Русская народная песня сон ходит по терему текст

Русская народная песня сон ходит по терему текст thumbnail

На сголовьице, да на здоровьице.

Ты спи камушком, да вставай перышком.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

Баю-бай, баю-бай.

У балабаечку играть.

Мою детку забавлять.

Он не беден, не богат.

Полна горенка ребят.

Все по лавочкам сидят.

Кашку с маслицем едят.

А бай, бай, бай, бай, бай, бай, бай.

И потащит во лесок.

Сам заплакал и пошел.

Поклевали кашенку.

Вы послушайте мои.

Вы мои приветочки.

О, баю, баю, баю.

А-а-а-а, а-а-а-а.

А-а-а-а, а-а-а-а.

А-а-а-а, а-а-а-а.

А-а-а-а, а-а-а-а.

А-а-а-а, а-а-а-а.

О, Баю, баю, баюшки

О, о,о,

Баю, баю, баюшки,

Лю-лю, лю-лю, люлюшки,

О, о, о,

Спи-ко, маленькая, аккуратненькая,

Лю, лю-лю, 

Лю-лю, люлюшки, лю-лю,

Тебя, баюшка, люблю, 

О, о, о,

Баю, баю, баю, бай,

Ничего ты да не бай, 

Ничего не говори, 

Только, баюшки, лежи,

Бай-бай.

Ой, мороз, мороз, мороз

Ой, мороз, мороз, мороз, не показывай нам нос, Лю

Уходи скорей домой, уводи стужу с собой, Лю

А мы саночки возьмем и на улочку пойдем, Лю

Мы на улочку пойдем и кататься начнем, Лю

Сядем в саночки- самокаточки, Лю

У саней была подушечка бархатная, Лю

Золотом обшита, кисти шелковиты, Лю

А заломочки у ней все серебряные, Лю

А и шишечки-кукушечки золоченые, Лю

А оглобельки у санок кипарисовые, Лю

И мороз-то не уходит, еще вьюгу-то зовет, Лю

А и вьюга идет, жалобнешенько поет, Лю

Она ходит под окошком, стучит ставешком, Лю

А снежиночки-пушиночки в окошечко глядят, Лю

Все в окошечко глядят и кататься не велят, Лю

Спи в кроватке усни, лучше в теплой полежи, Лю

Больно холодно, больно ветрено, Лю

А на улке есть проулочка, бежит серый коток, Лю

Бежит серенький коток, познобил свой коготок, Лю

А и шубка на нем позаиндевела, Лю

А и брови-то усы позакорживели, Лю

Котя в сеночках ревет, в избу просится, Лю

Бабушка пустила, кота выстегала, Лю

От метелки голичком, не ходи, кот, босиком, Лю

Ходи в валенках, в теплых варежках, Лю

А пойдешь во двор – то иди в один притвор, Лю

Котик осердился, да на печку ушел, Лю

Все на печку ушел, кирпич тепленький нашел, Лю

Лежит котик на печи, на горячем кирпичи, Лю

А головку котеночка лапкой обнял, Лю

А и хвостиком он приокутался, Лю.

Уж вы котики-коты

Уж вы котики-коты, полосатые хвосты,

По загону бегали, они сына искали, 

Они сынку не нашли, потерялись да пошли,

Ай, баюшки-баюшки, не ложись на краюшке,

Придёт серенький коток, схватит Колю за бочок,

Схватит Колю за бочок, и утащит во лесок.

Ай, баю, баю, баю, баю дитятку мою, 

Пошёл котик во лесок – принёс котик поясок,

А ребята отняли, да и Коленьке отдали,

Пошёл котик на торжок – принёс котик пирожок,

А ребята отняли, да и Коленьке отдали,

Пошёл котик за гору – принёс котик сон-дрему,

А ребята отняли, да и Коленьке отдали.

