Сочинение на тему четвертый сон веры павловны

Сочинение на тему четвертый сон веры павловны thumbnail
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Сны Веры Павловны (смысл и значение)

Главная мысль романа  Чернышевского «Что делать?» выражена во снах Веры Павловны. Автор использует этот прием, потому что считает, что сон — это отражение мыслей, чувств и идей человека, которые он не осознает в реальной жизни.

Всего Вере Павловне снится четыре сна. Все сны, если быть короче, посвящены необходимости революции, коренного переворота в жизни.

На сны девушки влияли события реальной жизни. Например, второй сон Веры Павловны посвящен тому, что ее муж вместе с Лопуховым бродит по полю и беседует о посадке зерновых. Накануне Лопухов вел беседу об учении Ютуса Либиха, об его подходе к хозяйству. Это сильно повлияло на нее, поэтому выразилось во сне.

В этом мне также активно используется терминология науки: понятия «реальная грязь» и «фантастическая грязь».

«Реальная грязь» — это жизнь обычных людей. Ее смысл состоит в том, что труд — это необходимый атрибут жизни людей. Без него человек слабеет и глупеет. «Фантастическая грязь» — это жизнь привилегированных сословий, лишённая труда. Такие люди имеют искаженную систему моральных ценностей, образ жизни.

Как с этим бороться? Сон Веры Павловны дает такой ответ: необходимо обеспечить удаление лишней влаги из болотистых мест с помощью дренажа. К реальной жизни это применимо в другом виде: необходимо внести коренные изменения в жизнь посредством революции.

Последний сон героини представляет собой видение будущего, но невозможного, нереального, фантастического. В этом мире нет собственности, семьи и других привычных вещей. Все люди абсолютно равны. Во сне был изображен дом среди полей, где пели музыканты для простого народа. Этим элементом автор хотел показать, что необходимо верить в светлое будущее, даже если оно кажется невозможным.

Сны Веры Павловны положительно повлияли на поступки героини. С каждым сном его смысл становился глубже, а девушка менялась все сильнее. Со временем она пришла к мысли об открытии трудовой коммуны, которую применила к жизни.

Сон — один из самых распространенных приемов в художественной литературе, используемый для выражения мыслей и задумки автора, позиции или осмысление важной социальной проблемы.

2 вариант

Прочитав данное произведение, можно наверняка отметить тот факт, что оно получилось довольно ярким, интересным, и содержит в себе массу поучительных мыслей, которые доносит автор в самых разнообразных формах и вариациях. Для того, чтобы полностью разобраться в сокрытом смысле, который автор решил завуалировать в образах сновидений, которые видятся главной героине произведения, следует понимать их философское значение.

В своем первом сне, она видит, будто кто-то ее запер в подвале, но ей удалось выбраться весьма удачно, и женщина оказалась на поле, полном колосьев. Также, ей привиделось, что она была больной, и ей удалось стать здоровой, поборов такой тяжелый недуг, как паралич конечностей. Затем она отправилась гулять по улицам города, где могла и хотела помогать окружающим людям, которые были больны, и желали стать здоровыми. Чтобы разобраться в смысле данного сновидения, следует включить фантазию и воображение. Автор здесь хочет показать, что в реальной жизни, Вера смогла вырваться из той среды, где жили люди, чьи взгляды были устаревшими и однотипными. Когда она уходит из семьи, места, где она чувствует себя некомфортно и нехорошо, то героиня понимает, что она не ненавидит людей, ведь среди них есть масса интересных и ярких личностей.

Также, стоит отметить и тот факт, что она находит новых друзей, которые считают свободу слова и мысли – одной из главных благодетелей современного мира. Родители девушки навязывали ей такую идеологию, при которой она должна была стать корыстной и расчетливой девушкой. Ей была не мила такая жизнь, и поэтому она приняла решение стать свободной, уйдя из родительского дома.

Во втором сне, героиня видит, как Мерцалов вместе с Лопуховым ведут рассуждения о видах грязи, которые существуют в природе. Первым видом являлась мистическая грязь, а вторым – реальная. Данный сон можно интерпретировать как некую аллегорию в которой говорится о том, что девушка когда-то вела образ жизни, связанный с общением с людьми, с которыми ей приходилось общаться. Ее новая жизнь была полна друзьями и знакомыми, с которыми она сама захотела вести беседы. Благодаря данным сновидениям, автор знакомит читателей с миром героини, и рассказывает о том, что даже среди снов и видений, можно искать сокрытый смысл, который аллегорическими категориями выводит читателя на путь понимания того, что происходит с человеком в реальном мире. В этом заключается большое мастерство и талант писателя.

