Наиболее значимые детали эпизода сон обломова

Наиболее значимые детали эпизода сон обломова thumbnail

«Обломов» – произведение о «лишнем человеке», о том, как лень и апатия способны съесть человека, и сделать бесполезным того, кто был бы способен принести миру пользу. В произведении использованы различные образы, а с помощью контрастов и ярких моментов произведения читатель узнает важные факты о герое. Для понимания эпизода про сон Обломова анализ очень важен, ведь это одна из основных сцен произведения, которая во многом раскрывает его смысл.

Структура эпизода

Сон Обломова является кульминационным моментом произведения. Его структура важна для общего понимания смысла, ведь контраст возрастов дает читателю понять, что и как изменилось в жизни главного героя. Данный эпизод можно рассматривать как отдельное произведение, так как его структура выстроена по всем правилам литературного искусства. Сон формально разделяется на три части. В одной из них Обломов вспоминает себя маленьким мальчиком, в другой он подросток, а в третьей – уже взрослый.

Детство Обломова

В начале сна Обломов видит себя маленьким мальчиком, который находится в своем любимом доме – обломовке. В его душе обломовка предстает с особенным трепетом, нежностью, любовью. Он воспоминает все, что отзывается теплом в его сердце – красивые пейзажи, крестьянский быт, гармония и единение с природой, родительская любовь и ласка. В начале сна Обломову семь лет. Он вспоминает время, когда мир был интересен ему во всей красе. Во время дневного сна родителей мальчику были подвластны любые интересные для него вещи. но когда родители бодрствовали, он начинал вбирать ту самую обломовщину, примерять на себя законы барской жизни. Мальчик был полон энергией и интересом к миру, от которого на самом деле был изолирован. Этот мир представлялся ему таким, каким его описывала няня в своих сказках. Сама жизнь в обломовке была похожа на сказку – все любили его, баловали, лелеяли. Но сказка эта была монотонной. Его сердце было наполнено любовью к миру, которая требовала взаимности, но реальный мир оказался совсем не таким, каким его себе представлял маленький мальчик.

Обломов-подросток

Во второй части сна читатель видит героя в возрасте 14 лет. За это время в мальчике произошли большие изменения. Это время, когда герой должен был обучаться, но у него не удалось сделать этого полноценно, ведь все уроки за него делал сын учителя-немца. Андрей в последствии стал другом героя, который пытался вытащить Обломова из его состояния. Но именно в этом возрасте барский уклад жизни привил мальчику любовь к безделью, ощущение обломовщины, которую он принес и в свою взрослую жизнь. В этом нельзя винит ни самого Илью, ни его родителей. Виноват в этом скорее жизненный уклад, который был присущ этой социальной категории. Эту особенность можно назвать болезнью общества, и ребенок был просто не в состоянии справиться с такой болезнью, разорвать эти оковы. Ему давалось все, что он только захочет, в том числе и друзья, детские забавы.

Взрослый Обломов

Не справившись с миром вне обломовки, оставшись без родительского попечения, Обломов объявляет миру пассивный протест. Он не научился работать и не понял ценности труда, он не привык обслуживать себя сам. Обломовка осталась для него идеалом, который не нашел места в реальной жизни.

Глава «Сон Обломова» имеет большое значение для всего произведения. В нем Обломов видит себя и свое состояние в развитии, с самых малых лет. Обломовка для него райский уголок, где все интересно, где жизнь бьет ключом и не отталкивает. Именно таким мог бы стать для него и реальный мир, но сам жизненный устрой России того времени не позволил Обломову быть счастливым и жить полной жизнью.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Анализ эпизода «Сон Обломова», указать основные моменты и значение эпизода.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Источник

Обучение анализу эпизода (на примере главы «Сон Обломова» из романа И. А. Гончарова «Обломов», 10 класс)

Вначале нужно определить лексическое значение слова «эпизод». Сначала ученики пытаются дать толкование этого слова самостоятельно, затем находят в словаре. Эпизод – отрывок (фрагмент), часть текста, в котором говорится о законченном событии, происшествии.

