Роман что делать 4 сон веры павловны
Каждый, кто читал произведение Чернышевского «Что делать?», наверняка отметил своеобразие композиционного построения романа. Автор делится с читателями своими мыслями, рассказывает о своих идеалах посредством описания снов главной героини. Все они воспринимаются не буквально и таят в себе скрытый смысл.
Первый сон
О чем? Героиня была в заточении в подвале, но внезапно высвободилась из плена и оказалась в поле, где желтели спелые колосья. Одновременно с этим переходом случилось выздоровление Веры: она как будто была больна параличом, но после освобождения стала чувствовать себя лучше. С ней заговорила женщина, «невеста ее жениха», в этом образе автор изобразил любовь к людям. Девушка отправляется гулять по улицам города, помогая всем встречным, ведь новая знакомая просила ее выпускать девушек из подвалов и лечить их.
Смысл. Этот сон означает освобождение Веры из среды вульгарных и ограниченных людей старой формации. Подземелье – символ «темного царства», где темнота – невежество, а духота – несвобода. Родители героини – рабы условностей и стереотипов, недаром мать учит дочь соблазнять богатого человека и выходить замуж по расчету. В их мире женщина больше ни на что не способна. Покинув семью, Вера испытывает облегчение: ей больше не надо пытаться продать себя. Если раньше она жила в страхе и злобе из-за постоянного давления матери, то после освобождения к ней действительно приходит любовь к человечеству. Она узнает, что на Земле есть другие люди, не пошлые и не глупые. К ним она и подходит на улицах во сне, испытывая радость. «Любовь к людям» называет себя «невестой жениха Веры», потому что именно Лопухов открывает героине новый мир. Просьба выпускать всех девушек вдохновит героиню на создание швейной мастерской.
Второй сон
О чем? Лопухов и Мерцалов идут в поле, где говорят о реальной и фантастической грязи. В первой протекает здоровая и естественная жизнь, появляются колосья, а вторая – гнилая и фальшивая, в нет плодородия и сути. Во время этого разговора девушка видит свою мать, погрязшую в бедности и неусыпных заботах о пропитании для семьи. Зато в тот момент на лице изнуренной женщины просветлела улыбка. Потом Вера видит, будто она сидит на коленях у офицера. Это видение сменяется сценой, где героиня не может устроиться на работу. Старая знакомая девушки, Любовь к людям, объясняет, как важно Вере простить свою мать за злость и жестокость: Марья Алексеевна всю жизнь положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, поэтому она и ожесточилась на мир, что поставил ее в такие трудные условия.
Смысл. Первые два сна – отражение взаимоотношений Веры Павловны с теми, кто принадлежал к миру прошлого. Этих людей можно назвать пошлыми, однако их таким сделали тяжелейшие жизненные обстоятельства. Как бы они не старались, им не выбраться в люди. Весь их труд едва может прокормить, но уж никак не изменить условия жизни. Реальная грязь – это мир этих забитых нищетой обывателей, которые, тем не менее, трудятся и приносят обществу пользу. Они могут переродиться в добрых, ответственных и нравственных горожан, но им необходимо дать возможность жить, а не выживать. Фантастическая грязь – это среда праздных, незаслуженно облагодетельствованных господ, от которых никакой пользы. Их волнуют только несущественные мелочи, их внутренний мир тесен и убог. Такое положение в обществе искусственно, поэтому в нем нет естественных и подлинно чистых людей, способных на развитие. Посредством этих сюжетов Чернышевский рисует картину социального состава русского общества – бедных и богатых. Согласно автору, под хорошей почвой понимается трудовая жизнь, которая и является правильной. На ней произрастают колосья морали и нравственности. Фантастическим является отсутствие труда, паразитизм.
Третий сон
О чем? Певица Бозио берет в руки несуществующий в реальности дневник Веры и читает его вместе с ней. Там изложены подробности отношений героини с Лопуховым. Из последней страницы, которую девушка боится открывать, становится ясно, что она хочет, но не может любить супруга. Она уважает и ценит его, но их чувства – всего лишь дружеская привязанность. Вера любит Кирсанова.
Смысл. В этом сновидении героиня постигает истинную природу своих чувств и приходит к выводу, что должна свободно распоряжаться собой, несмотря на узы брака. Главное – это сердечная склонность, и если она изменилась, нужно следовать за ней, а не блюсти формальные приличия из-за боязни общественного порицания. Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души. Она вправе решать, с кем ей быть.
Четвертый сон
О чем? Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д. Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает.
Смысл. В этом сне автор изобразил общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства». Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до вполне логичного финала – эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей. Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а Непорочность – их собственность и репродуктивный орган, то сама Вера – это независимая, умная и развитая дама, которая равна сильному полу, а не принижена и использована им.
