Сон гринева какую роль он сыграл в романе
Какое значение имеет сон Гринева в Капитанской дочке? Бульбозавр 2 года назад Пушкин в своем произведении «Капитанская дочка» использовал один из приемов — вещий сон, в котором Гриневу приснился вожатый, который ему, находящемуся в степи, указал к жилью дорогу. Таким приемом, автор налаживает связь между Гриневым и Емельяном Пугачевым, тем вожатым из сна, в реальности ставший предводителем войска казаков и самозваным царем. Этот сон, по сути, опережает развитие будущих исторических событий, а так же в нем предсказывается и характер взаимоотношений, между этими двумя персонажами, офицером Петром Гриневым, и Емельяном Пугачевым. Если осмыслить этот вещий сон, то в нем можно увидет предсказание казни тех людей, которые защищали Белогорскую Крепость Прощение и покровительство Гриневу со стороны народного вождя автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Один из наиболее ярких эпизодов «Капитанской дочки» — это сон Гринева, описанный во второй главе произведения (ниже вы можете ознакомиться с этим эпизодом). Этот сон главный герой видит в довольно экстремальной ситуации — во время бурана и сразу после знакомства с бородатым бродягой. Уже позже Петр Гринев узнает, что этот бродяга и есть тот самый Емельян Пугачев. Что касается сна, то он как бы предсказывает дальнейшие события и задает трагическую тональность произведения. Далее во время развития сюжета читателю приходится снова и снова возвращаться к сценам из сна, хотя в начале он не придает его описанию особое значение. Сам сон является довольно будничным и описывается как реальные события. Это уже не сон, а видение, потому как события в нем представлены отчетливо и ясно. Анализируя этот сон, мы видим, что он предсказывает будущий казачий бунт и непростые отношения Гринева и Пугачева. Бородатый мужик во сне — это предводитель казаков Емельян Пугачев, а кровавая расправа — это казнь в крепости. Уже из сна видно, что Петр как мог противостоял этой расправе. И ведь действительно, он не стал целовать руку Пугачеву. В сне упоминается и ласковое отношение предводителя казаков к Гриневу. О нем автор неоднократно упоминает и далее, описывая реальные события. Таким образом, сон Петруши является пророчеством. О нем Гринев будет помнить до конца жизни, связывая многие события именно с ним. Сон Гринева «Капитанская дочка»: lady v более года назад Сон Гринева, описание которого мы находим во второй главе повести «Капитанская дочка», играет роль предвестника будущих событий в жизни героя. В этом сне Гринев узнает, что его отец лежит при смерти и его мать ведет Петрушу к кровате больного, чтобы тот получил отцовское благословение. но изумленный гринев вдруг видит вместо отца какого-то бородатого мужика. Он недоумевает, почему он должен просить благословения у незнакомца, но мать уговаривает его. А мужик вдруг вскакивает и начинает махать топором. Комната наполняется мертвыми телами и кровью. Мы сразу понимаем, что бородатый мужик из сна — это сам Пугачев, который действительно вскорости зальет кровью казацкого мятежа всю страну. Мертвых и крови вокруг будет очень много. И Пугачев действительно будет просить от Гринева признать себя императором, встать на его сторону. Но как во сне Гринев отказывается просить благословения у незнакомого мужика, так и в реальности он откажется принимать сторону Пугачева, сохранит верность присяге. Такие сны принято называть вещими. Они предупреждают нас о событиях, которые еще не наступили. angren более года назад Сон Петруши Гринева во второй главе повести «Капитанская дочка» он сам называет пророческим, потому что в этих видениях отразились те события, которые с ним произошли впоследствии. Ему приснилось, что он приехал в родной дом проститься с умирающим отцом. Матушка подвела его к кровати отца, но там оказался человек, которого они встретили на заснеженной дороге и который показал им путь к жилью. Петруша отказался получать благословение от этого человека, несмотря на уговоры матушки, которая называла его посаженным отцом и просила поцеловать ему руку. Мужик схватил топор и начал махать им, Петруша хотел бежать, но не смог, потому что кругом были трупы и кровь. А страшный человек уговаривал его не бояться, подойти к нему, получить благословение. События, которые приснились