Снятся ли андроидам электроовцы цитаты

Снятся ли андроидам электроовцы цитаты thumbnail

«Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (англ. Do Androids Dream of Electric Sheep?, или «Снятся ли андроидам электроовцы?») — научно-фантастический роман Филипа Дика, написанный в 1968 году. В 1981 году был экранизирован под названием «Бегущий по лезвию».

Цитаты[править]

  •  

Мой график на сегодня — шестичасовая депрессия с уклоном в самобичевание, — сообщила Айран.[1] — 1

 

“My schedule for today lists a six-hour self-accusatory depression,” Iran said.

  •  

— У вас есть сынишка и он показывает вам свою коллекцию бабочек вместе с морилкой.
— Я отведу его к врачу, — тихо, но твёрдо ответила Рэйчел. Вновь стрелки-близнецы отклонились, но на этот раз не так далеко.[1] — 5

 

“You have a little boy and he shows you his butterfly collection, including his killing jar.”
“I’d take him to the doctor.” Rachael’s voice was low but firm. Again the twin gauges registered, but this time not so far.

  •  

… фальшивки стали чертовски напоминать настоящих животных, взять хотя бы
схемы, имитирующие болезни, которые встраиваются в новые модели. А настоящие
животные умирают — это один из рисков, подстерегающих хозяев. Мы просто успели уже от этого отвыкнуть, потому что видим только фальшивки.[2] — 7

 

… the fakes are beginning to be darn near real, what with those disease circuits they’re building into the new ones. And living animals do die; that’s one of the risks in owning them. We’re just not used to it because all we see are fakes.

  •  

Никакой поддержки, — заключил он. — Андроиды, с которыми я сталкивался, обладали жаждой жизни и видели в ней смысл куда больший, чем моя жена. Она ничего не способна мне дать.[1] — 8

 

No support, he informed himself. Most androids I’ve known have more vitality and desire to live than my wife. She has nothing to give me.

  •  

… он любил «Волшебную флейту». <…> Теперь Папагено, в фантастического вида балахоне из птичьих перьев, присоединился к Памине, чтобы спеть дуэт, вызывавший у Рика слёзы каждый раз, когда он его слышал или даже просто вспоминал:
Konnte jeder brave Mann
Solche Glocken finden,
Seine Fiende wurden dann
Ohne Muhe schwinden.[3]
А в реальной жизни, — подумал Рик, — нет волшебных колокольчиков, которые могут без особых усилий заставить исчезнуть ваших врагов. К сожалению, Моцарт, вскоре после того, как написал «Волшебную флейту», умер — на четвёртом десятке — от какого-то заболевания почек[2]. И похоронен был в безымянной могиле для нищих. — 9

 

… he loved The Magic Flute. <…> Now Papageno in his fantastic pelt of bird feathers had joined Pamina to sing words which always brought tears to Rick’s eyes, when and if he happened to think about it.
Könnte jedar brave Mann
solche Glöckchen finden,
eine Feinde würden dann
ohne Muhe schwinden.
Well, Rick thought, in real life no such magic bells exist that make your enemy effortlessly disappear. Too bad. And Mozart, not long after writing The Magic Flute, had died in his thirties—of kidney disease. And had been buried in an unmarked paupers’ grave.

  •  

Вот кончится эта репетиция, сойдет со сцены опера, умрут все исполнители и оркестранты, где-нибудь и как-нибудь погибнет последний экземпляр партитуры, бесследно исчезнет само имя «Моцарт», и прах восторжествует. Не на нашей планете, так где-нибудь ещё. Мы лишь можем на какое-то время отсрочить это. — 9

 

This rehearsal will end, the performance will end, the singers will die, eventually the last score of the music will be destroyed in one way or another; finally the name “Mozart” will vanish, the dust will have won. If not on this planet then another. We can evade it awhile.

  •  

— Ты будешь вынужден поступать неправедно, куда бы ты ни пошел, — сказал старик. — Жизнь в том и состоит, чтобы идти против своей природы. Рано или поздно это приходится делать каждому живому существу. Это кромешная тьма, крах любого творения, проклятье любой работы, проклятье, иже питает всю жизнь. Везде, во всей Вселенной. — 15

 

The old man said, “You will be required to do wrong no matter where you go. It is the basic condition of life, to be required to violate your own identity. At some time, every creature which lives must do so. It is the ultimate shadow, the defeat of creation; this is the curse at work, the curse that feeds on all life. Everywhere in the universe.”

