На федюнинских холмах тишина над малаховым курганом сны

Пятая песня в популярном справочнике-песеннике — «Маки» (музыка Юрия Антонова, слова Григория Поженяна). Миньон* с этой песней появился в 1982 году вместе с песнями «Море» и «Вот как бывает»:

Обложка пластинки. © Мелодия

* Мини-альбом (также миньон, EP от англ. Extended Play) — изначально грампластинка, на каждой стороне которой помещались только 2-4 музыкальных композиции общей длительностью звучания 15-20 минут. Помимо термина «мини-альбом» в русском языке также употребляется термин «миньон». В англоязычных странах этот формат в 1950-е гг. стали называть «EP» — «Extended Play», чтобы обозначить различие между ними и синглами (SP; одно-, двухпесенными пластинками); термин «мини-альбом» также используется в английском языке. В настоящее время мини-альбомы также выходят на компакт-дисках.

В СССР

Дефицит (или даже полное отсутствие) полноценных альбомов популярных западных исполнителей привёл к увеличению спроса на пластинки-миньоны. Некоторые миньоны издавались как обзорные с LP (от англ. Long Play), выпущенных только на западе (серия из 5 миньонов «Битлз», по одному миньону из сольных альбомов Дж. Леннона и П. Маккартни), или в виде своеобразных «сплитов», когда на одной стороне помещалась запись западной группы, а на другой — советского ВИА.

Любопытный факт: в 1980 году Юрий Антонов и рок-группа «Аракс» подготовили LP-сплит, который, однако, не был допущен худсоветом для издания на фирме «Мелодия». Тогда Антонов издал «свою» сторону пластинки на нескольких миньонах, договориться об издании которых было значительно проще.

Полный текст статьи о мини-альбомах можно прочитать на Википедии.

Юрий Антонов. Фото: uznayvse.ru

Вот что говорится в справочнике о Юрии Антонове:

Антонов Юрий Михайлович — автор песен, исполнитель, засл.арт. Чеч.-Инг. АССР (р.1945, г.Ташкент).
Окончил Молодечненское муз. училище.
Основное место в творч-ве занимает песенный жанр. Наиболее известные песни: «Море», «Анастасия», «Крыша дома твоего», «Маки», «Снегири», «На улице Каштановой», «Белый теплоход», «Я иду к тебе навстречу» и др.

Из интервью Юрия Антонова изданию «Вечерняя Москва», 2015 г (источник):

— Ваша песня «Маки», на мой взгляд, одна из самых пронзительных антивоенных песен. Что послужило импульсом к её написанию: личные впечатления от послевоенного детства или, может быть, воспоминания вашего отца, участника Великой Отечественной войны?

— Нет, это не связано с какими-то воспоминаниями. Толчком послужило чужое стихотворение. Я в то время жил в квартире у моего приятеля и в его библиотеке случайно нашел сборник стихов Григория Поженяна. Дай, думаю, почитаю ради любопытства. Я листал этот сборник и наткнулся на стихотворение без названия. Когда я прочитал его, оно мне очень понравилось. И буквально за пару дней я написал на его основе песню «Маки».

На Федюнинских холмах — тишина.
Над Малаховым курганом — сны.
Будто не было войны, но война
Похоронена на дне тишины.
И казалось бы, всему вышел срок,
Тридцать лет менялась в море вода.
А как выйдешь, как шагнёшь за порог,
И от маков не уйти никуда.

ПРИПЕВ:
Маки, маки, красные маки,
Горькая память земли,
Неужели вам снятся атаки,
Неужели вам снятся атаки
Тех, кто с этих холмов не пришли?

Над Сапун-горой цветут тополя,
Над Сапун-горой летят журавли,
Но плывут из края в край по полям
Маки, маки — совесть земли.
И казалось бы, ну что в том за страсть?
Тридцать лет они пылают в траве.
Ах, как хочется в те травы упасть,
в красных маках полежать на земле.

ПРИПЕВ

На Федюнинских холмах — тишина.
Над Малаховым курганом — сны.
Будто не было войны, но война
Похоронена на дне тишины.

На этом песня заканчивается, но в стихотворении есть продолжение:
Все мне чудится порою: «Ура!»
Все мне слышится команда: «Пли!»
И зажмуришься, а видишь: с утра
Маки, маки по холмам поплыли.

Маки, маки, красные маки —
горькая память земли.
Неужели вам снятся атаки,
неужели вам снятся атаки
тех, кто с этих холмов не пришли?

Маки, маки — алые маки…
(1974)

Видеоклип, снятый на белорусском телевидении в начале 80-х годов.:

Читайте и другие материалы на канале и слушайте только хорошую музыку!

Заметили ошибку? Есть вопросы, идеи, предложения, или просто хотите высказаться? Оставляйте комментарии или пишите по адресу: o.v.malakhova@gmail.com

Источник

Григорий «бочка стихов») Поженян

Два ордена Отечественной войны I степени (28. 05. 1945, 06. 04. 1985)
Орден Красной Звезды (15. 02.1944)

орден «Знак Почёта»

медаль «За боевые заслуги»

медаль «За оборону Одессы»

медаль «За оборону Севастополя»

медаль «За оборону Кавказа»

медаль «За освобождение Белграда»

