Пусть сердцу вечно снится май стих

Пусть сердцу вечно снится май стих thumbnail

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

Анализ стихотворения «Какая ночь! Я не могу…» Есенина

Последние годы жизни Есенина отмечены глубочайшим душевным кризисом. Поэт мучительно искал выход из этого тяжелого положения. Стремясь отгородиться от проблем, он находил утешение в алкоголе и беспорядочных любовных связях. Настоящим спасением для Есенина могла стать С. Толстая – внучка великого писателя. Они познакомились в начале 1925 г. Толстая с первого взгляда безумно влюбилась в скандального поэта, который ответил ей взаимностью. Есенин оценил, с каким вниманием и заботой женщина отнеслась к нему. Он надеялся, что с ее помощью сможет избавиться от своей пагубной привычки и наконец-то обрести покой. Но даже совместная жизнь и официальное заключение брака мало что изменили. Трезвый и плодотворный образ жизни перемежался у поэта с днями тяжелых запоев. После одного из наиболее страшных в ноябре 1925 г. Есенин под давлением супруги и близких друзей лег на лечение в психиатрическую клинику. В ней он написал стихотворение «Какая ночь! Я не могу…», которое посвящено С. Толстой. Поэт мучается от бессонницы и размышляет над своими чувствами к жене.

Современники вспоминали, что Толстая боготворила поэта. Многие отговаривали ее от брака, указывая, что Есенин уже неисправим. Но она надеялась на силу своей любви, которая принесет им обоим счастье. В стихотворении поэт обращается к своей последней жене с очень горькими и обидными для нее словами. Он признается, что вся эта затея со свадьбой с самого начала была просто игрой. Есенин знал, насколько женщина ему предана. Поэтому он заявляет, что она уже не сможет его разлюбить. При этом и ее чувство он считает ненастоящим («полюбить ты не сумела»). Поэт высказывает мысль, что любовь к человеку приходит «только раз» в жизни. Про его бесчисленные романы и так известно. Толстая в момент знакомства с Есениным также состояла в браке.

Поэт традиционно обращается к образам природы. Супруги создали в своем воображении иллюзорную картину новой весны, связанную с майским зовом лип. Но «лунный свет» развеял этот фантастический образ, показав, что на липах «не цветы», а всего лишь «снег да иней». Поэтому Есенин называет свою последнюю любовь «недорогой». Принимая горячие ласки жены, он все равно в душе обращается к прошлому. В финале поэт намекает, что до сих пор предан своей первой и единственной любви. Вероятно, он имеет в виду А. Сардановскую.

  • Следующий стих → Александр Пушкин — Деревня
  • Предыдущий стих → Сергей Есенин — Заметался пожар голубой

Читать стих поэта Сергей Есенин — Какая ночь, я не могу на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Есенин и Дункан

В ноябре 1925 года Сергей Есенин ложится в психиатрическую больницу, где приходит в себя после очередного загула и пытается скрыться от «охранничков» (Высоцкий). В это непростое время, практически за месяц до трагической гибели, пишется стихотворение «Какая ночь! Я не могу», которое отнесём к жанру стиха-исповеди или любовной лирики.

Тема стихотворения

Последний год поэт словно предчувствовал смерть и всё чаще возвращался в творчестве к прошлому, всё чаще его стихи стали походить на исповедь. Строки этого стихотворения пишутся ночью на фоне бессонницы, когда прошлое само всплывает перед глазами и сердце рвётся им поделиться.

Последней женщиной Есенина была Софья Толстая, которая искренне любила Сергея, но в ответ получила только уважение. С помощью Софьи автор золотых строк пытался оторваться от прошлого, но вскоре понял, что это невозможно.

Во второй строфе поэт признаётся, что с его стороны отношения игра:

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью.

Нет, это не грубая игра, а просто очередная возможность что-то забыть, когда понимаешь, что чувств из себя не вытянешь – их больше нет!

Есенин понимает, что Толстая его любит, но не о такой любви мечтал поэт, в его понимании настоящая любовь может быть только взаимной, без взаимности это просто игра. Софья не сможет его разлюбить, так как и не любила по-настоящему, по-есенински.

Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Кабаки и проститутка как допинг

Далее Сергей раскрывает сердце и выливает из него тайны. По его мнению, любить можно только раз, поэтому все остальные будут чужими, они заслуживают только уважения. Это понимание невозможности больше полюбить буквально убивает поэта, его запои становятся очень тяжёлыми, девицы с низкой социальной ответственностью (Путин) стали нормой жизни. Так Есенин стимулирует себя, чтобы больше написать до конца, который он предчувствует. В кабаках поэт забывается, перегружается и может после что-то написать, без этого допинга бумага остаётся пустой.

Читайте также:  Что если девушка снится

Не будем винить в этом Есенина, ведь мы давно сняли перед ним шляпы, а свои грехи он на 100% искупил талантом, которым делился с людьми.

Сергей Александрович приводит пример с липой – на ней уже нет цветов, на ней только иней, который некоторые путают с цветом. Липовый цвет отцвёл – любовь покинула жизнь поэта и вместо неё пришёл иней – безразличие к жизни.

Предпоследняя строфа ставит последние точки исповеди:

Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую.

Понятие «отлюбили» не раз проходит красной строкой в последние 2 года жизни автора «Чёрного человека». С потерей возможности любить жизнь потеряла иммунитет и не может защитить себя от смерти. Это одна из причин гибели Есенина, он ничего не видел впереди и не мог, да и не хотел, защищать жизнь.

Искусственная любовь

В последней строфе уже нет исповеди, в ней автор соглашается на видимость «любви». Пусть будут эти лукавые объятья, которые помогут душе вспомнить настоящий май, когда липы ещё цвели. С кем сравнивает героиню (Толстую) поэт вопрос. Последняя настоящая любовь Есенина была Айседора Дункан, скорее всего, она и остались в сердце поэта до последнего дня жизни.

В стихотворении используются эпитеты «лунный свет», «охладевших лет», «лукавая страсть» и другие, а также есть олицетворения (липы манят, он обрисовывает) и метафоры (в сугробы ноги погружая).

Текст

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,—
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз.
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

30 ноября 1925

Песня на стихи

Отлично передаёт глубину стихотворения песня на слова Есенина в исполнении Гунечки. Рекомендуем послушать!

Источник

  Ñòèõè öèòèðóþòñÿ ïî êíèãå: «Ñåðãåé Åñåíèí. Ñòèõîòâîðåíèÿ. Ïîýìû.» Ïåðìñêîå êíèæíîå èçäàòåëüñòâî. 1976. 400 ñ.

Çåëåíàÿ ïðè÷åñêà

  • Àâòîð òåêñòà: Ñåðãåé Åñåíèí
  • Àâòîð ìóçûêè: Ìàøèí Âëàäèìèð
  • Èñïîëíÿåò: Ìàøèí Âëàäèìèð
  • Ïðîñëóøàòü:[wma,1350k]
  • Æàíð: Àâòîðñêàÿ ïåñíÿ

    Ë.È. Êàøèíîé

    Çåëåíàÿ ïðè÷åñêà,
    Äåâè÷åñêàÿ ãðóäü,
    Î òîíêàÿ áåðåçêà,
    ×òî çàãëÿäåëàñü â ïðóä?

    ×òî øåï÷åò òåáå âåòåð?
    Î ÷åì çâåíèò ïåñîê?
    Èëü õî÷åøü â êîñû-âåòâè
    Òû ëóííûé ãðåáåøîê?

    Îòêðîé, îòêðîé ìíå òàéíó
    Òâîèõ äðåâåñíûõ äóì,
    ß ïîëþáèë ïå÷àëüíûé
    Òâîé ïðåäîñåííèé øóì.

    È ìíå â îòâåò áåðåçêà:
    «Î ëþáîïûòíûé äðóã,
    Ñåãîäíÿ íî÷üþ çâåçäíîé
    Çäåñü ñëåçû ëèë ïàñòóõ.

    Ëóäà ñòåëèëà òåíè.
    Ñèÿëè çåëåíÿ.
    Çà ãîëûå êîëåíè
    Îí îáíèìàë ìåíÿ.

    È òàê, âäîõíóâøè ãëóáêî,
    Ñêàçàë ïîä Çâîí âåòâåé:
    «Ïðîùàé, ìîÿ ãîëóáêà,
    Äî íîâûõ æóðàâëåé».

