Роль главы сон обломова в романе
Глава, о которой пойдёт речь, играет в романе И.А. Гончарова важную композиционную роль. Описываемый в ней сон во многом объясняет характер главного героя, его отношение к действительности, помогает понять истоки обломовщины — явления, погубившего человека с добрым сердцем и открытой душой.
Итак, герою снится Обломовка его детства. Она предстаёт перед нами своеобразным оазисом, неким островом, оторванным от всего остального мира. Обитатели этого райского уголка не ведают житейских бурь и чувствуют себя абсолютно защищёнными. В Обломовке не знают даже страха перед смертью: «Всё сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».
Обращает на себя внимание размеренность существования в Обломовке. Жизнь здесь идёт по кругу — подобно тому, как повторяются природные явления, наблюдаемые обломовцами из года в год. Время в Обломовке как бы остановилось.
Оторванность Обломовки от остального мира приводила к тому, что в неё не проникали никакие новости извне, а потому её обитателям было не с кем себя сравнивать и они не задумывались о смысле жизни, никогда не задавали себе лишних вопросов. Их идеал заключался в том, чтобы один день походил на другой: «сегодня как вчера, вчера как завтра». Главной заботой обитателей Обломовки была вкусная и обильная еда: обсуждение блюд для предстоящего обеда являлось основным событием дня.
На мой взгляд, снящаяся Илье Ильичу Обломовка сама является сонным царством и в прямом, и в переносном смысле. Послеобеденный сон в Обломовке — картина, заставляющая вспомнить сказку о спящей красавице: каждый сваливается там, где застиг его сон. И это было единственное время, когда ребёнок — он один бодрствовал среди спящих взрослых — мог утолить своё любопытство к окружающему миру.
Сонную жизнь обломовцев не нарушали никакие происшествия. Здесь не ведали ни грабежей, ни убийств, ни других «страшных случайностей». Точно так же не волновали обитателей Обломовки «ни сильные страсти, ни отважные предприятия».
Таким образом, изолированность от деятельного мира, растительное существование, отсутствие духовных запросов — таковы особенности среды, в которой формировался характер героя. Возможно, жизнь в Обломовке представляется по-своему привлекательной (сон Обломова неуловимо окрашен поэзией детства), но, безусловно, такая атмосфера губительна для развивающейся души.
Погружаясь вместе с Обломовым в его сон, мы прослеживаем жизнь героя с самого начала и видим, что, будучи ребёнком, он, как и все дети, был непоседлив и любознателен. Однако взрослые гасили все его порывы, ограждая мальчика от возможных опасностей, формируя у него презрительное отношение к труду ради хлеба насущного (труд в Обломовке считался наказанием, написанным на роду), внушая превратное представление о жизни.
Не о героях и не о богатырях рассказывала няня маленькому Илюше — в её сказках говорилось о стране, где «текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает». В других же няниных сказках действовали страшные призраки, мертвецы и оборотни, что сеяло в душе впечатлительного мальчика тоску и боязливость по отношению к окружающему миру. Вот и вырос он тяжёлым на подъём и несмелым человеком, хотя в молодые годы, подобно многим, мечтал о деятельной жизни.
Прочитав главу «Сон Обломова», мы понимаем, что характерные черты личности героя: робость и леность, непрактичность и беспомощность перед жизнью — берут истоки в его детстве. Беда, погубившая Обломова, носит имя его рода. Обломовщина — особое состояние души, при котором воля парализована, а чувства не находят выхода.
«Погиб, пропал ни за что», — подвёл итог его жизни Штольц. Хороший человек ни на что не пригодился в жизни — что может быть трагичнее! Остаётся думать, что сыну Обломова предназначена другая судьба.
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004
Источник
Анонимный вопрос · 11 декабря 2017
4,9 K
Разнопрофильный специалист, мама 4х деток
Роль этого эпизода, показать, как формируется у Обломова русский поэтический характер, причины появления обломовской лени и апатии, среду в которой воспитывался Илья Ильич, появление многостороннего образа Обломова. Обломова не могли «поднять с дивана» потому что деньги и благополучие у Обломова были с рождения и деятельность Штольца ему была не нужна. Обломову нужен был поэтический идеал, который на некоторое время дала ему Ольга Ильинская. Но после того как Обломов порвал с ней отношения вернулся к своей обычной апатии и лень. С которыми через несколько лет умер.
