Прокофьев сны симфоническая картина для большого оркестра

Прокофьев сны симфоническая картина для большого оркестра thumbnail

Среда, 06 Сентября 2017 г. 13:56

+ в цитатник

liudmila_leto все записи автора

«Осенний сон»
Худ. Александр Заварин

… холод, и холод… вчерашнее лето
Всё тише, всё дальше. И зимних оков
Звенящая сталь пусть не близко, но где-то
Вокруг. Средь полей и больших городов.

Осенняя грусть, пандемия печали;
Улыбка в душе, горький лёд на губах.
И небо в дыму, и в дыму магистрали;
Осенние сны. Снова осень в сердцах.

Мятежные тучи, холодные луны;
В безропотном сне, в тяжкой неге умы;
Замёрзшие пальцы и ржавые струны,
Холодные сказки грядущей зимы.

Дм. Тютин

К 1910 году относятся две оркестровые партитуры Прокофьева,
помеченные опусами


симфоническая картина для большого оркестра «Сны», соч. 6


и

симфонический эскиз для малого оркестра «Осеннее»,соч. 8.


 Обе вещи разнятся друг от друга по эмоциональному настрою — более мечтательному во «Снах» и определённо сумеречному в «Осеннем».


Премьера «Снов» состоялась под управлением юного автора 5 декабря 1910 в концерте учащихся, проходившем в Большом зале Консерватории
под эгидой Петербургского отделения ИРМО. Рецензент петербургской газеты «Театр и спорт» писал с нескрываемой иронией: «Г. Прокофьев дирижировал своей музыкальной картиной «Сны». Подобные неудачные произведения можно творить только во сне. Тема очень и очень неважно обработана, инструментовка же местами колоритна. Иного мнения придерживался ученик Римского-Корсакова Владимир Сенилов, композитор хоть и традиционного склада, но чувствительный к новому: «Интерес вечера сосредоточился на выступлении молодого композитора Прокофьева, с его оркестровой вещью «Сны»… Музыка дебютанта звучит свежо, не лишена изобретательности и экспрессивности».

Особого энтузиазма «Сны» не вызвали и тогда, когда были сыграны более, чем через полгода. 14 июля 1911 в Москве, на пятнадцатом симфоническом концерте Сокольнического круга под управлением большого энтузиаста новой музыки Константина Сараджева. В программе концерта стояло ироническое, с чисто прокофьевской подковыркой: «Посвящается автору, почившему Мечтами», – и, дабы ни у кого не было сомнения в том, кто же это автор, вещь шла в концерте сразу после «Божественной поэмы» Скрябина.

Однако, благодаря сараджевскому исполнению, в Москве у Прокофьева завёлся зоил(желчный недобросовестный критик) – друг Скрябина, поклонник Рахманинова и Метнера и третьестепенный композитор Леонид Сабанеев, входивший в совет Российского музыкального издательства (РМИ) Натальи и Сергея Кусевицких, сотрудничавший в качестве плодовитого музыкального критика в «Голосе Москвы» и во множестве других изданий, и, вопреки работе в передовом музыкальном издательстве, сильно не любивший всю молодую русскую музыку. О «Снах» в «Голосе Москвы» Сабанеев писал 3/16 июля 1911 в привычной для себя манере – велеречиво, уничижительно и стилистически небрежно:
«Я люблю слушать произведения новичков и искать в них искру Прометея, ту искру, которая может разгореться в пламя гениальности. Увы, это удовольствие редко выпадает на мою долю. …«Сны» – сочинение не без растянутости, хорошо инструментованное, очень милое. Только вот что мне кажется, что «модернизм» автора пришит к нему белыми нитками, что душа у него совсем не «модернистская», что нет у него той обострённости чувства, той «обнажённости нервов», которая обуславливает собой эстетику диссонирующих созвучий. Мне кажется, что в душе у него нет ни гиперэстетических переживаний экстаза, ни кошмарных ужасов, ни любви к страданию, ничего такого, на чём базируется дух модернизма». – Правильно, скажем мы, читая рассуждения Сабанеева сто лет спустя. Что же здесь плохого? Но Сабанеев продолжает, и ради этого-то весь пассаж и написан: «Есть ли у него «искра Прометея»? Кто знает: но после того ослепительного света, который сиял нам в звуках «божественной поэмы», позволительно его<её?> не приметить».

