Сон обычное и желаемое состояние для ильи ильича

Первая часть романа «Обломов» посвящена обычному дню главного героя – Ильи Ильича Обломова. Описание обстановки квартиры и вещей, окружающих героя в его повседневной жизни, позволяют читателю составить общее представление о его характере. На обстановке квартиры лежит печать заброшенности и запустения. Сам Обломов большую часть времени проводит лежа на диване, в просторном и широком халате, повторяющем все движения его тела. Лежа, он мечтает, воображая себя каким-нибудь освободителем, которому все поклоняются, иногда думая о тихом семейном счастье с женой, детьми и друзьями.

Илья Ильич мало читает, редко выходит из дома и на все приглашения отвечает отказом. Но, несмотря на лень и пассивность, завладевшие личностью героя, он не потерял способность мыслить. Глядя на посетителей, которые приходят к нему, чтобы рассказать последние светские новости и пригласить прогуляться, Обломов не перестает удивляться: «Увяз, любезный друг, увяз!.. И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире… И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое…» «Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?» – спрашивал Илья Ильич у Штольца. Размышляя о своем существовании, он задает себе вопрос: «Отчего я такой?» Ответ на этот вопрос Гончаров дает в главе «Сон Обломова».

Сон героя переносит нас в Обломовку, где человеку живется уютно и он чувствует себя защищенным от внешнего мира. Ничего там не будоражит человеческое сознание, во всем мире царит гармония. Пространство Обломовки отделено от внешнего мира, и обломовцы лишь по слухам знают, что где-то есть иной, «темный мир». Они довольны своей жизнью и ничего не нарушает ее размеренный ход: рождение, крестины, свадьба, именины, праздники, шумные обеды… Жители Обломовки не задают себе вопрос «почему?», их сознание свободно от каких-либо мыслей. Труд в Обломовке считается наказанием за грехи предков.

Рисуя картину жизни Обломовки, автор рассказывает и о жизни ее хозяев. «Сам Обломов – старик тоже не без занятий… Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе», – с иронией говорит Гончаров. Но все хозяйство постепенно приходит в упадок. Приказчику не составляет особого труда обворовывать беспечного и бесхозяйственного старика Обломова, который даже не знает, сколько доходов приносит его имение. Мать Илюши тоже занята «делом», все свободное время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке», здесь царил культ еды.

В таких условиях формировался характер героя. В начале картины Обломов предстает перед читателем человеком с огромными возможностями, способным, талантливым, энергичным. Он активен, умен, любознателен, не по годам наблюдателен. Он будоражит сонное царство Обломовки неуемной детской энергией. В иных условиях Илюша, несомненно, достиг бы больших успехов, но воздействие обломовской среды было настолько сильным, что ребенку было очень трудно ему противостоять. Илье постоянно внушали, что он барин, что у него есть Захар и еще триста Захаров. Когда Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик «только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос».

У Обломова не было необходимости трудиться, так как все делали крепостные крестьяне, слуги. Любая попытка мальчика сделать что-нибудь самостоятельно пресекалась. Стоило ему выбежать одному за пределы двора или открыть форточку, как родители, тетки и няньки бросались к нему, чтобы уберечь от невидимой опасности.

Представление об окружающем мире у него складывалось из рассказов няни, некоторые из которых приводили его в ужас и развивали страх перед жизнью. Все это наложило глубокий отпечаток на его мировоззрение. Повзрослев, Илья Ильич понял, что в действительности нет таких чудес, о которых ему рассказывали в детстве, но у него на всю жизнь осталось желание «полежать на печи», «поесть за счет доброй волшебницы», и он «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Сон переносит Обломова во времени, но в его существовании почти ничего не меняется. Перемены затрагивают лишь внешнюю сторону. Учеба в «пансионе» Штольца не повлияла на жизнь Ильи, так как его родители в образовании видели только выгоду. Старик Обломов смотрел на книгу, «как на вещь, назначенную для развлечения, от скуки и от нечего делать». Родители не утруждали сына учебой. Чтобы он не похудел, не заболел и не перетрудился, ему часто разрешали пропускать занятия: «Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь». Результатом такого воспитания и образа жизни Обломовки стала утрата героем инициативы и самостоятельности. В Илье

