Околдован невидимкой дремлет лес под сказку сна
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Анализ стихотворения «Пороша» Есенина
Есенин переехал в Москву в возрасте 17 лет. Городская жизнь привлекала скромного деревенского поэта своими безграничными возможностями. Вместе с тем в его душе постоянно накапливалась тоска по родному селу, куда он мог приезжать все реже и реже. Выходом стали воспоминания, которые выражались в стихотворениях. Любовь поэта к родине в раннем творчестве была, в основном, связана с образами русской природы. Эти произведения стали блестящими образцами пейзажной лирики. Одним из таких стихотворений является «Пороша» (1914 г.). Поэт планировал включить его в целый сборник стихотворений для детей «Зарянка», но не смог осуществить этот замысел.
Произведение стало классическим образцом есенинской пейзажной лирики. Его главная особенность – удивительная краткость в сочетании с огромной выразительностью. Есенин изображает простые и знакомые каждому картины. Лирический герой совершает прогулку верхом по зимнему лесу. Его образ лишь угадывается по первому слову («еду»). Нет даже описания чувств и настроения главного героя. Читатель остается с прекрасным пейзажем один на один, ничто не мешает его спокойному созерцанию.
Характерный прием Есенина – создание сказочной атмосферы. Произведение для детей в его понимании всегда должно иметь волшебный характер. Со второй строфы в стихотворение естественным образом вводятся сказочные герои. Лес оказывается «заколдован невидимкой». Старая сосна может быть сравнима с образом самой Бабы-яги, которая «оперлася на клюку». Неожиданно автор вновь возвращает читателя в действительность, замечая на сосне дятла. Это сочетание стирает грань между реальным и сказочным мирами, что облегчает детское восприятие стихотворения.
В каждой строчке ощущается бесконечная любовь автора к родной природе. Эту любовь он стремится передать детям, познакомить их с удивительным миром, находящимся совсем рядом.
Стихотворение завершается картиной раздолья со скачущим конем. Традиционный элемент русского пейзажа – «бесконечная дорога» с непрекращающимся снегопадом. Этот образ символизирует широту русской души, ее необъятность и открытость.
Есенин адресует свое стихотворение не только детям. Познакомившись с городской жизнью, он понял, насколько люди утратили связь со своими корнями. Известно, например, недоумение, с которым встречали «поэтические звезды» крестьянского поэта, обутого в простые валенки. Есенин хотел пробудить в людях если не любовь, то хотя бы интерес к своей родине. Первым шагом на пути к этому он справедливо считал знакомство с прекрасным русским пейзажем.
- Следующий стих → Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане
- Предыдущий стих → Михаил Лермонтов — Тучи
Слушать аудио-стихотворение:
Читать стих поэта Сергей Есенин — Пороша на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÏÓØÊÈÍ
ÇÈÌÍßß ÄÎÐÎÃÀ
Ñêâîçü âîëíèñòûå òóìàíû
Ïðîáèðàåòñÿ ëóíà,
Íà ïå÷àëüíûå ïîëÿíû
Ëüåò ïå÷àëüíî ñâåò îíà.
Ïî äîðîãå çèìíåé, ñêó÷íîé
Òðîéêà áîðçàÿ áåæèò,
Êîëîêîëü÷èê îäíîçâó÷íûé
Óòîìèòåëüíî ãðåìèò.
×òî-òî ñëûøèòñÿ ðîäíîå
 äîëãèõ ïåñíÿõ ÿìùèêà:
Òî ðàçãóëüå óäàëîå,
Òî ñåðäå÷íàÿ òîñêà……
Íè îãíÿ, íè ÷åðíîé õàòû,
Ãëóøü è ñíåã…. Íà âñòðå÷ó ìíå
Òîëüêî âåðñòû ïîëîñàòû
Ïîïàäàþòñÿ îäíå…
ÂÎÒ ÑÅÂÅÐ, ÒÓ×È ÍÀÃÎÍßß (îòðûâîê èç ïîýìû «Åâãåíèé Îíåãèí»)
Âîò ñåâåð, òó÷è íàãîíÿÿ,
Äîõíóë, çàâûë è âîò ñàìà
Èäåò âîëøåáíèöà-çèìà,
Ïðèøëà, ðàññûïàëàñü; êëîêàìè
Ïîâèñëà íà ñóêàõ äóáîâ,
Ëåãëà âîëíèñòûìè êîâðàìè
Ñðåäè ïîëåé âîêðóã õîëìîâ.
Áðåãà ñ íåäâèæíîþ ðåêîþ
Ñðàâíÿëà ïóõëîé ïåëåíîþ;
Áëåñíóë ìîðîç, è ðàäû ìû
Ïðîêàçàì ìàòóøêè-çèìû.
