С какой целью автор использует пейзаж во сне обломова
Введение
Произведение Гончарова «Обломов» – это социально-психологический роман, написанный в середине 19 века. Книга повествует о судьбе русского мещанина Ильи Ильича Обломова, личности с тонкой душевной организацией, не сумевшем найти собственное место в быстроменяющемся мире современной ему России. Особую роль в раскрытии идейного смысла романа играет изображение автором природы – в «Обломове» пейзажи являются отображением внутреннего мира героя, тесно связаны с его чувствами и переживаниями.
Природа Обломовки
Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.
Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.
Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний. Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.
Четыре поры любви
Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя. Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку. Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни. В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.
Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь. Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души. Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.
Любовь Обломова и Ольги словно является частью той далекой, привычной Илье Ильичу «обломовской» жизни. Начавшись весной и закончившись поздней осенью, их чувства становятся частью естественного течения времени живой природы, смены пор года от зарождения и расцвету к угасанию и смерти, за которой последует новое рождение – любовь Обломова к Агафье и Ольги ко Штольцу.
В финале романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасном чувстве героя у могилы растет посаженная друзьями сирень, и пахнет полынью, словно герой вновь вернулся в родную Обломовку.
Заключение
Пейзаж в романе «Обломов» выполняет ведущую смысловую и сюжетообразующую функции. Тонкое ощущение природы, течения ее естественного времени и вдохновение каждым ее проявлением в произведении доступно только рефлексирующему, мечтательному Обломову и влюбленной Ольге. После замужества, при изображении жизни девушки со Штольцем в Крыму, Ольга неосознанно для себя теряет то умение чувствовать каждое проявление природы, которое было у нее во время отношений с Обломовым. Автор словно пытается показать читателю, что, несмотря на скорость урбанизированного мира, человеку неподвластно естественное изменение циклов природы – текучих и меняющихся на протяжении всей человеческой жизни.
Тест по произведению
Готовое сочинение («Обломов» роль пейзажа в романе)
Гончаров всегда отличался от других писателей тем, что описывал окружающие пейзажи с большой точностью и уделял этому огромное количество текста. В этом он сравним с Н.В. Гоголем. Займемся же анализом пейзажей в его романе « Обломов».
Роль пейзажа в романе велика, ведь благодаря пейзажу мы представляем себе место, где происходят действия, можем охарактеризовать душевное состояние героя, прочувствовать царящую атмосферу.
Читайте также: Новости Новороссии.
Первую картину мы видим во «Сне Обломова», роль пейзажа здесь психологическая, она дает нам понять внутреннее состояние героя, узнаем о его детстве, о формировании его характера. Окружение в имении Обломовых скудно и нероскошно.
Сезоны года здесь сопоставлены с рабочими днями крестьян. Все в природном цикле движется плавно, гармонично. Самое прекрасное время в этом краю – это лето. Все вокруг зелено, хочется вдыхать воздух полной грудью, чувствуя запахи травы и цветов.
Везде царит тишина и покой: на полях, в деревнях и поселках. В имении Обломовых все ложатся спать после вкусного обеда. Люди здесь тихие и умиротворенные, как и все вокруг. Люди в имении заняты только повседневными делами, которые редко разнообразит свадьба или крестины. Обломовцы практически не трудятся, ведь работа для них, как наказание.
Здесь и прошло детство главного героя, такой жизнью и был сформирован его характер. Илья любил бегать по лугам с мальчишками. Был любознательным и наблюдательным, изучал окружающий его мир любыми доступными способами, но родители всегда опекали его и следили за ним, чтобы он нигде не поранился. Так все его стремления и увяли. С каждым годом он становился все ленивее, его интерес превращался в безразличие. Обломов превращается в стандартного жителя деревушки: ленивого и умиротворенного. Пейзаж сыграл важную роль в формировании его характера.
Во время первой встречи Ильи и Ольги природа сыграла ключевое значение. Ведь именно сорванная веточка сирени стала первым, что объединило их. Обломов перед ее и на второе свидание, это понравилось Ильинской, в последующем между героями состоялся душевный разговор, в котором они почувствовали взаимное притяжение друг к другу.
Со временем их чувства крепнут и перерастают в любовь. Герои становятся более внимательными к окружающей их природе: замечают новые запахи, нежные щебетание птиц, наблюдают за бесшумно парящими бабочками, и даже чувствуют дыхание цветов.
После того, как Обломов усомнился в чувствах Ольги, природа, почувствовав изменения внутреннего состояния Ильи, меняется вместе с ним. Она становится пасмурной и ветреной, небо затянули тучи. Но герой, не смотря на свои сомнения, продолжает любить Ольгу, но считает их отношения невозможными. Их любовь закончилась по исходу лета.
