Сны и сновидения психоаналитическая концепция фрейда

Сны и сновидения психоаналитическая концепция фрейда thumbnail

Зигмунд Фрейд считал, что сновидение — это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела. По его мнению, физические раздражители, дневные переживания и разного рода мечты воспроизводятся в реальном сновидении, трансформируясь в нем. Сновидение само по себе не возникает, а его появление связано с определенными проблемами, стоящими перед человеком, хотя это явно и не раскрывается в контексте сновидения. Почти каждое сновидение может быть понято как осуществленное желание, как альтернативный путь для удовлетворения требованиям бессознательного.

Исходя из детального анализа десятков сновидений, соотнося их с событиями жизни человека, Фрейд сумел показать, что деятельность сновидения — это процессы:

— сгущения
— смещения (главное средство искажения сновидения)
— отбора
— искажения
— трансформации
— перестановки
— перемещения и других модификаций первоначального желания.

Эти изменения делают модифицированное желание приемлемым для эго, если первоначальное желание было в целом неприемлемо для бодрствующего сознания.

В контексте психоанализа терапевт помогает пациенту в толковании сновидений, чтобы содействовать раскрытию у него бессознательных мотивов. Индивидуальные ассоциации, возникающие по поводу собственных сновидений, являются более важными, чем любой предвзятый набор руководств по их толкованию.

В 1932 году Фрейд написал ряд лекций, в которых он пересматривает теорию сновидений (2001, стр. 272). На сновидениях он доказал правильность психоанализа, в котором симптомы невротического заболевания  имеют свой смысл, и служат какому-то намерению. Он провел полную аналогию между построением сновидений и невротических симптомов, считая процесс выздоровления аналогичным превращению спящего человека в бодрствующего.

Фрейд констатирует принципиальное различие между явным содержанием сновидения и его скрытыми мыслями (материалом сновидения), и считает, что сутью сновидения является процесс работы сновидения, а не его материал. Когда же путают сновидение с его скрытыми  мыслями, то сновидение может представлять все, что содержат скрытые мысли, и может быть заменено ими (т. е.,  намерением, предостережением, рассуждением, приготовлением, попыткой решения какой-то задачи и т. д.).  Таким образом, бессознательная работа мышления человека (скрытые мысли) не тождественна работе сновидения. Но именно из оценки скрытых мыслей сновидений мы узнаем, что все эти сложные душевные процессы могут проходить бессознательно.

Сновидение является краткой выжимкой из ассоциаций, а его элементы выступают как бы избранными представителями всего их множества. Ассоциации к сновидению еще не являются скрытыми мыслями сновидения, они лишь «касаются их намеками».

Столкнувшись с проблемой аффектов в сновидении, Фрейд признавал, что во всей теории сновидений этот момент самый уязвимый. Если сновидение является исполнением желания, то во сне невозможны мучительные ощущения. «При травматических неврозах все обстоит  по-другому, здесь сновидения постоянно приводят к страху», и он не боится признать, «что в этом случае функция сновидения не срабатывает» (Фрейд, 2001, с. 285).

При всем этом он констатирует, что с помощью его метода можно толковать не все сновидения, «но столь многие, что это убеждает в пригодности метода». (2001, стр. 276).

Бессознательное влечение и есть создатель сновидения, его движущая сила. «Как и любое другое влечение, оно стремиться не к чему иному, как к своему собственному удовлетворению <…>  это и является смыслом всего сновидения». По мнению Фрейда в любом сновидении влечение должно предстать как осуществление. Желаемое удовлетворение влечения переживается галлюцинаторно как реальное. Скрытые мысли сновидения драматизируются и иллюстрируются.

Если раньше Фрейд настаивал, что сновидение есть исполнение желания, то с учетом последних размышлений, он пришел к выводу, «что сновидение является попыткой исполнения   желания» (2001, 286).

В тридцатой лекции, которая названа «Сновидения и оккультизм», Фрейд считает, что сновидения могут помочь в понимании такого явления как телепатия.