ÑÍÅÆÎÊ
ÍÈÊÎËÀÉ ÍÅÊÐÀÑÎÂ
Ñíåæîê ïîðõàåò, êðóæèòñÿ,
Íà óëèöå áåëî.
È ïðåâðàòèëèñü ëóæèöû
 õîëîäíîå ñòåêëî.
Ãäå ëåòîì ïåëè çÿáëèêè,
Ñåãîäíÿ — ïîñìîòðè! —
Êàê ðîçîâûå ÿáëîêè,
Íà âåòêàõ ñíåãèðè.
Ñíåæîê èçðåçàí ëûæàìè,
Êàê ìåë, ñêðèïó÷ è ñóõ,
È ëîâèò êîøêà ðûæàÿ
Âåñåëûõ áåëûõ ìóõ.
ÎÏßÒÜ ÇÈÌÀ
ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÒÂÀÐÄÎÂÑÊÈÉ
Êðóæàñü ëåãêî è íåóìåëî,
Ñíåæèíêà ñåëà íà ñòåêëî.
Øåë íî÷üþ ñíåã ãóñòîé è áåëûé —
Îò ñíåãà â êîìíàòå ñâåòëî.
×óòü ïîðîøèò ïóøîê ëåòó÷èé,
È ñîëíöå çèìíåå âñòàåò.
Êàê êàæäûé äåíü, ïîëíåé è ëó÷øå,
Ïîëíåé è ëó÷øå íîâûé ãîä
ÇÈÌÍÈÅ ÊÀÐÒÈÍÊÈ
Ùåíêà ïðîãóëèâàåò òåòÿ.
Ùåíîê ðàññòàëñÿ ñ ïîâîäêîì.
È âîò íà áðåþùåì ïîëåòå
Ëåòÿò âîðîíû çà ùåíêîì.
Ñâåðêàåò ñíåã
Êàêàÿ ìàëîñòü!
Ïå÷àëü, êóäà æå òû äåâàëàñü?
ÂÅ×ÅÐ ÒÈÕÈÉ È ÌÎÐÎÇÍÛÉ
ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÁËÎÊ
Âå÷åð òèõèé è ìîðîçíûé.
Òîëüêî ñíåãà íåò è íåò.
Çà îêíîì âêëþ÷èëè çâåçäû,
 äîìå âûêëþ÷èëè ñâåò.
Èç-çà ëåñà òó÷à âûøëà
Äîì ïðèòèõ è çàìîë÷àë
Íî÷üþ êòî-òî åëå ñëûøíî
 îêíà ëàïêàìè ñòó÷àë,
À ïîä óòðî â ñåðåáðèñòîé
Áåëîñíåæíîé òèøèíå
Êòî-òî ÷èñòûé è ïóøèñòûé
Íà ìîåì ëåæàë îêíå.
ÏÎÐÎØÀ
ÑÅÐÃÅÉ ÅÑÅÍÈÍ
Åäó. Òèõî. Ñëûøíû çâîíû.
Ïîä êîïûòîì íà ñíåãó,
Òîëüêî ñåðûå âîðîíû
Ðàñøóìåëèñü íà ëóãó.
Çàêîëäîâàí íåâèäèìêîé,
Äðåìëåò ëåñ ïîä ñêàçêó ñíà,
Ñëîâíî áåëîþ êîñûíêîé
Ïîäâÿçàëàñÿ ñîñíà.
Ïîíàãíóëàñü, êàê ñòàðóøêà,
Îïåðëàñÿ íà êëþêó,
À íàä ñàìîþ ìàêóøêîé
Äîëáèò äÿòåë íà ñóêó.
Ñêà÷åò êîíü, ïðîñòîðó ìíîãî,
Âàëèò ñíåã è ñòåëåò øàëü.
Áåñêîíå÷íàÿ äîðîãà
Óáåãàåò ëåíòîé âäàëü.
ÇÈÌÍÈÉ ÂÅ×ÅÐ
ÌÈÕÀÈË ÈÑÀÊÎÂÑÊÈÉ
Çà îêîøêîì â áåëîì ïîëå
Ñóìðàê, âåòåð, ñíåãîâåé…
Òû ñèäèøü, íàâåðíî, â øêîëå,
 ñâåòëîé êîìíàòêå ñâîåé.
Çèìíèé âå÷åð êîðîòàÿ,
Íàêëîíèëàñü íàä ñòîëîì:
Òî ëè ïèøåøü, òî ëü ÷èòàåøü,
Òî ëè äóìàåøü î ÷åì.
