Скачать островский праздничный сон до обеда
Скачать книгу в формате:
- fb2
- epub
- rtf
- mobi
- txt
Аннотация
Комедия «Праздничный сон — до обеда» с подзаголовком «Картины из московской жизни» открывает полную неистощимого комизма трилогию о Мише Бальзаминове, включающую в себя также комедии: «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» и «За чем пойдешь, то и найдешь».
Написана А. Н. Островским буквально на одном дыхании всего за несколько дней в январе 1857 года.
В 1964 на киностудии «Мосфильм», по мотивам трилогии, режиссёром К. Воиновым снят замечательный фильм «Женитьба Бальзаминова» с участием: Георгия Вицина, Людмилы Шагаловой, Лидии Смирновой, Нонны Мордюковой, Ролана Быкова, Жанны Прохоренко, Надежды Румянцевой и др.
ЕЩЕ
Популярные книги
Аннотация:
Что может быть хуже, чем погибнуть во время отбора невест? Отказать будущему императору! Ведь …
Блок — 10 стр.
Аннотация:
Мы с истекшим сроком годности 1 часть Стейс Крамер Только великая боль приводит дух к пос…
Блок — 3 стр.
Аннотация:
Габриэль Гарсиа Маркес Сто лет одиночества ройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, …
Блок — 18 стр.
Аннотация:
Эта книга — исследование того, как устроена женская сексуальность, основанное на научных данных и …
Блок — 18 стр.
Аннотация:
Альтернативная история… Продолжение истории Журова Дениса, старшего лейтенанта ВКС России, оказа…
Блок — 78 стр.
Аннотация:
Январь 1939 года. Германия. Страна, затаившая дыхание. Никогда еще у смерти не было столько работы….
Блок — 18 стр.
Здравствуй, дорогой незнакомец. Книга «Праздничный сон — до обеда» Островский Александр Николаевич не оставит тебя равнодушным, не вызовет желания заглянуть в эпилог. Замечательно то, что параллельно с сюжетом встречаются ноты сатиры, которые сгущают изображение порой даже до нелепости, и доводят образ до крайности. Небезынтересно наблюдать как герои, обладающие не высокой моралью, пройдя через сложные испытания, преобразились духовно и кардинально сменили свои взгляды на жизнь. Через виденье главного героя окружающий мир в воображении читающего вырисовывается ярко, красочно и невероятно красиво. Захватывающая тайна, хитросплетенность событий, неоднозначность фактов и парадоксальность ощущений были гениально вплетены в эту историю. Попытки найти ответ откуда в людях та или иная черта, отчего человек поступает так или иначе, частично затронуты, частично раскрыты. Что ни говори, а все-таки есть некая изюминка, которая выделяет данный masterpiece среди множества подобного рода и жанра. Периодически возвращаясь к композиции каждый раз находишь для себя какой-то насущный, волнующий вопрос и незамедлительно получаешь на него ответ. Динамика событий разворачивается постепенно, как и действия персонажей события соединены временной и причинной связями. Все образы и элементы столь филигранно вписаны в сюжет, что до последней страницы «видишь» происходящее своими глазами. Развязка к удивлению оказалась неожиданной и оставила приятные ощущения в душе. «Праздничный сон — до обеда» Островский Александр Николаевич читать бесплатно онлайн можно неограниченное количество раз, здесь есть и философия, и история, и психология, и трагедия, и юмор…
Новинки
Аннотация:
«— Встречусь ли я с ней когда-нибудь? — Помните, что только с мертвыми нельзя встретиться здесь, на …
Полный текст — 16 стр.
«— Встречусь ли я с ней когда-нибудь? — Помните, что только с мертвыми нельзя встретиться здесь, на …
Аннотация:
Пат еще девчонка. Глядя на нее в толпе таких же девчонок, невозможно даже представить, что она смо…
Полный текст — 39 стр.
Пат еще девчонка. Глядя на нее в толпе таких же девчонок, невозможно даже представить, что она смо…
Аннотация:
История о двух асгардских принцах, чьи судьбы тесно переплелись между собой. История о двух братья…
Полный текст — 89 стр.
История о двух асгардских принцах, чьи судьбы тесно переплелись между собой. История о двух братья…
Аннотация:
Сергей Белов — писатель, выдворенный из Ленинграда за скандальную статью и нашедший приют в Литве….
Полный текст — 12 стр.
Сергей Белов — писатель, выдворенный из Ленинграда за скандальную статью и нашедший приют в Литве….
Аннотация:
Павел Пестель никогда не думал, что однажды его будет волновать что-то, кроме политики. И уж конеч…
Полный текст — 36 стр.
Павел Пестель никогда не думал, что однажды его будет волновать что-то, кроме политики. И уж конеч…
Аннотация:
Адриан всегда был под пристальным контролем отца. Больше всего на свете он ценит свободу и мечтает…
Полный текст — 90 стр.
Адриан всегда был под пристальным контролем отца. Больше всего на свете он ценит свободу и мечтает…
Аннотация:
Вика — избалованная девочка-подросток, которая не считается ни с какими правилами и всегда делает то…
Полный текст — 42 стр.
Вика — избалованная девочка-подросток, которая не считается ни с какими правилами и всегда делает то…
Источник
Островский Александр Николаевич
* * *
Праздничный сон — до обеда[1]
*
Картины из московской жизни
Лица:
Павла Петровна Бальзаминова, вдова.
Михайло Дмитрич Бальзаминов, ее сын, чиновник, 25 лет.
Клеопатра Ивановна Ничкина, вдова, купчиха, 35 лет.
Капочка (Капитолина), ее дочь, 17 лет.
Устинька, подруга Капочки, купеческая дочь, 20 лет.
Акулина Гавриловна Красавина, сваха.
Нил Борисыч Неуеденов, купец, брат Ничкиной, 40 лет.
Юша (Ефим), сын его, 13 лет.
Матрена, кухарка у Бальзаминовых.
Маланья, горничная у Ничкиной.
* * * *
Картина первая
Бедная комната; направо дверь, у двери старинные часы; прямо печь изразцовая, с одной стороны ее шкаф, с другой — дверь в кухню; налево комод, на нем туалетное зеркало; на первом плане окно, у окна стол.
