Ритмы сна и бодрствования значение сна
Урок № 28
Дата 21.12.2018
9 класс
Предмет: биология Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Цели урока:
Образовательные: охарактеризовать физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений; разъяснить значение сна для нормального функционирования мозга; рассказать о нарушениях сна, связанных с различными состояниями человеческого организма; показать необходимость выполнения правил гигиены сна, предупреждающие его нарушение.
Развивающие: расширять кругозор и словарный запас учащихся, развивать умение анализировать и классифицировать явления в жизни растений, животных и человека.
Воспитательные: прививать интерес к предмету, пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать гигиеническому воспитанию.
Оборудование: проектор, презентация, рабочие тетради и учебник.
Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока: Комбинированный. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная и парная. Методические приёмы: Рассказ, беседа, выступления. Демонстрация наглядных пособий.
Ход урока
1.Организационный момент 2. Проверка домашнего задания. (слайд № 2) Фронтальный опрос. 1. Что такое биологические ритмы? 2. Какие разновидности биоритмов бывают? 3. Как влияют биоритмы на жизнедеятельность организмов? 4. Что такое фотопериодизм и как его используют организмы для приспособления?
Объясните какой биоритм изображен на слайде и что вы можете о нём сказать? (слайд № 3)
3. Актуализация опорных знаний. -Приведите примеры биоритмов человека? (Ученики приводят примеры, среди которых должен прозвучать пример сна и бодрствования.) Суточные колебания содержания глюкозы, натрия,калия и гормона роста в крови, которые регулируют ритм температуры тела и ритм сна — бодрствования.
4. Изучение нового материала. Учитель:Загадка: Что слаще сладкого, А на тарелке не поднести? Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон) Учитель:
—Именно о сне пойдет речь на этом уроке. Смена сна и бодрствования — это повторение ритма Земли — смена дня и ночи, к которому приспособлены все живые организмы. Учитель: — Давайте попробуем дать определение понятию «сон»? (Выслушиваются мнения учащихся, анализируются и дополняются учителем) (слайд № 4) Сон – это периодически наступающее состояние мозга и организма в целом, которое сопровождается значительной обездвиженностью, почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители. (Рассказ учителя ) (слайд № 5) Наука, изучающая сон — сомнология. Основывается на изучении: электроэнцефалограмм, движении глазных яблок и тонусе мышц. Большой вклад в понимание процессов сна внесли русские учёные И.М. Сеченов, и, особенно, И.П. Павлов, они рассматривали сон как один из важнейших процессов ВНД (высшей нервной деятельности). Ученые — сомнологи выяснили, что во сне мы проводим треть своей жизни. Учитель: У сна выделяют две фазы(рассказ – беседа с использованием презентации (слайд № 6 ), параллельно учащимися заполняется в тетрадях таблицу –«Фазы сна»)
Фазы сна
Медленный сон
Быстрый сон
75% всего времени сна (без быстрого движения глаз)
25% всего времени сна (с быстрым движением глаз)
Физиологическое состояние организма
После засыпания и длится по 1-1,5 часа.
После медленного сна длится по 10-15 мин.