Стихов в сети почему-то нет, перепечатаю с книжки —

Июньские дни Нахимова

1. Возвращение

Когда в одной ладони —
все дороги.
И встать на холм —
как дёрнуть за кольцо.
И ни моря не властны
и ни боги.
И лица всех сошлись в одно лицо.
Когда послушней конь,
острее зренье
и ни себя не жалко,
ни коня.
Когда, освобождённый,
остраненьем
возвысишься
над суетностью дня…
Как горячит
и как пьянит опасность.
Но, все свои сомненья погребя,
ты знаешь,
что живёшь не для себя.
И в этом суть,
и правота,
и ясность.
……………………………………………
……………………………………………
Три ниши
во Владимирском соборе.
Три места в склепе.
Трое лечь могли
под куполом с крестом,
над городом,
что всех других дороже.
Был первым —
Лазарев.
Он — первый адмирал —
лёг в склепе первым.
— Берегу
второе место для себя,-
сказал Нахимов.
Но смерть всевластна.
Подданных своих
смерть убирает
по своим контрактам.
Она — вершительница
судеб всех.
Одна она ли только?!
И стал вторым Корнилов.
Он, кажется мне тоже,
что-то знал.
Он загодя оставил завещанье,
ранним утром,
часов примерно в семь,
часы отправил сыну золотые.
А в полдень
принял смерть на бастионе.
Не прячась от неё,
не хоронясь,
с холодною улыбкой
обреченья…
— Держу я третье место
для себя,- сказал Нахимов.
Он ослаб от горя
и не стыдился слёз.
Был третьим
адмирал Истомин.
Опять Малахов,
тот же бастион,
люнет камчатский,
тот же вызов жизни.
— Что хорониться,
смерть своё возьмёт,-
сказал Нахимов,-
лягу…
в ногах товарищей.

2. Предчувствие
(17 июня 1855 года. Малахов курган. Штыковая)

А он с коня в штыки —
и нет
ни неба,
ни земли,
ни адмиральских эполет.
Лишь хруст костей
да красный след,
когда кричат:
— Коли! —
А он не думал ни о чём,
пришёл ли нет черёд.
Не взвешивал,
а предпочёл
толкнуть тарутинцев плечом
и с саблею —
вперёд.
А ковыли давно в крови.
А бог — приди
и лик яви
в малиновом дыму.
И нет ни неба,
ни земли,
лишь хруст костей
да крик:
— Коли! —
Пощады — никому.

Накануне сражения
явился к Нахимову
Данненберг.
— Извините,- сказал он,-
я ещё не был с визитом
у вас.
— Помилуйте,
ваше высочество,
лучше б
Сапун-горе
сделали вы визит…
……………………………………….
……………………………………….
Итак, другого не дано:
пусть всё летит вверх дном.
Земля виднее
под конём,
трава теплее
под огнём,
нет выхода — так вверх килём.
А город…
Если суждено.
Но…только не при нём.
Скатилась по небу звезда,
двух душсближала даль.

Читайте также:  Потливость во время сна у ребенка

Уберегли его тогда,
и отодвинулась беда.
Надолго ли?!
Едва ль…
Близ Малахова кургана
солдат, умирая,
остановил верхового:
— Я не помощи прошу,
ваше благородие,
я спросить у вас хочу,-
верховой склонился
в стременах,-
— адмирал Нахимов
не убит?
— Нет.
— Слава богу! —
И солдат, перекрестившись,
умер…

3. Смерть
(28 июня 1855 года. Корниловский бастион)

В шесть часов пополудни,
вернее, чуть раньше шести,
на исходе июня,
во вторник,
дня двадцать восьмого,
двое: Павел Нахимов
и флаг-офицер Колтовской,
благодушно беседуя
ехали к Керну
верхами.
День клонился к закату,
акация властно цвела.
Сладковато и властно.
Нахимов сказал:
— Дело божье.
Бога даёт,
бог берёт…
Храбрость — суть
постоянство усилий.
Смерть преследовать нужно,
чтоб душу от страха спасти.
То, что мы — молодцы,- хорошо.
И для нас,
и, пожалуй, для многих.

В шесть часов пополудни,
вернее, чуть раньше шести,
на исходе июня,
во вторник,
дня двадцать восьмого,
обойдя батарею,
он вышел к вершине холма
и спросил у сигнальщика:
— Сколько нас?
— На суток на четверо…хватит… —
Рядом шлёпнулась пуля,
с шипеньем уткнувшись в мешок.
Он стоял,
возвышаясь по грудь
над банкетом.
Снова пуля…
— Прицельно стреляют,-
сказал.
Керн был бледен.
Нахимов
за подзорной трубой потянулся.
………………………………………
— Внизу идёт богослужение
в честь завтрашнего праздника
святых Петра и Павла.
Не желаете послушать? —
спросил Керн.
— Никого не задерживаю-с…
………………………………………
На исходе июня,
ах, какая тоска,
он нашёл свою пулю,
так как пулю искал.

В шесть часов пополудни
тайна сметри близка…
И разгадкою жизни
хлещет кровь из виска.
……………………………………..
……………………………………..
Когда часы надежды истекли
его по Аполлоновой горе
до бухты
донесли товарищи
и положили в шлюпку.
Буксировали баркасами
и встретили на Графской,
как живого,
взяв вёсла на валек.
Потом, неспешно,
двинулись домой.
Из окон дома
было слышно,
как полковая музыка играла.
…Гроб его
трифлага осенили.
Два адмиральских,
третий — кормовой,
пробитый ядрами
синопскими
с «Марии».

В почётном карауле стояли —
семнадцать в ряд.
«Полный ход»
сыграли барабанщики.
Колокола —
один, потом другой —
звонили с Корабельной.
Четырнадцать священников
служили панихиду.
Приспустили флаги
на кораблях.
Весь Севастополь
проводил Нахимова
в последний путь
до склепа,
во Владимирскую церковь.
Там его
три адмирала ждали.
Его учитель —
Лазарев,
Корнилов
и Истомин.
Он сам хотел
лечь у друзей
в ногах…

Декабрь 1941 года

Когда война приходит в города,

они темней становятся и тише.

А он казался мне

светлей и выше,

значительней и строже, чем всегда.

Он был почти что рядом,

                                         где-то тут,

за сопкой, за спиною, за плечами.

Бомбят его, и мы не спим ночами,

так боя ждём,
как только боя ждут.

