Сон обломова какая часть и глава

Сон обломова какая часть и глава thumbnail

Глава 9 «Сон Обломова» Гончарова является одним из ярких эпизодов романа «Обломов», написанного в 1859 году. Сон Обломова, состоящий из нескольких периодов жизни главного героя, помогает лучше раскрыть его характер, понять мотивы поступков.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сон Обломова» на нашем сайте, а после – пройти тест для проверки знаний. Пересказ отрывка будет полезен при подготовке к уроку литературы.

Главные герои

Илья Ильич Обломов  – мужчина средних лет, дворянин, который во сне попадает в свое детство и отрочество.

Другие персонажи

Родители Ильи – добродушные, любящие родители, которые всячески оберегали сына от внешних проявлений жизни.

Няня  – старушка, которая на всю жизни привила Илюше любовь к сказкам.

Штольц  – немец, учитель Ильи, строгий и требовательный человек.

Краткое содержание

Обломову снился чудный край, который «представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Казалось, все там сулило счастье, мир и спокойствие. Уголок тот состоял из нескольких деревушек, и среди местных крестьян царили «тишина и невозмутимое спокойствие», не нарушаемые никакими мирскими страстями. Дважды в год они ездили на ярмарку, и больше ни с кем не имели никаких связей. Крестьяне «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы», а дальше следовал мрак, населенный чудовищами, великанами и «людьми о двух головах».

Именно в этот удивительный край и перенесся в своем сне Обломов. Две деревеньки – Сосновка и Вавиловка – «были наследственной отчиной рода Обломовых», и часто их называли Обломовкой. Илья Ильич проснулся ранним утром в своей детской постельке, ему было всего семь лет. Добрая няня тут же принялась его одевать, умывать и причесывать. Мать осыпала любимого сына поцелуями, после чего все отправились пить чай. За столом маленький Илюша был в центре внимания многочисленных родственников, каждый из которых старался приласкать мальчика и угостить его чем-то вкусненьким.

Затем любознательный, живой мальчик отправлялся на прогулку под строгим надзором няни. Женщине приходилось целый день бегать за резвым воспитанником, который так и норовил оказаться в самых «опасных» местах. Она любила Илюшу всем сердцем, и эта ежедневная суматоха не утомляла ее.

Вдосталь набегавшись и напрыгавшись, Илюша принимался пристально наблюдать за окружающим его миром. Словно губка, впитывал он различные явления, которые глубоко западали в его душу, росли и зрели вместе с ним.

Родители Илюши также не сидели без дела: старик Обломов, сидя у окна, контролировал каждый шаг челяди, а мать давала им бесконечные поручения. Ее «главною заботою была кухня и обед», подготовка к которому начиналась сразу после утреннего чая. В Обломовке большое внимание уделяли заботе о пище. Здесь выращивали самых жирных гусей и индюшат, пекли самые вкусные пироги, делали лучшие в округе соленья и варенья.

После обеда наступал «час всеобщего послеобеденного сна». Весь дом словно впадал в оцепенение, и этим неизменно пользовался Илюша. Он беспрепятственно взбирался на голубятню, исследовал сад, канаву, выбегал за ворота. После сна все домашние собирались к чаю, а затем занимались своими делами. С наступлением сумерек наступало время ужина, после которого дом погружался в сладостный, безмятежный сон.

Затем Обломову приснилась иная пора. Зимними снежными вечерами, когда за окном бушевала метель, няня рассказывала ему изумительные сказки, которые на всю жизнь овладели его воображением. Уже будучи взрослым, Илья Ильич нередко грустил от того, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Далее Обломов «увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати». Он учился в пансионе немца Штольца, который не только учил его грамоте, но и пытался перевоспитать изнеженного барчука. «Немец был человек дельный и строгий», и, возможно, у него Илюша набрался бы ума-разума, если бы родная Обломовка не находилась недалеко от пансиона. Мальчик перенимал неспешный образ жизни своих родителей, которые ни к чему не стремились, не ставили перед собой никаких целей. «Другой жизни и не хотели и не любили бы они». В воспитании сына они переживали лишь о том, «чтоб дитя было всегда весело и кушало много».

