако имя друга-недруга определить непросто. Вполне возможно, имеется в виду разрыв отношений автора с И. Бродским. Освободившегося из ссылки поэта Е. Евтушенко пригласил на свой вечер выступить перед публикой. Спустя несколько лет они неожиданно встретились в здании КГБ. И. Бродского выдворяли из СССР, Е. Евтушенко вызвали в связи с ввозом из-за рубежа запрещенных книг. Опальный поэт решил, что Е. Евтушенко явился по его делу. Значит, к его изгнанию своими показаниями тоже приложил руку. Доверие между ними больше не восстановилось. Об этом конфликте Е. Евтушенко с сожалением вспоминал и спустя много лет. «Мне снится старый друг»: так бывает, если много думать об определенном человеке днем. «Крик-исповедь у стен»: предельная откровенность, высшая степень доверия, желание высказать боль. «Кто были нам враги»: видимо, намек на оппозицию к идеологии, к карьеристам от искусства. Впрочем, автор даже горд быть костью в горле для таких людей. Он сравнивает дружбу с первой любовью. «Мы ставили на бой»: И. Бродского борцом с властью назвать трудно, он был ей просто чужд. А вот Е. Евтушенко позволял себе быть политически строптивым. Скажем, осудил ввод войск в Чехословакию в 1968 году. «Уже не та эпоха»: автор сетует, что произошедший из-за недоверия раскол бросает тень на творческую солидарность вообще. «Он, как и я, дурак»: в этом просторечной строчке – обида. «Кто прав, выяснять не стану»: впрочем, сам стих – и есть попытка договорить (теперь уже через океан). В финале поэт возвращается к мотивам начала стиха: «друг – он только старый». Лексика разговорная, местами возвышенная, интонация горькая. Череда рефренов, анафоры (мы ставили), повторы, сравнение (как плеск знамен). Противопоставление, параллелизм, ряд отрицаний, метафоричность, риторический вопрос, в финале – недосказанность.
«Старый друг» Е. Евтушенко – попытка продолжить прерванный диалог с когда-то близким человеком.
- Следующий стих → Евгений Евтушенко — Среди любовью слывшего
- Предыдущий стих → Евгений Евтушенко — Твоя душа
Читать стих поэта Евгений Евтушенко — Старый друг на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
Мне снится старый друг,
который стал врагом,
но снится не врагом,
а тем же самым другом.
Со мною нет его,
но он теперь кругом,
и голова идет
от сновидений кругом.
Мне снится старый друг,
крик-исповедь у стен
на лестнице такой,
где черт сломает ногу,
и ненависть его,
но не ко мне, а к тем,
кто были нам враги
и будут, слава Богу.
Мне снится старый друг,
как первая любовь,
которая вовек
уже невозвратима.
Мы ставили на риск,
мы ставили на бой,
и мы теперь враги —
два бывших побратима.
Мне снится старый друг,
как снится плеск знамен
солдатам, что войну
закончили убого.
Я без него — не я,
он без меня — не он,
и если мы враги,
уже не та эпоха.
Мне снится старый друг.
Он, как и я, дурак.
Кто прав, кто виноват,
я выяснять не стану.
Что новые друзья?
Уж лучше старый враг.
Враг может новым быть,
а друг — он только старый…
Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?
Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
Как предложить событие в «Афишу» портала?
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Если вопросы остались — .
Пожалуйста подтвердите, что вы не робот
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.
Источник
ÑÒÀÐÛÉ ÄÐÓÃ
 Ìíå ñíèòñÿ ñòàðûé äðóã,
 êîòîðûé ñòàë âðàãîì,
 íî ñíèòñÿ íå âðàãîì,
 à òåì æå ñàìûì äðóãîì.
 Ñî ìíîþ íåò åãî,
 íî îí òåïåðü êðóãîì,
 è ãîëîâà èäåò
 îò ñíîâèäåíèé êðóãîì.
 Ìíå ñíèòñÿ ñòàðûé äðóã,
 êðèê-èñïîâåäü ó ñòåí
 íà ëåñòíèöå òàêîé,
 ãäå ÷åðò ñëîìàåò íîãó,
 è íåíàâèñòü åãî,
 íî íå êî ìíå, à ê òåì,
 êòî áûëè íàì âðàãè
 è áóäóò, ñëàâà Áîãó.