Уж я Вовушку люблю

Уж я Вовушку люблю, да укачаю-укладу,

Бай-бай, бай-бай, бай-бай,

Спи-ка, Вовушка, в добре, да на соломке, на ковре,

Бай-бай, бай-бай,

Что занавеска шелкова, сидит пестунья толкова,

Люлю-бай, люлю-бай, спи-ка, Вова, усыпай,

Спи-ка дружок, некошеный твой лужок, 

Бай-бай, бай-бай,

Некошеный твой лужочек, неограблен бережочек, 

Бай-бай, бай-бай, бай-бай,

Что не граблен бережочек, да не сметанный стожочек,

Люлю-бай, люлю-бай, спи-ка, Вова, усыпай,

Бай да лю-лю, я дружочка не браню, 

Бай-бай, бай-бай,

Я дружочка не браню – его не за что бранить, 

Бай-бай, бай-бай,

Бранить не за что, да журить не по что, 

Бай-бай, бай-бай, бай-бай,

Уж я Вовушку люблю, да укачаю-укладу,

Лю-лю-лю, лю-лю, лю-лю-люшеньки, лю-лю,

Это ангел с небеси, да больше сна Вове неси,

Бай-бай, бай-бай,

Милого, хорошего, да паренька пригожего,

Бай, бай, бай-люлю, уж я Вову укладу.

Люлю, люлю, люленьки

Люлю, люлю, люленьки,

Налетали гуленьки, 

Прямо Шуре в люленьку,

Сели гули на края,

Уронили перышка,

Прямо Шуре в люленьку.

Стали гули гулевать, 

Стала Шура засыпать, 

Бай, бай, бай,

Спи-ка, Шуренька, поспи,

Ручки белые прижми, 

Глазки, милая, сожми,

Бай, бай, бай.

Стали гули гулевать,

Стали гули ворковать,

Чем нам Шуреньку питать?

Сахарком ли, медком,

Или кашкой с молочком?

Она сахару не ест, 

Меда в рот не берет,

Бай, бай, бай.

Уж мы съездим во торжок, 

Купим Шуреньке горшок,

Крупки маленький мешок,

Будем печку топить, 

Будем кашку варить, 

Будем Шуреньку кормить, 

Лю-лю-лю, лю-лю-лю-люлю,

Лю-лю-люленьки, лю-лю,

Баю-баюшки, баю.

Бай, да побай

Бай, да побай, ты живи, не умирай, 

Ты живи не умирай, отца мать не покидай, 

Баю-бай, люли-лю

Если мамушку покинешь, 

Голова твоя погибнет,

Баю-бай, люли-лю.

Поспи теплая свеча, до закату не печаль,

До закату, до зари, не разбудим никоды,

Баю-бай, люли-лю

Мы не будем, не приложим, 

С Богом спанюшкать положим,

Баю-бай, люли-лю.

Повалим ребенка спать, да на тесовую кровать, 

А на мягконьку, пухову на подушечку,

Баю-бай, люли-лю

Бай, да побай, поди бука на сарай, 

Поди бука на сарай, мою детку не пугай,

Баю-бай, люли-лю.

Мою детушку спугаешь, 

Сто рублей деньги отдашь,

Баю-бай, люли-лю

Сто рублей никак не денежки, пятьсот — не живот,

Пятьсот — не живот, моя детонька живет,

Баю-бай, люли-лю.

Бай, да побай, поди бука на сарай,

На сарае — кирпичи, буке некуда лечти,

Баю-бай, люли-лю

Баю, да побаю, тебя рощу-подымаю,

Тебя рощу-подымаю, много время занимаю, 

Баю-бай, люли-лю.

Все просижены денечки, 

Само лучше времечко,

Баю-бай, люли-лю

Все просижены денечки, не прядутся простенечки,

Не прядутся простенечки, не мотаются моточки, 

Баю-бай, люли-лю.

Ты моя сугревушка, 

Паренек да девушка, 

Баю-бай, люли-лю

Уродилась девушка, будет белошвеюшка, 

Будет белошвеюшка, прялки попрядеюшка,

Баю-бай, люли-лю.

Уродился паренек, 

В чистом поле пахарек,

Баю-бай, люли-лю

Будет пашенку пахать, огородку городить,

Огородку городить, на озерушках ловить.

Баю-бай, люли-лю.

Он и рыбки наловит, 

Всех соседей накормит,

Баю-бай, люли-лю

Бай да побай, дитя мило засыпай,

Свои глазки закрывай и скорее засыпай, 

Баю-бай, люли-лю.

