Релаксация перед сном в детском саду

Татьяна Фокина
Конспект сеанса релаксации перед сном для детей дошкольного возраста

Конспект сеанса релаксации перед сном для детей дошкольного возраста

Музыкальный руководитель МАОУ «СОШ №4» (Структурное подразделение, Победы 37) Фокина Татьяна Вениаминовна, г. Миасс, Челябинской области.

Цель: Создание комфортной обстановки при дневном засыпании детей.

Задачи: Приобщение к традиции прослушивания колыбельных. Знакомство с народными колыбельными уральского региона и сокровищницей колыбельных других уголков России.

Муз. рук. Оё – ё – ё – й, баиньки,

Купим сыну валенки,

Купим рукавички

Маленькой сестричке.

Исполняет русские народные колыбельные песни

«Баю – баю – баиньки, скатаем Насте валенки»,

«Лады – лады»,

«Бай, качи, качи, качи»,

«Ах, качи, качи, качи».

(О. П. Радынова. Народные колыбельные песни: слушаем и поём. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». Москва, 2000, стр. 9 – 11)

Муз. рук. Ай, качи, качи, качи,

Купим завтра калачи,

Спи, спи, засыпай,

Свои глазки закрывай.

Исполняет русские народные колыбельные песни

«Ой, качи, качи, качи»,

«А тари, тари, тари»,

«Как в высоком терему».

(О. П. Радынова. Народные колыбельные песни: слушаем и поём. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». Москва, 2000, стр. 11 – 13)

Муз. рук. Все кошки спят,

И котята спят,

И нашей Машеньке

Спать велят.

Исполняет русские народные колыбельные песни

«А баю-бай»,

«Баю баюшки, баю»,

«Ах ты, котенька – коток»,

«Котенька-коток»,

«Уж ты, котенька-коток»,

«Чья-то киска серая»,

«Котик»,

«Как повадился коток».

(О. П. Радынова. Народные колыбельные песни: слушаем и поём. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». Москва, 2000, стр. 14 — 19)

Муз. рук. Ай, люли, люли, ай, люли,

Прилетели журавли.

Они сели на ворота

А ворота скрип, скрип.

Вы, ворота, не скрипите,

Нашу Таню не будите.

Исполняет русские народные колыбельные песни

«Люли, люли, люленьки»,

«Качи, качь»,

«Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки»,

«Бай-бай, баиньки»,

«Люли, люли, люленьки, летят сизы гуленьки».

(О. П. Радынова. Народные колыбельные песни: слушаем и поём. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». Москва, 2000, стр. 20 — 23)

Муз. рук. Баю, баю, баю, бай,

Мама, Сашу покачай.

В няньки я тебе звала

Солнце, ветер и орла.

Исполняет русские народные колыбельные песни

«Бай-бай-бай-бай»,

«Бай, бай, бай, бай, ты собачка не лай»,

«Люлю, бай».

(О. П. Радынова. Народные колыбельные песни: слушаем и поём. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». Москва, 2000, стр. 23 — 24)

Муз. рук. — Воробей, воробей,

Не пугайся, не робей,

Ляг в постельку.

— «Чив – чив – чив»,

— На недельку. – «Чив – чив – чив».

— Воробышек, воробей,

А я тебе, воробью,

Тихо песенку спою:

«Баю, баю». – «Чив – чив – чив».

«Покачаю» — «Чив – чив – чив».

Исполняет русские народные колыбельные песни

«Баю-баю-баюшок»,

«Ай, баю, бай»,

«Баю, баю, баюшки».

(О. П. Радынова. Народные колыбельные песни: слушаем и поём. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». Москва, 2000, стр. 25 — 27)

Муз. рук. Бай, бай, бай, бай,

Спи, Ванюша, засыпай,

Все ласточки спят,

И касаточки спят,

И лисицы спят,

Соколы – то спят,

И соболи спят-

По гнездышкам спят-

Спят ласточки,

По кустичкам – касаточки,

По норочкам спят лисички,

Куничички спят,

Черны соболицы,

По гнездышкам — ясны соколы,

Под деревцем спят соболи,

Малы детушки — в колыбелечке,

Бай, бай, бай, бай.

