Сны безотчетны ярки краски грамматическая основа
14. «Ñíû áåçîò÷åòíû, ÿðêè êðàñêè »
Äëÿ ñîëíöà âîçâðàòà íåò.
«Ñíåãóðî÷êà» Îñòðîâñêîãî
Ñíû áåçîò÷åòíû, ÿðêè êðàñêè,
ß íå æàëåþ áëåäíûõ çâåçä.
Ñìîòðè, êàê ñîëíå÷íûå ëàñêè
 ëàçóðè íåæàò ñòðîãèé êðåñò.
Òàê ýòèì ëàñêàì áëèç çàêàòà
Îí îòäàåòñÿ, êàê è ìû,
Çàòåì, ÷òî Ñîëíöó íåò âîçâðàòà
Èç íàäâèãàþùåéñÿ òüìû.
Îíî çàéäåò, è, çàìèðàÿ,
Óòèõíåì ìû, ïîãàñíåò êðåñò,
È âíîâü î÷íåìñÿ, îòñòóïàÿ
 ñïîêîéíûé õîëîä áëåäíûõ çâåçä.
12 ôåâðàëÿ 1902
Ñëîâà èç ýïèãðàôà ïðèíàäëåæàò Êóïàâå. À åå ëþáèìûé, Ìèçãèðü, îòâå÷àåò: «È äëÿ ëþáâè ïîãàñøåé âîçâðàòà íåò, Êóïàâà», à ñàì íà÷èíàåò ìîëèòü î ëþáâè Ñíåãóðî÷êó áåçîòâåòíî
 ýòîì ñòèõîòâîðåíèè òîæå ñîëíöå ëàñòèòñÿ ê ñòðîãîìó êðåñòó, à «ìû», çàìèðàÿ, ëþáóåìñÿ óõîäÿùèì ñîëíöåì
«Çàòåì, ÷òî Ñîëíöó íåò âîçâðàòà»
È âñ¸-òàêè
âñ¸-òàêè
ïîçäíèì ïèòåðñêèì ôåâðàëüñêèì óòðîì Ñîëíöå âçîéäåò ñíîâà. È íèêóäà îíî íå äåíåòñÿ!
È âíîâü î÷íåìñÿ, îòñòóïàÿ
 ñïîêîéíûé õîëîä áëåäíûõ çâåçä.
*
*
âêðàòöå î ìåñòå ñòèõîòâîðåíèÿ â îáùåì ñâîäå êíèãè «Ñòèõè î Ïðåêðàñíîé Äàìå».
Àë. Áëîê : «Ñèìâîëèñò óæå èçíà÷àëà — òåóðã, òî åñòü îáëàäàòåëü òàéíîãî çíàíèÿ, çà êîòîðûì ñòîèò òàéíîå äåéñòâèå».
Òåóðãèÿ — ýòî ÷åëîâå÷åñêàÿ ïðàêòèêà ïî ðàáîòå ñ áîæåñòâåííûìè ñóùíîñòÿìè. «Ñòèõè î Ïðåêðàñíîé Äàìå» — ðàáî÷èé äíåâíèê Àëåêñàíäðà Áëîêà î õîäå ïîäîáíîé ïðàêòèêè.
Ñïóñòÿ äåñÿòü ëåò îí íàïèøåò Àíäðåþ Áåëîìó: Îòíûíå ÿ íå ïîñìåþ âîçãîðäèòüñÿ, êàê íåêîãäà, êîãäà, íåîïûòíûì þíîøåé, çàäóìàë òðåâîæèòü ò¸ìíûå ñèëû — è óðîíèë èõ íà ñåáÿ.
«Ñòèõè î Ïðåêðàñíîé Äàìå» êàê ðàç îá ýòîì — î ò¸ìíûõ ñèëàõ è î ãîðäûíè ïîïûòêè ñïðàâèòñÿ ñ íèìè.
