Сон ильи ильича как художественно философский центр романа

Сон ильи ильича как художественно философский центр романа thumbnail

Школьное сочинение

«Обломов» — величайшее произведение Ивана Александровича Гончарова, «один из самых выдающихся романов классической литературы».

В этом романе ярко отразились ведущие черты реализма: объективность и достоверность изображения действительности, создание типичных конкретно-исторических характеров, воплощающих черты определенной социальной среды.

Огромным достижением И. А. Гончарова является создание образа Обломова. Это сложный, многогранный, противоречивый и даже трагичный герой. Уже его характер предопределяет заурядную, неинтересную судьбу, лишенную внешнего движения, значительных и ярких событий. Но тем, что писатель лишает жизнь своего героя значительных внешних событий, он переключает основное внимание читателя на его напряженное внутреннее содержание.

На характер и образ жизни Обломова определяющее воздействие оказал патриархально-поместный уклад. Это влияние выразилось в ленивом и пустом существовании, которое для Ильи Ильича являлось подобием жизни. Его беспомощность, тщетные попытки к возрождению под влиянием Ольги и Штольца, женитьба на Пшеницыной и сама смерть определены в романе как «обломовщина». Сам же характер Обломова крупнее и масштабнее.

Гончаров чувствовал, что борения души Обломова затронут многих (как занимали его самого), и потому мучительно искал верный тон романа, отправную точку в раскрытии переживаний и сомнений героя. Не случайно рождение произведения связано с созданием идиллической картины детских лет Ильи в «Сне Обломова». Именно там скрыт ключ к разгадке образа.

Теплые воспоминания о жизни в родительском доме воплотил Гончаров в своем герое. Даже Обломовку писатель поместил в знакомые ему места, а черты Захара заимствованы у слуг гончаровского дома. Словно со страниц романа взяты слова Ивана Александровича, написанные им в очередной приезд на родину (во время создания романа): «Лежу, отдыхаю, не выходя из халата. Около меня бегают два шалуна… братнины дети».

Роман Гончарова берет начало из «Сна Обломова». И не только потому, что именно с этого «эпизода из неоконченного романа» началось знакомство читателя с произведением, а прежде всего потому, что в нем сосредоточены основные художественные нити произведения.

Всю первую часть романа, охватывающую один день из жизни Обломова, герой провел на диване, хотя иногда и предпринимал то робкие, меланхолические, то порывистые попытки встать с него. «Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием». Праздное времяпрепровождение, абсолютная бездеятельность — естественный и осознанный образ жизни Обломова.

Всю жизнь Обломова сопровождают три атрибута мещанского благополучия — диван, халат и туфли.

Получив неплохое, хоть и недостаточно глубокое образование, Илья Ильич переехал в двадцать лет из провинциального помещичьего имения в Петербург, преисполненный стремления реализовать себя на служебном поприще, в общественной жизни.

Как же человек, наделенный способностями, незаурядным умом, добрым, благородным сердцем мог пасть так низко, оказаться настолько мелочно придирчивым, по-детски беспомощным и смешным, полностью несостоятельным в жизни? Разгадка характера Ильи Ильича в его детстве, откуда прямые нити протягиваются к взрослому герою. Характер героя — объективный результат условий рождения и воспитания.

А главное — с детства заложены в герое основы нравственного иждивенчества, предопределившие трагедию его жизни. И как следствие постоянной мелочной опеки — неуклонное внедрение потребительской психологии в сознание барчонка. Его идеал — покой, обед на лоне природы, послеобеденный сон — навсегда лишил героя способности к осознанной трудовой деятельности.

Так в обломовском сне, в его отношении к прошлой жизни таятся разгадки последующих действий Ильи Ильича. Обломова нельзя до конца понять, если не осознать сказочно-мифологической природы его характера, воспроизведенной именно во «Сне».

Определяя главенствующую роль «Сна Обломова» во всем произведении, А. Дружинин писал, что эпизод «уяснил и разумно опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого читателя. В этом отношении «Сон», сам по себе разительный как отдельное художественное создание, еще более поражает своим значением во всем романе».