Лилю в люлю укладу

Бай, бай, бай-люлю,

Лилю в люлю укладу,

Спи-ко, Лилюшка, усни, 

Угомон себе возьми,

Да поболе порасти,

Сон да Дрема,

По подзыбочке брела,

К Лиле в люлюшку легла,

О, о, о,о.

Баю, баюшки, баю, 

Живет Федор на краю,

Он не беден, не богат,

У него много ребят, 

Все по лавочкам сидят, 

Все по корочке едят,

О, о, о-люлю.

Спи-ко, Лилюшка, усни,

Люлю, люлю, лю-лю-лю,

После банюшки-пару, 

Не ходи по ветерку,

То настынешь и помрешь, 

Во сыру землю пойдешь.

Спи-ко мила, до той поры,

Не подымай-ко головы,

После будет пора,

Разбужу, Лиля, тебя,

Баю, баю, баю, бай,

Баю, баюшки, лю-лю,

О, о, о.

Спи-дитятко, почивай

Спи-дитятко, почивай, свои глазки закрывай,

Стану петь я, распевать, колыбель твою качать,

Ходит Сон по сенечкам, Дрема под окошечком,

А как Сон-то говорит, я скорее усыплю,

А Дрема-то говорит, я скорее удремлю, 

А как Сон-то говорит, где бы колыбель найти?

Где-бы колыбель найти, поскорее усыпить?

Висит колыбелька, во высоком терему,

Во высоком терему, в шитом-браном пологу,

На серебряных кольцах, на кленовом очепу, 

На кленовом очепу, на шелковом поясу,

Читайте также:  Во сне гадают на картах к чему это

Васька-кот, не ходи, мою детку не буди,

Спи, дитятко, здорово, вставай весело,

Вставай весело, на улице рассвело.

Ай, ту-ту

Ай, ту-ту, ту-ту, ту-ту,

Не вари кашку круту,

Вари жиденькую,

Молочненькую.

Куму поминать,

А где кума?

А где кума?

За ворота ушла.

А где ворота?

Вода унесла.

А где вода?

За горы ушла.

А где гора?

Черви выточили.

А где черви?

Гуси выклевали.

А где гуси?

Во тростник ушли.

А где тростник?

Девки выломали.

А где девки?

За мужья ушли.

А где мужья?

На войну ушли.

А где война?

Война выгорела.

А где пепелок?

Унес ветерок.

А где ветерок?

Улетел на восток.

А где восток?

Там, где солнышко встает.

Татары шли, ковылку жгли

Татары шли, ковылку жгли, кашу варили,

Поевши кашу, людей делили,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Досталася сестра брату, а теща – зятю, 

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Вот брат сестру на Русь пустил, 

А зять тещу в служанки взял,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

И дал он ей три дела делать – 

Вот глазками гусей стеречь, 

А ручками – ковыль травку прясть,

А ножками – дитя качать,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай,

Старушенька прибаюточки ему говорила,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай,

Ты по батюшке татарин сын, 

А поматушке – внучик мой,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Служаночки по сеням ходят,

Поди-ка, барыня, сюда,

И послушай, что старунюшка поет,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

И барыня в избу вошла, и спрашивать у ней стала,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Какие прибаюточки ты, служаночка, поешь?

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

А я тебе не служаночка, 

А я тебе родимая матушка,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Ты погляди – у тебя на правой ноженьке мизинчика нету,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

И барыня постелюшку пуховую пластала,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Ложися, моя мамушка, и отдохни в постелюшке,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Уставши, моя родная, бери коня любого, 

И поезжай в Россиюшку,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай,

А баю-бай, бай-бай, бай-бай.

Иванушка-сокол

Иванушка-сокол вылетал высоко, 

Выше церковки, выше маковки, 

Уронил сапожок на зеленый лужок,

Маруся, сестричка, подай сапожок.

Мне некогды подать, я ширинку шью, 

Я ширинку шью, Макаринку шью,

Женихи на дворе, скоро в избу войдут,

Скоро в избу войдут, Марусю уведут.

Люльки-полюльки, кто бежит по улке?

Кат-катышок, это мой малышок,

Бай, да побай, мы поедем во Китай, 

Мы поедем во Китай, привезем подарки.

