Роль снов раскольникова в раскрытии образа героя
Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадок сальность внутреннего мира. Для отражения психологического состояния главного героя в романе “Преступление и наказание” автор использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все наносное, чужое и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства.
На протяжении практически всего романа в душе главного героя, Родиона Раскольникова, происходит конфликт, и эти внутренние противоречия обусловливают его странное состояние: герой настолько погружен в себя, что для него грань между мечтой и реальностью, между сном и действительностью смазывается, воспаленный мозг рождает бред, и герой впадает в апатию, полусон-полубред, поэтому о некоторых снах трудно сказать, сон это или бред, игра воображения. Однако в романе также существуют яркие, четкие описания снов Раскольникова, способствующие раскрытию образа главного героя, углублению психологической стороны романа. Так, первый сон Раскольников видит незадолго до убийства, заснув в кустах в парке после “пробы” и тяжелой встречи с Мармеладовым. Сон также тяжелый, мучительный, изматывающий и необыкновенно богатый символами: Раскольников-мальчик любит ходить в церковь, олицетворяющую небесное начало на земле, то есть духовность, нравственную чистоту и совершенство; однако дорога в церковь проходит мимо кабака, который мальчик не любит; кабак — это то жуткое, мирское, земное, что губит в человеке человека. В сцене у кабака — убийстве беспомощной лошаденки толпой пьяных хулиганов — маленький Раскольников пытается защитить несчастное животное, кричит, плачет; здесь видно, что по своей природе он вовсе не • жесток, беспощадность и презрение к чужой жизни, даже лошадиной, ему чужды и возможное насилие над человеческой личностью для него омерзительно, противоестественно. Знаменательно, что после этого сна Раскольников долгое время снов не видит, если не считать видения накануне убийства — пустыня и в ней оазис с голубой водой; здесь используется традиционная символика цвета: голубой — цвет чистоты и надежды, возвышающий человека; Раскольников хочет напиться, значит, для него еще не все потеряно, есть возможность отказаться от “эксперимента над собой”. В еще более болезненном состоянии (в лихорадке) герой слышит, как Илья Петрович якобы избивает квартирную хозяйку; но это скорее можно назвать слуховыми галлюцинациями или действительно бредом, если учесть повышенную температуру, нервное расстройство и общее раздраженное состояние Раскольникова.
Положение снов в ткани романа тонко продумано, оно позволяет автору сделать нужные акценты в нужных местах. Так, второй сон Раскольников видит непосредственно перед приходом Свидригайлова, образа демонического и своеобразно олицетворяющего зло. Сон этот, как и первый, кошмарный: старуха-процентщица смеется в ответ на попытки Раскольникова убить ее. Достоевский нагнетает, сгущает краски: смех у старухи “зловещий”, гомон толпы за дверью явно недоброжелательный, злобный, насмешливый; сон четко и достоверно отражает состояние взволнованной, отчаявшейся, мятущейся души героя, особенно усилившееся после провала “эксперимента над собой”. Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели; муки совести и страх разоблачения делают его жалким, и смех старухи — это смех и торжество зла над не сумевшим убить в себе совесть Раскольниковым.
Последний сон главный герой видит на каторге, уже на пути к нравственному возрождению, глядя на свою теорию другими глазами. Этот сон можно трактовать по-разному; здесь несомненны апокалиптические черты, описание конца света как результата развития теории Раскольникова (или скорее Лужина, потому что теория Лужина — гиперболизированно-гротескный вариант теории Раскольникова). Так же четко прослеживается появление Достоевского с социалистами, в то время призывавшими к революции как к единственно правильному выходу из сложившегося кризиса; писатель пророчески описывает ужасные последствия такого пути развития, при котором люди, зараженные “язвой” — гордыней, не уважая и не замечая других, дачинают бороться за свои “права”, пытаются лезть наверх, считая свою теорию единственно верной. В этом сне Раскольников смотрит на свою теорию по-новому, видит ее антигуманность и расценивает ее уже как возможную причину возникновения ситуации, угрожающей по своим последствиям. Таким образом, происходит переосмысление героем смысла жизни, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству — то есть совершается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания, а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.