Петруше произошли с ним в реальной жизни. Были трупы и кровь и предложение Пугачева быть с ним, но он не смог нарушить присягу, остался верен ей. Марина Вологда 4 месяца назад Автор не зря описывает сон Гринева во второй части произведения «Капитанская дочка». В нем главный герой видит вместо своего отца бородатого мужика. Матушка говорит, чтобы он попросил благословения у этого мужика, но Гринев не хочет это делать. Тогда мужик вскакивает и начинает махать топором, вокруг много трупов. Но мужик с бородой все же ласково его кликал. Позже мы получаем ответ, который так мучил Гринева. Мужик с бородой — это Пугачев. Так автор делает сон пророческим, как бы предупреждая Петра о предстоящих событиях. Ведь не зря Пугачев убивает многих, но Гринева не трогает. Поэтому, можно сказать, что данный сон имеет пророческое значение. -Irinka- 4 месяца назад Сон Гринева в повести «Капитанская дочка» написан во второй главе. Этот сон является пророчеством, предсказанием будущих событий, которые вскоре произойдут с Петром Гриневым. Во сне он видит умирающего отца и себя. Гринев приехал просить благословения у отца, но вместо отца видит незнакомого мужчину с бородой. Он отказывается просить блогасловение и тогда, мужчина проживает кровь его близких. Во сне вся комната в крови. В этом сне, в образе отца Петруша видит Пугачева, а так же то, что он прольёт много крови из-за своего бунта. Гринев откажется встать на его сторону, как отказался во сне просить благословения. Мурочка полосатая 4 месяца назад Сон Петра Гринева действительно становится пророческим. Гриневу снится, что его отец находится при смерти, его матушка подводит к кровати его и говорит, чтобы он попросил благословения. Но Гринев вместо отца видит незнакомого мужика, он отказывается просить у того благословения. Мужик начал махать топором и вскоре комната была усыпана мертвыми телами. В реальности мужик из сна — это Емельян Пугачев, Гринев отказал Пугачеву, он остался быть верным присяге. И в реальности было много убитых. Сон Гринева имеет большое значение, так как он предупреждает Петра, о том какие события будут происходить в его жизни. OlyaSh 4 месяца назад Во второй главе повести «Капитанская дочка», автором которой является Александр Сергеевич Пушкин, главный герой Петр Гринев видит сон, который является пророческим. Гринев видит во сне свою матушку, которая говорит Петру, что его отец при смерти и надо с ним проститься. Однако, подойдя к кровати, Гринев видит не отца, а незнакомца с бородой. Гринев отказывается просить благословения у этого человека. После чего незнакомец начинает рубить все топором и появляется множество убитых. При этом к самому Петру Гриневу незнакомец обращался очень ласково. Этим сном Пушкин хотел показать читателю, что с Гриневым проищойдет дальше. Незнакомец с бородой оказался Емельяном Пугачевым, который назвал себя наследником престола и хотел захватить власть. В результате его восстания оказалось очень много убитых. А вот к Гриневу в реальной жизни, как и во сне, Пугачев благоволил и даже устроил его счастье с Машей Мироновой. Бекки Шарп 4 месяца назад Сон Гринева в повести «Капитанская дочка» оказался пророческим. Петруше снится сон во время бурана в степи и неожиданный вожатый показывает дорогу. Гриневу снится, что он приехал проститься с отцом, его отец умирает, но вместо отца незнакомый человек, тот который показал ему дорогу в степи. Мать во сне называет мука посаженным отцом. Мужик машет топором и вся комната усыпана телами. Сон предсказывает последующие события народного бунта. Сон не только пророчит события но и опережает их. И во сне и в жизни Гринев не встает на сторону Пугачева, сон предсказывает характер взаимоотношений между Гриневым и народным вождем. Илта 4 месяца назад Сон у Гринева и правда сбылся. Правда то, что приснилось молодому человеку, надо трактовать не в прямом значении. В реальности оказалось, что Петру Гриневу сон был как предупреждение об опасности. Умирающий мужчина, который лежал на кровати во сне — это в реальном мире был Пугачев. Петр ему отказал. Еще убитых было много, во сне тоже. Знаете ответ? |
Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет при анализе произведений, в частности “Капитанской дочки”. Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся ого отношения с Пугачевым.