Но уже о премьере «Осеннего» 1 августа 1911, на двадцатом симфоническом концерте Сокольнического круга, проходившем под управлением Александра Метнера, брата композитора Николая Метнера , Сабанеев писал в «Голосе Москвы» с явным раздражением: «Мне кажется, что этому юному и вполне не оперившемуся птенцу напрасно уделяют так много места и внимания… …> По размерам дарования г. Прокофьев близок Калинникову…»
Пьеса, хотя и интересная, была далека от значительности и свежести тех сочинений, которые Прокофьев начнёт создавать всего через год-два.
А вот «Сны» — это сочинение Прокофьева сейчас воспринимается как одна из оркестровых жемчужин отечественной музыки начала XX века.

Сабанеев же жестоко просчитается с выбранной им мишенью для критики…

Читайте также:  Очень долгий сон сканворд 8 букв

https://www.topos.ru/article/6392

Метки:
Прокофьев С.С.

российский композитор

симфоническая картина

симфонический эскиз

 

Процитировано 6 раз

Понравилось: 13 пользователям

Источник

liudmila_leto все записи автора

Есть сочинения Сергея Прокофьева, которые по разным причинам оказались незаслуженно забыты или (учитывая крайне редкие исполнения) полузабыты.
Трудно согласиться с той критикой, пусть даже исходившей из уст именитых музыкантов, которая определила судьбу этих произведений. Каждое из них достойно представляет творчество композитора, отмечено печатью прокофьевского гения, восхищает мастерством и неисчерпаемым богатством смыслов.

Симфоническая картина «Сны» (1910) уже при первом появлении на концертной
эстраде получила парадоксальную оценку музыкальных авторитетов: при практическом полном отсутствии критических замечаний по существу, произведение это было объявлено «бледным», «незрелым», подражательным и принадлежащим к стилю, из которого Прокофьев уже «вырос» (!). За пределами внимания осталась редкая красота музыки, ее тембровое богатство и то, что «Сны» органично развивают оригинальное направление русской симфонической музыки, идущее от позднего творчества Николая Римского-Корсакова.
 

«Сны»
симфоническая картина для большого оркестра
(1910)ор.6

Судя по посвящению, написанному Прокофьевым на партитуре симфонической картины «Сны»: «Автору, начавшему «Мечтами» (т. е. Скрябину),- Прокофьев не избежал увлечения, которым охвачено было подавляющее большинство молодых музыкантов. Но по Прокофьеву это увлечение только скользнуло, не оставив заметного следа.
Сейчас это сочинение Прокофьева воспринимается как одна из оркестровых жемчужин отечественной музыки начала XX века.

Необычна судьба у Andante из Четвертой сонаты для фортепиано. Трудно поверить, но эта глубокая, завораживающая своей серьезностью и особым колоритом музыка была создана еще в 1908 году, в консерватории, и предназначалась для несостоявшейся симфонии.
 

Соната для фортепиано No. 4 in C minor, Op. 29
ч.2-Andante assai

В 1917 году она вошла в Четвертую фортепианную сонату, но, видимо, все еще сохраняла для автора потенциал симфонического произведения. В 1934 году Прокофьев «вернул» этой музыке ее истинный облик, создав транскрипцию для симфонического оркестра.

Еще одна сюита, «1941-й год», демонстрирует характерную для Прокофьева свободу в воплощении даже самых, казалось бы, идеологически «заданных» тем. Созданная в самом начале войны, эта сюита не содержит «казенной» героики, ее оптимизм имеет глубоко внутреннюю природу, черпает силу не в сражениях, а в чудесной красоты лирике.
 