«Телепатией мы называем предполагаемый факт, когда событие, происходящее в определенное время, примерно в то же время осознается отдаленным в пространстве лицом, при этом известные нам способы сообщения нельзя принимать в расчет. Молчаливой предпосылкой является то, что данное событие касается лица, к которому другое лицо, принимающее известие, имеет сильный эмоциональный интерес» (2001, 289).

Телепатический феномен имеет мало общего со сновидением, он может возникнуть и в состоянии бодрствования. По мнению Фрейда, состояние сна все же кажется особенно подходящим для приема телепатического послания. Во сне телепатическое известие играет ту же  роль, что и любой другой остаток дневных впечатлений. И как  таковое оно оказывается измененным в результате работы сновидения, подчинившись ее тенденции.

Фрейд приводит пример сновидения, благодаря которому «явно интеллектуальный человек без малейших  оккультных наклонностей» смог узнать о рождении близнецов у его дочери, которая проживала далеко от него, за сутки до того, как пришла телеграмма с сообщением об этом событии.

Читайте также:  Поцелуй во сне это к чему

«Толкование сновидения показало нам, что это сновидение телепатическое, психоанализ вскрыл телепатические факты, которые мы иначе не смогли бы узнать» (с. 291). Фрейд убежден, что не сновидение дает нам какие-то знания о телепатии, а толкование сновидения, психоаналитическая обработка, и что применение психоанализа в дальнейшем «прольет некоторый свет на другие факты, называемые оккультизмом» (с.291). По его мнению, феномен индукции, или передачи мыслей, весьма близкий к телепатии, и означает, что «душевные процессы одного лица, его представления, состояния возбуждения, волевые побуждения могут передаваться сквозь свободное пространство другому лицу без использования известных способов сообщения словами и знаками» (с.291-292). Фрейд сообщает, что при лечении пациентов психоаналитическим методом у него сложилось впечатление, что «занятия профессиональных предсказателей таят в себе благоприятную возможность особенно безупречного наблюдения за передачей мыслей» (с.292).

Фрейд «собрал целый ряд таких пророчеств и из всех них вынес впечатление, что предсказатель выразил только мысли обратившихся к нему лиц и особенно их тайные желания, так что справедливо было бы проанализировать такие пророчества, как если бы они являлись субъективными продуктами, фантазиями или сновидениями этих лиц» (с. 293). Конечно, не все случаи одинаково доказательны, но «очень велика вероятность действительной передачи мыслей» (с. 293).

Фрейд приводит еще несколько примеров из собственной практики, анализируя все за и против, и признается, «что, по-моему, чаша весов и здесь склоняется в пользу передачи мыслей» (с. 300). И он не единственный из аналитиков, кому приходилось переживать такие «оккультные» случаи в аналитической ситуации. В 1926 году Елена Дейч «опубликовала подобные наблюдения и изучала их обусловленность
отношениями перенесения между пациентом и аналитиком» (с. 300).

Фрейд считает, что объективное отношение к возможности передачи мыслей, а вместе с тем и телепатии, возможно с помощью психоанализа. Впервые Фрейд столкнулся с ними в начале 20-х годов и «испытал страх пред угрозой нашему научному мировоззрению». Через десять лет (в 1932 году) он уже думал по-другому, и считал, что передача мыслей благоприятствует распространению научного образа
мышления на столь трудно постижимую духовную область. «Ведь телепатический процесс, должно быть, в том и заключается, что какой-то психический акт одного лица возбуждает тождественный психический акт у другого лица» (с. 301). Фрейд предполагал, что та сущность, что лежит между обоими психическими актами, легко может быть физическим процессом, и тогда аналогия с телефоном была бы несомненной. Он позволяет себе помечтать о том, что бы было, «если бы можно было бы овладеть этим физическим эквивалентом психического акта». Включив бессознательное между физическим и тем, что называется «психическим, психоанализ подготовил почву для предположения таких процессов, как телепатия» (с. 301).