Подобное толкование противоречит самому принципу повествования
Пушкина – с его краткостью и лаконизмом, динамически развивающимся сюжетом. Да и зачем, спрашивается, дважды повторять одно и то же: сначала во сне, а потом в реальной жизни? Правда, сон в известной мере наделен и функцией предсказывания последующих событий.
Но это “предсказывание” нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцепе сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже. Важно помнить при этом, что увиденный сон – вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: “Мне приснился
сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни”. Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь.
И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, “соображать” с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания.
Подобное восприятие символического смысла сна обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: “С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего”. Вещие, пророческие сны, пишет тот же исследователь, опираясь на богатейший материал наблюдений, “никогда не забываются человеком до тех пор пока не сбудутся” . Пушкин знал эти верования. Оттого Гринев и не забывал свой вещий сон.
Не должен был его забывать и читатель.
Какой же сон видел Гринев?
Ему снилось, что он вернулся домой: “…Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. “Тише,- говорит она мне,- отец болен при смерти и желает с тобою проститься”. – Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: “Андрей Петрович, Потругла приехал; оп воротился, узнав о твоей болезни; благослови его”. Я стал на колени и устремил глаза мои на больного.
Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: “Что это значит?
Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?” – “Все равно, Петрушка,- отвечала мне матушка,- это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит”…”
Символическое будет проступать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа – тогда родится догадка, что мужик с черной бородой помин – на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой… Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа. Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна.
Гринев не хочет исполнить просьбу матери – подойти под благословение мужика.
“Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: Не бойсь, подойди под мое благословение…”
Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи – все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже – уже не во сне, а наяву.
Колоссальный образ чернобородого мужика с топором – это обобщенный поэтический образ могучего народного характера. Обобщенный – хотя он и дан в начало романа, до нашего знакомства с Пугачевым. Объясняется это особой природой символического образа – он лишен статики, Пушкин наделил его способностью “самостоятельно” жить во времени, развиваться, представать в своей многозначности.
Знаменательно, что роман завершался кровавой сценой, написанной уже самим Пушкиным – издателем мемуаров Гринева. Опираясь на “семейственные предания”, он писал, что Гринев “присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народно).
Реальная сцена казни Пугачева не может не вызвать в памяти образа чернобородого мужика с топором. И, странное дело, казнь не воспринимается как возмездие, наоборот, она наполняет особым волнующим смыслом образ из гриневского сна – этому помогает калмыцкая сказка! Пугачев знал, что ждет его, и шел безбоязненно но избранной дороге.
Соотнесенность с Пугачевым объясняет появление пронзительного по своей идейной неожиданности оксюморона – ласковый мужик с топором/ Читатель наполняет этот образ содержанием, приобретенным в процессе знакомства с Пугачевым. “Ласковость” Пугачева к Гриневу и Маше Мироновой создает ему особый ореол. Оттого “ласковость” мужика с топором не кажется читателю страшной и странной.
И, наконец, это слово мужика – “Не бойсь!..”, поражающее сначала своей как бы абсурдностью: ну как же не бояться человека с топором, которым он машет, наполняя комнату трупами? Нельзя не бояться такого мужика! Но возвращение читателя к сцене сна во всеоружии знания Пугачева кардинально обновляет смысл этого слова.