Каким был образ жизни Обломова?
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…
Обломов боится жизненных трудностей, поэтому всеми силами старается избегать их, также боится неудач, он неуверен в себе и после каждой неудачи у него опускаются руки. Поэтому после первой же неудачи на пути к карьере, он предпочел больше не заниматься делами на службе, а заперся у себя дома на любимом диване, стараясь не вставать и не выходить из дома без крайней необходимости. В итоге герой опстепенно деградирует как духовно, так и физически, потому что без деятельности нет развития. Обломов ленив и медлителен, во всем полагается на своих слуг.
Была ли возможность нравственного пробуждения обломова?
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…
Да, был момент, когда жизнь главного героя почти изменилась. Влюбленность в Ольгу Ильинскую должна была разбудить в главном герое желание жить и трудиться. Но неумение героя идти во всем до конца, быть заинтересованным в чем-либо достаточно долгое время сделали свое дело. Обломов не стремится к новой жизни, а Ольга не тот человек, которая может любить жертвенно, до самозабвения, которой не нужна обратная связь, поэтому ничего не вышло.
Какое слово более точно называет состояние Обломова лень или покой?
Новый день — новые вопросы!
Мне кажется, что скорее покой, т.к. Обломов жил спокойной и размеренной жизнью до приезда Штольца. Он жил такой жизнью, как я считаю, не из-за лени, а потому что ему не было куда стремиться, жизнь, итак, продолжалась своим чередом. Потом, когда он уже встретил Ольгу, вся жизнь переворачивается и у него появляется интерес к жизни.
Какое было детство Обломова?
Интересуюсь искусством, музыкой, литературой, в свободное время и компьютерные…
У Обломова было почти что райское детство. Он провел его в деревне с названием Обломовка, вкусно ел, много спал, все его баловали и любили, при этом Обломов самостоятельно ничего никогда не делал (в доме были слуги), учится он не любил, да его и не заставляли. Все свои положительные и отрицательные качества в детстве он получил от таких же родителей.
Какие два несчастья стряслись у Обломова?
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…
Первым несчастьем Обломова было письмо старосты, в котором сообщалось, что дела в поместье идут очень плохо, посевы засыхают и много крестьян убежало. Это требовало присутствия Обломова для решения проблем, а ему было лень. Второе несчатье то, что его выселяют из квартиры, а Обломов очень привык к ней и ему не хотелось выезжать.
Источник
«Сон Обломова» — это особая глава романа. «Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух деревень, которыми владеют Обломовы. Люди в этих деревнях жили так же, как жили их прадеды. Они старались жить замкнуто, изолировать себя от всего мира, боялись людей из других деревень. Люди Обломовки верили в сказки, предания и приметы. В Обломовке не было воров, не было разрушений и бурь все было сонно и тихо. Вся жизнь этих людей была однообразна. Обломовци считали, что иначе жить грех. Так же жили и помещики Обломовы.
Отец Обломова был ленив и апатичен, он весь день сидел у окна или прогуливался по дому.
Мать Обломова была деятельнее мужа, она наблюдала за слугами, гуляла по саду со своей свитой, задавала разные работы дворне. Все это отразилось в характере Ильи Ильича. С самого детства его растили, как экзотический цветок, поэтому он рос медленно и привыкал лениться. Его попытки что-то делать самому постоянно пресекались. Единственное время, когда Обломов был свободен и мог делать, что ему было угодно, было время всеобщего сна. В это время Обломов бегал по двору, лазил на голубятню и галерею, наблюдал за разными явлениями и изучал их, исследовал окружающий мир. Если бы эта начальная деятельность стала развиваться, то, может быть, Обломов стал бы деятельным человеком. Но запреты родителей что-либо делать самому привели к тому, что позже обломов стал ленивым и апатичным, он не мог съездить в Обломовку, сменить квартиру, жил в запыленной, не мытой комнате и полностью зависел от слуги Захара.
В Обломовке няня рассказывала Илье Ильичу сказки, в которые он верил на протяжении всей жизни. Сказки сформировали поэтический характер русского человека. Этот характер проявился во взаимоотношениях с Ольгой. Он на некоторое время смог заглушить обломовскую лень и апатию, вернуть Обломова к деятельной жизни. Но через некоторое время из-за житейских мелочей поэтический дух снова стал ослабевать и уступил место обломовской лени.