  •  

«Время, прилив и отлив, — думал он. — Жизненный цикл. Приближается закат, и наступают сумерки. И его завершение, последние сумерки. Перед молчанием смерти». Ощущаемый в своей полноте микрокосм. — 16

 

Time and tide, he thought. The cycle of life. Ending in this, the last twilight. Before the silence of death. He perceived in this a micro-universe, complete.

  •  

— С тобой ничего не случится?
— Со мной ничего не случится, — ответил он. А ещё, подумал Рик, я непременно умру. И то и другое в равной степени — правда. — 20

 

“Will you be all right?”
“I’ll be all right,” he said, and thought, And I’m going to die. Both those are true, too.

  •  

Раньше, думал он, я мог бы посмотреть на звёзды. Много лет назад. А теперь в небе нет ничего, кроме пыли; за долгие годы никто не видел ни одной звезды. По крайней мере, с Земли. Может быть, однажды я уеду туда, откуда видно звёзды, сказал он себе. А тем временем машина набирала всё большую скорость и высоту, устремляясь прочь от Сан-Франциско, в мерзость и запустение севера. В места, куда не отправится по своей воле ни одно живое существо. Разве что почувствовав близость конца. — 20

 

Once, he thought, I would have seen the stars. Years ago. But now it’s only the dust; no one has seen a star in years, at least not from Earth. Maybe I’ll go where I can see stars,..
 he said to himself as the car gained velocity and altitude; it headed away from San Francisco, toward the uninhabited desolation to the north. To the place where no living thing would go. Not unless it felt that the end had come.

  •  

— Боюсь, — сказал он, — что я не смогу уже перестать быть Мерсером. Вот так вот начнешь, а потом оказывается, что поздно идти на попятный. — «Так это что же», мелькнуло у него в голове, «теперь мне придется раз за разом взбираться на этот холм, делать это всегда, как Мерсер… стать пленником вечности?» — 21

 

“Mercer isn’t a fake,” he said. “Unless reality is a fake.” This hill, he thought. This dust and these many stones, each one different from all the others. “I’m afraid,” he said, “that I can’t stop being Mercer. Once you start it’s too late to back off.” Will I have to climb the hill again? he wondered. Forever, as Mercer does … trapped by eternity.

Читайте также:  К чему снится мороженое миллер

Перевод[править]

Б. Крылов, 1992 и М. Пчелинцев, 2004 (с уточнениями по оригиналу).

О романе[править]

  •  

Мой агент позвонил мне однажды и говорит: «Эй, Фил, я могу заполучить для тебя 10% от продажи комикса по твоему роману». Я считаю этот роман очень серьёзным произведением — там говорится о ценности и сокровенности жизни. Я сказал: «О, ну если я получу 10% от продажи этого комикса, то я должен получить стопроцентное право на его запрет». Это всё равно, что сказать Льву Толстому: “Мистер Толстой, не хотите ли рассказать мне о комиксе, сделанном по вашей книге «Война и мир»?[4] — 1982

 — Филип Дик
  •  

Роман Дика очень сложен, очень «завёрнут». Чудесный роман, который совершенно невозможно перенести на экран в том виде, в котором он написан. Это очень сложная и очень особенная литература.[5] — 1982

 — Ридли Скотт

Станислав Лем[править]

  •  

В <романе> хватает и собственных, оригинальных идей автора, но что из того, если они увязают в рамках несвязного целого. — перевод: С. Макарцев, В. Борисов, 2004

 — «Фантастика и футурология», книга 1 (Примечание 11), 1970, 1972
  •  

Превосходной и одновременно забавной является первая сцена романа — ссора супружеской пары, отличающаяся тем, что мозг каждого из супругов подключен к «стимулятору Пенфилда», модулирующего эмоциональное настроение в соответствии с «набранной» (как телефонный номер) программой. <…> но что из того, если это единственная во всем романе сцена и вопрос самопрограммирования чувств или мотивационно-эмоциональной ориентации более в нем уже не появляется.
Такие произведения <…> гораздо более инструктивны, нежели не имеющие ценности, поскольку именно они доказательно демонстрируют, как, идя в плену повествовательных стереотипов, авторы транжирят превосходные замыслы, которые в иных контекстах могли бы стать предпосылками оригинального, проблемного и одновременно художественно ценного творчества.