Сюита «1941-й год»соч.90

1. В бою-0.04
2. Ночь-4.38
3.За братство народов(на видео нет)

***

«В первой части, «В бою», можно услышать и напористый ритм схватки, и канонаду ударных, и временное тревожное затишье, и походный марш. Образы второй части, «Ночью», колеблются между зыбким ощущением тишины, «воспоминанием» о пасторали и мерцающей фантастикой ночи. Третья часть, «За братство народов»(на видео ее нет) – восторженный гимн будущей победе, в который органично вплетаются торжественное вальсовое движение и марш из первой части.
Несмотря на всю свою «батальность», помпезность и звуковую мощь, сюита достаточно нейтральна в эмоциональном отношении. Эта ее особенность проводит определенную грань между заявленным содержанием и собственно музыкой. В такой ситуации наибольшую привлекательность произведению придает не что иное, как неукротимый прокофьевский стиль. Сам композитор впоследствии почувствовал универсальные жанровые возможности музыки сюиты, и в декабре 1942 года использовал ее в кинофильме «Партизаны в степях Украины».»Вадим Шахов

***

Самая недооцененная на сегодняшний день – «Русская увертюра» (1936). Произведение это столь свежо, столь своеобразно (с какой бы стороны на него ни взглянуть – содержательной или чисто музыкальной), что, не зная даты его создания, легко ошибиться на 30–40 и более лет!
Идею увертюры Прокофьев вынашивал весной и летом 1936 года. В конце октября увертюра была исполнена в Москве на торжественном открытии филармонического сезона. В основе этой красочной жанровой пьесы — сопоставление двух стихий русской народной музыки — жизненно-радостного пляса и раздольной лирической песни. Темы близки народным образцам, а две плясовые мелодии в главной партии рондо-сонатной композиции непосредственно заимствованы из фольклора.
 

Русская увертюра, соч. 72

Можно смело утверждать, что такой Руси (России) в отечественной музыке до того момента еще не было. Русская пляска и песня, тончайшая «женская» лирика, эпика и героика необычно сочетаются, объединяются в одно сложное целое. Финал же увертюры и восхищает, и способен погрузить слушателя в глубокое размышление: настолько неожиданным и неоднозначным по смыслу он оказывается.

текст-Владимир Горячих

Читайте также:  Красить во сне стены в белый

И ещё два мало исполняемые произведения композитора .

Сергей Прокофьев и талантливая арфистка Элеонора Дамская вместе учились в Петербургской консерватории. Их связывали общие друзья, музыка, юность и любовь. В 1918 году на двадцатый день рождения композитор преподнёс девушке неожиданный подарок —

пьесу для арфы «Элеонора»

В 1945 году Прокофьев создал монументальную звуковую фреску, стремясь украсить праздник Победы поэтическим славлением — «Оду на окончание войны» для симфонического оркестра, соч. 105. Ода построена в виде симфонической поэмы из трёх разделов — торжественного вступления, развёрнутой средней части приподнято-энергичного склада и ослепительного по звучности заключения. Две важнейшие темы Оды заимствованы из девятой части Кантаты к 20-летию Октября. Особый характер звучности Оды, её сурово-торжественный колорит связнаны с необычным соcтавом оркестра: с усиленными группами духовых и ударных, четырьмя роялями, восемнадцатью арфами, удвоенным количеством контрабасов, но без скрипок, альтов и виолончелей. Ода впервые прозвучала в ноябре 1945 года (ГАСО СССР, дирижёр С.Самосуд) и по требованию публики была повторена.
В дальнейшем, к сожалению, сочинение подверглось необоснованной критике и выпало из концертного репертуара

«Ода на окончание войны»
для большого духового оркестра, 4 фортепиано, 8 арф и 8 контрабасов
(1945) op.105.

текст-https://intoclassics.net/

Источник

«Осенний сон»
Худ. Александр Заварин

… холод, и холод… вчерашнее лето
Всё тише, всё дальше. И зимних оков
Звенящая сталь пусть не близко, но где-то
Вокруг. Средь полей и больших городов.