 Ìíå ñíèòñÿ ñòàðûé äðóã,
 êàê ïåðâàÿ ëþáîâü,
 êîòîðàÿ âîâåê
 óæå íåâîçâðàòèìà.
 Ìû ñòàâèëè íà ðèñê,
 ìû ñòàâèëè íà áîé,
 è ìû òåïåðü âðàãè 
 äâà áûâøèõ ïîáðàòèìà.
 Ìíå ñíèòñÿ ñòàðûé äðóã,
 êàê ñíèòñÿ ïëåñê çíàìåí
 ñîëäàòàì, ÷òî âîéíó
 çàêîí÷èëè óáîãî.
 ß áåç íåãî  íå ÿ,
 îí áåç ìåíÿ  íå îí,
 è åñëè ìû âðàãè,
 óæå íå òà ýïîõà.
 Ìíå ñíèòñÿ ñòàðûé äðóã.
 Îí, êàê è ÿ, äóðàê.
 Êòî ïðàâ, êòî âèíîâàò,
 ÿ âûÿñíÿòü íå ñòàíó.
 ×òî íîâûå äðóçüÿ?
 Óæ ëó÷øå ñòàðûé âðàã.
 Âðàã ìîæåò íîâûì áûòü,
 à äðóã  îí òîëüêî ñòàðûé…
 1973
ÊÎÃÄÀ ÂÇÎØËÎ ÒÂÎÅ ËÈÖÎ…
 Êîãäà âçîøëî òâîå ëèöî
 íàä æèçíüþ ñêîìêàííîé ìîåþ,
 âíà÷àëå ïîíÿë ÿ ëèøü òî,
 êàê ñêóäíî âñå, ÷òî ÿ èìåþ.
Íî ðîùè, ðåêè è ìîðÿ
 îíî îñîáî îñâåòèëî
 è â êðàñêè ìèðà ïîñâÿòèëî
 íåïîñâÿùåííîãî ìåíÿ.
ß òàê áîþñü, ÿ òàê áîþñü
 êîíöà íåæäàííîãî âîñõîäà,
 êîíöà îòêðûòèé, ñëåç, âîñòîðãà,
 íî ñ ýòèì ñòðàõîì íå áîðþñü.
ß ïîìíþ — ýòîò ñòðàõ
 è åñòü ëþáîâü. Åãî ëåëåþ,
 õîòÿ ëåëåÿòü íå óìåþ,
 ñâîåé ëþáâè íåáðåæíûé ñòðàæ.
ß ñòðàõîì ýòèì âçÿò â êîëüöî.
 Ìãíîâåíüÿ ýòè — çíàþ — êðàòêè,
 è äëÿ ìåíÿ èñ÷åçíóò êðàñêè,
 êîãäà çàéäåò òâîå ëèöî…
 1960
ÑÐÅÄÈ ËÞÁÎÂÜÞ ÑËÛÂØÅÃÎ…
 Ñðåäè ëþáîâüþ ñëûâøåãî
 ñïëåòåíüÿ ðóê è áåä
 òû îò ìåíÿ íå ñëûøàëà,
 ëþáèìà èëè íåò.
 Íå ñïðàøèâàé îá èñòèíå.
 Ïóñòü áóäó ÿ â äîëãó —
 ÿ íå ìîãó áûòü èñêðåííèì,
 è ëãàòü ÿ íå ìîãó.
 Íî íå ãëÿäè òîñêóþùå
 è âåðü ñâîåé çâåçäå —
 õîðîøóþ òàêóþ æå
 ÿ íå âñòðå÷àë íèãäå.
 Âñ¸ òàê,
 íî ñèëû ìàëî âåäü,
 ÷òîá æèòü,
 âçàõë¸á ëþáÿ,
 íó, à òåáÿ îáìàíûâàòü —
 îáìàíûâàòü ñåáÿ;
 è çàìåíÿòü â íàèâíîñòè
 âîâåê íå íàó÷óñü
 ÿ ÷óâñòâà áåç âçàèìíîñòè
 âçàèìíîñòüþ áåç ÷óâñòâ…
 Õî÷ó ÿ ïàìÿòü âûòåñíèòü
 è äóìàòü î ñâî¸ì,
 íî âñ¸ æå òÿíåò âèäåòüñÿ
 è áûòü ñ òîáîé âäâî¸ì.