 — там же
  •  

«Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» являются, к сожалению, не литературной чепухой, а обманом читателя. Особенно последний из названных романов оказался печальным примером, позволяющим увидеть, как способный автор расточает свой талант, используя замечательный замысел и идеи только для того, чтобы ещё раз создать игру в полицейских и бандитов. Это намного хуже, чем если бы из нестоящих элементов возникло нестоящее целое. Идея с «Пенфилдами», при помощи которых можно произвольно изменять собственное настроение, действительно замечательная, но она не имеет в романе никакого значения. Чтобы распутать логический клубок, каковым является роман «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?», надо провести целое исследование, которое вдобавок делалось бы со скверным чувством, что оно абсолютно напрасно. <…>
Заявленная в начале и набирающая обороты проблема конфликта человека с одухотворённым им гомункулическим воплощением исчезает, зато игра в полицейских и преступников успешно развивается. Эта предложенная автором романа «Убик» выдумка является оскорблением для читателя, которое всё же в сильно концентрированной атмосфере бессмысленности среды SF остаётся безнаказанным. Многие усилия напрасны: автор «Убика» очень хорошо знал, что учинил. Но был ли мошенник схвачен критикой с поличным и привлечен к ответственности? Я вовсе не шучу: ибо тот, кто сумел написать «Убик», должен был понимать, что такого типа труд — это мошенничество. Однако критика указывала ему только на то, что роман, пожалуй, никакой, т.е. не столь интересный, как лучшие вещи Дика; потому что подобного рода мешанина ничего не значащих наблюдений считается в SF критикой. — перевод: В. И. Язневич, 2007

 — «Science fiction: безнадёжный случай с исключениями», 1972
  •  

«Убик» — золотой дукат, а «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» — фальшивая монета.

 — там же

Примечания[править]

  1. ↑ 1,01,11,2 Бо́льшая часть цитаты — в переводе Б. Крылова.
  2. ↑ 2,02,1 Часть цитаты — в переводе Б. Крылова.
  3. буквально:
    Если бы каждый честный человек
    Мог найти такие колокольчики.
    Тогда бы его враги
    Легко и просто исчезли.
  4. ↑ Философ античности (интервью Филипа Дика журналу Starlog, 1982 (опубл. в 1990) // БОГ в сточной канаве (электронный фэнзин, посвященный Филипу Дику). — Выпуск 3 (апрель 2000). — С. 3-5.
  5. ↑ Интервью Ридли Скотта журналу Starlog (1982) // БОГ в сточной канаве (электронный фэнзин, посвященный Филипу Дику). — Выпуск 3 (апрель 2000). — С. 6-8.

Источник

«Мечта́ют ли андро́иды об электроо́вцах?» (в поздних изданиях также известный как «Бегущий по лезвию бритвы» или «Бегущий по лезвию») или «Снятся ли андроидам электроовцы?» (англ. Do Androids Dream of Electric Sheep?, вариант перевода «Снятся ли андроидам электроовцы?») — научно-фантастический роман американского писателя Филипа Дика, написанный в 1968 году. В романе рассказывается история «охотника за головами» Рика Декарда, который преследует андроидов — существ, почти неотличимых от человека, объявленных вне закона на Земле. Действие происходит в отравленном радиацией и частично заброшенном Сан-Франциско будущего.

Наряду с «Человеком в высоком замке» этот роман является одним из самых известных произведений Дика. Это одно из классических фантастических произведений, в котором исследуются этические проблемы создания андроидов — искусственных людей.

По мотивам романа английский режиссёр Ридли Скотт снял в 1982 году фильм «Бегущий по лезвию». В нём роль Рика Декарда исполнил американский актёр Харрисон Форд. Сценарий фильма, написанный Хэмптоном Фэнчером и Дэвидом Пиплсом, довольно сильно отличается от сюжета книги. В 2017 году вышло продолжение фильма под названием «Бегущий по лезвию 2049», действие которого разворачивается спустя тридцать лет после событий оригинального фильма. Действие компьютерной игры «Бегущий по лезвию» происходит в той же фантастической вселенной, но во многих отношениях игра ближе к роману, чем кинематографическая интерпретация.