Осенняя грусть, пандемия печали;
Улыбка в душе, горький лёд на губах.
И небо в дыму, и в дыму магистрали;
Осенние сны. Снова осень в сердцах.

Мятежные тучи, холодные луны;
В безропотном сне, в тяжкой неге умы;
Замёрзшие пальцы и ржавые струны,
Холодные сказки грядущей зимы.

Дм. Тютин

К 1910 году относятся две оркестровые партитуры Прокофьева,
помеченные опусами


симфоническая картина для большого оркестра «Сны», соч. 6


и

симфонический эскиз для малого оркестра «Осеннее»,соч. 8.


 Обе вещи разнятся друг от друга по эмоциональному настрою — более мечтательному во «Снах» и определённо сумеречному в «Осеннем».


Премьера «Снов» состоялась под управлением юного автора 5 декабря 1910 в концерте учащихся, проходившем в Большом зале Консерватории
под эгидой Петербургского отделения ИРМО. Рецензент петербургской газеты «Театр и спорт» писал с нескрываемой иронией: «Г. Прокофьев дирижировал своей музыкальной картиной «Сны». Подобные неудачные произведения можно творить только во сне. Тема очень и очень неважно обработана, инструментовка же местами колоритна. Иного мнения придерживался ученик Римского-Корсакова Владимир Сенилов, композитор хоть и традиционного склада, но чувствительный к новому: «Интерес вечера сосредоточился на выступлении молодого композитора Прокофьева, с его оркестровой вещью «Сны»… Музыка дебютанта звучит свежо, не лишена изобретательности и экспрессивности».

Особого энтузиазма «Сны» не вызвали и тогда, когда были сыграны более, чем через полгода. 14 июля 1911 в Москве, на пятнадцатом симфоническом концерте Сокольнического круга под управлением большого энтузиаста новой музыки Константина Сараджева. В программе концерта стояло ироническое, с чисто прокофьевской подковыркой: «Посвящается автору, почившему Мечтами», – и, дабы ни у кого не было сомнения в том, кто же это автор, вещь шла в концерте сразу после «Божественной поэмы» Скрябина.

Однако, благодаря сараджевскому исполнению, в Москве у Прокофьева завёлся зоил(желчный недобросовестный критик) – друг Скрябина, поклонник Рахманинова и Метнера и третьестепенный композитор Леонид Сабанеев, входивший в совет Российского музыкального издательства (РМИ) Натальи и Сергея Кусевицких, сотрудничавший в качестве плодовитого музыкального критика в «Голосе Москвы» и во множестве других изданий, и, вопреки работе в передовом музыкальном издательстве, сильно не любивший всю молодую русскую музыку. О «Снах» в «Голосе Москвы» Сабанеев писал 3/16 июля 1911 в привычной для себя манере – велеречиво, уничижительно и стилистически небрежно:
«Я люблю слушать произведения новичков и искать в них искру Прометея, ту искру, которая может разгореться в пламя гениальности. Увы, это удовольствие редко выпадает на мою долю. …«Сны» – сочинение не без растянутости, хорошо инструментованное, очень милое. Только вот что мне кажется, что «модернизм» автора пришит к нему белыми нитками, что душа у него совсем не «модернистская», что нет у него той обострённости чувства, той «обнажённости нервов», которая обуславливает собой эстетику диссонирующих созвучий. Мне кажется, что в душе у него нет ни гиперэстетических переживаний экстаза, ни кошмарных ужасов, ни любви к страданию, ничего такого, на чём базируется дух модернизма». – Правильно, скажем мы, читая рассуждения Сабанеева сто лет спустя. Что же здесь плохого? Но Сабанеев продолжает, и ради этого-то весь пассаж и написан: «Есть ли у него «искра Прометея»? Кто знает: но после того ослепительного света, который сиял нам в звуках «божественной поэмы», позволительно его<её?> не приметить».

