Сон обломова от чего я такой
Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году. В произведении показано реальное состояние русского дворянского общества в период жизни автора.
Главный герой — Илья Ильич Обломов — помещик, живущий в Петербурге на доходы, получаемые с крепостного имения. Это умный, культурный человек, получивший хорошее образование, имеющий богатую внутреннюю жизнь. Обломов — «человек лет тридцати двух — тридцати трех от роду… приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Вся его беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока. Взгляд героя «иногда помрачался выражением… усталости или скуки», у него был нездоровый вид от недостатка движения и воздуха. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием». Даже его слуга, Захар, очень похож на своего барина. Он неопрятен, «бреется редко и хотя моет руки и лицо, но, кажется, больше делает вид, что моет». И если дорогой восточный халат Обломова «засалился», то у Захара постоянная прореха под мышкой, из которой торчит кусок нижней рубашки.
Илья Ильич по характеру честен, добр, кроток. Однако больше всего в жизни он боится перемен и очень ценит покой. Как только судьба ставит перед ним проблему выбора, возникающую рано или поздно перед любым человеком, Обломов пасует перед жизненными проблемами и трудностями.
И только иногда он задумывается о своем положении и задает себе вопрос: «Однако… любопытно бы знать… отчего я такой?». Ответом на него может послужить «Сон Обломова», который переносит нас в его детство, в деревню Обломовка. Во «Сне…» маленький Илья «робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где… все совершают чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют… как Илья Ильич». Жизнь в Обломовке была подобна сонному царству, где «норма жизни была готова и преподана им родителями, а те переняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушки от прадедушки, с заветом блюсти ее ценность и неприкосновенность». Поэтому Обломову ничего и не оставалось делать, как праздно проводить своё время и рассчитывать, что за него всё сделают слуги. Именно там сложилась одна из главных черт его характера — поэтическая мечтательность. Однако в Обломове воспитали и такие качества, как лень, барство, презрение к крепостным слугам. Неудивительно, что после переезда в Петербург герой нисколечко не изменяет свой образ жизни.
Отношения Обломова с Ольгой долго не продлились, потому что она много требовала от героя и пыталась «снять с него халат». Свой идеал он находит на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая, в отличие от Ольги, слепо любит его и потакает во всем. Именно в доме Агафьи Пшеницыной Обломов счастлив, так как именно здесь он находит свою Обломовку.
Таким образом, на становление личности Обломова повлиял статус помещика, который позволил ему не заботиться о «хлебе насущном». Я считаю, что именно окружение способствовало развитию в нем «обломовщины» — праздного и порочного барского образа жизни. А привычка жить чужим трудом, заложенная с детства, привела к гибели, подавила активную жизнедеятельность.
Источник
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / «Однако… любопытно бы знать… отчего я такой?»
Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году. В произведении показано реальное состояние русского дворянского общества в период жизни автора.
Главный герой — Илья Ильич Обломов – помещик, живущий в Петербурге на доходы, получаемые с крепостного имения. Это умный, культурный человек, получивший хорошее образование, имеющий богатую внутреннюю жизнь. Обломов – «человек лет тридцати двух — тридцати трех от роду… приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Вся его беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока. Взгляд героя «иногда помрачался выражением… усталости или скуки», у него был нездоровый вид от недостатка движения и воздуха. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием». Даже его слуга, Захар, очень похож на своего барина. Он неопрятен, «бреется редко и хотя моет руки и лицо, но, кажется, больше делает вид, что моет». И если дорогой восточный халат Обломова «засалился», то у Захара постоянная прореха под мышкой, из которой торчит кусок нижней рубашки.
Илья Ильич по характеру честен, добр, кроток. Однако больше всего в жизни он боится перемен и очень ценит покой. Как только судьба ставит перед ним проблему выбора, возникающую рано или поздно перед любым человеком, Обломов пасует перед жизненными проблемами и трудностями.
