Путешествие из петербурга в москву сон путешественника

Путешествие из петербурга в москву сон путешественника thumbnail

В.К. Тредиаковский, «Тилемахида», том II, кн. XVIII, стих 514, в редакции А.Радищева 

Сон из «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева (глава «Спасская Полесть»). Путешественнику снится сон.

«Мне представилось, что я царь, шах, хан, король, бей, набоб, султан или какое-то сих названий нечто, сидящее во власти на престоле».

Здесь все атрибуты власти, военной славы: на весах, с одной стороны, закон милосердия, с другой — закон совести. Во сне он представляет себя всесильным правителем, которым все восторгаются. С подобострастием смотрят на владыку государственные чины, в отдалении — народы.

«Иной вполголоса говорил: ʺон усмирил внешних и внутренних врагов, расширил пределы отечества. Другой восклицал: он обогатил государство, расширил внутреннюю и внешнюю торговлюʺ. Юношество восклицало, что ʺон правдив, закон его для всех равен, он почитает себя его первым служителемʺ».

Льются потоки восхвалений, но среди присутствующих одна женщина «являла вид презрения и негодования». Неизвестная «именует себя Прямовзорой и глазным врачом». Она заявила, что у правителя на обоих глазах бельмо, и очистила его глаза. «Ты видишь теперь, что ты был слеп, и слеп всесовершенно. Я есть Истина». И увидел правитель, что власть его жестока, подданные его ненавидят, всюду ложь, гибель; «знаки почестей, им раздаваемые, всегда доставались в удел недостойным».

Глава заканчивается словами: «Властитель мира, если, читая сон мой, ты улыбнёшься с насмешкою или нахмуришь чело, ведай, что виденная мною странница отлетела от тебя далеко и чертогов твоих гнушается».

Первоисточник «Тилемахиды» Тредиаковского

Современники Радищева в правителе не без основания увидели Екатерину II, но всё же Радищев имеет в виду не только конкретного властителя; он считает, что царская власть всегда зло.

              Чудовище из современной Тилемахиды

Эпиграфом к своей книге Радищев не случайно избрал стих из поэмы своего старшего современника В.К. Тредиаковского «Тилемахида», слегка изменив его: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй».

Огнедышащее коронованное чудовище с тремя дьявольскими шестёрками

Чудище — это екатерининское самодержавие; стих взят из того места поэмы, где рассказывается о муках, которым подвергаются в Тартаре — подземном царстве мёртвых — злые цари.

Тоже не подарок…

Сон у Радищева имеет аллегорический характер, служит не только целям разоблачения, но и призыва, нравоучения. Это способ, средство выражения идеи и ничего общего не имеет с каким-либо подобием реального сна, настолько он объёмен, логичен, детален и т. д.

Во все века авторы, пусть даже лишь во сне изображающие правителей чудовищами, оказывались в тюрьме или на каторге. Радищеву это стоило длительной отсидки в Петропавловской крепости.

   Вспомните об этом в нужный момент!

Если вы нашли моё сообщение полезным для себя, пожалуйста, расскажите о нём другим людям или просто дайте на него ссылку.

Узнать больше вы всегда можете в нашей Школе писательского мастерства:  https://schoolofcreativewriting.wordpress.com/ (новый сайт)

https://book-writing.narod.ru (старый сайт)

Услуги редактирования (развивающего и стилевого) и корректуры рукописей:https://book-editing.narod.ru

Услуги наёмного писателя:  https://writerlikhachev.blogspot.com/

и   https://writerhired.wordpress.com/

Источник

В.К. Тредиаковский, «Тилемахида», том II, кн. XVIII, стих 514, в редакции А.Радищева 

Сон из «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева (глава «Спасская Полесть»). Путешественнику снится сон.

«Мне представилось, что я царь, шах, хан, король, бей, набоб, султан или какое-то сих названий нечто, сидящее во власти на престоле».

Здесь все атрибуты власти, военной славы: на весах, с одной стороны, закон милосердия, с другой — закон совести. Во сне он представляет себя всесильным правителем, которым все восторгаются. С подобострастием смотрят на владыку государственные чины, в отдалении — народы.

«Иной вполголоса говорил: ʺон усмирил внешних и внутренних врагов, расширил пределы отечества. Другой восклицал: он обогатил государство, расширил внутреннюю и внешнюю торговлюʺ. Юношество восклицало, что ʺон правдив, закон его для всех равен, он почитает себя его первым служителемʺ».

