Мне снится старый друг евтушенко
Мне снится старый друг,
который стал врагом,
но снится не врагом,
а тем же самым другом.
Со мною нет его,
но он теперь кругом,
и голова идет
от сновидений кругом.
Мне снится старый друг,
крик-исповедь у стен
на лестнице такой,
где черт сломает ногу,
и ненависть его,
но не ко мне, а к тем,
кто были нам враги
и будут, слава Богу.
Мне снится старый друг,
как первая любовь,
которая вовек
уже невозвратима.
Мы ставили на риск,
мы ставили на бой,
и мы теперь враги —
два бывших побратима.
Мне снится старый друг,
как снится плеск знамен
солдатам, что войну
закончили убого.
Я без него — не я,
он без меня — не он,
и если мы враги,
уже не та эпоха.
Мне снится старый друг.
Он, как и я, дурак.
Кто прав, кто виноват,
я выяснять не стану.
Что новые друзья?
Уж лучше старый враг.
Враг может новым быть,
а друг — он только старый…
Анализ стихотворения «Старый друг» Евтушенко
В стихах «Старый друг» Евгений Александрович Евтушенко размышляет о феномене дружбы, ставшей враждой.
Стихотворение датируется 1973 годом. Поэт нередко выпускает по паре новых книг в год, активно путешествует по миру, выступая с чтением стихов (в эту пору он посетил, например, Вьетнам, США и Японию). Он активно откликается на мировые события, скажем, на военный переворот в Чили. По жанру – лирика о превратностях дружбы, рифмовка сложная (в том числе, омонимическая), деления на строфы нет. Чувствуется, что стих создан на биографическом материале. Однако имя друга-недруга определить непросто. Вполне возможно, имеется в виду разрыв отношений автора с И. Бродским. Освободившегося из ссылки поэта Е. Евтушенко пригласил на свой вечер выступить перед публикой. Спустя несколько лет они неожиданно встретились в здании КГБ. И. Бродского выдворяли из СССР, Е. Евтушенко вызвали в связи с ввозом из-за рубежа запрещенных книг. Опальный поэт решил, что Е. Евтушенко явился по его делу. Значит, к его изгнанию своими показаниями тоже приложил руку. Доверие между ними больше не восстановилось. Об этом конфликте Е. Евтушенко с сожалением вспоминал и спустя много лет. «Мне снится старый друг»: так бывает, если много думать об определенном человеке днем. «Крик-исповедь у стен»: предельная откровенность, высшая степень доверия, желание высказать боль. «Кто были нам враги»: видимо, намек на оппозицию к идеологии, к карьеристам от искусства. Впрочем, автор даже горд быть костью в горле для таких людей. Он сравнивает дружбу с первой любовью. «Мы ставили на бой»: И. Бродского борцом с властью назвать трудно, он был ей просто чужд. А вот Е. Евтушенко позволял себе быть политически строптивым. Скажем, осудил ввод войск в Чехословакию в 1968 году. «Уже не та эпоха»: автор сетует, что произошедший из-за недоверия раскол бросает тень на творческую солидарность вообще. «Он, как и я, дурак»: в этом просторечной строчке – обида. «Кто прав, выяснять не стану»: впрочем, сам стих – и есть попытка договорить (теперь уже через океан). В финале поэт возвращается к мотивам начала стиха: «друг – он только старый». Лексика разговорная, местами возвышенная, интонация горькая. Череда рефренов, анафоры (мы ставили), повторы, сравнение (как плеск знамен). Противопоставление, параллелизм, ряд отрицаний, метафоричность, риторический вопрос, в финале – недосказанность.
«Старый друг» Е. Евтушенко – попытка продолжить прерванный диалог с когда-то близким человеком.
- Следующий стих → Евгений Евтушенко — Среди любовью слывшего
- Предыдущий стих → Евгений Евтушенко — Твоя душа
Читать стих поэта Евгений Евтушенко — Старый друг на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Мне снится старый друг,
который стал врагом,
но снится не врагом,
а тем же самым другом.
Со мною нет его,
но он теперь кругом,
и голова идет
от сновидений кругом.
Мне снится старый друг,
крик-исповедь у стен
на лестнице такой,
где черт сломает ногу,
и ненависть его,
но не ко мне, а к тем,
кто были нам враги
и будут, слава Богу.
