Сны и сновидения в русской литературе
Рай на земле, кровавые расправы, политические программы и групповой секс. Да-да! Это было в тех книжках, что все мы с вами читали в школе. Если вы считаете, что вам сегодня снился какой-то бред, то советуем ознакомиться со снами героев классической русской литературы.
Вещие сны Татьяны и Гринева
Александр Пушкин очень любил вещие сны, и ничего хорошего его героям они не сулили. Начнем с самого главного — сновидения Татьяны из «Евгения Онегина», которое занимает значительную часть пятой главы. Во время святок Татьяна, как и другие девушки, гадает на суженого. Понятно, кого она ожидает увидеть во сне. Она и увидит, вот только дальше что-то пойдет не так: Онегин будет пировать в компании чудовищ и прочих «адских привидений», а потом пронзит длинным ножом оказавшегося в том же доме Владимира Ленского.
С одной стороны, страшное видение готовит читателя к дальнейшим драматическим событиям, с другой — еще раз подчеркивает впечатлительность Татьяны. Она, конечно же, знает, что в святки человек заигрывает с нечистой силой, но все равно гадает. Поэтому-то все черти, ведьмы и чудовища во главе с желанным суженым настигают ее во сне.
Петр Гринев из «Капитанской дочки» — натура менее впечатлительная, но ему тоже снится сон, который предрекает страшные события. Причем не только герою, но и всей России. В нем он приезжает домой, где мать встречает его на крыльце и зовет проститься с отцом. На месте отца Гринев видит мужика с черной бородой. Он не хочет просить у самозванца благословения, и тот вскакивает с постели, достает топор и начинает размахивать им. В этот момент герой пробуждается. Этот сон он видит после странной встречи с безымянным мужиком, который впоследствии окажется Емельяном Пугачевым.
Самый сладкий. Сон Ильи Обломова
Сон заглавного героя романа «Обломов» занимает целую главу. И в нашем стремительном мире его можно использовать как интеллектуальную альтернативу разным релакс-приложениям, предлагающим смотреть на красивую картинку и ничего не делать в течение пары минут.
Попробуем сжать полные счастья и света страницы до нескольких предложений. Илье Ильичу снится родная Обломовка. Маленького Илюшу все любят, погода отличная, кормят прекрасно. Короче говоря, там очень хорошо. Настолько хорошо, что покидать деревню и не хочется. И вот взрослый Обломов буквально даже не встает с дивана, потому что этот образ земного рая для него недостижим.
Сон является ключом не только к характеру главного героя, но и к главной философской идее романа Ивана Гончарова. Конечно, у каждого из нас есть своя Обломовка, где трава зеленее и время замерло в высшем пике наслаждения. Но этот недостижимый идеал — не повод опускать руки и ничего не делать, иначе рискуешь свой рай потерять. А вот если двигаться вперед, то вполне можешь обрести земное подобие рая, которое в конце романа получают Штольцы. Одним словом, две минуты на релакс-приложение — и работать дальше.
Самые противоречивые. Сны Анны Карениной
В романе Льва Толстого «Анна Каренина» животная любовь Анны и Вронского противопоставляется возвышенным отношениям Левина и Китти Щербацкой. И у тех, и у других сильная до телепатии связь. Правда, пока Левин и Китти по первым буквам слов, выведенных на зеленом сукне, читают мысли друг друга, Каренина и Вронский видят один и тот же страшный сон.
С одной стороны, он навеян обстоятельствами их первой встречи, с другой — выступает в качестве обещания трагической развязки. Оба героя видят мужичка с всклокоченной бородой, копошащегося в мешке и бормочущего что-то по-французски. Анна отчетливо слышит слова: «Родами, родами умрете, родами, матушка». Конечно, речь пойдет не о настоящих родах, которые героиня благополучно переживет, а о «родах души» незадолго до гибели.