    1918

    Êàêàÿ íî÷ü! ß íå ìîãó

  • Àâòîð òåêñòà: Ñåðãåé Åñåíèí
  • Àâòîð ìóçûêè: Ìàøèí Âëàäèìèð
  • Èñïîëíÿåò: Ìàøèí Âëàäèìèð
  • Ïðîñëóøàòü:[wma,3050k]
  • Æàíð: Àâòîðñêàÿ ïåñíÿ

    Êàêàÿ íî÷ü! ß íå ìîãó,
    Íå ñïèòñÿ ìíå. Òàêàÿ ëóííîñòü.
    Åùå êàê áóäòî áåðåãó
     äóøå óòðà÷åííóþ þíîñòü.

    Ïîäðóãà îõëàäåâøèõ ëåò,
    Íå íàçûâàé èãðó ëþáîâüþ,
    Ïóñòü ëó÷øå ýòîò ëóííûé ñâåò
    Êî ìíå ñòðóèòñÿ ê èçãîëîâüþ.

    Ïóñòü èñêàæåííûå ÷åðòû
    Îí îáðèñîâûâàåò ñìåëî, —
    Âåäü ðàçëþáèòü íå ñìîæåøü òû.
    Êàê ïîëþáèòü òû íå ñóìåëà.

    Ëþáèòü ëèøü ìîæíî òîëüêî ðàç.
    Âîò îòòîãî òû ìíå ÷óæàÿ,
    ×òî ëèïû òùåòíî ìàíÿò íàñ,
    Â ñóãðîáû íîãè ïîãðóæàÿ.

    Âåäü çíàþ ÿ è çíàåøü òû.
    ×òî â ýòîò îòñâåò ëóííûé, ñèíèé
    Íà ýòèõ ëèïàõ íå öâåòû —
    Íà ýòèõ ëèïàõ ñíåã äà èíåé.

    ×òî îòëþáèëè ìû äàâíî.
    Òû íå ìåíÿ, à ÿ — äðóãóþ,
    È íàì îáîèì âñå ðàâíî
    Èãðàòü è ëþáîâü íåäîðîãóþ.

    Íî âñå æ ëàñêàé è îáíèìàé
    Â ëóêàâîé ñòðàñòè ïîöåëóÿ.
    Ïóñòü ñåðäöó âå÷íî ñíèòñÿ ìàé
    È òà, ÷òî íàâñåãäà ëþáëþ ÿ.

    30 íîÿáðÿ 1925

    Íó, öåëóé ìåíÿ, öåëóé

  • Àâòîð òåêñòà: Ñåðãåé Åñåíèí
  • Àâòîð ìóçûêè: Ìàøèí Âëàäèìèð
  • Èñïîëíÿåò: Ìàøèí Âëàäèìèð
  • Ïðîñëóøàòü:[wma,1555k]
  • Æàíð: Àâòîðñêàÿ ïåñíÿ

    Íó, öåëóé ìåíÿ, öåëóé,
    Õîòü äî êðîâè, õîòü äî áîëè.
    Íå â ëàäó ñ õîëîäíîé âîëåé
    Êèïÿòîê ñåðäå÷íûõ ñòðóé.

    Îïðîêèíóòàÿ êðóæêà
    Ñðåäü âåñåëûõ íå äëÿ íàñ.
    Ïîíèìàé, ìîÿ ïîäðóæêà,
    Íà çåìëå æèâóò ëèøü ðàç!

    Îãëÿäèñü ñïîêîéíûì âçîðîì,
    Ïîñìîòðè: Âî ìãëå ñûðîé
    Ìåñÿö, ñëîâíî æåëòûé âîðîí,
    Êðóæèò, âüåòñÿ íàä çåìëåé.

    Íó, öåëóé æå! Òàê õî÷ó ÿ.
    Ïåñíþ òëåí ïðîïåë è ìíå.
    Âèäíî, ñìåðòü ìîþ ïî÷óÿë
    Òîò, êòî âüåòñÿ â âûøèíå.

    Читайте также:  К чему снится закрывать замок ключом

    Óâÿäàþùàÿ ñèëà!
    Óìèðàòü òàê óìèðàòü!
    Äî êîí÷èíû ãóáû ìèëîé
    ß õîòåë áû öåëîâàòü.