Ведь все отношения Пугачева с Гриневым и строятся на том, что он ласково убеждал его не бояться восстания – затем и калмыцкую сказку рассказывал, и уговаривал перейти к нему (“послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья…”).
Вещие сны человек помнит всю жизнь, и особенно остра память в период ожидания исполнения этого сна. Притягательная, гипнотизирующая сила символического сна такова, что читатель не может забыть его. Образ мужика с топором, сливаясь с поэтическим образом Пугачева, становится глубоко содержательным символом романа – в нем, как в накрепко сжатой пружине, сконцентрирован идейный смысл “Капитанской дочки”.
Народу принадлежит огромная роль в истории. Даже когда он “безмолвствует”, видна зреющая в нем энергия будущих мятежей. Восстание высвобождает и развивает громадные и грозные силы.
Но стихия может и поглотить своих создателей.
Loading…
СовеÑÑенно оÑобÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð² Ñомане игÑÐ°ÐµÑ Ñон ÐÑинева, коÑоÑÑй он Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¶Ðµ поÑле пеÑвой вÑÑÑеÑи Ñ Ð²Ð¾Ð¶Ð°ÑÑм-ÐÑгаÑевÑм. ÐеизÑÑенноÑÑÑ Ñеализма ÐÑÑкина 1830-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð¾Ð² пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº ÑомÑ, ÑÑо ÑимволиÑеÑкое наÑало в нем игноÑиÑÑеÑÑÑ, не пÑинимаеÑÑÑ Ð² ÑаÑÑÐµÑ Ð¿Ñи анализе пÑоизведений, в ÑаÑÑноÑÑи «ÐапиÑанÑкой доÑки». Ðведение Ñна ÐÑинева обÑÑÑнÑеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº пÑедваÑÑÑÑÐ°Ñ ÑобÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑиÑ: ÐÑÑкин пÑедÑпÑÐµÐ¶Ð´Ð°ÐµÑ ÑиÑаÑелÑ, ÑÑо бÑÐ´ÐµÑ Ñ ÐÑиневÑм далÑÑе, как ÑложаÑÑÑ Ð¾Ð³Ð¾ оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ ÐÑгаÑевÑм.
Ðодобное Ñолкование пÑоÑивоÑеÑÐ¸Ñ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÑинÑÐ¸Ð¿Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑвованиÑ
ÐÑÑкина — Ñ ÐµÐ³Ð¾ кÑаÑкоÑÑÑÑ Ð¸ лаконизмом, динамиÑеÑки ÑазвиваÑÑимÑÑ ÑÑжеÑом. Ðа и заÑем, ÑпÑаÑиваеÑÑÑ, Ð´Ð²Ð°Ð¶Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÑоÑÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ и Ñо же: ÑнаÑала во Ñне, а поÑом в ÑеалÑной жизни? ÐÑавда, Ñон в извеÑÑной меÑе наделен и ÑÑнкÑией пÑедÑказÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑледÑÑÑÐ¸Ñ ÑобÑÑий. Ðо ÑÑо «Ð¿ÑедÑказÑвание» нÑжно ÑовеÑÑенно Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑобÑÑ Ñелей: ÐÑÑÐºÐ¸Ð½Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ заÑÑавиÑÑ ÑиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ñи вÑÑÑеÑе как Ð±Ñ Ñо знакомÑми ÑакÑами возвÑаÑаÑÑÑÑ Ðº ÑÑепе Ñна.
Ðб ÑÑой оÑобой Ñоли возвÑаÑений бÑÐ´ÐµÑ Ñказано позже. Ðажно помниÑÑ Ð¿Ñи ÑÑом, ÑÑо ÑвиденнÑй Ñон — веÑий, пÑоÑоÑеÑкий: об ÑÑом пÑедÑпÑÐµÐ¶Ð´Ð°ÐµÑ ÑиÑаÑÐµÐ»Ñ Ñам ÐÑинев: «Ðне пÑиÑнилÑÑ Ñон,
коÑоÑого никогда не мог Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð°Ð±ÑÑÑ Ð¸ в коÑоÑом до ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ Ð²Ð¸Ð¶Ñ Ð½ÐµÑÑо пÑоÑоÑеÑкое, когда ÑообÑÐ°Ð¶Ð°Ñ Ñ Ð½Ð¸Ð¼ ÑÑÑаннÑе обÑÑоÑÑелÑÑÑва моей жизни». Ðавний Ñон Ñвой ÐÑинев помнил вÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ.