Отправляя Илюшу на неделю в пансион, мать снабжала его всевозможными яствами, и все потому, «что у немца не жирно кормят». При каждом удобном случае, будь то праздник, приезд гостей или плохая погода, она надолго оставляла сына дома.

Осознав, что приобрести чины, кресты и деньги можно «не иначе, как только путем ученья», любящие родители хотели «добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства».

Так и рос Илья, будто цветок в теплице. Он стремился жадно познавать мир, резвиться, играть в  снежки вместе с деревенскими мальчишками, но родители видели в этой славной живости характера лишь угрозу его здоровью, и тщательно кутали мальчика в теплые одеяла.

Заключение

Сновидение главного героя играет большую роль в понимании его характера, раскрывает причины  появления в обществе явления «обломовщины». Инертность, нежелание и неумение трудиться, душевная глухота Обломова были следствием его воспитания.

После ознакомления с кратким пересказом «Сон Обломова» рекомендуем прочесть отрывок в полной версии.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 1635.

Источник

Ñî÷èíåíèå ïî ëèòåðàòóðå.

Ñîí â ðóêó.
Ïîãîâîðêà.

Ðîìàí Ãîí÷àðîâà «Îáëîìîâ» áûë ïîëíîñòüþ îïóáëèêîâàí â 1859 ã. è âûçâàë îãðîìíûé èíòåðåñ ÷èòàòåëåé. Ýòî îáúÿñíÿëîñü íå òîëüêî õóäîæåñòâåííûì òàëàíòîì àâòîðà, íî è ñâîåâðåìåííîñòüþ ïðîèçâåäåíèÿ.  íåì îòðàæàåòñÿ ãóáèòåëüíîå âëèÿíèå íà ÷åëîâåêà åãî áåçäåéñòâèÿ, óñûïëåíèÿ âñåõ ñòðåìëåíèé è ñèë. Ïèñàòåëü íå ïûòàåòñÿ ðàñòîëêîâàòü ïðè÷èíû ïîäîáíîé àïàòèè, âïå÷àòëåíèÿ ñàìîãî àâòîðà â ðîìàíå âñòðå÷àþòñÿ íå÷àñòî. Ñïîêîéíî è âäóì÷èâî îïèñûâàåò Ãîí÷àðîâ ïðåäìåò, çàèíòåðåñîâàâøèé åãî, è, çàâåðøèâ ïîâåñòâîâàíèå, ïðåäîñòàâëÿåò ÷èòàòåëþ ïðàâî ñâîáîäíî ðàññóæäàòü íàä èçîáðàæåííûì.

Читайте также:  И любовь и сон я тебя найду девушка поет

Ïðåä íàøèì âíóòðåííèì âçîðîì ïîÿâëÿåòñÿ êîìíàòà, â êîòîðîé áåçîòëó÷íî ëåæèò íà äèâàíå «÷åëîâåê ëåò òðèäöàòè», Èëüÿ Èëüè÷ Îáëîìîâ. Óìíûé è ÷åñòíûé, íå óòðàòèâøèé ìîðàëüíûõ öåííîñòåé, îí ïðèõîäèò ê ïîíèìàíèþ òîãî, ÷òî âñå åãî äóøåâíûå ñèëû «çàðûòû â íåì, êàê â ìîãèëå» è íå íàøëè ïðèìåíåíèÿ. «Îò÷åãî ÿ òàêîé?» — ñïðàøèâàåò ñåáÿ ãåðîé. Îòâåò íà ýòîò âîïðîñ ñîäåðæèòñÿ â XIX ãëàâå ðîìàíà — çíàìåíèòîì «Ñíå Îáëîìîâà».