Учитель: Можно ли любой отрывок из текста назвать эпизодом? Какое словосочетание является важным в данном определении? (Законченном событии)

Учитель: Понятно, что роман состоит из глав, эпизодов. Но в произведении обязательно есть центральный эпизод, самый важный. Какой эпизод, по вашему мнению, является центральным в романе «Обломов»? (Мнения учащихся: встреча Обломова с Ольгой Ильинской, свидание в саду, «Сон Обломова».) Ученики пытаются обосновать свой выбор, в конечном счёте большинство приходит к пониманию, что именно «Сон Обломова» — самый важный, ведь именно благодаря ему читатель находит ответ на вопрос к Обломову: «Что сделало тебя таким?» Этот вопрос является темой эпизода.

Учитель: На какие составляющие необходимо обратить внимание при анализе эпизода? Ответы учеников: композиция, пейзаж, портрет, монолог, диалог.

Читайте также:  А любовь как сон стороной прошла mp3 скачать бесплатно

Ученикам предлагается план работы с эпизодом (заранее распечатан для каждого ученика):

  1. Определите тему эпизода, микросюжет.

  2. Определите границы эпизода, его композицию.

  3. Какое впечатление произвёл эпизод (читательское восприятие, мысли, чувства).

  4. Найдите наиболее значимые художественные детали (пейзаж, портрет, речь, интерьер). В чём проявляется мастерство писателя? Как эти детали помогают понять суть характера героев, события?

  5. Выясните, как способствует выявлению характера героя (героев) центральная ситуация эпизода (его действия, мысли, чувства, переживания).

  6. Определите авторскую позицию.

  7. Вычлените другие эпизоды, логически связанные с анализируемым. Найдите в них сходные темы, мотивы, размышления автора.

  8. Определите, какую роль играет данный эпизод в раскрытии идеи всего произведения.

Далее класс, предварительно разбившись на 4 группы, приступает к ответам на вопросы 1, 4 (первая группа), 2,5 (вторая группа), 3, 7 (третья группа), 6, 8 (четвёртая группа).

Ответы первой группы:

Вопрос 1. Ответили цитатой: как «неумение надевать чулки» у героя в детстве превратилось потом «в неумение жить» — это является темой эпизода. Микросюжет – жизнь обитателей Обломовки.

Вопрос 4. Картины окрестностей Обломовки строятся в основном на контрасте, то есть автор рисует выдуманные им пейзажи бушующего моря, мрачных гор, свинцовых туч, но этого нет в ландшафте сельского раздолья, где тишина и мир в полях и, соответственно, в душах людей. Усилению противопоставления безмятежного уголка и бушующего другого мира способствуют частицы НЕ, НИ, отрицательное слово НЕТ. Мастерство Гончарова проявляется в том, что, изображая деревенскую идиллию, он показывает её нереальность, иронически подчёркивает, что такой ничем не нарушаемый покой может только присниться герою, чья «голубиная душа» жаждет тишины и невозмутимого спокойствия.

Портрет маленького Илюшечки словно нарисован глазами любящих родителей, для которых полнота ребёнка – это признак здоровья. Мальчик «хорошенький, красненький, полный, щёчки такие кругленькие». Забота о пище была главной в бесконечной череде дней. Многочисленные няньки, мамушки, приживалки рьяно бросаются кормить только что проснувшегося малыша булочками, сухариками, сливками. Так закладываются в Илье изнеженность, нездоровая полнота, вялость и лень.

Ответы второй группы:

Вопрос 2. Границы данного эпизода чётко обозначены самим автором, это глава IX, которая единственная из всех имеет название – «Сон Обломова». Таким образом Гончаров выделяет центральный эпизод, который помогает понять, что искалечило жизнь Обломова и что такое обломовщина как социальное явление. Композиционно автор постепенно разворачивает почти сказочное повествование от пейзажа, каждодневного уклада жизни Обломовых и их дворовых до изображения порывов любознательного Илюши узнать мир, выйти за пределы дозволенного, побегать, пошалить. Но окружение мальчика, вечно всего опасающееся, ограничивает его свободу. Он прислушивается к сказкам няни о том, что всё человек получает каким-то чудом, а вовсе не усилием воли и трудом. Так формируются его привычки, характер и отношение к миру.