Ð ÑиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ бÑл его помниÑÑ Ð²Ñе вÑÐµÐ¼Ñ Ñак же, как ÐÑинев, «ÑообÑажаÑÑ» Ñ Ð½Ð¸Ð¼ вÑе ÑлÑÑивÑееÑÑ Ñ Ð¼ÐµÐ¼ÑаÑиÑÑом во вÑÐµÐ¼Ñ Ð²Ð¾ÑÑÑаниÑ.
Ðодобное воÑпÑиÑÑие ÑимволиÑеÑкого ÑмÑÑла Ñна обÑÑловливаеÑÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð²ÐµÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð¹ наÑодной ÑÑадиÑией. ÐÑÑледоваÑÐµÐ»Ñ Ñновидений в наÑоднÑÑ Ð²ÐµÑованиÑÑ ÑпÑаведливо пиÑал: «Ð¡ ÑамÑÑ Ð´ÑÐµÐ²Ð½Ð¸Ñ Ð²Ñемен ÑеловеÑеÑкий Ñм видел в ÑновидениÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ из наиболее дейÑÑвиÑелÑнÑÑ ÑÑедÑÑв Ð´Ð»Ñ Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑиподнÑÑÑ ÑаинÑÑвеннÑÑ Ð·Ð°Ð²ÐµÑÑ Ð±ÑдÑÑего». ÐеÑие, пÑоÑоÑеÑкие ÑнÑ, пиÑÐµÑ ÑÐ¾Ñ Ð¶Ðµ иÑÑледоваÑелÑ, опиÑаÑÑÑ Ð½Ð° богаÑейÑий маÑеÑиал наблÑдений, «Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° не забÑваÑÑÑÑ Ñеловеком до ÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ° не ÑбÑдÑÑÑÑ» . ÐÑÑкин знал ÑÑи веÑованиÑ.
ÐÑÑого ÐÑинев и не забÑвал Ñвой веÑий Ñон. Ðе должен бÑл его забÑваÑÑ Ð¸ ÑиÑаÑелÑ.
Ðакой же Ñон видел ÐÑинев?
ÐÐ¼Ñ ÑнилоÑÑ, ÑÑо он веÑнÑлÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð¾Ð¹: «…ÐаÑÑÑка вÑÑÑеÑÐ°ÐµÑ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ð° кÑÑлÑÑе Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¾Ð¼ глÑбокого огоÑÑениÑ. «Ð¢Ð¸Ñе,- говоÑÐ¸Ñ Ð¾Ð½Ð° мне,- оÑÐµÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ½ пÑи ÑмеÑÑи и Ð¶ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ñ ÑÐ¾Ð±Ð¾Ñ Ð¿ÑоÑÑиÑÑÑÑ». — ÐоÑаженнÑй ÑÑÑÐ°Ñ Ð¾Ð¼, Ñ Ð¸Ð´Ñ Ð·Ð° Ð½ÐµÑ Ð² ÑпалÑнÑ. ÐижÑ, комнаÑа Ñлабо оÑвеÑена; Ñ Ð¿Ð¾ÑÑели ÑÑоÑÑ Ð»Ñди Ñ Ð¿ÐµÑалÑнÑми лиÑами. Я ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð½Ñко Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð¶Ñ Ðº поÑÑеле; маÑÑÑка пÑиподÑÐ¼Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð³ и говоÑиÑ: «ÐндÑей ÐеÑÑовиÑ, ÐоÑÑÑгла пÑÐ¸ÐµÑ Ð°Ð»; оп воÑоÑилÑÑ, Ñзнав о Ñвоей болезни; благоÑлови его». Я ÑÑал на колени и ÑÑÑÑемил глаза мои на болÑного. ЧÑо ж?..