×òîáû ïîêàçàòü ñâÿçü ìåæäó ñðåäîé è ÷åëîâåêîì, îáñòîÿòåëüñòâàìè è õàðàêòåðîì, ëèòåðàòóðà îáðàùàåòñÿ ê äåòñòâó è ãîäàì âîñïèòàíèÿ ñâîèõ ãåðîåâ. «Ñîí Îáëîìîâà», â êîòîðîì ðàññêàçûâàåòñÿ î òîì, êàê ðîñ Îáëîìîâ, âñêðûâàåò ïðè÷èíû îáëîìîâùèíû, îáúÿñíÿåò, ïî÷åìó Èëüÿ Èëüè÷ ñòàë òàêèì, êàêèì îí èçîáðàæåí â íà÷àëå ðîìàíà.

 îïèñàíèè Îáëîìîâêè áîëüøóþ ðîëü èãðàåò ïåéçàæ. Ïðèðîäà… îòêàçûâàåòñÿ îò âñåãî «äèêîãî è ãðàíäèîçíîãî»… Æèçíü îáëîìîâöåâ óïîäîáëÿåòñÿ ïðèðîäå, îíà ïðåäñêàçóåìà è îäíîîáðàçíà. Îíè æåëàþò îäíîãî: ÷òîáû îäèí äåíü áûë ïîõîæ íà äðóãîé… Ïîñëåîáåäåííûé ñîí ñòàíîâèòñÿ ñèìâîëîì æèçíè îáëîìîâöåâ — ìàòåðèÿ ïðåîáëàäàåò íàä ñîçíàíèåì. Åäèíñòâåííàÿ ôîðìà äóõîâíîé æèçíè â Îáëîìîâêå — ïîãðóæåíèå â ìèð ñêàçîê è ëåãåíä. Òàêîé êðóãîçîð íå ìîæåò ðàçâèòü â ÷åëîâåêå ñïîñîáíîñòü ê ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, íî êóëüòèâèðóåò âäóì÷èâóþ ñîçåðöàòåëüíîñòü. Æèçíü ïðîõîäèò ìèìî îáëîìîâöåâ, è èì îñòàåòñÿ «òîëüêî íàáëþäàòü çà íåé».

Îáëîìîâêà âñåìè ñèëàìè îòãîðàæèâàåòñÿ îò âíåøíåãî ìèðà, ïîýòîìó âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ íèì ñâåäåíû äî ìèíèìóìà… Íàòóðàëüíîå õîçÿéñòâî íå òðåáóåò «áûñòðîãî è æèâîãî îáðàùåíèÿ» äåíåã, ïîýòîìó «åäèíñòâåííîå óïîòðåáëåíèå êàïèòàëîâ — äåðæàòü èõ â ñóíäóêå» óñâîåíî òàê ïðî÷íî, ÷òî îáëîìîâöû ñ áîëüøèì òðóäîì ðàññòàþòñÿ ñ äåíüãàìè… Íî â öåëîì îíè íå ñêóïû è îõîòíî äåëÿòñÿ òåì, ÷òî ïðîèçâîäÿò ñàìè…

Áîëüøàÿ ïàòðèàðõàëüíàÿ ñåìüÿ, âñå «çíàþò äðóã äðóãà êàê ñàìîãî ñåáÿ»…

Âíóòðåííåå ñîäåðæàíèå ýïèçîäà àâòîð ðàñêðûâàåò ïóòåì ïîäðîáíûõ îïèñàíèé. Ãîí÷àðîâ óìååò îñòàíîâèòü ìîìåíò, êîòîðûé îñîáåííî ïîðàçèë åãî ÷åì-íèáóäü, — è ðàçîáðàòü åãî ïîëíîñòüþ, îñìîòðåòü ñî âñåõ ñòîðîí, ïðåäúÿâèòü ÷èòàòåëþ â ïåðâîíà÷àëüíîì âèäå. Âñå äåòàëè ðîìàíà ðàññìàòðèâàþòñÿ î÷åíü îò÷åòëèâî, è ýòî ïîçâîëÿåò ãëóáæå ïîíÿòü åãî ñìûñë.