Явление первое
Бальзаминова (одна, сидит с чулком в руках). Миша! Миша! Что ты там в кухне делаешь?
Бальзаминов из кухни: «Не мешайте, маменька! Матрена меня завивает!»
Все завивается! Все завивается! Красотой-то своей уж очень занят. Эх, молодо, зелено! Все счастье себе хочет составить, прельстить кого-нибудь. А я так думаю, не прельстит он никого; разумом-то он у меня больно плох. Другой и собой-то, из лица-то неказист, так словами обойдет, а мой-то умных слов совсем не знает. Да, да! Уж и жаль его. Знай-ка он умные-то слова, по нашей бы стороне много мог выиграть: сторона глухая, народ темный. А то слов-то умных не знает. Да и набраться-то негде. Уж хоть бы из стихов, что ли, выписывал. (Подумав). И диковина это, что случилось! В кого это он родился так белокур? Опять беда: нынче белокурые-то не в моде. Ну и нос… не то чтобы он курносый вовсе, а так мало как-то, чего-то не хватает. А понравиться хочется, особенно кабы богатой невесте. Уж так, бедный, право, старается — из кожи лезет. Кто ж себе враг! Сторона-то у нас такая, богатых невест очень много, а глупы ведь. Может, Мише и посчастливится по их глупости. Умишком-то его очень бог обидел.
Бальзаминов кричит из кухни: «Маменька, я хочу а ля полька завиться!»
Глупенький, глупенький! Зачем ты завиваешься-то? Волосы только ерошишь да жжешь, все врозь смотрят. Так-то лучше к тебе идет, натуральнее! Ах ты, Миша, Миша! Мне-то ты мил, я-то тебя ни на кого не променяю; как-то другим-то понравишься, особенно богатым-то? Что-то уж и не верится! На мои-то бы глаза лучше и нет тебя, а другие-то нынче разборчивы. Поговорят с тобой, ну и увидят, что ты умом-то недостаточен. А кто ж этому виноват? (Вздыхает). Глупенький ты мой! А ведь, может быть, и счастлив будет. Говорят, таким-то бог счастье дает. (Вяжет чулок).
Бальзаминов в халате вбегает из кухни.
Явление второе
Бальзаминов, Бальзаминова и Матрена.
Бальзаминов (держась за голову). Ухо, ухо! Батюшки, ухо!
Матрена (в двери; со щипцами). Я ведь не полихмахтер, с меня что взять-то!
Бальзаминов. Да ведь я тебя просил волосы завивать-то, а не уши.
Матрена. А зачем велики отрастил! Ин шел бы к полихмахтеру; а с меня что взять-то! (Уходит).
Бальзаминов. Батюшки, что ж мне делать-то! (Подходит к зеркалу). Ай, ай, ай! Почернело все!.. Уж больно-то, нужды б нет, как бы только его волосами закрыть, чтобы не видно было.
Бальзаминова. За дело!
Бальзаминов. Какое, задела! Так горячими-то щипцами все ухо и ухватила… Ой, ой, ой! Маменька! Даже до лихорадки… Ой, батюшки!
Бальзаминова. Я говорю, Миша, за дело тебе. Зачем завиваться! Что хорошего! Точно как цирульник; да и грех. Уж как ни завивайся, лучше не будешь.
Бальзаминов. Как вы, маменька, мне счастья не желаете, я не понимаю. Как мы живем? Просто бедствуем.
Бальзаминова. Так что ж! Зачем же волосы-то портить?..
Бальзаминов. Да ведь нынче праздник.
Бальзаминова. Так что ж, что праздник?
Бальзаминов. Как что? Здесь сторона купеческая; может такой случай выйти… Вдруг…
Бальзаминова. Все у тебя глупости на уме.
Бальзаминов. Какие же глупости?
Бальзаминова. Разумеется, глупости. Разве хорошо? Растреплешь себе волосы, да и пойдешь мимо богатых купцов под окнами ходить. Как-нибудь и беды наживешь. Другой ревнивый муж или отец вышлет дворника с метлой.
Бальзаминов. Ну, что ж такое? Ну, вышлет; можно и убежать.
Бальзаминова. Незачем шататься-то.
Бальзаминов. Как незачем? Разве лучше в бедности-то жить! Ну, я год прохожу, ну два, ну три, ну пять — ведь также у меня время-то идет, — зато вдруг…
Бальзаминова. Лучше бы ты служил хорошенько.
Бальзаминов. Что служить-то! Много ли я выслужу? А тут вдруг зацепишь мильон.
Бальзаминова. Уж и мильон?
Бальзаминов. А что ж такое! Нешто не бывает. Вы сами ж сказывали, что я в сорочке родился.
Молчание.
Ах, маменька, не поверите, как мне хочется быть богатым, так и сплю, и вижу. Кажется… эх… разорвался бы! Уж так хочется, так хочется!
Бальзаминова. Дурное ли дело!
Бальзаминов. Ведь другой и богат, да что проку-то: деньгами не умеет распорядиться, даже досадно смотреть.
Бальзаминова. А ты умеешь?
Бальзаминов. Да, конечно, умею. У меня, маменька, вкусу очень много. Я знаю, что мне к лицу. (Подбегает к окну). Маменька, маменька, поглядите!
Бальзаминова. Нужно очень!
Бальзаминов. Какая едет-то! Вся бархатная! (Садится у окна, повеся голову). Вот кабы такая влюбилась в меня да вышла за меня замуж, что бы я сделал!
Бальзаминова. А что?
Бальзаминов. А вот: во-первых, сшил бы себе голубой плащ на черной бархатной подкладке. Надо только вообразить, маменька, как мне голубой цвет к лицу! Купил бы себе серую лошадь и беговые дрожки и ездил бы по Зацепе, маменька, и сам правил…
Бальзаминова. Все-то вздор у тебя.
Бальзаминов. Да, я вам и забыл сказать, какой я сон видел! Вот разгадайте-ка.
Бальзаминова. Ну, говори, какой?