Снижается активность нервной системы, частота сердцебиений, кровяное давление, температура тела, деятельность внутренних органов, мышцы расслабляются
Повышается активность нервной системы, учащается сердцебиение, увеличивается кровяное давление и температура тела, мышцы в тонусе
Психические процессы мозга
Наблюдаются разговоры во сне, страхи и лунатизм
Сновидения. Обработка дневной информации
Учитель: — Все вы слышали поговорку «Утро вечера мудренее». Благодаря чему это стаёт возможным? (фазе быстрого сна, во время которого происходит обработка дневной информации) Учитель: — Центры сна расположены в гипоталамусе и эпифизе (шишковидной железе). (слайд № 7 )
Учитель: — Но сон человека отличается от сна других животных, как вы думаете чем? (ответ учеников –сновидениями)
Учитель: Как вы думаете, что такое сновидение? (Выслушиваются мнения учащихся, анализируются и дополняются учителем) (слайд № 8) Сновидения – сложные психические явления, основанные на ранее пережитых впечатлениях , вступающих в разнообразные сочетания В далекие времена снам верили. Считали, что сны могут быть «вещими», они могут предсказать человеку что-то. Увидел во сне пожар – к скандалу, мясо — к болезни. Учитель: -В чем причина такого совпадения?(ответ учащихся) (у учащихся формируется научное объяснение «вещим снам» )
Учитель: — Ученые-сомнологи выяснили, что во сне мы проводим треть своей жизни, как вы думаете зачем? (ответ учащихся – о значении сна) Значение сна. (слайд № 9) 1. Отдых организма. 2. Переработка и хранение информации. 3. Приспосабливает организм к биоритмам. 4. Восстанавливает иммунитет путём активизации Т-лимфоцитов.
Учитель: — Почему человек и животные не могут обходиться без сна? (рассказ с элементами беседы) — Если человека лишать быстрого сна несколько дней, у него возникают серьёзные нарушения психики: изменяются эмоциональные реакции, поведение, появляются галлюцинации. А если вовсе не давать спать 3-4 суток – погибнет. Но иногда, бывает, что человек заставляет себя не спать. Как вы думаете, зачем? (ответы учащихся: для выполнения работы, развлечения, боязни пропустить что-то важное)
— Поэтому создаются очень необычные изобретения. Так изобретатель Саркисов предложил водителям очки против сна. К верхней части оправы крепятся две скобы с пружинящими пластинками. Они подпирают веки и не дают им закрыться. В чём ошибка изобретателя? А как действительно должно быть устроено такое приспособление?
Нарушения сна (слайд № 10) (Звучат сообщения учащихся и рассказ учителя с элементами беседы об основных нарушениях сна) 1. Летаргия. 2. Микросон. 3. Бессонница. 4. Лунатизм.
Учитель: — Какие условия необходимы для спокойного сна?Ответ на этот вопрос найдите в текстеучебника.(самостоятельная работа с текстом учебника) Гигиена сна . (слайд № 11) 1. Засыпать в одно и тоже время. 2. Перед сном много не есть и не пить. 3. Не заниматься напряжённой умственной работой (уроки заканчивать за 1,5-2 часа до сна) 4. Создать вокруг себя спокойную обстановку (выключить свет, телевизор, радио). 5. Гулять на свежем воздухе и проветривать комнату перед сном.
Учитель: — Если соблюдать все эти условия, можно не только выспаться, а и сделать важные открытия (сообщение учащегося)
Интересно знать: (слайд № 12 ) Знаменитые открытия, сделанные во сне. 1. Менделеев – периодическая таблица. 2. Маштоц – армянский алфавит. 3. Декарт – математические принципы в применении познания природы. 4. Кекуле – структуру молекулы бензола. 5. Бурдах – идея о кровообращении. 6. Леви – передача сердечных импульсов. 7. Бор – структура атома — ядро и электроны. 8. Бантинг – изобрел инсулин. 9. Антонов — увидел форму хвостового оперения самолёта-гиганта «Антей» 10. Хоуф – иголка для швейной машины
5. Закрепление изученного материала. Вопросы (слайд № 13) (Устный опрос учащихся) Какое отношение к природным биоритмам имеет смена сна и бодрствования? Что такое сон? Что происходит во время сна? Чем быстрый сон отличается от медленного? Каково значение сна? Сновидений? Какие нарушения сна вам известны? Чем они опасны?