«Ñîí Îáëîìîâà» èìååò îñîáîå çíà÷åíèå â ñòðîåíèè ðîìàíà. Âòîðîé ýïèëîã ïîêàçûâàåò, ÷òî îïðåäåëÿþùåå ñëîâî â ïðîèçâåäåíèè – îáëîìîâùèíà. Èìåííî äåâÿòàÿ ãëàâà ðàñêðûâàåò åå ïðè÷èíû, ÷òî âûâîäèò ïðîèçâåäåíèå íà íîâûé óðîâåíü. Ãîí÷àðîâ íå òîëüêî óêàçàë íàì ÿâëåíèå èç ðåàëüíîé æèçíè, íî è âûÿâèë ïóòü åãî âîçíèêíîâåíèÿ. Äåâÿòàÿ ãëàâà ñëóæèò êëþ÷îì ê îñòàëüíîé ÷àñòè ðîìàíà. Óñâîèâ åå, ìîæíî ïîíÿòü, êàê íàäî áîðîòüñÿ ñ îáëîìîâùèíîé. Äà è íàäî ëè?

Источник

«Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)

Роман Гончарова «Обломов» является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем

общественно-нравственного содержания. Уже на первой странице романа автор посчитал необходимым обратить внимание

читателя на главную черту своего героя : «Душа так открыто и ленно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении

головы и рук». Вот с каким обаятельным Обломовым автор предлагает нам разделить переживание и мысли о мире, в рамках

довольно объёмного романа.

Наиболее кульминационным моментом в романе является «Сон Обломова». Этот эпизод романа можно считать отдельным

произведением, так как Гончаров изобразил «Сон» по всем правилам литературно-поэтического искусства. Именно «Сон

Обломова» позволяет читателю узнать всю сущность натуры главного героя – Обломова. В начале «сна» перед нами предстаёт

удивительнейшая картина земного рая. Края забвения и хранилища души. Вспоминая свою Обломовку, Илья Ильич вспоминает её

с трепетной любовью и лаской. Те великолепные пейзажи, те чёткие границы природы, те изумительные закаты, тот

беззаботный крестьянский быт, то гармоничное слияние души с природой, та уютная домашняя ласка – всё это на всю жизнь

засело в сердце Обломова. Именно этот уголок Илья Ильич считает своим раем, именно туда он стремится всю свою жизнь. В

том божественном уголке, где душа и сердце упиваются негой, и беззаботная жизнь бьет ключом.

«Сон Обломова» отражает два жизненных периода Обломова. В первый период жизни главный герой представлен

семилетним мальчиком, который полон жизненных сил и идей. Детский ум Илюши Обломова ещё девствен настолько, что

поглощает любую информацию в неограниченном количестве, но никак не может насытиться. И в этом период как раз и начинает

формироваться та личность, которая в дальнейшем и станет Ильёй Ильичом Обломовым. Сам быт и отдалённость Обломова во

многом и сложили его натуру. Потому что уже с рождения Илюша ощущал себя барином, и чем старше он становился, тем

ощущение это росло. Для маленького Обломова не существовало ничего невозможного, всё выполняли няни и слуги. Итак

семилетний мальчик был всецело зависимым от канонов царивших в обыденной жизни его семьи, поэтому тот чистый, детский ум

был уже пародией на родителей. Но этот факт противоречит самому себе. Ведь когда обломовцы погружались в священный для

них полуденный сон, Илюша начинал жить и жить той жизнью, которой!

он хотел, но ни коем разе не обломовским обыванием. Тогда его детскому любопытству были открыты все границы, и он мог

наслаждаться в полной мере этой свободой. В эти часы сна родителей и других обитателей Обломовки все мечты маленького

Илюши сбывались, все его желания исполнялись в миг; ведь он был свободен, как птица. Даже няня, которая дремала с

сознанием того, что мальчик непременно побежит к оврагу или залезет на галерею, не противилась этому, потому что

обломовский сон давно завладел ею, и она уже не может с ним бороться. Но это были лишь часы свободы для Илюши, всё же

остальная жизнь проходила монотонно, хотя он и не замечал этого. Родители Обломова всячески старались оградить их чадо

от воздействия внешнего мира, прививая в нём с раннего возраста незыблемые законы обломовщины. Но нужно отдать

справедливость и тому, что, находясь под крылом своих родителей, Илюша большей частью воспринимал мир сердцем, а не

умом. Он был изолирован от этого мирского зла, которое цар!

