Он сделал над собой усилие чтобы заснуть но во сне представилось тоже самое
Скачать материал
Формулировка задания:
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Первое время мы ТО(ЖЕ) не понимали друг друга, а (В)ПОСЛЕДСТВИИ очень подружились.
Ночью развели огромный костёр (НА)ВЕРХУ горы, а я попытался всем объяснить, (ЗА)ЧЕМ это нужно было сделать.
Он сделал над собой усилие, ЧТО(БЫ) заснуть, но во сне представилось ТО(ЖЕ) самое мёртвое пространство с грядами серых туч.
Отец, (В)СИЛУ своего высокого положения, прежде ездил только на машине с персональным шофёром, (ОТ)ЧЕГО долго не мог разобраться, как войти в метро и где заплатить за проезд.
(ПО)ТОМУ, что говорил дядя, не было понятно, СДЕРЖАЛ(ЛИ) он слово.
Показать ответ
Правильный ответ: тоже, впоследствии.
Комментарий:
В начале мы ТОЖЕ (союз = И мы не понимали, пишем слитно) не понимали друг друга, а ВПОСЛЕДСТВИИ (подружились когда? наречие пишем слитно) очень подружились.
Ночью развели огромный костёр НА ВЕРХУ горы (на верху (чего?) горы — при наличии зависимого слова пишем существительное с предлогом раздельно), а я попытался всем объяснить, ЗАЧЕМ (выполняет роль союза, союзы пишем слитно) это нужно было сделать.
Он сделал над собой усилие, ЧТОБЫ (выполняет роль союза, союзы пишем слитно) заснуть, но во сне представилось ТО ЖЕ самое (перед нами указательное местоимение ТО, частицу ЖЕ можно опустить) мёртвое пространство с грядами серых туч.
Отец, В СИЛУ (запомним раздельное написание производного предлога) своего высокого положения, прежде ездил только на машине с персональным шофёром, ОТЧЕГО (выполняет роль союза, союзы пишем слитно) долго не мог разобраться, как войти в метро и где заплатить за проезд.
ПО ТОМУ (ПО чему? — ТОМУ перед нами указательное местоимение, которое можно усилить частицей ИМЕННО), что говорил дядя, не было понятно, СДЕРЖАЛ ЛИ (частица ЛИ пишется всегда раздельно) он слово.
Что нужно знать:
Задание 13 ЕГЭ по русскому языку проверяет умение различать омонимичные части речи друг от друга и в соответствии с этим выбирать правильное написание: слитное, раздельное или дефисное.
ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ | |
Предлоги | Примеры |
Ввиду | = из-за: Ввиду (вследствие) дождей река разлилась. |
Вроде | = наподобие: Это здание вроде (наподобие) шара. |
Вслед | = вслед за:Вслед (вслед за) убегающим (-и) детям (-ьми) раздался смех. |
Вместо | = взамен:Вместо (взамен) Саши выступил Андрей. |
Насчет | = о: Мы говорили насчет (о) поездки (-е). |
Наподобие | = вроде: Что-то наподобие (вроде) человека вышло из леса. |
Несмотря на | = вопреки:Мы продолжали работать, несмотря на (вопреки) усталость. |
Навстречу | (кому?): Пойти навстречу (кому?) другу. |
Наперекор | = вопреки:Он пошел в горы наперекор (вопреки) желанию матери. |
Всегда раздельно пишутся следующие предлоги: | |
ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ | |
Союзы | Примеры |
Также | = тоже, и: Он тоже (также) студент. — И он студент.
