Релаксация перед сном во 2 младшей группе
картотека упражнений на релаксацию
Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании.
«Ленивая кошечка».
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».
Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании.
«Задуй свечу».
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».
Упражнения на расслабление мышц лица.
«Озорные щечки».
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
Упражнение на расслабление мышц рук.
«Вибрация».
Какой сегодня чудный день! Прогоним мы тоску и лень. Руками потрясли. Вот мы здоровы и бодры.
Упражнения на расслабление мышц лица.
«Рот на замочке».
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет,
не скажу его вам, нет
(поджать губы).
Ох как сложно удержаться,
Ничего не рассказав (4—5 с).
Губы все же я расслаблю,
А секрет себе оставлю.
Упражнение на расслабление мышц лица.
«Злюка успокоилась».
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
Упражнение на расслабление мышц ног.
«Палуба».
Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу — перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону — прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
а другую расслабляем.
Упражнение на расслабление мышц ног.
«Слон».
Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе «Ух!».
Упражнение на расслабление мышц ног.
«Лошадки».
Замелькали наши ножки,
Мы поскачем по дорожке.
Но внимательнее будьте,
Что вам делать, не забудьте!
Упражнение на расслабление всего организма.
«Птички».
Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.
Упражнение на расслабление всего организма.
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
Упражнение на расслабление всего организма.
«Бубенчик».
Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной «Пушистые облачка». «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика.
Упражнение на расслабление всего организма.
«Тишина».
Тише, тише, тишина!
Разговаривать нельзя!
Мы устали — надо спать —
Ляжем тихо на кровать
И тихонько будем спать.
Упражнение на расслабление всего организма.
«Летний денек».
Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем,
глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг мы слышим:
бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
Гремит гром, как барабан.
Упражнение на расслабление мышц рук.
«Лимон».
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю —
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю,
руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
Упражнение на расслабление мышц рук.
«Пара»
(попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).
Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.
Упражнение на расслабление всего организма.
«Замедленное движение».
Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая — очень легкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряженье. И становится понятно — расслабление приятно!
Упражнения на расслабление мышц шеи.
«Любопытная Варвара».
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох — выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх
Дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Татьяна Фокина
Конспект сеанса релаксации перед сном для детей дошкольного возраста
Конспект сеанса релаксации перед сном для детей дошкольного возраста
Музыкальный руководитель МАОУ «СОШ №4» (Структурное подразделение, Победы 37) Фокина Татьяна Вениаминовна, г. Миасс, Челябинской области.
Цель: Создание комфортной обстановки при дневном засыпании детей.
Задачи: Приобщение к традиции прослушивания колыбельных. Знакомство с народными колыбельными уральского региона и сокровищницей колыбельных других уголков России.
Муз. рук. Оё – ё – ё – й, баиньки,
Купим сыну валенки,
Купим рукавички
Маленькой сестричке.
Исполняет русские народные колыбельные песни
«Баю – баю – баиньки, скатаем Насте валенки»,
«Лады – лады»,
«Бай, качи, качи, качи»,
«Ах, качи, качи, качи».
(О. П. Радынова. Народные колыбельные песни: слушаем и поём. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». Москва, 2000, стр. 9 – 11)
Муз. рук. Ай, качи, качи, качи,
Купим завтра калачи,
Спи, спи, засыпай,
Свои глазки закрывай.
Исполняет русские народные колыбельные песни
«Ой, качи, качи, качи»,
«А тари, тари, тари»,
«Как в высоком терему».
(О. П. Радынова. Народные колыбельные песни: слушаем и поём. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». Москва, 2000, стр. 11 – 13)
Муз. рук. Все кошки спят,
И котята спят,
И нашей Машеньке
Спать велят.
Исполняет русские народные колыбельные песни
«А баю-бай»,
«Баю баюшки, баю»,
«Ах ты, котенька – коток»,
«Котенька-коток»,
«Уж ты, котенька-коток»,
«Чья-то киска серая»,
«Котик»,
«Как повадился коток».
(О. П. Радынова. Народные колыбельные песни: слушаем и поём. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». Москва, 2000, стр. 14 — 19)
Муз. рук. Ай, люли, люли, ай, люли,
Прилетели журавли.
Они сели на ворота
А ворота скрип, скрип.
Вы, ворота, не скрипите,
Нашу Таню не будите.
Исполняет русские народные колыбельные песни
«Люли, люли, люленьки»,
«Качи, качь»,
«Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки»,
«Бай-бай, баиньки»,
«Люли, люли, люленьки, летят сизы гуленьки».
(О. П. Радынова. Народные колыбельные песни: слушаем и поём. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». Москва, 2000, стр. 20 — 23)
Муз. рук. Баю, баю, баю, бай,
Мама, Сашу покачай.
В няньки я тебе звала
Солнце, ветер и орла.
Исполняет русские народные колыбельные песни
«Бай-бай-бай-бай»,
«Бай, бай, бай, бай, ты собачка не лай»,
«Люлю, бай».
(О. П. Радынова. Народные колыбельные песни: слушаем и поём. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». Москва, 2000, стр. 23 — 24)
Муз. рук. — Воробей, воробей,
Не пугайся, не робей,
Ляг в постельку.
— «Чив – чив – чив»,
— На недельку. – «Чив – чив – чив».
— Воробышек, воробей,
А я тебе, воробью,
Тихо песенку спою:
«Баю, баю». – «Чив – чив – чив».
«Покачаю» — «Чив – чив – чив».
Исполняет русские народные колыбельные песни
«Баю-баю-баюшок»,
«Ай, баю, бай»,
«Баю, баю, баюшки».
(О. П. Радынова. Народные колыбельные песни: слушаем и поём. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». Москва, 2000, стр. 25 — 27)
Муз. рук. Бай, бай, бай, бай,
Спи, Ванюша, засыпай,
Все ласточки спят,
И касаточки спят,
И лисицы спят,
Соколы – то спят,
И соболи спят-
По гнездышкам спят-
Спят ласточки,
По кустичкам – касаточки,
По норочкам спят лисички,
Куничички спят,
Черны соболицы,
По гнездышкам — ясны соколы,
Под деревцем спят соболи,
Малы детушки — в колыбелечке,
Бай, бай, бай, бай.
Исполняет русские народные колыбельные песни
«Бай, да побай»,
«Уж как Сон ходил по лавке»,
«Спи, дитятко, почивай»,
«Сон и Сониха».
(О. П. Радынова. Народные колыбельные песни: слушаем и поём. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». Москва, 2000, стр. 27 — 31)
Муз. рук. Люли, люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Сели в красных ботах
На резных воротах.
Люли, люли, люли, люли,
Что, вам нужно, гули?
— Дайте нам горошку
И пшена ладошку.
И еще пшеницы,
И воды в корытце!
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели на вороты
На наши на широки.
По тропинке над прудом
Ходит кот с пустым ведром.
Он хотел бы рыбку съесть,
Да не хочет в воду лезть.
Исполняет русские народные колыбельные песни
«Ой, люлюшки, люлюшки»,
«Гур кота, гур кота»,
«Баю, баюшки-баю»,
«Баю, баюшки»,
«Ай, бай, бай, бай, придёт дед Харыбай»,
«Старик Бабай».
(О. П. Радынова. Народные колыбельные песни: слушаем и поём. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». Москва, 2000, стр. 32 — 36)
Муз. рук. Баю – баю, баю – бай!
К нам приехал Мамай,
Просит – Васеньку отдай.
А мы Васю не дадим,
Пригодится нам самим.
Исполняет русские народные колыбельные песни
«Уж как я тебя, дитятко, укачиваю»,
«Зыбаю – колыбаю».
(Т. И. Калужникова, М. Е. Кесарева. Песни старого Урала. (Невьянский и Каменский районы Свердловской области) Екатеринбург, 2001, стр. 202, 205).
Литература:
1. Е. С. Бабунова, Л. В. Градусова, Е. Г. Лопатина. Наш дом – Южный Урал. Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. Челябинск, 2005, стр. 32, 124
2. Т. И. Калужникова, М. Е. Кесарева. Песни старого Урала. (Невьянский и Каменский районы Свердловской области). Екатеринбург, 2001, стр. 202, 205.
3. О. П. Радынова. Народные колыбельные песни: слушаем и поём. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». Москва, 2000
4. У Кота Баюна. Детский фольклор Зауралья. Книга для семейного и детского досуга. Сост. В. П. Фёдорова. Челябинск, 1992
Маргарита Федорова
Релаксация в системе кинезиологии для детей раннего и младшего возраста в ДОУ
Кинезиология
относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. • Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка.
Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий, в период адаптации, при нарушении сна и гиперактивности.
Данная разработка может послужить практическим пособием для воспитателей, использоваться как картотека специалистоми, работающими с детьми с ОВЗ.
Упражнения на релаксацию для детей раннего возраста (2-3 года
)
1. Тропинка.
По тропинке мы шагаем
И в ладошки ударяем: хлоп-хлоп-хлоп!
А теперь домой пойдем
И немножко отдохнем.
Ходьба в разных направлениях с хлопками сменяется покоем. Дети садятся на стульчики, спокойно сидят в течение 1-2 минут.
2. Морковка
Вот вам морковка, красная головка.
Вот вам и репка, желтая и крепкая.
Вот вам кабачок – круглый бочок!
Дети встают в круг, выполняют наклоны вперед, на слово «вот» — вытягивают руки вперед. Ложатся на ковер, воспитатель гладит «кабачок», детки отдыхают 1-2 минуты.
3. Дождик
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
К нам в окошко постучи.
Дети сжимают кулачки, затем раскрывают ладошки, делают «домик» над головой, затем садятся на стульчики, прячутся от дождика.
4. Грибок
Мы в лесок пойдем,
Мы грибок найдем!
Вот он маленький какой,
Скоро вырастет большой!
Дети ходят по группе, сопровождая слова движениями, садятся на корточки, на последних словах выпрямляются, встают на носочки и поднимают руки вверх. Выполняют 2-3 раза.
5. Котик
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Мягкая, пушистая,
Беленькая, чистая.
Дети рассматривают мишку, водят хоровод с ним, затем передают друг другу и гладят его меховую шубку.
6. Ручки-ножки
Хлоп-хлоп, где наши ручки?
Топ-топ, где наши ножки?
Хлоп-хлоп, вот наши ручки!
Топ-топ, вот наши ножки!
Дети встают в круг, выполняют движения, в конце упражнения уронить ручки вниз
и похлопать по коленочкам.
7. Кукла
Уложу я куклу спать,
Стану песню напевать.
Баю-бай, баю бай!
Кукла, глазки закрывай!
Дети берут кукол, ходят с ними по комнате, поют и укладывают кукол спать.
8. Киска
Киска, киска, вот твоя миска!
Киска, не влезай на стол,
Миску ставлю я под стол!
Дети стоят в кругу, встают на носочки, вытягивают ручки, поджимая с напряжением пальчики, как киска коготочки, конце упражнения расслабляют руки и опускают вниз.
9. Птички
Прилетели птички,
Птички-невелички!
Будем с птичками летать
И на ветке будем спать!
Движения выполняются под музыку. Дети бегают и, подражая птицам, машут ручками, потом садятся на стульчики, удерживая ножки на весу, стараясь не касаться пола.
10. Снежинки.
Мы белые снежинки,
Как легкие пушинки,
Мы кружимся, летаем,
Мы радуем и таем…
Дети танцуют под музыку, в конце упражнения медленно опускаются на ковер, с закрытыми глазами продолжают слушать музыку 2-3 минуты.
11. Лошадки
Мы – веселые лошадки,
Скачут с нами все ребятки,
А теперь домой идем
И немножко отдохнем.
Дети бегают, подражают лошадкам, затем переходят на спокойную ходьбу и садятся на ковер или на стульчики. Воспитатель гладит «послушную лошадку».
12. Зайка
Зайка скачет под кустом,
Вымок, бедный, под дождём.
Посмотри, как ты промок!
Прячься, зайка, под пенёк!
Дети скачут, как зайки, затем приседают, закрывают голову руками. Напряжение сменяется расслаблением.
13. Хоровод
Наш веселый хоровод
Собирает весь народ.
Бегай, с нами, не зевай,
Прыгай, хлопай, приседай!
Упражнение выполняется под музыку. Дети ходят по кругу, бег на месте, прыжки, хлопки, завершается упр-е приседаниями, затем дети слушают музыку, сидя на ковре.
14. Санки
Вот зима. Кругом бело,
Много снега намело.
Во дворе у нас гора,
Все катаются с утра.
Покатили санки вниз!
Кто на горке, берегись!
Дети бегут друг за другом по кругу. На последних строчках дети убегают и садятся на стульчики. Выполняется 2-3 раза.
15. Тук-тук
Тук-тук, ток-ток,
Бей покрепче молоток.
Детки строят новый дом,
Чтобы куклы жили в нем.
Дети ритмично стучат кулачками, затем все берутся за руки и поднимают руки вверх. Повторяется 2-3 раза.
16. Самолёт
Самолёт построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Упражнение выполняется на ковре, руки в стороны, напряжение сменятся расслаблением.
17. Машина каша
Кушай, Маша, вкусную кашу,
Чтобы ножки топали,
Чтобы ручки хлопали.
Чтобы весело гулять,
Чтобы крепче Маше спать!
Слова сопровождаются движениями. В конце упр-я дети садятся на стульчики, складывают ладошки по щечку, успокаиваются.
18. Облако
Полечу я выше тучи
Над землёй, над землёй.
Я увижу с неба домик,
Садик свой, садик свой.
Упражнение проводится на ковре. Дети лежат с закрытыми глазами, слушают воспитателя. Продолжают слушать тихую спокойную музыку 3-5 мин.
19. Что болит?
Надо Мишу полечить,
Зайчика и Петю.
Очень добрые врачи
Приезжают к детям!
Воспитатель исполняет роль врача,спрашивает: Что болит? Детки показывают ручки или ножки, воспитатель гладит их и всё проходит.
20. Салют
Детки песенки поют,
Играют и танцуют.
А для папочки салют
Сегодня нарисуют!
Дети при слове «салют» машут цветными лентами, упражнение воспитывает внимание, координацию, амплитуду движений. Проводится перед началом занятия.
21. Солнышко
Смотрит солнышко в окошко,
Прямо в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки –
Очень рады солнышку!
Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках, вытягивают руки вперед с разведенными пальчиками, затем хлопают в ладошки, улыбаются и гладят щёчки.
22. Мячик
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Прыг-скок, прыг-скок!
Лопнул-хлопнул и молчок!
Дети прыгают, затем останавливаются, приседают или садятся на стульчики.
23. Рыбки
В банке – чистая вода,
Пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть,
Плавать, хвостиком вилять.
Дети подражают движениям плавников рыб, двигаются по комнате плавно, тихо. 2-3 мин.
24. Петушок
Петушок, петушок, золотой гребешок!
Масляна головушка, шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь, деткам спать не даешь?
Дети гладят свою голову, грудь, повторяют слова за воспитателем.
25. Мишка
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поёт.
Дети подражают движениям медведя, чередуют ходьбу с наклонами, повторяют слова.
26. Тепло – холодно.
Как на тоненький снежок
Выпал беленький снежок.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Движения выполняются попеременно: дети потирают ладошки и топают ножками.
27. Прогулка
Мишка по лесу гулял
И цветочки собирал.
Долго Мишенька гулял,
Сел Мишутка, задремал.
Дети ходят по комнате, затем садятся на стульчики, успокаиваются и закрывают глазки.
28. Цветочек
Вот цветочек вырастает,
Подрастает, расцветает,
Лепесточки раскрывает,
Утром солнышко встречает!
Дети имитируют раскрывающийся цветок, в конце упражнения ладошки открыты навстречу солнышку.
29. Семья
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – это я,
Это всё моя семья!
Пальчики одной руки сжаты в кулачок. Кулачок разжимается постепенно. В конце упражнения ладошки открыты и расслаблены.
30. Водичка
Водичка, водичка, умой моё личико!
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!
Слова сопровождаются движениями: дети выполняют поглаживающие движения, в конце упражнения все улыбаются, мышцы расслабляются.
31. Комарик
Прилетел комарик
На воздушный шарик.
Улетай, комарик,
Чтоб не лопнул шарик!
Дети «ловят» комарика, прогоняют его, машут ручками и показывают, какой большой у нас шарик. Повторяется 2-3 раза.
32. Бабочка
На зелёном на лужку
Бабочки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают.
Дети бегают, помахивая руками, как крылышками. Периодически приседают, потом снова продолжают упражнение.