Сюжет[править | править код]

Концепции и предыстория[править | править код]

Действие романа происходит в 1992 году (в более поздних редакциях — в 2021), через несколько лет после того, как Завершающая мировая война опустошила значительную часть Земли. После войны ООН стала активно пропагандировать эмиграцию во внеземные колонии, чтобы защитить человечество от пагубных эффектов радиоактивной пыли. В качестве дополнительного стимула каждому эмигранту в качестве работника-слуги предоставлялся бесплатный андроид (уничижительно называемый а́нди) любой марки, на выбор.

Люди, оставшиеся на Земле, живут в полузаброшенных городах, где радиационное заражение вызывает серьёзные заболевания и генетические отклонения. Все животные либо вымерли, либо находятся под угрозой вымирания. Поэтому обладание и уход за животным считается добродетелью, практически долгом каждого, а вид домашнего животного во многом определяет социальный статус его владельца. Торговля животными идёт по ценам, указанным в каталоге Сидни, для вымерших видов указывается цена последней проданной особи. Многие люди, которые не могут позволить себе домашнего питомца, покупают искусственное животное-робота. У главного героя, Рика Декарда, была овца, которая умерла от столбняка и была им заменена на электроовцу, чтобы создать видимость владения животным.

Читайте также:  Что означает если покойник снится

Андроиды используются только на планетах-колониях, но многие из них совершают побег, убив своих хозяев, и отправляются на Землю, чтобы освободиться от своего рабского положения. Андроиды — полностью биологические создания и физически почти неотличимы от людей. В связи с тем, что клетки их организма не способны делиться, андроиды живут не больше четырёх лет. Охотники за головами (англ. bounty hunters) выслеживают и «усыпляют» беглых андроидов, которые скрываются на Земле, выдавая себя за людей. У каждого усыплённого андроида берут анализ костного мозга, который позволяет определить, что это действительно был андроид, а не человек. Охотники обязаны проводить проверки, такие как придуманный в СССР тест Войта-Кампфа на эмпатию (сочувствие), чтобы отличить андроида от человека. Этот тест измеряет мозговую активность и движение глаз в ответ на эмоционально-заряженные вопросы, большинство из которых связаны с причинением вреда животным. Так как андроиды не способны к эмпатии, их реакция радикально отличается от реакции людей. Более простой тест Бонелли определяет скорость рефлекторной реакции ганглиев грудного отдела спинного мозга.

Мерсеризм  — распространённое на Земле религиозно-философское движение будущего. Оно основано на легендах об Уилбере Мерсере, человеке, жившем до войны. Последователи мерсеризма сжимают рукоятки электронного прибора под названием «эмпатоскоп» и смотрят на его экран, коллажи на котором не имеют смысла для стороннего наблюдателя. При контакте с эмпатоскопом чувства и сознание зрителя воспринимают мир Мерсера, где как бы сливаются с ним и со всеми остальными, кто пользуется прибором в данный момент. Мерсеризм объединяет архетип умирающего и воскресающего божества с этическими ценностями единения и сочувствия. По легенде, Уилбер Мерсер обладал даром оживления погибших животных, но власти сперва запретили ему использовать эту способность, а потом и уничтожили позволявшую делать это аномалию в мозгу радиоактивным кобальтом. Из-за этого Мерсер попал в Загробный мир (Tomb world). Мерсер пытается остановить распад Загробного мира и вернуться на Землю, карабкаясь на вершину огромного холма под ударами брошенных в него камней. Но даже если он достигает вершины, его сбрасывают обратно в Загробный мир и восхождение начинается снова.

Ещё одно ключевое устройство в книге — модулятор настроения Пенфилда (названный в честь невролога Уайлдера Пенфилда). С помощью модулятора пользователь может выбрать себе настроение, набрав числовой код на панели устройства. Примеры из книги включают «деловое, профессиональное отношение к работе», «удовольствие от признания превосходства мужского здравомыслия в любых жизненных ситуациях», «шестичасовую депрессию с уклоном в самобичевание», «желание смотреть любую телепередачу», код 3, вызывающий желание выбирать настроение с помощью модулятора и др. У многих пользователей есть ежедневный график выбора настроений.