Бальзаминов (берет стул и садится подле матери). Вот, вдруг я вижу, будто я еду в хорошей коляске и одет будто я очень хорошо, со вкусом: жилетка будто на мне, маменька, черная, с мелкими золотыми полосками; лошади будто серые, а еду я подле реки…
Бальзаминова. Лошади — ложь; река — речи, разговор.
Бальзаминов. Слушайте, маменька, что дальше было. Вот, вижу я, будто кучер меня уронил, во всем-то в новом платье, и прямо в грязь.
Бальзаминова. Грязь — это богатство.
Бальзаминов. Да какая грязь-то, маменька! Бррр… И будто я в этом… весь перепачкался. Так я и обмер! Во всем-то в новом, вообразите!
Бальзаминова. Это… золото. Это тебе к большому богатству.
Бальзаминов. Кабы сбылось! Хоть бы вот насмех один сон сбылся! Уж сколько я таких снов видел: и денег-то у меня много, и одет-то я очень хорошо — проснешься, хвать, ан нет ничего. Один раз генералом себя видел. Как обрадовался! Нет! Перестану верить снам.
Бальзаминова. Как можно не верить.
Бальзаминов. Нет, нет! Один обман…
Бальзаминова. А вот подождем. Праздничный сон — до обеда сбывается: коли до обеда не сбудется, так ничего не будет, — надобно его совсем из головы выкинуть.
Бальзаминов. Я, маменька, оденусь да пойду погуляю. (Уходит).
Бальзаминова. А сон-то в самом деле хорош. Чего не бывает на свете! Может быть, и ему счастье выйдет.
Матрена (в дверях). Какая-то старуха, русачка, вас спрашивает.
Бальзаминова. Ну, позови!
Матрена уходит.
Что ей от меня нужно? Право, не придумаю. Уж не сваха ли?
Красавина входит.
Явление третье
Красавина и Балъзаминова.
Бальзаминова. Садитесь, матушка!
Красавина садится.
Что вам угодно?
Красавина. Аль не узнали?
Бальзаминова. Не признаю, матушка.
Красавина. Уж, кажется, нашу сестру из тысячи выберешь. Видна сова по полету. Где сын-то?
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник
À. Í. Îñòðîâñêèé. Ïðàçäíè÷íûé ñîí — äî îáåäà*
Êàðòèíû èç ìîñêîâñêîé æèçíè
Ìîñêâà, Èçä-âî «Êíèæíàÿ ïàëàòà», 2001
OCR & spellcheck: Îëüãà Àìåëèíà, àâãóñò 2005
Îðèãèíàë çäåñü: Áèáëèîòåêà äðàìàòóðãèè: https://www.lib-drama.narod.ru
ËÈÖÀ:
Ï à â ë à Ï å ò ð î â í à Á à ë ü ç à ì è í î â à, âäîâà.
Ì è õ à é ë î Ä ì è ò ð è ÷ Á à ë ü ç à ì è í î â, åå ñûí, ÷èíîâíèê, 25 ëåò.
Ê ë å î ï à ò ð à È â à í î â í à Í è ÷ ê è í à, âäîâà, êóï÷èõà, 35 ëåò.
Ê à ï î ÷ ê à (Êàïèòîëèíà), åå äî÷ü, 17 ëåò.
Ó ñ ò è í ü ê à, ïîäðóãà Êàïî÷êè, êóïå÷åñêàÿ äî÷ü, 20 ëåò.
À ê ó ë è í à Ã à â ð è ë î â í à Ê ð à ñ à â è í à, ñâàõà.
Í è ë Á î ð è ñ û ÷ Í å ó å ä å í î â, êóïåö, áðàò Íè÷êèíîé, 40 ëåò.
Þ ø à (Å ô è ì), ñûí åãî, 13 ëåò.
Ì à ò ð å í à, êóõàðêà ó Áàëüçàìèíîâûõ.
Ì à ë à í ü ÿ, ãîðíè÷íàÿ ó Íè÷êèíîé.
[*Ïî íàðîäíîìó ïîâåðüþ, ñîí, âèäåííûé ïîä ïðàçäíèê, ñáûâàåòñÿ òîëüêî äî îáåäà (Ïðèìå÷. àâò.)]
ÊÀÐÒÈÍÀ ÏÅÐÂÀß
Áåäíàÿ êîìíàòà; íàïðàâî äâåðü, ó äâåðè ñòàðèííûå ÷àñû; ïðÿìî ïå÷ü èçðàçöîâàÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû åå øêàô,
ñ äðóãîé — äâåðü â êóõíþ; íàëåâî êîìîä, íà íåì òóàëåòíîå çåðêàëî; íà ïåðâîì ïëàíå îêíî, ó îêíà ñòîë.
ßâëåíèå ïåðâîå
Áàëüçàìèíîâà (îäíà, ñèäèò ñ ÷óëêîì â ðóêàõ). Ìèøà! Ìèøà! ×òî òû òàì â êóõíå äåëàåøü?
Áàëüçàìèíîâ èç êóõíè: «Íå ìåøàéòå, ìàìåíüêà! Ìàòðåíà ìåíÿ çàâèâàåò!»