Шёл сотый день,

                       сто первый,

                                            сто второй,

под нами с рёвом оседали горы,

но только почта покидала город

и только мёртвый смел покинуть строй.

А он горел, и с четырех сторон

от бухты к бухте подползало пламя.

А нам казалось, это было с нами,

как будто мы горели, а не он.

А он горел. И отступала мгла

от Херсонеса и до равелина.

И тень его пожаров над Берлином

уже тогда пророчеством легла.

Март 1942 года

2

Когда Инкерманские
каменоломни дымились
и море, как небо,
и море, как небо,
горело…
Когда от снарядов и бомб
облысели высоты
и воду в полки
даже ночью
с трудом доставляли…
Мы пили компот,
нам давали в пайке
папиросы.
Мы в баню ходили
и спали всю ночь на матрацах.
И было мне стыдно
не жить —
притворяться спокойным.
И было мне страшно
не спать —
а в тепле просыпаться.
И было мне душно,
и жарко, и тесно —
с компотом,
ждать, ждать
это слово желанное, жёсткое:
— Нынче! —
И первая группа —
минёры с радистом Володей,
почтовые голуби,
голуби — наши связные,
и сам капитан-лейтенант
вышли ночью на шлюпках.
А немцы их ждали.
Но кто виноват —
я не знаю.
…Я ране был.
Я был убит под Одессой.
Из горьких известий,
печалей, обид
и наветов
я мог бы построить корабль,
чтоб он утонул в океане.
Но не было горше
семи человеческих криков:
«Сюда не высаживаться,
мы все убиты,
Володя…»
И голуби тоже
 (они-то при чём?)
не вернулись.
Они расплатились,
крылатые,
просто за верность.
Так что ж они, глупые,
снова зимой улетели
погреться в Испанию
или в Трансваль?
Остались бы
дома, со мною…

Севастополь 1975-го

Hа Федюнинских холмах —
тишина.

Над Малаховым куpганом —
сны.

Будтоо не было войны,
но война

похоpонена на дне
тишины.

И казалось бы, всему
вышел сpок,

тpидцать лет менялась в моpе
вода.

А как выйдешь, как шагнешь
за поpог —

и от маков не уйти
никуда.

Маки, маки, кpасные маки —

гоpькая память земли.

Неужели вам снятся
атаки,

неужели вам снятся
атаки

тех, кто с этих холмов
не пpишли?

Маки, маки, кpасные маки

Гоpькая память земли

Неужели вам снятся атаки

Неужели вам снятся атаки

Тех, кто с этих холмов не пpишли

Hад Сапун-гоpой
цветут тополя.
Над Сапун-гоpой
летят жуpавли.

Но плывут из кpая в кpай
по полям
маки, маки —
совесть земли.

И казалось бы, ну что в том
за стpасть —

тpидцать лет они пылают
в тpаве.

Ах, как хочется в те тpавы
упасть,

в кpасных маках полежать
на земле!

Маки, маки, алые маки —

гоpькая память земли

Неужели вам снятся
атаки,

неужели вам снятся
атаки

тех, кто с этих холмов
не пpишли?

Hа Федюнинских холмах —
тишина.

Над Малаховым куpганом —
сны.

Будтоо не было войны,
но война

похоpонена на дне
тишины.
Всё мне чудится порою:
«Ура!»
Всё мне слышится команда:
«Пли!»
И зажмуришься, а видишь:
с утра
маки. маки по холмам
поплыли.

Маки, маки, кpасные маки —

гоpькая память земли.

Неужели вам снятся
атаки,

неужели вам снятся
атаки

тех, кто с этих холмов
не пpишли?..
Маки, маки —
алые маки…

Осенние стихи

Небо осенью выше,
светлее, печальней,
лес — торжественней
в дымчатой ясности просек.
Он стоит обнажённый,
в красе изначальной.
Он, как старый солдат,
снисхожденья не просит.
Пусть кружится листва,
пусть последняя стая
журавлей отлетает,
тревогой объята.
В этот час,
в сыроватой земле прорастая,
начинают свой путь
молодые опята.
И не жаль, что грустнее
осенние вести.
Если осень — пусть осень.
Но только б не рано.
Пусть, как в жизни людей,
не обычно, не вместе,
оголяются ветви
берёз и каштанов.
Но бывает орешник
зелёный-зелёный.
А негнущийся дуб —
облетевший и чёрный.
Что мне гнущихся прутьев
земные поклоны!
Мне б дубы да дубы
в вышине непокорной.
Мне б сурового кедра
янтарные соки,
вон того — с побуревшим стволом
в три обхвата.
Осень! Час листопада
под небом высоким.
Осень! Время раздумья
и время утраты.
Дай мне, сердце,
бескрайний полёт голубиный.
Собери все опавшие листья
у веток.
Облетают рябины,
облетают рябины.
А к чему мне рябины?
Я не про это.

Читайте также:  Потеет голова у взрослого во сне причины

Источник

Ó çàìå÷àòåëüíîãî ïîýòà ôðîíòîâèêà Ãðèãîðèÿ Ìèõàéëîâè÷à(20 ñåíòÿáðÿ 1922, ã.Õàðüêîâ — 20 ñåíòÿáðÿ 2005, ã.Ìîñêâà), åñòü øèðîêî ïîïóëÿðíûå ïåñíè, íàçâàâ êîòîðûå âñå âñïîìíÿò èõ, íå çíàÿ, êàê ïðàâèëî, àâòîðà ñëîâ.

Ïåñíÿ î äðóãå
Èç êèíîôèëüìà ïóòü ê ïðè÷àëó 1962 ã.,
ðåæèññ¸ð Ãåîðãèé Äàíåëèÿ,
ïî ïîâåñòè Âèêòîðà Êîíåöêîãî,
ìóçûêà Àíäðåÿ Ïåòðîâà.

