Перстами легкими как сон моих зениц коснулся он
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Анализ стихотворения «Пророк» Александра Пушкина
Стихотворение «Пророк» было написано Пушкиным в 1826 г. Оно сразу же приобрело широкую популярность. Для многих литераторов и последователей великого поэта произведение стало своеобразной программой для действия, руководством в жизни и творчестве.
«Пророк» создан в жанре оды, но его форма вступает в резкий контраст с содержанием. Оды писались с целью восхваления «великих мира сего». Авторы добивались их расположения в ожидании наград и высочайшей милости. «Народный» поэт Пушкин всегда с презрением отзывался о людской славе. Его не прельщали богатство и уважение общества. «Пророк» посвящен философскому осмыслению места и значения творца в мире. Библейская тематика лишь прикрывала истинный смысл стихотворения. Пророк в стихотворении символизирует поэта в реальной жизни. Настоящий поэт не должен посвящать свое искусство низменным потребностям. Его удел – нести людям свет и стремление к познанию.
Пушкин все-таки был религиозным человеком, поэтому свой дар поэт-пророк получает от Бога через «шестикрылого серафима». Автор подчеркивает, что талант – удел немногих. Он дается случайно, но только тем, кто «духовной жаждою томим». Право называться поэтом может появиться исключительно через страдания и огромную душевную работу.
Пушкина обвиняли в том, что в возвышенном стиле он восхваляет самого себя. Это – поверхностный взгляд на произведение. Автор отмечает, через что ему пришлось пройти. Прошлая жизнь была подобна блужданию в пустыне без цели и смысла. Преображение поэта сопровождалось невыносимой мукой, которую не каждый смог бы выдержать. Только пройдя такое испытание, он смог четко понять различие добра и зла, проникнуть в главные тайны мироздания.
Пушкин не идеализирует положение пророка. Готовность отдать все силы на исправление людских пороков не будет вознаграждено при жизни. История учит нас, что «нет пророка в своем отечестве». К этому Пушкин готовит всех начинающих творцов.
Стих написан в возвышенном стиле. Для этого Пушкин использует устаревшие слова и выражения: «влачился», «перстами», «зеницы». Торжественность произведения наращивается многократным повторением союза «и»: «И их наполнил…», «и внял…», «и горний» и т. д. Автор использует яркие образные сравнения («легкими, как сон», «как у испуганной орлицы»). Кульминация произведения – новое рождение пророка описано с помощью противопоставления «грешного языка» «жалу змеи», а сердца – раскаленному углю.
Стихотворение «Пророк» стало центральным в философских размышлениях Пушкина. Выраженная в нем идея дала мощный толчок многим последующим поколениям поэтов. В частности, пушкинскую тематику пророчества продолжил в одноименном произведении Лермонтов.
- Следующий стих → Михаил Кривов — Спасибо деду за Победу
- Предыдущий стих → Михаил Лермонтов — Утес
Слушать аудио-стихотворение:
Читать стих поэта Александр Пушкин — Пророк на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Александр Сергеевич Пушкин «Пророк» Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, […]
Александр Сергеевич Пушкин «Пророк»
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Читайте также — Анна Ахматова. Стихи, которые не забываются
История создания
История стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Пророк» интересна тем, что предположительно, оно было лишь частью цикла, состоящего из четырех частей. Но три части остались загадкой. Они не дошли до наших дней или просто не были написаны. Впервые «Пророк» опубликовали «Московском вестнике» за 1828 год. М. П. Погодин утверждал, что «должны быть четыре стихотворения, первое только напечатано».
А.С. Пушкин «Пророк»: анализ стихотворения
Стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году и сразу завоевало читательскую любовь, а фраза «глаголом жги сердца людей» стала «крылатой». Удивительно, что созданный в жанре «оды» пророк отличается по содержанию от классических произведений такого жанра. Авторы «од», как правило взывали к благодарности земной, к признанию у читателей, правителей и адресованы были людям, эта ода обращается к высшим силам, что и неудивительно — Александр Сергеевич Пушкин относился к земной славе прохладно, если не сказать равнодушно.
