Русская народная песня сон ходит по терему


муниципальное общеобразовательное учреждение
«школа № 116 города донецка»

Внеклассное чтение
Русские народные песни
«Пошел котик во лесок», «Сон ходит по терему»
для 3 класса
Подготовила
Зятина Вита Владимировна
учитель начальных классов
Донецк
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Педагогические задачи:
— актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;
— углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.
Планируемые результаты
Предметные: способствовать формированию способности полноценного восприятия литературного текста;
содействовать совершенствованию навыка правильного сознательного и беглого чтения целыми словами;
обучать анализу художественного произведения с эстетических позиций.
Метапредметные:
способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, создавать мотивацию к самостоятельному чтению произведений.
Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные – развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.
Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: 
ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их чувств;
 с помощью фольклорных произведений формировать любовь к родному языку;
способствовать воспитанию в детях эстетических чувств;
воспитывать любовь и уважение к родителям.
Базовые и сопутствующие технологии: стратегия ЖИГСО, «Вызов», «Антиципация» , «Интерпретация», « «Корректировка интерпретации»; викторина-диалог, виртуальное путешествие в страну Фольклор.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: учебники, презентации, мультимедийный проектор, ноутбук, кукла.
Организационная структура урока
Этапы урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающегося
Формируемые способы деятельности учащегося
Организация начала урока
Проверка готовности к уроку
Внимание!
— Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Приветствие учащихся.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Сообщение темы урока.
Проблемное изложение материала
Задает вопросы.
— Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну. А как она называется, вы прочитаете сами.
— Ой, ребята, кто-то перемешал слова в названии. Кто поможет восстановить порядок?
— Что же у нас получилось?
-Сформулируйте, пожалуйста, ребята, тему урока самостоятельно.
Комментирует ответы
— Наш урок мы посвящаем русским народным песням:
«Пошел котик во лесок», «Сон ходит по терему».
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.
Читают запись на слайде № 1-2.
Слайд №3.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Осуществлять анализ. Аргументировать свою точку зрения.
Строить
речевое высказывание в устной форме
Изучение нового материала.
Проблемное изложение материала
Работа в парах.
Проводит беседу по теме урока.
— «Устное народное творчество» — это очень удивительная страна. А что скрывается за названиями, которые составляют тему нашего урока, мы узнаем из ваших докладов.
— Мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное народное творчество”?
— Правильно.
-«Устное» — передавалось «из уст в уста», не записывалось.
«Народное» — сочинял не один человек, а создано каким-то народом: русским, украинским, белорусским и т.п.
«Творчество» — это когда что-то придумывают, творят.
— То что люди передавали из уст в уста; то что они рассказывали, передавали из поколения в поколение. У устного народного творчества нет определённого автора.
Прабабушки рассказывали что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то своё, а они нам.
-Ребята, а что относится к устному народному творчеству?
— Устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – мы родились, и над нашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки. Это наши мамочки нам их поют, чтобы мы сладко спали. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.
— Какие колыбельные песенки знаете вы?
— Давайте исполним самую знаменитую колыбельную песенку. Попробуйте укачать эту куклу. Кто желает? А мы все поможем. Молодцы!
— Для кого поют колыбельные песни?
Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.
Устное — уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.
Народное (от слова народ) — так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста
Творчество-
придумывать, сочинять.
Анализируют свои
ответы
Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд № 6
Для детей.
Осуществлять анализ произведения.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
деятельности.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнения соседей по группе. Осуществлять контроль по результату.
Чтение и анализ песни
«Сон ходит теремом».
Физминутка.
Чтение и обсуждение русской народной песни
— Сейчас я буду читать стих к песне «Сон ходит по терему», а вы внимательно слушайте. (Чтение песенки учителем).
— О чем говорится в песне?
— А теперь прочитайте песенку самостоятельно:
а) глазами,
б) шепотом,
в) громче.
— Произведение какого жанра вы прочитали?
— Можно ли стихотворение назвать песней?
— Кто автор?
— Какая это песня?
— Что значит народная?
-Какое настроение вызвали у вас песни?
-Поделитесь впечатлениями после чтения этой песни.
— Какая мелодия больше соответствует песне: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?
– Почему так считаете?
Включает видеозапись физминутки
Самостоятельное чтение.
(Жужжащее чтение).
Выразительное чтение песенки учащимися
Выполняют физминутку
Презентация
Слайды № 7-15
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять главное. Делать выводы.
Выразительно читать. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Чтение и анализ песни
«Пошёл котик во лесок»).
Работа в парах.
— Всем людям, независимо от возраста, нужны колыбельные песни, так как они настраивают на добрые дела, вселяют в наши сердца добро, несут в себе чувство защищенности, спокойствия и согласия с собой и со всем миром.
— С какой целью сочинялись колыбельные песни?
– Какие особенности есть у колыбельных?
— От каких слов произошло слово “колыбельная”?
— Кто мог быть создателем колыбельных песен?
Звучит аудиозапись русской народной песни «Пошёл котик во лесок»).
-Прочтите выразительно колыбельную «Пошел котик во лесок».
-Как исполнялась эта песня?
-Попробуйте исполнить своему другу по парте.
— Что захотелось сделать?
-В чём долговечность колыбельных песен?
– Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни?
— А взрослым зачем?
— Мы постараемся найти ответ на этот вопрос.
Слайды № 16
Класс делится на малые группы (пары) для организации работы.