Мысли Фрейда уходят на феномены осуществления общей воли в больших колониях насекомых. «Возможно, это происходит путем подобной прямой психической передачи» (с. 301). Тогда можно предположить, что это первоначальный, архаический путь коммуникации между отдельными существами, который существует наряду с другими средствами сообщения при помощи знаков, воспринимаемых органами чувств. В страстно возбужденных массах, или при других условиях, это древнее средство выступает на первый план.

Фрейд предполагает, что телепатия, несмотря на ее трудную доказуемость, может являться довольно распространенным феноменом, в том числе и в душевной жизни ребенка.

Обобщая вышесказанное, мы можем констатировать следующее:

1. В течение жизни точка зрения Фрейда на сновидение менялась. Если вначале он был убежден, что почти каждое сновидение может быть понято как осуществленное желание (способ удовлетворения неосуществленного желания), то впоследствии он уточняет, что сновидение может являться только попыткой исполнения желания.

2. Если вначале Фрейд убежден, что «почти каждое» сновидение может быть понято с помощью его метода, то потом он уточняет, что нельзя понять сновидения с аффективными переживаниями (особенно чувство страха), разрушающими основную функцию сновидения — попытку исполнения желания.

3. Вначале Фрейд считал, что создателями сновидения являются физические раздражители, дневные переживания, разного рода мечты и бессознательное влечение, которое стремиться к  своему собственному удовлетворению. Это являлось смыслом всех сновидений. Потом он добавляет, что состояние сна особенно подходит для приема телепатических посланий, тем самым, расширяя список «материала» сновидения, придавая ему дополнительную функцию и дополнительный информационный источник.

4. Психоанализ при толковании сновидений вскрыл телепатические факты.

5. Занятия профессиональных предсказателей, согласно Фрейду, таят благоприятную возможность наблюдения за передачей мыслей, а их пророчества есть не что иное, как выражение мыслей, обратившихся к ним лиц, и особенно их тайных желаний, тем самым, сводя предсказание к телепатическим феноменам.

6. Особую роль в телепатических феноменах, как между отдельными людьми, так и в страстно возбужденных массах, Фрейд отводит эмоциональному фактору.

Литература:

Читайте также:  Увидеть свое лицо во сне в зеркале

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с.

Источник

Теория сновидений Зигмунда Фрейда  представляет собой приложение идей и методов психоанализак проблеме сновидения.впервые была представлена им в книге «Толкование сновидений»
(1900), вновь изложена в «Лекциях по введению в психоанализ»
(1916—1917) и частично пересмотрена и дополнена в «Продолжении лекций
по введению в психоанализ» (1933).

  Основные положения теории сновидений Фрейда:

  • Сновидение-  это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного;
    кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение,
    которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание
    бессознательного — вытесненные желания.
  • Функция сновидений — оберегать сон.
    Сновидение — это компромисс между потребностью во сне и стремящимися
    нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение
    желаний, функция которого — оберегать сон.
  • Сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку; замену символами.

Фундаментальное положение:

Первое предположение, которое возникает в ответ на вопрос о
происхождении сновидений, состоит в том, что сновидение — реакция души
на внешние или соматические раздражители, которые действуют на спящего.
Однако непонятно, почему они (например, звуки, которые
слышит спящий) обычно сами не возникают в сновидении, а проявляются в
совсем другом обличии. Кроме того, в сновидении присутствуют и другие
элементы. Поскольку внешние и соматические раздражители не могут объяснить
всего в сновидении, Фрейд выдвигает следующее фундаментальное
положение: сознательное сновидение — это «искажённый заместитель
чего-то другого, бессознательного». То есть кроме соматических раздражителей, есть ещё и имеющие психическую, хотя и бессознательную природу, которые воздействуют на спящего человека, порождая в его сознании сновидения.