И только иногда он задумывается о своем положении и задает себе вопрос: «Однако… любопытно бы знать… отчего я такой?». Ответом на него может послужить «Сон Обломова», который переносит нас в его детство, в деревню Обломовка. Во «Сне…» маленький Илья «робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где… все совершают чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют… как Илья Ильич». Жизнь в Обломовке была подобна сонному царству, где «норма жизни была готова и преподана им родителями, а те переняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушки от прадедушки, с заветом блюсти ее ценность и неприкосновенность». Поэтому Обломову ничего и не оставалось делать, как праздно проводить своё время и рассчитывать, что за него всё сделают слуги. Именно там сложилась одна из главных черт его характера – поэтическая мечтательность. Однако в Обломове воспитали и такие качества, как лень, барство, презрение к крепостным слугам. Неудивительно, что после переезда в Петербург герой нисколечко не изменяет свой образ жизни.
Отношения Обломова с Ольгой долго не продлились, потому что она много требовала от героя и пыталась «снять с него халат». Свой идеал он находит на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая, в отличие от Ольги, слепо любит его и потакает во всем. Именно в доме Агафьи Пшеницыной Обломов счастлив, так как именно здесь он находит свою Обломовку.
Таким образом, на становление личности Обломова повлиял статус помещика, который позволил ему не заботиться о «хлебе насущном». Я считаю, что именно окружение способствовало развитию в нем «обломовщины» — праздного и порочного барского образа жизни. А привычка жить чужим трудом, заложенная с детства, привела к гибели, подавила активную жизнедеятельность.
Добавил: KatrinChe
23550 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / «Однако… любопытно бы знать… отчего я такой?»
Смотрите также по
произведению «Обломов»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
- Критические статьи
Источник
Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году. В произведении показано реальное состояние русского дворянского общества в период жизни автора.
Главный герой — Илья Ильич Обломов – помещик, живущий в Петербурге на доходы, получаемые с крепостного имения. Это умный, культурный человек, получивший хорошее образование, имеющий богатую внутреннюю жизнь. Обломов – «человек лет тридцати двух — тридцати трех от роду… приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Вся его беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока. Взгляд героя «иногда помрачался выражением… усталости или скуки», у него был нездоровый вид от недостатка движения и воздуха. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием». Даже его слуга, Захар, очень похож на своего барина. Он неопрятен, «бреется редко и хотя моет руки и лицо, но, кажется, больше делает вид, что моет». И если дорогой восточный халат Обломова «засалился», то у Захара постоянная прореха под мышкой, из которой торчит кусок нижней рубашки.
Илья Ильич по характеру честен, добр, кроток. Однако больше всего в жизни он боится перемен и очень ценит покой. Как только судьба ставит перед ним проблему выбора, возникающую рано или поздно перед любым человеком, Обломов пасует перед жизненными проблемами и трудностями.
И только иногда он задумывается о своем положении и задает себе вопрос: «Однако… любопытно бы знать… отчего я такой?». Ответом на него может послужить «Сон Обломова», который переносит нас в его детство, в деревню Обломовка. Во «Сне…» маленький Илья «робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где… все совершают чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют… как Илья Ильич». Жизнь в Обломовке была подобна сонному царству, где «норма жизни была готова и преподана им родителями, а те переняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушки от прадедушки, с заветом блюсти ее ценность и неприкосновенность». Поэтому Обломову ничего и не оставалось делать, как праздно проводить своё время и рассчитывать, что за него всё сделают слуги. Именно там сложилась одна из главных черт его характера – поэтическая мечтательность. Однако в Обломове воспитали и такие качества, как лень, барство, презрение к крепостным слугам. Неудивительно, что после переезда в Петербург герой нисколечко не изменяет свой образ жизни.
Отношения Обломова с Ольгой долго не продлились, потому что она много требовала от героя и пыталась «снять с него халат». Свой идеал он находит на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая, в отличие от Ольги, слепо любит его и потакает во всем. Именно в доме Агафьи Пшеницыной Обломов счастлив, так как именно здесь он находит свою Обломовку.
