Объясните почему стихотворения завещание и сон относят к жанру баллады
В романтическом творчестве М. Ю. Лермонтова нашла место военная тема. Интересно интерпретирована она в произведении, о котором рассказывается в статье. Изучают его в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Завещание» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.
История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».
Тема стихотворения – приближение смерти солдата.
Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – разностопный ямб, в стихотворении использована перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка.
Метафоры – «пустого сердца не жалей».
Эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно».
История создания
Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.
М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.
Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.
Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.
Тема
В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.
Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.
Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.
Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.
Композиция
Смысловая и формальная композиция стихотворения простая. Это обращение умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф, что соответствует содержанию.
Жанр
Жанр – послание, так как лирический герой адресует свои просьбы другу. В произведении есть философские и личные мотивы. Стихи написаны разностопным ямбом. Автор использовал два вида рифмовки: перекрестную АВАВ и параллельную ААВВ. В тексте представлена только мужская рифма.
Средства выразительности
Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.
В обращение солдата автор вплел метафору: «пустого сердца не жалей», эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно». Языковые средства не отличаются оригинальностью, очень приближены к разговорной речи.
Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть оборванные предложения, которые выражают задумчивость лирического героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используются риторические восклицания.
Печаль лирического героя передается и посредством аллитерации. Во многих строках нанизываются слова с согласными «з», «с», «ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 19.
Основные значения:
1) cредневековая поэтическая и текстомузыкальная форма;
2) лирический жанр англо-шотландской народной поэзии XIV—XVI вв.;
3) поэтический и музыкальный жанр в XVIII и XIX вв., популярный у романтиков и их позднейших эпигонов.
Слово «баллада» применительно к поэзии впервые регистрируется в рукописях с провансальскими стихами XIII в. Судя по немногим (шести) сохранившимся образцам слово употреблялось описательно (как синоним «танцевальной песни»). Какой-либо особенной формальной структуры и закрепленной семантики жанра в провансальской «балладе» не было.
В Средние века словом «баллада» (фр. balade, ballade) называлась стихотворная (так называемая твёрдая) и текстомузыкальная форма, жанр куртуазной лирической поэзии и музыки. Возникла во Франции в конце XIII века; к числу первых авторских образцов жанра относятся одноголосные баллады Жанно де Лекюреля (около 1300 г.)
Стихотворная форма включающая три строфы на одинаковые рифмы (ababbcc для семистрочной, ababccdd для восьмистрочной, ababbccdcd для десятистрочной строфы; возможны и другие схемы рифмовки) с рефреном в конце строфы. Музыкальная форма разбивает каждую строфу текста на три части: AAB. Иногда вторая половины строфы повторяется (AABB). Классические образцы жанра XIV в. оставил Гийом де Машо — автор 200 баллад, из которых 42 он положил на музыку (наиболее знаменита «De toutes flours» — «Из всех цветов»). Многоголосные баллады Машо — профессиональные сочинения любовно-лирического жанра, без каких-либо элементов танцевальности (несмотря на название). Особенно сложны для восприятия его политекстовые баллады (несколько текстов распеваются одновременно), написанные по аналогии с политекстовыми мотетами. Одна из баллад Машо написана на два текста (такие баллады называют «двойными»), две — на три текста («тройные» баллады). В дальнейшем политекстовые баллады практически не встречаются.
В классической балладе число стихов в строфе варьировалось от 7 до 10. В XV веке мы видим тяготение к квадратной строфе: восемь восьмисложников или десять десятисложников. С конца XIV века (например, в балладах Эсташа Дешана) обычно завершается полустрофой-«посылкой», которая, как правило, начинается со слова «Prince» (или «Princesse»), восходящего к этикетному титулу «Пюи» поэтических состязаний XIII века, но может приобретать различный смысл в зависимости от обстоятельств. В «двойной балладе» та же схема развертывается в шести строфах. В силу своей относительной длины баллада может включать любые описательные и дидактические амплификации.
Известный автор поэтических баллад (стихи не предназначены для распевания) — Кристина Пизанская, автор «Книги ста баллад» (Le Livre des cent ballades, ок. 1399); по другой версии, около 1390 г. эту книгу составили стихотворцы из окружения Людовика Орлеанского, на основе первого сборника Сенешаля Жана д’Э. Последним крупным автором (поэтической) средневековой баллады, существенно расширившим тематику этой формы, был Франсуа Вийон.