Давайте выясним, что вы хорошо усвоили на этом уроке? (Письменный опрос учащихся по вопросам, вынесенным на доску (слайд № 14-15) 1.Человек во сне проводит примерно: А) половину своей жизни; Б) две трети своей жизни; В) одну треть своей жизни. 2. Сон- особый тип: А) возбуждения; Б) торможения. 3. Природу сна научно обосновал: А) И.М. Сеченов; Б) И.П.Павлов; В) Н.И. Пирогов. 4. Когда человек видит сновидения? А) во время быстрого сна; Б) медленного сна. 5. Сновидения видят: А) все люди; Б) только некоторые. 6. Все ли участки коры полушария охвачены во время сна торможением: А) да; Б) нет. 7. Центр сна расположен в: А) гипофизе; Б) гипоталамусе; В) таламусе. 8. Во время этой фазы сна мы видим сновидения: А) быстрого сна; Б) медленного сна. (Ребята обмениваются работами с соседом по парте для взаимопроверки.) На доске вынесен ключ ответов (слайд № 16).
Верных ответов
Оценка
7-8
5
5-6
4
3-4
3
1-2
2
5. Рефлексия и подведение итогов урока. Учитель: (слайд № 17) — Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги. Ответьте на вопросы аплодисментами – если всё отлично, улыбкой – если всё хорошо, вздохом – если скучно, топотом – если всё плохо. Вам урок понравился – Вам было интересно – Вы всё поняли – Вам пригодятся полученные здесь знания – Вы получили удовольствие от своей работы — Выставление оценокучащимся. 6. Домашнее задание. (слайд № 18) Пересказ § 13. 1. Дополнить правила гигиены сна 2. Подготовить сообщение на тему «Кома» и «Гипноз»
Источник
На сегодняшнем занятии мы рассмотрим тему «Биологические ритмы. Сон и его значение». Узнаем, какое значение у сна в жизни человека, какие существуют стадии сна и чем они характерны. Рассмотрим, что такое сновидения и к чему приводят нарушения сна.
Введение
Человек проводит во сне треть жизни, он необходим ему, как вода или пища. Если человек не спит более трех суток, у него нарушаются внимание, память, притупляются эмоции, падает работоспособность. Без сна в течение пяти дней у человека могут наступить галлюцинации слуховые и зрительные, без сна человек может умереть от нервного истощения.
Сон – наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором практически полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражители.
Значение сна в жизни человека
Существуют две гипотезы.
Гипотеза 1
Во время сна происходят восстановительные процессы в различных тканях организма. Налаживается работа органов и тканей.
Гипотеза 2 (в гипотезе раскрыта суть функций сна в процессах запоминания).
Во время сна происходит упорядочение поступившей за день информации, устраняется информационная перегрузка, воспринимающаяся человеком как умственное утомление. В оперативной памяти остается только то, что требуется запомнить для последующей деятельности, в том числе и заученная накануне информация.
Обе эти гипотезы верны.
Стадии сна
Сон не является однородным состоянием мозга и организма, состоит из стадий – медленного и быстрого сна.
Медленный сон наступает при засыпании.
Медленный сон:
- снижается мышечный тонус;
- дыхание и пульс становятся реже;
- отсутствует движения глаз;
- качественное изменение активности мозга.
При пробуждении человек отмечает, что у него не было сновидений.
Быстрый сон наступает после медленного сна.
Быстрый сон:
- тонус мышц падает до нуля;
- усиливается мозговой кровоток;
- эпизодически возникают быстрые движения глазных яблок, мышечные подергивания в отдельных группах мышц;
- эпизодические подъемы и падения кровяного давления;
- активная деятельность мозга, неотличимая от активного бодрствования.
При пробуждении человек отмечает, что у него были сновидения.
Ночной сон состоит из чередующихся медленного и быстрого сна. Весь ночной сон состоит из 4–6 циклов. Каждый из типов сна очень важен.
Сновидения
В сновидениях человек попадает в дальние страны, разговаривает с животными, становится обладателям каких-то фантастических способностей и т. д. Сновидения – нормальная психическая деятельность мозга.