Êîí÷åí äåíü è â êëàññàõ ïóñòî,
 ñòàðîì äîìå òèøèíà,
È òåáå íåìíîæêî ãðóñòíî,
×òî ñåãîäíÿ òû îäíà.
Èç-çà âåòðà, èç-çà âüþãè
Îïóñòåëè âñå ïóòè,
Íå ïðèäóò ê òåáå ïîäðóãè
Âìåñòå âå÷åð ïðîâåñòè.
Çàìåëà ìåòåëü äîðîæêè,
Ïðîáèðàòüñÿ íåëåãêî.
Íî îãîíü â òâîåì îêîøêå
Âèäåí î÷åíü äàëåêî.
ÄÅÊÀÁÐÜÑÊÎÅ ÓÒÐÎ
Ô¨ÄÎÐ ÒÞÒ×ÅÂ
Íà íåáå ìåñÿö — è íî÷íàÿ
Åøå íå òðîíóëàñÿ òåíü,
Öàðèò ñåáå, íå ñîçíàâàÿ,
×òî âîò óæ âñòðåïåíóëñÿ äåíü,-
×òî õîòü ëåíèâî è íåñìåëî
Ëó÷ âîçíèêàåò çà ëó÷îì,
À íåáî òàê åùå âñåöåëî
Íî÷íûì ñèÿåò òîðæåñòâîì.
Íî íå ïðîéäåò äâóõ-òðåõ ìãíîâåíèé,
Íî÷ü èñïàðèòñÿ íàä çåìëåé,
È â ïîëíîì áëåñêå ïðîÿâëåíèé
Âäðóã íàñ îõâàòèò ìèð äíåâíîé…
×ÓÄÍÀß ÊÀÐÒÈÍÀ
ÀÔÀÍÀÑÈÉ ÔÅÒ
×óäíàÿ êàðòèíà,
Êàê òû ìíå ðîäíà:
Áåëàÿ ðàâíèíà,
Ïîëíàÿ ëóíà,
Ñâåò íåáåñ âûñîêèõ,
È áëåñòÿùèé ñíåã,
È ñàíåé äàëåêèõ
Îäèíîêèé áåã.
ÁÅШÇÀ
ÑÅÐÃÅÉ ÅÑÅÍÈÍ
Áåëàÿ áåðåçà
Ïîä ìîèì îêíîì
Ïðèíàêðûëàñü ñíåãîì,
Òî÷íî ñåðåáðîì.
Íà ïóøèñòûõ âåòêàõ
Ñíåæíîþ êàéìîé
Ðàñïóñòèëèñü êèñòè
Áåëîé áàõðîìîé.
È ñòîèò áåðåçà
 ñîííîé òèøèíå,
È ãîðÿò ñíåæèíêè
 çîëîòîì îãíå.
À çàðÿ, ëåíèâî
Îáõîäÿ êðóãîì,
Îáñûïàåò âåòêè
Íîâûì ñåðåáðîì.
×ÀÐÎÄÅÉÊÎÞ ÇÈÌÎÞ
Ô¨ÄÎÐ ÒÞÒ×ÅÂ
×àðîäåéêîþ Çèìîþ
Îêîëäîâàí, ëåñ ñòîèò,
È ïîä ñíåæíîé áàõðîìîþ,
Íåïîäâèæíîþ, íåìîþ,
×óäíîé æèçíüþ îí áëåñòèò.
È ñòîèò îí, îêîëäîâàí,
Íå ìåðòâåö è íå æèâîé —
Ñíîì âîëøåáíûì î÷àðîâàí,
Âåñü îïóòàí, âåñü îêîâàí
˸ãêîé öåïüþ ïóõîâîé…
Ñîëíöå çèìíåå ëè ìå÷åò
Íà íåãî ñâîé ëó÷ êîñîé —
 í¸ì íè÷òî íå çàòðåïåùåò,
Îí âåñü âñïûõíåò è çàáëåùåò
Îñëåïèòåëüíîé êðàñîé.
«ÇÈÌÀ. Îãðîìíàÿ, ïðîñòîðíàÿ çèìà…»
ÍÈÊÎËÀÉ ÇÀÁÎËÎÖÊÈÉ
Çèìà. Îãðîìíàÿ, ïðîñòîðíàÿ çèìà.
Äåðåâüåâ ãðîìêèé òðåñê çâó÷èò, êàê êàíîíàäà.
Ãëóáîêèé ìðàê íî÷åé âûâîäèò òåðåìà
Ñâåðêàþùèõ ñíåãîâ íàä âûñòóïàìè ñàäà.
 îäåæäå êðèñòàëëè÷åñêîé ñâîåé
Ñòîÿò äåðåâüÿ.