По радио передавали то же, что и вчера. То же самое я видел и в прошлом году. Петр так же хорош, как и его отец и т. д. |
Чтобы (чтоб) | = для того чтобы: Я пришел, чтобы (для того чтобы) дать вам волю. |
Итак | = следовательно: Итак, я никому оказался не нужен. — Следовательно, я никому оказался не нужен. |
Зато | = но: Мал золотник, зато (но) дорог. |
Причём | = притом (к тому же): Сын у меня красивый, причем (притом (к тому же) умница большой. |
Притом | = причём (к тому же, вместе с тем): Он рассердился, притом (причём) сильно. |
Оттого | = потому: Мне грустно оттого (потому), что весело тебе. |
Потому | = оттого, поэтому: Я устала, потому (оттого, поэтому) и спать хочу. |
Всегда раздельно пишутся следующие союзы: | |
ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ | |
Пишите наречия СЛИТНО, если они образованы | |
Наречия | Примеры |
Приставка + наречие | Задолго, навсегда, послезавтра извне. |
Приставки НА-, В- + собирательное числительное | Надвое, вдвое, впятером, |
Приставка + местоимение, полное прилагательное (не начинающееся с гласной) | Вничью |
Наречия на О, Е, А, образованные приставочно-суффиксальным способом от прилагательных | ИЗ- + основа прилагательного + А — издавна |
Приставка + существительное, где между приставкой и существительным нельзя вставить определение | Вброд |
Пишите наречия РАЗДЕЛЬНО, если | |
Существительное сохранило некоторые падежные формы | на корточки (на корточках) за границу (за границей) |
Между существ, и предлогом можно вставить определение | в меру (в полную меру) на скаку (на полном скаку) до смерти (до самой смерти) |
Предлог В + существ., прилагательные, начинающиеся . с гласной буквы | в обнимку |
Предлоги В, НА + существительное в предложном падеже. | на днях |
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ | |
Написание | Пример |
Через дефис | -то, -либо, -нибудь, кое- (кои-) |
Раздельно | же (ж) (кроме союзов тоже, также) |
Дефисное написание слов | |
Через дефис пишутся | Примеры |
1. Сложные существительные
| диван-кровать НО: пишите слитно существительные с элементами |
2. Сложные прилагательные
| англо-русский ( русский и английский) |
3. Наречия, образованные от двух одинаковых или близких по смыслу слов | нежданно-негаданно |
4. Сложные предлоги | из-за |
5. Неопределённые местоимения и наречия с приставкой кое- и суффиксами | кое-кому |
6. Наречия, образованные
| по-хорошему Исключения: потому, поэтому, почему, посему Во-первых |
Добавьте ссылку на страничку социальной сети:
Прочитайте текст и выполните задания 21-26.
(1)Немолодая женщина, крупный учёный, рассказала такую историю:
(2)«Я переходила площадь, меня толкнул какой-то пьяный, я упала на колени, поранила их, и из ран по ногам потекла кровь ручьём. (3)Я зашла в ближайшую поликлинику и сказала сестре: «Пожалуйста, окажите мне первую помощь».
(4)Она вежливо направила меня в хирургический кабинет. (5)В кабинете за столом сидела величественная дама. (6)Хирург и главный врач поликлиники. (7)Я сказала:
— Я в крови. (8)Пожалуйста, окажите мне первую помощь.
— (9)С половины третьего! — железным голосом ответила она.
(10)Часы показывали два.
— (11)Но ведь у меня кровь течёт, помогите мне!
(12)И тогда она не крикнула. (13)Спокойно сказала:
— Выйдите отсюда!
(14)Я, конечно, вышла. (15)Я плакала».
(16)«Вы правы, — пишет она дальше, — сравнивая травму, нанесённую криком, с ударом ножа. (17)Но такой удар можно нанести и без крика. (18)Нормальным голосом».
(19)Ко врачу пришёл человек, чтобы залечить телесную рану, а тот нанёс ему рану душевную.
(20)И я подумал, как, увы, часто наносятся раны словом. (21)Раны от слова вызываются не только грубостью, но и необдуманным обращением со словом.
(22)В одной семье произошёл такой случай. (23)Дочка, ученица пятого класса, которая незадолго до того перенесла тяжёлое долгое заболевание, вернулась однажды домой бледная. (24)Сказала:
— В эту школу я больше не пойду.
(25)Ничего объяснять она не стала. (26)Видно было только: потрясена безмерно.
— (27)Лучше умереть, чем в эту школу.
(28)Родители решили перевести девочку в соседнюю школу. (29)И только спустя годы она рассказала, в чём было дело. (З0)На медицинском осмотре в присутствии подруг школьный врач сочувственно воскликнула:
— С таким сердцем жить нельзя!
(31)Вот так и сказала. (32)Подруги засыпали девочку вопросами. (ЗЗ)Она молча оделась и молча вышла из школы. (34)Вышла, чтобы больше никогда туда не возвращаться. (35)Никому ничего не сказала, чтобы никого из близких не огорчать.
(Зб)Она верила старшим и думала, что живёт последние недели.
(37)Эту рану словом нанесли не злость, не грубость, а глупость, невежество.