Мне снится старый друг,
как первая любовь,
которая вовек
уже невозвратима.
Мы ставили на риск,
мы ставили на бой,
и мы теперь враги —
два бывших побратима.
Мне снится старый друг,
как снится плеск знамен
солдатам, что войну
закончили убого.
Я без него — не я,
он без меня — не он,
и если мы враги,
уже не та эпоха.
Мне снится старый друг.
Он, как и я, дурак.
Кто прав, кто виноват,
я выяснять не стану.
Что новые друзья?
Уж лучше старый враг.
Враг может новым быть,
а друг — он только старый…
Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?
Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
Как предложить событие в «Афишу» портала?
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Если вопросы остались — .
Пожалуйста подтвердите, что вы не робот
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.
ÑÒÀÐÛÉ ÄÐÓÃ
Ìíå ñíèòñÿ ñòàðûé äðóã,
êîòîðûé ñòàë âðàãîì,
íî ñíèòñÿ íå âðàãîì,
à òåì æå ñàìûì äðóãîì.
Ñî ìíîþ íåò åãî,
íî îí òåïåðü êðóãîì,
è ãîëîâà èäåò
îò ñíîâèäåíèé êðóãîì.
Ìíå ñíèòñÿ ñòàðûé äðóã,
êðèê-èñïîâåäü ó ñòåí
íà ëåñòíèöå òàêîé,
ãäå ÷åðò ñëîìàåò íîãó,
è íåíàâèñòü åãî,
íî íå êî ìíå, à ê òåì,
êòî áûëè íàì âðàãè
è áóäóò, ñëàâà Áîãó.
Ìíå ñíèòñÿ ñòàðûé äðóã,
êàê ïåðâàÿ ëþáîâü,
êîòîðàÿ âîâåê
óæå íåâîçâðàòèìà.
Ìû ñòàâèëè íà ðèñê,
ìû ñòàâèëè íà áîé,
è ìû òåïåðü âðàãè
äâà áûâøèõ ïîáðàòèìà.
Ìíå ñíèòñÿ ñòàðûé äðóã,
êàê ñíèòñÿ ïëåñê çíàìåí
ñîëäàòàì, ÷òî âîéíó
çàêîí÷èëè óáîãî.
ß áåç íåãî íå ÿ,
îí áåç ìåíÿ íå îí,
è åñëè ìû âðàãè,
óæå íå òà ýïîõà.
Ìíå ñíèòñÿ ñòàðûé äðóã.
Îí, êàê è ÿ, äóðàê.
Êòî ïðàâ, êòî âèíîâàò,
ÿ âûÿñíÿòü íå ñòàíó.
×òî íîâûå äðóçüÿ?
Óæ ëó÷øå ñòàðûé âðàã.
Âðàã ìîæåò íîâûì áûòü,
à äðóã îí òîëüêî ñòàðûé…
1973
ÊÎÃÄÀ ÂÇÎØËÎ ÒÂÎÅ ËÈÖÎ…
Êîãäà âçîøëî òâîå ëèöî
íàä æèçíüþ ñêîìêàííîé ìîåþ,
âíà÷àëå ïîíÿë ÿ ëèøü òî,
êàê ñêóäíî âñå, ÷òî ÿ èìåþ.
Íî ðîùè, ðåêè è ìîðÿ
îíî îñîáî îñâåòèëî
è â êðàñêè ìèðà ïîñâÿòèëî
íåïîñâÿùåííîãî ìåíÿ.
ß òàê áîþñü, ÿ òàê áîþñü
êîíöà íåæäàííîãî âîñõîäà,
êîíöà îòêðûòèé, ñëåç, âîñòîðãà,
íî ñ ýòèì ñòðàõîì íå áîðþñü.
ß ïîìíþ — ýòîò ñòðàõ
è åñòü ëþáîâü. Åãî ëåëåþ,
õîòÿ ëåëåÿòü íå óìåþ,
ñâîåé ëþáâè íåáðåæíûé ñòðàæ.
ß ñòðàõîì ýòèì âçÿò â êîëüöî.