Ò¸ìíûå âîðîíû,
Ñøèáàÿ ñíåã ñ îïóùåííûõ âåòâåé,
Øàðàõàþòñÿ, íåìîùíû è ñîííû.
 îòòåíêàõ ãðèôåëÿ êëóáèòñÿ âîðîõ òó÷,
È çâ¸çäû, ïðîáèâàÿñü ïîñðåäèíå,
Ñâîé ñèíåâàòûé äâèæóùèéñÿ ëó÷
Åäâà âëà÷àò ïî ëåäÿíîé ïóñòûíå.
Íî ëèøü çàðÿ ïðîðåæåò íåáîñêëîí
È âñòàíåò ñîëíöå, êàê, ïîäîáíî ÷óäó,
Ñâåò òûñÿ÷è îãíåé âîçíèêíåò îòîâñþäó,
×àñòèöàìè ñíåãîâ â ïðîñòðàíñòâî îòðàæ¸í.
È äåâñòâåííûé ïîæàð ÿíâàðñêîãî îãíÿ
Âäðóã óïàä¸ò íà øêîëüíûé ïàëèñàäíèê,
È õîðû ïåòóõîâ ñâåäóò ñ óìà êóðÿòíèê,
È çèìíèé äåíü âñïëûâ¸ò, ëèêóÿ è çâåíÿ.
 òàêîå óòðî ðóññêèé ÷åëîâåê,
Êàêîå á ñ íèì íè ïðèêëþ÷èëîñü ãîðå,
Íå ìîæåò òîñêîâàòü.
Êîãäà íà êîñîãîðå
Âäðóã çàñêðèïåë ïîä âàëåíêàìè ñíåã
È áîëüøåãëàçûõ ðîçîâûõ äåòåé
Îïÿòü ìåëüêíóëè ðàäîñòíûå ëèöà…
ÏÅÐÂÛÉ ÑÍÅÃ
ÂËÀÄÈÌÈÐ ËÓÃÎÂÑÊÎÉ
Âîò è âûïàë ïåðâûé ñíåã,
ïåðâûé ñíåã,
Îí ïîêðûë äîëèíû ðåê
ïåðâûé ñíåã.
À ðåêà òå÷¸ò ÷åðíà,
ïåðâûé ñíåã,
Âñÿ æèâà åù¸ äî äíà,
ïåðâûé ñíåã.
Âñÿ ëþáîâü ìîÿ ÷åðíà,
ïåðâûé ñíåã,
Âñÿ æèâà åù¸ äî äíà,
ïåðâûé ñíåã.
Ëüäîì ïîêðîåòñÿ îíà,
ïåðâûé ñíåã,
Íî íà ñâåòå åñòü âåñíà,
ïåðâûé ñíåã!
ß ïðèâåòñòâóþ òåáÿ,
ïåðâûé ñíåã,
Íå æàëåÿ, íå ñêîðáÿ,
ïåðâûé ñíåã.
Õîòü íåâåñåëî èäòè,
ïåðâûé ñíåã,
Íà ñåäîì òâî¸ì ïóòè,
ïåðâûé ñíåã.
ÙÅÍÎÊ È ÑÍÅÃ
ËÅÎÍÈÄ ÄÜßÊÎÍÎÂ
Íà ïåðâûé ñíåã âçãëÿíóë ùåíîê
È íè÷åãî ïîíÿòü íå ìîã.
Îòêóäà ñòîëüêî áåëûõ ìóõ
Íàáèëîñü ê íàì íà äâîð?
À ìîæåò ýòî ïòè÷èé ïóõ
Ëåòèò ÷åðåç çàáîð?..
Îí ïàñòü ðàñêðûë è ñíåãó õâàòü
È ñòàë çàäóì÷èâî æåâàòü.
Æóåò, æóåò, íî âîò áåäà!
Íà ÿçûêå îäíà âîäà.
Ñîâñåì ñêîíôóçèëñÿ ùåíîê
È â êîíóðó îáðàòíî ëåã.
Îí áûë íå ãëóï, à ïðîñòî ìàë
È ñíåã âïåðâûå óâèäàë
ÏÎÄ ÓÒÐÎ
ÂËÀÄÈÌÈÐ ÎÐËÎÂ
Âå÷åð òèõèé
È ìîðîçíûé,
Òîëüêî ñíåãà
Íåò è íåò.
Çà îêíîì
Âêëþ÷èëè çâ¸çäû,
 äîìå
Âûêëþ÷èëè ñâåò.
Èç-çà ëåñà
Òó÷à âûøëà.
Äîì ïðèòèõ
È çàìîë÷àë.