«Пророк» — это рассуждение о призвании творца, о его высшей миссии. Лирический герой стихотворения не хочет, чтобы высокое искусство служило земным страстям, но жаждет, чтобы оно возносило людей до небес, помогало им постичь суть явлений. О своем даре А. С. Пушкин говорит, как о дарении шестикрылого Серафима. Поэт пишет об испытаниях, которые ему пришлось пройти, чтобы осознать свое истинное призвание.
Читайте также — Стихи о природе
Стихотворение сталкивалось с критикой о том, что автор в нем восхваляет самого себя, но это ложное представление. Пушкин пишет о том, что все усилия человека могут не получить признания в его земной жизни, но есть и высшее признание — Сил Небесных. Чтобы подчеркнуть это, автор пишет в возвышенном стиле.
В качестве художественных приемов А.М. Пушкин использует устаревшие слова и выражения:
- «влачился»,
- «перстами»,
- «зеницы».
А союз И подчеркивает торжественность в этом произведении: «И их наполнил…», «и внял…», «и горний» и т. д. Автор использует яркие образные сравнения («легкими, как сон», «как у испуганной орлицы»). Кульминация произведения – новое рождение пророка описано с помощью противопоставления «грешного языка» «жалу змеи», а сердца – раскаленному углю.
Тему этого произведения впоследствии развивал М. Ю. Лермонтов, который тоже предавался философским размышлениям в своем творчестве.
Смоктуновский читает стихотворение «Пророк»
Иннокентий Михайлович Смоктуновский читает стихи Александра Сергеевича Пушкина в фильме «Вновь я посетил…» (Творческое объединение «Экран» 1982 год).
Пророк
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.»
Пушкин — стихотворение «Пророк»
А. С. Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году. Как раз в то время были наказаны участники декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями. Это стихотворение было как бы ответом на такой неожиданный поворот событий.
В начале стихотворения описывается одинокий полумёртвый путник, с трудом перемещающийся по пустыне: «…В пустыне мрачной я влачился…». Затем показывается контрастное, противопоставленное, спасающее явление серафима, как бы нарушающего предшествовавший покой: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился». Серафим преображает путника, убирает всё человеческое, грешное: открывает ему глаза («Моих зениц коснулся он: / Отверзлись вещие зеницы…»), уши («Моих ушей коснулся он: / И их наполнил шум и звон…»), даёт мудрый язык («И вырвал грешный мой язык…
/ И жало мудрыя змеи… / В уста… мои / Вложил»), объективно обо все думающее
сердце («И сердце трепетное вынул, / И уголь… / Во грудь отверстую водвинул»).
Так как это был обычный смертный, то такие страдания не могли окончиться
бесследно: «…Как труп в пустыне я лежал…». Стихотворение заканчивается
воззванием Бога к новому пророку наказать людей за их грехи: «Восстань, пророк…
/ И, обходя моря и земли, / Глаголом жги сердца людей».
Тем у стихотворения две: жестокое преображение человека и горькая миссия пророка. Поэт верил, что когда-нибудь на землю придёт пророк и накажет людей за их грехи, в частности, правительство за неоправданное, по его мнению, наказание декабристов. Пушкина настолько переполняют эмоции по поводу убитых или сосланных в Сибирь друзей, что в прямой форме он их сразу вылить не может, к тому же сделать это ему мешает возможность разоблачения его стихов и наказания за сообщничество с декабристами, он использует косвенную форму, описанную выше.
В стихотворении используется много контрастности: «…В пустыне мрачной я влачился, / И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился…», «…Как труп в пустыне я лежал, / И Бога глас ко мне воззвал…», «И вырвал грешный мой язык… / И жало мудрыя змеи / В уста мои вложил». Автор использует много повторов союза И в началах строк, чтобы показать единство, одну цель всего происходящего.
Чтобы яснее изобразить различные образы в стихотворении, Пушкин использует сравнения: «…Перстами, лёгкими, как сон…», «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы…», «…Как труп в пустыне я лежал…». Автор использует много церковнославянизмов, что говорит о том, что при написании им этого стихотворения он опирался на библейскую легенду.