Эмоциональный и художественный строй «Сна» словно камертон, задающий тон всему роману, поднимает повествование до эпических масштабов.

Авторская позиция по отношению к образу Обломова противоречива. Показывая пустоту и инертность уже изжившей себя пат£йгархально-1гомещичьей среды, писатель вместе с тем противопоставляет нравственную цельность Обломова и «обломовцев» бездушию дворянско-чиновничьего общества в лице Алексеева, Затертого, Мукоярова и других.

Гончаров раздвигает рамки социально-бытового романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера.

Главным достоинством писателя можно считать раскрытие личности на фоне исторического развития нации.

Гончаров пытался найти связующие нити разрозненных явлений русской жизни. Эта традиция будет продолжаться в произведениях Толстого, Достоевского. Роман «Обломов» И. А. Гончарова не утратил своей актуальности и своего объективного значения и в наше время, ведь в нем заложен общечеловеческий философский смысл.

Источник

Роман Гончарова берет
начало из «Сна Обломова». И не только потому, что именно с этого «эпизода из
неоконченного романа» началось знакомство читателя с произведением, а прежде
всего потому, что в нем со­средоточены основные художественные нити романа.

Нередко этот отрывок
сравнивают со стихотворени­ем А. С. Пушкина «Сон», в котором лирический герой
благоговейно предается сну и возвращается к истокам своей духовной жизни:

Душевных мук волшебный исцелитель.

Мой друг Морфей, мой давный утешитель!

Тебе всегда Я жертвовать любил,

И ты жреца благословил.

Забуду ли то время золотое,

Забуду ли блаженной неги час,

Когда, в углу под вечер притаясь,

Я призывал и ждал тебя в покое…

Я сам не рад болтливости своей.

Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклони,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Абсолютно также
предается упоительному сну и ге­рой романа Гончарова. «… он в
бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о кикой-то
неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холо­да, где все совершают чудеса, где
текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а
день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молод­цы, такие, как Илья
Ильич, да красавицы, что нч в сказке сказать, ни пером описать».

Читайте также:  Видеть во сне помидоры к чему

Именно в Обломовке, в
далекие детские годы, сло­жилась важная и во многом определяющая черта ха­рактера
Ильи — поэтическая мечтательность. Здесь же Гончаров, вслед за Пушкиным,
подчеркивает, что дворянская культура неразрывно связана с народной почвой. «И
поныне русский человек среди окружаю­щей его строгой, лишенной вымысла
действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может
быть, еще не отрешиться ему от этой веры».

Эти сословные традиции,
с одной стороны, сыграют печальную роль в последующей жизни героя, превратясь
отчасти в черты обломовщины. Но эти же устои позволят сохранить Обломову
естественность и свобод­ное состояние души, что окажется выше житейского
практицизма Штольца.

Там, в обломовском сне,
в его отношении к прошлой жизни, таятся разгадки последующих действий Ильи
Ильича. Обломова нельзя понять до конца, если не осоз­нать
сказочно-мифологической природы его характера, воспроизведенной именно во
«Сне».

Ясно прочитывается в романе
параллель Ильи Обло­мова с Ильей Муромцем, который просидел сиднем в избе
тридцать три года. Некоторые исследователи ут­верждают, что в образе калик
перехожих, исцеливших Муромца, в романе изображены Ильинская и Штольц.

Однако существует иное
мнение. В частности, Ю. Лощиц пишет, что «фольклорный прообраз Обломова в ро­мане
не былинный богатырь Илья, а мудрый сказоч­ный дурак Емеля. «Там есть добрая
волшебница, явля­ющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе
какого-нибудь любимца, тихого, безобидного — други­ми словами, какого-нибудь
лентяя, которого все обижа­ют,— да и осыпает его ни с того ни о сего разным до­бром,
а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на
какой-нибудь неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне». В одной этой фра­зе
— почти целая программа романа, почти вся судьба Обломова. Потому что это ведь
его, Обломова, будут ду­рачить, морочить, водить за нос и надувать все, кому не
лень, начиная с обломовского старосты, с явных негодя­ев Таравтьева И Мухоярова
и кончая даже преданным лакеем Захаром, даже лучшим другом — Штольцем. И это
ему, Обломову, напоследок судьба пошлет в жены красавицу Выборгской стороны
Агафью Матвеевну — новую Милитрису Кирбитьевну».

Сказка из «Сна» со страниц
переходит в жизнь Об­ломова и поселяется вместе с ним на Выборгской сто­роне,
«настоящее и прошлое слились и перемешались». И вновь Илья Ильич попадает в «сонное
царство», толь­ко оно уже именуется «жизнь».

Определяя главенствующую
роль «Сна Обломова» во всем произведении, А. Дружинин писал, что этот эпи­зод «уяснил
и разумно опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых скреп связал
его с сердцем каждого читателя. В этом отношении «Сон», сам по себе разительный
как отдельное художественное созда­ние, еще более поражает своим значением во
всем ро­мане».

Эмоциональный и
художественный строи «Сна» слов­но камертон, задающий тон всему роману,
поднимает повествование до эпических масштабов.

Источник

Сон главного героя романа «Обломов» можно воспринимать как автобиографичный, рассказывающий о детстве и отрочестве Илюши, так и символический, объясняющий, каковы нравственные основы характера героя, как сложилась его судьба. В любом случае, роль сна Обломова в контексте всего произведения очень велика: этот эпизод показывает, как сформировался столь необычный характер и каковы причины захватившей страну обломовщины.

Каждый человек имеет свои «корни». Мягкая и широкая натура Ильи Ильича формировалась под непосредственным влиянием не только семьи, но и русской природы, ставшей частью его души. Обломовцы не знали ни бурь, ни наводнений, приносящих беды и страдания. Природа заботилась о деревенских жителях, как о родных детях: дожди и грозы приходили в определенное время. Ничего не нарушало размеренной жизни. На первый взгляд, царила благодать и полная гармония. Но в банке меда оказалась ложка дегтя. Комфортные условия жизни наложили на людей свой отпечаток: леность, неторопливость, пассивность, «ничегонеделание» стали нормой и образом жизни.

Обитатели Обломовки не ведали, какова цена времени, а, главное, Человека. Они с нетерпением ждали новых событий, но, погуляв на свадьбе или проводив человека в последний путь, забывали о нем. Апатия – состояние, из которого их могло вывести только что-то необычное. Избавить от эффекта «остекленевшей» души и заново впустить живой мир в сердце жителей мог далеко не каждый новый человек.

Материнская любовь, ласка, бесконечные поцелуи, щедрость и прелесть крестьянского веселья в унисон звучат во сне. Обломовка – родная земля, воспитавшая Илью Ильича. Воспоминания о родительском доме для него священны, ими живет сердце.

Обломов напоминает простодушного Иванушку из сказок: мудрый и осторожный ленивец, с подозрением относящийся ко всему нестабильному и мечущемуся. Подвижная жизнь не для него. Пусть этим занимается кто-то другой, а его из зоны комфорта вытаскивать не следует. Он лучше просто полежит и поразмышляет. Светский успех и пошлая литературная деятельность – неужели в этом может быть смысл жизни? Нет. Значение сна Обломова — показать, что бездействие героя — не просто лень. Его сердце сжимается от осознания тщетности бытия и толкает разум на пассивный протест против современности. Он видит сон, чтобы еще раз пережить беззаботное время детства и те чувства, которые помогут не ломать себя и быть верным своим нравственным началам.

Сон Обломова является не только антиутопией, но и утопией. Почему? Илья Ильич как будто привязан шелковыми нитями к подушке своей мечтой о прошлом. Во сне он рисует наивную, беззащитную, но притягательную идиллию. Но она, не находя выхода, сжигает героя изнутри, превратившись из блага в губительное зло.