Также читают:

Картинка к сочинению Сны Веры Павловны (смысл и значение)

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Куинджи Север описание

    Замечательный художник, который известен многими своими работами написал картину «Север» в 1879 году. В эти годы Куинджи создает еще пару картин, который можно обобщить одной темой – пейзажи и красота севера.

  • Женские образы в творчестве Пушкина

    Женские образы занимают в творчестве Пушкина большую роль. Его героини олицетворяют любовь, спасительное, исцеляющее для человека чувство.

  • Сочинение Проблема ответственности людей за свою Родину рассуждение

    Ответственность – это важная неотделимая часть нашей жизни. Она не рассматривается самостоятельно, а неизменно находится в рамках определенного контекста. Иногда видение ответственности до такой степени глубоко и масштабно

  • Сочинение на тему Старый друг лучше новых двух

    Человеку свойственно наполнять свою жизнь тем, что приносит ему радость. Счастье личности во многом сформировано взаимоотношениями — любовью, дружбой.

  • Сочинение Мечты Обломова по одноименному роману Гончарова

    Как известно, для того чтобы понять человека, нужно понять его мечты. Этот незримый внешним взором идеал, является по сути целью, к которой летит та стрела жизни, пущенная когда-то нашим рождением и стремящаяся не только к своему

Читайте также:  Night in the woods прохождение второй сон

Источник

Каждый, кто читал произведение Чернышевского «Что делать?», наверняка отметил своеобразие композиционного построения романа. Автор делится с читателями своими мыслями, рассказывает о своих идеалах посредством описания снов главной героини. Все они воспринимаются не буквально и таят в себе скрытый смысл.

Первый сон

О чем? Героиня была в заточении в подвале, но внезапно высвободилась из плена и оказалась в поле, где желтели спелые колосья. Одновременно с этим переходом случилось выздоровление Веры: она как будто была больна параличом, но после освобождения стала чувствовать себя лучше. С ней заговорила женщина, «невеста ее жениха», в этом образе автор изобразил любовь к людям. Девушка отправляется гулять по улицам города, помогая всем встречным, ведь новая знакомая просила ее выпускать девушек из подвалов и лечить их.

Смысл. Этот сон означает освобождение Веры из среды вульгарных и ограниченных людей старой формации. Подземелье – символ «темного царства», где темнота – невежество, а духота – несвобода. Родители героини – рабы условностей и стереотипов, недаром мать учит дочь соблазнять богатого человека и выходить замуж по расчету. В их мире женщина больше ни на что не способна. Покинув семью, Вера испытывает облегчение: ей больше не надо пытаться продать себя. Если раньше она жила в страхе и злобе из-за постоянного давления матери, то после освобождения к ней действительно приходит любовь к человечеству. Она узнает, что на Земле есть другие люди, не пошлые и не глупые. К ним она и подходит на улицах во сне, испытывая радость. «Любовь к людям» называет себя «невестой жениха Веры», потому что именно Лопухов открывает героине новый мир. Просьба выпускать всех девушек вдохновит героиню на создание швейной мастерской.

Второй сон

О чем? Лопухов и Мерцалов идут в поле, где говорят о реальной и фантастической грязи. В первой протекает здоровая и естественная жизнь, появляются колосья, а вторая – гнилая и фальшивая, в нет плодородия и сути. Во время этого разговора девушка видит свою мать, погрязшую в бедности и неусыпных заботах о пропитании для семьи. Зато в тот момент на лице изнуренной женщины просветлела улыбка. Потом Вера видит, будто она сидит на коленях у офицера. Это видение сменяется сценой, где героиня не может устроиться на работу. Старая знакомая девушки, Любовь к людям, объясняет, как важно Вере простить свою мать за злость и жестокость: Марья Алексеевна всю жизнь положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, поэтому она и ожесточилась на мир, что поставил ее в такие трудные условия.