(38)Когда таких примеров из собственного опыта и опыта окружающих и размышлений по их поводу накопилось много, я выступил по радио с беседой на тему «Осторожно — слово!». (39)Не предлагал ничего особенного и чрезвычайного, просто советовал обращаться со словом обдуманно. (40)Применять, например, давно выработанные и общепринятые формулы вежливости и отказаться от таких оборотов, как: «Не видишь что ли?!», «Ослеп?», «Оглох?», тем более что есть опасность действительно угодить в человека, который плохо видит или плохо слышит. (41)Я напоминал другие слова, приветливые, вежливые, благожелательные. (42)И заканчивал передачу так: «Будьте осторожны со словом; грубое — обоюдоостро и часто мстит за себя!»
(43)На меня обрушилась лавина откликов. (44)Большинство откликнувшихся на моё выступление соглашались: со словом надо обращаться осторожно.
(45)Однако нашлись люди, кого сама постановка этой проблемы привела в раздражение. (46)Они утверждают: без грубости не обойтись и обходиться без неё не надо! (47)Под грубостью они понимают и крайнюю её форму — нецензурную брань. (48)Без неё-де и соваться нечего на стройку, в цех, в поле. (49)Да и в домашнем быту без крепкого слова немыслимо.
(50)Крик и брань не свидетельство силы и не доказательство. (51)Сила — в спокойном достоинстве. (52)Заставить себя уважать, не позволить, чтобы вам грубили, нелегко. (53)Но опускаться до уровня хама бессмысленно. (54)Это значит отказываться от самого себя! (55)От собственной личности! (56)Вежливость, как правило, синоним внутренней силы и подлинного достоинства. (57)Спрашивать, зачем вежливость, так же бессмысленно, как задавать вопросы: «Зачем культура?», «Зачем красота?».
(По С. Львову*)
* Сергей Львович Львов (1922-1981 гг.) — прозаик, критик, публицист, автор статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.
Задание 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов
1.. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Первое время мы ТО(ЖЕ) не понимали друг друга, а (В)ПОСЛЕДСТВИИ очень подружились.
Ночью развели огромный костёр (НА)ВЕРХУ горы, а я попытался всем объяснить, (ЗА)ЧЕМ это нужно было сделать.
Он сделал над собой усилие, ЧТО(БЫ) заснуть, но во сне представилось ТО(ЖЕ) самое мёртвое пространство с грядами серых туч.
Отец, (В)СИЛУ своего высокого положения, прежде ездил только на машине с персональным шофёром, (ОТ)ЧЕГО долго не мог разобраться, как войти в метро и где заплатить за проезд.
(ПО)ТОМУ, что говорил дядя, не было понятно, СДЕРЖАЛ(ЛИ) он слово.
2.. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и
(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.
(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
3. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
(В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет М.В. Ломоносов занимался изучением русской истории, а ТАК(ЖЕ) точных наук.
Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.
Притяжение между парой электронов может возникать (НЕ)СМОТРЯ на то, что они находятся далеко друг от друга, (ПО)ЭТОМУ движение электронов в паре становится согласованным.
Для композитора, который способен слышать мир ТАК(ЖЕ), как художник — видеть его в цвете и формах, музыка — это именно звучание, (ТО)ЕСТЬ процесс, протекающий во времени.
(В)ТЕЧЕНИЕ недели от брата не приходило никаких писем, (НА)КОНЕЦ пришла короткая телеграмма.
4.. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Мысль о (ЗА)ГРАНИЦЕ, о необходимости покупать чемоданы, билеты, выбирать маршрут приводит Обломова, (В)ОТЛИЧИЕ от его друга Андрея Штольца, в состояние, близкое к паническому.
(ПО)НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако (В)ПОСЛЕДСТВИИ читатели оценили его произведение по достоинству.
Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.
(ПО)НАЧАЛУ казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления, но (В)СКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.
Ветви дерева были настолько красивыми, БУД(ТО) КТО(ТО) нарочно изгибал их и не давал расти прямо.
5. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Исходя из предопределённости, можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.
Поэт тоскует по гармонии, ТАК(КАК) она недоступна для него, и именно (ПО)ТОМУ, что в его душе гордыня борется с желанием примирения.
И КАК(БЫ) ни маскировалось зло, добрый, чистый душой человек способен его почувствовать, распознать, а ТАК(ЖЕ) пресечь.
(В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашёл.