Мамке – китайки, отцу – кумацу, 

Брату – ластовицу, 

Сестрице – рукавицы 

Из конопляной костицы.

Бай, бай, бай, поскорее засыпай,

Уж как Сон ходит по лавкам, 

Дрема – по терему,

Они ищут Иванушку в высоком терему.

Уж как Сон-то говорит – 

Я Ивана усыплю,

А Дрема-то говорит – 

Я Ивана удремлю,

Ай, бай, бай, бай, мое дитя засыпай.

Источник

[3]

1. Сон да Дрёма,
Поди дитятку в глаза!
Лю-лю, лю-лю!

2. Сон-от говорит:
«Я дитя усыплю!»
Лю-лю, лю-лю!

3. Дрёма говорит:
«Я милого удремлю!»
Лю-лю, лю-лю!

4. Сон ходит по сеням,
Дрёма – по терему.
Лю-лю, лю-лю!

5. Ищут они
Да колыбелочки.
Лю-лю, лю-лю!

6. Где-то здесь
Колыбелочка висит?
Лю-лю, лю-лю!

7. Висит колыбелка
В высоком терему.
Лю-лю, лю-лю!

8. В высоком терему
Да на кленовом очепу.
Лю-лю, лю-лю!

9. На серебряных на кольцах,
На шелковом поясу.
Лю-лю, лю-лю!

10. Лежит мой [ имярек ]
В шитом-браном пологу.
Лю-лю, лю-лю!

[4]

Висит колыбелка
Во высоком терему;
Во высоком терему,
В шитом-браном пологу,
5. На серебряных на кольцах,
На кленовом очепу;
На кленовом очепу,
На шелковом поясу.
Спи-тко, мило́й,
10. Даусни-тко, дорогой!
Спи-усни здорово́,
Вставай весело́!
Вставай весело́,
На улице рассвело;
15. На улице рассвело,
Да мы по́йдем на село!

[5]

Сон ходит по терему,
Дрёма по высоку.
Сон с Дрёмой
Да перессорились.
5. Как Дрёма-то говорит:
«Удремлю, удремлю!»
Сон-то говорит:
«Усыплю, усыплю!»
На всю тёмную ночь
10. И на весь белый день,
Пусть-ка выспится мой младень
И не ломается,
И не карается!

[6]

Сон ходит по лавке,
Дремота по избе,
Сон-то говорит:
«Я спати хочу!»
5. Дремота говорит:
«Я дремати хочу!»
По полу, по лавочкам
Похаживают,
[ имярек ] в зыбочку
10. Заглядывают,
Заглядывают —
Спать укладывают!

[7]

Сон идёт по сеням,
Дрёма по терему.
Сон говорит:
«Усыплю да усыплю!»
Дрёма говорит:
«Удремлю даудремлю!»

[8]

Ходит Сон по лавке,
А Дремота по избе,
Ищет-поищет деточку мою,
Где найдёт, тут и спать укладёт!

[9]

Спи, усни,
Бай, бай, бай!
Угомон тебя возьми!
Сон да Дрёма в глазах,
5. Кунья-то шуба
У тя в ногах,
Соболина-то шапка
У тя в головах.
Спи, посыпай,
10. Бай, бай, бай!

[10]

Спи, [ имярек ], усни,
Угомон тебя возьми!
Спи по ночам,
Расти по часам;
Вырастешь велик,
Будешь в золоте ходить,
В серебре почивать,
Своих детушек качать;
Своих детушек качать,
Родителей величать!

[11]

Спи-ко, спи-ко, баю-бай,
Свои глазки закрывай!
Поскорее засыпай,
Баю, баю, баю, бай!
5. Ходит Сон по лавочке
В голубой рубашечке.
Баю, баю, баю, бай,
Поскорее засыпай!
А Сониха по другой,
10. Сарафанец голубой.
Баю, баю, баю, бай,
Поскорее засыпай!

[12]

Сон да Дрёма —
Да младенцу во глаза!
Серые коты
Из заморья шли,
Моему-то младенцу
Много снов принесли.
Спи, мой сыночек,
Всю долгую ночку!
Спи, ты усни!