Вопрос 5. Гончаров показал маленького Илью Обломова обыкновенным мальчиком, впрочем, склонным к созерцанию. Как все дети, он бегает, шалит, это подвижный ребёнок. Глаголы «взбежал на галерею», «лазил на голубятню», «забирался в глубь сада», «выбежал за ворота» подчёркивают живость Илюши. Ребёнок в то же время наблюдателен. Автор несколько раз повторяет фразу «А ребёнок всё наблюдал и наблюдал». «Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребёнка», — подчёркивает писатель. Именно хлопоты дворни по приготовлению пищи, а затем мёртвый послеобеденный сон, и так изо дня в день, приучали к однообразию жизни, нежеланию тратить время и силы на что-то более важное, чем еда и сон. Он начинал понимать, что отсутствие событий – это благо. Часто повторяемые в конце дня слова родных: «Вот день-то и прошёл, и слава богу! Прожили благополучно, дай бог и завтра так!» — формировали у Ильи страх перед жизнью, в которой могут случиться неблагополучные события. А сказки, приметы и суеверия, которыми часто руководствовались близкие, выработали фатализм, веру в то, что всё предопределено, что от человека мало что зависит. Илья начинает бояться перемен в жизни, хлопот.

Ответы третьей группы:

Вопрос 3. Эпизод заставил задуматься о роли окружения в жизни ребёнка, о воспитании. Описание мыслей и чувств мальчика вызывает симпатию к чуткому и чувствительному, милому и доброму ребёнку, наделённому немалым воображением. С другой стороны, испытываешь сожаление, что его замечательные качества во взрослой жизни окажутся невостребованными, точнее, недостаточными, чтобы стать дельным. При правильном воспитании из него мог бы выйти полезный человек, например, писатель, художник, композитор. Ведь его чистая душа открыта всему прекрасному, не случайно он влюбился в Ольгу Ильинскую, услышав её дивное пение.

Вопрос 7. Логически связаны с данным эпизодом все главы романа, везде подчёркивается его неумение жить, страх перед трудностями. Но, пожалуй, разговор Штольца с Обломовым (глава III, часть II) напрямую перекликается со «Сном Обломова». Резкие слова Штольца, пытающегося разозлить друга и тем самым заставить его понять, что его засасывает трясина пустого существования: «Сам-то ты что делаешь? Точно ком теста свернулся и лежишь», «Надо же выйти из этого сна. Тебе, кажется, и жить-то лень», — исполнены досады на сонную жизнь русского барства, символически изображённую в образе Обломовки и клеймят приговором этому существованию – «обломовщина». Это имя явления.

Читайте также:  Как говорить чтобы сон не сбылся

Ответы четвёртой группы:

Вопрос 6. Позиция автора заключается в том, что он, любя своего героя Обломова, выносит суровый приговор всем, кто боится жизненных бурь, ничего не делает для осмысленной и полезной для других жизни, предостерегает молодых от омертвения души.

Вопрос 8. Данный эпизод является самым важным для понимания произведения в целом. Это его стержень, на который нанизываются другие эпизоды, в которых показана на первый взгляд деятельная, бурная жизнь гостей Обломова, но она посвящена сплетням, карьере, стремлению пустить пыль в глаза; бесконечное зарабатывание денег Штольцем; слабость и безволие героя, отказавшегося от любви Ольги Ильинской, потому что мало добиться взаимного чувства такой замечательной девушки, надо расти, развиваться, меняться; неумение написать письмо и разумно распорядиться имением, приведшее к разорению Обломова. Гончаров подчёркивает: должны быть разумные цели, к которым надо идти, не страшась трудностей, нужно быть полезным людям, уметь дружить и любить.

Ответы учащихся могут афишироваться на большом листе или на заранее подготовленных слайдах, где размещены вопросы. Кто-либо из группы печатает сжатый ответ, например, на вопрос 3: Эпизод заставил задуматься о роли окружения в жизни ребёнка, о воспитании. При правильном воспитании из него мог бы выйти полезный человек.