Ìãíîâåíüÿ ýòè — çíàþ — êðàòêè,
è äëÿ ìåíÿ èñ÷åçíóò êðàñêè,
êîãäà çàéäåò òâîå ëèöî…
1960
ÑÐÅÄÈ ËÞÁÎÂÜÞ ÑËÛÂØÅÃÎ…
Ñðåäè ëþáîâüþ ñëûâøåãî
ñïëåòåíüÿ ðóê è áåä
òû îò ìåíÿ íå ñëûøàëà,
ëþáèìà èëè íåò.
Íå ñïðàøèâàé îá èñòèíå.
Ïóñòü áóäó ÿ â äîëãó —
ÿ íå ìîãó áûòü èñêðåííèì,
è ëãàòü ÿ íå ìîãó.
Íî íå ãëÿäè òîñêóþùå
è âåðü ñâîåé çâåçäå —
õîðîøóþ òàêóþ æå
ÿ íå âñòðå÷àë íèãäå.
Âñ¸ òàê,
íî ñèëû ìàëî âåäü,
÷òîá æèòü,
âçàõë¸á ëþáÿ,
íó, à òåáÿ îáìàíûâàòü —
îáìàíûâàòü ñåáÿ;
è çàìåíÿòü â íàèâíîñòè
âîâåê íå íàó÷óñü
ÿ ÷óâñòâà áåç âçàèìíîñòè
âçàèìíîñòüþ áåç ÷óâñòâ…
Õî÷ó ÿ ïàìÿòü âûòåñíèòü
è äóìàòü î ñâî¸ì,
íî âñ¸ æå òÿíåò âèäåòüñÿ
è áûòü ñ òîáîé âäâî¸ì.
Êîãäà âñ¸ ýòî êîí÷èòñÿ?!
ß ìó÷àþñü îïÿòü —
è áðàòü ëþáîâü íå õî÷åòñÿ,
è ñòðàøíî ïîòåðÿòü.
ÍÅ ÏÎÍÈÌÀÒÜ ÄÐÓÃ ÄÐÓÃÀ ÑÒÐÀØÍÎ…
Íå ïîíèìàòü äðóã äðóãà ñòðàøíî —
íå ïîíèìàòü è îáíèìàòü,
è âñå æå, êàê ýòî íè ñòðàííî,
íî òàê æå ñòðàøíî, òàê æå ñòðàøíî
âî âñåì äðóã äðóãà ïîíèìàòü.
Òåì è äðóãèì ñåáÿ ìû ðàíèì.
È, íàäåëåí ïîçíàíüåì ðàííèì,
ÿ äóøó íåæíóþ òâîþ
íå îñêîðáëþ íåïîíèìàíüåì
è ïîíèìàíüåì íå óáüþ.
1956
ÑÎ ÌÍÎÞ ÂÎÒ ×ÒÎ ÏÐÎÈÑÕÎÄÈÒ…
Á. Àõìàäóëèíîé1
Ñî ìíîþ âîò ÷òî ïðîèñõîäèò:
êî ìíå ìîé ñòàðûé äðóã íå õîäèò,
à õîäÿò â ìåëêîé ñóåòå
ðàçíîîáðàçíûå íå òå.
È îí
íå ñ òåìè õîäèò ãäå-òî
è òîæå ïîíèìàåò ýòî,
è íàø ðàçäîð íåîáúÿñíèì,
è îáà ìó÷èìñÿ ìû ñ íèì.
Ñî ìíîþ âîò ÷òî ïðîèñõîäèò:
ñîâñåì íå òà êî ìíå ïðèõîäèò,
ìíå ðóêè íà ïëå÷è êëàä¸ò
è ó äðóãîé ìåíÿ êðàä¸ò.
À òîé —
ñêàæèòå, áîãà ðàäè,
êîìó íà ïëå÷è ðóêè êëàñòü?
Òà,
ó êîòîðîé ÿ óêðàäåí,
â îòìåñòêó òîæå ñòàíåò êðàñòü.
Íå ñðàçó ýòèì æå îòâåòèò,
à áóäåò æèòü ñ ñîáîé â áîðüáå
è íåîñîçíàííî íàìåòèò
êîãî-òî äàëüíåãî ñåáå.
Î, ñêîëüêî
íåðâíûõ
è íåäóæíûõ,
íåíóæíûõ ñâÿçåé,
äðóæá íåíóæíûõ!
Êóäà îò ýòîãî ÿ äåíóñü?!
Î, êòî-íèáóäü,
ïðèäè,
íàðóøü
÷óæèõ ëþäåé ñîåäèí¸ííîñòü
è ðàçîáù¸ííîñòü
áëèçêèõ äóø!
