Отзыв на стихотворение тютчева бессонница

Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!
Анализ стихотворения Тютчева «Бессонница»
О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения «Бессонница» (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей. Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался вопросом – а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки – карьеру, творчество, семью и быт. Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные «Бессоннице».
Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их «пророчески-прощалный глас» напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда «часов однообразный бой» нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди.
Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно. Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро «новое, младое племя» придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью. «А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!», — отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют. Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их «металла голос погребальный порой оплакивает нас», что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз. Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценны дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти. Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства.
Источник
Ð Ñом, ÑÑо Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð²ÐµÑÑма ÑкоÑоÑеÑÐ½Ð°Ñ Ð¸ доÑÑаÑоÑно ÑÑомиÑелÑнаÑ, Ð¤ÐµÐ´Ð¾Ñ Ð¢ÑÑÑев наÑал задÑмÑваÑÑÑÑ ÐµÑе в молодоÑÑи. ÐазалоÑÑ Ð±Ñ, Ñж емÑ-Ñо не ÑÑоило забиваÑÑ Ñебе Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ñми мÑÑлÑми. РмоменÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ «ÐеÑÑонниÑа» ТÑÑÑев ÑÑпел ÑделаÑÑ Ð±Ð»ÐµÑÑÑÑÑÑ ÐºÐ°ÑÑеÑÑ Ð½Ð° дипломаÑиÑеÑком попÑиÑе, заÑекомендовал ÑÐµÐ±Ñ Ð² лиÑеÑаÑÑÑнÑÑ ÐºÑÑÐ³Ð°Ñ , Ñ Ð¾ÑÑ Ð¸ пеÑаÑалÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ ÑазлиÑнÑми пÑевдонимами, а Ñакже ÑдаÑно женилÑÑ Ð¸ воÑпиÑÑвал ÑÑÐµÑ Ð¿ÑекÑаÑнÑÑ Ð´Ð¾ÑеÑей. Ðднако по ноÑам, когда повÑÐµÐ´Ð½ÐµÐ²Ð½Ð°Ñ ÑÑеÑа оÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð° на вÑоÑой план, поÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð°Ð²Ð°Ð»ÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑом
— а Ñади Ñего он вообÑе Ð¶Ð¸Ð²ÐµÑ Ð¸ к ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑÑемиÑÑÑ?
ÐейÑÑвиÑелÑно, Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ бÑло вÑе, Ñего ÑолÑко Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¶ÐµÐ»Ð°ÑÑ 26-леÑний мÑжÑина. Ðо ÑÑого ТÑÑÑÐµÐ²Ñ Ð±Ñло Ñвно недоÑÑаÑоÑно. Ðн ÑÑвÑÑвовал, ÑÑо в его жизни не Ñ Ð²Ð°ÑÐ°ÐµÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÐµÐ³Ð¾ ÑÑеÑжнÑ, Ñой пÑоÑной оÑновÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð±Ñ Ñмогла ÑкÑепиÑÑ Ð²Ð¾ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾ ее ÑазлиÑнÑе кÑÑоÑки — каÑÑеÑÑ, ÑвоÑÑеÑÑво, ÑемÑÑ Ð¸ бÑÑ. ÐÑÐ¾Ð¹Ð´ÐµÑ ÐµÑе доволÑно много вÑемени, пÑежде Ñем ТÑÑÑев пÑÐ¸Ð´ÐµÑ Ðº веÑе в Ðога и оÑознаеÑ, ÑÑо именно она ÑвлÑеÑÑÑ Ñем важнÑм ÑÑндаменÑом, на коÑоÑом каждÑй Ñеловек должен ÑÑÑоиÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ.