Смысл. Первые два сна – отражение взаимоотношений Веры Павловны с теми, кто принадлежал к миру прошлого. Этих людей можно назвать пошлыми, однако их таким сделали тяжелейшие жизненные обстоятельства. Как бы они не старались, им не выбраться в люди. Весь их труд едва может прокормить, но уж никак не изменить условия жизни. Реальная грязь – это мир этих забитых нищетой обывателей, которые, тем не менее, трудятся и приносят обществу пользу. Они могут переродиться в добрых, ответственных и нравственных горожан, но им необходимо дать возможность жить, а не выживать. Фантастическая грязь – это среда праздных, незаслуженно облагодетельствованных господ, от которых никакой пользы. Их волнуют только несущественные мелочи, их внутренний мир тесен и убог. Такое положение в обществе искусственно, поэтому в нем нет естественных и подлинно чистых людей, способных на развитие. Посредством этих сюжетов Чернышевский рисует картину социального состава русского общества – бедных и богатых. Согласно автору, под хорошей почвой понимается трудовая жизнь, которая и является правильной. На ней произрастают колосья морали и нравственности. Фантастическим является отсутствие труда, паразитизм.

Читайте также:  Надувной матрас для сна в оби

Третий сон

О чем? Певица Бозио берет в руки несуществующий в реальности дневник Веры и читает его вместе с ней. Там изложены подробности отношений героини с Лопуховым. Из последней страницы, которую девушка боится открывать, становится ясно, что она хочет, но не может любить супруга. Она уважает и ценит его, но их чувства – всего лишь дружеская привязанность. Вера любит Кирсанова.

Смысл. В этом сновидении героиня постигает истинную природу своих чувств и приходит к выводу, что должна свободно распоряжаться собой, несмотря на узы брака. Главное – это сердечная склонность, и если она изменилась, нужно следовать за ней, а не блюсти формальные приличия из-за боязни общественного порицания. Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души. Она вправе решать, с кем ей быть.

Четвертый сон

О чем? Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д. Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает.

Смысл. В этом сне автор изобразил общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства». Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до вполне логичного финала – эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей. Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а Непорочность – их собственность и репродуктивный орган, то сама Вера – это независимая, умная и развитая дама, которая равна сильному полу, а не принижена и использована им.

Если первый сон представляет собой символическую картину: не только героиня покидает старый мир, но и все девушки «из подвала», наконец, вырываются на свободу, то эмансипированными они становятся уже в четвёртом сне – такой же символической картине. Обновляется всё человечество, пережитки прошлого умирают. Мы понимаем, что писатель верил в вероятность наступления светлого будущего, и что каждый, кто мог видеть такие сны, каким-то образом приближал миг всеобщего счастья и свободы.

Автор: Виктория Арутюнян

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник

Общество будущего показано в романе в четвертом сне Веры Павловны. Человек будущего, предсказывает Чернышевский, переделает природу при помощи чудесных машин. Он заставит природу служить себе, навеки освободится от “власти земли” над собой, сбросит с себя зависимость от стихийных сил природы.

Труд перестанет быть тяжелым и позорным бременем, станет легким и радостным, ибо все тяжелые работы будут делать машины. Труд станет естественной потребностью и наслаждением для человека. Люди будущего, предсказывает Чернышевский, превратят

пустыни в плодородные земли, покроют садами голые скалы, пророют грандиозные каналы. Навсегда исчезнет противоположность между умственным и физическим трудом.

Человек будущего, освобожденный от нужды и забот, станет всесторонне развитым существом, сможет полностью раскрыть все богатства своей натуры. Люди будущего цветут здоровьем и силой, они стройны и грациозны, они не рабы машин, а творцы и созидатели.

Они – музыканты, поэты, философы, ученые, артисты, но они же работают на полях и заводах, управляют совершенными, ими созданными машинами. “Все они – счастливые красавцы и крас! авицы, ведущие

вольную жизнь труда и наслаждения”.

Рисуя победу социализма в России, Чернышевский в то же время предсказывает неизбежное торжество его во всем мире, когда будут сметены все искусственные границы между народами и каждый человек станет желанным гостем и полноправным хозяином в любом месте земного шара. Тогда исчезнет всякое угнетение человека человеком, наступит “для всех вечная весна и лето, вечная радость”.

С глубокой проницательностью предвидел Чернышевский, что социализм раскрепостит женщину от домашнего рабства, что общество возьмет на себя значительную долю забот о воспитании подрастающего поколения и обеспечении стариков. Он верил, что сменится всего несколько поколений, и социализм победит в России и во всем мире. Гениальное предвидение Н. Г. Чернышевского сбылось в наше время: многие страны Европы и Азии приступили к построению социалистического общества, следуя великому примеру советского народа, построившего социализм и идущего к коммунизму. “Будущее светло и прекрасно”,- неустанно повторял Чернышевский и страстно звал к борьбе за него: “Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте””ег”67 переносите из него в настоящее;” сколько можете перенести: “настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего.