Осень вносит новые краски в природу, герои отдаляются друг от друга все дальше и дальше. После окончательного расставания Ильи и Ольги, на улице выпадает первый снег, покрываю густым слоем все в округе. Пейзаж этот символичен, снег засыпает счастье нашего героя. Гончаров в финале романа описывает путешествие Штольца и Ольги в Крым. Но описание скудно, оно как будто отображает внутренний мир Обломова, тоскующего по Ольге. Штольц и Ольга испытали уйму эмоций, вызванных местными пейзажами. Их любовь цветет, как и вся природа вокруг.
Кладбищенский пейзаж угрюм и ужасен, вновь появляется ветка сирени, которую посадили рядом с могилой покойного Обломова. Ветка символизирует кульминационные моменты жизни Ильи, но не все они прекрасны.
Делая вывод, хотелось бы отметить, что природу можно отнести к числу главных героев. Ведь с помощью пейзажа Гончаров передает свое отношение к чувствам, к жизни, раскрывает внутренний мир и состояние персонажей.
Тема урока: Сон Обломова и его место в произведении.
Цели урока: вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон; выявить композиционные особенности главы «Сон Обломова», значение «Сна Обломова»;
Тип урока: урок углубленной работы над текстом;
Методы: метод выразительного чтения, эвристический, исследовательский, репродуктивный;
Приемы: выразительное чтение, постановка проблемных вопросов, беседа с учениками, лексическая работа, постановка нравственной проблемы, обучение анализу эпизода, фрагментарная лекция учителя, просмотр видеоматериалов;
Виды деятельности учащихся: выразительное чтение отрывков, анализ образов, проблемы текста,ответы на вопросы учителя, записи в тетради, сообщение учащегося, размышления о прочитанном;
Оборудование: текст романа И. А. Гончарова «Обломов», отрывки из кинофильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»; слайдовая презентация;
План урока:
Организационный момент (1 минута);
Целеполагание (1 минута);
Вступительный этап (8 минут):
-постановка проблемных вопросов;
— беседа с учениками;
Основная работа с текстом (25 минут);
Заключительный этап (8 минут);
Домашнее задание (2 минуты)
Ход урока:
Организационный момент
Целеполагание
Работа над темой:
Слово учителя.
В 1849 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение, которую сам автор назвал «увертюрой всего романа».
Каково значение слова «увертюра»? Что автор хотел сказать таким сравнением?
Увертюра – (франц. ouverture, букв. открытие) является музыкальным термином.
Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету.
Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная увертюра.
Само произведение «Обломов» Гончаров задумал еще в 1847 году. А в 1849 опубликовал отдельным произведением «Сон Обломова», таким образом, получается, что «Сон» являлся преддверием к полноценному роману. Как в музыкальном произведении увертюра являлась вступлением, так и «Сон» можно считать своеобразным предисловием к роману «Обломов».
В каких, ранее изученных произведениях, мы сталкивались с изображением сна? Каковы были его функции?
У А.С. Пушкина в «Евгении Онегине» — сон Татьяны, в «Капитанской дочке» — сон Петруши Гринева, у В. Жуковского в балладе «Светлана».
1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.
2. Сон — как идиллия, мечта.
3. Сон — как предвидение будущего.
Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?
1. Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.
2. Сон — показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.
Сообщение ученика (Карина Панова)
Изображение сна, — описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.
Сон одного из действующих лиц литературно-художественного произведения может служить как бы рамкой, или обрамлением, основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей.
Иногда сновиденье героя служит формой сюжета не основного, но эпизодического, выделяя его, как частичный, но значительный эпизод в развитии главного действия.
Обычно, в подобном сне автор отражает, как в вогнутом зеркале, в увеличенном виде то, что для него особенно важно, особенно дорого, а для читателя, по его мнению, значительно.
Таков сон Обломова, форма эпизодического сюжета романа, — соединивший в себе, в конденсированном виде, все, что Гончаров считал существенным и характерным для понимания всего произведения.
В чем особенность композиционного использования сна в романе «Обломов»?
Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.
Условно, главу «Сон Обломова» можно поделить на части. Сколько частей вы бы выделили? Какие это будут части?
I часть сна. Экспозиция
— Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край?
— Что же снится Илье Ильичу?
(Краткий пересказ 9 гл.).
— Зачитайте описание утра, приснившегося Обломову. Каков полдень, вечер? Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?
— С какой целью автор использует пейзаж?
II часть сна. Чудесная страна.
— Каков переход от первой части сна ко второй?
(Он очень простой, на первый взгляд: «Потом Обломову приснилась другая пора…».)
— Каким предстает перед нами мальчик Илюша?
III часть сна. Обломову 13-14 лет.
— Каков здесь механизм связки частей?
(И снова мастерство Гончарова (внешняя простота перехода к следующей части): «Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет 13- 14».)
— Что происходит далее?
(Знакомство с новыми героями, событиями из жизни героя (Захарка, Штольц, учение, бесенок).
— Обломовка — родовое имение героя. Какими предстают пред нами Обломовка и ее жители?
(Зачитать).
— В чем корни «обломовщины»?