ило везде. Все эти нянины сказки о реках с молочными берегами странах, где нет забот и хлопот обломов закладывал себе в

сердце на всю жизнь. Макет быть, именно таким представляется ему мир за пределами Обломовки, может быть, именно сказкой

представлялась ему жизнь, которая была там, за Обломовкой. Мне кажется, что так и думал маленький Илюша Обломов, ведь

сама жизнь в Обломовке была такой, монотонной сказкой. Благодаря этой некоторой изоляции от мира, внутренний мир Илюши

богател с каждым днём. Его сердце наполнялось общей любовью ко всему, но любовью, требующей взаимности. Значит шанс,

данный Илюше от рождения войти в настоящий мир со всеми его прелестями и гадостями, постепенно гаснул под давлением

жизни Обломовки.

Но вот перед читателями предстаёт четырнадцатилетний Илья Обломов, румяный и холеный мальчик. Этот период жизни

Обломова так же помогает поглубже взглянуть в существо главного героя. Для Ильи начинаются тягостные времена, так как он

должен получить образование. Обучаться он должен был у немца Штольца. Может быть, Обломов и выучился бы у своего учителя

чему-нибудь, если бы Верхлево было бы в пятистах верстах от Обломовки – как говорит автор. Но я считаю, что и в этом

случае Илье Обломову представился ещё один шанс, который дала жизнь Илье от рождения. Конечно же Обломов так и не

научился ничему, так как с одной стороны за него делал все уроки сын Штольца – Андрей, с другой стороны большую часть

времени Илья проводил в Обломовке в кругу семьи. И здесь, в родительском доме, изнеженный ласками и заботой родителей

Обломов уже начинал чахнуть не физически, а становился он духовным калекой в мирском бытие. Но в этом нельзя винить ни

Обломова, ни его родителей, ни родителей его р!

одителей. Это болезнь всего их рода, болезнь которую почти невозможно вылечить, болезнь со странным названием –

обломовщина, искоренять которую нужно было ещё в начале начал. Поэтому детская натура не в силах была разорвать этих

грязных цепей обломовщины. К этим годам жизнь Ильи Ильича была определена. Стоило ему только захотеть чего-нибудь, тут

же возле него оказывались Васька, Митька, Ванька и исполняли все барские прихоти беспрекословно. Но иногда в нём

просыпался какой-то огонёк, когда ему надоедали все ласки и лица, и тогда он вскакивал и с визгом бежал на улицу; где

резвился с деревенскими мальчишками, играя в снежки. Но эта воля была недолгой и снова постель с пятью одеялами, снова

варенье и чай, снова эта обломовская нега, которую он отвергал; но всё-таки покорился ей.

Что же стало дальше с Ильей Ильичом Обломовым? Порядком повзрослев, Илья Ильич устроился на общественную службу

в канцелярию, где пробыл недолго. Этот момент был равносилен тому, что только что вылупившегося птенца, не умеющего ещё

плавать бросили в воду, и как этот птенец не барахтается в ней, ин всё-таки тонет. То же самое произошло и с Обломовым.

Его неопытного, не готового ни к какому роду труда пустили в океан жизни. Может быть, со времени Илья Ильич и научился

бы работать, но было ещё одно «но». В канцелярии не было тех душевных, близких, ласковых отношений, здесь не было этой

семейной обстановки, не было взаимопомощи, поэтому обломов не мог ни какими силами сдержать того нравственного гнёта,

которому был подвержен. Не выдержав нравственного шторма жизни, Обломов замкнулся в себе и попытался насколько возможно

создать вокруг себя обстановку родной Обломовки.