Âñå çàâèâàåòñÿ! Âñå çàâèâàåòñÿ! Êðàñîòîé-òî ñâîåé óæ î÷åíü çàíÿò. Ýõ, ìîëîäî, çåëåíî! Âñå ñ÷àñòüå ñåáå õî÷åò ñîñòàâèòü, ïðåëüñòèòü êîãî-íèáóäü. À ÿ òàê äóìàþ, íå ïðåëüñòèò îí íèêîãî; ðàçóìîì-òî îí ó ìåíÿ áîëüíî ïëîõ. Äðóãîé è ñîáîé-òî, èç ëèöà-òî íåêàçèñò, òàê ñëîâàìè îáîéäåò, à ìîé-òî óìíûõ ñëîâ ñîâñåì íå çíàåò. Äà, äà! Óæ è æàëü åãî. Çíàé-êà îí óìíûå-òî ñëîâà, ïî íàøåé áû ñòîðîíå ìíîãî ìîã âûèãðàòü: ñòîðîíà ãëóõàÿ, íàðîä òåìíûé. À òî ñëîâ-òî óìíûõ íå çíàåò. Äà è íàáðàòüñÿ-òî íåãäå. Óæ õîòü áû èç ñòèõîâ, ÷òî ëè, âûïèñûâàë. (Ïîäóìàâ.) È äèêîâèíà ýòî, ÷òî ñëó÷èëîñü!  êîãî ýòî îí ðîäèëñÿ òàê áåëîêóð? Îïÿòü áåäà: íûí÷å áåëî-êóðûå-òî íå â ìîäå. Íó è íîñ… íå òî ÷òîáû îí êóðíîñûé âîâñå, à òàê ìàëî êàê-òî, ÷åãî-òî íå õâàòàåò. À ïîíðàâèòüñÿ õî÷åòñÿ, îñîáåííî êàáû áîãàòîé íåâåñòå. Óæ òàê, áåäíûé, ïðàâî, ñòàðàåòñÿ — èç êîæè ëåçåò. Êòî æ ñåáå âðàã! Ñòîðîíà-òî ó íàñ òàêàÿ, áîãàòûõ íåâåñò î÷åíü ìíîãî, à ãëóïû âåäü. Ìîæåò, Ìèøå è ïîñ÷àñòëèâèòñÿ ïî èõ ãëóïîñòè. Óìèøêîì-òî åãî î÷åíü áîã îáèäåë.
Áàëüçàìèíîâ êðè÷èò èç êóõíè: «Ìàìåíüêà, ÿ õî÷ó à ëÿ ïîëüêà çàâèòüñÿ!»
Ãëóïåíüêèé, ãëóïåíüêèé! Çà÷åì òû çàâèâàåøüñÿ-òî? Âîëîñû òîëüêî åðîøèøü äà ææåøü, âñå âðîçü ñìîòðÿò. Òàê-òî ëó÷øå ê òåáå èäåò, íàòóðàëüíåå! Àõ òû, Ìèøà, Ìèøà! Ìíå-òî òû ìèë, ÿ-òî òåáÿ íè íà êîãî íå ïðîìåíÿþ; êàê-òî äðóãèì-òî ïîíðàâèøüñÿ, îñîáåííî áîãàòûì-òî? ×òî-òî óæ è íå âåðèòñÿ! Íà ìîè-òî áû ãëàçà ëó÷øå è íåò òåáÿ, à äðóãèå-òî íûí÷å ðàçáîð÷èâû. Ïîãîâîðÿò ñ òîáîé, íó è óâèäÿò, ÷òî òû óìîì-òî íåäîñòàòî÷åí. À êòî æ ýòîìó âèíîâàò? (Âçäûõàåò.) Ãëóïåíüêèé òû ìîé! À âåäü, ìîæåò áûòü, è ñ÷àñòëèâ áóäåò. Ãîâîðÿò, òàêèì-òî áîã ñ÷àñòüå äàåò. (Âÿæåò ÷óëîê.)
Áàëüçàìèíîâ â õàëàòå âáåãàåò èç êóõíè.
ßâëåíèå âòîðîå
Áàëüçàìèíîâ, Áàëüçàìèíîâà è Ìàòðåíà.
Áàëüçàìèíîâ (äåðæàñü çà ãîëîâó).Óõî, óõî! Áàòþøêè, óõî!
Ìàòðåíà (â äâåðè; ñî ùèïöàìè). ß âåäü íå ïîëèõìàõòåð, ñ ìåíÿ ÷òî âçÿòü-òî!
Áàëüçàìèíîâ. Äà âåäü ÿ òåáÿ ïðîñèë âîëîñû çàâèâàòü-òî, à íå óøè.
Ìàòðåíà. À çà÷åì âåëèêè îòðàñòèë! Èí øåë áû ê ïîëèõìàõòåðó; à ñ ìåíÿ ÷òî âçÿòü-òî! (Óõîäèò.)
Áàëüçàìèíîâ. Áàòþøêè, ÷òî æ ìíå äåëàòü-òî! (Ïîäõîäèò ê çåðêàëó.) Àé, àé, àé! Ïî÷åðíåëî âñå!.. Óæ áîëüíî-òî, íóæäû á íåò, êàê áû òîëüêî åãî âîëîñàìè çàêðûòü, ÷òîáû íå âèäíî áûëî.
Áàëüçàìèíîâà. Çà äåëî!
Áàëüçàìèíîâ. Êàêîå, çàäåëà! Òàê ãîðÿ÷èìè-òî ùèïöàìè âñå óõî è óõâàòèëà… Îé, îé, îé! Ìàìåíüêà! Äàæå äî ëèõîðàäêè… Îé, áàòþøêè!
Áàëüçàìèíîâà. ß ãîâîðþ, Ìèøà, çà äåëî òåáå. Çà÷åì çàâèâàòüñÿ! ×òî õîðîøåãî! Òî÷íî êàê öèðóëüíèê; äà è ãðåõ. Óæ êàê íè çàâèâàéñÿ, ëó÷øå íå áóäåøü.
Áàëüçàìèíîâ. Êàê âû, ìàìåíüêà, ìíå ñ÷àñòüÿ íå æåëàåòå, ÿ íå ïîíèìàþ. Êàê ìû æèâåì? Ïðîñòî áåäñòâóåì.
Áàëüçàìèíîâà. Òàê ÷òî æ! Çà÷åì æå âîëîñû-òî ïîðòèòü?..
Áàëüçàìèíîâ. Äà âåäü íûí÷å ïðàçäíèê.
Áàëüçàìèíîâà. Òàê ÷òî æ, ÷òî ïðàçäíèê?
Áàëüçàìèíîâ. Êàê ÷òî? Çäåñü ñòîðîíà êóïå÷åñêàÿ; ìîæåò òàêîé ñëó÷àé âûéòè… Âäðóã…
Áàëüçàìèíîâà. Âñå ó òåáÿ ãëóïîñòè íà óìå.
Áàëüçàìèíîâ. Êàêèå æå ãëóïîñòè?