Åñëè ðàäîñòü íà âñåõ îäíà,
Íà âñåõ è áåäà îäíà.
Ìîðå âñòà¸ò çà âîëíîé âîëíà,
À çà ñïèíîé ñïèíà.
Çäåñü, ó ñàìîé êðîìêè áîðòîâ,
Äðóãà ïðèêðîåò äðóã.
Äðóã âñåãäà óñòóïèòü ãîòîâ
Ìåñòî â øëþïêå è êðóã.
Åãî íå íàäî ïðîñèòü íè î ÷¸ì,
Ñ íèì íå ñòðàøíà áåäà.
Äðóã ìîé — òðåòüå ìî¸ ïëå÷î —
Áóäåò ñî ìíîé âñåãäà.
Íó, à ñëó÷èòñÿ, ÷òî îí âëþáë¸í.
À ÿ íà åãî ïóòè,
Óéäó ñ äîðîãè. Òàêîâ çàêîí:
Òðåòèé äîëæåí óéòè.

å
Äâà áåðåãà
Èç êèíîôèëüìà «Æàæäà», 1959 ãîä,
ðåæèññ¸ð Åâãåíèé Òàøêîâ,
ñöåíàðèè Ãðèãîðèé Ïîæåíÿí,
ìóçûêà Àíäðåÿ Ýøïàÿ
Íî÷ü áûëà ñ ëèâíÿìè,
È òðàâà â ðîñå,
Ïðî ìåíÿ «Ñ÷àñòëèâàÿ!»
Ãîâîðèëè âñå,
È ñàìà ÿ âåðèëà,
Ñåðäöó âîïðåêè:
Ìû ñ òîáîé äâà áåðåãà
Ó îäíîé ðåêè

Óòêè âñå ïàðàìè,
Êàê ñ âîëíîé âîëíà…
Âñå äåâ÷àòà ñ ïàðíÿìè —
Òîëüêî ÿ îäíà
ß æäàëà è âåðèëà,
Ñåðäöó âîïðåêè:
Ìû ñ òîáîé äâà áåðåãà
Ó îäíîé ðåêè

Íî÷ü áûëà, áûë ðàññâåò,
Ñëîâíî òåíü êðûëà,
Ó ìåíÿ äðóãîãî íåò,
ß òåáÿ æäàëà!
Âñ¸ æäàëà è âåðèëà,
Ñåðäöó âîïðåêè:
Ìû ñ òîáîé äâà áåðåãà
Ó îäíîé ðåêè!
    Ýòó ïåñíþ áåç ïðåóâåëè÷åíèÿ,çàêîííî,ìîæíî íàçâàòü íàðîäíîé.

Ãðèãîðèé Ìèõàéëîâè÷ Ïîæåíÿí ðîäèëñÿ 20 ñåíòÿáðÿ 1922 ãîäó â ãîðîäå Õàðüêîâå.

 Îòåö, àðìÿíèí, áûë ïàðòèçàíîì â ãðàæäàíñêóþ âîéíó, ïîòîì ñòðîèë Õàðüêîâñêèé òðàêòîðíûé çàâîä, çàòåì áûë äèðåêòîðîì èíñòèòóòà íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêèõ ñîîðóæåíèé, íî â êîíöå êîíöîâ óãîäèë ïîä êàòîê ðåïðåññèé.

 Ìàòü åâðåéêà, âðà÷. 1939 ãîäó Ãðèãîðèé Ïîæåíÿí áûë ïðèçâàí íà ôëîò. Âîéíó âñòðåòèë ñòàðøèíîé 1-îé ñòàòüè íà êðåéñåðå «Ìîëîòîâ».
 
 íà÷àëå âîéíû ìîðÿêîâ ñïðîñèëè, ïîéäóò ëè îíè çàùèùàòü Îäåññó? È âñÿ êîìàíäà, êàê íè ãîðüêà áûëà óæå ñàìà ìûñëü ðàññòàòüñÿ ñ êîðàáë¸ì, ñäåëàëà øàã âïåð¸ä.

 Â êîíöå èþëÿ íà êðåéñåðå «×åðâîíà Óêðàèíà» îñîáûé äèâåðñèîííûé îòðÿä, ñîñòîÿùèé èç äîáðîâîëüöåâ äîñòàâèëè â Îäåññó èç Ñåâàñòîïîëÿ.

׸òêèì ôëîòñêèì øàãîì ïðîøëè îíè ïî ïóñòûííîìó ãîðîäó íà óëèöó Ïàñòîðà, îòêóäà îíè íå ðàç õîäèëè â ðàçâåäêó.

 À â àâãóñòå 1941 ãîäà ðàçâåäûâàòåëüíî-äèâåðñèîííàÿ ãðóïïà ìîðÿêîâ ïîä êîìàíäîâàíèåì Ãðèãîðèÿ Ïîæåíÿíà ñóìåëà îòáèòü, çàõâà÷åííóþ ðóìûíñêèìè âîéñêàìè âîäîíàïîðíóþ ñòàíöèþ, íåäàëåêî îò Îäåññû, â ñåëå Áåëÿåâêà.

 Ðàçâåä÷èêàì óäàëîñü çàïóñòèòü îòêëþ÷åíû íàñîñû, è ïàäàòü â âîäó, â ñòðàäàþùóþ îò å¸ íåõâàòêè Îäåññó, èç ðåêè Äíåñòð, ïðåäîñòàâèâ òåì ñàìûì æèòåëÿì ãîðîäà ñäåëàòü çàïàñû âîäû, òàê êàê îäåññèòû óæå ñòàëè óìèðàòü îò æàæäû.

 Ñðàçó áûëî ïîíÿòíî, ÷òî ðàçâåä÷èêè èäóò íà âåðíóþ ñìåðòü.