Исполняет русские народные колыбельные песни

«Бай, да побай»,

«Уж как Сон ходил по лавке»,

«Спи, дитятко, почивай»,

«Сон и Сониха».

(О. П. Радынова. Народные колыбельные песни: слушаем и поём. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». Москва, 2000, стр. 27 — 31)

Муз. рук. Люли, люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели в красных ботах

На резных воротах.

Люли, люли, люли, люли,

Что, вам нужно, гули?

— Дайте нам горошку

И пшена ладошку.

И еще пшеницы,

И воды в корытце!

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели на вороты

На наши на широки.

По тропинке над прудом

Ходит кот с пустым ведром.

Он хотел бы рыбку съесть,

Да не хочет в воду лезть.

Исполняет русские народные колыбельные песни

«Ой, люлюшки, люлюшки»,

«Гур кота, гур кота»,

«Баю, баюшки-баю»,

«Баю, баюшки»,

«Ай, бай, бай, бай, придёт дед Харыбай»,

«Старик Бабай».

(О. П. Радынова. Народные колыбельные песни: слушаем и поём. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». Москва, 2000, стр. 32 — 36)

Муз. рук. Баю – баю, баю – бай!

К нам приехал Мамай,

Просит – Васеньку отдай.

А мы Васю не дадим,

Пригодится нам самим.

Исполняет русские народные колыбельные песни

«Уж как я тебя, дитятко, укачиваю»,

«Зыбаю – колыбаю».

(Т. И. Калужникова, М. Е. Кесарева. Песни старого Урала. (Невьянский и Каменский районы Свердловской области) Екатеринбург, 2001, стр. 202, 205).

Литература:

1. Е. С. Бабунова, Л. В. Градусова, Е. Г. Лопатина. Наш дом – Южный Урал. Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. Челябинск, 2005, стр. 32, 124

2. Т. И. Калужникова, М. Е. Кесарева. Песни старого Урала. (Невьянский и Каменский районы Свердловской области). Екатеринбург, 2001, стр. 202, 205.

3. О. П. Радынова. Народные колыбельные песни: слушаем и поём. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». Москва, 2000

4. У Кота Баюна. Детский фольклор Зауралья. Книга для семейного и детского досуга. Сост. В. П. Фёдорова. Челябинск, 1992

Источник

Четыре комплекса гимнастики (на четыре недели месяца) для  релаксации детей перед сном, которая проводится ежедневно на кроватях. Гимнастики собраны из разных источников и адаптированы для детей с нарушением ОДА.

Воспитатели:

Аникеева С.Г.

Бавтрушко Н.А.

Комплекс № 1

Лежа на кровати, на спине, руки вдоль туловища.

Руки с силой выпрямляем –

(руки поднять, вытянуть за головой, потянуться)

Мы как будто подрастаем. (глубокий вдох, пауза)

А теперь их расслабляем,

Плавно, мягко опускаем.

Что за странные пружинки?

Распрямились наши спинки!

(потянуть носки ног на себя)

Ты носочки поднимай

И смотри, не опускай!

(пауза)

Ноги расслабляются,

(расслабить мышцы ног)

Отдохнуть стараются.

(положить ладони на область диафрагмы)

Шарик надуваем,

(вдох, живот надуть)

Руками проверяем.

Шарик наш сдувается,

Мышцы расслабляются,

(выдох, живот втянуть)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Разотрем ладошки,

Согреем их немножко,

(потереть ладони одну о другую)

И теплыми ладошками умоемся как кошки.

Читайте также:  В ловушке сна анна кувайкова продолжение

(ладонями обеих рук провести по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли,

(пальцами провести от середины лба к вискам)

Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро.

Ресницы опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают…

Тяжелеют, засыпают…

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются.

Дышится легко… ровно…глубоко…

Мы чудесно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем…

Комплекс № 2

«Буратино».

И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

Буратино — это деревянная кукла, поэтому его руки, ноги и туловище жесткие.

Лягте поудобнее. Представьте, что вы   деревянные   человечки,   которые очень устали и хотят отдохнуть.