Таким образом, на становление личности Обломова повлиял статус помещика, который позволил ему не заботиться о «хлебе насущном». Я считаю, что именно окружение способствовало развитию в нем «обломовщины» — праздного и порочного барского образа жизни. А привычка жить чужим трудом, заложенная с детства, привела к гибели, подавила активную жизнедеятельность.
Источник
(Гончаров «Обломов», часть 1, глава 8. См. краткое содержание и полный текст этой главы, а также статью Образ Обломова в романе Гончарова.)
…Настала одна из ясных, сознательных минут в жизни Обломова.
Как страшно стало ему, когда вдруг в душе его возникло живое и ясное представление о человеческой судьбе и назначении, и когда мелькнула параллель между этим назначением и собственной его жизнью, когда в голове просыпались, один за другим, и беспорядочно, пугливо носились, как птицы, пробужденные внезапным лучом солнца в дремлющей развалине, разные жизненные вопросы.
Гончаров. Что такое обломовщина?
Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему, и зависть грызла его, что другие так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования.
В робкой душе его выработывалось мучительное сознание, что многие стороны его натуры не пробуждались совсем, другие были чуть-чуть тронуты, и ни одна не разработана до конца.
А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой.
Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором. Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Что-то помешало ему ринуться на поприще жизни и лететь по нему на всех парусах ума и воли. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения.
И уж не выбраться ему, кажется, из глуши и дичи на прямую тропинку. Лес кругом его и в душе все чаще и темнее, тропинка зарастает более и более, светлое сознание просыпается все реже и только на мгновение будит спящие силы. Ум и воля давно парализованы и, кажется, безвозвратно.
События его жизни умельчились до микроскопических размеров, но и с теми событиями не справится он, он не переходит от одного к другому, а перебрасывается ими, как с волны на волну, он не в силах одному противопоставить упругость воли или увлечься разумом вслед за другим.
Горько становилось ему от этой тайной исповеди перед самим собою. Бесплодные сожаления о минувшем, жгучие упреки совести язвили его, как иглы, и он всеми силами старался свергнуть с себя бремя этих упреков, найти виноватого вне себя и на него обратить жало их. Но на кого?
– Это все… Захар! – прошептал он.
Вспомнил он подробности сцены с Захаром, и лицо его вспыхнуло пожаром стыда.
«Что, если б кто-нибудь слышал это?.. – думал он, цепенея от этой мысли. – Слава богу, что Захар не сумеет пересказать никому, да и не поверят, слава богу!»
Он вздыхал, проклинал себя, ворочался с боку на бок, искал виноватого и не находил. Охи и вздохи его достигли даже до ушей Захара.
– Эк его там с квасу-то раздувает! – с сердцем ворчал Захар.
«Отчего же это я такой? – почти со слезами спросил себя Обломов и спрятал опять голову под одеяло, – право?»
Поискав бесполезно враждебного начала, мешающего ему жить как следует, как живут «другие», он вздохнул, закрыл глаза, и чрез несколько минут дремота опять начала понемногу оковывать его чувства.
– И я бы тоже… хотел… – говорил он, мигая с трудом, – что-нибудь такое… Разве природа уж так обидела меня… Да нет, слава богу… жаловаться нельзя…
За этим послышался примирительный вздох. Он переходил от волнения к нормальному своему состоянию, спокойствию и апатии.
– Видно, уж так судьба… Что ж мне тут делать?.. – едва шептал он, одолеваемый сном.
– «Яко две тысячи поменее доходу»… – сказал он вдруг громко в бреду. – Сейчас, сейчас, погоди… – и очнулся вполовину.
– Однако… любопытно бы знать… отчего я… такой?.. – сказал он опять шепотом. Веки у него закрылись совсем. – Да, отчего?.. Должно быть… это… оттого… – силился выговорить он и не выговорил.
Так он и не додумался до причины, язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался еще вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпенье безмятежно спящего человека.