Áàëüçàìèíîâà. Ðàçóìååòñÿ, ãëóïîñòè. Ðàçâå õîðîøî? Ðàñòðåïëåøü ñåáå âî-ëîñû, äà è ïîéäåøü ìèìî áîãàòûõ êóïöîâ ïîä îêíàìè õîäèòü. Êàê-íèáóäü è áåäû íàæèâåøü. Äðóãîé ðåâíèâûé ìóæ èëè îòåö âûøëåò äâîðíèêà ñ ìåòëîé.
Áàëüçàìèíîâ. Íó, ÷òî æ òàêîå? Íó, âûøëåò; ìîæíî è óáåæàòü.
Áàëüçàìèíîâà. Íåçà÷åì øàòàòüñÿ-òî.
Áàëüçàìèíîâ. Êàê íåçà÷åì? Ðàçâå ëó÷øå â áåäíîñòè-òî æèòü! Íó, ÿ ãîä ïðîõîæó, íó äâà, íó òðè, íó ïÿòü — âåäü òàêæå ó ìåíÿ âðåìÿ-òî èäåò, — çàòî âäðóã…
Áàëüçàìèíîâà. Ëó÷øå áû òû ñëóæèë õîðîøåíüêî.
Áàëüçàìèíîâ. ×òî ñëóæèòü-òî! Ìíîãî ëè ÿ âûñëóæó? À òóò âäðóã çàöåïèøü ìèëüîí.
Áàëüçàìèíîâà. Óæ è ìèëüîí?
Áàëüçàìèíîâ. À ÷òî æ òàêîå! Íåøòî íå áûâàåò. Âû ñàìè æ ñêàçûâàëè, ÷òî ÿ â ñîðî÷êå ðîäèëñÿ.
Ìîë÷àíèå.
Àõ, ìàìåíüêà, íå ïîâåðèòå, êàê ìíå õî÷åòñÿ áûòü áîãàòûì, òàê è ñïëþ, è âèæó. Êàæåòñÿ… ýõ… ðàçîðâàëñÿ áû! Óæ òàê õî÷åòñÿ, òàê õî÷åòñÿ!
Áàëüçàìèíîâà. Äóðíîå ëè äåëî!
Áàëüçàìèíîâ. Âåäü äðóãîé è áîãàò, äà ÷òî ïðîêó-òî: äåíüãàìè íå óìååò ðàñïîðÿäèòüñÿ, äàæå äîñàäíî ñìîòðåòü.
Áàëüçàìèíîâà. À òû óìååøü?
Áàëüçàìèíîâ. Äà, êîíå÷íî, óìåþ. Ó ìåíÿ, ìàìåíüêà, âêóñó î÷åíü ìíîãî. ß çíàþ, ÷òî ìíå ê ëèöó. (Ïîäáåãàåò ê îêíó.) Ìàìåíüêà, ìàìåíüêà, ïîãëÿäèòå!
Áàëüçàìèíîâà. Íóæíî î÷åíü!
Áàëüçàìèíîâ. Êàêàÿ åäåò-òî! Âñÿ áàðõàòíàÿ! (Ñàäèòñÿ ó îêíà, ïîâåñÿ ãîëî-âó.) Âîò êàáû òàêàÿ âëþáèëàñü â ìåíÿ äà âûøëà çà ìåíÿ çàìóæ, ÷òî áû ÿ ñäåëàë!
Áàëüçàìèíîâà. À ÷òî?
Áàëüçàìèíîâ. À âîò: âî-ïåðâûõ, ñøèë áû ñåáå ãîëóáîé ïëàù íà ÷åðíîé áàðõàòíîé ïîäêëàäêå. Íàäî òîëüêî âîîáðàçèòü, ìàìåíüêà, êàê ìíå ãîëóáîé öâåò ê ëèöó! Êóïèë áû ñåáå ñåðóþ ëîøàäü è áåãîâûå äðîæêè è åçäèë áû ïî Çàöåïå, ìàìåíüêà, è ñàì ïðàâèë…
Áàëüçàìèíîâà. Âñå-òî âçäîð ó òåáÿ.
Áàëüçàìèíîâ. Äà, ÿ âàì è çàáûë ñêàçàòü, êàêîé ÿ ñîí âèäåë! Âîò ðàçãà-äàéòå-êà.
Áàëüçàìèíîâà. Íó, ãîâîðè, êàêîé?
Áàëüçàìèíîâ (áåðåò ñòóë è ñàäèòñÿ ïîäëå ìàòåðè). Âîò, âäðóã ÿ âèæó, áóäòî ÿ åäó â õîðîøåé êîëÿñêå è îäåò áóäòî ÿ î÷åíü õîðîøî, ñî âêóñîì: æèëåòêà áóäòî íà ìíå, ìàìåíüêà, ÷åðíàÿ, ñ ìåëêèìè çîëîòûìè ïîëîñêàìè; ëîøàäè áóäòî ñåðûå, à åäó ÿ ïîäëå ðåêè…
Áàëüçàìèíîâà. Ëîøàäè — ëîæü; ðåêà — ðå÷è, ðàçãîâîð.
Áàëüçàìèíîâ. Ñëóøàéòå, ìàìåíüêà, ÷òî äàëüøå áûëî. Âîò, âèæó ÿ, áóäòî êó÷åð ìåíÿ óðîíèë, âî âñåì-òî â íîâîì ïëàòüå, è ïðÿìî â ãðÿçü.
Áàëüçàìèíîâà. Ãðÿçü — ýòî áîãàòñòâî.
Áàëüçàìèíîâ. Äà êàêàÿ ãðÿçü-òî, ìàìåíüêà! Áððð… È áóäòî ÿ â ýòîì… âåñü ïåðåïà÷êàëñÿ. Òàê ÿ è îáìåð! Âî âñåì-òî â íîâîì, âîîáðàçèòå!
Áàëüçàìèíîâà. Ýòî… çîëîòî. Ýòî òåáå ê áîëüøîìó áîãàòñòâó.