 Скрытое сновидение

Бессознательные психические раздражители (скрытое сновидение) делятся на две группы.

Часть скрытого сновидения — это дневные впечатления (воспринимаемые
образы, обдумываемые мысли, переживания), которые человек днём, в
бодрствующем состоянии, полностью осознаёт когда они актуально
переживаются (сознательное) или актуально не осознаёт, но может свободно вспомнить (предсознательное). Остатки, обрывки этих дневных впечатлений проявляются в сновидении.

Другая — главная — часть скрытого сновидения находится в бессознательном
(в узком смысле этого слова) — в той сфере психики, где обитают
бессознательные желания. Содержания бессознательного, в отличие от
содержаний предсознательного, человек не может осознать по своему
желанию. То, что приходит в сновидение из предсознательного и то, что
приходит из бессознательного, различаются следующим образом. Если из
дневной душевной жизни в сновидение может попасть всё из того, что днём
переживается человеком — образы, желания, намерения, рассуждения и т.
п., — то из бессознательного в сновидения приходят только скрытые
желания, ибо там находятся только скрытые желания. Днём эти желания
вытесняются, не допускаются в сознание особой инстанцией (цензура сновидения, или — в терминах более поздней модели Фрейда — Сверх-Я).
Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить
вытесняемые желания, деятельность цензуры ослабевает, что позволяет
сэкономить психическую энергию, затрачиваемую на вытеснение;
бессознательные желания же получают лазейку, через которую могут
проникнуть в сознание, то есть в сновидение.

Бессознательные, вытесненные желания — это желания, неприемлемые «в
этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны.
Это:

  • сексуальные желания (в том числе — и в особенности — запрещаемые этическими и общественными нормами — например, инцест);
  • ненависть («желания мести и смерти самым близким и любимым в жизни
    — родителям, братьям и сестрам, супругу или супруге, собственным детям
    — не являются ничем необычным. Эти отвергнутые цензурой желания как
    будто бы поднимаются из настоящего ада; в бодрствующем состоянии после
    толкования никакая цензура против них не кажется нам достаточно
    строгой»).

Бессознательные желания, облачаясь во фрагменты дневных впечатлений,
используя их как материал, появляются в сновидении. Именно
бессознательное желание является активной, движущей силой скрытого
сновидения, проталкивающей его в явное сновидение; оно «отдаёт
психическую энергию для образования сновидения»; оно — «собственно,
создатель сновидения».

Явное сновидение

Однако нетрудно заметить, что нам снятся не сами наши желания, но галлюцинаторное исполнение
желаний, то есть мы видим наши желания исполнившимися в образной форме
(с использованием материала дневных впечатлений), как будто наяву.

Объяснить этот факт помогает следующий фундаментальный тезис Фрейда: функция сновиденийоберегать сон.
Сновидение позволяет нуждающемуся в сне организму продолжать спать,
защищая его сон от всех раздражений, которые могли бы прервать его.
Именно этим объясняется преображение раздражителей, таких как звонок
будильника, попадающих в сновидение — сновидение защищает сон от этого
звонка, который должен был бы прервать его. Точно так же и
бессознательное психическое раздражение — желание, прорвавшееся в
сновидение, — должно было бы разбудить человека — ведь для того, чтобы
осуществить это желание, человек должен был бы проснуться и
действовать. Но сновидение, представляя желание осуществившимся,
позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение — это компромисс между потребностью в сне и стремящимся нарушить его желанием, галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.

Сны и сновидения психоаналитическая концепция фрейда

Работа сновидения

Скрытые сновидения, прежде чем появиться в сознании спящего в виде явных сновидений, проходят особую обработку (работа сновидения). Работа сновидения состоит из четырёх компонентов:

  1. Превращение мыслей в зрительные образы.
  2. Сгущение.
  3. Смещение.
  4. Вторичная обработка.   