Ðока же поÑÑ Ð¿Ð¾-ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ ÑÑаÑÑлив, но некое ÑÑвÑÑво ÑоÑки и беÑпокойÑÑва вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ñ Ð²Ñемени
Ð´Ð°ÐµÑ Ð¾ Ñебе знаÑÑ, наполнÑÑ Ð´ÑÑÑ ÑÑвÑÑвом, Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶Ð¸Ð¼ на оÑÑаÑние, и ÑÐ¾Ð¶Ð´Ð°Ñ Ð½Ð° ÑÐ²ÐµÑ ÑÑÐ¸Ñ Ð¸, подобнÑе «ÐеÑÑонниÑе».
ÐлÑÑевÑм обÑазом в ÑÑом пÑоизведении ÑвлÑÑÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑеннÑе ÑаÑÑ, бой коÑоÑÑÑ Ñловно Ð±Ñ Ð¾ÑмеÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð²ÐµÑ Ð¸ жизни каждого Ñеловека. ÐÑ «Ð¿ÑоÑоÑеÑки-пÑоÑалнÑй глаѻ Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´ÑÑ Ð±ÐµÐ·Ð²Ð¾Ð·Ð²ÑаÑно, и оÑÐµÐ½Ñ ÑкоÑо наÑÑÐ°Ð½ÐµÑ ÑаÑ, когда пÑидеÑÑÑ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼Ñ Ñебе даÑÑ Ð¾ÑÑÐµÑ Ð¾ пÑожиÑой жизни, ÑÐ¾Ð¶Ð°Ð»ÐµÑ Ð¾Ð± ÑпÑÑеннÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑÑ Ð¸ оÑÐ¸Ð±ÐºÐ°Ñ , пÑиÑиненнÑÑ Ð´ÑÑгим Ð¾Ð±Ð¸Ð´Ð°Ñ Ð¸ ÑобÑÑвеннÑÑ ÑазоÑаÑованиÑÑ . ÐÑой ÑÑаÑÑи Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¸Ð· ÑмеÑÑнÑÑ Ð½Ðµ избежаÑÑ, но лиÑÑ Ð² полноÑÑ, когда «ÑаÑов однообÑазнÑй бой» наÑÑÑÐ°ÐµÑ ÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸ заÑÑавлÑÐµÑ Ð·Ð°Ð´ÑмаÑÑÑÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо Ð¶Ð´ÐµÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ из Ð½Ð°Ñ Ð²Ð¿ÐµÑеди.
ТÑÑÑев не пиÑÐ°ÐµÑ Ð¸Ð»Ð»Ñзий оÑноÑиÑелÑно ÑобÑÑвенной жизни, коÑоÑÐ°Ñ ÑеÑÐµÑ ÑазмеÑенно и пÑаздно. ÐÐ¼Ñ ÐºÐ°Ð¶ÐµÑÑÑ, ÑÑо вÑе важное Ñже ÑвеÑÑилоÑÑ, и ÑÑдÑба вÑÑд ли подаÑÐ¸Ñ ÐµÐ¼Ñ Ð½Ð¾Ð²Ñе оÑкÑÑÑиÑ, иÑпÑÑаниÑ, ÑадоÑÑи и пеÑали. ÐгоÑÑÐ°ÐµÑ Ð¿Ð¾ÑÑа лиÑÑ Ñо, ÑÑо оÑÐµÐ½Ñ ÑкоÑо «Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ðµ, младое племѻ пÑÐ¸Ð´ÐµÑ ÐµÐ¼Ñ Ð½Ð° ÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ñ Ð¿ÑиÑÑÑей ÑноÑÑи ÑамоÑвеÑенноÑÑÑÑ Ð¸ деÑзоÑÑÑÑ. «Ð наÑ, дÑÑзÑÑ, и наÑе вÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ð°Ð²Ð½Ð¾ забвенÑем занеÑло!», — оÑмеÑÐ°ÐµÑ Ð¿Ð¾ÑÑ. Ðо не ÑÑо его ÑгнеÑаеÑ, а ÑÐ¾Ñ ÑакÑ, ÑÑо Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð½ÐµÑ Ð´ÐµÐ»Ð° до ÑÑдеб лÑдей, коÑоÑÑе ÑпеÑва взÑоÑлеÑÑ, а поÑом ÑÑаÑеÑÑ.