Многие русские писатели и до и после Достоевского использовали сны как художественный прием, но вряд ли кто-либо из них смог так глубоко, тонко и ярко описать психологическое состояние героя посредством изображения его сна. Сны в романе имеют разное содержание, настроение и художественную микрофункцию (функцию в данном эпизоде произведения), но общее назначение художественных средств, использованных Достоевским в романе, одно: наиболее полное раскрытие основной идеи произведения — опровержения теории, убивающей в человеке человека при осознании этим человеком возможности убийства им другого человека.
В своих романах Ф. М. Достоевский раскрывает сложные процессы внутренней жизни своих героев, их чувства, эмоции, тайные желания, переживания и опасения. В этом контексте особую значимость приобретают сны персонажей. Сон, как композиционный элемент, может выполнять различные функции и нести свою особенную смысловую нагрузку. Давайте попробуем разобраться, какова роль и значение снов в романе «Преступление и наказание».
Первый раз Достоевский вводит сон в первой части произведения, еще до убийства старухи-процентщицы. Заснув на улице по причине болезненного своего состояния и выпитой накануне рюмки, Раскольников видит свое детство: маленький Родя вместе с отцом гуляет за городом в светлый праздничный день, однако вскоре идиллию нарушает один страшный эпизод. Молодой мужик Миколка, выйдя из кабака, начинает хлестать свою «тощую саврасую клячонку», которой не под силу везти груз в виде без малого десяти человек, а потом добивает ее железным ломом. Первое, что лежит на поверхности, это то, что чистая детская натура Раскольникова протестует против насилия. Маленький Родион подбегает к клячонке и целует ее в окровавленную морду, а потом с кулачками бросается на убившего «лошадку» Миколку. То, что нам дан именно детский взгляд на ситуацию, — неслучайно. Детское сознание — чистое и незашоренное никакими теориями, ребенок живет — сердцем. И в душе Раскольникова этот ребенок борется с его разумом, рождающим столь губительные казуистические теории. Здесь проявляется двойственность натуры главного героя. О мучительной раздвоенности Раскольникова свидетельствуют и два противоположных образа из его сна — церковь и кабак. Кабак — является символом того, что губит людей, это средоточие зла, разврата, безрассудства, это то место, где человек теряет свои человеческий облик (неслучайно нравственно опустившийся Свидригайлов — завсегдатай кабаков и прочих «клоак», поскольку один из признаков развратности — отсутствие некого эстетического чувства). Церковь же олицетворяет все лучшее, что есть в человеческой природе. Характерно, что в церковь маленький Родя ходить любил, а кабак всегда производил на него «неприятнейшее впечатление». Таким образом, кабак и церковь в метафорическом плане представляют собой нравственные ориентиры человека в реальной жизни. Символично то, что Родион задерживается у кабака по пути в церковь и так в нее и не попадает. На мой взгляд, это можно трактовать двояко. Например, это может означать с одной стороны то, что Раскольников свернул с истинного пути, а с другой, что он сделал это все же не по своей воле, а во имя лошади Миколки, символизирующей всех «униженных и оскорбленных». Примечательно, что с этим эпизодом сна Раскольникова перекликается горькое восклицание Катерины Ивановны: «Уездили клячу! Надорвала-ась!».