[13]

Сон да Дрёма
Моей дочке во очи!
Серые коты Из заморья шли,
5. Моей-то дочке
Много снов принесли.
Спи-тко, моя дочка,
Да во всю-то ночку,
С Велесом, с Макошею,
10. Спи, моя хорошая!

[14]

У кота-воркота
Была мачеха лиха.
Она била кота
По серёдке живота.
5. Она била кота, Приговаривала:
Не ходи-ка ты, коток,
К старой бабке в погребок,
К старой бабке в погребок
10. По сметану и творог!

[15]

Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок,
Чем люлечку подцепить
Да [ имярек ] положить!
5. [ Имярек] будет спать,
Котик – [ имярек ] качать
Да, серенький, величать:
«Сон да Дрёма, приходите,
[ имярек ] усыпите!
10. [ имярек ], мой хороший,
[ имярек ], мой пригожий!»

[16]

Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок,
Чем люлечку подцепить
Да [ имярек ] положить.
5. Детка будет спать,
Котик – люлечку качать.
Пошёл котик на гору,
Принёс котик Сон-Дрему,
А и Сон-то говорит:
10. «Я [ имярек ] усыплю!»
А и Дрёма говорит:
«Я [ имярек ] удремлю!»
Пошёл котик за горку,
Набрал котик соломку,
15. Мягкую соломку —
Стелить под головку!

[17]

Ой, ты, котенька-коток,
Котик – серенький хвосток!
Ходи, котик, ночевать,
Нашу деточку качать,
5. Приговаривать, прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшинчик молока!
10. А ещё заплачу —
Бел-платочек повяжу,
Надену сапожки —
Лаковы носочки!
Будешь, котик, ты плясать,
15. Будешь детку потешать!

[18]

Пошёл котик во лесок,
Принёс котик поясок,
Привязал за люлечку,
Покачал [ имярек ]:
5. Баюшки-баю,
Баю детку мою!
Моё дитятко, спи,
А кота домой пусти.
Серому коту,
10. Ему дома недосуг:
Коту сына женить,
Сладки мёды варить,
Всех гостей напоить!
Баюшки-баю,
15. Баю детку мою!

[19]

А баю, баю, баю,
Спать укладываю,
Приговориваю:
«Не ходи ты, коток,
5. По чужим дворам;
Не качай ты, коток,
Чужих деточек,
Малолеточек;
Приди, котик, ночевать,
10. Моё дитятко качать!
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
И кусок пирога,
15. Ушки вызолочу,
Лапки высеребрю!»

Читайте также:  Мыть голову во сне себе шампунем

[20]

Уж как серые коты
Из-за моря шли;
Из-за моря шли,
Много снов принесли;
Много снов принесли,
Всё по зыбочкам трясли!

[21]

Баю-баюшки, бай-бай,
Спи-ко, [ имярек ], не вставай!
Шёл по улочке Бабай,
Скажет: «[Имярек] отдай!»
Я ведь [ имярек ] не отдам,
Пригодится [ имярек ] нам!

[22]

Спи-тко, [ имярек ], здорово́,
А вставай весело́!
Уж ты спи камушком,
Вставай пёрышком!

[23]

Ай, качи, качи, качи,
Под подушкой калачи,
В ручках – прянички,
В ножках – яблочки!

[24]

Люшеньки, люли,
Спи, дитя, усни!
До Утренней Зари,
До свежей росы!

[25]

Сон да покой,
Дитя мило успокой,
Лю-лю, лю-лю!
Баю-баюшки-баю,
Баю детку мою,
Лю-лю, лю-лю!

[1]

Храните, все Боги, а бо́ле – Велесе,
Мой сон-почивание!
Лодьею быстрою, лёгкою мыслею,
В отдохновение от трудов Праведных,
5. Перенесите мя в Ино Заречное!
Мару да Мо́рока, страхи, прито́роки,
Чары Кикиморы, Навии, Иновы
Узы да наузы смойте-отвадите!
В ладе, в усладе со мною пребудьте,
10. Чтоб в здраве проснуться,
В Явь возвернуться! Гой!

[2]

Сон да мне в очи,
Да во сей ночи,
А за дня дела —
Поклоном чела
5. Богам Родным многим,
Чьи Пути-Дороги
По весь мой век
Творят Оберег.
Тут сну достаток,
10. Новудню початок.
Боги со мной!
Велесе, гой!

