Перед вами сны литературных героев кому они снятся
Олимпиадные задания по литературе для учащихся 5-6 класса
Знание текстов художественных произведений.
Задание 1. Из какой сказки эти предметы. (А) шарманка, деревянные башмаки, семихвостая плетка, три корочки хлеба, бутылочка с касторкой, перо и чернильница.
Б) Лук со стрелами, мягкий белый хлеб, ковер с хитрыми узорами, клубочек, сундук, игла.
Задание 2. Определите по портретной характеристике литературного героя. О каком персонаже, из какого произведения и какого автора идёт речь.
А) Из числа челяди барыни самым замечательным лицом был дворник, мужчина гигантского роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть, когда он либо пахал, либо так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать косой…славный он был мужик. Постоянное его безмолвие придавало торжественную важность его работе.
Б) Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках… У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее…
Историко-литературные задания.
(
Задание 3. Определите писателя по биографическим фактам.А) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.
Б) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее. В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
В) Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа».
Г) Баснописец, драматург, журналист. Он стал первым писателем,которому в России поставили памятник по подписке. 12 мая 1855 года памятник работы П.К. Клодта был поставлен в Летнем саду в Петербурге.
III. Знание теории литературы.
Задание 4: Средства выразительности.
Ответ запишите в виде А -_____________, Б — _____________, В — ________________
А. Укажите, какой художественный приём использует А.А. Фет в подчёркнутых словосочетаниях.
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
Б. Какой троп использован в отрывке из былины, в котором изображается сила богатырского коня:
Первый скок нашли за три версты,
Другой скок нашли за двенадцать вёрст,
Третий скок не могли найти.
В. Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке произведения П.П.Ершова «Конёк – горбунок».
Кабылица та была
Вся, как зимний лес, бела,
Грива в землю, золотая,
В мелки кольца завитая…»
Задание 5. Соотнесите термин и его определение. Ответ запишите в виде: 1-А, 2-Г
Термины
Определение
1.Юмор
А) Жанр фольклора, краткое изречение с назидательным содержанием.
2.Басня
Б) Описание природы в литературном произведении.
3.Пословица
В) Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания.
4. Поговорка
Г) Краткое образное выражение, незаконченное высказывание
5. Пейзаж
Д) Вид комического, весёлый, безобидный, смех.
IV. Литература и другие виды искусства
(максимальное количество баллов – 2 б.)
Задание 6: Назовите фамилии иллюстраторов русских народных сказок и художников, создателей картин на темы русских народных сказок.
V. Интерпретация художественного произведения.
(максимальное количество баллов-10 баллов)
Задание 7: Прочитайте произведение И.С. Тургенева – стихотворение в прозе «Нищий» (1878). Объясните, как вы поняли его смысл. В своем ответе опирайтесь на предложенные после текста задания (рекомендуемый объем ответов на каждый вопрос – 3-4 предложения).
И.С. Тургенев.
«Нищий».
Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протянул мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…
«Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
˗ Что ж, брат, ˗ прошамкал он, ˗ и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.
1.Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего?
2.Опишите душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.
3. Объясните , о каком подаянии сказал нищий, и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.
Ключи (5-6 класс)
Знание текстов художественных произведений.
(максимальное количество баллов — 4,5 б.)
Задание 1:
(По 0,5 балла за название сказки; максимальное количество баллов за задание 1 балл)
А) «Приключения Буратино»
Б) «Царевна Лягушка»
Задание 2:
(По 0,5 балла за героя, название произведения и автора; максимальное количество баллов за задание 3,5 балла)
А) Герасим, «Муму», И.С.Тургенев
Б) Федя, Павлуша, «Бежин луг», И.С.Тургенев
Историко-литературные задания.
(максимальное количество баллов – 4 б.)
Задание 3: (По 1 баллу за фамилию, имя и отчество писателя; максимальное количество баллов – 4 балла)
А) Лермонтов М. Ю.
Б) Пушкин А. С.
В) Толстой Л. Н.
Г) И.А.Крылов.
III. Знание теории литературы.
(максимальное количество баллов — 5,5 б.)
Задание 4: ( По 1 баллу за правильный ответ; максимальное количество баллов 3 балла)
А) эпитеты
Б) гипербола
В) сравнение
Задание 5: ( По 0,5 балла за правильный ответ; максимальное количество баллов 2,5 балла)
1 — Д
2 — В
3 — А
4 — Г
5 — Б
IV. Литература и другие виды искусства
(максимальное количество баллов – 2 б.)
Задание 6:
И.Билибин, В.Васнецов
V. Интерпретация художественного произведения.
(максимальное количество баллов-10 баллов)
Задание 7:
При оценке творческой работы учитывается:
• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);
• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: (0–2 балла);
• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);
• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, стилевое единство и однородность (0–2 балла);
• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).
1. Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего?
В произведении раскрывается тема милосердия, любви к человеку, оказавшемуся в бедственном положении. «Брат» – ключевое слово текста, оно повторяется пять раз. Состояние нищего передано через образные определения (эпитеты), подчеркивающие как индивидуальность портрета («дряхлый», «воспаленные», «слезливые», «шершавые», «нечистые» и др.), так и постоянные, типичные черты («несчастное», «грязную» и др.). Кроме того, Тургенев использовал яркую метафору «обглодала бедность», прямую речь, описал детали поведения (нищий «стонал», «мычал», рука «слабо колыхалась и вздрагивала», он «усмехнулся», «стиснул» пальцы рассказчика, «прошамкал» и др.). Благодаря перечисленным приемам создан образ жалкого «существа», отвергнутого обществом, униженного жизнью, крайне нуждающегося в помощи.
2. Охарактеризуйте душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.
Главная черта рассказчика, проявившаяся при общении с нищим, ˗ совестливость. Ему неловко, стыдно оттого, что он не может помочь человеку. Тургенев передает его состояние словами «потерянный, смущенный», а также благодаря таким «подробностям чувств», как порыв пожать грязную руку нищего, невольное желание назвать его братом. Функциональны для создания образа рассказчика отточия. Они передают и эффект неожиданности при встрече с нищим, и удивление при виде столь несчастного человека, и растерянность, и мучительность переживания своего бессилия помочь, и необъяснимость рукопожатия. Отточия также создают ощущение недосказанности, невыразимости, что придает стихотворению в прозе лирическую тональность.
3. Объясните, о каком подаянии сказал нищий и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.
Для нищего искреннее сочувствие и признание в нем человека, достойного рукопожатия, ˗ «тоже подаяние». Подаянием для рассказчика стала удовлетворенность от проявления любви к страждущему незнакомцу и сердечная благодарность нищего.
Максимальный балл за работу — 26 баллов
ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ИСТРИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
10 КЛАСС
ЗАДАНИЯ
- Знание текстов художественных произведений.
- Перед вами сны литературных героев. Кому они снятся? Укажите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
- Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь.
1.2 Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни.
Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне… Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,— говорит она мне,— отец болен при смерти и желает с тобою проститься». Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» — «Всё равно, Петруша,— отвечала мне матушка,— это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…» Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение…» Ужас и недоумение овладели мною… И в эту минуту я проснулся.
1.3 Упала в снег; медведь проворно
Её хватает и несёт;
Она бесчувственно-покорна;
Не шевелится, не дохнёт;
Он мчит её лесной дорогой;
Вдруг меж дерев шалаш убогий;
Кругом всё глушь, отвсюду он
Пустынным снегом занесён,
И ярко светится в окошко,
И в шалаше и крик и шум;
Медведь промолвил: здесь мой кум.
Погрейся у него немножко!
И в сени прямо он идёт,
И на порог её кладёт.
- Узнайте произведение по концовке. Назовите автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
- Привидение, однако ж, было гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной тьме.
- Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
2.3 Хорошо тебе, Катя! А я — то зачем остался жить на свете да мучиться!
- Историко-литературные задания.
- К пьесам какого русского драматурга создан словарь Н.С. Ашукина и С.И. Ожегова, включающий следующие статьи: великатный – деликатный; нешто – ничего; елестричество – электричество; фриштыкать – завтракать; ханжа – притворно – добродетельный человек, лицемер (Максимальное количество баллов – 1 балл)
- Выход в свет двух частей сборника очерков «Физиология Петербурга» в марте – апреле 1845 года знаменует начальный этап развития критического реализма в русской литературе. Какое условное название закрепилось за этим литературным явлением? (1 балл). Назовите основных авторов. (По одному баллу за каждый правильный ответ)
1.Одной рукой он в шахматы играет, Другой рукою он народы покоряет, Одной ногой разит он друга и врага, Другою топчет он вселенный берега. (А.Суворов) 2.Уже бледнее день, скрываясь за горою; Шумящие стада толпятся над рекой; Усталый селянин медлительной стопою Идёт, задумавшись, в шалаш спокойный свой. (В.Жуковский) 3.Толпой угрюмою и скоро позабытой (М.Лермонтов) 4.Спокойствие пепла. Кошка играет с шерстинкой. Всё пройдёт. (М.Лемэр) 5.Любви, надежды, тихой славы (А.Пушкин)
| 6.Поэт! не дорожи любовию народной. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Доволен? Так пускай толпа его бранит (А.Пушкин) 7.Глагол времён! металла звон! Твой страшный глас меня смущает, Зовёт меня, зовёт твой стон, Зовёт – и к гробу приближает. Едва увидел я сей свет, Уже зубами смерть скрежещет, Как молнией, косою блещет И дни мои, как злак, сечёт. (Г.Державин) 8.Пастушки, я позабываю Часы, как я грустил, стеня, Опять в свирель свою взыграю, Опять в своих кругах увидите меня. (А.Сумароков) |
- Этот литературный журнал издавали последовательно А.С. Пушкин, П.А. Плетнёв, Н.А. Некрасов с 1836 по 1866 гг. В нём были напечатаны «Капитанская дочка», «Записки охотника», «Муму». Назовите журнал. (Максимальное количество баллов – 1 балл)
III. Знание теории литературы.
1. Перед вами фрагменты лирических произведений и названия жанров. Соотнесите их между собой. Ответ запишите при помощи буквенного и цифрового обозначения (например: м – 9). (Максимальное количество баллов – 4).
2.Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: (Максимальное количество баллов – 3 балла)
Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас!
IV. Литература и другие виды искусства
1.В каких произведениях русских классиков персонажами являются цыгане? (По одному баллу за каждое правильно названное произведение)
V. Анализ поэтического текста.
ФЕДОР ТЮТЧЕВ
БЕССОННИЦА
Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!
1829 г.
ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ИСТРИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
10 КЛАСС
ОТВЕТЫ
I. Знание текстов художественных произведений.
1.
1.1 Н.В.Гоголь «Ревизор», городничий
1.2 А.С.Пушкин «Капитанская дочка», П.Гринёв
1.3 А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Татьяна
2.
2.1 Н.В. Гоголь «Шинель»
2.2 Н.В. Гоголь «Мертвые души»
2.3 А.Н. Островский «Гроза»
II. Историко-литературные задания.
- А.Н. Островский
- «Натуральная школа». За каждое имя — 1 балл: В.Г. Белинский, Н.А. Некрасов, В. Луганский – В.И. Даль, Д. Григорович, Ив. Панаев.
- «Современник»
III. Знание теории литературы.
Название строфы | Номер примера |
А) | 8 |
Б) | 6 |
В) | 5 |
Г) | 2 |
Д) | 7 |
Е) | 3 |
Ж) | 1 |
З) | 4 |
IV. Литература и другие виды искусства
1.«Бесприданница» А.Н. Островский, «Цыгане» А.С. Пушкин
V. Анализ поэтического текста
Максимальное количество баллов – 30
Должен быть реализован последовательный анализ текста: идейно-тематическое своеобразие, художественные средства и техника стиха. Дополнительно оценивается анализ образной системы, лексического, звукового, ритмического и синтаксического уровней.
|
|