    ×òîá âñå âðåìÿ â ñèíèõ äð¸ìàõ.
    Íå ñòûäÿñü è íå òàÿ,
     íåæíîì øåëåñòå ÷åðåìóõ
    Ðàçäàâàëîñü: «ß òâîÿ».

    È ÷òîá ñâåò íàä ïîëíîé êðóæêîé
    Ëåãêîé ïåíîé íå ïîãàñ —
    Ïåé è ïîé, ìîÿ ïîäðóæêà:
    Íà çåìëå æèâóò ëèøü ðàç!

    1925

    Ïîé æå, ïîé. Íà ïðîêëÿòîé ãèòàðå

  • Àâòîð òåêñòà: Ñåðãåé Åñåíèí
  • Àâòîð ìóçûêè: Ìàøèí Âëàäèìèð
  • Èñïîëíÿåò: Ìàøèí Âëàäèìèð
  • Ïðîñëóøàòü:[wma,1671k]
  • Æàíð: Àâòîðñêàÿ ïåñíÿ

    Ïîé æå, ïîé. Íà ïðîêëÿòîé ãèòàðå
    Ïàëüöû ïëÿøóò òâîè â ïîëóêðóã.
    Çàõëåáíóòüñÿ áû â ýòîì óãàðå,
    Ìîé ïîñëåäíèé, åäèíñòâåííûé äðóã.

    Íå ãëÿäè íà åå çàïÿñòüÿ
    È ñ ïëå÷åé åå ëüþùèéñÿ øåëê,
    ß èñêàë â ýòîé æåíùèíå ñ÷àñòüÿ,
    À íå÷àÿííî ãèáåëü íàøåë.

    ß íå çíàë, ÷òî ëþáîâü — çàðàçà,
    ß íå çíàë, ÷òî ëþáîâü — ÷óìà.
    Ïîäîøëà è ïðèùóðåííûì ãëàçîì
    Õóëèãàíà ñâåëà ñ óìà.

    Ïîé, ìîé äðóã. Íàâåâàé ìíå ñíîâà
    Íàøó ïðåæíþþ áóéíóþ ðàíü.
    Ïóñòü öåëóåò îíà äðóãîâà,
    Ìîëîäàÿ êðàñèâàÿ äðÿíü.

    Àõ, ïîñòîé, ß åå íå ðóãàþ.
    Àõ, ïîñòîé, ß åå íå êëÿíó.
    Äàé òåáå ïðî ñåáÿ ÿ ñûãðàþ
    Ïîä áàñîâóþ ýòó ñòðóíó.

    Ëüåòñÿ äíåé ìîèõ ðîçîâûé êóïîë.
    Â ñåðäöå ñíîâ çîëîòûõ ñóìà.
    Ìíîãî äåâóøåê ÿ ïåðåùóïàë,
    Ìíîãî æåíùèí â óãëàõ ïðèæèìàë.

    Äà! Åñòü ãîðüêàÿ ïðàâäà çåìëè,
    Ïîäñìîòðåë ÿ ðåáÿ÷åñêèì îêîì:
    Ëèæóò â î÷åðåäü êîáåëè
    Èñòåêàþùóþ ñóêó ñîêîì.

    Òàê ÷åãî æ ìíå åå ðåâíîâàòü.
    Òàê ÷åãî æ ìíå áîëåòü òàêîìó.
    Íàøà æèçíü — ïðîñòûíÿ è êðîâàòü.
    Íàøà æèçíü — ïîöåëóé äà â îìóò.

    Ïîé æå, ïîé! Â ðîêîâîì ðàçìàõå
    Ýòèõ ðóê ðîêîâàÿ áåäà.
    Òîëüêî çíàåøü, ïîøëè èõ …
    Íå óìðó ÿ, ìîé äðóã, íèêîãäà.
    1923


    Ñâÿçàòüñÿ ñ ïðîãðàììèñòîì ñàéòà

  • Источник

    * * *

    Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

    Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

    Или что увидел? Или что услышал?

    Словно за деревню погулять ты вышел.

    И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

    Утонул в сугробе, приморозил ногу.

    Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

    Не дойду до дома с дружеской попойки.

    Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

    Распевал им песни под метель о лете.

    Сам себе казался я таким же кленом,

    Только не опавшим, а вовсю зеленым.

    И, утратив скромность, одуревши в доску,

    Как жену чужую, обнимал березку.