Однако стоит поподробнее остановится на лошади и ее символике. Помимо того, что она представляет тех, за чье благо борется Раскольников , она в то же время символизирует ту самую «бесполезную вошь», старушонку, ставшую его жертвой. То есть этот сон предрекает те самые кровавые события в будущем. Поэтому, проснувшись, Раскольников отрекается от своей «проклятой мечты» и задается вопросами: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой тёплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором. Господи, неужели?». И если лошадь — это старуха-процентщица, то логично будет предположить, что Миколка — это Раскольников. И тут рассуждение опять же затрагивает тему двойственности Раскольникова, что в нем могут уживаться безгрешный наивный ребенок и страшный убийца. Примечательно, на мой взгляд, и то, что имя Миколки фигурирует в тексте не один раз. Действительно, между Миколкой из сна и Миколкой, сознавшемся в преступлении, можно провести параллель. С первым Миколкой Раскольникова роднит совершенное злодеяние, что касается второго Миколки, интересно, что Порфирий Петрович упоминает о том, что Миколка из «раскольников». Наверняка, это не простое совпадение, а сознательная авторская отсылка к гланому герою. Таким образом, второй Миколка как бы подает пример Раскольникову, показывает то, как ему нужно поступить в сложившейся ситуации. Миколка хоть и появляется лишь в нескольких эпизодах романа, его образ очень важен. Он является символом добровольного страдания, только через него по Достоевскому можно искупить свои грехи, очиститься и нравственно возродиться.
Второй сон Раскольников видит уже после своего преступления. Ему снится , что он вновь идет на квартиру Алены Ивановны и пытается убить ее , однако старушонка, как будто издеваясь, заливается тихим , неслышным смехом. Смех и шепот слышатся ему в соседней комнате. Раскольникова окружает вдруг множество людей — в прихожей, на площадке, на лестнице , — молча и выжидая , они смотрят на него . Объятый ужасом, он не может пошевелиться и вскоре пробуждается. Этот сон показывает болезненное состояние Раскольникова, его нервную напряженность, его желание поделиться с кем-нибудь, разделить свою тяжкую ношу. Раскольников борется с собой и своим индивидуализмом, его душа рвется к людям, поэтому, возможно, в его сне фигурирует множество людей. Помимо этого, во сне появляется мотив смеха, развенчивающего теорию Раскольникова. М. Бахтин пишет: «Перед нами образ развенчивающего всенародного осмеяния на площади карнавального короля-самозванца». И на иррациональном уровне Раскольников это чувствует, но еще не осознает. Смех процентщицы также может олицетворять насмешку дьявола над Раскольниковым. Однозначно, бесовское начало присутствует в романе, посмотреть хотя бы на то, в каких условиях создавалась раскольниковская теория — там не было ни Бога, ни человека.
Свой третий сон Раскольников видит уже на каторге. В этом сне он как бы заново переосмысливает происшедшие события , свою теорию. Раскольникову представляется, будто весь мир осужден в жертву «страшной… моровой язве ». Появились какие- то новые микроскопические существа , трихины , заражающие людей и делающие их бесноватыми .Зараженные не слышат и не понимают других , считая лишь свое мнение абсолютно вер-ным и единственно правильным. Оставив свои занятия, ремесла и земледелие , люди убивают друг друга в какой- то бессмысленной злобе. Начинаются пожары, голод , гибнет все вокруг . Во всем мире спастись могут лишь несколько человек, «чистых и избранных »,но их никто и никогда не видел. Сон этот являет собой крайнее воплощение индивидуалистической теории Раскольникова , показывая угрожающие результаты пагубного влияния ее на мир и человечество .Характерно, что индивидуализм теперь отождествляется в сознании Родиона с бес-новатостью и сумасшествием . Фактически идея героя о сильных личностях, Наполеонах, которым « все дозволено», представляется теперь ему болезнью, сумасшествием , помутнением разума . Более того , распространение этой теории во всем мире — это то , что вызывает наибольшие опасения Раскольникова. Теперь герой сознает, что идея его противна самой человеческой природе, разуму , Божественному мироустройству . Поняв и приняв все это своей душой , Раскольников испытывает нравственное просветление . Недаром именно после этого сна он начинает осознавать свою любовь к Соне, открывающую ему веру в жизнь.