Íî÷üþ êòî-òî
Åëå ñëûøíî
 îêíà ëàïêàìè
Ñòó÷àë.
À ïîä óòðî
 ñåðåáðèñòîé,
 áåëîñíåæíîé
Òèøèíå
Êòî-òî ÷èñòûé
È ïóøèñòûé
Íà ìî¸ì ëåæàë
Îêíå.
***
ÏÅÐÂÛÉ ÑÍÅÃ
Íèêîëàé Ðóáöîâ
Àõ, êòî íå ëþáèò ïåðâûé ñíåã
 çàì¸ðçøèõ ðóñëàõ òèõèõ ðåê,
 ïîëÿõ, â ñåëåíüÿõ è â áîðó,
Ñëåãêà ãóäÿùåì íà âåòðó!
 äåðåâíå ïðàçäíóþò äîæèíêè,
È íà ãàðìîíü ëåòÿò ñíåæèíêè.
È âåñü â ñâåòÿùåìñÿ ñíåãó,
Ëîñü çàìèðàåò íà áåãó
Íà îòäàëåííîì áåðåãó.
***
ÂÑÞÄÓ ÑÍÅÃ
À. Áðîäñêèé
Âñþäó ñíåã, â ñíåãó äîìà —
Ïðèâåçëà åãî çèìà.
Ê íàì ñïåøèëà ïîñêîðåé,
Ïðèâåçëà íàì ñíåãèðåé.
Îò çàðè è äî çàðè
Ñëàâÿò çèìó ñíåãèðè.
Äåä Ìîðîç, êàê ìàëåíüêèé,
Ïëÿøåò ó çàâàëèíêè.
À ÿ òîæå ìîãó
Òàê ïëÿñàòü íà ñíåãó.
Людмила Нарышкина
Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста «Дремлет лес под сказку сна»
Образовательные задачи:
— Закрепить опыт у детей отвечать на вопросы по-разному, кратко и распространенно.
— Формировать умение отвечать, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, дополнять.
— Формировать элементарные представления о структуре описания и повествования.
— Закрепить знания детей о живописи, обогатить словарь эмоционально-эстетическими терминами.
— Упражнять в умении выявлять простейшие причинно — следственные связи.
Развивающие задачи:
— Развивать умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его и не отвлекаться.
— Продолжать развивать художественное восприятие, уча видеть силуэт картины, её содержание и некоторые средства выразительности.
— Упражнять отвечать полным ответом.
Воспитательные задачи:
— Вызвать у детей положительные эмоции от прихода зимы.
— Прививать любовь к природе, прекрасному.
— Воспитывать у детей доброжелательное отношение к товарищу во время ответов не подсказывать и не перебивать.
— Воспитывать умение слушать ответы друг
друга.
Предварительная работа
— Экскурсии — на участок детского сада по тропе здоровья, с целью наблюдения зимних пейзажей;
— Разучивание песен о зиме;
— Разучивание и чтение стихов о зиме;
— Рассматривание зимних пейзажей в репродукциях картин художников о зиме.
Оборудование:
— Мольберт;
— Репродукция картины И. И. Шишкина «Зима»;
— Музыкальная колонка;
— Запись музыкального произведения Чайковского – Цикл – Времена года: Январь;
Инновационные технологии:
Технология личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми;
Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе;
Игровые технологии;
Игровые инновационные технологии;
Технология создания предметно-развивающей среды в ДОУ
Ход совместной деятельности:
Воспитатель: Ребята, послушайте отрывок из стихотворения С. Есенина «Пороша»:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Воспитатель: Ребята, можно ли сказать, что в стихотворении описан лесной покой?
Ответы детей: Да, конечно, в стихотворении говориться про лесной покой.
Воспитатель: Какие строки из стихотворения подтверждают это?
Ответы детей: «Дремлет лес под сказку сна».
Воспитатель: А что это за «белая косынка» на сосне?
Ответы детей: Белая косынка на сосне это снег.
Воспитатель: С чем можно сравнить снег?
Ответы детей: Снег можно сравнить с ватой, сахарной ватой, простынёй.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Наконец-то к нам пришла «хрустальная зима». Ребята, как вы думаете, почему я назвала зиму «хрустальной»?
Ответы детей: Потому что, когда на деревьях иней, веточки блестят на солнце и кажутся лёгкими и прозрачными.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Да, зима необычна своей свежестью, красотой и чистотой, поэтому многие композиторы, писатели, поэты и художники восхищаются этим временем года и рассказывают нам что видят, слышат и чувствуют. А сейчас хотите оказаться в сказочном лесу?
Ответы детей: Да, мы хотим оказаться в волшебном лесу.
