Слово о полку игореве сон ярослава

Слово о полку игореве сон ярослава thumbnail

Почему сон Святослава назван вещим?

Снежн­аяЗим­а
[79.1K]

4 месяца назад

Вещий сон Святослава — яркий отрывок из бессмертного произведения неизвестного автора, описывающего неудачный поход князя Игоря против половцев. В символическом сне Святослава выражены сомнения и беспокойство относительно судьбы великого князя. В нем предрекается исход его похода, трагические события, которыми он закончится. Читая последовательно «Слово о полку Игореве», можно проследить ход событий. Князь Игорь поступает самонадеянно, стремясь одолеть половцев. Тревожные знаки он игнорирует, стремясь к славе и предвкушая легкую победу. Сначала его действия успешны, но впоследствии события разворачиваются трагически. Войско князя разбито, сам он оказывается в плену. Святослав, скорбя об участи Игоря и разобщенности князей, изрекает выдающееся «Золотое слово», являющееся не менее ярким эпизодом всего повествования, наряду с вещим сном Святослава.

Сон Святослава описан так (в переводе Жуковского):

Слово о полку игореве сон ярослава

Символические образы, увиденные Святославом, предрекают трагические события.

Тисовое ложе является символом гроба. Князь видит, как его покрывают черной пеленой, словно умершего. Такое видение предвещает трагедию. Символ жизни — вино видится Святославу горьким и отравленным, что предвещает жизнь, наполненную печалью. Терем без конька может означать гибель, гибель самого Святослава. Жемчуг же символизирует слезы. Их немало будет пролито после пленения Игоря и гибели его войска. Крики воронов также предвещают беду, источником которой станут враги земли Русской. Весь сон наполнен страшными символами, он содержит дурные предзнаменования. Все события, которые произошли с Игорем и его войском, соответствуют тревожному сну. Он действительно оказывается вещим.

модератор выбрал этот ответ лучшим

Божья коров­ка
[146K]

более года назад

Вещий сон Святослава можно прочитать прямо здесь, привожу отрывок из произведения:

Слово о полку игореве сон ярослава

Конечно, сон не стоит понимать буквально, он символичен. Давайте попробуем объяснить сон Святослава.

Вещим сон назван потому, что он нашел свое исполнение. Князь Игорь потерпел поражение, которое обернулось поражением всей Руси.

А теперь подробности.

Тисовая кровать символизирует гроб, что в свою очередь — смерть, поражение.

Черная пелена — помутнение разума или его потеря.

Отравленное вино, горькое зелье — предвещание тяжелой жизни.

Терем без конька, мы уже читаем в тексте, — предвещание горя, гибель члена семьи.

Сыпали жемчуг из вражеских колчанов — возможно пролитие слез, крови, вместе с вином — упиваться горем.

Вот такой мрачный сон приснился Святославу.

Илта
[279K]

4 месяца назад

Смутный сон Святослава предрек поражение войска Игоря и то, что сам князь попал в половецкий плен. Святославу снилось, что его на кровати «тисовой» покрыли «чёрной пеленой» и напоили отравленным вином пророча скорбь и беды. Этот сон не стоит понимать буквально, тут надо расшифровывать образы. Например жемчужины — это слезы жен, которые плакали на Руси после неудачного похода князя Игоря. Вражеские колчаны — это поражение Игоря и его войска, когда их половцы обстреляли из луков. «Златоверхий терем без конька» — это смерть Святослава. Вражеский ворон — горе. Тисовая кровать — гроб. Черная пелена — сумасшествие. Отравленное — вино — трудная и тяжелая жизнь.

maksi­menko
[234K]

4 месяца назад

В «Слове о полку Игореве» автор описывает вещий сон Святослава.

Горевал князь о том, что не дождавшись подмоги, пошли за счастьем Игорь с Всеволодом одни.

Понимал князь, что не одолеть врага в одиночку, вот и кручинилась его головушка. Потому и сны приходили горестные.

Душой болел он за землю свою.

А сон действительно оказался вещим. Князь Игорь не только потерпел поражение, но и сам в плен попал.

Пали знамена Игоревы!

Обильна печаль потекла по земле Русской.

Сон делится на две части.