Обломов с головой погрузился в болото русской обломовщины и ничто уже не может вытащить его от туда, так как он

ещё одно идентичное другим звено барской России. И эта утопия была губительна не только для барского сословия, но и для

всей России. Это было огромным тормозом в её развитии, и Русь оставалась тою же тёмной стороной. Но сила Обломова в том,

что он через всю свою жизнь пронёс чистую душу, незапачканную мирской грязью, ведь это тоже нелёгкий труд. Наверное, в

душе каждый человек хоть немного, но Обломов. Ведь каждый почти преклоняется перед прекрасным, ведь у каждого есть

чувства жалости и сострадания. Если на земле не было бы Обломовых, то это была бы пустыня, которая была некогда

благодатным краем, но под руками варваров( а именно так можно назвать человека без души) превращался в эту самую пустыню.

Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков, вроде Обломова!

Читайте также:  Потерялся ребенок во сне к чему

Источник

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Сон Обломова (анализ 9 главы первой части романа И.А.Гончарова «Обломов»)

    Илья Ильич Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип героя. Он решает вечный вопрос «быть или не быть» ответом: «Только не теперь». Этот персонаж часто рисуется Гончаровым в ироничном ключе и вызывает у читателя добрую улыбку. Но иногда Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Противоречивость и становится главным признаком национальной принадлежности героя. Он русский, и этим сказано всё.

    Характер Обломова – результат воздействия на него всей окружающей жизни. В романе есть один эпизод, который как нельзя лучше доказывает это утверждение – глава «Сон Обломова».

    Жанр сна нередко используется авторами для раскрытия внутреннего мира персонажа. Но Гончаров применяет его не только для этого, для писателя главное – показать истоки характера героя. В этой главе автор даёт подробное описание детства Обломова. Гончаров показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое.

    Глава «Сон Обломова » несёт в романе ещё и дополнительную символическую нагрузку. Он обозначает привычное состояние героя: «Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека».

    По композиции «Сон Обломова» является вставным эпизодом, то есть внесюжетным элементом. Эта глава хотя и обладает известной законченностью и самостоятельностью, но не влияет на развитие сюжета. Она призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.

Читайте также:  Видеть во сне себя красиво одетой

    На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть. Мужик оправдывается: «Я и то не брал. На что, мол, нам письмо-то – нам не надо. Нам, мол, не наказывали писем брать – я не смею: подите вы, с письмом-то! Да пошел больно ругаться солдат-то: хотел начальству жаловаться; я и взял». И так всегда – всё, что выбивается из привычного уклада жизни, из режима «поел-поспал», пугало обломовцев. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

    Обломов видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг, он хочет узнать о мире больше. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!»

    И только время дневного сна давало Илюше свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького барина.

    Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить. Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать из родного дома к соседу Штольцу, а во-вторых, он не понимает, для чего нужно учиться. Главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.

    Подле Илюши уже не нянька, а Захар, который до сих пор одевает Обломова, напоминает, что нужно умыться. Обломовка задушила в герое последние ростки любознательности и резвости: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание… Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?». Так все его благие начинания и заканчивались.

    Интересна интонация, с которой автор рассказывает о «благословенном уголке земли» — Обломовке. Он как бы встаёт на место самого героя, дышит его воспоминаниями, полностью сливается с ним: «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны».

    Даже язык, которым написана эта глава, создаёт ощущение старинного, деревенского быта. В каждой строчке слышится народный говор, заунывная песня, и вообще всё происходящее похоже на сказку, даже избы: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом». В Обломовке всё живое, одухотворённое: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью»; «Солнце там ярко и жарко светит… и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место»; «Река бежит весело, шаля и играя».

    И Обломов продолжает видеть свои сладкие сны, перенося их в реальную жизнь.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Сон Обломова (анализ 9 главы первой части романа И.А.Гончарова «Обломов»)

Смотрите также по
произведению «Обломов»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Источник