Сон остановил медленный и ленивый поток его мыслей и мгновенно перенес его в другую эпоху, к другим людям, в другое место, куда перенесемся за ним и мы с читателем в следующей главе. [См. Сон Обломова.]
Источник
«Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)
Роман Гончарова «Обломов» является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем
общественно-нравственного содержания. Уже на первой странице романа автор посчитал необходимым обратить внимание
читателя на главную черту своего героя : «Душа так открыто и ленно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении
головы и рук». Вот с каким обаятельным Обломовым автор предлагает нам разделить переживание и мысли о мире, в рамках
довольно объёмного романа.
Наиболее кульминационным моментом в романе является «Сон Обломова». Этот эпизод романа можно считать отдельным
произведением, так как Гончаров изобразил «Сон» по всем правилам литературно-поэтического искусства. Именно «Сон
Обломова» позволяет читателю узнать всю сущность натуры главного героя – Обломова. В начале «сна» перед нами предстаёт
удивительнейшая картина земного рая. Края забвения и хранилища души. Вспоминая свою Обломовку, Илья Ильич вспоминает её
с трепетной любовью и лаской. Те великолепные пейзажи, те чёткие границы природы, те изумительные закаты, тот
беззаботный крестьянский быт, то гармоничное слияние души с природой, та уютная домашняя ласка – всё это на всю жизнь
засело в сердце Обломова. Именно этот уголок Илья Ильич считает своим раем, именно туда он стремится всю свою жизнь. В
том божественном уголке, где душа и сердце упиваются негой, и беззаботная жизнь бьет ключом.
«Сон Обломова» отражает два жизненных периода Обломова. В первый период жизни главный герой представлен
семилетним мальчиком, который полон жизненных сил и идей. Детский ум Илюши Обломова ещё девствен настолько, что
поглощает любую информацию в неограниченном количестве, но никак не может насытиться. И в этом период как раз и начинает
формироваться та личность, которая в дальнейшем и станет Ильёй Ильичом Обломовым. Сам быт и отдалённость Обломова во
многом и сложили его натуру. Потому что уже с рождения Илюша ощущал себя барином, и чем старше он становился, тем
ощущение это росло. Для маленького Обломова не существовало ничего невозможного, всё выполняли няни и слуги. Итак
семилетний мальчик был всецело зависимым от канонов царивших в обыденной жизни его семьи, поэтому тот чистый, детский ум
был уже пародией на родителей. Но этот факт противоречит самому себе. Ведь когда обломовцы погружались в священный для
них полуденный сон, Илюша начинал жить и жить той жизнью, которой!
он хотел, но ни коем разе не обломовским обыванием. Тогда его детскому любопытству были открыты все границы, и он мог
наслаждаться в полной мере этой свободой. В эти часы сна родителей и других обитателей Обломовки все мечты маленького
Илюши сбывались, все его желания исполнялись в миг; ведь он был свободен, как птица. Даже няня, которая дремала с
сознанием того, что мальчик непременно побежит к оврагу или залезет на галерею, не противилась этому, потому что
обломовский сон давно завладел ею, и она уже не может с ним бороться. Но это были лишь часы свободы для Илюши, всё же
остальная жизнь проходила монотонно, хотя он и не замечал этого. Родители Обломова всячески старались оградить их чадо
от воздействия внешнего мира, прививая в нём с раннего возраста незыблемые законы обломовщины. Но нужно отдать
справедливость и тому, что, находясь под крылом своих родителей, Илюша большей частью воспринимал мир сердцем, а не
умом. Он был изолирован от этого мирского зла, которое цар!
ило везде. Все эти нянины сказки о реках с молочными берегами странах, где нет забот и хлопот обломов закладывал себе в
сердце на всю жизнь. Макет быть, именно таким представляется ему мир за пределами Обломовки, может быть, именно сказкой
представлялась ему жизнь, которая была там, за Обломовкой. Мне кажется, что так и думал маленький Илюша Обломов, ведь
сама жизнь в Обломовке была такой, монотонной сказкой. Благодаря этой некоторой изоляции от мира, внутренний мир Илюши
богател с каждым днём. Его сердце наполнялось общей любовью ко всему, но любовью, требующей взаимности. Значит шанс,
данный Илюше от рождения войти в настоящий мир со всеми его прелестями и гадостями, постепенно гаснул под давлением
жизни Обломовки.