Самая известная культурная икона Земли в «Андроидах» — Бастер Френдли (букв. Дружелюбный), ведущий развлекательного ток-шоу. Оно транслируется по радио и телевидению по 23 часа в сутки, из чего следует, что Бастер — андроид. Он, по всей видимости, ведёт борьбу с мерсеризмом за контроль над умами людей, вплоть до прямых нападок на мерсеризм.

Краткое содержание[править | править код]

Перед самым началом истории романа лучший охотник за головами Сан-Франциско и окрестностей Дейв Холден был тяжело ранен андроидом, оснащённым искусственным мозгом новейшей модели «Нексус-6». Всего на Землю нелегально прибыло восемь андроидов c мозгом данного типа. Охотнику Рику Декарду поручено найти и усыпить оставшихся шестерых. Задача усложняется тем, что данный тип андроидов обладает сверхинтеллектом и довольно сложно отличить андроидов с мозгом «Нексус-6» от обычных людей.

Декард рассчитывает потратить премиальные за это задание на покупку живой овцы, так как уход за искусственным животным — электроовцой — вызывает у него психологический дискомфорт. Тем временем, его жена также переживает кризис. Она не выходит из дома, изо дня в день модулируя себе депрессию на специальном модуляторе настроения.

Перед началом охоты Декард летит в Сиэтл на встречу с представителями корпорации Роузена — производителями искусственного мозга «Нексус-6», — чтобы убедиться, что тест Войта — Кампфа работает и для этой новой модели. Там он встречается с Рейчел Роузен, которая представляется как наследница компании. Рейчел первой проходит тест, который показывает, что она андроид. Тем не менее Роузены сообщают Декарду, что Рейчел провела первые четырнадцать лет своей жизни на борту космического корабля; у неё шизоидное расстройство личности, она — человек, а не андроид, следовательно, тест Войта — Кампфа несостоятелен и необходим новый тест. Декард проводит последнюю проверку, говоря Рейчел, что его портфель сделан из кожи ребёнка, и её запоздалая реакция позволяет ему убедиться, что она всё-таки андроид. Декард возвращается к работе, но его уверенность в принципиальном отличии андроидов от людей подорвана.

Декард обыскивает квартиру первого андроида из своего списка, Макса Полокова. Затем встречается с агентом Русского отдела Всемирного полицейского управления Шандором Кадали, который внезапно оказывается Полоковым. Декарду удаётся застрелить андроида из своего «Магнума» 38-го калибра (автор, наверное, имел в виду 357 Магнум), когда тот набросился на него в кабине ховера. Следующей в его списке значится оперная певица Люба Люфт. Попытка проверить её на тесте Войта — Кампфа проваливается, так как Люба вызывает полицию, обвинив Декарда в сексуальных домогательствах. Декарда доставляют в управление, о существовании которого он даже и не подозревал. Там его поручают офицеру Гарленду, который, как обнаруживается, есть в декардовском списке на усыпление. Для того чтобы понять, что происходит, вызывают охотника за головами Фила Реша, который приписан к управлению. После того как анализом костного мозга подтверждается, что Полоков был андроидом, Реш и Гарленд вступают в спор о целесообразности применении теста Бонелли к сотрудникам управления. Реш выходит за оборудованием, а Гарленд признаётся Декарду, что он и все сотрудники его управления, включая Реша, являются андроидами, проникшими на Землю с Марса. Однако, по словам Гарленда, Реш ещё не знает, что он сам и все его коллеги — андроиды, так как ему вживили искусственную память. После этого Гарленд достаёт лазерный пистолет, но колеблется, применять ли его. Реш возвращается, убивает Гарленда и вместе с Декардом покидает управление.

После того как они вдвоём усыпляют Любу Люфт, Декард проводит тест Войта — Кампфа на Реше, который уже и сам боится, что он андроид. Декард же в этом почти уверен, видя, с какой готовностью и удовольствием Реш усыпляет андроидов, но результаты теста не подтверждают его подозрения. Декард всё более обеспокоен тем сочувствием, которое вызывают у него андроиды, в особенности женщины. В депрессии он покупает в кредит козу чёрной нубийской породы, потратив все премиальные на первый взнос.