ÐмеÑÑо оÑÑа моего, Ð²Ð¸Ð¶Ñ Ð² поÑÑеле Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð¼Ñжик Ñ ÑеÑной боÑодоÑ, веÑело на Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð³Ð»ÑдÑваÑ. Я в недоÑмении обоÑоÑилÑÑ Ðº маÑÑÑке, говоÑÑ ÐµÐ¹: «Ð§Ñо ÑÑо знаÑиÑ? ÐÑо не баÑÑÑка. Рк какой мне ÑÑаÑи пÑоÑиÑÑ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾ÑÐ»Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¼Ñжика?» — «ÐÑе Ñавно, ÐеÑÑÑÑка,- оÑвеÑала мне маÑÑÑка,- ÑÑо Ñвой поÑаженÑй оÑеÑ; поÑелÑй Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ ÑÑÑкÑ, и пÑÑÑÑ Ð¾Ð½ ÑÐµÐ±Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ñловиѻ…»
СимволиÑеÑкое бÑÐ´ÐµÑ Ð¿ÑоÑÑÑпаÑÑ Ð¿Ð¾ меÑе знакомÑÑва ÑиÑаÑÐµÐ»Ñ Ñ ÑÑжеÑнÑм ÑазвиÑием Ñомана — Ñогда ÑодиÑÑÑ Ð´Ð¾Ð³Ð°Ð´ÐºÐ°, ÑÑо мÑжик Ñ ÑеÑной боÑодой помин — на ÐÑгаÑева, ÑÑо ÐÑгаÑев Ñак же лаÑков бÑл Ñ ÐÑиневÑм, ÑÑо ÑÑо он ÑÑÑÑоил его ÑÑаÑÑÑе Ñ ÐаÑей ÐиÑоновой… Чем болÑÑе Ñзнавал ÑиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¾ воÑÑÑании и ÐÑгаÑеве, Ñем ÑÑÑемиÑелÑнее ÑоÑла многогÑанноÑÑÑ Ð¾Ð±Ñаза мÑжика из Ñна, вÑе оÑÑеÑливее вÑÑÑÑпала его ÑимволиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÑиÑода. ÐÑо ÑÑановиÑÑÑ Ð¾Ñобенно наглÑднÑм в заклÑÑиÑелÑной ÑÑене Ñна.
ÐÑинев не Ñ Ð¾ÑÐµÑ Ð¸ÑполниÑÑ Ð¿ÑоÑÑÐ±Ñ Ð¼Ð°ÑеÑи — подойÑи под благоÑловение мÑжика.
«Ð¯ не ÑоглаÑалÑÑ. Тогда мÑжик вÑкоÑил Ñ Ð¿Ð¾ÑÑели, вÑÑ Ð²Ð°Ñил ÑÐ¾Ð¿Ð¾Ñ Ð¸Ð·-за ÑÐ¿Ð¸Ð½Ñ Ð¸ ÑÑал Ð¼Ð°Ñ Ð°ÑÑ Ð²Ð¾ вÑе ÑÑоÑонÑ. Я Ñ Ð¾Ñел бежаÑÑ… и не мог; комнаÑа наполнилаÑÑ Ð¼ÐµÑÑвÑми Ñелами; Ñ ÑпоÑÑкалÑÑ Ð¾ Ñела и ÑколÑзил в кÑовавÑÑ Ð»ÑÐ¶Ð°Ñ … СÑÑаÑнÑй мÑжик лаÑково Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐºÐ»Ð¸ÐºÐ°Ð», говоÑÑ: Ðе бойÑÑ, подойди под мое благоÑловение…»
ÐÑжик Ñ ÑопоÑом, меÑÑвÑе Ñела в комнаÑе и кÑовавÑе лÑжи — вÑе ÑÑо Ñже оÑкÑÑÑо ÑимволиÑно. Ðо ÑимволиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð·Ð½Ð°ÑноÑÑÑ Ð¿ÑоÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ñ Ð½Ð°Ñего Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾ жеÑÑÐ²Ð°Ñ Ð²Ð¾ÑÑÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐÑгаÑева, о Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑÑвÑÑ ÑÐµÐ»Ð°Ñ Ð¸ лÑÐ¶Ð°Ñ ÐºÑови, коÑоÑÑе Ñвидел ÐÑинев позже — Ñже не во Ñне, а наÑвÑ.