Сон – напоминание о потерянном рае, которое стало художественно-философским центром романа. Прошлым жить нельзя, иначе человек спускает на тормоза свое будущее. Нужно лишь взять «в дорогу» лучшее, сделав его точкой опоры, и использовать в дальнейшем на пользу своего саморазвития.

Илья Ильич болезненно ощущает, что в нем живет нечто доброе и светлое. Но неизвестно, уничтожено ли оно или, подобно сокровищу, лежит в самых отдаленных уголках его души.

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник

Лекции.Орг

Тезисы к анализу отдельных эпизодов и образов романа

Роман Гончарова берет начало из «Сна Обломова». И не только потому, что именно с этого «эпизода из неоконченного романа» началось знакомство читателя с произведением, а прежде всего потому, что в нем сосредоточены основные художественные нити романа.

Читайте также:  Бублик михаил я в твоих снах

Нередко этот отрывок сравнивают со стихотворением А. С. Пушкина «Сон», в котором лирический герой благоговейно предается сну и возвращается к истокам своей духовной жизни:

Душевных мук волшебный исцелитель,

Мой друг Морфей, мой давний утешитель!

Тебе всегда я жертвовать любил,

И ты жреца благословил.

Забуду ли то время золотое,

Забуду ли блаженной неги час,

Когда, в углу под вечер притаясь,

Я призывал и ждал тебя в покое…

Я сам не рад болтливости своей,

Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Абсолютно также предается упоительному сну и герой романа Гончарова. «… он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершают чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке
сказать, ни пером описать».

Именно в Обломовке, в далекие детские годы, сложилась важная и во многом определяющая черта характера Ильи Ильича — поэтическая мечтательность. Здесь же Гончаров, вслед за Пушкиным, подчеркивает, что дворянская культура неразрывно связана с народной почвой. «И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и
долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой веры».

Эти сословные традиции, с одной стороны, сыграют печальную роль в последующей жизни героя, превратясь отчасти в черты обломовщины. Но эти же устои позволят сохранить Обломову естественность и свободное состояние души, что окажется выше житейского практицизма Штольца.

Там, в обломовском сне, в его отношении к прошлой жизни, таятся разгадки последующих действий Ильи Ильича. Обломова нельзя понять до конца, если не осознать сказочно-мифологической природы его характера,
воспроизведенной именно во «Сне».

Ясно прочитывается в романе параллель Ильи Обломова с Ильей Муромцем, который просидел сиднем в избе тридцать три года. Некоторые исследователи утверждают, что в образе исцеливших
Муромца в романе изображены Ольга Ильинская и Андрей Штольц.

Однако существует и другое мнение. В частности, Ю. Лотман пишет, что «фольклорный прообраз Обломова в романе не былинный богатырь Илья, а мудрый сказочный дурак Емеля. «Там есть добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного — другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают,— да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он, знай, кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне». В одной этой фразе — почти целая программа романа, почти вся судьба Обломова. Потому что это ведь его, Обломова, будут дурачить, морочить, водить за нос и надувать все, кому не лень, начиная с обломовского старосты, с явных негодяев Тарантьева и Мухоярова и кончая даже преданным лакеем Захаром, даже лучшим другом — Штольцем. И это ему, Обломову, напоследок судьба пошлет в жены красавицу Выборгской стороны Агафью Матвеевну —
новую Милитрису Кирбитьевну».

Сказка из «Сна» со страниц переходит в жизнь Обломова и поселяется вместе с ним на Выборгской стороне, «настоящее и прошлое слились и перемешались». И вновь Илья Ильич попадает в «сонное царство», толь-
ко оно уже именуется «жизнь».

Определяя главенствующую роль «Сна Обломова» во всем произведении, А. Дружинин писал, что этот эпизод «уяснил и разумно опоэтизировал все лицо героя, но еще тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого читателя. В этом отношении «Сон», сам по себе разительный как отдельное художественное создание, еще более поражает своим значением во всем романе».