Воспитатель: Но чтобы нам там не замерзнуть, нам надо сначала одеться.
Проводится физкультминутка:
Это платье для Наташки — (4 поворота вправо-влево, руки на поясе)
Красные горошки (4 прыжка на обеих ногах)
А на платье два кармашка («рисуют» на животе два кармашка)
Спрячем в них ладошки (прикладывают ладошки к животику)
Эти брюки для Илюши (два раза топают, правой, потом левой ногой)
Сшила бабушка из плюша (показывают, как бабушка шила)
Ходит в них гулять Илья, (идут по кругу, взявшись за руки)
Он большой, как ты и я (поднимают руки вверх, тянутся на носочках)
Вот ботинки для Маринки (два раза топают, правой потом левой ногой)
Не ботинки, а картинки (4 ритмичных прыжка на обеих ногах)
Чтобы в них гулять ходить, (идут по кругу, взявшись за руки)
Бегать, прыгать и шалить. (бегут по кругу, делают 2 прыжка на обеих ногах)
В. — А сейчас, давайте встанем в круг, закроим глаза, я скажу волшебные слова и мы окажемся в заколдованном лесу.
Воспитатель говорит волшебные слова «По щучьему велению, по моему хотению пусть все мы окажемся в зимнем лесу!» и открывает на мольберте репродукцию картины И. И. Шишкина «Зима».
Воспитатель: Ребята, откройте глаза, посмотрите вокруг, послушайте звуки леса. Что вы слышите?
Ответы детей: Тишина!
Воспитатель: Да, ребята, это тишина!
Тишина! — шепнула белая поляна.
Тишина! — вздохнула, вся под снегом ель.
Под музыку Пётр Ильич Чайковский – Цикл — Времена года: Январь, дети рассматривают репродукцию И. И. Шишкина «Зима». (затем дети садятся на свои места).
Воспитатель: А теперь, давайте попробуем рассказать про этот лес. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать.
Воспитатель: Какой лес вы видите?
Ответы детей: Мы видим дремучий, густой, непроходимый лес.
Воспитатель: Как называются деревья, которые изобразил Шишкин?
Ответы детей: Очень большие и маленькие ёлочки. Огромные ели.
Воспитатель: А как вы думаете, что лежит на земле под снегом?
Ответы детей: Деревья, которые сломались и упали.
Воспитатель: Каким цветом изобразил Шишкин снег?
Ответы детей: Кремовым, голубоватым, чуть-чуть коричневый.
Воспитатель: Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите, почему Шишкин изобразил снег такими разными оттенками цвета?
Ответы детей: Потому что на цвет снега влияет состояние погоды и цвет окружающих его предметов.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, что повлияло на снег коричневатого, кремового оттенка?
Ответы детей: Коричневатый цвет стволов елей.
Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно, есть ли в этом лесу кто то живой?
Ответы детей: Да, это птица. Она тоже, как деревья заснула.
Воспитатель: Ребята, а кто может рассказать стихотворение Ф. Тютчева «Чародей», которое подходит к этой репродукции?
Ребёнок, поднявший руку, рассказывает стихотворение:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Воспитатель: А как бы красиво вы назвали этот лес?
Ответы детей: Сказочный, хрустальный, зимний, очарованный, заснувший, волшебный.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мне очень понравились ваши ответы. Но пора и домой возвращаться. Закройте глаза, а я скажу волшебные слова: «Раз, два, три-обратно нас верни!»
Открывайте глаза – вот мы и дома. А репродукцию картины И. И. Шишкина «Зима», этот зимний, сказочный лес, мы повесим в группе и будем на неё смотреть, любоваться и вспоминать наше волшебное путешествие.
Ольга Жога
Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна
«Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…»
Зимняя поэтическая экскурсия в лес в рамках экологического музыкального проекта
«Гармония музыки и природы»
Цель: Воспитывать у детей любовь к классическому литературному наследию, чувство прекрасного, любовь и интерес к родной природе; развивать наблюдательность у детей, чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, развивать речь детей, умение анализировать и сравнивать.
Предварительная работа:
беседы о зимнем времени года в рамках проекта и тематических недель, проведение интегрированного занятия «Зимние узоры», в рамках проектной деятельности, оформление листков «Поэтической тетради», посвященных зимнему времени года, разучивание стихотворений А. Пушкина, И. Никитина, С. Есенина.
Экскурсионное снаряжение: травяной чай, бутерброды, печенье — крекер, влажные салфетки, аптечка.
Примечание: Особенностью зимнего похода является то, что остановки в движении по маршруту не должны быть более 5 минут, необходимо следить за самочувствием и внешним видом ребят: цветом щек, носа, дыханием. Запланированные наблюдения можно проводить, сбавляя темп движения. Двигаться в колонне с интервалом 0,8-1 метр.