При пробуждении в стадии быстрого сна примерно 90 % людей детально помнят сновидения, а если в стадии медленного сна – около 7–10 %.
Характер сновидений зависит от событий и переживаний прошедшего дня, связан со следами прошлых событий. Иван Михайлович Сеченов говорил, что сновидения – это «небывалые композиции бывалых впечатлений».
Во сне происходит сложная психическая деятельность, которая способствует художественным и научным открытиям, могут решиться проблемы, которые сложно было решить в состоянии дневного бодрствования.
Нарушения сна
Нарушения сна происходят часто. Например, бессонница может быть из-за уменьшения или отсутствием физического утомления. Поражает в основном пожилых людей. Изменения в традиционном суточном ритме тоже вызывают нарушения сна. Ночная работа, вечерние развлечения нарушают правильный ритм смены сна и бодрствования, они раздражают и истощают нервную систему. Перегрузка информацией, высокий темп жизни – все это способствует расстройствам высшей нервной деятельности и сна.
Правила гигиены сна
Для нормального суточного сна нужно помнить о суточном ритме организма и соблюдать правила гигиены сна.
- Придерживаться режима. Сон является частью суточного биологического ритма, должен занимать одну и ту же фазу в каждом цикле. Нерегулярные часы сна плохо сказываются на организме (рис. 1).
Рис. 1. Время сна
- Вечерние часы посвящать отдыху, расслаблению (рис. 2). Перед сном избегать возбуждающей деятельности, не объедаться, ужинать не позднее чем за два часа до сна.
Рис. 2. Отдых
- Не пить напитки, содержащие кофеин (кофе, чай, кока-кола), из-за них человек плохо засыпает (рис. 3).
Рис. 3. Напитки, нарушающие сон
- Хорошая обстановка для сна. Лучше всего отдыхать в затемненной, тихой, хорошо проветриваемой комнате. Кровать должна быть такого размера, чтобы во сне можно было свободно переворачиваться, принимать удобную позу. Одежда должна быть свободной. Спать следует преимущественно на правом боку. Подушку подбирать не слишком жесткую и высокую.
- Соблюдать временные рамки сна. Подростку необходимо спать 8 часов в сутки, взрослому – 7 часов.
Заключение
Избыточный сон вреден, а крепкий и здоровый сон является залогом хорошего настроения и высокой работоспособности головного мозга.
Недосыпание – одна из наиболее частых причин неврозов в детском и подростковом возрасте.
Список литературы
- Колесов Д.В. и др Биология. Человек. Учебник для 8 класса. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2002. – 336 с.
- Вахрушев А.А., Родионова Е.И. и др. Биология. 8 класс. (Познай себя). – М.: 2009. – 304 с.
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8 класс. – 3-е изд., перераб. – М.: 2008. – 272 с.
- Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. – М.: 2012. – 288 с.
- Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. – 2-е изд., стер. – М.: 2007. – 287 с.
- Пасечник В.В. и др. Биология. 8 класс. – М.: 2010. – 255 с.
- Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. – М.: 2012. – 255 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет портал «sbio.info» (Источник)
- Интернет портал «grandars.ru» (Источник)
- Интернет портал «gelib.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Дайте определение сну.
- Какие стадии сна вы знаете?
- Каких правил гигиены следует придерживаться, чтобы быть здоровым и бодрым?
Источник
Что мы знаем о меняющихся
условиях на нашей планете? Это сезонные изменения количества поступающего света
в наших широтах, связанные с движением Земли вокруг Cолнца.
А количество света обусловливает изменение температуры.
Это суточные изменения
количества света, связанные с вращением Земли вокруг своей оси. Так мы
наблюдаем последовательную и обязательную смену дня ночью.
Это и периодические
приливы, и отливы водной оболочки Земли, связанные з движением Луны вокруг
Земли.
Перечисленные изменения
практически постоянны в своей периодичности, то есть ритмичны. Поэтому живые
организмы волей-неволей оказались зависимы от этих ритмов и вынуждены были
отреагировать на них своими.