Áàëüçàìèíîâ. Êàáû ñáûëîñü! Õîòü áû âîò íàñìåõ îäèí ñîí ñáûëñÿ! Óæ ñêîëüêî ÿ òàêèõ ñíîâ âèäåë: è äåíåã-òî ó ìåíÿ ìíîãî, è îäåò-òî ÿ î÷åíü õîðîøî — ïðîñíåøüñÿ, õâàòü, àí íåò íè÷åãî. Îäèí ðàç ãåíåðàëîì ñåáÿ âèäåë. Êàê îáðàäîâàëñÿ! Íåò! Ïåðåñòàíó âåðèòü ñíàì.
Áàëüçàìèíîâà. Êàê ìîæíî íå âåðèòü.
Áàëüçàìèíîâ. Íåò, íåò! Îäèí îáìàí…
Áàëüçàìèíîâà. À âîò ïîäîæäåì. Ïðàçäíè÷íûé ñîí — äî îáåäà ñáûâàåòñÿ: êîëè äî îáåäà íå ñáóäåòñÿ, òàê íè÷åãî íå áóäåò, — íàäîáíî åãî ñîâñåì èç ãîëîâû âûêèíóòü.
Áàëüçàìèíîâ. ß, ìàìåíüêà, îäåíóñü äà ïîéäó ïîãóëÿþ. (Óõîäèò.)
Áàëüçàìèíîâà. À ñîí-òî â ñàìîì äåëå õîðîø. ×åãî íå áûâàåò íà ñâåòå! Ìîæåò áûòü, è åìó ñ÷àñòüå âûéäåò.
Ìàòðåíà (â äâåðÿõ). Êàêàÿ-òî ñòàðóõà, ðóñà÷êà, âàñ ñïðàøèâàåò.
Áàëüçàìèíîâà. Íó, ïîçîâè!
Ìàòðåíà óõîäèò.
×òî åé îò ìåíÿ íóæíî? Ïðàâî, íå ïðèäóìàþ. Óæ íå ñâàõà ëè?
Êðàñàâèíà âõîäèò.
ßâëåíèå òðåòüå
Êðàñàâèíà è Áàëúçàìèíîâà.
Áàëüçàìèíîâà. Ñàäèòåñü, ìàòóøêà!
Êðàñàâèíà ñàäèòñÿ.
×òî âàì óãîäíî?
Êðàñàâèíà. Àëü íå óçíàëè?
Áàëüçàìèíîâà. Íå ïðèçíàþ, ìàòóøêà.
Êðàñàâèíà. Óæ, êàæåòñÿ, íàøó ñåñòðó èç òûñÿ÷è âûáåðåøü. Âèäíà ñîâà ïî ïîëåòó. Ãäå ñûí-òî?
Áàëüçàìèíîâà. Îäåâàåòñÿ.
Êðàñàâèíà. Íó, óæ êàâàëåð, íå÷åãî ñêàçàòü! Ñ íàëåòó áüåò! Êðèêíóë ýòî, ãàðêíóë: ñèâêà, áóðêà, âåùàÿ êàóðêà, ñòàíü ïåðåäî ìíîé, êàê ëèñò ïåðåä òðàâîé!  îäíî óõî âëåç, â äðóãîå âûëåç, ñòàë ìîëîäåö ìîëîäöîì. Ñèäèò êîðîëåâèøíà â ñâîåì íîâîì òåðåìå íà äâåíàäöàòè âåíöàõ. Ïîäñêî÷èë íà âñå äâåíàäöàòü âåíöîâ, ïîöåëîâàë êîðîëåâèøíó âî ñàõàðíû óñòà, à òà åìó èìåííîé ïå÷àòüþ â ëîá è çàïå÷à-òàëà äëÿ ïàìÿòè.
Áàëüçàìèíîâà. Òåïåðü, ìàòóøêà, ïîíèìàþ. Ìèøà, Ìèøà!
Áàëüçàìèíîâ âõîäèò âî ôðàêå.
ßâëåíèå ÷åòâåðòîå
Òå æå è Áàëüçàìèíîâ.
Êðàñàâèíà. Êðàñîòà ìîÿ íåîïèñàííàÿ! Ìëàäîé âüþíîø, ÷åì äàðèòü áóäåøü?
Áàëüçàìèíîâ. Êîãî?
Êðàñàâèíà. Ìåíÿ.
Áàëüçàìèíîâ. Çà ÷òî?
Êðàñàâèíà. Ìíîãî áóäåøü çíàòü, ñêîðî ñîñòàðååøüñÿ. Òû ïîäàðîê-òî ãîòîâü.
Áàëüçàìèíîâ (ñêîíôóçèâøèñü). ×åì òåáÿ äàðèòü-òî? (Øàðèò â êàðìàíàõ.) Ïðàâî… ýõ… íè÷åãî-òî ó ìåíÿ íåò.
Êðàñàâèíà. Íà íåò — ñóäà íåò. Òåïåðü íåò, ïîñëå áóäåò. Ñìîòðè æå, óãîâîð ëó÷øå äåíåã. Ìíå ìíîãîãî íå íàäî, òû ñàì ÷åëîâåê áåäíûé, òîëüêî âäðóã ñ÷àñòüå-òî òåáå òàêîå âûøëî. Òû ìíå ïîäàðè êóñîê ìàòåðèè íà ïëàòüå äà ïëàòîê ïóêåòîâûé, ôðàíöóçñêèé.
Áàëüçàìèíîâ. Äà óæ õîðîøî, óæ ÷òî òîëêîâàòü!
Êðàñàâèíà. ×òî ðàçãîðÿ÷èëñÿ áîëüíî! Íàäî òîëêîì ïîãîâîðèòü. Òû ñâîå âîçüìåøü, è ìíå íàäî ñâîå âçÿòü. Òàê ñìîòðè æå, ôðàíöóçñêèé. À òî òû ïîäàðèøü, ïîæàëóé, ïëàòîê-òî ïî íåòîâîé çåìëå ïóñòûìè öâåòàìè.
Áàëüçàìèíîâ. Äà óæ âñå, óæ âñå, òîëüêî ãîâîðè.
Êðàñàâèíà. Àëü ñêàçàòü?
Áàëüçàìèíîâ. Ãîâîðè, ãîâîðè! Ìàìåíüêà, âîò ñîí-òî!