Льются потоки восхвалений, но среди присутствующих одна женщина «являла вид презрения и негодования». Неизвестная «именует себя Прямовзорой и глазным врачом». Она заявила, что у правителя на обоих глазах бельмо, и очистила его глаза. «Ты видишь теперь, что ты был слеп, и слеп всесовершенно. Я есть Истина». И увидел правитель, что власть его жестока, подданные его ненавидят, всюду ложь, гибель; «знаки почестей, им раздаваемые, всегда доставались в удел недостойным».

Глава заканчивается словами: «Властитель мира, если, читая сон мой, ты улыбнёшься с насмешкою или нахмуришь чело, ведай, что виденная мною странница отлетела от тебя далеко и чертогов твоих гнушается».

Первоисточник «Тилемахиды» Тредиаковского

Современники Радищева в правителе не без основания увидели Екатерину II, но всё же Радищев имеет в виду не только конкретного властителя; он считает, что царская власть всегда зло.

Читайте также:  Покойник во сне живой разговаривает со мной в родительском доме

              Чудовище из современной Тилемахиды

Эпиграфом к своей книге Радищев не случайно избрал стих из поэмы своего старшего современника В.К. Тредиаковского «Тилемахида», слегка изменив его: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй».

Огнедышащее коронованное чудовище с тремя дьявольскими шестёрками

Чудище — это екатерининское самодержавие; стих взят из того места поэмы, где рассказывается о муках, которым подвергаются в Тартаре — подземном царстве мёртвых — злые цари.

Тоже не подарок…

Сон у Радищева имеет аллегорический характер, служит не только целям разоблачения, но и призыва, нравоучения. Это способ, средство выражения идеи и ничего общего не имеет с каким-либо подобием реального сна, настолько он объёмен, логичен, детален и т. д.

Во все века авторы, пусть даже лишь во сне изображающие правителей чудовищами, оказывались в тюрьме или на каторге. Радищеву это стоило длительной отсидки в Петропавловской крепости.

В советский период во время путешествия из Петербурга в Москву автостопом сны снились без «Чудище обло, озорно, огромно…» Героем времени был не чудовищный царь, а Гагарин (фото на ветровом стекле у водителя)

 Вспомните об этом в нужный момент 

Альтернатива 2-летних Высших литературных курсов и Литературного института имени Горького в Москве, где учатся 5 лет очно или 6 лет заочно, — Школа писательского мастерства Лихачева. В нашей школе основам писательского мастерства целенаправленно и практично обучают всего 6-9 месяцев, а по желанию учащегося — и того меньше. Приходите: истратите только немного денег, а приобретёте современные писательские навыки и получите чувствительные скидки на редактирование своих рукописей.  

Инструкторы частной Школы писательского мастерства Лихачева помогут вам избежать членовредительства. Школа работает круглосуточно, без выходных.

Обращайтесь:   Лихачев Сергей Сергеевич 

likhachev007@gmail.com

Источник

1Петербург

«Путешествие из Петербурга в Москву» — произведение Александра Радищева, написанное им в 1780-х годах и опубликованное в мае 1790 года. Роман представляет собой собрание обособленных заметок, названных в соответствии с населенными пунктами, которые на пути своего следования посещал автор.

Начинается роман с того, что автор, отужинав с друзьями, выезжает из Петербурга в Москву в своей кибитке. Он сразу погрузился в сон и проснулся только на следующей почтовой станции — Софии.

2София

Приехав ночью в Софию, рассказчик разбудил комиссара и попросил у него свежих лошадей для продолжения пути. Но комиссар не хотел просыпаться, поэтому соврал, что свободных лошадей нет. На самом деле в конюшне стояло около 20 лошадей. Но так как путешественник уже успел дать ямщику 20 копеек «на водку», тот запряг лошадей в тайне от комиссара. И автор отправился дальше.

3Тосна

По дороге до Тосны рассказчик начал переживать за состояние дороги. Дорогу от Петербурга до Москвы ремонтировали незадолго до путешествия автора, так как по ней проезжала свита Екатерины II. Но она очень быстро испортилась. «Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою ее почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но — на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав ее гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала ее непроходимою», — писал Радищев.

В Тосне путешественник познакомился с чиновником — «исследователем» древних дворянских родов. Он работал в разрядном архиве и собрал родословную многих российских родов. Теперь он надеялся продать свой труд представителям дворянства, рассчитывая выручить за это приличную сумму денег. Рассказчик же посоветовал чиновнику, чтобы «приехав в Петербург, он продал бы бумагу свою на вес разносчикам для обвертки; ибо мнимое маркизство скружить может многим голову, и он причиною будет возрождению истребленного в России зла — хвастовства древния породы».

4Любани

Устав от плохой дороги, путешественник решил пройтись пешком. В нескольких шагах от дороги он увидел пашущего ниву крестьянина. Автор спросил у него, почему он пашет в воскресный день, ведь это считается грехом. Крестьянин объяснил, что шесть дней в неделю ходит на барщину. У него трое сыновей и трое дочерей, старшему только десятый годок. Чтобы семья не голодала, крестьянину приходилось работать и ночью. На себя он работал усердно, а на барина — кое-как. Ведь в семье он один работник, а у барина их много. Автор почувствовал жгучий стыд, так как сам принадлежал к классу господ и распоряжался судьбами простых людей, как, например, его слуга Петруша.

Путешествие из петербурга в москву сон путешественника

5Чудово

В Чудово автора нагнал его приятель Ч. и рассказал, почему он спешно покинул Петербург. Ч., развлечения ради, поплыл на двенадцативесельной лодке из Кронштадта в Систербек. По пути разыгралась буря, и бушующими волнами шлюпку зажало между двумя камнями. Она наполнялась водой, надежды на спасение не было. Но двое гребцов сделали попытку по камням и вплавь добраться до берега, который был в полутора верстах. Одному это удалось, и, выбравшись на берег, он побежал в дом местного начальника, чтобы тот срочно отрядил лодки для спасения оставшихся на судне. Но начальник изволил почивать, и сержант, его подчинённый, не посмел будить его. Когда же, стараниями других, несчастные были все же спасены, Ч. пытался усовестить начальника, но тот сказал: «Не моя то должность». Возмутившись, Ч. «плюнул почти что ему в рожу и вышел вон». Не найдя сочувствия своему поступку у петербургских знакомых, он решил навсегда покинуть этот город.

Читайте также:  Сон на ульях с пчелами видео

6Спасская полесть

Путешественник попал под дождь и попросился в хату обсохнуть, там он остался на ночь. В одной комнате с ним ночевали присяжный заседатель с женой. Ночью автор проснулся и подслушал, как заседатель рассказывал жене историю о высокопоставленном чиновнике, который очень любил устрицы.

Утром путешественник собрался продолжать путь. В то время, как в его повозке запрягали лошадей, приехала еще кибитка, запряженная тройкой. Из нее вышел человек, закутанный в большую япанчу, со шляпой, надвинутой на лицо. Он требовал лошадей, торопился и не желал торговаться с извозчиками. Незнакомец хотел поделиться своей историей и поехал в кибитке автора. Попутчик рассказал свою печальную повесть. Он был купцом. Доверившись компаньону в делах по откупу, он оказался обманутым, лишился всего состояния и был подведён под уголовный суд. Жена его, переживая случившееся, родила раньше срока и через три дня умерла, умер и недоношенный ребёнок. Друзья, увидев, что его пришли брать под стражу, усадили несчастного в кибитку и велели ехать «куда глаза глядят». Автора тронуло рассказанное попутчиком, и он размышлял о том, как бы довести этот случай до верховной власти, «ибо она лишь может быть беспристрастна». Понимая, что ничем не в силах помочь несчастному, он уснул.

7Подберезье

В Подберезье автор познакомился с молодым человеком, закончившим духовную семинарию. Семинарист шел в Петербург к дяде и надеялся получить там настоящее образование, так как образование в семинарии мало что ему дало. Все обучение шло на латинском языке, и, по его словам, ученики не получали настоящих знаний и по сути ничему не учились.

8Новгород

Прибыв в Новгород, путешественник начал вспоминать, что этот город в древности имел народное правление, и подверг сомнению право Ивана Грозного присоединить Новгород. «Но на что право, когда действует сила?» — вопрошал он. Отвлекшись от размышлений, автор пошел обедать к приятелю Карпу Дементьевичу, прежде купцу, а ныне именитому гражданину. Накануне тот женил сына, так что путешественник попал к праздничному столу. За ужином Карп Дементьевич рассказал о своих делах, как он «пущен был по миру», а теперь торгует сын.

9Бронницы

Рядом с Бронницами путешественник посетил высокую гору, на которой в древние времена, до пришествия славян, стоял храм, славившийся тогда издаваемыми в нем прорицаниями. Теперь на месте древнего капища была построена небольшая церковь. А на том месте, где ныне стоит село Бронницы, стоял известный в северной древней истории город Холмоград.

10Зайцово

В Зайцове автор встретил своего приятеля, господина Крестьянкина, знакомого ему еще с детства. Крестьянкин, очень совестливый и сердечный человек, был председателем уголовной палаты, но оставил должность, видя тщету своих стараний. Он рассказал о случае, который принудил его выйти в отставку. Некий дворянин, начавший свою карьеру придворным истопником, а затем дослужившимся до мундшенка (придворного служителя, ведающего напитками), вышел в отставку и в чине коллежского асессора приехал в родные края, купил деревню и зажил помещиком. Он был корыстолюбив, жесток от природы, вспыльчив и подл. Барин изнурял крестьян работой, избивал, морил голодом. И детей своих воспитывал в том же духе превосходства над крестьянами.

Один из сыновей помещика изнасиловал молодую крестьянку накануне ее свадьбы. Жених девушки, застав насильника врасплох, схватил кол и ударил его. После этого жених и его отец бросились в погоню за удирающим насильником и его братьями, одного из них догнали и проломили голову. Помещик решил наказать жениха, невесту и отца жениха. Обоих мужчин высекли. А затем девушку повели в господский дом. Жених не вытерпел, выхватил невесту и сбежал с ней со двора. Барские сыновья бросились в погоню. Жених, видя, что его догоняют, выхватил заборину и стал защищаться. Между тем шум привлек других крестьян ко двору господскому. Они стали заступаться за молодых. После чего помещик подбежал к недовольным крестьянам и одного ударил своей тростью. Для крестьян, которые ненавидели жестокого барина всей душой, это стало сигналом к наступлению. Они окружили всех четверых господ и забили до смерти.

Путешествие из петербурга в москву сон путешественника

Крестьянкин хотел признать крестьян невиновными, но среди коллег он не нашел понимания, они требовали наказания. Чтобы не участвовать в несправедливом суде, Крестьянкин ушел с поста председателя уголовной палаты.

11Яжелбицы

Проезжая мимо кладбища, путешественник стал свидетелем душераздирающей сцены: отец, кинувшись на гроб сына, не давал его похоронить, плача о том, что не хоронят его самого вместе с сыном, дабы прекратить муки. Ибо он виновен, что сын родился немощным и больным и сколько жил, столько страдал. Рассказчик после увиденного начал мысленно рассуждать, что и он, вероятно, передал своим детям «смрадную болезнь», поразившую его в юности.

12Валдай

По словам путешественника, Валдай — городок, известный любовным расположением незамужних женщин. В Валдае автор вспоминает легенду о монахе Иверского монастыря, влюбившемся в дочь одного валдайского жителя. Как Леандр переплывал Геллеспонт, так этот монах переплывал Валдайское озеро для встречи со своей возлюбленной. Но однажды поднялся ветер, разбушевались волны, и утром тело монаха нашли на отдалённом берегу.

13Едрово

В Едрово у дороги путешественник увидел толпу деревенских женщин. Он завел беседу с одной из крестьянок, девушкой Анной. Она рассказала, что они с женихом Иваном не могут пожениться, пока не заплатят 100 рублей выкупа. И что Ваня хочет идти в Питер на заработки. Но путешественник сказал ей: «Не пускай его, любезная Анютушка, не пускай его; он идет на свою гибель. Там он научится пьянствовать, мотать, лакомиться, не любить пашню, а больше всего он и тебя любить перестанет». Чтобы помочь Анне, автор предложил ее матери 100 рублей. Но тут выяснилось, что выкуп больше не требуется. Тогда он предложил деньги на нужды молодоженов. Но мать не приняла их несмотря на бедность, так как обычно дворяне дарят подарки крестьянкам, чтобы загладить вину за развратные действия. Гордая мать не хотела, чтобы о дочери думали плохо, поэтому не взяла деньги. Иван от денег тоже отказался. Рассказчик был поражен их благородством.

Читайте также:  Во сне танцевать в красивом платье

Путешествие из петербурга в москву сон путешественника

14Хотилов

Перед почтовой станцией рассказчик поднял с земли бумагу, на которой неизвестный господин излагал свои мысли о крепостном праве. У почтальона он узнал, что последним из проезжавших был один из его друзей. Тот, видимо, забыл свои сочинения на почтовой станции, и путешественник за некоторое вознаграждение забрал забытые бумаги.

15Вышний Волочок

В Вышнем Волочке путешественник остановился, чтобы полюбоваться шлюзами и рукотворными каналами. «Никогда не проезжал я сего нового города, чтобы не посмотреть здешних шлюзов. Первый, которому на мысль пришло уподобиться природе в ее благодеяниях и сделать реку рукодельною, дабы все концы единый области в вящее привести сообщение, достоин памятника для дальнейшего потомства», — писал он.