Если позволит время, можно продолжить работу по написанию анализа эпизода на втором уроке. Это может быть индивидуальная, парная, групповая работа. Ответы на вопросы, предложенные группами, желательно распечатать. Если нет возможности провести второй урок, то анализ эпизода даётся в качестве домашней работы.

Источник

«Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)

Роман Гончарова «Обломов» является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем

общественно-нравственного содержания. Уже на первой странице романа автор посчитал необходимым обратить внимание

читателя на главную черту своего героя : «Душа так открыто и ленно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении

головы и рук». Вот с каким обаятельным Обломовым автор предлагает нам разделить переживание и мысли о мире, в рамках

довольно объёмного романа.

Наиболее кульминационным моментом в романе является «Сон Обломова». Этот эпизод романа можно считать отдельным

произведением, так как Гончаров изобразил «Сон» по всем правилам литературно-поэтического искусства. Именно «Сон

Обломова» позволяет читателю узнать всю сущность натуры главного героя – Обломова. В начале «сна» перед нами предстаёт

удивительнейшая картина земного рая. Края забвения и хранилища души. Вспоминая свою Обломовку, Илья Ильич вспоминает её

с трепетной любовью и лаской. Те великолепные пейзажи, те чёткие границы природы, те изумительные закаты, тот

беззаботный крестьянский быт, то гармоничное слияние души с природой, та уютная домашняя ласка – всё это на всю жизнь

засело в сердце Обломова. Именно этот уголок Илья Ильич считает своим раем, именно туда он стремится всю свою жизнь. В

том божественном уголке, где душа и сердце упиваются негой, и беззаботная жизнь бьет ключом.

«Сон Обломова» отражает два жизненных периода Обломова. В первый период жизни главный герой представлен

семилетним мальчиком, который полон жизненных сил и идей. Детский ум Илюши Обломова ещё девствен настолько, что

поглощает любую информацию в неограниченном количестве, но никак не может насытиться. И в этом период как раз и начинает

формироваться та личность, которая в дальнейшем и станет Ильёй Ильичом Обломовым. Сам быт и отдалённость Обломова во

многом и сложили его натуру. Потому что уже с рождения Илюша ощущал себя барином, и чем старше он становился, тем

ощущение это росло. Для маленького Обломова не существовало ничего невозможного, всё выполняли няни и слуги. Итак

семилетний мальчик был всецело зависимым от канонов царивших в обыденной жизни его семьи, поэтому тот чистый, детский ум

был уже пародией на родителей. Но этот факт противоречит самому себе. Ведь когда обломовцы погружались в священный для

них полуденный сон, Илюша начинал жить и жить той жизнью, которой!

он хотел, но ни коем разе не обломовским обыванием. Тогда его детскому любопытству были открыты все границы, и он мог

наслаждаться в полной мере этой свободой. В эти часы сна родителей и других обитателей Обломовки все мечты маленького

Илюши сбывались, все его желания исполнялись в миг; ведь он был свободен, как птица. Даже няня, которая дремала с

сознанием того, что мальчик непременно побежит к оврагу или залезет на галерею, не противилась этому, потому что

обломовский сон давно завладел ею, и она уже не может с ним бороться. Но это были лишь часы свободы для Илюши, всё же

остальная жизнь проходила монотонно, хотя он и не замечал этого. Родители Обломова всячески старались оградить их чадо

от воздействия внешнего мира, прививая в нём с раннего возраста незыблемые законы обломовщины. Но нужно отдать

справедливость и тому, что, находясь под крылом своих родителей, Илюша большей частью воспринимал мир сердцем, а не

умом. Он был изолирован от этого мирского зла, которое цар!

ило везде. Все эти нянины сказки о реках с молочными берегами странах, где нет забот и хлопот обломов закладывал себе в

сердце на всю жизнь. Макет быть, именно таким представляется ему мир за пределами Обломовки, может быть, именно сказкой

представлялась ему жизнь, которая была там, за Обломовкой. Мне кажется, что так и думал маленький Илюша Обломов, ведь

сама жизнь в Обломовке была такой, монотонной сказкой. Благодаря этой некоторой изоляции от мира, внутренний мир Илюши

богател с каждым днём. Его сердце наполнялось общей любовью ко всему, но любовью, требующей взаимности. Значит шанс,

данный Илюше от рождения войти в настоящий мир со всеми его прелестями и гадостями, постепенно гаснул под давлением

жизни Обломовки.