Превращение мыслей в зрительные образы

Первое превращение, которое происходит благодаря работе сновидения, —
это превращение мыслей в зрительные образы. Эта операция очень сложна,
так как требует изображения абстрактных отношений, которые содержатся в
мыслях, в виде конкретного, которое только и может содержаться в
образах. Логические элементы, те, что в речи выражаются абстрактными
понятиями и логическими союзами, при этом выпадают, и при толковании
сновидения их приходится восстанавливать. Представим себе, говорит
Фрейд, что мы хотим заменить газетную статью рядом иллюстраций. Те
слова в этой статье, которые относятся к конкретным людям и конкретным
предметам, заменить будет нетрудно, но гораздо сложнее будет проделать
это с абстрактными словами и всеми частями речи, выражающими логические
отношения (частицы, союзы и т. п.). Здесь можно попытаться заменить
абстрактные слова их более конкретными аналогами, от которых, кстати,
эти абстрактные слова часто и происходят. «Итак, вы будете рады, если
сможете изобразить обладание (Besitzen) объектом как действительное физическое сидение (Darauf sitzen)».

Цензура сновидения

Следующие два превращения скрытого сновидения осуществляются цензурой сновидения.
Та же самая инстанция, которая днём не пропускает этически, эстетически
или социально неприемлемые желания в сознание, ночью хотя и пропускает
их, но при этом искажает до неузнаваемости.

Сгущение

Первый механизм цензуры — сгущение. Действие сгущения
проявляется в том, что несколько элементов скрытого сновидения в явном
сновидении воплощаются в одном элементе.

Смещение

Второй механизм цензуры — смещение Работа этого механизма выражается в замене элемента скрытого сновидения намёком.

(человеку снится, что его брат застрял в ящике. Первая мысль заменяет слово ящик шкафом (Schrank), а вторая дает этому толкование: брат ограничивает себя (schränkt sich ein))

Кроме того, этот механизм может производить смещение акцента с одних
элементов сновидения на другие, так что наиболее важные элементы
скрытого сновидения оказываются почти незаметными в явном сновидении, и
наоборот.

Вторичная обработка

Четвёртое превращение, претерпеваемое скрытым сновидением — результат вторичной обработки.
Вторичная обработка связывает явное сновидение в более или менее
осмысленное целое — ведь механизмы, превращающие скрытое сновидение в
явное, работают с каждым элементом скрытого сновидения отдельно,
поэтому связи, которые в скрытом сновидении были между его элементами,
разрушаются. Вторичная обработка не имеет отношения к скрытому
сновидению, она просто приводит в порядок, приглаживает получившееся
явное сновидение, придаёт ему видимость осмысленности. Последующее
толкование сновидения этим только затрудняется, так как результат имеет
лишь видимость осмысленности, — истинный смысл сновидения нужно искать
в скрытом сновидении.

Метод толкования сновидений

Метод, которым Фрейд пользовался для толкования сновидений, таков.
После того, как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал
задавать об отдельных элементах (образы, слова) этого сновидения один и
тот же вопрос — что рассказчику приходит в голову относительно этого
элемента, когда он думает о нём? От человека требовалось сообщать все
мысли, которые приходят ему в голову, невзирая на то, что некоторые из
них могут казаться нелепыми, не относящимися к делу или непристойными.

Обоснование этого метода состоит в том, что психические процессы строго детерминированы,
и если человеку, когда его просят сказать, что приходит ему в голову
относительно данного элемента сновидения, приходит в голову некая
мысль, эта мысль никак не может быть случайной; она непременно будет
связана с данным элементом. Таким образом, психоаналитик не толкует сам
чьё-то сновидение, но скорее помогает в этом сновидцу. Кроме того,
некоторые особые элементы сновидений всё же могут быть истолкованы
психоаналитиком и без помощи обладателя сновидения. Это символы — элементы сновидений, имеющие постоянное, универсальное значение,
которое не зависит от того, в чьём именно сновидении эти символы
появляются.

Источник