План – конспект экскурсии:
Вводная беседа:
— Как греет солнышко?
— Морозно или нет?
— Есть ли ветер?
— Идет ли снег? Сильный или нет?
— Есть ли иней на деревьях?
— А как сейчас в лесу, на нашей знакомой полянке? Мы были там осенью, теперь я приглашаю вас в зимний лес.
1. Вводная часть экскурсии:
— Вот мы и на месте. Давайте поздороваемся с лесом песенкой
Дети поют уже знакомую песенку – приветствие:
«Здравствуй, лес,
здравствуй, лес,
полный сказок и чудес!»
— Отгадайте загадку:
Прошла девушка Беляна – побелела вся поляна.
(снег выпал)
— Сейчас мы пройдемся немного по нашей полянке, но сначала я хочу напомнить вам правила поведения в зимнем лесу.
(ходить по дорожкам, уже протоптанным, не задевать кустов, потому что зимой замерзшие ветки легко ломаются; быть внимательными, чтобы не пропустить следы на снегу, не напугать лесных жителей, услышать голоса леса, увидеть красивые пейзажи)
2. Основная часть:
Дети гуськом двигаются по лесной полянке, м. р. направляет внимание детей.
М. р. Мы были здесь осенью. Как же изменился лес за это время? Посмотрите кругом, найдите, что изменилось?
(Совсем не стало листьев на деревьях, земля укрыта снегом, не слышно птиц, в лесу все далеко видно, если посмотреть вверх, небо тоже хорошо видно)
Дети продолжают движение, м. р. читает стихотворение И. Сурикова «Зима»
И. Суриков
«Зима»
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утром снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнца светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
— Поэты в стихотворениях представляли лес, уснувшим до весны великаном, сравнивая снег, засыпавший лес с одеялом.
3. Творческое задание «Что на что похоже» (развитие речи, воображения, фатазии)
— Давайте и мы пофантазируем, посмотрите вокруг:
— На что похоже синее зимнее небо? (Скатерть, полотно)
— А снег на земле? (На покрывало, перину)
— А снежинки? (Пушинки, искорки)
— Вспомните красоту осеннего леса, красив ли зимний лес?
(Зимний лес красив особенной, неповторимой красотой. Когда идет снег, весь воздух наполнен снежинками. Они летят, кружатся и опускаются на землю. Снежинки искрятся и блестят в воздухе, горят огоньками-алмазами на ветках деревьев и кустарников. Зимний лес в ясную солнечную погоду похож на хрустальный дворец.)
— Обратим внимание на снег на земле. Он называется снежный покров. Глубокий ли он? Измерим его палкой. Какую пользу он приносит всем растениям?
Снег, как книга, на которой можно многое прочесть. Давайте попытаемся это сделать. Что вы прочли?
Дети находят следы птиц, угадывают, чьи они.
4. Чтение стихотворений.
Дети останавливаются на короткое время. Выполняют дыхательное упражнение, учатся правильно дышать носом в зимнюю погоду (дыхание «носовое», но если ртом, то язык прижат к небу, воздух, обтекая его, нагревается, попадая в горло.)
Несколько детей читают стихотворения
А. Пушкин
(отрывок из стихотворения «Зимнее утро»)
…Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Иван Никитин
(отрывок из стихотворения «Встреча зимы)
Ночь прошла, Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
На дворах, на домах.
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из – под черных кудрей,
Словно рад он чему, —
И на ветках берез,
Как алмазы горят
Капли сдержанных слез.
….
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!
Для разогрева рук выполнить упражнение: на счет 1—2-3—4 — потряхивание руками вверху, 5 — резко сбросить руки вниз, 6-7-8 — покачать ими вперед — назад. Для разогрева ног сделать несколько махов вперед-назад ногой, держась друг за друга или подскоки на месте.
Продолжая движение, дети беседуют с педагогами.
5. Наблюдения за деревьями
— Посмотрите внимательно и определите, какие деревья вы видите? (елочки, сосенки, кустарники (малина, орешник, клены). Найдите березку.
Дети с воспитателем отыскивают в лесу березку и останавливаются здесь ненадолго. Из всех деревьев леса березка самая нарядная зимой. Ветки березки склонились под тяжестью снега, он висит бахромой, легким кружевом.
Ребенок читает стихотворение
С. Есенин
«Белая береза» (в сокращении)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Будто серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне
….
М. р. А теперь найдем елочку или маленькую сосенку.
Снег да снег кругом ложится,
Снег на солнце серебрится.
Только елочка стоит,
Вовсе летняя на вид.