И (ТОТ) ЧАС же хлынул дождь, да такой проливной, какой (ЗА)ЧАСТУЮ бывает только в тропических лесах.
6. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Пока дорога шла близ болот, (В)ВИДУ соснового леса, всё время отклоняясь (В)БОК, мы то и дело вспугивали целые выводки уток, приютившихся здесь.
(В)ТЕЧЕНИЕ целого дня наш отряд с трудом шёл вперёд, двигаясь (НА)ОЩУПЬ.
В лесу (ПО)ОСЕННЕМУ пахло сыростью, было холодно и промозгло, и мы, ЧТО(БЫ) согреться, развели костёр.
(ПО)СРЕДИ комнаты стоял огромный дубовый стол, а ТАК(ЖЕ) крепкие, под стать столу, тяжёлые стулья.
Маруся долго не могла понять, (ПО)ЧЕМУ никто вот так прямо, (С)ХОДУ не может дать ответ на мучивший её вопрос.
7. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Было тихо и нестерпимо жарко; лишь (ИЗ)ДАЛИ, (ОТ)ТУДА, где серебристой змейкой пригрелась на солнце река, долетали крики.
Мысль о (ЗА)ГРАНИЦЕ, о необходимости покупать чемоданы, билеты, выбирать маршрут приводит Обломова, (В)ОТЛИЧИЕ от его друга Штольца, в состояние, близкое к паническому.
Княгиня вела странный образ жизни: она как внезапно уезжала (ЗА)ГРАНИЦУ, ТАК(ЖЕ) внезапно и возвращалась в Россию.
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего романа Л. Толстой не ограничивается анализом душевной жизни своих героев, с большим вниманием он относится ТАК(ЖЕ) к описанию их внешности.
(НИ)КТО не мог повторить рекорд легкоатлета Роберта Бимона (В) ТЕЧЕНИЕ многих лет.
8.. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
(В)НАЧАЛЕ августа жара стоит нестерпимая — даже самый решительный человек не в состоянии охотиться, самая преданная собака, преувеличенно высунув язык, униженно виляет хвостом, но (В)ПЕРЁД не идёт.
ЕСЛИ(БЫ) природа могла чувствовать благодарность к человеку (ЗА)ТО, что он проник в её жизнь, превознёс и воспел её, эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.
Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К)ВЕРХУ прощальный зелёный луч, и Байкал (ТОТ)ЧАС отразил в себе нежную зелень.
Андрей Рублёв был (ПО)ИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: (ОТ)ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запёчатлён художник.
НИ(ЗА)ЧТО на свете не соглашалась Маруся расстаться (СО)МНОЙ.
9.. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Выбрался Муравей из-под ноги Верблюда-великана и призадумался: ЧТО(БЫ) такое сделать, ЧТО(БЫ) отомстить высокомерному обидчику?
Отец ТАК(ЖЕ) страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТО(ЖЕ) был азартным болельщиком.
(ОТ)ТОГО незнакомого и страшного зверя, который внезапно появился на поляне, надо было срочно спрятаться, ЧТО(БЫ) не попасться ему в лапы.
Петя вздрогнул, (ОТ)ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.
ЗА(ТО) время, пока дед заваривал чай, мы успели (НА)БЕЛО перерисовать рукописную карту, отданную геологами.
10.. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
ЧТО(БЫ) ни говорил гость, Катерина смотрела ТАК(ЖЕ) строго, как и прежде.
Только с признанием Ильи Ильича Ольге (В)НАЧАЛЕ второй части «Обломова» возникает завязка, а (ЗА)ТЕМ и действие романа, отсутствовавшее в первых главах.
(С)НАЧАЛА Марина держалась в деревне неуверенно и даже, увидев вдалеке Лену, зашла в высокую густую рожь, поросшую васильками, ЧТО(БЫ) только не попасться соседке на глаза.
Обломов рисует Штольцу свой идеал семейной жизни со ссылкой на духовные запросы, неведомые его предкам, но (В)ЦЕЛОМ выдерживая патриархально-идиллический дух: прогулки (В)ДВОЁМ после сытного завтрака, неспешные беседы с друзьями.
ГДЕ(ТО) в лесу раздавался протяжный вой, однако (НИ)КТО из охотников даже не вздрогнул.
11. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
(И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил, я говорил ТО(ЖЕ) самое.
ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.
Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.
Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.
(НА)КОНЕЦ дождик перестал, но КОЕ(ГДЕ) ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.