1957
ÌÀØÀ
Âäîëü ìîðÿ áûñòðî äåâî÷êà ïðîõîäèò,
áëåäíåÿ, ðîçîâåÿ è äè÷àñü.
 íåé âñå âîñõîäèò… ×òî ñ íåé ïðîèñõîäèò?
 íåé âîçíèêàåò æåíùèíà ñåé÷àñ.
Îíà ó ìîðÿ òàïî÷êè ñíèìàåò,
âñòóïàåò, ñëîâíî â ìóçûêó, â íåãî,
è âñå îíà íà ñâåòå ïîíèìàåò,
õîòÿ íå ïîíèìàåò íè÷åãî.
Ðàññóäîê òðåçâûé, áåçðàññóäñòâà ìàññà,
âçãëÿä èç-ïîä ÷óòêîé ÷åëêè ÷åðåç âñåõ
è ñíîâà âíèç… Âñå ýòî âìåñòå Ìàøà
ñåðüåçíûé áîëüøåãëàçûé ÷åëîâåê.
È ó ìåíÿ ïåðåñûõàåò í¸áî,
êîãäà, çàáûâ ïðî ÷åé-òî âçðîñëûé ñóä,
ìàëü÷èøåñêèå òîíåíüêèå íîãè
åå êî ìíå áåñïîìîùíî íåñóò.
ß íàäåâàþ òðóá÷àòóþ ìàñêó.
Ïëûâåò è Ìàøà ãäå-òî íàäî ìíîé.
ß ñêâîçü ñòåêëî èùó ãëàçàìè Ìàøó
ñðåäè öâåòîâ è êðàáîâ, êàê õìåëüíîé.
È âèæó ÿ â çåëåíîé òîëùå ñâåòëîé
íàä áóðîþ ïîäâîäíîþ ãðÿäîé
êîëûøóòñÿ, êàê áåëåíüêèå ñòåáëè,
ìàëü÷èøåñêèå íîãè ïîä âîäîé.
È ÿ ïëûâó, ïëûâó â ïîäâîäíûõ ÷àùàõ,
ïëûâó ÿ, âîäó ëàñòàìè êðîÿ,
è ÿ íåñ÷àñòëèâ îò òîãî, ÷òî ñ÷àñòëèâ,
è ñíîâà ñ÷àñòëèâ, ÷òî íåñ÷àñòëèâ ÿ.
×òî ìíå ñêàçàòü? Ïóñòü íå áîèòñÿ ìàìà
òåáå íå ïðè÷èíþ ÿ, Ìàøà, çëà.
Ìíå îò òåáÿ íåìíîãî íàäî, Ìàøà,
è î÷åíü ìíîãî ÷òîáû òû áûëà.
 ðàçäóìèÿõ î âå÷íîñòè è ñìåðòè,
îõâà÷åííûé íàäåæäîé è òîñêîé,
ãëÿæó ñêâîçü òâîå òîíåíüêîå ñåðäöå,
êàê ñêâîçü ïðîçðà÷íûé êàìóøåê ìîðñêîé.
1958
ÏÐÎÑÍÓÒÜÑß ÁÛËÎ, ÊÀÊ ÏÐÈÑÍÈÒÜÑß…
Ïðîñíóòüñÿ áûëî, êàê ïðèñíèòüñÿ,
ïðèñíèòüñÿ ñàìîìó ñåáå
ïîä âñïûõèâàþùèå çàðíèöû
â ïîñêðèïûâàþùåé èçáå.
Ïðèïîìíèòü — âðåìÿ çà ãðèáàìè,
òåáÿ ïîäíÿòü, ðàñòåðåáè,
òâîè ãëàçà îòêðûòü ãóáàìè
è âíîâü óâèäåòü â íèõ ñåáÿ.
Äëÿ îáúÿñíåíèé ñëîâ ïîäñîáíûõ
ñîâñåì íå íàäî áûëî íàì,
êîãäà äåëèëè ìû ïîäñîëíóõ,
åãî ëîìàÿ ïîïîëàì.
È ñëîæíûõ íå áûëî âîïðîñîâ,
êîãäà âáåãàëè âíóòðü çàðè
â ïðàìàòåðü — âîäó, ãäå ó ïëåñîâ
ùåêî÷óò íîãè ïåñêàðè.