(М. Рыльский)
Изменилась ли она с лета и осени? (Нет.) Она стоит такая же зеленая. Но на пушистых ветках лежит снег. Что мы видим на вершине сосны? (Шишки.) Кто питается семенами из этих шишек? (Дятлы, белки)
А вот деревце с красными плодами. Висят гроздья сочных ягод. Что это за деревце? (Рябина.) Кому рябина приготовила свое угощение? (Птицам.)
— Лес и зимой заботится о своих жителях, для маленьких птичек ягоды калины, рябины, шиповника, для крупных (клеста, дятла) семена шишек. А ведь мы тоже можем помочь лесу. Что нужно сделать для этого?
(повесить кормушки и сыпать туда зерна, крошки хлеба, кусочек сала прицепить для синичек)
М. р.:
Голодно, холодно,
Галки, воробьи!
Голодно, голуби,
Гуленьки мои!
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гуль-гуль-гуль!
(Е. Благинина)
6. Слово с движением «Птички проснулись»
— Давайте погреемся, скажем волшебные слова и превратимся в птиц:
— Раз, два – повернись, дети в птиц превратись!
Птички проснулись, И. п. основная стойка
Друзьям улыбнулись, Медленно поднимать руки вверх — вдох
Вверх потянулись. Опустить вниз — выдох
Птички проснулись, И. п. основная стойка, руки на поясе
Друзьям улыбнулись,
Влево – вправо повернулись. Повороты головы влево — вправо
Расправляют крылышки И. п. ноги на ширине плеч
Птички – невелички, Рывки руками – свести руки перед грудью, развести в стороны
Разминают крылышки
Воробьи, синички.
А теперь разбудим хвостик И. п. Ноги широкой дорожкой, руки в стороны
Повиляем им немножко, виляем бедрами влево — вправо
Чтоб за веточки держаться, И. п. основная стойка, руки на поясе
Нужно ножки разминать, Присели – руки в стороны
Их сгибать и выпрямлять. Встали – руки на пояс
Вот как птички потянулись И. п. основная стойка, руки перед грудью, пальцы сцепить в «замок»
Все они уже проснулись. Потянуть руки вверх, вывернуть «замочек», ладонями вверх, потянуться за руками.
Раз – два – повернись, птицы в детей превратись.
7. Небольшой привал: кушаем, пьем чай, заваренный на травах, приготовленный воспитателями, собираем вещи, остатки пищи раскладываем в кормушки, которые развешиваем на деревьях и убираем место стоянки. Воспитатели следят за самочувствием ребят, внешним видом, за правильным дыханием, проверяют одежду, Дети строятся в колонну, темп движения — средний. Во время движения м. р. рассказывает детям о том, как зимует синичка.
— Ребята, отгадайте мою загадку:
Пташка – невеличка
Беленькие щечки,
Серые лапки,
Чёрная шапка,
Фартучек желтенький,
Голосок тоненький.
Эта птичка – невеличка
Называется… (синичка)
— Каждая птичка делает себе запасы на зиму. Чёрный день страшен для всех. А вот собирать запасы можно по – разному. Можно только для себя, а можно – как чубатая синичка – для всех.
Запасают они жучков, паучков, мух, семена, ягодки, зёрнышки – всё подойдет. Была бы только удобной трещинка в коре, особенно под сучком, куда не пробьется ни дождь, ни ветер.
В лесу деревьев – не пересчитать, на каждом найдутся трещинки, куда прячет синичка свои запасы. А разве запомнишь эти тайники? Конечно, нет. Да это и не нужно: кладовые эти для всех. «Ты чьё – то склюёшь, а твоё – кто – то заберёт» — так думает синичка. «Ты для всех и все для тебя».
8. Дети выходят на опушку леса
На опушке:
— Ой, ребята, посмотрите, что то елочка стоит печальная, плохие люди сломали ей веточки, теперь она очень болеет. С каждым годом деревьев становится все меньше и меньше. Некоторые люди рубят и вывозят лес незаконно. А к новому году каждый старается поставить у себя дома настоящую лесную красавицу – ель. А для того, что бы выросло новое дерево, нужно очень много времени.
— Ребята, что нужно сделать, что бы на новый год не рубили в лесу елочки.
Ответы детей.
— Правильно. Ребята, можно купить искусственную елочку и она будет радовать вас на празднике не один год.
Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что больше всего вы запомнили? (дети делятся своими впечатлениями)
— Нам пришла пора прощаться с лесом. Споем лесу прощальную песенку
Дети поют:
«До свидания, добрый лес,
Полный сказок и чудес»
9. Дети и педагоги возвращаются в детский сад.