Ñïðàâèòüñÿ íå ïîëó÷èëîñü. Ñïóñòÿ åù¸ äåñÿòü ëåò, óæå ïîñëå ñìåðòè Áëîêà, Àíäðåé Áåëûé ðåçþìèðóåò:
«Ïåðâûé òîì — ïîòðÿñåíüå: ñòðåìèòåëüíûé âûõîä èç ëîíà èñêóññòâà; è — âñòðå÷à ñ Âèäåíèåì Ëó÷åçàðíîé ïîäðóãè; è — äàëåå: íåóìåíèå âîïëîòèòü ýòó âñòðå÷ó, îáðûâ âñåõ ïóòåé»
Äëÿ Áëîêà áûëî âàæíî ïîä÷åðêíóòü ðàáî÷èé, ðåàëèñòè÷åñêèé õàðàêòåð êíèãè («ê ìîèì æå ñëîâàì ïðîøó îòíåñòèñü êàê ê ñëîâàì, èãðàþùèì ñëóæåáíóþ ðîëü, êàê ê Áåäåêåðó [ïóòåâîäèòåëü], êîòîðûì ïî íåîáõîäèìîñòè ïîëüçóåòñÿ ïóòåøåñòâåííèê»), ïîýòîìó âìåñòî òð¸õ ðàçäåëîâ ñ ìèñòè÷åñêèìè íàçâàíèÿìè «Íåïîäâèæíîñòü», «Ïåðåêð¸ñòêè», «Óùåðá» ïåðâîãî èçäàíèÿ â êàíîíè÷åñêîé ðåäàêöèè èõ ñòàëî øåñòü, ó êîòîðûõ âìåñòî âñÿêîé ôèëîñîôèè òåïåðü òîëüêî óêàçàíèÿ íà ìåñòî è âðåìÿ äåéñòâèÿ.
Âîò èõ êðàòêàÿ ñâîäêà:
I. Ñ.-Ïåòåðáóðã. Âåñíà 1901 ãîäà. Þíûé òåóðã îáðåòàåò ñâåò, íî ïîÿâëÿåòñÿ è «ãàäàëêà» èç Ò¸ìíîãî õðàìà .
II. Ñ. Øàõìàòîâî. Ëåòî 1901 ãîäà. Ïîýò ó÷èòñÿ ðàáîòàòü ñ îáðåò¸ííûìè ñèëàìè, íî ïîñòîÿííî ïóòàåòñÿ ìåæ ßñíîé è ãàäàëêîé, ìåæ Ñîëíöåì è ëþáèìîé. Ìåæ Òîáîþ è òîáîé.
III. Ñ.-Ïåòåðáóðã. Îñåíü è çèìà 1901 ãîäà. Ãðàíü áîãîïîçíàíèÿ: ïîïûòêà óñïåøíàÿ! óâèäåòü â ëþáèìîé áîãèíþ, òî åñòü ðàñêðûòü â «òåáå» Òåáÿ! Íî òóò æå ïîÿâëÿþòñÿ «äâîéíèêè», êîòîðûå èñêóøàþò òåóðãà ðîññûïüþ ìèðîâ.
IV. Ñ.-Ïåòåðáóðã. Çèìà è âåñíà 1902 ãîäà. Âèäåíèå Ìîèñåÿ, ãîòîâíîñòü ê Àêòó, âèäåíèå, êàê «ìû ñòðàíñòâîâàëè ñ Íèì ïî ãîðîäàì» íî ÷òî ýòî âñå? ïîñëàíèÿ îò Òåáÿ èëè îáìàíêè «äâîéíèêîâ»? È ñíîâà âèäåíèå Ìîèñåÿ, âèäåíèå Íåîïàëèìîé Êóïèíû, îñîçíàíèå, ÷òî Òû Êóïèíà, òî åñòü Òû ïðÿìîé ïðèçûâ Ãîñïîäåí ê äåéñòâèþ, êàê íåêîãäà ê ïðîñòîìó ïàñòóõó Ìîèñåþ: «Èäè! È ñîâåðøè íåáûâàëîå». Íî îïÿòü âìåøèâàþòñÿ àêòîðû ëèëîâûõ ìèðîâ ãàäàëêà, äâóëèêèé, äâîéíèê. È ïîýò ñðûâàåòñÿ â îòêðûòûå åìó «äâîéíèêàìè» äðóãèå ìèðû.