Последние три андроида с мозгом модели «Нексус-6» скрываются в заброшенном пригородном доме вместе с Джоном Изидором, «пустоголовым» (так называют людей, чей мозг слишком пострадал от радиации; им запрещено эмигрировать с Земли). Изидор относится к андроидам дружелюбно, хотя они относятся к нему безразлично. Отняв у Джона Изидора найденного им живого паука, они, не задумываясь и не обращая внимания на протесты Джона, отрывают пауку лапки одну за одной, чтобы проверить, сколько ему нужно, чтобы передвигаться.

Читайте также:  К чему снится надвигающийся смерч

Начальник Декарда настаивает, чтобы он усыпил оставшихся трёх «анди» (так пренебрежительно называют андроидов) в тот же день, пока они не перебрались в другое место. Декард решает, что ему нужна помощь Рейчел Роузен и назначает ей встречу в отеле в Сан-Франциско. При встрече они пьют настоящий довоенный бурбон и после беседы о трёх оставшихся андроидах занимаются сексом. Рейчел признаётся, что спала со многими охотниками за головами и все они, кроме Фила Реша, оставили работу. Тогда Декард грозится убить её, но осознаёт, что не может. Роузены добились определённого успеха, но Декард всё же продолжает своё задание.

Декард прибывает в дом Изидора, чтобы «усыпить» оставшихся андроидов. Появляется Мерсер и даёт Декарду силы убить Прис Стрэттон — точную копию Рейчел. После этого Декард легко усыпляет двух оставшихся андроидов. Вернувшись домой, он узнаёт, что Рейчел убила козу, столкнув её с крыши. Декард отправляется в последнее путешествие на своём ховере, в орегонскую пустыню. Там он поднимается на холм, подобно Мерсеру, но в него попадает камень, и он идёт обратно к машине. По пути он находит живую жабу (в каталоге Сидни жабы обозначены как вымерший вид) и возвращается домой. Но дома его жена Айрен обнаруживает, что жаба искусственная. Когда Декард засыпает, она заказывает для жабы фунт электромух.

Награды[править | править код]

Роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» был номинирован на «Небьюлу» 1968 года. В 1998 году он занял 51-е место в списке «Лучшие НФ-романы всех времён до 1990 года» (Locus Poll Award).

Использование идей и мотивов в других произведениях[править | править код]