Если первый сон представляет собой символическую картину: не только героиня покидает старый мир, но и все девушки «из подвала», наконец, вырываются на свободу, то эмансипированными они становятся уже в четвёртом сне – такой же символической картине. Обновляется всё человечество, пережитки прошлого умирают. Мы понимаем, что писатель верил в вероятность наступления светлого будущего, и что каждый, кто мог видеть такие сны, каким-то образом приближал миг всеобщего счастья и свободы.
Автор: Виктория Арутюнян
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник
Первый сон Веры Павловны
Описан в части XII главы 2 «Первая любовь и законный брак».
Первый сон об освобождении женщин.
Вера Павловна освобождается из сырого, темного подвала, в котором она была заперта. Она очутилась в поле, бегает, резвится. Ей встречается Любовь к людям, в образе женщины. После разговора с этой женщиной Вера Павловна освобождает других девушек, запертых в подвалах.
Второй сон Веры Павловны
Описан в части III главы 3 «Замужество и вторая любовь».
Второй сон о реальной грязи, которая хорошая, из которой рождается урожай, и о гнилой грязи, которая ничего не рожает. О важности труда и движения. О добрых и злых людях.
Третий сон Веры Павловны
Описан в части XIX главы 3 «Замужество и вторая любовь».
Третий сон о дневнике Веры Павловны, из которого она понимает, что любит Кирсанова, а не мужа (Лопухова).
Четвертый сон Веры Павловны
Описан в части XVI главы 4 «Второе замужество».
Четвертый сон о людях будущего, об эпохах развития человечества.
Герои романа
↑ Вера Павловна
Вера Павловна Розальская — главная героиня романа. Выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой улице. С двенадцати лет она посещала пансион. Вера Павловна рано научилась хорошо шить. Уже в четырнадцать лет она шьет на всю семью, а в шестнадцать начинает сама давать уроки в пансионе. Вера Павловна весела и общительна.
Мещанская обстановка в родном доме гнетет Веру Павловну. Желая покинуть дом она выходит замуж за учителя своего брата — Лопухова, который любит Любит Веру Павловну. Они живут как брат с сестрой, в разных комнатах.
Вера Павловна открывает швейную мастерскую, которая вскоре стала очень успешным предприятием. Прибыль в мастерской распределяется между работницами.
Вера Павловна влюбляется в друга Лопухова — Кирсанова, который любит ее взаимно. Лопухов освобождает ее от семейных отношений и Вера Павловна находит свое счастье с Кирсановым.
Кирсанов
Кирсанов Александр Матвеич — второй муж Веры Павловны, друг Лопухова. У Кирсанова «русые волосы довольно темного оттенка, темно-голубые глаза, прямой греческий нос, маленький рот, лицо продолговатое, замечательной белизны». Он обладает большой физической силой.
Кирсанов сын писца уездного суда. Уже с 12 лет он помогал отцу в переписывании бумаг, а с 4-го класса гимназии стал давать уроки. Кирсанов окончил Медицинскую академию, работает в госпитале и возглавляет кафедру.
Кирсанов влюбляется в Веру Павловну, в то время, жену Лопухова. Он находит повод и надолго исчезает из их дома, боясь потревожить покой семьи друга. Через некоторое время Кирсанов возвращается чтобы излечить Лопухова от болезни. В это время они сблизились с Верой Павловной и между ними возникла любовь.
Лопухов освобождает Веру Павловну от брака. В конце романа Кирсанов и Вера Павловна женятся и живут счастливо.
Лопухов
Лопухов Дмитрий Сергеич — первый муж Веры Павловны, близкий друг Кирсанова. Лопухов сын рязанского помещика. Окончил гимназию, зарабатывал давая уроки.
Лопухов влюбился в Веру Павловну и добился брака с ней. Они живут как брат с сестрой, в разных комнатах. До брака с Верой Павловной Лопухов учился в Медицинской академии. После брака вынужден оставить учебу, не получив диплома.
Со временем Лопухов осознал, что Вера Павловна любит его друга Кирсанова. Тогда Лопухов имитирует самоубийство и уезжает в Америку, освободив Веру Павловну от брака. После женитьбы Кирсанова и Веры Павловны он возвращается под именем Чарльза Бьюмонта и женится на Кате Полозовой. Лопухов раскрывает свой поступок бывшей жене и другу. Обе семьи поселяются рядом.
Рахметов
Рахметов родом из знатной богатой семьи. Несмотря на это он ведет аскетичный образ жизни. Рахметов ведет самый суровый образ жизни, закаляет тело и силу воли. Рахметов даже спал на гвоздях, чтобы закалить себя.