 Ïî÷òè âñå ïîãèáëè. Ãðèãîðèé Ïîæåíÿí òîãäà ïîëó÷èë òÿæ¸ëîå ðàíåíèå â îáå íîãè, â ãîëîâó è â ðóêó.

 Áîéöû ïîñ÷èòàëè, ÷òî èõ òîâàðèù ïîãèá.

 Ïðèñûïàâòåëî îäíîïîë÷àíèíà çåìë¸é, ìîðÿêè âåðíóëèñü íà áàçó.

 Ìàòåðè Ãðèãîðèÿ êîìàíäîâàíèå îòïðàâèëî ïîõîðîíêó, è îíà ñðàçó ÷åðåç âîåíêîìàò îôîðìèëàñü íà ðàáîòó â ïîëåâîé ãîñïèòàëü, îêîí÷èâ âîéíó â çâàíèè ìàéîðà.
 
À îí íà óäèâëåíèå âñåì, âûæèë. Î÷íóâøèñü, Ãðèãîðèé Ïîæåíÿí äîáðàëñÿ äî áåðåãà, ñåë â øëþïêó è âûøåë â îòêðûòîå ìîðå, ãäå åãî ïîäîáðàë êàòåð è äîñòàâèë â Ñåâàñòîïîëü.

 Çàëå÷èâ ñåðü¸çíûå ðàíû â ãîñïèòàëå, Ãðèãîðèé Ïîæåíÿí ïðîø¸ë âñþ âîéíó, çàêîí÷èâ â Ðóìûíèè, â çâàíèè êàïèòàí-ëåéòåíàíòà, íà÷àâ âîéíó êðàñíîôëîòöåì.

 Ïîñëå âîéíû â Îäåññå íà óëèöå Ïàñòåðà 27, íà ñòåíå çäàíèÿ, â êîòîðîì ðàñïîëàãàëñÿ äèâèçèîííûå îòðÿä, áûëà óñòàíîâëåíà ìåìîðèàëüíàÿ äîñêà, íà êîòîðîé ñðåäè èì¸í ïîãèáøèõ îøèáî÷íî çíà÷èëñÿ â ñïèñêå è Ã. Ì. Ïîæåíÿí.

Íà îñíîâå ýòèõ ñîáûòèé áûë ñîçäàí õóäîæåñòâåííûé ôèëüì «Æàæäà» ïî ñöåíàðèþ Ãðèãîðèÿ Ïîæåíÿíà, â 1959 ãîäó.
 
Ãðèãîðèé Ïîæåíÿí áûë íàãðàæä¸í ìíîãèìè áîåâûìè îðäåíàìè è ìåäàëÿìè, ñðåäè êîòîðûõ, òàê íàçûâàåìûé «Þæíûé áàíò» — êîìïëåêò ìåäàëåé «Çà îáîðîíó Îäåññû», «Çà îáîðîíó Ñåâàñòîïîëÿ», «Çà îáîðîíó Êàâêàçà».
 
Ãðèãîðèé Ïîæåíÿí- ýòî íå òîëüêî çàìå÷àòåëüíûé ïîýò, íî î÷åíü ñìåëûé ÷åëîâåê.

 Ïðîéäÿ âñþ âîéíó ðàçâåä÷èêîì äèâåðñàíòîì ìîðñêîé ïåõîòû, îí âçîðâàë ñâîé ïåðâûé ìîñò Âàðøàâñêèé – â ã. Íèêîëàåâå, ïîñëåäíèé     — â Áåëãðàäå.

 Îí ñâîèì ãåðîéñòâîì çàñëóæèë ìíîæåñòâî íàãðàä, â òîì ÷èñëå äâà Îðäåíà Îòå÷åñòâåííîé âîéíû I ñòåïåíè, äâà îðäåíà Êðàñíîé Çâåçäû, à òàêæå ïî îäíîìó îðäåíó«Áîåâîãî Êðàñíîãî Çíàìåíè», «Çà áîåâûå çàñëóãè ïåðåä Îòå÷åñòâîì» IIIñòåïåíè, «Çíàê ïî÷¸òà», ìåäàëè «Çà îáîðîíó ñîâåòñêîãî Çàïîëÿðüÿ», «Çà áîåâûå çàñëóãè».

 È ýòî ïðè òîì, ÷òî îí áûë ñûíîì «âðàãà íàðîäà». Äâàæäû ïðåäñòàâëÿëñÿ ê çâàíèþ Ãåðîÿ Ñîâåòñêîãî Ñîþçà, íî íå ïîëó÷èë åãî, ïîòîìó ÷òî âåëåë âûáðîñèòü çà áîðò äåñàíòíîãî êîðàáëÿ è õîðîøåíüêî ïðîïîëîñêàòü â âîäå ñòðóñèâøåãî çàìïîëèòà.
 À òîò ïîæàëîâàëñÿ âîåííûé ñîâåò.
 
Îá îò÷àÿííîé õðàáðîñòè Ïîæåíÿíà, óæå ïîñëå âîéíû àäìèðàë Ô. Ñ. Îêòÿáðüñêèé ïèñàë òàê:

 «Áîëåå õóëèãàíñêîãî è ðèñêîâàííîãî îôèöåðà ó ñåáÿ íà ôëîòàõ ÿ íå âñòðå÷àë!Ôîðìåííûé áàíäèò!».

 îòëè÷èå îò áîëüøèíñòâà ïîýòîâ ôðîíòîâîãî ïîêîëåíèÿ Ïîæåíÿí äî âîéíû ñòèõîâ íå ïèñàë, áûòü ïðîôåññèîíàëüíûì ñòèõîòâîðöåâ íå ìå÷òàë (ñ 12 ëåò óâëåêàëñÿ áîêñîì), à òâ¸ðäîå ðåøåíèå ñòàòü ïîýòîì ïðèíÿë òîëüêî ïîñëå âîéíû.
 
Ãðèãîðèé Ïîæåíÿí âïîñëåäñòâèè ïèñàë:
 «ß îñòàëñÿ æèòü, íî íå ìîã ñìèðèòüñÿ ñî ñìåðòüþ ñâîèõ äðóçåé, ñ äåðåâÿííûìè çâ¸çäàìè íà âå÷íûé ñðîê, ñ áðàòñêèìè ìîãèëàìè è ìîãèëàìè íåèçâåñòíûõ ñîëäàò. Íå ñìîã íå çàõîòåë ñìèðèòüñÿ, è ñòàë ïîýòîì».

Êñòàòè, îäíîé èç ïåðâûõ ñòèõîòâîðåíèé Ãðèãîðèé Ïîæåíÿí ñî÷èíèë âî ôðîíòîâîì ãîñïèòàëå, êîãäà ïîïàë ñ ñåðü¸çíûì ðàíåíèåì.

 Èìåííî çà íåãî Àëåêñàíäð Ôàäååâ è âåëåë ïðèíÿòü êàïèòàíà ëåéòåíàíòà â ëèòåðàòóðíûé èíñòèòóò èìåíè Ãîðüêîãî, âíå êîíêóðñà â 1946 ãîäó, îêîí÷èë òîëüêî â 1952 ãîäó, ïîñêîëüêó äâàæäû îò÷èñëÿëñÿ.

 Ïåðâûé ðàç Ãðèãîðèé Ìèõàéëîâè÷ áûë îò÷èñëåí ïî ïîëèòè÷åñêèì ìîòèâàì.

Читайте также:  Что такое летаргический сон на самом деле

 Åãî ïîïðîñèëè âûñòóïèòü íà ñîáðàíèè ïðîòèâ Ïàâëà Àíòàêîëüñêîãî, êîòîðîãî ñòàëè òðàâèòü ïî íàäóìàííûì ïðåäëîãîì: êîñìîïîëèòèçì.

 Ñîãëàñèâøèñü, Ãðèãîðèé Ïîæåíÿí ÿâèëñÿ ïðè ïîëíîì ïàðàäå, ñ èêîíîñòàñîì íàãðàä è ðàçðàçèëñÿ ñ ïëàìåííîé ðå÷üþ â çàùèòó ñâîåãî ó÷èòåëÿ è äðóãà, ïîòåðÿâøåãî ñûíà íà ôðîíòå è íàïèñàâøèé ñêîðáíóþ ïîýìó îò èìåíè îòöà ïîä íàçâàíèåì «Ñûí».

 À ïîòîì â íåïðèÿòíîé áåñåäå ñ ðåêòîðîì Ô¸äîðîì Ãëàäêîâûì, êîòîðûé âûãíàë íåïîêîðíîãî ñòóäåíòà ñëîâàìè «÷òîáû íîãè âàøåé íå áûëî ó ìåíÿ â êàáèíåòå», âñòàë íà ðóêè è âûøåë, çàÿâèâ, ÷òî óæå è íåòó íîãè.
 
 äðóãîé ðàç èñêëþ÷èëè ñ ïðèâëå÷åíèåì ê ñóäó çà õðàíåíèå èìåííîãî îðóæèÿ, áðàóíèíãà, íà êîòîðîì áûëî íàïèñàíî «Óãîëüêó».Êàêèì áûëî åãî ïðîçâèùå íà ôðîíòå.

 Ïðàâäà î òîì, ÷òî Óãîë¸ê ýòî è åñòü Ïîæåíÿí, óäàëîñü äîêàçàòü ñ îãðîìíûì òðóäîì. À íà ñóäå Ãðèãîðèé Ìèõàéëîâè÷ ÷èòàë ñòèõè:
 
Íà íåì çàï¸êñÿ ìîé êðîâàâûé ñëåä,
ß ñ íèì òîíóë, õîäèë â ïîõîä, â ðàññóäå,
È âîò òåïåðü çà ýòîò ïèñòîëåò
Ìîÿ ñòðàíà ìåíÿ æå è îñóäèò!

Ïåðâîé êíèãîé Ãðèãîðèÿ Ïîæåíÿíà ñòàë ñáîðíèê ñòèõîâ «Âåòåð ñ ìîðÿ» 1955 ãîä.

 Ãðèãîðèé Ïîæåíÿí ó÷àñòâîâàë â ñîçäàíèè êèíîôèëüìîâ «Æàæäà» 1959 ãîä, «Íèêîãäà» — 1962 ãîä,«Ïðîùàé» — 1966 ãîä, «Ïîåçä â äàë¸êèé àâãóñò» — 1971 ãîä.

 Äëÿ Ãðèãîðèÿ Ïîæåíÿíà åãî òâîð÷åñòâî, åãî ïîýçèè — èñïîëíåíèå íðàâñòâåííîãî äîëãà ïåðåä äðóãèìè ëþäüìè, â ïåðâóþ î÷åðåäü ïåðåä ïîãèáøèìè â âîéíå è òîâàðèùàìè, ó êîòîðûõ îí ó÷èëñÿ ìóæåñòâó, ñàìîîòâåðæåííîñòè, ñîâåñòè, âçàèìîâûðó÷êå.

 Èõ ñâåòëîé îí ïîñâÿòèë ñâîè ïîýìû «Âåòåð ñ ìîðÿ» — 1947 ãîä, «Âïåðåäñìîòðÿùèé» — 1953 ãîä, «Æèçíü æèâûõ!» —  1957ãîä, äâà öèêëà ñòèõîâ «Ñåâàñòîïîëüñêàÿ õðîíèêà», «Îäåññêàÿ õðîíèêà», íàïèñàë 30 êíèã, ïîëñîòíè ïåñåííûõ òåêñòîâ. Åãî ïåñíè âäîõíîâèëè åãî ïåñíè âõîäèëè â ðåïåðòóàð Èîñèôà Êîáçîíà,
Ìàéè Êðèñòàëèíñêîé, Ëüâà Ëåùåíêî, Ìóñëèìà Ìàãîìàåâà, Ýäóàðäà Õèëÿ, Îëåãà Àíîôðèåâà.  ÷èñëå êîìïîçèòîðîâ, ïèñàâøèõ ìóçûêó ê åãî ñòèõàì, áûëè Àíäðåé Ïåòðîâ, Àíäðåé Ýøïàé, Þðèé Ñàóëüñêèé, Ýäóàðä Êîëìàíîâñêèé, Âåíèàìèí Áàñíåð.

Ñíÿë êèíîëåíòó «Ïðîùàé» â êà÷åñòâå ðåæèññ¸ðà-ïîñòàíîâùèêà, êîòîðàÿ ïðèçíàíà ñèëüíîé âîåííîé äðàìîé.

 Ãëóáîêî ïåðåæèâàë Ãðèãîðèé Ïîæåíÿí ðàñïàä ÑÑÑÐ, îñîáåííî îòäåëåíèå Óêðàèíû îò Ðîññèè, à òàêæå âîéíó â ×å÷íå.

 Ãðèãîðèé Ìèõàéëîâè÷ íàïèñàë ýìîöèîíàëüíîå ñòèõîòâîðåíèå: «Êàê øóìíî ðóõíóë ïîòîëîê â äîìó…»

 2000 ãîäó â ïîñ¸ëêå Ïåðåäåëêèíî ïîä Ìîñêâîé, ãäå æèë Ãðèãîðèé Ïîæåíÿí, íà íåãî íàïàëè õóëèãàíû, îí ïîëó÷èë çàêðûòóþ ÷åðåïíî-ìîçãîâóþ òðàâìó è ñîòðÿñåíèå ìîçãà.
 
 Âðà÷è ñîâåðøèòü îïåðàöèþ íà ïî òðåïàíàöèè ÷åðåïà, ïîòîì öåëûé ãîä áîðîëèñü çà åãî æèçíü.
 È åù¸ 3 ãîäà ïîýò ïðèõîäèë â ñåáÿ.

 Óìåð Ãðèãîðèé Ïîæåíÿí â äåíü ñâîåãî 83 ëåòèÿ, â Ìîñêâå, 20 ñåíòÿáðÿ 2005 ãîäà.

Ãðèãîðèé Ìèõàéëîâè÷ Ïîæåíÿí –ëàóðåàò ãîñóäàðñòâåííûé ïðåìèè Ðîññèè â îáëàñòè ëèòåðàòóðû çà 1986, 1995 ãîäû.
 
 çàêëþ÷åíèå ïîâåñòâîâàíèå î æèçíè íà òâîð÷åñêîì ïóòè Ãðèãîðèÿ Ïîæåíÿíà, ïîýòà ôðîíòîâèêà, æåëàþ âñïîìíèòü åù¸ îäíè ñëîâà î í¸ì àäìèðàëà Ô. Ñ. Îêòÿáðüñêîãî:

 «Äà îí íè ïåðåä êåì íå ïðîãèáàëñÿ è âñåãäà ïîääåðæèâàë äðóçåé â òðóäíóþ ìèíóòó, ïîòîìó ÷òî «æèë ñ ïðàâäîé, êàê ñ ðåá¸íêîì íà ðóêàõ».

Åâãåíèé Åâòóøåíêî óâàæàë ñâîåãî òîâàðèùà ïî ïîýòè÷åñêîìó öåõó, ïîýòà ôðîíòîâèêà Ãðèãîðèÿ Ïîæåíÿíà è ïîñâÿòèë åìó ñòèõîòâîðåíèå, åù¸ ïðè åãî æèçíè â 1995 ãîäó.

Åâãåíèé Åâòóøåíêî
 äåíü ïîáåäû ñ Ïîæåíÿíîì

Ïèòü â Äåíü Ïîáåäû ñ Ïîæåíÿíîì —
êàêîå ïèðøåñòâî è ÷åñòü,
êàê áóäòî âñ¸, ÷òî ïîæåëàåì,
íå òîëüêî áóäåò, íî è åñòü.

È âíîâü íàäåæäû òàê îãðîìíû,
êàê áóäòî ïðàçäíèê ó âîðîò,
è Ãèòëåð òîëüêî ÷òî ðàçãðîìëåí,
è Ñòàëèí ñâåðçèòñÿ âîò-âîò.

È îí, ñ îäåññêèì âå÷íûì áëåñêîì,
æèâîé óáèòûé Ïîæåíÿí
ïîäúåìëåò â ñåìüäåñÿò ñ äîâåñêîì
ïîëíûì-ïîëí¸õîíüêèé ñòàêàí.

Ãðàí¸ííûé äðóã äâóõñîòãðàììîâûé,
ïðèïîìíèâ «ìåññåðîâ» îãîíü,
êàêîé âîïü¸øüñÿ ãðàíüþ íîâîé
â íàâåê ñîë¸íóþ ëàäîíü?

È ðâóòñÿ, âñõëèïûâàÿ òÿæêî,
ìîðñêîé ïåíîé íàä ñòîëîì
ñêâîçü ëîïàþùóþñÿ òåëüíÿøêó
ñåäûå êîñìû íàïðîëîì.

Ïîáåäó ïåëè íàøè ñêëÿíêè,
íî îòâî¸âàííûé íàø Êðûì
ïðåçåíòîâàë Õðóù¸â ïî ïüÿíêå
ñîáðàòüÿì íàøèì äîðîãèì.

Íàñ âðåìÿ ãðóáîå ãðàíèëî,
îáâîðîâàëî íàñ, ãëóìÿñü,
è ñòîëüêî ðàç íàñ õîðîíèëî
è óðîíèëî ïðÿìî â ãðÿçü.