Начиная с XVIII века распространились песни на тексты поэтических баллад. Образцы песенной баллады оставили видные представители австро-немецкого романтизма: К. Лёве, Ф. Шуберт (особенна знаменита его баллада «Лесной царь»), Р. Шуман, Г. Вольф. В России песенная баллада появилась в XIX веке под влиянием немецкой. Таковы, например, баллады А. Н. Верстовского «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Море» А. П. Бородина, «Забытый» М. П. Мусоргского.
Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сон.
История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.
Тема стихотворения – смерть как завершение жизни, мистическое и фатальное.
Композиция – произведение состоит из двух частей. В первой лирический герой видит свою смерть, во второй прекрасная девушка наблюдает ту же картину в своем видении.
Жанр – мистическая лирика.
Стихотворный размер – пятистопный ямб.
Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.
Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.
История создания
Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.
Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.
Тема
Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.
Композиция
Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.
Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.
С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.
Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.
Жанр
Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.
При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.
Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.
Средства выразительности
Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной. Это:
- Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.
- Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.
С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 45.
и своеобразно в ней преломляется.
Размышлениями о жизни и смерти проникнуты
многие стихи поэта: «И скучно и грустно», «Любовь мертвеца»,
«Эпитафия»,»Боюсь не смерти я. О нет!.. «, «Могила бойца»,
«Смерть», «Валерик», «Завещание», «Сон».
Стихи с глубоким философским содержанием,
философскими обобщениями.
Поиск лирическрго «я» гармонии с миром оказываются тщетным:
нельзя убежать ни от самого себя, нет душевного
равновесия ни в окружении природы, ни «в шумном граде»,
ни в бою.
Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого
обречены, нарастает, драматическое мироощущение
усиливается от стихотворения к стихотворению.
Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту,
а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает
«чужое» сознание, мысли и чувства иных людей.
Однако и их мироощущение полно страдания, что
позволяет думать о том, что трагичность жизни —
это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах.
Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия
смерти, неверие в бессмертие и человеческую память.
Смерть является для него как бы продолжением жизни.
Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только
засыпают навеки.
Поэтому становится возможным и общение человеческих
душ, даже если одна из них уже покинула тело.
Без ответа остается вечный вопрос бытия.
Где найти спасение души?
Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире
или навсегда покинуть его?
Для понимания стихотворения «Сон» важно то окружение,
в котором находятся оба героя:
он — один среди природы, обжигаемый палящим солнцем,
она — одна «меж юных жен, увенчанных цветами»,
ведущих «весёлый разговор».
Ему чужда южная природа, и снится «вечерний пир
в родимой стороне»,ей — тот же пир и «весёлый разговор».
Оба возлюбленных одиноки («лежал один»,сидела… одна») и
трагически разъединены, но их души направлены друг к другу.
Взор воина во сне находит его подругу, а взор девы обращён
к «знакомому трупу».
Это мистическое общение двух душ
(«И в грустный сон душа её младая Бог знает чем
была погружена…») пронзительно трагично: они никогда
не встретятся и обречены на одиночество хотя бы потому,
что он -«труп»,
лежащий в чужом краю, вдали от «родимой стороны»,
она же-живая и чужая среди веселых подруг на родине.
Между ними лежат не только пространственные,
временные,
но и непреодолимые сверхчеловеческие преграды-
состояния жизни и смерти, которые, однако, допускают
общение близких и навеки разлученных душ.
Сон героя и сон героини – это как бы два зеркала,
взаимно отражающие судьбы и предсказания
каждого из них.
В стихотворении «Валерик» описано сражение на реке
Валерик, в котором поэт участвовал сам.
Тема: осознание хрупкости, красоты и ценности жизни
перед лицом смертельной опасности в беспощадной и
бессмысленной войне.
Жанр стихотворения можно определить как редкое сочетание
любовной и военной лирики.
Это послание-исповедь героя своей возлюбленной.
Первая и последняя части стихотворения, где поэт говорит о
своей любви, как бы обрамляют главную часть произведения
с описанием сражения.