Эмоциональный и художественный строй «Сна», словно камертон, задающий тон всему роману, поднимает повествование до эпических масштабов.

Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 2412 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

«Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)

Роман Гончарова «Обломов» является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем

общественно-нравственного содержания. Уже на первой странице романа автор посчитал необходимым обратить внимание

читателя на главную черту своего героя : «Душа так открыто и ленно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении

головы и рук». Вот с каким обаятельным Обломовым автор предлагает нам разделить переживание и мысли о мире, в рамках

довольно объёмного романа.

Наиболее кульминационным моментом в романе является «Сон Обломова». Этот эпизод романа можно считать отдельным

произведением, так как Гончаров изобразил «Сон» по всем правилам литературно-поэтического искусства. Именно «Сон

Обломова» позволяет читателю узнать всю сущность натуры главного героя – Обломова. В начале «сна» перед нами предстаёт

удивительнейшая картина земного рая. Края забвения и хранилища души. Вспоминая свою Обломовку, Илья Ильич вспоминает её

с трепетной любовью и лаской. Те великолепные пейзажи, те чёткие границы природы, те изумительные закаты, тот

беззаботный крестьянский быт, то гармоничное слияние души с природой, та уютная домашняя ласка – всё это на всю жизнь

засело в сердце Обломова. Именно этот уголок Илья Ильич считает своим раем, именно туда он стремится всю свою жизнь. В

том божественном уголке, где душа и сердце упиваются негой, и беззаботная жизнь бьет ключом.

«Сон Обломова» отражает два жизненных периода Обломова. В первый период жизни главный герой представлен

семилетним мальчиком, который полон жизненных сил и идей. Детский ум Илюши Обломова ещё девствен настолько, что

поглощает любую информацию в неограниченном количестве, но никак не может насытиться. И в этом период как раз и начинает

формироваться та личность, которая в дальнейшем и станет Ильёй Ильичом Обломовым. Сам быт и отдалённость Обломова во

многом и сложили его натуру. Потому что уже с рождения Илюша ощущал себя барином, и чем старше он становился, тем

ощущение это росло. Для маленького Обломова не существовало ничего невозможного, всё выполняли няни и слуги. Итак

семилетний мальчик был всецело зависимым от канонов царивших в обыденной жизни его семьи, поэтому тот чистый, детский ум

был уже пародией на родителей. Но этот факт противоречит самому себе. Ведь когда обломовцы погружались в священный для

них полуденный сон, Илюша начинал жить и жить той жизнью, которой!

он хотел, но ни коем разе не обломовским обыванием. Тогда его детскому любопытству были открыты все границы, и он мог

наслаждаться в полной мере этой свободой. В эти часы сна родителей и других обитателей Обломовки все мечты маленького

Илюши сбывались, все его желания исполнялись в миг; ведь он был свободен, как птица. Даже няня, которая дремала с

сознанием того, что мальчик непременно побежит к оврагу или залезет на галерею, не противилась этому, потому что

обломовский сон давно завладел ею, и она уже не может с ним бороться. Но это были лишь часы свободы для Илюши, всё же

остальная жизнь проходила монотонно, хотя он и не замечал этого. Родители Обломова всячески старались оградить их чадо

от воздействия внешнего мира, прививая в нём с раннего возраста незыблемые законы обломовщины. Но нужно отдать

справедливость и тому, что, находясь под крылом своих родителей, Илюша большей частью воспринимал мир сердцем, а не

умом. Он был изолирован от этого мирского зла, которое цар!

ило везде. Все эти нянины сказки о реках с молочными берегами странах, где нет забот и хлопот обломов закладывал себе в

сердце на всю жизнь. Макет быть, именно таким представляется ему мир за пределами Обломовки, может быть, именно сказкой

представлялась ему жизнь, которая была там, за Обломовкой. Мне кажется, что так и думал маленький Илюша Обломов, ведь

сама жизнь в Обломовке была такой, монотонной сказкой. Благодаря этой некоторой изоляции от мира, внутренний мир Илюши

богател с каждым днём. Его сердце наполнялось общей любовью ко всему, но любовью, требующей взаимности. Значит шанс,

данный Илюше от рождения войти в настоящий мир со всеми его прелестями и гадостями, постепенно гаснул под давлением

жизни Обломовки.