Укладывать спать маленьких детей.
Они лирические
Проверяют свои ответы
Слушают
аудиозапись песни
Нежность, любо
Могут возникнуть затруднения с ответом.
Учащиеся доказывают свою гипотезу.
Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Домашнее задание
Вспомнить колыбельные, которые пели вам мамы или бабушки вашим родителя
Работают в дневниках
Сохранять учебные задачи
Итог урока. Рефлексия
Ребята, сегодня мы с вами много нового и интересного узнали! Давайте вспомним
В какую страну мы путешествовали?
— С чем мы знакомились на уроке?
— С какими песнями познакомились?
— Выскажите своё мнение о песенках. Какие понравились и почему? Всех, кому дорога колыбельная песенка, просим выйти из-за парты и исполнить любимую колыбельную, которая подарила вам мама.
Учащиеся читают вопрос
в слайде № 17
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Источник
 Прослушать
 скачать
текст песни
 добавить в избранное
 05:02
 Русские народные, колыбельные
 Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду, сидит ворон на дубу…
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 07:54
 Русские народные, колыбельные
 Баю-баюшки, баю…
 Прослушать
 скачать
текст песни
 добавить в избранное
 00:29
 Русские народные колыбельные
 «Баю баюшки баю живет барин на краю» Волгоградская обл.
 Прослушать
 скачать
текст песни
 добавить в избранное
 00:35
 Русские народные колыбельные
 «Баю баюшки баю прилети птичка с леску»
 Прослушать
 скачать
текст песни
 добавить в избранное
 00:31
 Русские народные колыбельные
 «Баюшки баю не ругаю не браню…» д. Вельцы Коношского р-н, Архангельская обл.
 Прослушать
 скачать
текст песни
 добавить в избранное
 02:44
 Русские народные колыбельные
 Котенька-коток
 Прослушать
 скачать
текст песни
 добавить в избранное
 02:31
 ♪ Русские народные колыбельные
 Баю-баюшки-баю
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 03:49
 Русские народные колыбельные
 А и горе моегореваньице Чернышова Ю.А.
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 06:58
 Русские народные колыбельные
 Без названия
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 00:29
 Русские народные колыбельные
 «Бай бай бай мое дитятко»Чернышова Ю.А.
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 00:29
 Русские народные колыбельные
 «Татары шли ковылю жгли» Чернышова Ю.А.
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 01:44
 ♪ Русские народные колыбельные
 Кот поет, глаза прищуря
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 00:26
 ♪ Русские народные колыбельные
 Ходит сон по лавочке
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 02:08
 ♪ Русские народные колыбельные
 Баю-баюшки-баю, баю доченьку мою
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 00:51
 ♪ Русские народные колыбельные
 Серенький волчок
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 00:30
 ♪ Русские народные колыбельные
 Прилетели гуленьки
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 00:46
 ♪ Русские народные колыбельные
 Ночь пришла
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 00:38
 ♪ Русские народные колыбельные
 Пошел котик во лесок
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 00:50
 ♪ Русские народные колыбельные
 Все ласточки спят
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 00:23
 ♪ Русские народные колыбельные
 Люли-люли-люленьки…
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 07:54
 ♪ Русские народные колыбельные
 Баю-баюшки-баю
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 00:20
 ♪ Русские народные колыбельные
 Спи малышь, баю-бай, крепко глазки закрывай…
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 00:13
 ♪ Русские народные колыбельные
 Байки-побайки
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 00:51
 ♪ Русские народные колыбельные
 Ай люлю, люлю, люлю
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 00:41
 ♪ Русские народные колыбельные
 Баю, баю, баючок
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 00:49
 ♪ Русские народные колыбельные
 Кач-кач, баю-бай
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 00:35
 ♪ Русские народные колыбельные
 Баю-баюшки-бай-бай
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 00:15
 ♪ Русские народные колыбельные
 Баю-бай, баю-бай…
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 00:35
 ♪ Русские народные колыбельные
 Спи, сыночек мой, усни
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 00:52
 ♪ Русские народные колыбельные
 Баю-баюшки-баю, баю деточку мою
 Прослушать
 скачать
текст песни
 добавить в избранное
 05:02
 Русские народные колыбельные
 Ворон
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 01:23
 Русские народные колыбельные
 Баю-баюшки, баю…
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 06:58
 ♪ Русские народные колыбельные
 Баю бай…
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 00:58
 Русские народные колыбельные
 Все придут тебя качать
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 03:27
 Русские народные колыбельные
 Не летай, соловей (инструментал)
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 02:04
 Русские народные колыбельные
 Спи, малышка, засыпай
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 03:17
 Русские народные колыбельные
 Еще серые коты
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 01:50
 Русские народные колыбельные
 Ты расти расти дитя
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 02:48
 Русские народные колыбельные
 Как у нашего кота
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 01:25
 Русские народные колыбельные
 Сон бежит по лавке
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 02:18
 Русские народные колыбельные
 Прилетели гулюшки
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 01:30
 Русские народные колыбельные
 Отец ушел за рыбою
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 03:20
 Русские народные колыбельные
 Не вари кашку круту
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 01:57
 Русские народные колыбельные
 Жил мужик на краюшке
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 02:25
 Русские народные колыбельные
 Детку укладаю
 Прослушать
 скачать
 добавить в избранное
 02:45
 Русские народные колыбельные
 Иванушка сокол
 Прослушать
 скачать
текст песни
 добавить в избранное
 02:14
 Русские народные колыбельные
 Про котиков
 Прослушать
 скачать
текст песни
 добавить в избранное
 07:43
 Русские народные колыбельные
 Котики серые
 Прослушать
 скачать
 
  
 