Обломовы не любили книг и считали, что чтение это не необходимость, а роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не любили. И поэтому Илья Ильич посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие отговорки, чтобы не водить Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с учителем Штольцем. Его сын Андрей Штольц подружился с Обломовым, ставшим его другом на всю жизнь. В школе Андрей помогал Обломову делать уроки, но этим развивал в Обломове лень. Впоследствии с этой ленью Штольц боролся долго и упорно, но безуспешно.
Я считаю, что роль этого эпизода, показать, как формируется у Обломова русский поэтический характер, причины появления обломовской лени и апатии, среду в которой воспитывался Илья Ильич, появление многостороннего образа Обломова. Обломова не могли «поднять с дивана» потому что деньги и благополучие у Обломова были с рождения и деятельность Штольца ему была не нужна. Обломову нужен был поэтический идеал, который на некоторое время дала ему Ольга Ильинская. Но после того как Обломов порвал с ней отношения вернулся к своей обычной апатии и лень. С которыми через несколько лет умер.
Источник
Девятый эпизод первой части романа Ивана Александровича Гончарова – это глава «Сон Обломова». В ней молодой помещик, недавно перешагнувший тридцатилетний возраст, засыпает у себя в неухоженных съемных четырехкомнатных петербуржских апартаментах, и во сне к нему являются сцены из его же детства. Ничего фантастического или надуманного. Согласитесь, во сне бывает редко, когда мы видим документальность в чистом виде. Конечно же, это художественный прием автора. Сон Обломова – это своеобразное путешествие в ту пору, когда Илья Ильич был еще ребенком, окруженным слепой родительской любовью.
Зачем Гончаров выбрал такую необычную форму повествования? Необходимость ее присутствия в романе очевидна. Молодой человек, находящийся в расцвете сил, пребывающий в том возрасте, в котором сверстники достигли существенных жизненных успехов, целые дни проводит лежа на диване. Мало того, он не ощущает никакой внутренней потребности подниматься и что-то делать. К такому пустому внутреннему миру и искалеченной личности не случайно и не вдруг пришел Обломов. Сон Обломова – анализ тех первичных впечатлений и ощущений мальчика Илюши, которые позже сложились в убеждения, сформировали самую основу, фундамент его личности. Обращение Гончарова к детству своего героя неслучайно. Именно детские впечатления, как известно, привносят в жизнь человека или созидательное, или разрушительное начало.
Обломовка – крепостнический заповедник лени
Сон Обломова начинается с пребывания его семилетнего в родительской вотчине, деревне Обломовке. Этот маленький мирок находится на отшибе. Сюда не доходят новости, здесь практически не бывает приезжих с их хлопотами. Родители Обломова происходят из старинного дворянского рода. Поколение назад их дом был одним из лучших в округе. Жизнь била здесь ключом. Однако постепенно остыла кровь в жилах этих помещиков. Незачем трудиться, решили они, триста пятьдесят крепостных все равно принесут доход. К чему напрягаться, если жизнь все равно будет сытой и безбедной. Эта родовая лень, когда единственной заботой всего рода до обеда было его приготовление, а после него весь барский дом впадал в дрему, как болезнь, передалась и Илюше. Окруженный сонмом нянечек, спешащих выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Он постепенно стал вялым и апатичным.
Бессмысленный полет на крыльях фантазий
Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, — это для крепостных Ванек да Захарок.
Школа, не изменившая жизненную позицию
Сон Обломова погрузил его в школьные годы, где ему вместе со сверстником Андрюшей Штольцем отец последнего преподавал курс начальной школы. Учеба проходила в соседнем селе, Верхлеве. Илюша Обломов в ту пору был мальчиком лет четырнадцати, полноватым и пассивным. Казалось бы, рядом с собой он видел отца и сына Штольцев, деятельных, активных. Это был шанс для Обломова изменить свои взгляды на жизнь. Однако этого не случилось, к сожалению. Задавленная крепостничеством одна деревня оказалась похожей на другую. Точно так же, как и в Обломовке, тут процветала лень. Люди пребывали в пассивном, дремотном состоянии. «Мир живет не так, как Штольцы», — решил Ильюша и остался во власти лени.
Вывод
С точки зрения литературоведов, эпизод сна является ключевым в романе И.А.Гончарова «Обломов». Он показал истоки формирования характера литературного героя, имя которого давно уже стало нарицательным.