  • Роман «Бегущий по лезвию — 2» (в оригинале называется «The Edge of Human») Кевина Уэйна Джетера, продолжение романа Дика, выпущенный в 1995 году (на русском языке выходил в 1997-м).
  • В компьютерной игре Fallout 4 присутствует тайная организация «Институт», занимающаяся созданием человекоподобных андроидов, называемых «синтами». В середине игры становится известно, что в руинах Содружества (место, где разворачиваются действия четвёртой части) находятся синты-охотники, предназначенные для ловли беглых андроидов. Это является отсылкой к основным действиям сюжета книги.
  • Часть идей произведения, вероятно, заимствована из более раннего рассказа Ли Брекетт «Танцовщица с Ганимеда» (1950 год): объявление андроидов вне закона, охота на них специально подготовленными людьми, пренебрежительное к ним отношение, высокое интеллектуальное развитие андроидов при низком развитии эмоциональной сферы, перемещение группы андроидов, состоящих из нескольких мужчин и женщины, отличающейся внешней привлекательностью и др.
  • Фильмы «Бегущий по лезвию» и «Бегущий по лезвию 2049».
  • Музыкальная композиция «Nexus 6» (в стиле IDM) исполнителя Аndrew Bayer, из его альбома 2011 года под названием «It’s Artificial».
  • В игре «WarCraft 3» шаман орков произносит фразу «Мечтают ли орки об электросвиньях?», которая является прямой отсылкой к названию данного произведения.
  • Аниме Bubblegum Crisis (OVA, 1988—1992 гг.) — использована идея охоты людей на андроидов. Имя главной героини — Асагири Присс (один из персонажей фильма «Бегущий по лезвию»); музыкальная группа, в которой она поёт, в американском дубляже называется Priss and the Replicants.
  • Аниме Покемон (TV, 1997—2002 гг.) — в оригинальном сериале, не адаптированном американцами, 30-я серия называется «Мечтает ли Койру об электрической мыши?», что является прямой отсылкой к названию данного произведения.
  • Аниме EVE no Jikan (ONA, 2008—2009 гг.) — многочисленные аллюзии на произведение Филипа Дика (андроиды в рабстве у людей, обсуждаются их права и наличие у них чувств и разума, помимо самообучающегося искусственного интеллекта; также в сериале дословно цитируются «три закона робототехники» Айзека Азимова).
  • Сериал Грань (2008—2012 гг.) — в названии четвёртого эпизода третьего сезона «Мечтают ли оборотни об электроовцах?» (Do Shapeshifters Dream of Electric Sheep?) явно просматривается ссылка на данное произведение.
  • Южнокорейский фильм en:Natural City, использующий сюжетные линии «Бегущего по лезвию».
  • Название проекта распределённых вычислений в области компьютерной графики electric sheep является отсылкой к данному произведению. Каждая заставка названа «электроовцой». Заставки сгенерированы компьютерами разных пользователей, запустивших эту программу и обменивающихся ими друг с другом через Интернет.
  • В компьютерной игре Serious Sam 3:BFE есть скрытая надпись: «Мечтают ли гнаары о бомбоовцах?»
  • 13 серия 5 сезон MLP:FIM называется: «Do Princesses Dream of Magic Sheep?», что переводится как: «Мечтают ли принцессы о магических овцах?»
  • Аниме Psycho-Pass (2012-2013 гг.) — в 15 эпизоде Сёго Макисима для знакомства с творчеством Филипа Дика советует прочитать «Мечтают ли андроиды об электроовцах?».
  • Мультсериал «Американский папаша» — в серии «Every Which Way But Lose» команда Стива называется «Андроиды Нексус-6».
  • В цикле Олега Дивова «Профессия: инквизитор» в книге «Настоящие индейцы» федеральный агент Йен Йоханссон спрашивает у андроида Федора Доброва: «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Андроид презрительно отвечает, что не мечтает о подобном.
  • Аниме Plastic Memories (2014-2015 гг.) — используется общая тема произведения Ф. К. Дика, да и само аниме снято по мотивам данного произведения и рассказывает о работе терминального отдела корпорации SAI, занимающегося поимкой и уничтожением андроидов с искусственным интеллектом после истечения их девятилетнего срока службы, а также о психологических проблемах, возникающих и решаемых в ходе этой работы.
  • Аниме Shimoseka (2015 г.) — 9-я серия называется «Мечтают ли андроиды об электромассажёрах?». В серии фигурирует вопрос «Чувак учился на трёх законах робототехники?!» после оглашаемых киборгоподобной мораловедом 5 положений, что модулируют поведение относительно опекаемого существа, в том числе вопрос конфликта воли субъекта и правил.
  • В игре Danganronpa 2: Goodbye Despair четвёртая глава называется «Мечтают ли абсолютные роботы об электрических часах».
  • Композиция шведского эмбиент-проекта Sync24 из альбома «Source» называется «Replicant».
  • Альбом 2004-го года японской психоделик-рок группы Acid Mothers Temple называется «Does The Cosmic Shepherd Dream Of Electric Tapirs?».
  • В компьютерной игре «Гвинт» от польской студии CD Projekt Red карта «Страж», на которой изображен голем, при размещении на поле произносит фразу: «Do Golems Dream Of Magic Sheep?»
  • В сериале «Агенты Щ. И. Т.» доктор Рэдклиф сказал о своей помощнице-андроиде Аиде, что та думает. Агент Мей удивилась данному факту, а Фил Колсон шутя предположил, что Аида думает об электроовцах.
  • В игре «Detroit: Become Human» была взята идея из этой книги. Также в игре упоминается бестселлер, написанный андроидом, под названием «Мечтают ли люди о теплокровных овцах».
  • В игре «Wasteland 2» можно отыскать экземпляр данной книги. Если отдать её в музей Пустынных Рейнджеров, управляющий музеем отметит, что эта книга рассказывает об искусственном интеллекте и тесте на личность до того, как был изобретён ИИ. Также сюжет первой и второй части Wasteland построен на ИИ, который сошёл с ума и стал насылать роботов, которые уничтожали людей.
  • В игре The Talos Principle в терминале есть текстовый квест, в котором рассказывается о пастухе, выпасывающем электроовец для добычи электричества. Также сама игра развивает идею того, что искусственный интеллект может обрести самосознание и свою личность.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» в библиотеке Максима Мошкова

Источник