В книге Анна видит и еще один сон. В нем некоторые толкователи улавливают намек на групповой секс: «Одно сновиденье почти каждую ночь посещало ее. Ей снилось, что оба вместе были ее мужья, что оба расточали ей свои ласки. Алексей Александрович плакал, целуя ее руки, и говорил: как хорошо теперь! И Алексей Вронский был тут же, и он был также ее муж».
Самые многообещающие. Сны Веры Павловны
Есть вещие сны, есть сны по Фрейду, а есть сны-политические программы. Такие снятся Вере Павловне — героине романа Николая Чернышевского «Что делать?».
В первом сне еще просто Верочка Розальская, заточенная в подвале, выбирается на свободу. Она встречает прекрасную женщину, которая всем помогает, и тоже рвется делать добро всем встречным. Сон символизирует, конечно, освобождение от собственного окружения и его ложных представлений о мире.
Во втором сне Вера слышит рассуждения Лопухова и Мерцалова о реальной и фантастической грязи. Реальная служит почвой для начала новой жизни, вторая же, лишенная движения, бесплодна. Эти два типа символизируют людей труда и бездельников, живущих за счет других.
В третьем (пожалуй, самом личном) сновидении Вера Павловна в компании знаменитой певицы читает свой дневник и понимает, что не любит своего мужа, а любит Александра Кирсанова.
А вот знаменитый четвертый сон — полноценная утопия с новым мировым устройством, где люди труда получают по справедливости, нет тунеядцев и трутней и вообще все счастливы. Понятно, что утопия эта находится в России.
Композиционный ход Чернышевского, который в сны героини вложил свои идеи, не оставил без внимания Виктор Пелевин. Он написал рассказ «Девятый сон Веры Павловны», вышедший в сборнике «Синий фонарь» в 1991 году.
Самые страшные и безупречные. Сны Родиона Раскольникова
Федор Достоевский — самый щедрый на сновидения отечественный классик. Сны видят Алеша и Иван в «Братьях Карамазовых», Ставрогин и Верховенский в «Бесах», Ипполит Терентьев в «Идиоте», а также герои «Подростка», «Двойника» и других произведений писателя. Не говоря уж про фантастический рассказ «Сон смешного человека».
Но, пожалуй, самые важные и характерные для творчества Достоевского сновидения — у Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании». Они безупречны — максимально приближены к реальным нелогичным видениям обычного человека, полны странных и страшных образов, символов и отсылок к текущим переживаниям героя и его жизни в целом. Если коротко, сны Раскольникова — мечта психоаналитика.
Так, накануне убийства герой видит сон о забитой лошади, который явно навеян старыми детскими впечатлениями. Родион переживает за животное, хотя в реальности готовит безжалостное убийство старухи-процентщицы. После убийства все его видения — воплощение страха о разоблачении. А эмоциональный последний сон Раскольникова-каторжанина о моровой язве, идущей из глубин Азии на Европу, сулит выздоровление его души.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Лицей №7”
Проект
“Роль снов в литературе ”
Секция: Литература
Выполнила ученица 10В класса
Рязанцева София
Руководитель Манерова П.В
Бердск
2017-2018 год
Оглавление
Введение 2
Что такое сны? Откуда они берутся? 3
Сон и сновидение 4
Хронология темы сна и сновидений в литературе 5
Сны и сновидения в русском фольклоре 6
Сны и сновидения в русской литературе 7
Сон Светланы 8
Сон Татьяны (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин») 9
Сны Родиона Раскольникова (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10
Вывод 11
Мир снов и сновидений издревле интересовал человека как что-то столь же близкое нашему пониманию, сколь далекое от него. Бодрствуя, мы видим и понимаем, что происходит вокруг, оцениваем происходящее — наше сознание работает так, как мы этого хотим. Но что происходит с сознанием человека во сне? Тайна, покрытая мраком ночи…
Изучение снов увлекает. Коснувшись однажды темы сновидений, стремишься изучить ее как можно больше. Мне стало интересно, имеют ли сны и сновидения столь большую роль в литературе.
Цель: Выяснить, какую роль играет сон в художественных произведениях русской литературы.
Задачи:
- Найти определения понятия “сон” в разных словарях (мифологический, толковый) и других источниках.
- Найти информацию об истории сновидений в литературе.
- Найти произведения, где присутствуют картины сна.
- Проанализировать отрывки, сопоставить картину сна с героем, с сюжетной линией.
«Бог создал сны, чтобы показать путь спящему, глаза которого во тьме»
Джанетт Рейнуотер
«Сны — нераспечатанное письмо от Бога»
Из «Талмуда»
«Сон – вторая жизнь, которая построена не тобой,
а твоими интересами и желаниями.
Ты живёшь ею, не осознавая этого»
Иван Масалитин
Что такое сны? Откуда они берутся? Мир снов и сновидений издревле интересовал человека как что-то столь же близкое нашему пониманию сколь далекое от него. Бодрствуя, мы видим и понимаем, что происходит вокруг, оцениваем происходящее — наше сознание работает так, как мы этого хотим. Но что происходит с сознанием человека во сне? Почему, закрыв глаза, мы переживаем удивительные приключения, совершаем странствия туда, где никогда не были, говорим с теми, с кем незнакомы? Почему обычный мир превращается в причудливый, волшебный и абсолютно непредсказуемый? Древние говорили – от Бога, врачи считают – из наших мыслей, толкователи снов – из будущего. Что значат увиденные нами сны? И стоят ли они того, чтобы о них думать?
В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным “действующим лицом” своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе.
Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.
Что же такое сон и сновидение? Сновидение — субъективное восприятие некоторой реальности, которая может включать в себя изображения, звуки, голоса, слова, мысли или ощущения во время сна. Человек, видящий сны обычно не понимает, что находится во сне, принимая окружающее за реальность, и обычно не может сознательно воздействовать на сюжет сна. Издавна считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего, к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами (богами и проч.) именно с этой целью.
Сон – состояние, периодически возникающее у человека, при котором прерывается двигательная и сенсорная активность. Во время сна снижается чувствительность, расслабляются многие мышцы, заторможены рефлексы.
С древних времён художественное изображение сновидений играло важную роль в фольклоре и в литературе. Древнегреческий поэт Гомер различал вещие сны и ложные сны. Ложные сны, как полагал он, посылались богами специально, чтобы обмануть человека или за что-то наказать его.
В средневековой Европе люди суеверно следовали вещим снам; сонник был более популярной книгой, чем календарь. Эти суеверия пережили даже эпоху Возрождения. Именно в эпоху Ренессанса Кальдерон написал драму «Жизнь есть сон», а Шекспир устами Просперо из «Бури» сказал:
Мы сами созданы из сновидений,
И эту нашу маленькую жизнь
Сны окружают…
Нужно сказать, что отношение к использованию мотива сна в художественном произведении у писателей разных литературных школ и направлений менялось. Романтики считали, что сны играют решающую роль в творческом процессе. Романтикам реальная действительность представлялась горьким сном. Романтическая литература охотно изображала сновидения и одновременно развивала мотив жизни-сна. Она стирала грань между реальностью и сновидением, так что жизнь начинала казаться продолжением сна. Яркий пример такого взгляда на сон и явь можно увидеть в балладе В.А. Жуковского «Светлана».
После В.А. Жуковского самыми замечательными мастерами в изображении сновидений в русской литературе были А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь. Из пушкинских сновидений наиболее яркими считаются сон Андриана Прохорова в «Гробовщике», а также сны Гришки Отрепьева в «Борисе Годунове» и Германна в «Пиковой даме».
Сновидения у Н.В. Гоголя еще более разнообразны, драматичны, порою загадочны. В «Невском проспекте» и «Портрете» Гоголь блестяще разработал ошеломляющий эффект мнимого пробуждения, благодаря которому он «вставляет» одно сновидение в другое, подобно фигуркам матрёшки.
Особенно сны привлекали поэтов: ведь именно лирика, а не проза непосредственно выражает чувства творческой личности, автора.
«Все ж чаще бы сон возвращался с видением тем же!
Нет свидетеля сну, но есть в нем подобье блаженства»
Овидий Назон
Известно немало фактов, когда решение житейской или научной задачи приходило на ум не днём, а ночью, в сновидении. Так, немецкий химик Кекуле увидел во сне структурную формулу бензола. Дмитрию Ивановичу Менделееву сон помог создать периодическую таблицу химических элементов.
«Сном пользовались боги, чтобы сообщить людям свою волю», — говорил Гомер. В древней Спарте особые чиновники – эфоры – при обсуждении трудных государственных дел ложились спать в храмах, чтобы во сне увидеть правильное решение.
Русская народная пословица гласит: «Утро вечера мудренее». Это верно хотя бы потому, что вечером мозг человека устаёт, он не так «работоспособен», как, скажем, утром или днём. Поэтому все запланированные дела, как советовали наши предки, лучше делать утром. Тогда и результат будет лучше.
Сон в фольклоре ближе всего к смерти, к иному миру. Об этом свидетельствуют многие пословицы, поговорки, некоторые поверья. Довольно часто можно услышать вот такое высказывание: «Сонный, что мертвый». Смерть становится подобием вечного сна, то есть загробной жизни. К тому же, наши предки были уверены, сто во время сна душа покидает тело и путешествует в различных пластах времени. Именно поэтому, как утверждают древние поверья, нельзя резко будить спящего человека. Иначе жди беды.
На Руси любителей сна остерегались. Существовала уверенность, что, если человек хочет спать, плохо просыпается по утрам, ходит сонным, его притягивает смерть. Быстрое засыпание и долгий сон не считались признаками здоровья.
На Руси, кстати, боялись как быстрого и глубокого сна, так и бессонницы, поэтому существовали и многие рецепты усыпления. Например, в Тверской области пекли хлеб – «дрема», он имел форму подушки, его раздавали детям, чтобы хорошо засыпали. В борьбе с бессонницей использовали даже заговоры. Заговаривающий обращался к вечеру, звездам, месяцу, зверям, птицам. Предлагал забрать бессонницу в далекие и тайные места. Чтобы проснуться, тоже существовали магические действия. Боясь проспать, человек должен был большим пальцем постучать о кровать, число ударов должно было соответствовать времени подъема.
В русском фольклоре мотив сна встречается в совершенно разных жанрах. Он присутствует как в лирике, так и в прозаических произведениях. Сон выполняет эстетическую функцию, может быть сюжетообразующим мотивом или же быть просто явлением. Иногда сон становится структурным элементом текста, а символика сна — распространяется на все произведение в целом. Сон в фольклорных текстах — это серьезный и опасный мистический инструмент, таинственное явление.
В сказках выделяется четыре вида особенного сна:
- богатырский,
- вещий,
- навеянный с помощью колдовства,
- вызванный употреблением особых напитков (пищи).
Богатырский сон выполняет две основные функции: он служит одним из признаков богатырской силы и помогает отличить богатыря от других персонажей сказки.
Вещий сон не закреплён за конкретным сказочным персонажем, а используется в том случае, когда этот сон необходим для развития сюжета сказки. Если вещий сон видят (или якобы видят) положительные персонажи, то это приносит им пользу, а если его видят (или как будто видят) герои-злодеи, то это причиняет или может причинить вред герою.
Сном от колдовства спят, как правило, персонажи, ставшие жертвами злодеев. Сон, вызванный употреблением зелья, обычно навевается злым персонажем сказки, стремящимся навредить добрым героям.
В русской литературе сны всегда играют не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делают сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять их характеры, причины их поступков, отношение к другим людям и к себе, а иногда вообще определяли их жизнь. Сны предрекают будущее персонажей, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.
Ведь, по сути, сон – это время, когда освобождается подсознание человека, когда оно не сковано какими-то условностями, не позволяет лгать, притворяться или прикрываться масками. Наверное, из-за этого авторы так часто прибегали и прибегают к раскрытию личности персонажа через его сон.
Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять личные переживания героев. Есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служили и служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.
Самыми яркими примерами сновидений героев в русской литературе являются сон Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, сон Светланы из одноимённой баллады В.А. Жуковского. Во всех этих книгах авторы отводят снам серьёзную идейно-художественную роль.
В своём реферате я рассмотрю роль снов именно в этих произведениях.
Сон Светланы
(баллада В.А. Жуковского «Светлана»)
В.А. Жуковский один из первых в своём произведении — баллада «Светлана» использовал сон — как литературный приём.
Содержание сна.
Светлане снится жених, который зовёт её с собой, чтобы обвенчаться: «Едем! Поп уж в церкви ждет/С дьяконом, дьячками;/Хор венчальну песнь поет;/Храм блестит свечами». Девушка соглашается, они садятся в сани и едут в церковь. На улице вьюга, метель: «Вдруг метелица кругом;/Снег валит клоками». Жених всю дорого молчалив, уныл и бледен. Она предчувствует что-то неладное. Затем в одно мгновение всё исчезает: и сани, и кони, и жених. Светлана остаётся одна посреди заснеженной степи, но, к счастью, она видит вдали свет в избушке, в которую решается зайти. Зайдя в избушку, Светлана видит горящую свечу, стол, накрытый белой скатертью, а на столе иконка и гроб. Девушка начинает молиться. Затем к Светлане спускается Белый голубок , садится на грудь и обнимает крыльями. Опять тишина. Но кажется Светлане, что мертвец пошевелился. Так и есть — покрывало спало, и страшный мертвец застонал. Вот-вот он разомкнёт свои окоченевшие руки и встанет из гроба! Но тут белый голубочек вспорхнул и сел на грудь мертвеца. И тот, лишённый силы, заскрежетал зубами, опять мертвенно побледнел и замер в гробу. Вдруг Светлана увидела, что мертвец-это её жених: «Глядь, Светлана… о творец! / Милый друг ее — мертвец!» И тут наступает долгожданное пробуждение.
Роль сна.
В данном случае, Жуковский построил своё произведение таким образом, что сон стал его центральной частью. Василий Андреевич вводит сон, для того чтобы отразить страхи, мучившие девушку, а также показать, как глубокая вера в Бога, в Божью милость, молитва помогает в трудную минуту. Также с помощью сна раскрывается полностью характер девушки.
А.С. Пушкин же использует сон в своих произведениях, для того чтобы стереть границы между реальностью и чем-то фантастическим. Этот приём, несущий огромную смысловую нагрузку также используется автором для характеристики героев.
Содержание сна.
Татьяне снится, как она идёт по снежной поляне, потом внезапно из сугроба появляется медведь , который начинает гнаться за ней. Когда силы у героини кончаются, то девушка падает, а медведь хватает её и несёт в какой-то шалаш. Очнувшись, Татьяна оказывается в сенях, через щёлку видит, как сидят чудовища кругом: «Один в рогах, с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полу-журавль и полу-кот». Потом героиня замечает «меж гостей/ Того, кто мил и страшен ей/ Героя нашего романа!/ Онегин за столом сидит/И в дверь украдкою глядит». В тот момент, когда Татьяна с Евгением остались наедине, внезапно в избу заходят Ольга и Ленский. Онегин начинает бранить незваных гостей. В конце концов, ссора заканчивается тем, что Евгений убивает Владимира ножом. После этого девушка просыпается.
Роль сна.
Этот сон оказывается вещим. Но главным по большой мере является не это. Данное сновидение помогает нам прочувствовать героиню, увидеть её душевное состояние, то есть раскрыть чувства и переживания девушки. Также этот сон является неким дополнением образа «милого идеала» Пушкина.
Сон является одним из любимых приёмов Ф.М. Достоевского. Писатель был уверен, что с помощью сна можно раскрыть все стороны характера, а также сделать полную характеристику того или иного героя.
Содержания первого сна.
Родиону снится, как он ещё малолетний гуляет с отцом по улице, они видят пьяниц возле кабака. Один из них-Миколка, из-за того что лошадь не хотела идти, начинает избивать её и, в конце концов, убивает. Маленький Родион хотел было броситься на помощь лошади, но отец не пустил мальчика.
Роль сна.
Не случайно сон снится Раскольникову перед убийством старухи. Этот приём используется в данном фрагменте, чтобы показать, некое внутреннее противоречие в душе главного героя. С одной стороны, есть замысел об убийстве, с другой стороны, Родион обладает такими качествами, как доброта, жалость, сочувствие, сострадание.
Содержание второго сна.
В этом сне герою снилась старуха-процентщица, которую он ударил топором: «На стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он стоял перед ней: «боится!» Но она не упала, даже не пошевельнулась. Когда он заглянул ей в лицо, то увидел, как старуха смеётся Злобным смехом. Потом Родион стал бить старуху, а она всё чаще и громче смеяться.
Роль сна.
В данном случае сон показывает в каком истощённом, истерзанном состоянии находится душа героя, после всех произошедших событий, как мучает Родиона совесть. Также с этого момента мы отчётливо видим, как его теория о «тварях дрожащих» и тех, кто право имеет, терпит крушение.
Содержание третьего сна.
В этом сне говорится о «моровой язве». Раскольников видит такое явление: «Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей,— люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные… всякий думал, что в нем одном и заключается истина… не могли согласиться, что считать злом, что добром. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе… Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей…» .
Роль сна.
Этот сон играет одну из главных и решающих ролей. Именно после этого сна Родион убеждается в полном провале его теории. Какие последствия ожидали её, если бы каждый из людей ознакомился с этой теорией и понял её. После этого сна герой переосмысляет и переоценивает свою жизнь, также начинается его душевное очищение, обновление, возрождение.
Вывод
Итак, мы узнали, что сон – это удивительное, до сих пор не познанное в полном объёме, средство раскрытия самых глубоких и сокровенных основ душевного склада героя, это ключ к пониманию его души. Поэтому сон играет большую роль в русской, а также в зарубежной литературе. А задолго до появления письменной литературы с помощью сновидений древние греки и славяне пытались объяснить многие непонятные явления окружающего мира
Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли на правильный путь, давали отдых и одновременно искушали, испытывали и ставили перед сложным выбором.
Начиная с литературы эпохи классицизма, авторы стали использовать сон для создания таинственной атмосферы, для объяснения причин тех или иных поступков персонажей, для передачи их эмоционального состояния.
Кроме того, художественный приём сновидения писатели и поэты применяли для усиления фантастического, мистического, а иногда и сатирического эффекта.
Таким образом, получается, что сон, действительно, является достаточно распространённым литературным приёмом. Через сон можно раскрыть характер героя, его психологическое состояние, внутренний мир, а также полностью раскрыть героя как личность. Также сны героев позволяют лучше понять причины их поступков, отношение к людям и к себе.
В одних произведениях сон является чуть ли не ключевой частью, в других же — дополнением. Сон — это некое откровение героя, которое не несёт никакой угрозы для него.
Сон — как литературный приём несёт огромную смысловую нагрузку, также играет большую, а иногда решающую роль в литературных произведениях.
Так чем же уникальны сны? Сновидения, по моему мнению, вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста.
Сны и видения исключительно важны для понимания движения сюжета и развития ключевых образов литературных произведений, они всегда что-то «предвещают» и нуждаются в расшифровке, поэтому и вызывают большой интерес у читателей.