В стихотворении встречается очень много шипящих звуков – создаётся атмосфера длительного и мучительного страдания героя. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с многочисленными пиррихиями – тоже делает стихотворение медлительно-мучительным. В стихотворении используются все виды рифмовки – это говорит о том, что автор не особо обращал на это внимание, его больше занимало содержание его стихотворения.
Александр Пушкин: пророк.
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология
русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв.
«×òî äåëàòü ìíå òåïåðü, íå çíàþ… —
Ãëàãîëîì æå÷ü ñåðäöà ëþäåé?
Èëè ìîë÷àòü, õîäèòü ïî êðàþ
È âåðèòü â ïðèçðà÷íîñòü èäåé.
×òî ïóòü ëþáîé èç íèõ îïàñåí, —
Çëîì è íåâåæåñòâîì èíûõ…
Ãëàãîë, ãëàãîë!.. — Êàê òû ïðåêðàñåí!
Íè÷òîæåí êàê, â óñòàõ áîëüíûõ…»
Â.Ï. Ðîìàíåíêî (https://www.stihi.ru/avtor/romanenkoviktor)
«Îäèí ÷åëîâåê óñòóïèë äîðîãó Ïèðîíó.
Òîãäà âåëüìîæà ñêàçàë : «Íå îñòàíàâëèâàéòåñü, ýòîò ãîñïîäèí — òîëüêî ïîýò.»
È Ïèðîí îòâåòèë : «Òåïåðü çíàþò, êòî ÿ , è ÿ ïîéäó âïåð¸ä ïî ñâîåìó ÷èíó.»»
Åâãåíèé Âèíîêóðîâ
» Ñâåòî÷ èñòèíû ÷àñòî îáæèãàåò ðóêè òîãî, êòî åãî íåñ¸ò.»
Áóàññè
Çäåñü õî÷åòñÿ ïðèâåñòè ïîëíîñòüþ ïðîãðàììíîå ñòèõîòâîðåíèå Àëåêñàíäðà Ñåðãååâè÷à Ïóøêèíà ( ñî âñåì óâàæåíèåì ê Ïîýòó!):
Ï Ð Î Ð Î Ê
Äóõîâíîé æàæäîþ òîìèì,
 ïóñòûíå ìðà÷íîé ÿ âëà÷èëñÿ,
È øåñòèêðûëûé ñåðàôèì
Íà ïåðåïóòüå ìíå ÿâèëñÿ.
Ïåðñòàìè ëåãêèìè êàê ñîí
Ìîèõ çåíèö êîñíóëñÿ îí.
Îòâåðçëèñü âåùèå çåíèöû,
Êàê ó èñïóãàííîé îðëèöû.
Ìîèõ óøåé êîñíóëñÿ îí,
È èõ íàïîëíèë øóì è çâîí:
È âíÿë ÿ íåáà ñîäðîãàíüå,
È ãîðíèé àíãåëîâ ïîëåò,
È ãàä ìîðñêèõ ïîäâîäíûé õîä,
È äîëüíåé ëîçû ïðîçÿáàíüå.
È îí ê óñòàì ìîèì ïðèíèê,
È âûðâàë ãðåøíûé ìîé ÿçûê,
È ïðàçäíîñëîâíûé è ëóêàâûé,
È æàëî ìóäðûÿ çìåè
 óñòà çàìåðøèå ìîè
Âëîæèë äåñíèöåþ êðîâàâîé.
È îí ìíå ãðóäü ðàññåê ìå÷îì,
È ñåðäöå òðåïåòíîå âûíóë,
È óãëü, ïûëàþùèé îãíåì,
Âî ãðóäü îòâåðñòóþ âîäâèíóë.
Êàê òðóï â ïóñòûíå ÿ ëåæàë,
È áîãà ãëàñ êî ìíå âîççâàë:
«Âîññòàíü, ïðîðîê, è âèæäü, è âíåìëè,
Èñïîëíèñü âîëåþ ìîåé,
È, îáõîäÿ ìîðÿ è çåìëè,
Ãëàãîëîì æãè ñåðäöà ëþäåé».