Áàëüçàìèíîâà. Äà, Ìèøà.
Êðàñàâèíà. Ðàçâå âèäåë ÷òî?
Áàëüçàìèíîâ. Âèäåë, âèäåë.
Êðàñàâèíà. Íó, âîò òåáå è âûøëî.
Áàëüçàìèíîâ. Äà ÷òî âûøëî-òî?
Êðàñàâèíà. Èøü òû êàêîé ïðîâîðíûé! Òàê òåáå âäðóã è ñêàçàòü! Âû õîòü áû ìåíÿ ïîïîò÷åâàëè ÷åì-íèáóäü. Óæ, îäíî ñëîâî, îáðàäóþ.
Áàëüçàìèíîâ. Ìàìåíüêà, ÷òî æ âû ñèäèòå â ñàìîì äåëå! Âñåãî-òî îäèí ñûí ó âàñ, è òî íå õëîïî÷åòå îá åãî ñ÷àñòüå!
Áàëüçàìèíîâà. ×òî òû, ñ óìà, ÷òî ëè, ñîøåë!
Áàëüçàìèíîâ. Äà êàê æå, ìàìåíüêà! Ñàìè òåïåðü âèäèòå, êàêàÿ ëèíèÿ ìíå âûõîäèò. Âäðóã ÷åëîâåêîì ìîãó ñäåëàòüñÿ… Ïîíåâîëå ñ óìà ñîéäåøü.
Áàëüçàìèíîâà. ×àþ íå õîòèòå ëè?
Êðàñàâèíà. Ïèëà, ìàòóøêà, ðàçà ÷åòûðå óæ íûí÷å ïèëà. Ôîðìó-òî ýòó ñîáëþäàåøü, à ïðîêó-òî îò íåãî íåìíîãî.
Áàëüçàìèíîâà. Òàê íå ïðèêàæåòå ëè âîäî÷êè?
Êðàñàâèíà. Ïðàçäíè÷íûé äåíü — ìîæíî. ß îò äîáðà íå îòêàçûâàþñü; âî ìíå íåò ýòîãî.
Áàëüçàìèíîâà (äîñòàåò èç øêàôà âîäêó). Ìàòðåíà! Ñáåãàé â ëàâî÷êó, âîçüìè êîëáàñû.
Ìàòðåíà èç êóõíè: «×òî áåãàòü-òî, êîëè äîìà åñòü!»
Òàê ïîäàâàé ïîñêîðåå.
Ìàòðåíà èç êóõíè: «Ïîäàì! íàä íàìè íå êàïëåò».
Áàëüçàìèíîâ. Âåäü âîò óäàâèòü Ìàòðåíó — âåäü ìàëî.
Áàëüçàìèíîâà èäåò â êóõíþ è ïðèíîñèò íà äâóõ òàðåëêàõ õëåá è êîëáàñó è ñòàâèò íà ñòîë.
Áàëüçàìèíîâà. Êóøàéòå.
Êðàñàâèíà. ß íè îò ÷åãî íå îòêàçûâàþñü. Âñå äîáðî, âñå íà ïîëüçó. Íè÷åì íå áðåçãàþ.  îäíîì äîìå õîòåëè íàäî ìíîé íàñìåøêó ñäåëàòü, ïîäíåñëè âìåñòî âîäêè ðþìêó ëàäèêîëîíó.
Áàëüçàìèíîâà. Ñêàæèòå! Êàêàÿ íàñìåøêà!
Êðàñàâèíà. Íè÷åãî. ß âûïèëà äà åùå ïîáëàãîäàðèëà. Îò íåãî âåäü âðåäà íåò, îò ëàäèêîëîíó-òî. Ñ ïðàçäíèêîì! (Ïüåò è çàêóñûâàåò.)
Áàëüçàìèíîâà. Êóøàéòå íà çäîðîâüå! Êàê âàñ çâàòü?
Êðàñàâèíà. Àêóëèíà Ãàâðèëîâíà. Ìåæäó íàðîäîì-òî Ãîâîðèëèõîé ïðîçâàëè, òàê Ãîâîðèëèõîé è êëè÷óò.
Áàëüçàìèíîâ. ×åì æå, Àêóëèíà Ãàâðèëîâíà, îáðàäóåòå?
Êðàñàâèíà. Áóäòî íå çíàåøü! Òû âåäü çàïîëîíèë-òî, òàê äîëæåí çíàòü.
Áàëüçàìèíîâ. Ïðàâî, íå çíàþ.
Êðàñàâèíà. Êàêîâ ìîëîäåö! Îõ, ãëàçà òâîè ïëóòîâñêèå, áîëüíî çàâèñòëèâû! Âûñîêî ãëàçà-òî çàêèäûâàåøü! À äåâêà-òî òåïåðü ñîõíåò, ïî ñòåíàì ìå÷åòñÿ. Âèäèò áåäó íåìèíó÷óþ, çà Ãîâîðèëèõîé ñåé÷àñ: «Âûðó÷àé, Ãîâîðèëèõà!» — À Ãîâîðèëèõå-òî è íà ðóêó. Ïîñîëüñêóþ äîëæíîñòü ìíå íå â ïåðâûé ðàç ïðàâèòü. Íîãè ñ ïîäõîäîì, ãîëîâà ñ ïîêëîíîì, ÿçûê ñ ïðèãîâîðîì.
Áàëüçàìèíîâ. Äà îò êîãî?
Êðàñàâèíà. Îò êîãî! Òåáå âñå ñêàæè. Ñàì äîãàäàéñÿ. Ãäå ñ óòðà äî íî÷è îñíîâó-òî ñíóåøü, àëü íå çíàåøü? Îí-òî õîäèò ïîä îêíàìè ìàíèðóåò, à îíà åìó èç âòîðîãî ýòàæà ïëåíèðóåò.
Áàëüçàìèíîâ. Òàê íåóæòî Íè÷êèíà?
Êðàñàâèíà (óäàðèâ ðóêîé ïî ñòîëó). Â ñàìóþ öåíòðó!