    28 ноября 1925

    * * *

    Какая ночь! Я не могу…

    Не спится мне. Такая лунность!

    Еще как будто берегу

    В душе утраченную юность.

    Подруга охладевших лет,

    Не называй игру любовью.

    Пусть лучше этот лунный свет

    Ко мне струится к изголовью.

    Пусть искаженные черты

    Он обрисовывает смело, —

    Ведь разлюбить не сможешь ты,

    Как полюбить ты не сумела.

    Любить лишь можно только раз.

    Вот оттого ты мне чужая,

    Что липы тщетно манят нас,

    В сугробы ноги погружая.

    Ведь знаю я и знаешь ты,

    Что в этот отсвет лунный, синий

    На этих липах не цветы —

    На этих липах снег да иней.

    Что отлюбили мы давно,

    Ты – не меня, а я – другую,

    И нам обоим все равно

    Играть в любовь недорогую.

    Но все ж ласкай и обнимай

    В лукавой страсти поцелуя,

    Пусть сердцу вечно снится май

    И та, что навсегда люблю я.

    30 ноября 1925

    * * *

    Не гляди на меня с упреком,

    Я презренья к тебе не таю,

    Но люблю я твой взор с поволокой

    И лукавую кротость твою.

    Да, ты кажешься мне распростертой,

    И, пожалуй, увидеть я рад,

    Как лиса, притворившись мертвой,

    Ловит воронов и воронят.

    Ну и что же, лови, я не струшу,

    Только как бы твой пыл не погас,

    На мою охладевшую душу

    Натыкались такие не раз.

    Не тебя я люблю, дорогая,

    Ты – лишь отзвук, лишь только тень.

    Мне в лице твоем снится другая,

    У которой глаза – голубень.

    Пусть она и не выглядит кроткой

    И, пожалуй, на вид холодна,

    Но она величавой походкой

    Всколыхнула мне душу до дна.

    Вот такую едва ль отуманишь,

    И не хочешь пойти, да пойдешь,

    Ну, а ты даже в сердце не вранишь

    Напоенную ласкою ложь.

    Но и все же, тебя презирая,

    Я смущенно откроюсь навек:

    Если б не было ада и рая,

    Их бы выдумал сам человек.

    1 декабря 1925

    * * *

    Ты меня не любишь, не жалеешь,

    Разве я немного не красив?

    Не смотря в лицо, от страсти млеешь,

    Мне на плечи руки опустив.

    Молодая, с чувственным оскалом,

    Я с тобой не нежен и не груб.

    Расскажи мне, скольких ты ласкала?

    Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

    Знаю я – они прошли, как тени,

    Не коснувшись твоего огня,

    Многим ты садилась на колени,

    А теперь сидишь вот у меня.

    Пусть твои полузакрыты очи,

    И ты думаешь о ком-нибудь другом,

    Я ведь сам люблю тебя не очень,

    Утопая в дальнем дорогом.

    Этот пыл не называй судьбою,

    Легкодумна вспыльчивая связь, —

    Как случайно встретился с тобою,

    Улыбнусь, спокойно разойдясь.

    Да и ты пойдешь своей дорогой

    Распылять безрадостные дни,

    Только нецелованных не трогай,

    Только негоревших не мани.

    И когда с другим по переулку

    Читайте также:  К чему снятся дети свои

    Ты пройдешь, болтая про любовь,

    Может быть, я выйду на прогулку,

    И с тобою встретимся мы вновь.

    Отвернув к другому ближе плечи

    И немного наклонившись вниз,

    Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер…»

    Я отвечу: «Добрый вечер, miss».

    И ничто души не потревожит,

    И ничто ее не бросит в дрожь, —

    Кто любил, уж тот любить не может,

    Кто сгорел, того не подожжешь.

    4 декабря 1925

    * * *

    Может, поздно, может, слишком рано,

    И о чем не думал много лет,

    Походить я стал на Дон-Жуана,

    Как заправский ветреный поэт.

    Что случилось? Что со мною сталось?

    Каждый день я у других колен.

    Каждый день к себе теряю жалость,

    Не смиряясь с горечью измен.

    Я всегда хотел, чтоб сердце меньше

    Билось в чувствах нежных и простых,

    Что ж ищу в очах я этих женщин —

    Легкодумных, лживых и пустых?