ÐаждÑй инÑеÑеÑÑеÑÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ ÑобÑÑвенной жизнÑÑ, не замеÑаÑ, ÑÑо пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð²Ð¾ÐºÑÑг. Ð ÐиÑÑ ÑаÑÑ, пÑовозглаÑаÑÑие наÑало каждого нового днÑ, Ñловно Ð±Ñ Ð¾ÑбиÑаÑÑ Ñ ÑÑаÑиков еÑе один неболÑÑой кÑÑоÑек жизни. ÐÑ «Ð¼ÐµÑалла Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð³ÑебалÑнÑй поÑой Ð¾Ð¿Ð»Ð°ÐºÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ñ», ÑÑо заÑÑавлÑÐµÑ Ð¢ÑÑÑева пеÑеоÑмÑÑливаÑÑ ÑобÑÑвеннÑе Ñели и ÑÑÑемлениÑ, ÑÑаÑаÑÑÑ ÑÑпеÑÑ ÑделаÑÑ Ð²Ñе Ñо, ÑÑо он запланиÑовал в ÑÑой жизни. ÐоÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ не догадÑваеÑÑÑ, ÑÑо оÑÐµÐ½Ñ ÑкоÑо его безоблаÑÐ½Ð°Ñ Ð¸ доÑÑаÑоÑно ÑÑаÑÑÐ»Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð±ÑÐ´ÐµÑ ÑазÑÑÑена жеÑÑоко и беÑпоÑадно, он Ð¿Ð¾Ñ Ð¾ÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ ÑнÑÑ ÑÑпÑÑÐ³Ñ Ð¸ Ð²Ð¿Ð°Ð´ÐµÑ Ð² оÑÑаÑние, избавиÑÑÑÑ Ð¾Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð¾Ð²Ñй бÑаÑнÑй ÑоÑз.
Ðо и ÑÑо далеко не вÑе пÑевÑаÑноÑÑи ÑÑдÑбÑ, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑми доведеÑÑÑ ÑÑолкнÑÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑ. Ðод ÐºÐ¾Ð½ÐµÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ он полÑÑÐ¸Ñ Ð±ÐµÑÑÐµÐ½Ð½Ñ Ð´Ð°Ñ Ð»Ñбви и поймеÑ, ÑÑо бÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм можно в лÑбом возÑаÑÑе, и за каждÑй пÑожиÑÑй Ð´ÐµÐ½Ñ Ð½Ñжно благодаÑиÑÑ Ñого, кÑо даÑÑÐµÑ Ð½Ð°Ð¼ пеÑали и ÑадоÑÑи. ЧÑо каÑаеÑÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½ÑÑ Ñелей и доÑÑижений, Ñо они Ñак же ÑÑемеÑнÑ, как и ÑеловеÑеÑкие меÑÑÑ. ÐÐµÐ´Ñ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð½ÐµÑ Ð´ÐµÐ»Ð° до Ñого, каким капиÑалом ÑаÑполагал ТÑÑÑев к моменÑÑ Ñвоей ÑмеÑÑи.
ÐоÑаздо важнее, ÑÑо он оÑÑавил поÑле ÑÐµÐ±Ñ Ð¿Ð¾Ñомкам, коÑоÑÑе полÑÑили в наÑледÑÑво пÑекÑаÑнÑе ÑÑÐ¸Ñ Ð¸, мÑдÑÑе, возвÑÑеннÑе и иÑполненнÑе благоÑодÑÑва.
Источник
Анализ стихотворения Тютчева “Бессонница”
О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения “Бессонница” (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей.
Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался
вопросом – а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки – карьеру, творчество, семью и быт.
Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время
от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные “Бессоннице”.
Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их “пророчески-прощалный глас” напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда “часов однообразный бой” нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди.
Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно. Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро “новое, младое племя” придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью. “А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!”, – отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют.
Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И Лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их “металла голос погребальный порой оплакивает нас”, что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз.
Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценны дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти.
Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства.
Loading…
Анализ стихотворения Тютчева “Бессонница”
Источник
В истории русской духовной культуры не такая уж редкость, когда философ и поэт соединяются в одном лице. Творчество таких поэтов характеризует гармония между чувством и мыслью, вдохновением и осознанием, поэтому самое незначительное впечатление сейчас же переходит в размышление, дает им умственное отвлеченное отражение, порождая своеобразное эмоциональное состояние – «импрессионизм мысли», говоря словами Владимира Соловьева.
Именно это высказывание правомерно в отношении предложенных для анализа стихотворений – Ф. И. Тютчева и А.С. Пушкина.
Стихотворение Тютчева было написано в 1829 году, однако опубликовано в 1830 (в этом же году опубликовал свой текст и Пушкин), поэтому о каких бы то ни было заимствованиях поэтических клише говорить не приходится.
Общая черта обозначена уже в названиях стихотворений. «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» и «Бессонница» — слово «бессонница» предваряет состояние лирических героев: оба не спят и погружены в размышления.
Общей является и тема — философская.
Но здесь же появляется первое различие: разные аспекты! Если у Пушкина философичность сопряжена с поиском лирическим героем смысла собственной жизни, то у Тютчева это, прежде всего, осознание героем тленности человеческой жизни вообще.
Эти разные поэтические задачи обуславливают и разницу в выборе поэтических средств.
Стихотворения принципиально отличаются по виду: пушкинский текст написан монолитом, так подчеркивается состояние духовного «раздрая» героя. А вот текст Тютчева представляет собой шесть катренов, опоясанных кольцевой рифмовкой (она ломает присущую всему тексту динамику перекрестной, заставляя словно остановить свое внимание и … задуматься). Рифмовка, выбранная Пушкиным, бесспорно, сложнее тютчевской (здесь присутствует сочетание и наложение кольцевой и смежной – своего рода сигнал присутствия доминирующей рифмы). Это, на мой взгляд, еще раз свидетельствует о нарушении так привычной пушкинскому стиху гармонии.
И если общим является то, что каждый из текстов подчиняется внутреннему трехчастному делению, (у Пушкина: тезис — бессонница (1-4 строки), развитие тезиса – причины (5-11- строки) и антитезис – о решимости обрести гармонию(12,13) ; у Тютчева: тезис: бой часов наводит лирического героя на размышления о бренности человеческого существования (1, 2 строфы), развитие тезиса — раздумья о жизни и смерти, о смене поколений (4 строфы), и третья – финал – снова звук погребального колокола), то существенно различаются их финальные части: у Пушкина это попытка освободиться, вырваться из круга мучающих вопросов, а композиционное к о л ь ц о тютчевского текста возвращается все на круги своя, но уже с большей горечью («бой часов» сменяется… «погребальным голосом металла»)
Расхождение «читается» и в ритме: хотя оба текста подчинены ритму двусложника, настроение они создают разное. Четырехстопный хорей у Пушкина сигнализирует о внутреннем смятении лирического героя (Вспомним «Дар напрасный, дар случайный…», «Зимнюю дорогу», «Предчувствие»…); в то время как четырехстопный, но уже ямб Тютчева – о глубине непреходящего уныния.
Как видно, эти стихотворения близки не только хронологически, но и по смыслу. Об этом красноречиво свидетельствует уже первая строчка каждого из текстов, где присутствует образ часов.
Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
Однако как эти похожие внешне образы принципиально различаются!. У Тютчева «бой часов», как неумолимое свидетельство быстротечной жизни, а у Пушкина – «ход часов» обнажает напряженное состояние героя (мерное тиканье часов должно звучать убаюкивающее, но только мешает заснуть ему). Разница значений образов часов указывает на разницу «местоположения» двух героев: тютчевский словно парит над миром, а герой Пушкина хоть и находится в замкнутом пространстве «спящей комнаты», но вторгается в бездонность своего внутреннего мира.