 Êîãäà âñ¸ ýòî êîí÷èòñÿ?!
 ß ìó÷àþñü îïÿòü —
 è áðàòü ëþáîâü íå õî÷åòñÿ,
 è ñòðàøíî ïîòåðÿòü.
ÍÅ ÏÎÍÈÌÀÒÜ ÄÐÓÃ ÄÐÓÃÀ ÑÒÐÀØÍÎ…
 Íå ïîíèìàòü äðóã äðóãà ñòðàøíî —
 íå ïîíèìàòü è îáíèìàòü,
 è âñå æå, êàê ýòî íè ñòðàííî,
 íî òàê æå ñòðàøíî, òàê æå ñòðàøíî
 âî âñåì äðóã äðóãà ïîíèìàòü.
Òåì è äðóãèì ñåáÿ ìû ðàíèì.
 È, íàäåëåí ïîçíàíüåì ðàííèì,
 ÿ äóøó íåæíóþ òâîþ
 íå îñêîðáëþ íåïîíèìàíüåì
 è ïîíèìàíüåì íå óáüþ.
 1956
ÑÎ ÌÍÎÞ ÂÎÒ ×ÒÎ ÏÐÎÈÑÕÎÄÈÒ…
 Á. Àõìàäóëèíîé1
Ñî ìíîþ âîò ÷òî ïðîèñõîäèò:
 êî ìíå ìîé ñòàðûé äðóã íå õîäèò,
 à õîäÿò â ìåëêîé ñóåòå
 ðàçíîîáðàçíûå íå òå.
 È îí
 íå ñ òåìè õîäèò ãäå-òî
 è òîæå ïîíèìàåò ýòî,
 è íàø ðàçäîð íåîáúÿñíèì,
 è îáà ìó÷èìñÿ ìû ñ íèì.
 Ñî ìíîþ âîò ÷òî ïðîèñõîäèò:
 ñîâñåì íå òà êî ìíå ïðèõîäèò,
 ìíå ðóêè íà ïëå÷è êëàä¸ò
 è ó äðóãîé ìåíÿ êðàä¸ò.
 À òîé —
 ñêàæèòå, áîãà ðàäè,
 êîìó íà ïëå÷è ðóêè êëàñòü?
 Òà,
 ó êîòîðîé ÿ óêðàäåí,
 â îòìåñòêó òîæå ñòàíåò êðàñòü.
 Íå ñðàçó ýòèì æå îòâåòèò,
 à áóäåò æèòü ñ ñîáîé â áîðüáå
 è íåîñîçíàííî íàìåòèò
 êîãî-òî äàëüíåãî ñåáå.
 Î, ñêîëüêî
 íåðâíûõ
 è íåäóæíûõ,
 íåíóæíûõ ñâÿçåé,
 äðóæá íåíóæíûõ!
 Êóäà îò ýòîãî ÿ äåíóñü?!
 Î, êòî-íèáóäü,
 ïðèäè,
 íàðóøü
 ÷óæèõ ëþäåé ñîåäèí¸ííîñòü
 è ðàçîáù¸ííîñòü
 áëèçêèõ äóø!
 1957
ÌÀØÀ
 Âäîëü ìîðÿ áûñòðî äåâî÷êà ïðîõîäèò,
 áëåäíåÿ, ðîçîâåÿ è äè÷àñü.
 Â íåé âñå âîñõîäèò… ×òî ñ íåé ïðîèñõîäèò?
  íåé âîçíèêàåò æåíùèíà ñåé÷àñ.
Îíà ó ìîðÿ òàïî÷êè ñíèìàåò,
 âñòóïàåò, ñëîâíî â ìóçûêó, â íåãî,
 è âñå îíà íà ñâåòå ïîíèìàåò,
 õîòÿ íå ïîíèìàåò íè÷åãî.