    Удержи меня, мое презренье,

    Я всегда отмечен был тобой.

    На душе холодное кипенье

    И сирени шелест голубой.

    На душе – лимонный свет заката,

    И все то же слышно сквозь туман, —

    За свободу в чувствах есть расплата,

    Принимай же вызов, Дон-Жуан!

    И, спокойно вызов принимая,

    Вижу я, что мне одно и то ж —

    Чтить метель за синий цветень мая,

    Звать любовью чувственную дрожь.

    Так случилось, так со мною сталось,

    И с того у многих я колен,

    Чтобы вечно счастье улыбалось,

    Не смиряясь с горечью измен.

    13 декабря 1925

    Источник

    «Какая ночь! Я не могу…» Сергей Есенин

    Какая ночь! Я не могу.
    Не спится мне. Такая лунность.
    Еще как будто берегу
    В душе утраченную юность.

    Подруга охладевших лет,
    Не называй игру любовью,
    Пусть лучше этот лунный свет
    Ко мне струится к изголовью.

    Пусть искаженные черты
    Он обрисовывает смело, —
    Ведь разлюбить не сможешь ты,
    Как полюбить ты не сумела.

    Любить лишь можно только раз,
    Вот оттого ты мне чужая,
    Что липы тщетно манят нас,
    В сугробы ноги погружая.

    Ведь знаю я и знаешь ты,
    Что в этот отсвет лунный, синий
    На этих липах не цветы —
    На этих липах снег да иней.

    Что отлюбили мы давно,
    Ты не меня, а я — другую,
    И нам обоим все равно
    Играть в любовь недорогую.

    Но все ж ласкай и обнимай
    В лукавой страсти поцелуя,
    Пусть сердцу вечно снится май
    И та, что навсегда люблю я.

    Анализ стихотворения Есенина «Какая ночь! Я не могу…»

    В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и дальше отдалялся от своих коллег, которые в угоду новой власти прославляли коллективизацию и выступали за построение социализма. Есенин же был от всего этого настолько далек, что неоднократно становился объектом критики. Однако это его нисколько не беспокоило, потому что поэт предчувствовал свою скорую гибель. Он понимал, что за разрушением души непременно следует физическая смерть, и до этого момента остается совсем немного времени.

    Примерно за месяц до гибели Есенин написал стихотворение «Какая ночь! Я не могу…», в котором мысленно вернулся в свое прошлое и вдруг отчетливо осознал, что уже ничего не сможет изменить в собственной жизни. Он неоднократно пытался убежать от себя самого и даже в третий раз женился, пытаясь избавиться от гнетущего чувства одиночества. Однако очень скоро осознал, что его брак с Софьей Толстой был ошибкой. Именно взаимоотношениям с этой женщиной и посвящено стихотворение, в котором поэт без утайки признается, что «отлюбили мы давно, ты – не меня, а я – другую». Он не пытается найти ответ на вопрос, почему же тогда именно в этот момент находится рядом с женщиной, которая ему совершенно безразлична. Но при этом понимает, что и молодой супруге он совершенно не нужен, и ее наигранная нежность так же обманчива и фальшива, как липы за окном, на ветках которых вместо ароматных цветов лежит первый ноябрьских снег.

    «Любить лишь можно только раз, вот оттого ты мне чужая», — признается поэт, однако при этом не может и не хочет заставить себя разорвать этот порочный круг и изменить собственную жизнь. Да и смысла делать это Есенин не видит, считая, что гораздо проще и привычнее «играть в любовь недорогую», чем пытаться по-настоящему любить. И в эту ночь, когда на него вновь нахлынули воспоминания юности, поэт мечтает лишь об одном: «Пусть сердцу вечно снится май и та, что навсегда люблю я».

    Кто эта таинственная незнакома? История умалчивает, хотя существует множество версий по поводу того, кто именно является тайной дамой сердца поэта. То, что к их числу не принадлежит не одна из бывших жен, очевидно. Исследователи жизни и творчества Есенина склонны полагать, что речь идет об Анне Сардановской, в которую поэт был влюблен в юности, однако так и не смог в этом признаться своей избраннице. Впоследствии Сардановская вышла замуж и скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет после ее гибели.

    Метки: Есенин

    Источник