Читайте также:  Сладких снов в картинках для девушки

Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести”.

Основные герои русской классической литературы предшествовавшей Чернышевскому,-“лишние люди”. Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин. Об

Ломов при всем различии между собой сходны в одном: все они, по словам Герцена, “умные ненужностн”, “титаны слова и пигмеи дела”, натуры раздвоенные, страдающие от вечного разлада между сознанием и волей, мыслью и делом, – от нравственного изнурения. Не таковы герои Чернышевского. Его “новые люди” знают, что им нужно делать, и умеют осуществить свои замыслы, у них мысль неотделима от дела, они не знают разлада между сознанием и волей.

Герои Чернышевского – творцы новых отношений между людьми, носители новой морали. Эти новые люди находятся в центре внимания автора, они – главные герои ромайа; поэтому уже к концу второй главы романа “отпускаются со сцены” такие представители старого мира, как Марья Алеюсеевна, Сторешников, Жюли, Серж и др.

Роман начинается необычно, с развязки – сценой таинственного исчезновения одного из героев. Такое загадочное начало нередко встречалось в произведениях западных романистов – Эжена Сю, Александра Дюма, широко известных в тогдашней России.

Чернышевский сам в третьей главе (“Предисловие”) разъясняет смысл этого приема: “Я употребил обыкновенную хитрость романистов: начал повесть эффектными сценами, вырванными из средины или конца ее, прикрыл их туманом”. Такое начало позволило, с одной стороны, привлечь к роману внимание широкой читающей публики, которой автор “забрасывал удочку с приманкой эффектности”, с другой стороны, помогало обмануть бдительность цензуры, сбить ее с толку обычными приемами авантюрного романа.

В дальнейшем изложении Чернышевский пародирует подобные романы, заявляя: “Я пишу без уловок и потому вперед говорю: трескучего столкновения не будет, все развяжется без бурь, без громов и молний”.

Роман разбит на шесть глав, из которых каждая, за исключением последней, в свою очередь делится на главки. Стремясь подчеркнуть исключительно важное значение заключительных событий, Чернышевский рассказывает о них в особо выделенной одностраничной главке “Перемена декораций”.

Очень большое значение в романе приобретают развернутые образыаллегории – сны Веры Павловны. Так, в первом сне в аллегорической форме изображена революция, которая несет – свободу закрепощенным женщинам, томящимся в “сырых, темных подвалах жизни”. Во втором сне дается изображение “реальной грязи”, все элементы которой здоровы. “Реальная грязь”, “чистая грязь”,- это народ, жизнь которого “имеет главным своим элементом труд”. “Колос, который вырастает из этой грязи от солнечного света, будет здоровый колос”. “Фантастическая грязь”, “грязь гнилая” – это паразитические классы, живущие чужим трудом.

Все, что порождается этой “фантастической грязью”, дурно.

Особенно велико значение четвертого сна Веры Павловны. В нем в аллегорической форме, в смене картин, рисуется прошлое, настоящее и будущее человечества. В четвертом сне Веры Павловны снова появляется революция, “сестра своих сестер, невеста своих женихов”.

Она говорит о равенстве, братстве, свободе, о том, что “нет ничего выше человека, нет ничего выше женщины”, рассказывает о том, как будет устроена жизнь людей и каким станет человек при социализме.

Характерной особенностью романа являются частые авторские отступления, обращения к героям, беседы с проницательным читателем. Значение этого воображаемого персонажа очень велико в романе. В его лице осмеяна и разоблачена обывательская часть публики, косная и тупая, ищущая в романах острых сцен и пикантных положений, постоянно толкующая о “художественности и ничего не понимающая в подлинном искусстве. Проницательный читатель – тот, кто “самодовольно толкует о литературных или ученых вещах, в которых ни бельмеса не смыслит,, и толкует не потому, что в самом деле заинтересован ими, а для того, чтобы пощеголять своим умом (которого ему не случилось получить от природы), своими возвышенными стремлениями (которых в нем столько же, как в стуле, на котором он сидит) и своей образованностью (которой в нем столько же, как в попугае) “.

Издеваясь и глумясь над этим персонажем, Чернышевский тем самым обращался к читателю-другу, к которому он питал, огромное уважение, истребовал от него вдумчивого, пристального,. подлинно проницательного отношения к рассказу о “новых людях”.

Введение в роман образа проницательного читателя объяснялось необходимостью привлечь внимание читающей публики к тому, о чем по цензурным условиям Чернышевский не мог говорить открыто и прямо.

Loading…

Источник