Но вот перед читателями предстаёт четырнадцатилетний Илья Обломов, румяный и холеный мальчик. Этот период жизни
Обломова так же помогает поглубже взглянуть в существо главного героя. Для Ильи начинаются тягостные времена, так как он
должен получить образование. Обучаться он должен был у немца Штольца. Может быть, Обломов и выучился бы у своего учителя
чему-нибудь, если бы Верхлево было бы в пятистах верстах от Обломовки – как говорит автор. Но я считаю, что и в этом
случае Илье Обломову представился ещё один шанс, который дала жизнь Илье от рождения. Конечно же Обломов так и не
научился ничему, так как с одной стороны за него делал все уроки сын Штольца – Андрей, с другой стороны большую часть
времени Илья проводил в Обломовке в кругу семьи. И здесь, в родительском доме, изнеженный ласками и заботой родителей
Обломов уже начинал чахнуть не физически, а становился он духовным калекой в мирском бытие. Но в этом нельзя винить ни
Обломова, ни его родителей, ни родителей его р!
одителей. Это болезнь всего их рода, болезнь которую почти невозможно вылечить, болезнь со странным названием –
обломовщина, искоренять которую нужно было ещё в начале начал. Поэтому детская натура не в силах была разорвать этих
грязных цепей обломовщины. К этим годам жизнь Ильи Ильича была определена. Стоило ему только захотеть чего-нибудь, тут
же возле него оказывались Васька, Митька, Ванька и исполняли все барские прихоти беспрекословно. Но иногда в нём
просыпался какой-то огонёк, когда ему надоедали все ласки и лица, и тогда он вскакивал и с визгом бежал на улицу; где
резвился с деревенскими мальчишками, играя в снежки. Но эта воля была недолгой и снова постель с пятью одеялами, снова
варенье и чай, снова эта обломовская нега, которую он отвергал; но всё-таки покорился ей.
Что же стало дальше с Ильей Ильичом Обломовым? Порядком повзрослев, Илья Ильич устроился на общественную службу
в канцелярию, где пробыл недолго. Этот момент был равносилен тому, что только что вылупившегося птенца, не умеющего ещё
плавать бросили в воду, и как этот птенец не барахтается в ней, ин всё-таки тонет. То же самое произошло и с Обломовым.
Его неопытного, не готового ни к какому роду труда пустили в океан жизни. Может быть, со времени Илья Ильич и научился
бы работать, но было ещё одно «но». В канцелярии не было тех душевных, близких, ласковых отношений, здесь не было этой
семейной обстановки, не было взаимопомощи, поэтому обломов не мог ни какими силами сдержать того нравственного гнёта,
которому был подвержен. Не выдержав нравственного шторма жизни, Обломов замкнулся в себе и попытался насколько возможно
создать вокруг себя обстановку родной Обломовки.
Обломов с головой погрузился в болото русской обломовщины и ничто уже не может вытащить его от туда, так как он
ещё одно идентичное другим звено барской России. И эта утопия была губительна не только для барского сословия, но и для
всей России. Это было огромным тормозом в её развитии, и Русь оставалась тою же тёмной стороной. Но сила Обломова в том,
что он через всю свою жизнь пронёс чистую душу, незапачканную мирской грязью, ведь это тоже нелёгкий труд. Наверное, в
душе каждый человек хоть немного, но Обломов. Ведь каждый почти преклоняется перед прекрасным, ведь у каждого есть
чувства жалости и сострадания. Если на земле не было бы Обломовых, то это была бы пустыня, которая была некогда
благодатным краем, но под руками варваров( а именно так можно назвать человека без души) превращался в эту самую пустыню.
Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков, вроде Обломова!
Источник