Биологические ритмы
– это периодически повторяющиеся изменения
характера и интенсивности биологических процессов и явлений.
И самым
наглядным изменением таких процессов и явлений будет, несомненно, изменение
суточной активности человека. Которая состоит из чередования бодрствования и
сна.
Наука сомнология (от лат. somnus — сон и греч. λόγος — учение) (да-да, есть и такая наука) активно развивается всего
несколько десятилетий. Поэтому всё самое интересное о третьей части жизни
человека, а именно столько человек проводит во сне, впереди.
Что же нам
известно сегодня? Итак, сначала только факты, а затем несколько предположений.
Сон – это особое функциональное состояние организма человека,
которое характеризуется неподвижностью, почти полным отсутствием реакций на
раздражения и понижением активности ряда физиологических процессов. Но это состояние следует отличать от других
подобных, с которыми вы встречались ранее на примере животных.
Такими, как
анабиоз (в этом случае отсутствуют видимые проявления жизни),
спячка (протекает со снижением температуры тела). А также возможными подобными
состояниями у человека — кома, летаргический сон.
Кроме
человека спят и другие млекопитающие, птицы, рыбы и некоторые насекомые. Сон
необходим каждому человеку. Доказательством его биологической значимости
является тот факт, что человек так и не смогли отказаться от привычки спать.
Физиологическое
состояние спящего человека. У него
становится более редким дыхание, снижается обмен веществ, кровяное давление,
частота сердечных сокращений и мышечный тонус. Во время сна ослабевает
контакт организма с внешней средой – снижается слух, обоняние, осязание, заторможены
условные рефлексы и, как результат, становится невозможной целенаправленная
деятельность.
Сон является одной из фаз суточного биоритма (сон – бодрствование)
и выполняет приспособительную функцию – создаёт условия для переработки
информации, полученной в период бодрствования.
Считают,
что сон обеспечивает протекание в мозге восстановительных процессов. Клетки и
ткани нашего организма во время сна получают определённую долю независимости и
могут осуществлять местную саморегуляцию.
Однако
проникнуть в глубину процессов, происходящих в мозге человека, удалось только с
изобретением механизма для изучения электрических процессов мозга – электроэнцефалографии.
Первые
сведения об электрогенных свойствах нервов и мышц появились в далёком 1849
году. А первая электроэнцефалограмма (сокращённо ЭЭГ) спустя почти 100 лет только с развитием соответствующей техники.
Какие же подробности о сне известны сейчас?
В ходе
многочисленных исследований, было выяснено, что сон состоит из двух
качественно различных фаз – так называемого медленного и быстрого
сна. Которые последовательно сменяют друг друга.
Медленный
сон характеризуется снижением всех функций человеческого организма,
отсутствием сновидений и быстрых движений глаз.
Это так
называемый non-REM сон (от
английского REM — rapid eye
movement – быстрые движения глаз). Однако, в
состоянии медленного глубокого сна человек может быстро проснуться при
воздействии важных для него раздражителей. То есть услышать будильник на стадии
медленного сна.
Периодически,
каждые 80-90 минут, медленный сон сменяется быстрым (как раз уже REM сон), который составляет приблизительно 20% от всего времени сна.
Если человека в это время разбудить, то скорее всего он расскажет нам сон,
который только что видел. А глаза у него под закрытыми веками быстро двигались.
Быстрый сон вообще называется
парадоксальным. Дело в том, что на этой стадии, которая следует за медленным
сном, мозг человека вроде бы просыпается и функционирует, как при
бодрствовании. А мышечный тонус, наоборот, резко падает.
Здоровый
сон всегда начинается с медленной фазы. Дремота
является первой стадией медленного сна и длится 10-15 минут. Далее следует ещё
целых четыре стадии во время которых сон становится всё более
глубоким.