Глава начинается с изображения «благословенного уголка земли». Выразительное чтение со слов: «Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!» до слов: «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг». Что изображает этот отрывок? Можно ли сказать, что для Ильи Ильича Обломовка является идеальным местом? Почему?
Этот отрывок рисует некую утопию, идеалистический мир вечного тепла и солнца. Сама местность располагает к тихой, размеренной жизни, без каких бы то ни было внешних раздражителей, проблем и забот.
Это уже наталкивает на мысль, что Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала. В Обломовке человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, “там ближе к земле”, и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля. Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире.
В чем особенности времени в Обломовке? А пространства?
Особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Можно говорить о цикличности жизни обитателей Обломовки.
Пространство Обломовки ограничено, оно не связано с другим миром. Конечно, обломовцы знали о том, что в восьмидесяти верстах от них находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове, и о Москве, знали, «что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, тёмный мир, неизвестные страны, населённые чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак — и, наконец, всё оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю».
Никто из жителей Обломовки не стремится выйти из этого мира, ибо там — чужое, враждебное, их вполне устраивает счастливое «житьё-бытьё», и их мир — самостоятельный, целостный и завершённый.
Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть — вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.
Что особенного было в распорядке дня в Обломовке? Приведите примеры из текста.
Утро в доме Обломовых не пропадало даром: «Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни.
Из людской слышалось шипенье веретена да тихий, тоненький голос бабы: трудно было распознать, плачет ли она или импровизирует заунывную песню без слов..
На дворе, как только Антип воротился с бочкой, из разных углов поползли к ней с ведрами, корытами и кувшинами бабы, кучера.
А там старуха пронесет из амбара в кухню чашку с мукой да кучу яиц; там повар вдруг выплеснет воду из окошка и обольет Арапку, которая целое утро, не сводя глаз, смотрит в окно, ласково виляя хвостом и облизываясь.
Сам Обломов- старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.
Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»
Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё погрузилось в сон. Напряжённая, полная исканий жизнь человечества не касается её. Еда и сон — только этим и ограничивается тамошняя жизнь. Вся жизнь Обломовки была подчинена традициям. Если происходило что-то выбивавшееся из заведенного порядка, то это происшествие возмущало всю округу. Все традиционное, фантастическое в Обломовке переставало быть обыденным, а становилось священным.
С вашей точки зрения, какие последствия несет в себе такой ритм жизни?
Живя в постоянном состоянии расслабленности, лености, человек теряет саму человеческую сущность. Он становится безынициативным, отреченным. Можно говорить о духовной смерти личности, нравственном застое и отсутствии какого-либо развития.
Каким изображает автор маленького Ильюшу?
В детстве Илья Обломов был живым, веселым ребенком, цитата: «А иногда он проснется такой бодрый, свежий, веселый; он чувствует: в нем играет что-то, кипит, точно поселился бесенок какой-нибудь, который так и поддразнивает его то влезть на крышу, то сесть на савраску да поскакать в луга, где сено косят, или посидеть на заборе верхом, или подразнить деревенских собак; или вдруг захочется пуститься бегом по деревне, потом в поле, по буеракам, в березняк, да в три скачка броситься на дно оврага, или увязаться за мальчишками играть в снежки, попробовать свои силы.
Бесенок так и подмывает его: он крепится, крепится, наконец не вытерпит и вдруг, без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор, оттуда за ворота, захватил в обе руки по кому снега и мчится к куче мальчишек.»
Но ребенок, живший в барской семье, был ничем не обременен. Вокруг него всегда были няни, родители. Он и интересов наблюдал за всем, что происходило вокруг него. Но со временем, его естественное любопытство постепенно угасало, он терял интерес ко всему необычному. Он видел, что безделье — обычное состояние взрослых, и сам привыкал ничего не делать. Природная детская живость находила себе выход в игре воображения. Обломов «страстно впивался» в нянины сказки, а после давал волю собственным фантазиям. Все это привело к тому, что взрослый Обломов превратился в мечтателя: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
Слово учителя.
Для полного представления жизни в «обломовке», обратимся к фрагменту из кинофильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» режиссера Н. Михалкова. На ваш взгляд, удалось режиссеру передать обстановку и особенности жизни в «благословенном уголке земли»?
Подводя итоги урока, что можно сказать про данный эпизод? С какой целью Гончаров включает сон Обломова в роман?
Сон Обломова помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты и представления о жизни на подсознательном уровне. В выразительной картине сна представлен собирательный образ Обломовки, сонного царства, губящего в человеке живое, активное и мыслящее начало. Это образный и смысловой ключ к пониманию всего романа, и, несомненно, самостоятельное творение. Первоначально задуманный автором как отдельное произведение, он стал выдающимся шедевром литературы.
Домашнее задание.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Обломовщина – за или против?».
Литература:
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940
Дынник М. Сон, как литературный приём // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. — Т. 2. (Фундаментальная электронная библиотека)
https://lit.1september.ru/article.php?ID=200402206