[3]

Сон да мне в очи Да во сей ночи,
Стани до утра В Оберег чела!
Тут сну достаток,
Нову дню початок,
А боле всего
Оберег – добро ! Гой!

[4]

Домовой Хозяин,
Хозяюшка-Матушка
С малыми детушками!
Благословите на всю ночку спать
Меня, внука Даждьбожьего [ имярек ],
Родных моих: [ имярек ],
Да гостей моих: [ имярек ]! Гой!

[5]

Даруй, Велесе,
Мне сон-угомон —
На всю ночку спать,
На доброе здравие!
Мир Всемирью! Гой!

[6]

Спать ложусь я,
Внук Даждьбожий [имярек]:
Сварог – в окошках,
Перун – в дверях,
Велес – в головах,
Чур с печатью – в ногах!
Все Ро́дны Боги со мной —
От вечера и до утра,
От века до века! Гой!

[7]

Спать ложусь
Я, внучка Даждьбожья [ имярек ],
На бок повернусь —
Худого не боюсь,
Лихого не страшусь!
Лада-Матушка при мне,
Что Матери, то и мне! Гой-Ма!

[8]

Велес Вещий, Сторож Добрый!
Стереги меня до полуночи,
А от полуночи до Рассвета,
А от дня до века! Гой!

[9]

Батюшка Велес!
Во сне храни,
Мару прочь гони! Гой!

[10]

Заря-Заряница,
Красна девица
По полю гуляла,
Травы сбирала:
На сон, на угомон
На доброе здравие! Гой-Ма!

[11]

Заря-Заряница,
Красна девица,
Дай мне сон-угомон,
Доброе здравие! Гой-Ма!

Источник

Сначала популярные

Фильтры (0)

Мужичок жил на краю

Валентина Рябкова

Баю-баюшки-баю — 
Мужичок жил на краю.
Он не беден, ни богат,
В доме семеро ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашку масляну едят,
Кашку масляну едят — 
И на маменьку глядят.
Кашка маслянная, ложка крашенная,
Ложка гнется, лоб трясется,
Душа радуется.

Люли-люли-люленьки

Русская народная колыбельная

Люли, люли, люленьки, 
Летят сизы гуленьки. 
Летят гули вон, вон. 
Несут Ване сон, сон. 

Будут гули ворковать, 
Будет Ваня крепко спать. 
Будут гули говорить, 
Чем Ванюшу накормить. 

Полетят они в лесок 
И найдут там колосок, 
Станут кашку варить, 
Станут детку кормить, 
Белой кашкой с молочком 
И румяным пирожком.

Люли, люли, люленьки, 
Летят сизы гуленьки. 
Летят гули вон, вон. 
Несут Ване сон, сон. 

Баюшки-баю

Валентина Георгиевская

  1. Баю-баюшки баю, баю Оленьку мою
    Приди котик ночевать, мою детоньку качать
    Прибаюкивать, примяукивать
    Баю-баюшки баю, не ложися на краю
    Как у котеньки кота колыбелька хороша
    У моей ли Оленьки что полутше его
    Баю-баиньки баю, баю Оленьку мою
    У кота ли у кота и пяринушка мягка
    У дитятки моей есть помягче его
  2.  

  3. Баю-баюшки баю, баю детоньку мою
    У кота, у кота изголовья высоко
    У моей ли Оленьки что повыше-то его
    Баю-баюшки баю, не ложися на краю
    А то с краю упадешь и головку расшибешь
    У кота ли у кота одеялице тепло
    У моей ли Оленьки соболиное лежит
    Баю-баюшки баю, баю Оленьку мою

Спи, дитятко

Валентина Георгиевская

Спи, дитятко, почивай,
свои глазки закрывай.

Стану петь я распевать,
колыбель твою качать.

Ходит сон по сеничкам,
дрёма под окошечком.

А как сон-то говорит
я скорее усыплю.

А дрёма-то говорит
я скорее удремлю.

А как сон то говорит
где бы колыбель найти?
Где бы колыбель найти,
поскорее усыпить.

Висит колыбелика 
Во высоком терему.
Во высоком терему 
шитым бранном пологу.