Еще один человек помимо Раскольникова, кто видит сны, — Свиригайлов. И примечательно, что этот факт в какой-то мере обуславливает их двойничество. Совесть до конца не оставляет в покое ни одного, ни другого. Накануне самоубийства Свидригайлов видит несколько сновидений, одно переходит в другое. Существенно, что переходы Свидригайлова из одного сна в другой имеют свою внутреннюю логику: «…в снах есть тема разврата, нарастающая от первого к третьему»; в первом сне, где появляется мышь, тема разврата «дана лишь намеком, лишь ощущением скользкого, противного», во втором сне возникает девочка-утопленница, «жертва разврата», в третьем сне – пятилетняя «девочка», «разврат полностью овладел ею». Образ пятилетней, возникший во сне Свидригайлова, глубоко символичен, поскольку воплощает в себе возможный предел человеческого падения, который ужасает даже Свидригайлова. Этот сон может также характеризовать Свидригайлова как человека, не способного возродиться. Поскольку возраст его «жертв» варьируется от двенадцати до шестнадцати, то представляется вполне возможным, что однажды он может «понизить планку». Дети для Достоевского — святое, поэтому нетрудно догадаться, что поступки Свидригайлова расцениваются автором как едва ли не самый тяжелый грех. И возможно, самоубийство — был еднственный выход из этого ада, в которых сам герой себя и загнал.
Таким образом, сны и видения героев романа передают их внутренние состояния, чувства, сокровенные желания и тайные опасения . Композиционно сны нередко предваряют будущие события . Кроме того , сны перекликаются с идейным замыслом произведения и с авторской оценкой тех или иных событий.
Роль снов в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Сны в русской литературе неоднократно использовались как художественный прием. К нему прибегали А. С. Пушкин в «Евгении Онегине», М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени», И. А. Гончаров в «Обломове».
Роман Достоевского — социально-философское произведение. Это блистательный полифонический роман, где автор показал, как сливается теория и реальность, образуя единство, как прекрасно сосуществуют различные типы сознания, рождая многоголосие. Глубочайший психологизм Достоевского в «Преступлении и наказании» проявился во многих вещах, и в первую очередь в том, как автор сталкивает своих героев со множеством проблем действительности, как он раскрывает их души посредством описания непростых жизненных ситуаций, в которые попадают герои. Таким образом автор позволяет читателю увидеть самую сущность героев, он открывает перед ним неявные конфликты, душевные метания, внутренние противоречия, многогранность и парадоксальность внутреннего мира.
Для создания более точного психологического портрета Родиона Раскольникова автор прибегает к использованию разных художественных приемов, среди которых немаловажную роль играют сны. Ведь именно во сне обнажается сущность человека, он становится самим собой, сбрасывает все маски и, таким образом, свободнее проявляет свои чувства и высказывает мысли. Раскрытие характера героя посредством описания его сновидений — прием, позволяющий глубже и точнее раскрыть особенности характера героя, показать его таким, как есть, без прикрас и без фальши.
В V главе первой части романа появляется описание первого сна главного героя. Этот сон напоминает стихотворение из цикла Некрасова «О погоде». Поэт рисует бытовую городскую картину: тощая лошадь тащила огромный воз и вдруг встала, так как у нее нет сил идти дальше. Погонщик беспощадно избивает лошадь кнутом, потом берет полено и продолжает зверства.
Достоевский в романе усиливает трагичность сцены: во сне нарисован совершенно отвратительный портрет погонщика по имени Миколка, который забивает маленькую лошаденку до смерти. Достоевский специально называет героя сна тем же именем, что и красильщика, взявшего на себя вину Раскольникова. Оба эти героя носят имя святого Николая и символизируют два нравственных полюса, между которыми мечется Раскольников, — чистая вера и жестокое «право имею».Миколка, забивший лошадь, озвучивает сущность теории Раскольникова, но здесь эта теория противопоставляется детскому сознанию героя. Достоевский подчеркивает связь между Раскольниковым, готовящимся к преступлению, и семилетним Родей. Это достигается особым художественным приемом — повторением местоимения «он» («он обхватывает отца руками», «он хочет перевести дыхание», «он проснулся весь в поту», «Слава богу, это только сон!» — сказал он»).