Медленно закройте глаза.

Дышите  спокойно.   Вдох  —   задержка   дыхания   (5   сек.)   —   выдох
(повторить 5—6 раз).

Итак, все вы деревянные куклы. Ваша правая нога поднимается вверх.
Она прямая и жесткая, как палочка. Держим ее 5 сек. и опускаем на пол,
расслабляемся.

Ваша левая нога тоже поднимается   вверх,   удерживаем   ее   5   сек.   И опускаем вниз, отдыхаем.

Поднимаются  ваши руки.  Удерживаем   их   5   сек.,   они   прямые   и напряженные.  Опустили.  Руки упали отдыхают.

Ваша голова медленно поднимается вверх. Напрягли шею. Удерживаем это положение в течение 5 сек. Опускаем спокойно голову на пол.

Буратино отдыхает. Расслабляется все тело от кончиков пальцев ног до кончиков пальцев рук.

Расслаблены ноги, руки, туловище. Напряжение уходит.

Дыхание спокойное. Шея расслаблена, голова лежит неподвижно.

Мышцы лица тоже расслаблены. Буратино отдыхает.

Буратино   потянулся, он открыл глаза и сел – руки перед собой, прямые.

Влево — вправо посмотрел, ручкой, ножкой повертел и превратился снова в ребенка.

Комплекс  № 3

«Сказочный дворец»

Лежа на кровати, на спине, руки вдоль туловища. Выполнять движения в соответствии с текстом.

В сказочном дворце

На высоком крыльце

Звучит грозный указ,

Добрым молодцам наказ.

«Кто сумеет заниматься

Так, как гусли нам велят,

Тот и будет помогать

Нашим царством управлять.

Гусли – гусли — самогуды

Распевают песни всюду.

Раз готовы вы, друзья,

Зарядку нам начать пора.

Вот и музыка звучит,

Ровно весь народ лежит.

Начинаем заниматься,

Слушать и не баловаться.

На кроватке я лежу,

Прямо в потолок гляжу,

Лежат ровно пяточки,

Плечики, лопаточки,

Спинка ровная прямая.

Поздоровались с друзьями,

Головою покачали,

Влево – вправо повернулись

И друзьям всем улыбнулись.

Ухом тянемся к плечу,

Быть здоровым я хочу.

Щеки, носик в пляс пошли,

Брови нежно подними,

Губы вытянулись в трубку.

Отдохни одну минутку.

Ой, пустились плечи в пляс

Веселей, еще хоть раз.

Пальцы, локти скачут вместе,

Ну, а тело – то на месте.

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Ноги стали подниматься,

Им ведь тоже заниматься.

Поднимись и опустись,

Весь в зарядке пригодись.

Рад живот поупражняться,

Живот научим напрягаться.

Вдох и выдох – напрягись

И в пружинку превратись!

Вот и спинка.

Все  прогнулись

Колобком все обернулись.

Ты пекись, пекись, дружок,

Будет славный пирожок.

Помассируем пока

Позвоночник и бока.

А теперь все отдыхаем,

Отдыхаем и мечтаем

О волшебных берегах,

О невиданных краях.

Наше тело расслабляется,

Позвоночник выпрямляется.

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем.

Комплекс № 4

Весёлая неделька.

Начинаем гимнастику сидя на кровати, и далее движения по тексту.

Мы пришли и сели, Играем на трубе.

Тру-ру-ру, бу-бу-бу!

Подудим в свою трубу.

А теперь легли в кроватку

Распрямили спины,

Потянули пятки

Все друг другу улыбнулись

И начали зарядку.

Подуем на плечо,

Подуем на другое,

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою.

Подуем и на грудь мы

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

И остановимся пока.

Потом повторим все опять-

Раз, два, три, четыре, пять.

Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Источник

Анна Лапина
Картотека «Релаксационные упражнения для дошкольников по здоровьесберегающим технологиям»

Картотека

Релаксационные упражнения для дошкольников по здоровьесберегающим технологиям

Самый лучший способ снять любое напряжение (утомление) – физическое, нервное, психическое и убрать фактор раздражения – расслабиться. Независимо от наличия или отсутствия специальных условий, руководствуясь только собственным желанием, перемещаясь в тот или иной сказочный мини — сюжет, задействовав только слуховые анализаторы можно отдохнуть и восстановить свои физические и психические силы. Умение расслаблять мышцы тела, начиная с мышц лица, — одно из направлений восстановительной терапии.

Предлагаемые упражнения позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление. Музыкальное сопровождение помогает созданию сложных образов воображаемой действительности. Текст читается спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза.

Читайте также:  Как отучить качать ребенка перед сном

Перед проведением релаксации педагог поясняет, для чего нужно расслабляться, какую позу или исходное положение нужно принять, а в ходе релаксационных упражнений контролирует степень расслабления детей.

Творческий подход и артистичность педагога во время проведения релаксационных упражнений создадут атмосферу доброжелательных отношений, позволят детям научиться владеть мышцами своего тела, а в дальнейшем – самостоятельно контролировать своё состояние, применять в жизни полученные навыки релаксации.

Целью проведения релаксации:

способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя.

Использование в работе с детьми релаксационных упражненийпомогает решить следующие задачи:

— укрепление физического здоровья и формирование красивой осанки;

— психомышечная тренировка;

— тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции;

— развитие воображения, образного мышления;

— формирование положительных эмоций и чувств.

Все релаксации проводятся под спокойную расслабляющую музыку.

Дети ложатся на ковер на спину, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют, слегка раздвигают.

1. Космос.

Мы друзей хороших на Луне нашли.

Пригласили в космос их и летим.

Мы парим, как ласточки, в вышине.

Звёздами любуемся в тишине.

Ветерок — проказник вскоре прилетел.

Опустив на землю нас, нежно шелестел.

(лёжа на спине, полное расслабление туловища и конечностей,

рекомендуется спокойная, чуть слышная музыка)

2. Сказка.

Мы раскинем руки, мы как будто птицы.

Мы глаза закроем, — сказка нам приснится…

Шар приснится голубой…

И Мишутка маленький…

Светлый месяц за горой…

И цветочек аленький…

Лепестки ласкает ветер,

Чуть цветок качается…

Это сказка детям снится…

Дети расслабляются…

Вот глаза открылись, мышцы напрягаются!

Сразу бодрость, сила в теле ощущаются!

(лёжа на спине, под спокойное речевое сопровождение и приятную, тихую музыку полное расслабление)

3. Океан.

Я слышу океана шум… прибой…

И шелест пены на песке прибрежном.

Волна беседует со мной

И убаюкивает нежно.

Она мне говорит: расслабься и глаза прикрой,

Расслабься, отдохни, услышь ты шум прибоя,

Пусть тело отдохнёт, а с ним и ты,

И все друзья, кто рядом здесь с тобою.

Прислушайся к себе: тепло и свет

Вольются в твои ноги, руки, шею,

Тепло идёт по телу, в твою грудь…

Всё тело лёгкое, а мысли всё светлее…

Мы волны слышим, тишина… покой…

Лицо ласкает солнца лучик …

Вот ветерок сюда к нам залетел,

И отогнал за горы тучи.

Вас ветерок взбодрил, погладил по щеке…

К вам силы вновь вернулись!.

Пора вставать! Пора вставать!

Как хочется, что б все вы улыбнулись!

(музыка «шум моря» и спокойный, ровный голос

речевого сопровождения способствуют мышечному расслаблению туловища и конечностей. И. п.: лёжа на спине.)

4. Волна.

Расслабляюсь на спине,

как медуза на волне…

Глазки закрываются…

Тело расслабляется…

Тихо плещется волна…

Нас баюкает она…

Баю – бай, баю – бай,

Глазки тихо закрывай…

Вот прохладный ветерок

Пробежал по телу…

Отдохнули! Вновь пора

браться нам за дело!

(И.п: лёжа на спине, раскинув руки и ноги в стороны, желательно музыкальное сопровождение под спокойное чтение текста)

5. Рыбки.

В чистой, ласковой водице

Плывёт рыбок вереница.