16Торжок

В Торжке рассказчик встретил человека, отправляющего в Петербург прошение о дозволении завести в городе книгопечатание, свободное от цензуры. Они стали рассуждать о вредности цензуры, которая «словно нянька, водит ребенка на помочах», и этот «ребенок», то есть читатель, никогда не научится ходить (мыслить) самостоятельно.

17Тверь

Обедая в трактире в Твери, путешественник познакомился с одним господином, «новомодным поэтом». Тот жаловался на то, что поэзия в России не развивается, что дворяне говорят на французском языке, что все стихи пишут только ямбом и т. д. Затем поэт начал читать свои стихи — оду «Вольность», которую ему не удалось издать в Москве, но он еще надеялся напечатать ее в Петербурге. Прослушав оду, путешественник попрощался с поэтом и поехал дальше.

18Городня

В Городне автор увидел рекрутский набор в армию. Старушка-мать провожала единственного сына, без которого она была обречена умереть с голоду. Рядом стояла его невеста и плакала. Парень пытался их утешить. Затем путешественник увидел веселого человека лет тридцати, и тот рассказал ему свою историю. Его воспитывали и учили вместе с молодым барином, называли Ванюшей, отправили за границу не рабом, а товарищем. Но жаловал его старый барин, а молодой не любил и завидовал успехам. Старик умер. Молодой хозяин женился, а жена возненавидела Ивана, всячески унижала, а потом решила женить на обесчещенной дворовой девке. Иван назвал помещицу «бесчеловечной женщиной», тогда его отправили в солдаты. Иван был очень рад такой участи.

Путешествие из петербурга в москву сон путешественника

Там же стояли трое несчастных крестьян в кандалах. Помещик продал их в солдаты незаконным путем, чтобы купить себе новую карету. Невдалеке стоял француз. По профессии парикмахер, он работал матросом, лакеем и т. д. Не умея писать, он даже работал учителем у русских помещиков. Чтобы не умереть с голоду, он продал себя за 200 рублей, записался в крестьяне и собрался в армию.

19Завидово

На остановке в Завидово путешественник увидел воина в гренадерской шапке, который, требуя лошадей, грозил старосте плетью. «Гвардейский полкан» готовился к прибытию «его превосходительства», которому нужны были 50 лошадей. А на станции было только 30. «Полкан» собирался отобрать у рассказчика его трех лошадей, но он дал наглецу отпор. Когда «его превосходительство» прибыло, ямщики поменяли ему лошадей с невиданной быстротой. Он поднял пыль столбом и умчался дальше. И только после этого отправился в дальнейший путь автор.

20Клин

У ворот почтового двора в Клину путешественник увидел слепого старика, окруженного толпою. Старик пел песни. По окончании песни все слушатели давали старику «как будто бы награду за его труд». Он принимал все денежки и полушки, все куски и краюхи хлеба довольно равнодушно, но всегда сопровождая благодарность свою поклоном, крестяся и говоря к подающему: «Дай бог тебе здоровья». Рассказчик дал старику 1 рубль, но тот отказался принять деньги. Вместо денег старик попросил дать ему что-нибудь полезное, например, платок от холода. Автор с радостью отдал свой платок. К слову, на обратном пути он узнал, что старик умер, перед смертью носил платок и в нем же был похоронен.

Путешествие из петербурга в москву сон путешественника

21Пешки

Остановившись в Пешках, путешественник зашел пообедать в крестьянскую избу. Он угостил ребенка сахаром, а его мать сказала сыну: «Возьми барское кушанье». Рассказчика удивило, почему это барская еда. Крестьянка ответила, что ей не на что купить сахар, а «бояре его употребляют для того, что не сами достают деньги». Затем путешественник увидел, что их хлеб состоит из трех частей мякины и одной части несеяной муки. Он впервые огляделся и ужаснулся убогости обстановки. «Четыре стены, до половины покрытые, так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок по крайней мере поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутый пузырь смеркающиися в полдень пропускал свет; горшка два или три. Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стол, топором срубленный, который скоблят скребком по праздникам».

22Черная грязь

В Черной грязи путешественник встретил печальную свадьбу. Двое крестьян женились по принуждению своего барина. У молодоженов были печальные и унылые лица, они ненавидели друг друга. Автор размышлял о том, что заключение таких браков является преступлением. Вскоре рассказчик подъехал к Москве.

Источник