Такой композиционный приём удачно соединяет переживания
героя и трагические события войны в единое целое.
Первая часть, хоть и обращена к любимой женщине,
совершенно лишена романтического настроения.
После пережитой кровавой бойни былые чувства
кажутся ему игрой.
Все светские развлечения остались для поэта в прошлом,
а в настоящей жизни царят уныние и хаос и он
стремится оттолкнуть от себя возлюбленную
иронией и воспоминаниями о пережитом
ужасе. Считает, что у них нет душевной близости.
Душою мы друг другу чужды…
Стихотворение “Завещание” Заболоцкий написал в продолжение своих философских размышлений еще довоенных лет. Краткий анализ “Завещание” по плану, который можно использовать для объяснения темы на уроке литературы, поможет ученикам 9 класса понять смысл произведения и его место в творчестве поэта.
Краткий анализ
История создания – стихотворение написано в 1947 году и относится к позднему периоду творчества поэта.
Тема стихотворения – желание оставить свой сед в сердцах людей, не уйти до конца и после смерти.
Композиция – одночастная, несмотря на то, что каждая строфа выражает свою мысль, они объединены общей идеей.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – шестистопный ямб.
Эпитеты – “необозримый мир”, “туманные превращения”, “бедный прах”, “далекий правнук”, “медленная птица”, “безмолвный мрак”.
Метафоры – “иссякнет жизнь”, “сверкание чудес”.
Олицетворения – “дыхание цветов”, “почуял жизнь безжизненный кристалл”, “упала капля дождевая”.
Сравнения – “как медленная птица”, “как летний дождь”.
История создания
В 1944 году Заболоцкий был освобожден из сталинского лагеря, куда попал по обвинению в антисоветской пропаганде. Здоровье поэта было подорвано жизнью за колючей проволокой, и хотя ему суждено было прожить еще чуть больше десятка лет, он уже предчувствовал свою смерть. Этим предчувствием и продиктовано “Завещание”. Это стихотворение относится к позднему периоду творчества поэта. После его написания он проживет только десять лет.
Тема
Автор говорит о своем желании оставаться с потомками даже после того, как умрет его тело – это основная тема стиха. Он считает, что если человек оставил после себя хороший след, его душа остается на земле, наблюдая за тем, как пришедшие после завершают все то, что не завершил умерший человек.
Также Заболоцкий поднимает тему единства человека и природы, говоря о том, что наблюдения за ней, стремление понять и слиться с ее процессами – это и есть настоящее рождение.
Композиция
На протяжении всего стихотворения поэт развивает одну и ту же мысль о жизни после смерти. Размышления лирического героя последовательны: он говорит о неизбежности смерти, но это не грустные рассуждения, ведь поэт считает, что его прах станет частью природы – и эта мысль для него отрадна.
Он верит, что сознание человека не умирает вместе с человеком – оно остается в животных и природных явлениях, таким образом предки могут “присматривать” за своими потомками. Каждая строфа показывает какую-то грань этой идеи, наполняя произведение радостью несмотря на то, что оно посвящено такой печальной теме, как смерть.
Жанр
Для воплощения свой идеи автор выбрал жанр элегии. Он позволил поэту создать гармоничный союз пейзажной и философской лирики, сделав рассуждения в меру грустными и в то же время возвышенными.
Автор также намеренно использует такой размер, как шестистопный ямб, который помогает ему придать стиху торжественность. В строфах сочетаются параллельная и кольцевая рифмы.
Средства выразительности
Чтобы стихотворение звучало еще более торжественно и возвышенно, Заболоцкий использует разнообразные тропы:
- Эпитеты – “необозримый мир”, “туманные превращения”, “бедный прах”, “далекий правнук”, “медленная птица”, “безмолвный мрак”.
- Метафоры – “иссякнет жизнь”, “сверкание чудес”.
- Олицетворения – “дыхание цветов”, “почуял жизнь безжизненный кристалл”, “упала капля дождевая”.
- Сравнения – “как медленная птица”, “как летний дождь”.
Все эти средства выразительности работают на то, чтобы максимально полно донести до читателя авторскую идею.
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 262.