ÐолоÑÑалÑнÑй обÑаз ÑеÑнобоÑодого мÑжика Ñ ÑопоÑом — ÑÑо обобÑеннÑй поÑÑиÑеÑкий обÑаз могÑÑего наÑодного Ñ Ð°ÑакÑеÑа. ÐбобÑеннÑй — Ñ Ð¾ÑÑ Ð¾Ð½ и дан в наÑало Ñомана, до наÑего знакомÑÑва Ñ ÐÑгаÑевÑм. ÐбÑÑÑнÑеÑÑÑ ÑÑо оÑобой пÑиÑодой ÑимволиÑеÑкого обÑаза — он лиÑен ÑÑаÑики, ÐÑÑкин наделил его ÑпоÑобноÑÑÑÑ «ÑамоÑÑоÑÑелÑно» жиÑÑ Ð²Ð¾ вÑемени, ÑазвиваÑÑÑÑ, пÑедÑÑаваÑÑ Ð² Ñвоей многознаÑноÑÑи.
ÐнаменаÑелÑно, ÑÑо Ñоман завеÑÑалÑÑ ÐºÑовавой ÑÑеной, напиÑанной Ñже Ñамим ÐÑÑкинÑм — издаÑелем мемÑаÑов ÐÑинева. ÐпиÑаÑÑÑ Ð½Ð° «ÑемейÑÑвеннÑе пÑеданиѻ, он пиÑал, ÑÑо ÐÑинев «Ð¿ÑиÑÑÑÑÑвовал пÑи казни ÐÑгаÑева, коÑоÑÑй Ñзнал его в Ñолпе и кивнÑл ÐµÐ¼Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¾Ñ, коÑоÑÐ°Ñ ÑеÑез минÑÑÑ, меÑÑÐ²Ð°Ñ Ð¸ окÑовавленнаÑ, показана бÑла наÑодно).
РеалÑÐ½Ð°Ñ ÑÑена казни ÐÑгаÑева не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ðµ вÑзваÑÑ Ð² памÑÑи обÑаза ÑеÑнобоÑодого мÑжика Ñ ÑопоÑом. Ð, ÑÑÑанное дело, ÐºÐ°Ð·Ð½Ñ Ð½Ðµ воÑпÑинимаеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº возмездие, наобоÑоÑ, она наполнÑÐµÑ Ð¾ÑобÑм волнÑÑÑим ÑмÑÑлом обÑаз из гÑиневÑкого Ñна — ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ ÐºÐ°Ð»Ð¼ÑÑÐºÐ°Ñ Ñказка! ÐÑгаÑев знал, ÑÑо Ð¶Ð´ÐµÑ ÐµÐ³Ð¾, и Ñел безбоÑзненно но избÑанной доÑоге.