Ðàññóäîê òðåçâûé, áåçðàññóäñòâà ìàññà,
 âçãëÿä èç-ïîä ÷óòêîé ÷åëêè ÷åðåç âñåõ
 è ñíîâà âíèç… Âñå ýòî âìåñòå Ìàøà 
 ñåðüåçíûé áîëüøåãëàçûé ÷åëîâåê.
È ó ìåíÿ ïåðåñûõàåò í¸áî,
 êîãäà, çàáûâ ïðî ÷åé-òî âçðîñëûé ñóä,
 ìàëü÷èøåñêèå òîíåíüêèå íîãè
 åå êî ìíå áåñïîìîùíî íåñóò.
ß íàäåâàþ òðóá÷àòóþ ìàñêó.
 Ïëûâåò è Ìàøà ãäå-òî íàäî ìíîé.
 ß ñêâîçü ñòåêëî èùó ãëàçàìè Ìàøó
 ñðåäè öâåòîâ è êðàáîâ, êàê õìåëüíîé.
È âèæó ÿ â çåëåíîé òîëùå ñâåòëîé
 íàä áóðîþ ïîäâîäíîþ ãðÿäîé 
 êîëûøóòñÿ, êàê áåëåíüêèå ñòåáëè,
 ìàëü÷èøåñêèå íîãè ïîä âîäîé.
È ÿ ïëûâó, ïëûâó â ïîäâîäíûõ ÷àùàõ,
 ïëûâó ÿ, âîäó ëàñòàìè êðîÿ,
 è ÿ íåñ÷àñòëèâ îò òîãî, ÷òî ñ÷àñòëèâ,
 è ñíîâà ñ÷àñòëèâ, ÷òî íåñ÷àñòëèâ ÿ.
×òî ìíå ñêàçàòü? Ïóñòü íå áîèòñÿ ìàìà 
 òåáå íå ïðè÷èíþ ÿ, Ìàøà, çëà.
 Ìíå îò òåáÿ íåìíîãî íàäî, Ìàøà,
 è î÷åíü ìíîãî  ÷òîáû òû áûëà.
 ðàçäóìèÿõ î âå÷íîñòè è ñìåðòè,
 îõâà÷åííûé íàäåæäîé è òîñêîé,
 ãëÿæó ñêâîçü òâîå òîíåíüêîå ñåðäöå,
 êàê ñêâîçü ïðîçðà÷íûé êàìóøåê ìîðñêîé.
 1958
ÏÐÎÑÍÓÒÜÑß ÁÛËÎ, ÊÀÊ ÏÐÈÑÍÈÒÜÑß…
 Ïðîñíóòüñÿ áûëî, êàê ïðèñíèòüñÿ,
 ïðèñíèòüñÿ ñàìîìó ñåáå
 ïîä âñïûõèâàþùèå çàðíèöû
 â ïîñêðèïûâàþùåé èçáå.
Ïðèïîìíèòü — âðåìÿ çà ãðèáàìè,
 òåáÿ ïîäíÿòü, ðàñòåðåáè,
 òâîè ãëàçà îòêðûòü ãóáàìè
 è âíîâü óâèäåòü â íèõ ñåáÿ.
Äëÿ îáúÿñíåíèé ñëîâ ïîäñîáíûõ
 ñîâñåì íå íàäî áûëî íàì,
 êîãäà äåëèëè ìû ïîäñîëíóõ,
 åãî ëîìàÿ ïîïîëàì.
È ñëîæíûõ íå áûëî âîïðîñîâ,
 êîãäà âáåãàëè âíóòðü çàðè
 â ïðàìàòåðü — âîäó, ãäå ó ïëåñîâ
 ùåêî÷óò íîãè ïåñêàðè.
À ñòðàõ ÷åãî-òî áåçîò÷åòíî
 íàñ ëåäåíèë ïî âðåìåíàì.
 Óæå âîêðóã õîäèëî ÷òî-òî,
 óæå ïðèìåðèâàëîñü ê íàì.
Íî êàê ðåñíèöàìè — â ðåñíèöû,
 è ñ íàãîòîþ — íàãîòà,
 ñåáå ñàìèì îïÿòü ïðèñíèòüñÿ
 è íå ïðîñíóòüñÿ íèêîãäà?