Читайте также:  Есть во сне макароны с мясом

Но уже о премьере «Осеннего» 1 августа 1911, на двадцатом симфоническом концерте Сокольнического круга, проходившем под управлением Александра Метнера, брата композитора Николая Метнера , Сабанеев писал в «Голосе Москвы» с явным раздражением: «Мне кажется, что этому юному и вполне не оперившемуся птенцу напрасно уделяют так много места и внимания… …> По размерам дарования г. Прокофьев близок Калинникову…»
Пьеса, хотя и интересная, была далека от значительности и свежести тех сочинений, которые Прокофьев начнёт создавать всего через год-два.
А вот «Сны» — это сочинение Прокофьева сейчас воспринимается как одна из оркестровых жемчужин отечественной музыки начала XX века.

Сабанеев же жестоко просчитается с выбранной им мишенью для критики…

Источник

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:36

    Прокофьев
    Маскарад — исп. Lazar Berman

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    12:47

    Прокофьев
    Кантата Александр Невский. Ледовое побоище

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:12

    Прокофьев
    кантата «Александр Невский» часть 4 «Вставайте, люди русские!»

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:39

    Прокофьев
    Кантата Александр Невский. Мертвое поле. (Гергиев, Бородина)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:40

    Прокофьев.
    Александр Невский. 2 часть

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    06:18

    Прокофьев
    Битва на льду 5 апреля музыка из фильма Александр Невский

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:34

    Прокофьев
    Класс. симф.3 Гавот

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:05

    Прокофьев
    Марш Монтекки и Капулетти (Танец Рыцарей)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:41

    Прокофьев
    Танец рыцарей

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:06

    Прокофьев
    Танец-Рыцарей-remix-by-DJ-Bint

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:06

    Прокофьев
    Танец рыцарей (опера Ромео и Джульета)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:05

    Прокофьев
    Танец рыцарей (Балет Ромео и Джульетта)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:06

    Прокофьев
    Танец Рыцарей

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:05

    Прокофьев
    Танец рыцарей (Ромео и Джульетта)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:06

    ПРОКОФЬЕВ
    ТАНЕЦ РЫЦАРЕЙ (HAARP выход MUSE)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:08

    Прокофьев
    Танец рыцарей

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:05

    Прокофьев.
    танец рыцарей

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:33

    Прокофьев
    Танец Рыцарей

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:41

    Прокофьев
    «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульета»

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:02

    Прокофьев
    «Ромео и Дж.» Танец Рыцарей

  • Прослушать
    скачать

    текст песни

    добавить в избранное
    01:39

    Прокофьев
    Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» Исполняет автор

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:57

    Прокофьев
    «Князь Игорь» Половецкие пляски

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:05

    Прокофьев
    Балет Золушка Сюита. Вальс Золушки — Полночь

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:10

    Прокофьев
    Александр Невский, Кантата, 2- Песня Об Александре Невском

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    06:28

    Прокофьев
    Концерт №1 для ф — но с оркестром — 1. (Е. Кисин)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:10

    Прокофьев
    Концерт №1 для ф — но с оркестром — 2. (Е. Кисин)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:05

    Прокофьев
    «Ромео и Джульетта» Танец Рыцарей

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:02

    Прокофьев
    Танец Рыцарей (Ромео и Джульетта)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:42

    Прокофьев
    Танец рыцарей (балет «Ромео и Джульетта»)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:54

    Прокофьев
    Ромео и Джульетта — Танец рыцарей

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:40

    Прокофьев
    Танец рыцарей (Ромео и Джульетта)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:05

    Прокофьев
    Танец рыцарей (из Ромео и Джульетта)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:34

    Прокофьев
    Танец Рыцарей (Ромео и Джульетта)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:58

    Прокофьев
    Балет Ромео и Джульетта (Танец Рыцарей)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:42

    Прокофьев
    Ромео и Джульетта Танец рыцарей

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:41

    Прокофьев
    Танец рыцарей (балет Ромео и Джульетта)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:07

    Про?