Íî ìû ðàçáèëèñü òîëüêî êðàåì.
Ìû íà ïèðó ñðåäè ÷óìû,
è ñíîâà ãðàíÿìè èãðàåì,
ïîëíûì-ïîëí¸õîíüêèå ìû.

È ìû, Ðîññèè äâà ïîýòà,
íåëåïî âåðíûå ñûíû,
íå ïîñðàìèì òåáÿ, ïîáåäà,
òàê îñðàìèâøåéñÿ ñòðàíû.

Èç ïîýòè÷åñêîãî íàñëåäèÿ Ãðèãîðèÿ Ïîæåíÿíà

Ìàêè

Íà Ôåäþíèíñêèõ õîëìàõ — òèøèíà.
Íàä Ìàëàõîâûì êóðãàíîì — ñíû.
Áóäòî íå áûëî âîéíû, íî âîéíà
ïîõîðîíåíà íà äíå òèøèíû.

È, êàçàëîñü áû, âñåìó âûøåë ñðîê,
ñòîëüêî ëåò ìåíÿëàñü â ìîðå âîäà.
À êàê âûéäåøü, êàê øàãí¸øü çà ïîðîã —
è îò ìàêîâ íå óéòè íèêóäà.

Ìàêè, ìàêè, êðàñíûå ìàêè —
ãîðüêàÿ ïàìÿòü çåìëè.
Íåóæåëè âàì ñíÿòñÿ àòàêè,
íåóæåëè âàì ñíÿòñÿ àòàêè
òåõ, êòî ñ ýòèõ õîëìîâ íå ïðèøëè?

Íàä Ñàïóí-ãîðîé öâåòóò òîïîëÿ.
Íàä Ñàïóí-ãîðîé ëåòÿò æóðàâëè.
Íî ïëûâóò èç êðàÿ â êðàé ïî ïîëÿì
ìàêè, ìàêè — ñîâåñòü çåìëè.

È, êàçàëîñü áû, íó ÷òî â òîì çà ñòðàñòü —
ñòîëüêî ëåò îíè ïûëàþò â òðàâå.
Àõ, êàê õî÷åòñÿ â òå òðàâû óïàñòü,
â êðàñíûõ ìàêàõ ïîëåæàòü íà çåìëå!

Ìàêè, ìàêè, àëûå ìàêè —
ãîðüêàÿ ïàìÿòü çåìëè.
Íåóæåëè âàì ñíÿòñÿ àòàêè,
íåóæåëè âàì ñíÿòñÿ àòàêè
òåõ, êòî ñ ýòèõ õîëìîâ íå ïðèøëè!

Íà Ôåäþíèíñêèõ õîëìàõ — òèøèíà.
Íàä Ìàëàõîâûì êóðãàíîì — ñíû.
Áóäòî íå áûëî âîéíû, íî âîéíà
ïîõîðîíåíà íà äíå òèøèíû.

Âñ¸ ìíå ÷óäèòñÿ ïîðîþ: «Óðà»!
Âñ¸ ìíå ñëûøèòñÿ êîìàíäà: «Ïëè»!
È çàæìóðèøüñÿ, à âèäèøü: ñ óòðà
ìàêè, ìàêè ïî õîëìàì ïîïëûëè.

Ìàêè, ìàêè, êðàñíûå ìàêè —
ãîðüêàÿ ïàìÿòü çåìëè.
Íåóæåëè âàì ñíÿòñÿ àòàêè,
 íåóæåëè âàì ñíÿòñÿ àòàêè
 òåõ, êòî ñ ýòèõ õîëìîâ íå ïðèøëè!..

 Ìàêè, ìàêè — àëûå ìàêè…

À ïî÷åñòåé ìû íå ïðîñèëè

“Âåðí¸øüñÿ – òû áóäåøü ãåðîåì,
Òû áóäåøü áåññìåðòåí. Èäè!”
È ñòàëî òðåâîæíî, íå ñêðîþ,
È ÷òî-òî êîëüíóëî â ãðóäè,
È ðóõíóë âåñü ìèð çà ïëå÷àìè:
Ïîëøàãà âïåð¸ä – è â âåêà…
Êàê ýòî íå ïðîñòî – â ìîë÷àíüå
Êîñíóòüñÿ ðóêîé êîçûðüêà,
Ðàñïðàâèòü øèíåëüíûå ñêëàäêè,
Ïðèñëóøàòüñÿ ê äàëüíåé ïàëüáå,
Âçÿòü ñâåòëóþ ñóìêó âçðûâ÷àòêè
È òóò æå çàáûòü î ñåáå…
À ïî÷åñòåé ìû íå ïðîñèëè,
Íå æäàëè íàãðàä çà äåëà.
Íàì îáùàÿ ñëàâà Ðîññèè
Ñîëäàòñêîé íàãðàäîé áûëà.
Äà ìíîãî ëè íàäî ñîëäàòó,
×òî çíàë è ïå÷àëü, è óñïåõ:
Ïî òðóäíîìó ñ÷àñòüþ íà áðàòà
Äà êðàñíîå çíàìÿ íà âñåõ.

***
Æèòü ñ ïðàâäîé,
êàê ñ ðåá¸íêîì íà ðóêàõ,
áîÿòüñÿ ìóê, áåçäåíåæüÿ, íàâåòîâ.
Æèòü ìåæ ëþäåé,
ñòðàøàñü îäíèõ çàïðåòîâ.
Æèòü ìåæäó ñòðîê,
êîãäà âñÿ áîëü â ñòðîêàõ.
Íåò, íå çàòåì ÿ âûøåë èç îãíÿ,
÷òîá æèòü íå âìåñòå, à ñòûäèòüñÿ ðÿäîì!
Êòî ëæ¸ò, ÷òî êîðàáåëüíàÿ áðîíÿ
ñïàñ¸ò îò ïîïàäàíèÿ ñíàðÿäîâ?!

Источник