ÍÅ ÍÀÄÎ
 Íå íàäî…
 Âñ¸ ïðèçðà÷íî —
 è ò¸ìíûõ îêîí ìàòîâîñòü,
 è àëûé ñíåã çà ñòîï-ñèãíàëàìè ìàøèí.
 Íå íàäî…
 Âñ¸ ïðèçðà÷íî,
 êàê ñêâåð òóìàííûé ìàðòîâñêèé,
 ãäå íåò íè æåíùèí, íè ìóæ÷èí —
 ëèøü òåíè æåíùèí è ìóæ÷èí.
 Íå íàäî…
 Ñòîþ ó äåðåâà,
 ìîë÷ó è íå îáìàíûâàþ,
 ãëÿæó, êàê ñäâîåííûå ñâåòÿò ôîíàðè,
 è òèõî òðîãàþ ðóêîé,
 íî íå îáëàìûâàþ
 ñîñóëüêó òîíåíüêóþ ñ âåòî÷êîé âíóòðè.
 Íå íàäî…
 Ïóñòü â áóëòûõàþùåìñÿ çàñïàííîì òðàìâàèøêå
 ñ Ìîñêâîé,
 êà÷àþùåéñÿ ìåðòâåííî â îêíå,
 òû,
 ïîäïåðåâ ùåêó ðóêîþ â äåòñêîé âàðåæêå,
 ñî çëîñòüþ æåíñêîé âñïîìèíàåøü îáî ìíå.
 Íå íàäî…
 Òû ñòàíåøü æåíùèíîé,
 óñòàëîé, óìíîé æåíùèíîé,
 ïî ñëîâó äîáðîìó è ëàñêå ãîëîäíà,
 è áóäåò ìàðò,
 è áóäåò ìàëü÷èê, ÷òî-òî øåï÷óùèé,
 è áóäåò ãîðåñòíî êðóæèòüñÿ ãîëîâà.
 Íå íàäî…
 Ïóñòü ýòî ñòîèò, êàê è ìíå, íå䏸åâî,
 ñ íèì íå õîäè âäâî¸ì ïî ìàðòîâñêîìó ëüäó,
 åìó íà ïëå÷è ñâîè ðóêè íåíà䏿íûå
 òû íå êëàäè,
 êàê ÿ ñåãîäíÿ íå êëàäó.
 Íå íàäî…
 Íå âåðü, êàê ÿ íå âåðþ,
 ïðèçðà÷íîìó ãîðîäó,
 íå òî,
 î÷íóâøèñü, óæàñí¸øñÿ ïóñòûðþ.
 Ñêàæè: «Íå íàäî!»,
 îïóñòèâøè íèçêî ãîëîâó,
 êàê ÿ òåáå ñåé÷àñ
 «Íå íàäî…»
 ãîâîðþ.
Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:
- 23.04.2017. Ðåëèêòîâîå Èðèíà Ñóâîðîâà 4
- 04.04.2017. Ñòèõè Áîðèñ Íå÷åóõèí. Àëåêñàíäð Ðåäè÷êèí. Þðèé Ìàê
- 02.04.2017. Ïàìÿòè Ïîýòà. Åâãåíèé Åâòóøåíêî.
Источник
Выбрать главу
1954
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО «ХГС» 1995.
Среди любовью слывшего…
Среди любовью слывшего
 сплетенья рук и бед
 ты от меня не слышала,
 любима или нет.
 Не спрашивай об истине.
 Пусть буду я в долгу —
 я не могу быть искренним,
 и лгать я не могу.
 Но не гляди тоскующе
 и верь своей звезде —
 хорошую такую же
 я не встречал нигде.
 Всё так,
        но силы мало ведь,
 чтоб жить,
         взахлёб любя,
 ну, а тебя обманывать —
 обманывать себя;
 и заменять в наивности
 вовек не научусь
 я чувства без взаимности
 взаимностью без чувств…
 Хочу я память вытеснить
 и думать о своём,
 но всё же тянет видеться
 и быть с тобой вдвоём.
 Когда всё это кончится?!
 Я мучаюсь опять —
 и брать любовь не хочется,
 и страшно потерять.
Русская и советская поэзия
для студентов-иностранцев.
А.К.Демидова, И.А. Рудакова.
Москва, изд-во «Высшая школа», 1969.