Перед тем как познакомить читателя со вторым сном Родиона, Достоевский говорит, что герой, «весь дрожа, как загнанная лошадь. лег на диван». И снова читатель видит образ животного из сна, подчеркивающий двойственность натуры героя: он и палач, и жертва по отношению к себе и к миру.
Второй сон Раскольникова напоминает больше забытье: «Ему все грезилось, и все странные такие были грезы.». Герою кажется, что он «в каком-то оазисе» «пьет воду, прямо из ручья», которая представляется ему чудесной. Здесь отчетливо просматривается связь между этим отрывком и стихотворением Лермонтова «Три пальмы». После описания идиллии в обоих произведениях читатель видит убийство. Но связь не только сюжетная: здесь жажду чистой жизни героя символизируют образы оазиса и ручья.
Во II главе второй части автор изображает третий сон Раскольникова. Он очень отдаленно похож на сон, скорее напоминает галлюцинацию. Герою кажется, что его хозяйку жестоко избивает помощник квартального надзирателя Илья Петрович: «Илья Петрович здесь и бьет хозяйку! Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени.!». Когда Раскольников спрашивает Настасью, за что били хозяйку, он получает ответ: «Это кровь». Выясняется, что никто не бил хозяйку, что Родиону все это показалось, а Настасья имела в виду лишь то, что это кровь в Раскольникове «кричит», потому что «ей выходу нет». Но Раскольников не понимает, что Настасья вкладывает в эти слова совершенно другой смысл, чем он сам, что она имеет в виду болезнь, он же здесь видит символ пролитой крови, греха, преступления. Для него слова «кровь кричит» означают «совесть мучает». В этом отрывке Достоевский показывает, что, раз героя мучает совесть, значит, он еще не потерял человеческое лицо.
Описывая четвертый сон героя, Достоевский стремится показать, как теория Раскольникова возводит стену между ним и обществом: «. все ушли и боятся его, и только изредка чуть-чуть отворяют дверь посмотреть на него, грозят ему, сговариваются об чем-то промеж себя, смеются и дразнят его». Читателю понятно, что Раскольников не может найти общий язык с окружающими людьми. Видно, что для героя очень мучительно наладить отношения с людьми, что он очень сильно от всех отстранился.
Следующий, пятый сон Раскольникова, как и первый, кошмарный. В пятом сне герой пытается убить Алену Ивановну, но безуспешно. Ему кажется, что он «тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже и не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась».
Достоевский стремится показать, как Раскольников оказался не властелином, не Наполеоном, имеющим право с легкостью переступить через чужие жизни ради достижения собственной цели. Страх разоблачения и муки совести делают его жалким. Образ смеющейся старухи дразнит Раскольникова, полностью подчиняет его себе. Во время этого кошмарного сна, или лучше сказать — бреда, Раскольникову видится Свидригайлов, что также очень важно. Свидригайлов становится частью теории Раскольникова, отвратительно воплощает в себе идею человеческого своеволия. Рассуждая об этом последнем сне героя, можно увидеть отчетливое начало крушения его теории. Раскольникову снится, будто «весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу». Появились какие-то новые «трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей», и люди, принявшие их в себя, становились «тотчас же бесноватыми и сумасшедшими». Достоевский с помощью изображения этого сна желает подчеркнуть последствия распространения индивидуалистической теории главного героя — зараженность человечества духом революционного бунтарства. По мнению писателя (убежденного христианина), индивидуализм, гордость и своеволие — это безумие, и именно от этого так мучительно и медленно освобождается его герой.
Достоевский смог очень тонко, глубоко и ярко описать психологическое состояние героя, используя такой художественный прием, как раскрытие персонажа посредством описания его сновидений. В романе очень разные сны, и они имеют общее назначение — как можно полнее раскрыть основную идею произведения, опровергнуть идею Раскольникова, доказать несостоятельность его индивидуалистической теории.
Здесь искали:
- роль снов в романе преступление и наказание
- сны в романе преступление и наказание
- роль снов в романе достоевского преступление и наказание