V. Ñ. Øàõìàòîâî. Ëåòî 1902 ãîäà. Ëåòî çèìíèõ êîøìàðîâ, ëåòî ðàñïëàòû
Íî â îòâåò íà ïðÿìîé ïðèçûâ: «Ïðèõîäè, ß òåáÿ óñïîêîþ», ïîýò íàñòàèâàåò íà ñâî¸ì ïðàâå íà «êàìåííûå äîðîãè».
VI. Ñ.-Ïåòåðáóðã. Îñåíü 7 íîÿáðÿ 1902 ãîäà. Îí âûõîäèò íà Òðîïó ìèðîâ ëèëîâûõ ìèðîâ. Áðîäèò ïî íåé, îò÷àèâàåòñÿ. Îí, ñòàâÿ íà êîí ñâîþ æèçíü, ïðîðûâàåòñÿ ê Õðàìó, íî, ñóäÿ ïî âñåìó, ýòî ò¸ìíûé õðàì.
Äàííîå ñòèõîòâîðåíèå îòíîñèòñÿ êî òðåòüåé ñöåíå ×ÅÒ¨ÐÒÎÃÎ ðàçäåëà. Âñåãî ñöåí â íåì äåñÿòü:
IV. Ñ.-Ïåòåðáóðã. Çèìà è âåñíà 1902 ãîäà
Ñöåíà 1. Ìîèñåé.
Ñöåíà 2. Õðàì.
Ñöåíà 3. Ìàñòåðñêàÿ.
Ñöåíà 4. Ñîëíå÷íûé äåíü.
Ñöåíà 5. Ìèð ó ðàçëèâà ðåê.
Ñöåíà 6. Ñ Íèì.
Ñöåíà 7. Ñíîâà ãàäàëêà.
Ñöåíà 8. Ïðèçûâ ê ïîýòó.
Ñöåíà 9. Îòâåò èç ëèëîâûõ ìèðîâ.
Ñöåíà 10.Áëóæäàíèå ïî ìèðàì.
*
Ñöåíà ÷åòâ¸ðòàÿ. Ñîëíå÷íûé äåíü.
11. «Íà âåñåííèé ïðàçäíèê ñâåòà
» ( https://www.proza.ru/2017/12/15/1109 )
Óòðî. Æåëàíèå âåñíû.
12. «Òû áûëà ñâåòëà äî ñòðàííîñòè
» ( https://www.proza.ru/2017/12/15/1118 )
Äåíü. «Íåáûâàëûé çíàê âåñíû.»
13. «Íå ïîéìóò áåññêîðáíûå ëþäè
» ( https://www.proza.ru/2017/12/15/1126 )
Äåíü. Ïóòè âåñíû.
14. «Ñíû áåçîò÷åòíû, ÿðêè êðàñêè
» ( https://www.proza.ru/2017/12/16/1137 )
Çàêàò.
Презентация на тему: Главные члены предложения
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Презентация по теме «Главные члены предложения»
№ слайда 2
Описание слайда:
Что такое подлежащее? Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи (о чём говорится?) и отвечает на вопросы кто? что? И в двусоставном предложении связан со сказуемым: У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром… (С. Есенин)
№ слайда 3
Описание слайда:
Подлежащее и способы его выражения Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже: Спит земля (сущ.) в сиянье голубом…Подлежащее может быть выражено другими частями речи, употреблёнными в значении существительного: Больной (прилаг. / сущ.) стал быстро поправляться.В роли подлежащего выступает также неопределённая форма глагола (инфинитив): Читать книги – огромное удовольствие.В функции подлежащего могут быть цельные, неразложимые словосочетания: Двое друзей собрались в путешествие.
№ слайда 4
Описание слайда:
Упражнение 1 Задание: спишите, подчёркивая подлежащее и указывая, чем оно выражено.Поймать ерша или окуня – это такое блаженство. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Что-то будто задержало его в комнате. Сны безотчётны, ярки краски. Кто-то назвал Дионисия Моцартом русской живописи.
№ слайда 5
Описание слайда:
Проверь себя Поймать (глаг.) ерша или окуня – это такое блаженство. Я (мест.) возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Что-то (мест) будто задержало его в комнате. Сны (сущ.) безотчётны, ярки краски (сущ.). Кто-то (мест.) назвал Дионисия Моцартом русской живописи.