Затем наш
организм переходит в фазу быстрого сна, в которой, как мы уже сказали,
как бы просыпается. Далее активность мозга вновь снижается, и мы переходим к медленному
сну.
Такое
чередование фаз сна за время нашего отдыха сменяется 4-5 раз. К пробуждению
доля медленного сна уменьшается, чередование фаз нарастает, а фаза быстрого сна
увеличивается. Организм готовиться к пробуждению. Проснувшись в стадии быстрого
сна, вы будете иметь все шансы встать, как говорится «с той ноги» и продуктивно
провести весь день.
Собственно,
своё пробуждение человек может элементарно рассчитать. Приблизительно каждая
смена медленного и быстрого сна составляет 2 часа. Если вам не
удалось лечь спать пораньше, чтобы получить свои «законные» 8 часов
полноценного отдыха, лучше тогда уже ещё немножко подождать с засыпанием,
рассчитав так, чтобы проснуться в стадии быстрого сна.
На стадии
быстрого сна, человек видит сновидения. Что же такое сновидения?
Сновидения – это более или менее яркие и сложные события, картины, живые
образы, которые возникают у человека, который спит. Они являются результатом
деятельности нервных центров, которые остаются активными во время сна.
Одной из
основных функций снов, как считают учёные, является стабилизация эмоционального
состояния человека. Которое просто необходимо восстанавливать во избежание
перегрузки нервной системы различными видами эмоций во время бодрствования.
Жизнь
человека наполнена разными событиями. В снах отражаются те, которые имели
место, или те, которые пока не происходили. В снах мы видим то, что хотелось бы
осуществить, или, наоборот, то, чего боимся. И нет ничего удивительного, что
некоторые сны оказываются «пророческими» — предвестниками реальных событий. Это
совершенно не мистика, а просто совпадение снов и следующей за ними реальности.
Примеров
этому множество.
Известный
немецкий химик Кеккуле так и писал: «Учитесь видеть
сны». Однажды во сне он увидел танцующие молекулы, которые чем-то
напоминали змей. Внезапно одна из них укусила себя за хвост, образовав кольцо.
Проснувшись и вспомнив сон, учёный предложил свою знаменитую формулу бензола –
кольцо из шести атомов углерода.
Химия
вообще известна своей приверженностью к сновидениям. Так, гениальный Менделеев
во сне увидел таблицу, которая отражала порядок размещения химических элементов
в соответствии с их свойствами.
Систематические
исследования роли сновидений были проведены австрийским врачом-психиатром
Зигмундом Фрейдом. Рассматривая сны как своеобразный и достаточно важный язык
мозга, он отметил, что они являются продуктом нашей собственной психической
активности.
Рекомендаций.
Ложиться
спать и вставать утром в одно время. Соблюдение режима дня применительно и ко
сну приведёт вас к небывалым успехам в вашей жизни исключительно за счёт
укрепления здоровья без всяких лекарственных препаратов, физических упражнений
и так далее. Физическую культуру и спорт никто не отменял, конечно. Но без
соблюдения режима дня и режима сна, в частности, вы никогда не достигните
максимального коэффициента полезного действия от своих здоровых увлечений.
Непосредственно
перед сном не рекомендуется напряжённая умственная деятельность, подвижные
шумные игры и развлечения: это всё возбуждает нервную систему и нарушает сон.
Не
засыпайте «в обнимку» со своим смартфоном или планшетом. Это также держит мозг
в умственном тонусе независимо от воспринимаемой информации.
Полезно
погулять на свежем воздухе, принять тёплый душ. Принимать пищу нужно не позднее
чем за 1,5-2 часа до сна.
Спать
рекомендуется в хорошо проветренном помещении, зимой – при открытой форточке,
летом – при открытом окне.
И помните –
лишение человека сна считается одной из самых страшных пыток, которые только
придумывало человечество. Поэтому берегите свой сон и приятных сновидений!
Источник