Áàëüçàìèíîâ (óõâàòèâ ñåáÿ çà ãîëîâó, âñêàêèâàåò). Î-îõ, ìàìåíüêà! (Ñòîèò â îöåïåíåíèè.)
Áàëüçàìèíîâà. ×òî ñ íèì?
Êðàñàâèíà. Îò ëþáâè. Åùå õóæå áûâàåò. Ëþáîâü — âåäü îíà æåñòîêàÿ äëÿ ñåðäåö. Íåò åå óæàñíåé. Çà íåâåðíîñòü êðîâü ïðîëèâàþò.
Áàëüçàìèíîâ. Àõ! (Ñàäèòñÿ íà ñòóë.)
Áàëüçàìèíîâà. Ñ ÷åì æå îíè, ìàòóøêà, âàñ ê íàì ïðèñëàëè, ñ êàêèì ïðåäëîæåíèåì?
Êðàñàâèíà. Íàñ÷åò çíàêîìñòâà. Íàäî ïðåæäå ïîçíàêîìèòüñÿ.
Áàëüçàìèíîâà. Ðàçóìååòñÿ.
Áàëüçàìèíîâ. Ïîçíàêîìèòüñÿ! Áîæå ìîé!
Áàëüçàìèíîâà. Êàê æå, ìàòóøêà, ýòî ñäåëàòü?
Êðàñàâèíà. À âîò ïîøëèòå ìîëîäöà-òî óæî, ïîñëå âå÷åðåí, áóäòî ïîïðîñèòü-ñÿ â ñàä ïîãóëÿòü, äà âå÷åðîì è ïðèõîäèòå, — îíè âàñ äåëèêàòíûì ìàíåðîì ïðèãëàñÿò ÷àé êóøàòü.
Áàëüçàìèíîâà. Íó, è ïðåêðàñíî, ìû òàê è ñäåëàåì.
Áàëüçàìèíîâ. Ìàìåíüêà, ÿ ñ óìà ñîéäó! Ìíå óæ ÷òî-òî êàçàòüñÿ íà÷èíàåò.
Áàëüçàìèíîâà. Ãëóïåíüêèé, ãëóïåíüêèé!
Êðàñàâèíà. Ëþáîâü äåéñòâóåò. Òàê ÷òî æ ìíå ñâîèì-òî ñêàçàòü?
Áàëüçàìèíîâà. Ìèøà ÷òî ñêà÷àòü?
Áàëüçàìèíîâ. Ñêàæè, ÷òî ÿ óìèðàþ îò ëþáâè; ÷òî, ìîæåò áûòü, óìðó ê âå÷åðó.
Áàëüçàìèíîâà. Íó, ÷òî çà ãëóïîñòè òû ãîâîðèøü.
Êðàñàâèíà. Çà÷åì óìèðàòü! Íàäî æèòü, à ìû íà âàñ áóäåì ðàäîâàòüñÿ!
Áàëüçàìèíîâ. Íåò, íåò, ïóñêàé ñáåðóò âñå ðîçû è ëèëåè è íàñûïëþò íà ãðîá ìîé.
Áàëüçàìèíîâà. Ýõ, Ìèøà, óæ íå ãîâîðèë áû òû ëó÷øå, íå ñòûäèë áû òû ìåíÿ!.. Òàê ìû ïðèäåì. À ïîçâîëüòå ñïðîñèòü… êîíå÷íî, åùå âñå ýòî, êàê áîã äàñò, à âñå-òàêè èíòåðåñíî çíàòü, êàê íàñ÷åò ïðèäàíîãî?
Êðàñàâèíà. Çîëîòàÿ íåâåñòà! Ó íåå ñâîèõ äåíåã — ïîñëå îòöà äîñòàëèñü — òðèñòà òûñÿ÷ ñåðåáðà.
Áàëüçàìèíîâ (âñêî÷èâ). Îõî, õî, õî! (Õîäèò ïî êîìíàòå.)
Êðàñàâèíà. Èøü åãî ñõâàòûâàåò!
Áàëüçàìèíîâà. ×òî ýòî òû, Ìèøà, íå óìååøü âåñòè ñåáÿ!.. Óæ èçâèíèòå åãî, — îò ðàäîñòè.
Êðàñàâèíà. Îáðàäóåøüñÿ! Äåíüãè-òî äåíüãàìè, äà è ñîáîé-òî óæ î÷åíü êðàñàâèöà: òåëîì ñàõàð, èç ñåáÿ ñîëèäíà, âî âñåé ïîëíîòå; êàê îäåâàåòñÿ, äâå äåâêè íàñèëó çàñòåãíóò. Äàæå íåñêîëüêî ñîâåñòèòñÿ. ×åãî æå, ÿ ãîâîðþ, ñîâåñòèòüñÿ, êîëè áîã äàë. Àêêóðàò ïåëüñèê. Íó, ïðîùàéòå! Âå÷åðêîì óâèäèìñÿ.
Áàëüçàìèíîâà. Ïðîùàéòå! Íà äîðîæêó-òî. (Íàëèâàåò.)
Êðàñàâèíà. È òî âûïèòü; îá îäíîé-òî õðîìàòü áóäåøü. (Ïüåò è çàêóñûâàåò.) Ïðîùàé, ïîáåäèòåëü!
Áàëüçàìèíîâ. Ïðîùàé! (Êèäàåòñÿ ê íåé íà øåþ.)
Êðàñàâèíà. Ðàä, ðàä, óæ âèæó, ÷òî ðàä; òîëüêî ñìîòðè, ïîä ñèëó ëü äåðåâî-òî ðóáèøü? Íó, ïðîùàé, ðàçâîçæàé, ðàçèíÿ óæ óåõàë. (Óõîäèò.)
Áàëüçàìèíîâà ïðîâîæàåò åå äî êóõíè è âîçâðàùàåòñÿ.
ßâëåíèå ïÿòîå
Áàëüçàìèíîâ, Áàëüçàìèíîâà è ïîòîì Ìàòðåíà.
Áàëüçàìèíîâ. Ãäå ìîé êðàíäàø, ãäå ìîé êðàíäàø?
Áàëüçàìèíîâ?