Подробнее: Образ Рахметова в романе Что делать? Н. Г. Чернышевского.
Мерцалов Алексей Петрович
Священник, знакомый Лопухова. Окончил курс в Духовной академии. Отец Мерцалова — дьячок губернского города. Отец занимался переплетными работами, часто выпивал. В доме постоянно не хватало куска хлеба. Мать Мерцалова зарабатывала сдачей внаем своей квартиры семинаристам.
Розальская Марья Алексевна
Мать Веры Павловны. Зарабатывает сдачей денег под залог. Мечтает выдать дочь замуж за состоятельного человека, чтобы разбогатеть. Груба, имеет властный характер. Тиранит мужа и дочь.
Сторешникова Анна Петровна
Мать Михаила Сторешникова. Хозяйка дома, где живет семья Веры Павловны. Она была против брака своего сына Михаила с Верой Павловной, считая его неравным.
Источник
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока литературы в 10а классе
1.Ф.И.О. Черепанова Н.В.
2.Место работы МБОУ СОШ № 15
3.Должность учитель русского языка и литературы
4.Предмет литература
5.Класс 10 класс
6.Тема урока «Четвёртый сон Веры Павловны»
(по роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?»)
7.Базовый учебник Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. — М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010г.
8.Цель урока:
Расширить представления учащихся о «новых людях», помочь почувствовать их самобытность, красоту, богатую и напряжённую умственную жизнь.
9.Задачи:
—обучающие
определить значение сна Веры Павловны, взгляд писателя на роль женщины в обществе;
выяснить, как показано будущее в романе;
—развивающие
совершенствовать навыки работы с текстом произведения, развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать и обобщать;
—воспитывающие
воспитывать социально значимую личность, умеющую ценить труд, знания, красоту, готовую служить Отечеству.
—метапредметные умения:
работа с разными источниками информации, работа с текстом художественной литературы, поиск ответа на проблемный вопрос
10.Тип урока: комбинированный
11.Формы работы обучающихся:
фронтальная, индивидуальная
12.Необходимое техническое оборудование:
Словарь С.Ожегова, тексты романа «Что делать?» Н.Чернышевского
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы, задач урока.
— Сегодня на уроке мы продолжим работу по анализу глав из романа Н.Чернышевского «Что делать?»
— Тема нашего урока: «Четвёртый сон Веры Павловны»
— Эпиграфом к уроку возьмём слова Н.Чернышевского:
…будущее светло и прекрасно.
Любите его, стремитесь к нему, работайте для него,
приближайте его, переносите из него в настоящее,
сколько можете перенести.
Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?»
— Наша задача:
1) выяснить значение сна и романа;
2) определить взгляд писателя на роль женщины в обществе;
3) рассмотреть, как показано будущее в романе.
Повторение. Актуализация знаний.
Когда и где родился Н.Чернышевский?
1828г., Саратов
Какое образование он получил?
Он учился в Саратовской духовной семинарии,
затем в Петербургском университете на отделении
общей словесности философского факультета.
Какие языки он знал?
К 16 годам он знал английский язык, немецкий,
французский, греческий, латинский, польский,
персидский, татарский.
В каком журнале работал Чернышевский?
В журнале «Современник»
Какое направление журнала «Современник» определилось под руководством Некрасова и Чернышевского?
Революционно-демократическое
Почему Чернышевский был арестован?
7 июля 1862 года он был арестован.
Поводом к аресту послужила прокламация
«Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»
Когда состоялась гражданская казнь Чернышевского?
18 мая 1864г. На его груди была прикреплена
дощечка с надписью «Государственный преступник»
Каково было решение суда?
14 лет каторжных работ в рудниках,
с последующим поселением в Сибири.
Когда был написан роман «Что делать?»
Декабрь 1862г. – апрель 1863г.
Почему цензура пропустила роман в печать?
Содержание глав не вызвало опасений.
«Дурак»
«Первое следствие дурацкого дела»
«Предисловие»
«Жизнь Веры Павловны в родительском семействе»
«Первая любовь и законный брак»
«Замужество и вторая любовь»
«Второе замужество»
«Новые лица и развязка»
Перемена декораций»
Кому посвящён роман «Что делать?»
Ольге Сократовне, жене писателя
Что можно сказать о жанре романа?
— социально-бытовой
— семейно-бытовой
— детективный
— публицистический
— интеллектуальный
Какие проблемы поднимает автор?
-что делать для избавления народа от страданий?
— кто это сделает?
— каким будет будущее?
— что из настоящего можно взять в будущее?
— какова роль женщины в обществе?