На серебряных кольцах,
на кленовом очаку.
На кленовом очаку,
на шелковом поясу.

Васька-кот, не ходи,
Мою детку не буди.

Спи усни-то здорово,
Вставай весело.
Вставай весело 
На улице рассвело.

На улице дождик

Ирина Леонова

На улице дождик
С ведра поливает,
С ведра поливает,
Землю прибивает.

Землю прибивает,
Брат сестру качает,
Ой, люшеньки-люли,
Брат сестру качает.

Брат сестру качает,
Еще величает:
«Расти поскорее,
Да будь поумнее.

Вырастешь большая,
Отдадут тя замуж,
Ой, люшеньки-люли,
Отдадут тя замуж.

Отдадут тя замуж
Во чужу деревню,
Ой, люшеньки-люли,
В семью несогласну».

На улице дождик
С ведра поливает,
С ведра поливает,
Землю прибивает,
Землю прибивает,
Брат сестру качает.

Спи, моя дитя (в современной обработке)

Zventa Sventana

  1. Спи, моя дитя, ай Богородица у тя.
    Бог тебя дал, дай Христос нарождал.
    Баю-бай, ай ну-ну-ну.
    Матушка Владычица пожаловала.
  2.  

  3. Истино Христос под окошечко принёс.
    Нате ка девушку, водитеся не ленитеся.
    Если будетя ляниться, назад унесу.
    Назад унесу, ой в сыру землю положу.

Не шумите ели

Русская народная колыбельная

Лю лю лю лю лю лю Бай
Уж ты, Валя, засыпай
Ты, собачка, не лай,
Нашу Валю не пугай
Белолапка, не скули,
Нашу Валю не буди

Ооой лю лю лю лю лю лю Бай
Поздний вечер буря
За окном шумела
Мать качая дочку
Тихо песню пела

Оооооооо
Ой уймись ты, буря,
Не шумите, ели,
Моя Валя дремлет
Сладко в колыбели

Баю баю бай баюшки баю
Уж я Валю укладу.

Колыбельные по исполнителям

Источник

hello_html_mce56b09.png

муниципальное общеобразовательное учреждение

«школа № 116 города донецка»

hello_html_m3198f07.jpg

Внеклассное чтение

Русские народные песни

«Пошел котик во лесок», «Сон ходит по терему»

для 3 класса

Подготовила

Зятина Вита Владимировна

учитель начальных классов

Донецк

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Педагогические задачи:

— актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;

— углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.

Планируемые результаты

Предметные: способствовать формированию способности полноценного восприятия литературного текста;

содействовать совершенствованию навыка правильного сознательного и беглого чтения целыми словами;

обучать анализу художественного произведения с эстетических позиций. 

Метапредметные:

способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, создавать мотивацию к самостоятельному чтению произведений.

Читайте также:  Падение во сне и резкое пробуждение

Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные – развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные:
ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их чувств;
с помощью фольклорных произведений формировать любовь к родному языку;
способствовать воспитанию в детях эстетических чувств;

воспитывать любовь и уважение к родителям.​

Базовые и сопутствующие технологии: стратегия  ЖИГСО, «Вызов», «Антиципация» , «Интерпретация», « «Корректировка интерпретации»; викторина-диалог, виртуальное путешествие в страну Фольклор.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: учебники, презентации, мультимедийный проектор, ноутбук, кукла.

Организационная структура урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы деятельности учащегося

Организация начала урока

Проверка готовности к уроку

Внимание!

— Громко прозвенел звонок, начинается урок.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Приветствие учащихся.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Сообщение темы урока.

Проблемное изложение материала

Задает вопросы.

— Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну. А как она называется, вы прочитаете сами.

— Ой, ребята, кто-то перемешал слова в названии. Кто поможет восстановить порядок?

— Что же у нас получилось?

-Сформулируйте, пожалуйста, ребята, тему урока самостоятельно.

Комментирует ответы

— Наш урок мы посвящаем русским народным песням:

«Пошел котик во лесок», «Сон ходит по терему».

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

Читают запись на слайде № 1-2.

Слайд №3.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять анализ. Аргументировать свою точку зрения.

Строить

речевое высказывание в устной форме

Изучение нового материала.