À ñòðàõ ÷åãî-òî áåçîò÷åòíî
íàñ ëåäåíèë ïî âðåìåíàì.
Óæå âîêðóã õîäèëî ÷òî-òî,
óæå ïðèìåðèâàëîñü ê íàì.
Íî êàê ðåñíèöàìè — â ðåñíèöû,
è ñ íàãîòîþ — íàãîòà,
ñåáå ñàìèì îïÿòü ïðèñíèòüñÿ
è íå ïðîñíóòüñÿ íèêîãäà?
ÍÅ ÍÀÄÎ
Íå íàäî…
Âñ¸ ïðèçðà÷íî —
è ò¸ìíûõ îêîí ìàòîâîñòü,
è àëûé ñíåã çà ñòîï-ñèãíàëàìè ìàøèí.
Íå íàäî…
Âñ¸ ïðèçðà÷íî,
êàê ñêâåð òóìàííûé ìàðòîâñêèé,
ãäå íåò íè æåíùèí, íè ìóæ÷èí —
ëèøü òåíè æåíùèí è ìóæ÷èí.
Íå íàäî…
Ñòîþ ó äåðåâà,
ìîë÷ó è íå îáìàíûâàþ,
ãëÿæó, êàê ñäâîåííûå ñâåòÿò ôîíàðè,
è òèõî òðîãàþ ðóêîé,
íî íå îáëàìûâàþ
ñîñóëüêó òîíåíüêóþ ñ âåòî÷êîé âíóòðè.
Íå íàäî…
Ïóñòü â áóëòûõàþùåìñÿ çàñïàííîì òðàìâàèøêå
ñ Ìîñêâîé,
êà÷àþùåéñÿ ìåðòâåííî â îêíå,
òû,
ïîäïåðåâ ùåêó ðóêîþ â äåòñêîé âàðåæêå,
ñî çëîñòüþ æåíñêîé âñïîìèíàåøü îáî ìíå.
Íå íàäî…
Òû ñòàíåøü æåíùèíîé,
óñòàëîé, óìíîé æåíùèíîé,
ïî ñëîâó äîáðîìó è ëàñêå ãîëîäíà,
è áóäåò ìàðò,
è áóäåò ìàëü÷èê, ÷òî-òî øåï÷óùèé,
è áóäåò ãîðåñòíî êðóæèòüñÿ ãîëîâà.
Íå íàäî…
Ïóñòü ýòî ñòîèò, êàê è ìíå, íåä¸øåâî,
ñ íèì íå õîäè âäâî¸ì ïî ìàðòîâñêîìó ëüäó,
åìó íà ïëå÷è ñâîè ðóêè íåíàä¸æíûå
òû íå êëàäè,
êàê ÿ ñåãîäíÿ íå êëàäó.
Íå íàäî…
Íå âåðü, êàê ÿ íå âåðþ,
ïðèçðà÷íîìó ãîðîäó,
íå òî,
î÷íóâøèñü, óæàñí¸øñÿ ïóñòûðþ.
Ñêàæè: «Íå íàäî!»,
îïóñòèâøè íèçêî ãîëîâó,
êàê ÿ òåáå ñåé÷àñ
«Íå íàäî…»
ãîâîðþ.
Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:
- 23.04.2017. Ðåëèêòîâîå Èðèíà Ñóâîðîâà 4
- 04.04.2017. Ñòèõè Áîðèñ Íå÷åóõèí. Àëåêñàíäð Ðåäè÷êèí. Þðèé Ìàê
- 02.04.2017. Ïàìÿòè Ïîýòà. Åâãåíèé Åâòóøåíêî.
Выбрать главу
1954
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО «ХГС» 1995.
Среди любовью слывшего…
Среди любовью слывшего
сплетенья рук и бед
ты от меня не слышала,
любима или нет.
Не спрашивай об истине.
Пусть буду я в долгу —
я не могу быть искренним,
и лгать я не могу.
Но не гляди тоскующе
и верь своей звезде —
хорошую такую же
я не встречал нигде.
Всё так,
но силы мало ведь,
чтоб жить,
взахлёб любя,
ну, а тебя обманывать —
обманывать себя;
и заменять в наивности
вовек не научусь
я чувства без взаимности
взаимностью без чувств…
Хочу я память вытеснить
и думать о своём,
но всё же тянет видеться
и быть с тобой вдвоём.