Но вот перед читателями предстаёт четырнадцатилетний Илья Обломов, румяный и холеный мальчик. Этот период жизни

Обломова так же помогает поглубже взглянуть в существо главного героя. Для Ильи начинаются тягостные времена, так как он

должен получить образование. Обучаться он должен был у немца Штольца. Может быть, Обломов и выучился бы у своего учителя

чему-нибудь, если бы Верхлево было бы в пятистах верстах от Обломовки – как говорит автор. Но я считаю, что и в этом

случае Илье Обломову представился ещё один шанс, который дала жизнь Илье от рождения. Конечно же Обломов так и не

научился ничему, так как с одной стороны за него делал все уроки сын Штольца – Андрей, с другой стороны большую часть

времени Илья проводил в Обломовке в кругу семьи. И здесь, в родительском доме, изнеженный ласками и заботой родителей

Обломов уже начинал чахнуть не физически, а становился он духовным калекой в мирском бытие. Но в этом нельзя винить ни

Обломова, ни его родителей, ни родителей его р!

одителей. Это болезнь всего их рода, болезнь которую почти невозможно вылечить, болезнь со странным названием –

обломовщина, искоренять которую нужно было ещё в начале начал. Поэтому детская натура не в силах была разорвать этих

грязных цепей обломовщины. К этим годам жизнь Ильи Ильича была определена. Стоило ему только захотеть чего-нибудь, тут

же возле него оказывались Васька, Митька, Ванька и исполняли все барские прихоти беспрекословно. Но иногда в нём

просыпался какой-то огонёк, когда ему надоедали все ласки и лица, и тогда он вскакивал и с визгом бежал на улицу; где

резвился с деревенскими мальчишками, играя в снежки. Но эта воля была недолгой и снова постель с пятью одеялами, снова

варенье и чай, снова эта обломовская нега, которую он отвергал; но всё-таки покорился ей.

Что же стало дальше с Ильей Ильичом Обломовым? Порядком повзрослев, Илья Ильич устроился на общественную службу

в канцелярию, где пробыл недолго. Этот момент был равносилен тому, что только что вылупившегося птенца, не умеющего ещё

плавать бросили в воду, и как этот птенец не барахтается в ней, ин всё-таки тонет. То же самое произошло и с Обломовым.

Его неопытного, не готового ни к какому роду труда пустили в океан жизни. Может быть, со времени Илья Ильич и научился

бы работать, но было ещё одно «но». В канцелярии не было тех душевных, близких, ласковых отношений, здесь не было этой

семейной обстановки, не было взаимопомощи, поэтому обломов не мог ни какими силами сдержать того нравственного гнёта,

которому был подвержен. Не выдержав нравственного шторма жизни, Обломов замкнулся в себе и попытался насколько возможно

создать вокруг себя обстановку родной Обломовки.

Обломов с головой погрузился в болото русской обломовщины и ничто уже не может вытащить его от туда, так как он

ещё одно идентичное другим звено барской России. И эта утопия была губительна не только для барского сословия, но и для

всей России. Это было огромным тормозом в её развитии, и Русь оставалась тою же тёмной стороной. Но сила Обломова в том,

что он через всю свою жизнь пронёс чистую душу, незапачканную мирской грязью, ведь это тоже нелёгкий труд. Наверное, в

душе каждый человек хоть немного, но Обломов. Ведь каждый почти преклоняется перед прекрасным, ведь у каждого есть

чувства жалости и сострадания. Если на земле не было бы Обломовых, то это была бы пустыня, которая была некогда

благодатным краем, но под руками варваров( а именно так можно назвать человека без души) превращался в эту самую пустыню.

Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков, вроде Обломова!

Читайте также:  Если во сне девушка изменила к чему это

Источник