Одна часть относится к самому Святославу.

А вторая подчеркивает, что даже силы природы усиливают зловещее впечатление ото сна.

Слово о полку игореве сон ярослава

На кровати тесовой – эти слова предсказывают поражение.

Вино, с горечью смешанное — предвестник тяжелой жизни.

Сыпали мне пустыми колчанами Жемчуг — пролитые слезы.

Самым трудным для исследователей оказалось расшифровать смысл, заложенный в строку про кровлю без князька.

Князек в древнерусском варианте – «кнес».

«Кнеса» нет на тереме, и это окончательно разъясняет все предыдущие приметы сна – Святославу грозит гибель.

Стрым­брым
[301K]

5 месяцев назад

Слово о полку Игореве.

В этом произведении неизвестного автора рассказывается о неудачном походе русских князей на половцев, который организовал новгород-северский князь Игорь Святославович в 1185 году.

Видимо, сон Святослава назван вещим потому, что в этом сне происходит то, что в дальнейшем произошло наяву с Игорем и другими участниками этого бесславного похода.

В этом сне, грозный и великий князь Святослав, сидящий «в Киеве на горах», видит себя не в столице Киевской Руси, а на самой окраине, у небольшого пограничного городка Плесньска.

Вместо символизирующего киевскую власть и могущество, «золотого стола», во сне, князь оказывается в погребальных санях, которые несут его к символу того света — морю и, одновременно, в плен к половцам.

В этом сне, присутствуют также тисовая кровать, символизирующая смерть, чёрная пелена, символизирующая помутнение рассудка, отравленное вино, как предупреждение о тяжёлых временах, терем без конька — предвестник гибели члена семьи и жемчуг из вражеских колчанов, как пролитую кровь.

Go Green
[458K]

4 месяца назад

Одним из ключевых моментов «Слова о полку Игореве» является сон Святослава.

Не случайно Святослав делится своим сном, рассказывает его, ведь сон предсказывает плохое, тревожное будущее его сыновей Игоря и Всеволода ( в реальной истории Игорь и Всеволод были не сыновьями, а двоюродными братьями Святославу, который был старше ).

Читаем описание сна Святослава ниже:

Все символы, представленные здесь — и черная пелена (покрывало), и тисовая кровать (гроб), и отравленное зелье (яд), и терем без конька (гибель близкого человека, одного из членов семьи), и ворон (предвестник горя) — все предсказывало разгромное поражение для Игоря. И все. что было показано Святославу во сне, сбылось. Потому сон Святослава и назван вещим.

СТЭЛС
[212K]

4 месяца назад

Святославу приснился сон, в котором не однозначно было ведение о его собственных похоронах. Будто он лежит, его покрывают саваном, дают пить вино. При этом птица-предвестник смерти, черный ворон летает рядом. Вот полный текст описания этого сна —

Кстати, только в этом произведении, нашел свидетельство подтверждающее сакральный смысл такого элемента архитектуры как «конек» (верхние доски кровли избы) Об этом же слышал и от стариков. Свернутый или сломанный конек, сулил горе живущим в этом доме.

Элени­я
[405K]

4 месяца назад

Поэма «Слово о полку Игореве» — одно из самых необыкновенных произведений в русской литературе, памятник истории, выразительное сказание, художественно-поэтич­ное, лиричное, написанное невероятно талантливо.

Одно из самых ярких мест во всем «Слове…» — это часть, которая начинается вещим сном Святослава, а также Золотое слово Святослава.

Какой сон видит киевский князь? Ему приходит пророческий сон, который еще до того, как сообщили произошедшие события бояре, подсказывает, что произошло несчастье — сыновья Игорь, Владислав Святославовичи отправились в поход на половцев своими силами, желая снискать славы, разрозненно от других князей. Этот сон и весть о произошедшем помогают понять самое главное мудрому князю, он понимает, что сила княей в «единении».

Сон Святослава позволяет многое понять, если внимательно присмотреться к деталям, верно интерпретировать сказанное. Сон мутный, тяжелый, непонятный, чтобы понять, надо верно уметь истолковать.