Чешуёй златой сверкая,

Кружится, играя стая…

Вниз их манит тишина,

Глубина… не видно дна…

Рыбки, рыбки вниз пошли,

рыбки, рыбки все легли…

глазки все прикрыли…

плавнички расслабили…

хвостик тоже не играет…

рыбка мышцы расслабляет…

здесь покой и тишина…

тихо плещется волна…

Вот луч солнца засверкал,

Рыбок всех он вверх позвал!

Встаньте все… вернёмся в зал!

(после имитационного движения «рыбки» — дети опускаются на ковёр, руки и ноги в стороны, полное расслабление мышц туловища и конечностей, музыкальное сопровождение желательно)

6. Кот.

Как у наших у ворот

на траве улёгся кот.

Глазки он свои прикрыл…

Хвостик рыжий распушил…

Он расслабил коготки,

стали лапочки легки.

Он расслабил свой животик –

Вот какой хороший котик:

Всё своё расслабил тело –

Для здоровья это дело!

Будет котик отдыхать,

А потом опять играть!

Будет мышку догонять…

Ну и нам пора вставать!

7. Бабочка.

Бабочка порхала,

Всё к цветам летала.

Крылья стали уставать,

Видно, надо отдыхать.

Вот присела на цветок,

Крылья опустила

И головку свесила,

Будто загрустила…

Отдохнула… посидела…

Да и снова полетела.

(дети, выполняя движения по тексту, учатся напрягать и расслаблять свои мышцы в разных позах, в данном случае, присев на корточки или «по – турецки», скрестив ноги)

8. Снежинка.

Лёгкая снежинка – белая пушинка

Легла на ладошку отдохнуть немножко.

Лучики расслабила и прикрыла глазки…

Лёгкая, воздушная, словно фея в сказке…

Ветер, ты здесь не шуми!

Нам снежинку не буди!

Пусть снежинка расслабляется,

Сил надолго набирается.

В путь далёкий силы надо:

ей лететь за снегопадом!

9. Барсук

На полянке у осинки

Наш барсук лежит на спинке.

Он раскинул свои лапки,

И расслабил цап – царапки.

Греет солнышко животик,

Шёрстку ветерок ласкает…

Лежебока наш барсук

Мирно дремлет, отдыхает…

Сладко наш барсук зевнул,

Свою спинку изогнул,

Потянулся, потянулся…

Бодро встал – совсем проснулся.

По бокам себя похлопал,

По делам в лесок потопал!

10. Облака

В небе синем к нам издалека

Приплывают белые облака.

Накрывают облака мягким одеялом…

Как приятно и легко

Всем ребятам стало!

Белой пеной облака нежно окружают,

В сон волшебный и прекрасный

Деток погружают.

Вот закрылись глазки – снятся детям сказки…

Облака плывут, плывут –

Отдых и покой несут…

Все ребятки отдохнули,

С боку на бок повернулись… потянулись –

И… проснулись!

До свиданья, облака, небо голубое,

Много – много, много раз

Встретимся с тобою.

11. Песня мамы – кошки.

Наигрался мой котёнок –

Милый, ласковый ребёнок.

Вот свернулся он в комочек –

Нежный, мягонький клубочек.

Ему снится сон волшебный:

Небо, солнце и река…

А в воде прозрачной, чистой

Проплывают облака,

Серебрятся спинкой рыбки…

На губах у нас улыбки…

Мама лапкой по спине

Гладила, ласкала

И котёнку своему песню напевала:

— Мяу – мяу, мур – мур — мур,

Милый мой котёнок!

Как же я тебя люблю,

Милый мой ребёнок!

Глазки ты сейчас открой

И со мною песню спой: «Мяу»!

12. Осенний лес

Читайте также:  Сон турецкий сериал смотреть все серии

Мы пришли в осенний лес —

Полон сказочных чудес:

Золотом листва сияет, нежно солнце согревает…

Так приятно и легко!

Дышим ровно, глубоко…

Пахнет хвоей и грибами, и опавшею листвой.

Мы прекрасно отдыхаем – расслабляемся с тобой…

Так приятно и легко,

Дышим ровно, глубоко…

Стали птицы распевать, ну а нам пора вставать!

Дружно, сладко потянулись…

И с улыбкой все проснулись!

13. Море

Стайка рыбок закружилась –

Море синее приснилось.

Вода прозрачно – голубая

Нас баюкает, качает…

На поверхность из глубин

Подплывает к нам дельфин…

Вот совсем не зная страха,

Проплывает черепаха…

А за ней, раскинув ножки,

Вглубь несутся осьминожки…

Ах, прозрачная водица!

Видим рыбок вереницу…

Можно рыбок нам догнать…

Только вот пора вставать.

Все, как рыбки, встрепенулись,

Из морских глубин вернулись.

«Радуга»

Представьте теплый летний день, солнышко пригревает, щекочет нам щечки, ладошки. Посмотрите вверх, на небо. Там – радуга. Тянемся-тянемся до радуги, ладошки солнцу показываем. Никак не достать. Еще раз стараемся, тянемся-тянемся. (повторить 2-3 раза).

«Придуманная страна»

Сядьте (лягте) удобно, закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в волшебной стране. Здесь живут только добрые люди и звери, растут самые красивые цветы, после дождя на небе появляется самая яркая радуга. Вам хорошо и спокойно. Вы можете делать все, что вам хочется. (Далее можно описать различные объекты.) Вы видите чистый берег и воду. Поплавайте в море. Ощутите приятную свежесть морской воды. (Взрослый предлагает детям открыть глаза и рассказать о своих чувствах, ощущениях, запомнить их.)

«Облака»

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

«Водопад»

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет.

Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам, помогает им стать мягкими и расслабленными (пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

«Солнечный зайчик»

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу.Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. (повторить 2-3 раза).

«Бабочка»

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

«Океан»

Я слышу океана шум… прибой…

И шелест пены на песке прибрежном.

Волна беседует со мной

И убаюкивает нежно.

Она мне говорит: расслабься и глаза прикрой,

Расслабься, отдохни, услышь ты шум прибоя,

Пусть тело отдохнёт, а с ним и ты,

И все друзья, кто рядом здесь с тобою.

Прислушайся к себе: тепло и свет

Вольются в твои ноги, руки, шею,

Тепло идёт по телу, в твою грудь…

Всё тело лёгкое, а мысли всё светлее…

Мы волны слышим, тишина… покой…

Лицо ласкает солнца лучик …

Вот ветерок сюда к нам залетел,

И отогнал за горы тучи.

Вас ветерок взбодрил, погладил по щеке…

К вам силы вновь вернулись!

Пора вставать! Пора вставать!

Как хочется, что б все вы улыбнулись!

(музыка «шум моря» и спокойный, ровный голос речевого сопровождения способствуют мышечному расслаблению туловища и конечностей. И. п.: лёжа на спине.)

«Рыбки»

В чистой, ласковой водице

Плывёт рыбок вереница.

Чешуёй златой сверкая,

Кружится, играя стая…

Вниз их манит тишина,

Глубина… не видно дна…

Рыбки, рыбки вниз пошли,

рыбки, рыбки все легли…

глазки все прикрыли…

плавнички расслабили…

хвостик тоже не играет…

рыбка мышцы расслабляет…

здесь покой и тишина…

тихо плещется волна…

Вот луч солнца засверкал,

Рыбок всех он вверх позвал!

Встаньте все… вернёмся в зал!

(после имитационного движения «рыбки» — дети опускаются на ковёр, руки и ноги в стороны, полное расслабление мышц туловища и конечностей, музыкальное сопровождение желательно)

«Море»

Стайка рыбок закружилась –

Море синее приснилось.

Вода прозрачно – голубая

Нас баюкает, качает…

На поверхность из глубин

Подплывает к нам дельфин…

Вот совсем не зная страха,

Проплывает черепаха…

А за ней, раскинув ножки,

Вглубь несутся осьминожки…

Ах, прозрачная водица!

Видим рыбок вереницу…

Можно рыбок нам догнать…

Только вот пора вставать.

Все, как рыбки, встрепенулись,

Из морских глубин вернулись.

Источник