Когда всё это кончится?!
Я мучаюсь опять —
и брать любовь не хочется,
и страшно потерять.
Русская и советская поэзия
для студентов-иностранцев.
А.К.Демидова, И.А. Рудакова.
Москва, изд-во «Высшая школа», 1969.
Старый друг
Мне снится старый друг,
который стал врагом,
но снится не врагом,
а тем же самым другом.
Со мною нет его,
но он теперь кругом,
и голова идет
от сновидений кругом.
Мне снится старый друг,
крик-исповедь у стен
на лестнице такой,
где черт сломает ногу,
и ненависть его,
но не ко мне, а к тем,
кто были нам враги
и будут, слава Богу.
Мне снится старый друг,
как первая любовь,
которая вовек
уже невозвратима.
Мы ставили на риск,
мы ставили на бой,
и мы теперь враги —
два бывших побратима.
Мне снится старый друг,
как снится плеск знамен
солдатам, что войну
закончили убого.
Я без него — не я,
он без меня — не он,
и если мы враги,
уже не та эпоха.
Мне снится старый друг.
Он, как и я, дурак.
Кто прав, кто виноват,
я выяснять не стану.
Что новые друзья?
Уж лучше старый враг.
Враг может новым быть,
а друг — он только старый…
1973
Евгений Евтушенко. Медленная любовь.
Домашняя библиотека поэзии.
Москва: Эксмо-пресс, Яуза, 1998.
Твоя душа
Неотразимая,
ты зимним зимняя!
Ты завораживаешь,
как замораживаешь!
Душа нальделая
все ледяней.
Что ты наделала
с душой своей!
Быть ледяною
ее заставила
и, словно комнату,
ее уставила
вещами,
может быть и хорошими,
но замораживающими,
холодными…
Там воздух не колышется.
Цветов
там
нет.
Как лёд коричневый,
блестит паркет.
Где-то гомон уличный,
дневной жары накал.
Здесь —
лед рояля угольный
и ртутный лед зеркал.
Здесь не бывает солнечно.
Здесь лампы свет чуть льют.
Свисают
сонные
сосульки люстр.
А я хочу быть в гомоне
среди людей.
Мне страшно в комнате
души твоей.
Душа усталая,—
себе постылая,
и вся уставленная,
и вся пустынная…
1956
Евг. Евтушенко. Взмах руки. Стихи.
Москва: Молодая гвардия, 1962.
Тревожьтесь обо мне…
Тревожьтесь обо мне
пристрастно и глубоко.
Не стойте в стороне,
когда мне одиноко.
В усердии пустом
на мелком не ловите.
За все мое «потом»
мое «сейчас» любите.
Когда я в чем спешу,
прошу вас —
не серчайте,
а если вам пишу,
на письма отвечайте.
Твердите, что «пора!»
всегдашним братским взглядом.
Желайте мне добра
и рядом и не рядом.
Надейтесь высоко
и сердцем и глазами…
Спасибо вам за то,
что будете друзьями!
1955
Евг. Евтушенко. Взмах руки. Стихи.
Москва: Молодая гвардия, 1962.
Третий снег
С. Щипачеву
Смотрели в окна мы, где липы
чернели в глубине двора.
Вздыхали: снова снег не выпал,
а ведь пора ему, пора.
И снег пошел, пошел под вечер.
Он, покидая высоту,
летел, куда подует ветер,
и колебался на лету.
Он был пластинчатый и хрупкий
и сам собою был смущен.
Его мы нежно брали в руки
и удивлялись: «Где же он?»
Он уверял нас: «Будет, знаю,
и настоящий снег у вас.
Вы не волнуйтесь — я растаю,
не беспокойтесь — я сейчас…»
Был новый снег через неделю.
Он не пошел — он повалил.
Он забивал глаза метелью,
шумел, кружил что было сил.
В своей решимости упрямой
хотел добиться торжества,
чтоб все решили: он тот самый,
что не на день и не на два.
Но, сам себя таким считая,
не удержался он и сдал.
и если он в руках не таял,
то под ногами таять стал.
А мы с тревогою все чаще
опять глядели в небосклон:
«Когда же будет настоящий?
Ведь все же должен быть и он».