Здесь говорится, что одевали «черной паполомою», — черным покрывалом «на кровати тисовой», а паполомою накрывали покойников, тис — это самое дорогое дерево, которое служит материалом для гроба, таким образом кровать из тиса символизирует гроб. Видеть себя на кровати во сне тоже трактуется, как к болезни, печали. Вино символизирует «жизнь», но здесь вино «горчит», оно отравлено, жизнь тоже нелегкая. Рассыпанный жемчуг — это «слезы», да еще из колчана врагов. Украшение «конек» — это символ, не просто украшение, увидеть дом без конька — это разрушение, дом без семейства, которое «в изгнании», крики ворона с дальней стороны — это крики с вражеской стороны, слово «поганый» относится к врагам, к «нехристям», «басурманам».

Слово о полку игореве сон ярослава

Ander­t
[58.3K]

4 месяца назад

Интересное древнерусское произведение «Слово о Полку Игореве» рассказывает нам о событиях тысячелетней давности. В нем князь Игорь терпит поражение от половцев.

Мы можем увидеть, что князю Святославу снится сон — он пьет во сне отравленное зелье и покрывается черной пеленой, и находится он не в Киеве, а в другом месте, в Плесенске

Конечно, все это символизирует скорый проигрыш Игоря — князь (то есть отец Игоря), чувствует, что его сыновьям угрожает опасность и через вещий сон все это предвидит, поэтому данный сон нужно воспринимать только как метафору.

Действительно — вскоре опасения Святослава сбываются и князь Игорь вместе с Владимиром терпят поражение.

Слово о полку игореве сон ярослава

Peres­vetik
[798K]

4 месяца назад

Суть сна Святослава был в том, что будет поражено войско Игоря, а сам княже попадет в плен к половцам.

Ему приснилось, что его накрыли черной пеленой, когда он лежал на кровати, которую он называет тисовой.

И якобы напоили отравленным вином. Этот сон нужно было расшифровать, чтобы понять его суть. Ведь образы всегда требуют расшифровки, чтобы понять реальность их значения.

К примеру жемчуг обозначает слезы , а черный ворон это большое горе, тисовой кроватью назывался гроб. Если накрыли черной пеленой, это это значит сумасшествие. Если речь идет про отравленное вино, то это значит очень тяжелую жизнь.

Знаете ответ?

Источник

За почти двухвековую историю изучения “Слова о полку Игореве” наиболее авторитетные его исследователи – В. П. Адрианова-Перетц, Д. С. Лихачев, Б. А. Рыбаков, Л. А. Дмитриев, М. В. Щепкина, а до них Вс. Миллер, А. Н. Веселовский, И. Н. Жданов, В. М. Истрин, А. С. Орлов, В. Н. Перетц, В. Ф. Ржига, И. П. Еремин, Н. К. Гудзий и многие другие – пришли к заключению, что “Слово” – произведение письменной литературы, вобравшее в себя все лучшее, что создала литературная традиция домонгольской Руси. С этой точки зрения пиетет, проявляемый автором “Слова”

Читайте также:  Разговаривать во сне по телефону с умершим

по отношению к своему предшественнику, весьма знаменателен.

Высокая оценка творчества Бонна, почти столетие спустя отмеченная в “Слове”, позволяет – с той или иной степенью вероятности, – сделать попытку выделить и реконструировать отрывки произведений поэта XI в., использованные автором “Слова” для сюжета конца XII столетия. Сам по себе факт подобного использования текста характерен для литературы того времени. “В средневековом произведении, – указывает Д. С. Лихачев, – кроме авторского текста, как правило, находится текст его пред-шественниов, инкорпорированный автором в

состав “своего” произведения” 1.

Для автора “Слова” подобный прием был втройне оправдан. Используя наследие Бонна, он, во-первых, отдавал должное литературной этике своего времени, во-вторых, разрабатывал сходные образы с теми же именами, которые носили его герои (Святослав, Ярослав, Всеволод, Олег, Роман и т. п.). Примером может служить “Похвала кагану нашему Владимиру”, приписываемая киевскому митрополиту Иллариону.