№ слайда 6
Описание слайда:
Что такое сказуемое? Сказуемое – главный член предложения, обозначающий признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечающий на вопросы: что делает предмет речи? Что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое?
№ слайда 7
Описание слайда:
Виды сказуемых Глагольное сказуемоеСоставное сказуемое
№ слайда 8
Описание слайда:
Глагольное сказуемое Глагольное сказуемое бывает простым и составным. Простое глагольное сказуемое выражается одной глагольной формой какого-либо наклонения. Например: Я спал мало.Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей: а) вспомогательного глагола и б) инфинитива. Например: Стал он кликать золотую рыбку.
№ слайда 9
Описание слайда:
Составное именное сказуемое Именное сказуемое всегда бывает составным. Составное именное сказуемое – глагол связка + именная часть: сущ., прил., прич., числ., мест., нареч., неделим.словосочет.В качестве связки чаще всего выступает глагол быть: День был солнечный.Связка быть в нулевой форме, то есть не выраженной словом, служит показателем настоящего времени изъявительного наклонения: День солнечный.В роли связки употребляются некоторые глаголы с ослабленным лексическим значением типа: являться, стать, становиться, казаться, считаться, называться: День становился солнечным.
№ слайда 10
Описание слайда:
Упражнение 3 Задание: спишите, подчёркивая грамматическую основу каждого предложения и расставляя знаки препинания.Я решился посетить знакомую сторону взял вольных лошадей и пустился в село Н. Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо, холодный ветер дул с пожатых полей унося красные и жёлтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика.
№ слайда 11
Описание слайда:
Проверь себя Я решился посетить знакомую сторону, взял вольных лошадей и пустился в село Н. Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо, холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и жёлтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика.
№ слайда 12
Описание слайда:
Упражнение 4 Задание: спишите, подчёркивая сказуемые.Младший весь пошёл лицом в отца. На столе стояла большая лампа. С минуту они смотрели друг на друга молча, и лица у них были мокрые. Я, браток, свободный человек. Он ростом был двенадцати вершков.
№ слайда 13
Описание слайда:
Проверь себя Младший весь пошёл лицом в отца. На столе стояла большая лампа. С минуту они смотрели друг на друга молча, и лица у них были мокрые. Я, браток, свободный человек. Он ростом был двенадцати вершков.
№ слайда 14
Описание слайда:
Тире между подлежащим и сказуемым Тире между подлежащим и сказуемым ставится: Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже: Россия – многонациональная страна. Если в составе сказуемого есть указательные слова это, вот, это значит, это есть, то тире ставится перед ними: Арктика – это северная околополюсная область Земли.Если оба главных члена выражены именами числительными: Пятью девять – сорок девять.Если и подлежащее и сказуемое выражены глаголами в инфинитиве или если один из главных членов выражены существительным в им. Падеже, а другой – глаголом в инфинитиве: Учёного учить – только портить.
№ слайда 15
Описание слайда:
Тире между подлежащим и сказуемым Тире между подлежащим и сказуемым не ставится:Если подлежащее выражено личным местоимением: Он мой друг.Если сказуемое выражено именем прилагательным: Жизнь прекрасна и удивительна.Если в роли связки выступают сравнительные союзы как, будто, словно, точно и т.п.: Пруд как блестящая сталь.Если перед сказуемым употреблена частица не: Бедность не порок.
№ слайда 16
Описание слайда:
Упражнение 5 Задание: спишите, расставляя знаки препинания.Услуга в дружбе вещь святая. Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания. Спина у акулы тёмно-синего цвета а брюхо ослепительно белое. Говорить с вами только слова тратить. Чай пить не дрова рубить.
№ слайда 17
Описание слайда:
Проверь себя Услуга в дружбе — вещь святая. Долг наш — защищать крепость до последнего нашего издыхания. Спина у акулы тёмно-синего цвета, а брюхо ослепительно белое. Говорить с вами — только слова тратить. Чай пить — не дрова рубить.
№ слайда 18
Описание слайда:
Список литературы: Русский язык.8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов.