Сны веры павловны в романе что делать сочинение

(578 слов) Главной особенностью резонансного романа Н.Г. Чернышевского «Что делать» является передача символического смысла книги через сны главной героини. В них автор аллегорически описывает не только ее жизнь, но и историческую судьбу женского пола. Чтобы полностью понять его замысел, необходимо проанализировать сны Веры Павловны и понять их значение.
В первый раз Вере приснился сон, будто кто-то запер ее в темном подвале. Потом ситуация резко меняется, и она оказывается в поле. Сначала ей кажется, что тело сковало параличом, но кто-то прикоснулся к девушке, и болезнь отступила. Вера видит, как по полю идет красивая девушка. Она выглядит то как англичанка, то как француженка, то как немка, то как полячка, то как русская. Вместе с видом меняется и настроение девушки. Она представилась Вере как Любовь к людям, сказала, что она — невеста ее женихов. На этом видение прерывается. Вере снится, что она идет по городу и вызволяет девушек из темных повалов, как тот, где сидела она сама. В этом сне мы видим символическое отражение судьбы героини: чтобы помочь девушкам стать независимыми и работать честно, она организовала мастерскую. Горький опыт в виде домашнего насилия и принуждения к браку по расчету помог ей осознать нужды общества и то, что именно она должна помочь девушкам жить свободно и добродетельно.
Во второй раз Вере снова снится поле, по нему ходят ее муж и Мерцалов (человек, который венчал молодых людей). Лопухов рассуждает про чистую (реальную) грязь, из которой вырастает зерно, а из гнилой (фантастической) ничего не может взрасти. Сон прерывается. Теперь Вере снится мать, которая упрекает ее в том, что та оставила семью. Женщина говорит, что всегда заботилась о девушке, и, если бы она относилась к дочери иначе, Вера не стала бы такой доброй. Из этого сна следует, что многие люди (вроде матери Веры) становятся заложниками сложных жизненных обстоятельств и принимают жестокие правила игры, превращаясь в черствых и алчных льстецов, которые готовы подхалимничать ради выгоды. Это и есть «реальная грязь», которая может породить нормальных людей в других поколениях. Но «фантастическая грязь» бесплодна, потому что она представляет собой тех, кто порочен, но при этом имеет все, чтобы быть лучше. Это намек в адрес дворян и представителей буржуазии, которые равнодушны к судьбе общества.
В третий раз Вере снится, что она читает свой дневник. Там написано, что девушка любит мужа за то, что он вытащил ее из прошлой жизни, но в нем нет нежного чувства, которое так необходимо девушке. После этого Вера Павловна начинает сомневаться в своей любви к Дмитрию и приходит к необходимости расторгнуть брак. Это неотъемлемая часть свободы женщины — право выбора. Если между людьми уже нет любви, никакое венчание не должно удерживать их в отношениях.
В четвертый раз Вере снова снится поле, оно все усыпано цветущими растениями, в нем стоит роскошный дворец. Вере представляют трех цариц-богинь. Астарта – рабыня мужа, Афродита – источник наслаждения и «Непорочность». Перед нами рыцарский турнир. Рыцарь дерется за недоступную даму сердца, но он будет любить ее лишь до тех пор, пока она не станет его женой и подданной. Веру сопровождает проводница, она говорит, что царства трех цариц пали. Кирсанова понимает, что новая царица – это она. Проводница нарекает ее «Равноправность». Во сне Вера смотрит на новую, другую Россию, где люди трудятся плечом к плечу, они равны и счастливы. Это и есть воплощение утопии Чернышевского, где нет места угнетению и унижению женщины.
Таким образом, смысл и значение снов Веры Павловны в романе «Что делать» заключаются в отображении становления женщины нового типа — свободной, умной и независимой. Сначала она находит призвание, потом вырабатывает систему мировоззрения, затем налаживает семейную жизнь и, наконец, приходит к полному осознанию себя и гармонии с окружающим миром.
Автор: Екатерина Костерина
Источник
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Сны Веры Павловны (смысл и значение)
Главная мысль романа Чернышевского «Что делать?» выражена во снах Веры Павловны. Автор использует этот прием, потому что считает, что сон — это отражение мыслей, чувств и идей человека, которые он не осознает в реальной жизни.
Всего Вере Павловне снится четыре сна. Все сны, если быть короче, посвящены необходимости революции, коренного переворота в жизни.
На сны девушки влияли события реальной жизни. Например, второй сон Веры Павловны посвящен тому, что ее муж вместе с Лопуховым бродит по полю и беседует о посадке зерновых. Накануне Лопухов вел беседу об учении Ютуса Либиха, об его подходе к хозяйству. Это сильно повлияло на нее, поэтому выразилось во сне.
В этом мне также активно используется терминология науки: понятия «реальная грязь» и «фантастическая грязь».
«Реальная грязь» — это жизнь обычных людей. Ее смысл состоит в том, что труд — это необходимый атрибут жизни людей. Без него человек слабеет и глупеет. «Фантастическая грязь» — это жизнь привилегированных сословий, лишённая труда. Такие люди имеют искаженную систему моральных ценностей, образ жизни.
Как с этим бороться? Сон Веры Павловны дает такой ответ: необходимо обеспечить удаление лишней влаги из болотистых мест с помощью дренажа. К реальной жизни это применимо в другом виде: необходимо внести коренные изменения в жизнь посредством революции.
Последний сон героини представляет собой видение будущего, но невозможного, нереального, фантастического. В этом мире нет собственности, семьи и других привычных вещей. Все люди абсолютно равны. Во сне был изображен дом среди полей, где пели музыканты для простого народа. Этим элементом автор хотел показать, что необходимо верить в светлое будущее, даже если оно кажется невозможным.
Сны Веры Павловны положительно повлияли на поступки героини. С каждым сном его смысл становился глубже, а девушка менялась все сильнее. Со временем она пришла к мысли об открытии трудовой коммуны, которую применила к жизни.
Сон — один из самых распространенных приемов в художественной литературе, используемый для выражения мыслей и задумки автора, позиции или осмысление важной социальной проблемы.
2 вариант
Прочитав данное произведение, можно наверняка отметить тот факт, что оно получилось довольно ярким, интересным, и содержит в себе массу поучительных мыслей, которые доносит автор в самых разнообразных формах и вариациях. Для того, чтобы полностью разобраться в сокрытом смысле, который автор решил завуалировать в образах сновидений, которые видятся главной героине произведения, следует понимать их философское значение.
В своем первом сне, она видит, будто кто-то ее запер в подвале, но ей удалось выбраться весьма удачно, и женщина оказалась на поле, полном колосьев. Также, ей привиделось, что она была больной, и ей удалось стать здоровой, поборов такой тяжелый недуг, как паралич конечностей. Затем она отправилась гулять по улицам города, где могла и хотела помогать окружающим людям, которые были больны, и желали стать здоровыми. Чтобы разобраться в смысле данного сновидения, следует включить фантазию и воображение. Автор здесь хочет показать, что в реальной жизни, Вера смогла вырваться из той среды, где жили люди, чьи взгляды были устаревшими и однотипными. Когда она уходит из семьи, места, где она чувствует себя некомфортно и нехорошо, то героиня понимает, что она не ненавидит людей, ведь среди них есть масса интересных и ярких личностей.
Также, стоит отметить и тот факт, что она находит новых друзей, которые считают свободу слова и мысли – одной из главных благодетелей современного мира. Родители девушки навязывали ей такую идеологию, при которой она должна была стать корыстной и расчетливой девушкой. Ей была не мила такая жизнь, и поэтому она приняла решение стать свободной, уйдя из родительского дома.
Во втором сне, героиня видит, как Мерцалов вместе с Лопуховым ведут рассуждения о видах грязи, которые существуют в природе. Первым видом являлась мистическая грязь, а вторым – реальная. Данный сон можно интерпретировать как некую аллегорию в которой говорится о том, что девушка когда-то вела образ жизни, связанный с общением с людьми, с которыми ей приходилось общаться. Ее новая жизнь была полна друзьями и знакомыми, с которыми она сама захотела вести беседы. Благодаря данным сновидениям, автор знакомит читателей с миром героини, и рассказывает о том, что даже среди снов и видений, можно искать сокрытый смысл, который аллегорическими категориями выводит читателя на путь понимания того, что происходит с человеком в реальном мире. В этом заключается большое мастерство и талант писателя.
Также читают:
Картинка к сочинению Сны Веры Павловны (смысл и значение)
Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика Тихона Щербатого в романе Война и мир Толстого сочинение
Тихон Щербатый — один из второстепенных героев в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Он является простым мужиком, который начал войну с французами без чьей-либо помощи.
- Анализ пьесы Тень Шварца
Основным персонажем произведения представляется молодой человек по имени Христиан-Теодор, являющийся ученым, который, изучая путешествуя с целью изучения истории, поселяется однажды в гостиничном номере
- Сочинение по рассказу О чем плачут лошади Абрамова 7 класс
Фёдор Александрович Абрамов, написал произведение «О чём плачут лошади?» в не таком далёком 1973 году. Автор был обыкновенным человеком из крестьянской семьи, но с большим талантом и желанием творить что-то новое
- Каретник Михеев в поэме Мертвые души Гоголя характеристика сочинение
Поэма Гоголя изобилует дополнительными деталями, которые создают фактурность и глубину. Наряду с канвой помещиков, которые задают основное направление сюжету и формируют структуру есть незначительные герои
- Сочинение по роману Остров сокровищ Стивенсона
«Остров сокровищ» бесспорно самый популярный роман известного писателя Р.Стивенсона. Рассказ этой увлекательной истории ведётся от лица Джима Хокинса, молодого человека
Источник
Роман Николая Чернышевского «Что делать?» является уникальным не только в своем идейном направлении, но и в построении сюжета. Смысл и значение снов Веры Павловны в романе «Что делать?» аллегоричны. Ведь через них автор противопоставил свои представления о светлом будущем и несправедливости настоящего. Они описали не только судьбу самой главной героини, но и всего женского рода.
Герои романа
В своих снах главная героиня видела множество персонажей, некоторых из них она знала в жизни, а другие были лишь плодом ее воображения. Всего сны Веры заняли в романе 4 главы — Чернышевский отвел на описание каждого из них по одной.
Вера Павловна
Вера Розальская — главный персонаж романа, история ее жизни может послужить основой сочинения по роману.
Девушка выросла в Петербурге в многоэтажке на Гороховской улице. В 12 лет мать отдала ее в пансион. Еще будучи ребенком, она научилась шить, с 14 шила на всю семью, а с 16 сама учила других девушек пансиона. По характеру героиня общительная и веселая, несмотря на мещанскую угнетающую атмосферу, царившую в родном доме. Вера желает покинуть его и выходит замуж за любящего ее учителя своего брата — Дмитрия Сергеевича. Девушка не прониклась к нему чувствами, а потому жили они в разных комнатах.
Розальская решается открыть швейную мастерскую, которая в будущем стала приносить ей хороший доход. Прибыль от дела она распределяет между работницами. Девушка влюбляется в друга своего мужа — Александра Кирсанова и это оказывается взаимно. Лопухов, узнав об этом, спокойно разводится с ней и Вера находит свое счастье с любимым мужчиной.
Кирсанов и Лопухов
Кирсанов Александр стал вторым мужем Веры и был другом ее первого супруга. У мужчины привлекательная внешность, темно-русые волосы, продолговатое бледное лицо, глубокие голубые глаза и прямой нос. Он выглядит сильным и мускулистым.
Александ Матвеич родился в семье писца уездного суда. И начиная с двенадцатилетнего возраста помогал отцу на работе, а с четвертого класса гимназии давал уроки.
Александр выучился в медицинской академии и теперь возглавляет в ней кафедру и работает врачом.
Дмитрий Сергеич Лопухов был первым супругом Веры. Он родился в семье помещика. Мужчина умный, окончил гимназию, а на жизнь зарабатывал тем, что преподавал. Лопухов так сильно влюбился в девушку, что стал всячески добиваться ее. Но женившись, ему пришлось оставить обучение в медицинской академии еще до получения диплома.
Со временем мужчина осознает, что супруга влюблена в Кирсанова. Тогда он принимает решение имитировать самоубийство и уехать в Америку. Тем самым он освободил девушку от брачных уз. После того как двое его близких людей поженились, он вернулся на родину. Но тогда мужчина уже носил имя Чарльз Бьюмонт. Вскоре он женился на Екатерине Полозовой и раскрыл правду о своем поступке другу и бывшей жене. Тогда две семьи поселились рядом.
Первое сновидение
В первом из четырех снов Вера Павловна оказалась заточена в темнице. Но она внезапно вырвалась из страшного плена и очутилась посреди поля желтых спелых колосков. Героине показалось, что в момент, когда она переместилась, она словно исцелилась от какой-то страшной болезни, подобной параличу. Ведь оказавшись в поле, она тут же начала чувствовать себя в разы лучше и дышать стало легче.
С Верой заговорила девушка, которая была невестой ее жениха, этим образом Чернышевский хотел отобразить любовь к людям. После разговора героиня романа пошла гулять по улицам города, помогая всем на своем пути. Она доставала женщин из темниц и исцеляла их, ведь новая знакомая попросила ее сделать это.
Первый сон можно расшифровать, как символ спасение Веры от пошлых людей старого типа мышления. В подвале душный воздух — это рабство, а темнота — непросвещенность, отсутствие знания. Родители девушки закованы в цепи условностей и стереотипов, а потому мама наставляла ее выходить замуж только за богатого мужчину, по расчету, а не по любви. В их головах крепко засела мысль, что женщина в своей жизни больше ни на что не сгодиться.
Оставив семью, Вера испытала чувство облегчения, ведь больше не было надобности стараться продать себя подороже.
Ранее она боялась из-за вечного давления со стороны матери, но теперь к ней пришла настоящая любовь к людям. Но все же именно горький жизненный опыт помог героине осознать нужды человечества и то, что она должна вызволить девушек из темниц, помочь им начать жить независимо и добродетельно. А потому, чтобы дать возможность им честно работать, Вера открывает швейную мастерскую.
Второй сон
Краткое содержание второго сна следует начать с описания картины, где Мерцалов и муж Веры шагают по полям и рассуждают о видах грязи. В реальной грязи, по мнению Лопухова, может зародиться новая жизнь, а фантастическая же лишена плодородия и всякого смысла. Наблюдая за мужчинами, Вера замечает свою маму, поглощенную заботами о пропитании семьи и о том, как выкарабкаться из бедности. Но в этот момент она впервые за долгое время увидела на ее уставшем лице улыбку.
Сцена меняется, и девушка видит себя, сидящей на коленях у офицера. Уже в следующее мгновенье она пытается устроиться работать. Тогда ее знакомая, Любовь к людям, начала ей объяснять, как важно для самой Веры простить свою мать. Мария Алексеевна всю свою жизнь неустанно старалась вывести семью из злыдней, оттого и стала такой жестокой в мире, что поставил ее в невыносимо трудные условия бытия.
Первые 2 сна Веры в романе «Что делать» отображают ее взаимоотношения с людьми прошлого. Их можно называть пошлыми и злыми, но такими они стали под влиянием тяжелых обстоятельств жизни. Несмотря на жаркое рвение им никак не выбраться в люди. Работа сможет их прокормить, но не поменять условия жизни. Настоящая грязь — это мир этих затоптанных нищей жизнью людей, которые все же трудятся и приносят пользу. Все они все еще могут стать нравственными добродетельными людьми, но для этого у них должна появиться возможность начать жить по-настоящему.
Фантастическая гнилая грязь отображает общество, незаслуженно названных благодетелями горожан, которые не приносят никакой пользы. Каждого из этих людей беспокоят лишь нелепые, не ценные вещи, а их мировоззрение бедное и жалкое, несмотря на наличие у них богатства. Весь их класс появился искусственным путем, а потому среди его представителей не найти по-настоящему искренних людей, способных улучшать себя и окружающий мир.
На примере этих сюжетов Чернышевский отображает социальный состав русского общества тех лет, который делится на бедных и богатых. По его мнению, на хорошей почве зарождается трудовая жизнь, которая есть единственно правильная. Только на ней могут прорасти колоски морали. Гнилым и фантастическим выступает отсутствие труда.
Осознание любви
В третьем сне девушка видит певицу, держащую в руках ее дневник. Они вместе садятся и начинают его читать. Вера видит, что на страницах своего дневника, она изложила историю отношений с Лопуховым. Приближаясь все ближе к последней странице, она понимает, что хотела бы, но никогда в жизни не сможет полюбить своего мужа. Вера его всей душой уважает и очень ценит, но это не имеет ничего общего с любовью. Истинные чувства она испытывает к Кирсанову.
Проведя анализ этого сновидения, девушка осознает, кого она любит на самом деле. И понимает, что она сама вольна распоряжаться собой и своим телом, не обращая при этом внимания на узы брака. Ведь главное в этой жизни — к кому лежит сердце. И если оно стало симпатизировать другому человеку, нужно идти вслед за этим чувством, а не оставаться пленником ненавистных отношений в страхе быть осужденным обществом. Это осознание является ключевым элементом эмансипации, который дает женщинам возможность самостоятельно собой управлять. Ведь только она сама вправе решать с кем быть и кого любить.
Обретение свободы
В четвертом сне Вера снова оказывается посреди поля. На этот раз оно наполнено цветами и благоухающими ароматами. Она видит, как по нему навстречу ей шагают богини:
- Астрата — рабыня мужа;
- Афродита — приносящая наслаждение другим;
- непорочная Богоматерь.
Вслед за ними в хронологическом порядке идут другие великие женщины, а в конце девушка видит, как одна из богинь ведет за руку ее саму. Но во сне она другая — независимая и волевая представительница новой эпохи женского рода. Проводница девушки сообщает ей, что царство трех цариц пало, и теперь она новая богиня. Она нарекает ее на равноправие. После этого Вера видит прекрасный сад, в котором все люди равны, а труд доброволен. В этом месте уже никто никого не принуждает.
Значение сна в романе «Что делать?» заключается в отображении автором России будущего. В этой новой переродившейся стране будут править 3 ключевых принципа:
- свобода;
- равенство;
- братство.
Каждая из цариц отображает роль и место женщины в обществе, которое с течением времени ушло от предмета наслаждения до эмансипации.
Теперь представительницы женского пола такие же полноправные члены общества, имеющие множество ролей в социуме, как и мужчины. А потому Вера, как и ее сверстницы — это сильная девушка, уважаемая мужчинами, а не использованная ними.
Если первое сновидение — это лишь аллегория, в которой не только Вера покидает старый мир, но и все девушки обретают свободу, то независимыми они становятся лишь в четвертом сне, непосредственно повлиявшем на мышление главной героини. Все человечество перерождается и начинает мыслить по-новому.
Источник