В настоящем сочинении, не претендующем на охват и определение всего поэтического наследия Бонна, заключенного в “Слове”, делается попытка вычленения лишь некоторых таких отрывков, в первую очередь концентрирующихся вокруг образа Святослава, и возможная реконструкция их первоначального вида. Предупреждая упреки литературоведов, склонных рассматривать “Слово” исключительно как литературное произведение, требующее специфического подхода, хочу подчеркнуть, что в данном случае я подхожу к нему как историк, воспринимая его текст как своеобразный, но тем не менее исторический источник, содержащий – при всей своей поэтической образности – достоверные и поддающиеся проверке сведения о реалиях, событиях и людях, информация о которых может носить не только позитивный, но и негативный характер в виде умалчиваний, купюр и искажения текста.

С первых же шагов исследователь структуры “Слова” встречает ряд серьезных препятствий. Вычленение инкорпорированных текстов более раннего времени оказывается затруднительным и потому, что высокий талант автора “Слова” мог органически ввести в ткань собственного произведения лучшие отрывки предшественника, и потому, что последующие редакторы и переписчики, не понимая отдельных, давно забытых ситуаций, имен, выпавших из употребления архаических слов и понятий, своими искажениями и переосмысливаниями способствовали появлению “темных мест”, прямой порче, а, может быть, и частичной утрате текста4. Вот почему при попытке такого анализа приходится использовать не один какой-либо прием – выделение отрывка по ритмическому рисунку, смысловой окраске, архаическим лексемам и реалиям, противоречию поэтического образа известной (или восстанавливаемой) действительности, – а совокупность их всех, причем особое значение получает сама историческая обстановка второй половины XI в., на которую падает время жизни и творчества Бонна.

Читайте также:  Покупка дома во сне к чему

Точка зрения Алябьева на изучение “Слова” является в значительной мере конкретным выражением идей замечательного русского педагога-демократа В. И. Водовозова, который также отвергал филологический анализ как “скучнейший разбор слов, возбуждающий зевоту и в воспитанниках и преподавателе. Подобный анализ Водовозов считал бесполезным для изучения не только литературы, но и языка: “Какая польза для практического знания языка, если я вызубрю все корни, суффиксы и окончания существительных, местоимений и глаголов, если я дойду до таких тонкостей, что буду отличать язык Нестора от языка “Слова о полку Игореве”? … Не ведут ли к этому практическому знанию всего естественнее упражнения, предполагаемые при внимательном разборе писателей?”.

Что касается школьного изучения “Слова о полку Игореве”, то Водовозов в этом плане трижды обращается к памятнику. Рекомендации В. И. Водовозова опираются на его общую мотодологическую концепцию о том, что литературу нужно изучать как явление общественной жизни: “Знакомя с сочинениями, я отыщу в них не только личную мысль автора, но и влияние всей окружающей среды его: природы, общества, жизни”. Главное в анализе произведения, говорит Водовозов, – “определить дух известной эпохи”.

В книге “Рассказы из русской истории” “Слово о полку Игореве” дано как материал для чтения школьникам младшего возраста. Произведение приводится в очень хорошем пересказе, с элементами анализа. Составитель книги как бы видит ребенка, который слушает его рассказ.

Изложение сопровождается репликами: “Чтобы хорошенько понять эту песнь, нам необходимо познакомиться с некоторыми событиями после смерти Владимира Мономаха”. Или: “Теперь скажем о князьях, которые являются главными лицами в “Слове о полку Игореве”. Или: “Вот происшествия, которые описаны в знаменитой песне “Слово о полку Игоревом”. Кто ее сочинил – неизвестно, но, вероятно, певец был один из людей, близких к князю, и сложил ее вскоре после похода” и т. д.24

Читайте также:  Вытаскивать занозу во сне к чему

Гимназистам старших классов предназначалась специальная глава о “Слове” в книге “Древняя русская литература от начала грамотности до Ломоносова” (1872 г.). Говоря об идее “Слова о полку Игореве”, В. И. Водовозов отмечает народность произведения: “Он (автор “Слова”) искренно говорит о бедствиях земли русской, упрекает князей, что в мелких счетах и распрях они забыли общее народное дело… Рядом с несчастием Игоря он ясно видит народное горе и взывает к современным князьям, чтобы они отомстили за землю Русскую, за обиду сего времени”.

Loading…

Источник