Ïîçâîëüòå íåêîòîðûé ñâîé åãî àíàëèç. Ìîæåò áûòü, äîñòàòî÷íî ïðèìèòèâíûé íà ôîíå áåñ÷èñëåííûõ àíàëèçîâ Òåõ, Êîìó Íå Ëåíü… À ýòî è èçâåñòíûå ëèòåðàòóðîâåäû, êðèòèêè, âåëèêèå ïîýòû, ðóññêîÿçû÷íûå è ìíîãîÿçû÷íûå ÷èòàòåëè,äðóçüÿ è âðàãè… Âñå,
êîìó â ïîäàâëÿþùåé ñâîåé ÷àñòè «ëþáåçåí «Ïóøêèí! Âïëîòü äî ó÷åíèêà êàêîé-íèáóäü ñåëüñêîé øêîëû, ãîòîâÿùåãîñÿ ê óðîêó ðóññêîé ñëîâåñíîñòè.
Èòàê. Ïåðâàÿ ñòðî÷êà. Íåò , ñíà÷àëà âòîðàÿ.. «Â ïóñòûíå ìðà÷íîé ÿ âëà÷èëñÿ…»
Î÷åíü ïîêàçàòåëüíî. Ïîìíèòå ? «… íàì öåëûé ìèð ÷óæáèíà;
Îòå÷åñòâî íàì Öàðñêîå Ñåëî.» («19 îêòÿáðÿ»). Ñíà÷àëà ïî ïàìÿòè íàïèñàëà íå «÷óæáèíà», à «ïóñòûíÿ». Íî äóìàþ, ýòî òî æå ñàìîå. ×óæáèíà êàê Ïóñòûíÿ, â íåé íåò íè÷åãî äëÿ íàñ. Òàì åñòü òîëüêî ìû , â ñâî¸ì ïîëíîì îäèíî÷åñòâå. È òàì íåò äëÿ íàñ æèçíè. Òåì áîëåå , â äðóãîì ìåñòå îí òàê è îáðàùàåòñÿ ê òåì, êòî ñîçíàòåëüíî îòúåäèíÿåò ñåáÿ îò ìèðà, êòî â ïóñòûíå, ïóñòîòå ñâîèõ êåëèé âîçíîñèò ìîëèòâû Áîãó — «Îòöû ïóñòûííèêè è ò.ä.».
Íî ýòî — Ñâåòëàÿ ïóñòûíÿ. Ïóøêèí âûíóæäåí áûë «âëà÷èòüñÿ» «â ïóñòûíå ìðà÷íîé» — ìèðà, ÷òî îêðóæàë åãî ñâîåé áåñïðîñâåòíîñòüþ… Îäèíî÷êîé, çàòåðÿâøåéñÿ â òîëïå. Âûíóæäåííîì æèòü â ýòîì ìèðå, ïî åãî óíûëûì è äèêèì çàêîíàì. Ïî÷åìó «âëà÷èëñÿ»? Ïî÷åìó íå ïðîòèâîñòîÿë åìó? Êàê äåêàáðèñòû? Êàê ëó÷øèé èç íèõ — Ëóíèí Ìèõàèë Ñåðãååâè÷? Êîòîðûé äàæå íà êàòîðãå íàõîäèë â ñåáå ñèëû ñðàæàòüñÿ ñ ñàìîäåðæàâèåì… Çàòî÷èëè çà ýòî â ñàìîì ãèáåëüíîì Àêàòóéñêîì ðóäíèêå è óáèëè.
Äà, íå õî÷åòñÿ óìèðàòü è íå ïîæèâ åù¸… Äà è ïîæèâøèì óìèðàòü íå õî÷åòñÿ. Âñ¸ æå ïðè âñåé âåðå ó ÷åëîâåêà âñåãäà åñòü ñîìíåíèÿ. À âäðóã ÒÀÌ íè÷åãî íåò? Èëè áóäåò åù¸ õóæå? Ñëàá ÷åëîâåê ïåðåä ëèöîì ñìåðòè.
À ïîêà ïîýò ìîëîä è îò÷àÿííî áåñïå÷åí!
Èç ñòèõîòâîðåíèÿ «Òîâàðèùàì» — 1817 ãîä :
… Ëèøü ÿ , âî âñ¸ì ñóäüáå ïîñëóøíûé,
Áåñïå÷íîé ëåíè âåðíûé ñûí,
Ê ÷åñòÿì íè÷òîæíûì ðàâíîäóøíûé…
… Ðàâíû ìíå ïèñàðè, óëàíû,
Ðàâíû íàêàç è êèâåðà,
Íå ðâóñü ÿ ãðóäüþ â êàïèòàíû
È íå ïîëçó â àñåññîðà;
Äðóçüÿ! Íåìíîãî ñíèñõîæäåíüÿ —
Îñòàâüòå êðàñíûé ìíå êîëïàê,
ïîêà åãî çà ïðåãðåøåíüÿ
íå ïðîìåíÿë ÿ íà øèøàê…
Èëè íà ïóëþ. — Â 1837-ì.
 îáùåì, «Ïîêà íå òðåáóåò ïîýòà
Ê ñâÿùåííîé æåðòâå Àïîëëîí,
 çàáîòàõ ñóåòíîãî ñâåòà
Îí ìàëîäóøíî ïîãðóæåí;
Ìîë÷èò åãî ñâÿòàÿ ëèðà;
Äóøà âêóøàåò õëàäíûé ñîí,
È ìåæ äåòåé íè÷òîæíûõ ìèðà,
Áûòü ìîæåò, âñåõ íè÷òîæíåé îí.
(«Ïîýò»)
È äàëüøå.
…Íî ëèøü áîæåñòâåííûé ãëàãîë
Äî ñëóõà ÷óòêîãî êîñíåòñÿ,
Äóøà ïîýòà âñòðåïåíåòñÿ,
Êàê ïðîáóäèâøèéñÿ îðåë.
Òîñêóåò îí â çàáàâàõ ìèðà,
Ëþäñêîé ÷óæäàåòñÿ ìîëâû,
Ê íîãàì íàðîäíîãî êóìèðà
Íå êëîíèò ãîðäîé ãîëîâû;
Áåæèò îí, äèêèé è ñóðîâûé,
È çâóêîâ è ñìÿòåíüÿ ïîëí,
Íà áåðåãà ïóñòûííûõ âîëí,
 øèðîêîøóìíûå äóáðîâû…
À òàì — ñì. íà÷àëî «Ïðîðîêà» — ïåðâûå ÷åòûðå ñòðî÷êè.
———————
» Íåðàçóìíûå æèâîòíûå, êîòîðûå äîëæíû çàáîòèòüñÿ òîëüêî î ñâî¸ì òåëå,
íåïðåðûâíî çàíÿòû ëèøü ïîèñêàìè ïèùè äëÿ íåãî; äëÿ ÷åëîâåêà æå, ãëàâíîé
÷àñòüþ êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ óì, íà ïåðâîì ìåñòå äîëæíà ñòîÿòü çàáîòà î
ñíèñêàíèè åãî èñòèííîé ïèùè — ìóäðîñòè.»
Äåêàðò
* * *
Îòöû ïóñòûííèêè è æåíû íåïîðî÷íû,
×òîá ñåðäöåì âîçëåòàòü âî îáëàñòè çàî÷íû,
×òîá óêðåïëÿòü åãî ñðåäü äîëüíèõ áóðü è áèòâ,
Ñëîæèëè ìíîæåñòâî áîæåñòâåííûõ ìîëèòâ;
Íî íè îäíà èç íèõ ìåíÿ íå óìèëÿåò,
Êàê òà, êîòîðóþ ñâÿùåííèê ïîâòîðÿåò
Âî äíè ïå÷àëüíûå Âåëèêîãî ïîñòà;
Âñåõ ÷àùå ìíå îíà ïðèõîäèò íà óñòà
È ïàäøåãî êðåïèò íåâåäîìîþ ñèëîé:
Âëàäûêî äíåé ìîèõ! äóõ ïðàçäíîñòè óíûëîé,
Ëþáîíà÷àëèÿ, çìåè ñîêðûòîé ñåé,
È ïðàçäíîñëîâèÿ íå äàé äóøå ìîåé.
Íî äàé ìíå çðåòü ìîè, î áîæå, ïðåãðåøåíüÿ,
Äà áðàò ìîé îò ìåíÿ íå ïðèìåò îñóæäåíüÿ,
È äóõ ñìèðåíèÿ, òåðïåíèÿ, ëþáâè
È öåëîìóäðèÿ ìíå â ñåðäöå îæèâè.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Дата создания: 1826 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»
Философская тема поиска смысла жизни характерна для творчества многих литераторов, однако далеко не каждому из них удается четко сформулировать ответ на поставленный вопрос. Для кого-то творчество является одной из возможностей самовыражения, другие видят в своих произведениях кратчайший путь к славе, богатству и уважению.
Рано или поздно любой человек, связанный с литературой, задается вопросом о том, для чего именно он живет, и что хочет сказать своими произведениями. Поэт Александр Пушкин в этом смысле не стал исключением, и тема самоидентификации проходит красной нитью не только в его прозе, но и в поэзии. Наиболее характерным в этом отношении произведением является стихотворение «Пророк», созданное в 1826 году и ставшее своеобразной программой действий не только для Пушкина, но и для многих поэтов последующих поколений. В этом нет ничего удивительного, так как произведение действительно поражает своим величием и метафоричностью. При этом само стихотворение является весьма емким и точным ответом на вопрос о том, в чем именно заключается смысл жизни истинного поэта, и к чему он должен стремиться, создавая свои произведения.
Стихотворение «Пророк» написано Пушкиным в жанре оды, что подчеркивает значимость и весомость данного произведения. Ведь оды создаются лишь в честь самых неординарных событий, которые имеют важное значение для жизни автора или же всего общества. Многие предшественники Пушкина, являясь придворными поэтами, писали оды по случаю коронации либо бракосочетания венценосных особ. Поэтому «Пророк», созданный «высоким штилем» по всем канонам жанра, можно считать своеобразным вызовом, который Александр Пушкин бросил миру, отстаивая свое право быть поэтом. Этим он подчеркнул, что творчество является не только попыткой самовыражения, но и должно иметь конкретную цель, достаточно благородную, чтобы посвятить ее достижению всю свою жизнь.
Стоит отметить, что, подражая древнегреческим поэтам, в «Пророке» Пушкин прибегнул к приему метафоричности, создав удивительное по красоте эпическое произведение, в котором его главный герой, отождествленный с автором, встречается с высшим ангелом. И именно «шестикрылый серафим» указывает ему правильный путь, открывая истинное предназначение поэта, который должен «глаголом жечь сердца людей». Это означает, что любое произведение, которое выходит из-под пера литератора, не имеет права быть никчемным и пустым, с его помощью поэт должен достучаться до сердца и разума каждого читателя, донести ему свои мысли и идеи. Только в этом случае можно говорить о том, что творческий человек состоялся как личность, а его произведения – ну пустое бумагомарательство, а подлинные жемчужины литературы, которые заставляют думать, сопереживать, острее чувствовать и понимать этот сложный и многогранный мир.
Многие современники Пушкина после публикации «Пророка» стали относиться к поэту с некоторой предвзятостью, посчитав, что этим произведением он попытался возвысить себя до уровня литературного бога, который свысока взирает на мир и уверен в своей непогрешимости. На самом деле такое впечатление действительно создается благодаря высокопарному слогу, который Пушкин специально выбрал для этого произведение. Однако смысл стихотворения совсем не в том, чтобы превознести себя, ведь в «Пророке» присутствуют строчки о том, что ангел заставил автора переродиться. Это означает, что Александр Пушкин в полной мере осознает свое несовершенство и стремится к тому, чтобы каждое его произведение стало той самой жемчужиной в литературе. Между тем, человеку, который знает о своих недостатках и может открыто об этом заявить, чуждо чувство высокомерия. Поэтому стихотворение «Пророк» стоит рассматривать в контексте послания будущим литераторам, до которых автор пытается донести простую истину: искусство ради искусства и удовлетворения собственных амбиций так же ничтожно, как и высокопарные оды, восхваляющие самодержцев и отправляющиеся на свалку истории сразу же после их публичного прочтения.