Старый друг
Мне снится старый друг,
                 который стал врагом,
 но снится не врагом,
                 а тем же самым другом.
 Со мною нет его,
               но он теперь кругом,
 и голова идет
            от сновидений кругом.
 Мне снится старый друг,
                 крик-исповедь у стен
 на лестнице такой,
               где черт сломает ногу,
 и ненависть его,
             но не ко мне, а к тем,
 кто были нам враги
                 и будут, слава Богу.
 Мне снится старый друг,
                 как первая любовь,
 которая вовек
            уже невозвратима.
 Мы ставили на риск,
                 мы ставили на бой,
 и мы теперь враги —
                 два бывших побратима.
 Мне снится старый друг,
                 как снится плеск знамен
 солдатам, что войну
                 закончили убого.
 Я без него — не я,
               он без меня — не он,
 и если мы враги,
              уже не та эпоха.
 Мне снится старый друг.
                 Он, как и я, дурак.
 Кто прав, кто виноват,
                 я выяснять не стану.
 Что новые друзья?
               Уж лучше старый враг.
 Враг может новым быть,
                 а друг — он только старый…
1973
Евгений Евтушенко. Медленная любовь.
Домашняя библиотека поэзии.
Москва: Эксмо-пресс, Яуза, 1998.
Твоя душа
Неотразимая,
 ты зимним зимняя!
Ты завораживаешь,
 как замораживаешь!
Душа нальделая
 все ледяней.
 Что ты наделала
 с душой своей!
Быть ледяною
 ее заставила
 и, словно комнату,
 ее уставила
вещами,
 может быть и хорошими,
 но замораживающими,
 холодными…
Там воздух не колышется.
 Цветов
     там
       нет.
Как лёд коричневый,
 блестит паркет.
 Где-то гомон уличный,
 дневной жары накал.
 Здесь —
       лед рояля угольный
 и ртутный лед зеркал.
 Здесь не бывает солнечно.
 Здесь лампы свет чуть льют.
 Свисают
       сонные
 сосульки люстр.
А я хочу быть в гомоне
 среди людей.
 Мне страшно в комнате
 души твоей.
Душа усталая,—
 себе постылая,
 и вся уставленная,
 и вся пустынная…
1956
Евг. Евтушенко. Взмах руки. Стихи.
Москва: Молодая гвардия, 1962.
Тревожьтесь обо мне…
Тревожьтесь обо мне
 пристрастно и глубоко.
 Не стойте в стороне,
 когда мне одиноко.
 В усердии пустом
 на мелком не ловите.
 За все мое «потом»
 мое «сейчас» любите.
 Когда я в чем спешу,
 прошу вас —
           не серчайте,
 а если вам пишу,
 на письма отвечайте.
 Твердите, что «пора!»
 всегдашним братским взглядом.
 Желайте мне добра
 и рядом и не рядом.
 Надейтесь высоко
 и сердцем и глазами…
 Спасибо вам за то,
 что будете друзьями!
1955
Евг. Евтушенко. Взмах руки. Стихи.
Москва: Молодая гвардия, 1962.
Третий снег
С. Щипачеву
Смотрели в окна мы, где липы
 чернели в глубине двора.
 Вздыхали: снова снег не выпал,
 а ведь пора ему, пора.
И снег пошел, пошел под вечер.
 Он, покидая высоту,
 летел, куда подует ветер,
 и колебался на лету.
Он был пластинчатый и хрупкий
 и сам собою был смущен.
 Его мы нежно брали в руки
 и удивлялись: «Где же он?»
Он уверял нас: «Будет, знаю,
 и настоящий снег у вас.
 Вы не волнуйтесь — я растаю,
 не беспокойтесь — я сейчас…»
Был новый снег через неделю.
 Он не пошел — он повалил.
 Он забивал глаза метелью,
 шумел, кружил что было сил.
В своей решимости упрямой
 хотел добиться торжества,
 чтоб все решили: он тот самый,
 что не на день и не на два.
Но, сам себя таким считая,
 не удержался он и сдал.
 и если он в руках не таял,
 то под ногами таять стал.
А мы с тревогою все чаще
 опять глядели в небосклон:
 «Когда же будет настоящий?
 Ведь все же должен быть и он».
Источник
 
  
 