Источник
Ничего не нужно: жизнь,
как спокойная река, текла мимо.
И. Гончаров
Иван Александрович Гончаров в романе “Обломов” дает резкую критику существующему строю с его несправедливостями и пороками. Осуждая бездеятельность героя, автор в то же время показывает пагубность общественного строя, которому не хочет служить Обломов. Временами кажется, что Гончаров не столько осуждает, сколько умиляется своему герою. Но это только внешнее впечатление, путь Обломова гибельный, он скорее похож на тупик.
Пассивного протеста окружающему миру автор не одобряет, но не видит и выхода из подобной ситуации. В противовес Обломову дан Андрей Штольц, но Гончаров принижает его достоинства, показывая их меркантильность.
Осуждая бездеятельность Обломова, автор дает в сне героя объяснение его характера. Илья Ильич не просто ленивец, он потомственный бездельник, оправдывающий себя нежеланием служить несправедливости. Но это только красивые слова, повод ничего не делать. Корни же этого лежат гораздо глубже, сон раскроет нам многое. Он не только иллюстрирует, но и поясняет истоки нынешнего лежания героя на диване. Это не оправдание, но лень заложена в Илье Ильиче на генетическом уровне.
Обломовка представляется герою земным раем, где нет никаких проблем, все живут в гармонии с окружающей природой. “Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждым из них”.
Тут не только господа, но и рабы их воспринимали труд как “наказание” и всегда от “него избавлялись, находя это возможным и должным”. Обвалившаяся галерея барского дома валяется до зимы; кое-как остатки ее подперли столбами, и все любуются полученным результатом, находя какую-то красоту в этом развале и ветхости. Крестьянская изба нависла половиной над оврагом… Что это, беззаботность варваров или философов?
В Обломовке между тем живут строго по календарю, по заведенному еще встарь порядку, боясь и не приемля ничего нового. Воспитываясь и вырастая в такой патриархальности, Илья Ильич со временем перестал верить в леших и ведьм, в то, что мертвые встают из могил, но какой-то “осадок страха и безотчетной тоски” остался в нем, и он перенес их на общественную жизнь.
Его диван — это кусок патриархальной жизни, детские идиллические воспоминания и впечатления. Герой не хочет вставать с дивана — решать какие-то вопросы, утруждать себя заботами и переживаниями. Обломов — это продолжение Обломовки, он вышел из этого царства духовного сна, поэтому и не хочет никуда двигаться; уходит в грезы от проблем жизни.
Временами мне кажется, что Гончарову нравится все старинное да патриархальное, он их идеализирует, преувеличивая ценность такого образа жизни. Современное ему общество не смогло ничего противопоставить взамен этой идиллии.
В городской суете и сутолоке автор не видит духовности, а лишь мелочность страстишек, карьеризм, желание людей обойти друг друга, подставить подножку.
Можно, конечно, что-нибудь переделать в этой несправедливой жизни, если активно действовать, вмешиваться в ее течение. Да не привык к этому Обломов. С детства около него десяток слуг, готовых подать, убрать, одеть и обуть, вот и вырос увалень, умный, добрый, но настолько бездеятельный и беспомощный, что остается только пожалеть его.
Таким образом, сон Обломова является ключевым в понимании его характера. Гончаров смог изнутри показать обоснованность поступков и поведения героя.
Задачи и тесты по теме «Роль сна Обломова»
Источник
Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия); работа над развитием связной речи учащихся, выразительным чтением, воспитание в детях активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.
Цель учеников: 1. Развивать умение аналитической работы с текстом художественного произведения.
2. Научиться анализировать образ литературного героя.
3. Воспитывать сочувственное понимание сильных и слабых сторон личности.
4. Обогащать словарный запас и совершенствовать навыки культуры речи
Оборудование: портрет И.А.Гончарова, презентация Microsoft PowerPoint, фрагмент фильма «Сон Обломова», выставка книг И.А.Гончарова
I. Вводный этап:
Слово учителя: Здравствуйте! Садитесь! Мы продолжаем изучать произведение Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Какие цели вы должны достигнуть, по-вашему мнению, сегодня на уроке? (ответ учеников). Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича.
II. Анализ произведения:
Учитель: Вспомним, о чём говорит название произведения?