Почему Рахметова называют «особенным человеком»?
Сообщение ученика о Рахметове.
— Что такое ригоризм? Почему Рахметова называют ригористом?
Ригоризм – чрезмерная строгость, прямолинейность в соблюдении нравственных принципов в поведении.
Ригорист – человек, отличающийся ригоризмом.
Итак, Рахметов в романе Чернышевского – «особенный человек», ригорист, человек «другой породы», т.е. профессиональный революционер.
Умный, одарённый, отличающийся редкой трудоспособностью, он заранее готовит себя к революционной работе.
Огромно его желание освободить народ от угнетения.
«Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало… Это цвет лучших людей, это двигатель двигателей, это соль соли земли», — писал с восхищением Чернышевский.
— Зачем же перед «Четвёртым сном Веры Павловны», повествующем о будущем, дан рассказ о Рахметове?
Чтобы увидеть, ради чего ведётся революционная
борьба. Итог этой борьбы – светлое будущее.
Работа с текстом.
«Четвёртый сон Веры Павловны»
Рассмотрим, как показано будущее в романе:
Как описывается природа? Стр.381
Природа очень красивая, природа радует
(социальная функция пейзажа)
Как выглядит город? Зачитайте. Стр.383
Дивный город, много чудных храмов, всюду статуи
Прекрасные библиотеки, музеи, театры
Что сказано о народе? Каков он? Стр.383
Народ прекрасен, он деятельный, живой, весёлый
Каково отношение к женщине? Стр.384
«…человеческого достоинства они ещё не признавали в ней…»
Какой будет жизнь в новом обществе? Гл.8, стр. 393
Много молодых, долго не стареют
Дети любят трудиться
Всё делают за людей машины
Во время труда люди поют:
им весело работать
Почему они так счастливы? Гл.10 (в конце), стр.400
Люди счастливы, потому что живут свободно,
разумно, творчески, развивая и совершенствуя
свои способности, наслаждаясь
гармонической полнотой существования.
Источником их жизни является труд.
Каково же будущее? Гл.11, стр.401
«…будущее светло и прекрасно…»
Что необходимо женщине, чтобы она была счастлива в новом обществе?
Свобода и равноправие с мужчиной
Вера Павловна, как и большинство «новых людей», рано начала работать, преодолевать невзгоды и трудности. Для неё недостаточно быть счастливой только в личной жизни. Она хочет жить для народа, бороться за освобождение других женщин. Её невозможно заставить что-либо делать против её воли.
Личное счастье «невозможно без счастья других» — таков взгляд писателя на роль женщины в обществе.
Только когда женщина станет свободной, равноправной с мужчиной, можно говорить о свободном обществе.
Сравните Веру Павловну с Кукшиной, героиней романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
— Что общего и в чём отличие?
Роман Н.Чернышевского «Что делать?»
Вера Павловна
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Е.Кукшина
Задумываются о положении женщины в обществе
1) много читает, помогает мужу
только рассуждает о нигилизме
2) открыла мастерскую, трудится, чтобы
приблизить приход нового времени
ничего не делает, её убеждения фальшивы и неглубоки
3) счастлива сама и думает о счастье других женщин
считает себя «эмансипе»
Сообщение ученика о «Четвёртом сне Веры Павловны»
— Значение сна – изображение светлого будущего.
— Почему роман «Что делать?» можно назвать романом-утопией?
Утопия – нечто фантастическое, несбыточное, неосуществимая мечта
— Значение романа:
1) роман зовёт к действию, учит жить
2) воспевает деятельный, свободный труд человека;
3) показывает светлое будущее;
4) раскрывает роль женщины в обществе
Н.Чернышевского волновала судьба страны, народа, он звал на борьбу за светлое будущее, как и строки его идейного союзника, поэта Н.Некрасова:
…Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденья, за любовь… (Н.Некрасов «Поэт и гражданин»)
— Обратимся ещё раз к эпиграфу.
Какие выводы для себя мы можем сделать после прочтения романа «Что делать?»
—Учиться, любить Родину, трудиться на благо Отечества
Домашнее задание: сочинение в форме эссе
1в. — Образ Веры Павловны и «женский вопрос» в романе Чернышевского «Что делать?»
2в. – Чем привлекает вас образ Рахметова? Что в нём вы не принимаете?
Индивидуальное задание: сообщение о жизни и творчестве Н.Некрасова
Карточка-задание
Письменно ответить на вопрос:
Можно ли назвать подвигом жизнь и творчество Н.Чернышевского? Почему?
Карточка-задание
Письменно ответить на вопрос:
Можно ли назвать подвигом жизнь и творчество Н.Чернышевского? Почему?
Источник