Проблемное изложение материала

Работа в парах.

Проводит беседу по теме урока.

— «Устное народное творчество» — это очень удивительная страна. А что скрывается за названиями, которые составляют тему нашего урока, мы узнаем из ваших докладов.

— Мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное народное творчество”?

— Правильно.

-«Устное» — передавалось «из уст в уста», не записывалось.

«Народное» — сочинял не один человек, а создано каким-то народом: русским, украинским, белорусским и т.п.

«Творчество» — это когда что-то придумывают, творят.

— То что люди передавали из уст в уста; то что они рассказывали, передавали из поколения в поколение. У устного народного творчества нет определённого автора.

Прабабушки рассказывали что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то своё, а они нам.

-Ребята, а что относится к устному народному творчеству?

— Устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – мы родились, и над нашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки. Это наши мамочки нам их поют, чтобы мы сладко спали. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.

— Какие колыбельные песенки знаете вы?

— Давайте исполним самую знаменитую колыбельную песенку. Попробуйте укачать эту куклу. Кто желает? А мы все поможем. Молодцы!

— Для кого поют колыбельные песни?

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

Устное — уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ) — так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста

Творчество-

придумывать, сочинять.

Анализируют свои

ответы

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Для детей.

Осуществлять анализ произведения.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

деятельности.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнения соседей по группе. Осуществлять контроль по результату.

Чтение и анализ песни

«Сон ходит теремом».

Физминутка.

Чтение и обсуждение русской народной песни

— Сейчас я буду читать стих к  песне «Сон ходит по терему», а вы внимательно слушайте. (Чтение песенки учителем).

— О чем говорится в песне?

— А теперь прочитайте песенку самостоятельно:

а) глазами,

б) шепотом,

в) громче.

— Произведение какого жанра вы прочитали?

— Можно ли стихотворение назвать песней?

— Кто автор?

— Какая это песня?

— Что значит народная?

-Какое настроение вызвали у вас песни? 

-Поделитесь впечатлениями после чтения этой песни.

— Какая мелодия больше соответствует песне: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?

– Почему так считаете?

Включает видеозапись физминутки

Самостоятельное чтение.

(Жужжащее чтение).

Выразительное чтение песенки учащимися

Выполняют физминутку

Презентация

Слайды № 7-15

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять главное. Делать выводы.

Выразительно читать. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Чтение и анализ песни

«Пошёл котик во лесок»).

Работа в парах.

— Всем людям, независимо от возраста, нужны колыбельные песни, так как они настраивают на добрые дела, вселяют в наши сердца добро, несут в себе чувство защищенности, спокойствия и согласия с собой и со всем миром.

— С какой целью сочинялись колыбельные песни?

– Какие особенности есть у колыбельных?

— От каких слов произошло слово “колыбельная”?

— Кто мог быть создателем колыбельных песен?

Звучит аудиозапись русской народной песни «Пошёл котик во лесок»).

-Прочтите выразительно колыбельную «Пошел котик во лесок».

-Как исполнялась эта песня?

-Попробуйте исполнить своему другу по парте.

— Что захотелось сделать?

-В чём долговечность колыбельных песен?

– Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни?

— А взрослым зачем?

— Мы постараемся найти ответ на этот вопрос.

Слайды № 16

Класс делится на малые группы (пары) для организации работы.

Укладывать спать маленьких детей.

Они лирические

Проверяют свои ответы

Слушают

аудиозапись песни

Нежность, любо

Могут возникнуть затруднения с ответом.

Учащиеся доказывают свою гипотезу.

Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Домашнее задание

Вспомнить колыбельные, которые пели вам мамы или бабушки вашим родителя

Работают в дневниках

Сохранять учебные задачи

Итог урока. Рефлексия

Ребята, сегодня мы с вами много нового и интересного узнали! Давайте вспомним

В какую страну мы путешествовали?

— С чем мы знакомились на уроке?
— С какими песнями познакомились?

— Выскажите своё мнение о песенках. Какие понравились и почему? Всех, кому дорога колыбельная песенка, просим выйти из-за парты и исполнить любимую колыбельную, которая подарила вам мама.

Учащиеся читают вопрос

в слайде № 17

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Источник