СооÑнеÑенноÑÑÑ Ñ ÐÑгаÑевÑм обÑÑÑнÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñвление пÑонзиÑелÑного по Ñвоей идейной неожиданноÑÑи окÑÑмоÑона — лаÑковÑй мÑжик Ñ ÑопоÑом/ ЧиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÑÐµÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð¾Ð±Ñаз ÑодеÑжанием, пÑиобÑеÑеннÑм в пÑоÑеÑÑе знакомÑÑва Ñ ÐÑгаÑевÑм. «ÐаÑковоÑÑÑ» ÐÑгаÑева к ÐÑÐ¸Ð½ÐµÐ²Ñ Ð¸ ÐаÑе ÐиÑоновой ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°ÐµÑ ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑобÑй оÑеол. ÐÑÑого «Ð»Ð°ÑковоÑÑÑ» мÑжика Ñ ÑопоÑом не кажеÑÑÑ ÑиÑаÑÐµÐ»Ñ ÑÑÑаÑной и ÑÑÑанной.
Ð, наконеÑ, ÑÑо Ñлово мÑжика — «Ðе бойÑÑ!..», поÑажаÑÑее ÑнаÑала Ñвоей как Ð±Ñ Ð°Ð±ÑÑÑдноÑÑÑÑ: Ð½Ñ ÐºÐ°Ðº же не боÑÑÑÑÑ Ñеловека Ñ ÑопоÑом, коÑоÑÑм он маÑеÑ, наполнÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð½Ð°ÑÑ ÑÑÑпами? ÐелÑÐ·Ñ Ð½Ðµ боÑÑÑÑÑ Ñакого мÑжика! Ðо возвÑаÑение ÑиÑаÑÐµÐ»Ñ Ðº ÑÑене Ñна во вÑеоÑÑжии Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐÑгаÑева каÑдиналÑно обновлÑÐµÑ ÑмÑÑл ÑÑого Ñлова. ÐÐµÐ´Ñ Ð²Ñе оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÑгаÑева Ñ ÐÑиневÑм и ÑÑÑоÑÑÑÑ Ð½Ð° Ñом, ÑÑо он лаÑково Ñбеждал его не боÑÑÑÑÑ Ð²Ð¾ÑÑÑÐ°Ð½Ð¸Ñ — заÑем и калмÑÑкÑÑ ÑÐºÐ°Ð·ÐºÑ ÑаÑÑказÑвал, и ÑговаÑивал пеÑейÑи к немÑ.
ÐеÑие ÑÐ½Ñ Ñеловек Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸Ñ Ð²ÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, и оÑобенно оÑÑÑа памÑÑÑ Ð² пеÑиод Ð¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑого Ñна. ÐÑиÑÑгаÑелÑнаÑ, гипноÑизиÑÑÑÑÐ°Ñ Ñила ÑимволиÑеÑкого Ñна Ñакова, ÑÑо ÑиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð½Ðµ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð·Ð°Ð±ÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾. ÐбÑаз мÑжика Ñ ÑопоÑом, ÑливаÑÑÑ Ñ Ð¿Ð¾ÑÑиÑеÑким обÑазом ÐÑгаÑева, ÑÑановиÑÑÑ Ð³Ð»Ñбоко ÑодеÑжаÑелÑнÑм Ñимволом Ñомана — в нем, как в накÑепко ÑжаÑой пÑÑжине, ÑконÑенÑÑиÑован идейнÑй ÑмÑÑл «ÐапиÑанÑкой доÑки».
ÐаÑÐ¾Ð´Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð¾Ð³ÑÐ¾Ð¼Ð½Ð°Ñ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð² иÑÑоÑии. Ðаже когда он «Ð±ÐµÐ·Ð¼Ð¾Ð»Ð²ÑÑвÑеѻ, видна зÑеÑÑÐ°Ñ Ð² нем ÑнеÑÐ³Ð¸Ñ Ð±ÑдÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑежей. ÐоÑÑÑание вÑÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð¶Ð´Ð°ÐµÑ Ð¸ ÑÐ°Ð·Ð²Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð³ÑомаднÑе и гÑознÑе ÑилÑ.
Ðо ÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¸ поглоÑиÑÑ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÑоздаÑелей.
ÐнаÑение и ÑмÑÑл Ñна ÐÑинева в Ñомане «ÐапиÑанÑÐºÐ°Ñ Ð´Ð¾Ñка»