Ученик: Имя главного героя, вынесенное в название, подчёркивает особенность его места в поэтическом мире произведения, подчёркивается тот интерес, который представляет именно его жизненная позиция для автора.
Учитель: Где эта позиция, суть отношения героя к миру выявлены наиболее полно?
Ученик: В главе «Сон Обломова».
Учитель: Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?
Ученик: у А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — сон Татьяны; у А.С.Пушкина «Капитанская дочка» — сон Петруши Гринева; в «Балладах» В. Жуковского.
Учитель: А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?
Ученики: 1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.
2. Сон — как идиллия, мечта.
3. Сон — как предвидение будущего.
Учитель: Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?
Ученики: 1. Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.
2. Сон — показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.
I. Анализ произведения:
Слово учителя: А теперь перейдем к рассмотрению «Сна». Сейчас мы с вами услышим описание Обломовки, которым открывается «Сон». Давайте попробуем в нем найти значимые слова, эпитеты (определения, придающие выражению образность и эмоциональность), которыми автор передает свое отношение к этому месту.
Художественное чтение отрывка учеником:
«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…
Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля , чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.
Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.
Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.
Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.
Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.
Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».
(Учащиеся выделяют эпитеты и значимые слова: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно).
Учитель: Сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова.
Ученики: Это идеальное место, рай для Обломова.
Слово учителя: А сейчас обратимся с вами к реальной жизни в Обломовке. И посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании.
Для того чтобы вспомнить ключевые аспекты жизни обломовцев, мы посмотрим фрагменты из фильма Н. Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова». В процессе просмотра необходимо будет найти положительные и негативные моменты в обломовской жизни. Чтобы легче было выполнить данное задание, я предлагаю вам обратить внимание на следующие аспекты:
Картина мира.
Философия жизни.
Воспитание ребенка.
Ответить на вопрос: «Действительно ли мы можем назвать Обломовку раем и почему?»
Просмотр эпизодов из фильма: Любопытство Илюши. Бесхозяйственность обломовцев.
Физкультминутка
Учитель: Какова композиция этой главы? Из скольких частей она состоит (условно)? Как вы это определили?
Ученики: «Сон Обломова» состоит из 4-х частей:
«Благословенный уголок земли» (экспозиция).
Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.
Чудесная страна. Сказки няни.
Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь).
1.В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? 2.Зачитайте описание утра, приснившегося Обломову? 3.Каков полдень, вечер Обломова? 4.С какой целью автор использует пейзаж? 5. Каким предстает перед нами мальчик Илюша? 6. Какими предстают Обломовка и ее жители? 7. С какими героями знакомит нас автор?
Учитель: Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?
Ученики: Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя: показать истоки характера героя; как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя. Перед тем как перейдем к аспектам произведения, прослушаем выступление Гисматуллина Рамазана о распорядке дня обломовцев.
Учитель: Назовите, пожалуйста, «Девиз» обломовцев?
Ученики: «День прошёл и слава богу».
Учитель: А теперь перейдем к аспектам произведения, к положительным и отрицательным сторонам обломовской жизни:
Положительные моменты обломовской жизни
Отрицательные моменты обломовской жизни
Картина мира
1. Единение людей с природой, природа человекоподобна, у человека нет страха перед ней.
2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.
1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).
Философия жизни.
1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.
2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».
1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.
2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».
Воспитание ребенка
1. Любовь матери.
2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.
1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.
2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.
3. Воспитание Обломова «по-обломовски»
Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь.
Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?
Николай Александрович Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
Александр Васильевич Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственных болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?
Учитель: В чём разгадка характера героя, предложенная автором? Черты человека формируются в детстве. Чистая, нежная душа Обломова, его «голубиная» кротость берут истоки в Обломовке. Но лень и беспомощность – тоже оттуда. Вот почему так важна для нас эта ключевая глава романа.
Рефлексия. Что вы узнали нового на этом уроке? Какие выводы можете сделать для себя?
IV. Домашнее задание. Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)
Учитель: Благодарю всех за активную работу, сегодня все получают «5». Урок закончен. До свидания!
Цель учеников: 1. Развивать умение аналитической работы с текстом художественного произведения.
2. Научиться анализировать образ литературного героя.
3. Воспитывать сочувственное понимание сильных и слабых сторон личности.
4. Обогащать словарный запас и совершенствовать навыки культуры речи
Источник