Решительно отличаются и строки текстов, организующие начало второй части». У Пушкина это ряд вопросов к Жизни, собственной Судьбе, к Божественным силам, проявляющимся в воле природы:
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?…
Это пренебрежение в прямом смысле ко всему: назвав голос парки «бабьим лепетаньем» лирический герой проявляет ироничное отношение к обожествляемому существу (Парка – это все-таки богиня!), а именуя мерный ход жизни «мышьей беготней», и вовсе насмехается над человеческим существованием в целом и своей жизнью в частности. От отчаянья!..
А вот вторая часть Тютчева – это нечто иное. Если у Пушкина жанр можно определить как диалог с собственной Совестью, то у Тютчева – это скорее грустная сентенция о сущности миропорядка. Герой его знает, что произойдет с ним: в 3-5 катренах он словно рисует картину своего недалекого и совсем безрадостного будущего.
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
Здесь открывается главная тема тютчевской поэзии: неприятие невозможности продлить свое существование в этом мире ни на секунду больше, чем отведено «неотразимым Роком». Мысль о бренности человеческой жизни вообще заставляет Тютчева ввести местоимения «нам», «мы», «наша» вместо «я» и «моя».
Быстротечность, почти неуловимость жизни представлена в сравнении самой ее с призраком. Она «с веком и друзьями бледнеет в сумрачной дали…», дословно, все краски жизни выцвели и ушли в небытие, а друзья – олицетворение единственной радости жизни – вот-вот канут в Лету. Вместе с тем лирический герой осознает не только неумолимость времени, но и быстроту смены поколений: здесь чуть ли не впервые во всем тексте появляется положительная, «светлая» коннотация:
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
…Однако она стремительно сменяется семой смерти и одиночества.
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Как тут не вспомнить строки другого пушкинского текста – «Брожу ли я», где та же мысль, те же образы:
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю;
Мне время тлеть, тебе цвести.
И если пушкинский герой принимает закономерность такого исхода, всецело доверяясь новому поколению, то герой Тютчева никак не может принять грядущую смерть, не может смириться с забвением, невозможностью существовать вечно во Вселенной.
Получается, что мотив времени для героев имеет разное значение: для Пушкина ценность времени определяется насыщенностью и глубиной прожитых мгновений жизни.
(а не бездарно «утраченных дней»), а у Тютчева сущность времени иная – это напоминание о быстротечности жизни, смертности человека. ( «Глухие времени стенанья, //Пророчески-прощальный глас»). Время у Тютчева существует как некая самостоятельная метафизическая сущность, сродни Вечности. Но они разделены с человеком, и единственное, на что он может рассчитывать, – на сочувствие:
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас! –
так драматично заканчивается «Бессонница» Тютчева.
А «Стихи…» Пушкина имеют другой финал с точки зрения смысла и настроения:
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу…
Мужская клаузула , смежная рифмовка, неточная рифма, единственный раз встречающаяся в тексте хочу, ищу… ( в противовес исчезающей к концу текста огня; близ меня. беготня меня? дня?), – Все это обнажает энергичное стремление автора преодолеть свое духовное смятение, обрести равновесие и свойственный ему оптимизм.
Оба этих текста, кроме принципиальной смысловую разницы, имеют еще одно отличие. Тютчевская «Бессонница» отражает в себе свойственную ее автору концепцию мира и человека, вспомним «День и ночь», «Святая ночь на небосклон взошла…», Как дымный столп светлеет в вышине!, где человек воспринимает как «сирота бездомный», стоящий перед пропастью, а жизнь его сравнивается не с «дымом», а с «тенью от дыма». Стихотворение Пушкина, как кажется, противоречит его привычному оптимистическому взгляду на мир. Ведь перед нами предстает иной Пушкин, автор не «Зимнего утра» и «Элегии», а хореических философских лирических текстов, самым ярким из которых является его знаменитое «Дар напрасный, дар случайный…». Но все же
это будет не совсем так: в финале текста пушкинское жизнелюбие все же берет верх.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id42903
Источник