Но вот перед читателями предстаёт четырнадцатилетний Илья Обломов, румяный и холеный мальчик. Этот период жизни

Обломова так же помогает поглубже взглянуть в существо главного героя. Для Ильи начинаются тягостные времена, так как он

должен получить образование. Обучаться он должен был у немца Штольца. Может быть, Обломов и выучился бы у своего учителя

чему-нибудь, если бы Верхлево было бы в пятистах верстах от Обломовки – как говорит автор. Но я считаю, что и в этом

случае Илье Обломову представился ещё один шанс, который дала жизнь Илье от рождения. Конечно же Обломов так и не

научился ничему, так как с одной стороны за него делал все уроки сын Штольца – Андрей, с другой стороны большую часть

времени Илья проводил в Обломовке в кругу семьи. И здесь, в родительском доме, изнеженный ласками и заботой родителей

Обломов уже начинал чахнуть не физически, а становился он духовным калекой в мирском бытие. Но в этом нельзя винить ни

Обломова, ни его родителей, ни родителей его р!

одителей. Это болезнь всего их рода, болезнь которую почти невозможно вылечить, болезнь со странным названием –

обломовщина, искоренять которую нужно было ещё в начале начал. Поэтому детская натура не в силах была разорвать этих

грязных цепей обломовщины. К этим годам жизнь Ильи Ильича была определена. Стоило ему только захотеть чего-нибудь, тут

же возле него оказывались Васька, Митька, Ванька и исполняли все барские прихоти беспрекословно. Но иногда в нём

просыпался какой-то огонёк, когда ему надоедали все ласки и лица, и тогда он вскакивал и с визгом бежал на улицу; где

резвился с деревенскими мальчишками, играя в снежки. Но эта воля была недолгой и снова постель с пятью одеялами, снова

варенье и чай, снова эта обломовская нега, которую он отвергал; но всё-таки покорился ей.

Что же стало дальше с Ильей Ильичом Обломовым? Порядком повзрослев, Илья Ильич устроился на общественную службу

в канцелярию, где пробыл недолго. Этот момент был равносилен тому, что только что вылупившегося птенца, не умеющего ещё

плавать бросили в воду, и как этот птенец не барахтается в ней, ин всё-таки тонет. То же самое произошло и с Обломовым.

Его неопытного, не готового ни к какому роду труда пустили в океан жизни. Может быть, со времени Илья Ильич и научился

бы работать, но было ещё одно «но». В канцелярии не было тех душевных, близких, ласковых отношений, здесь не было этой

семейной обстановки, не было взаимопомощи, поэтому обломов не мог ни какими силами сдержать того нравственного гнёта,

которому был подвержен. Не выдержав нравственного шторма жизни, Обломов замкнулся в себе и попытался насколько возможно

создать вокруг себя обстановку родной Обломовки.

Обломов с головой погрузился в болото русской обломовщины и ничто уже не может вытащить его от туда, так как он

ещё одно идентичное другим звено барской России. И эта утопия была губительна не только для барского сословия, но и для

всей России. Это было огромным тормозом в её развитии, и Русь оставалась тою же тёмной стороной. Но сила Обломова в том,

что он через всю свою жизнь пронёс чистую душу, незапачканную мирской грязью, ведь это тоже нелёгкий труд. Наверное, в

душе каждый человек хоть немного, но Обломов. Ведь каждый почти преклоняется перед прекрасным, ведь у каждого есть

чувства жалости и сострадания. Если на земле не было бы Обломовых, то это была бы пустыня, которая была некогда

благодатным краем, но под руками варваров( а именно так можно назвать человека без души) превращался в эту самую пустыню.

Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков, вроде Обломова!

Читайте также:  Сон разговор по телефону с бывшим мужем

Источник