Читайте также:  Сон с воскресенья на понедельник какой

начали развиваться апатия, безволие и лень. Во время учебы в университете, когда он подружился с Андреем Штольцем, у него вспыхнуло желание добиться положения в обществе, появились радужные надежды. Но для того, чтобы они осуществились, требовались настойчивость и труд. Еще одна попытка Обломова изменить свое существование наметилась, когда он влюбился в Ольгу, но и она оказалась неудачной. Лишь в доме вдовы Пшеницыной он нашел тот покой, к которому стремился всю сознательную жизнь.

Все важные события в жизни героя – знакомство с Ольгой Ильинской, любовь и последовавший за ней разрыв, жизнь и смерть в доме вдовы Пшеницыной – яркое свидетельство того, что его жизнь была лишь поиском идеала, сложившегося в его сознании в родной Обломовке в детские годы. Слабые попытки героя изменить свое существование потерпели крах.

Сон Обломова выдержан в стиле сказки и помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты и представления о жизни на подсознательном уровне. В выразительной картине сна представлен собирательный образ Обломовки, сонного царства, губящего в человеке живое, активное и мыслящее начало. Это образный и смысловой ключ к пониманию всего романа, и, несомненно, самостоятельное творение. Первоначально задуманный автором как отдельное произведение, он стал выдающимся шедевром литературы. Как справедливо отметил критик Александр Васильевич Дружинин: «Сон Обломова – этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, – был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной».

 Материалы о творчестве писателя и романе «Обломов»:

  • Биография писателя
  • История создания романа
  • Художественные особенности романа
  • Критики о романе «Обломов» и творчестве И.А. Гончарова

    Сочинения

  • Обломов и Ольга
  • Обломов и «обломовщина»

 Перейти к оглавлению книги «Обломов» И.А. Гончарова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

 Читайте также статью «Сон Обломова» в книге Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. Тургенев

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

города Северодвинска Архангельской области

Урок РР. 10 класс.

Подготовка к написанию сочинения

по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Конспект составила

учитель русского языка и литературы

1 кв. категории

Новожилова Наталья Леонидовна

Северодвинск

2014 г.

Цели урока: обучить составлению плана сочинения, подбору текстового материала, нахождению идеи сочинения и приемов выражения личностной позиции пишущего; развитие устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы над сочинением; этическое и эстетическое воспитание учащихся, пробудить желание к активной деятельности, полезной как для самого ученика, так и для общества, подвести ребят к мысли об отрицательном воздействии таких человеческих качеств как апатия, лень, безынициативность.

Тип урока: урок обучающего сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов».

Предварительное домашнее задание:

Прочитать главу «Сон Обломова». Поразмышлять о том, с какой целью автор вводит ее в текст романа; составить в тетрадях план главы.

Оборудование: портрет И.А. Гончарова; на доске – форма плана к сочинению.

Эпиграф к уроку: Жизнь – есть сон.

Кальдерон.

План урока

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Работа над вступлением к сочинению.

  3. Определение содержания основной части сочинения.

  4. Работа над заключением.

  5. Составление плана сочинения.

  6. Подведение итогов урока.

  7. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

На дом вам было задано поработать над главой «Сон Обломова». Я уверена, что вы уже поняли, что эта глава в романе имеет самостоятельное значение. Кто может ответить, какое именно?

В главе «Сон Обломова» дается важное сообщение о детстве главного героя. Мы получаем важнейшие сведения о том, благодаря какому воспитанию Обломов сделался лежебокой, человеком пассивным во всех отношениях.

Наша задача сегодня – поработать с текстом главы, как можно лучше разобраться в том, с какой целью автор описывает сон Ильи Ильича, а также обосновать и сформулировать свой ответ в форме сочинения.

  1. Работа над вступлением к сочинению

Итак, что же такое сон, и какое влияние сны оказывают на человека?

С.И. Ожегов дает следующее определение сна:

1.Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

2. То, что снится, грезится спящему, сновидение.

Сон всегда был тайной и загадкой для человека. Многие придают увиденным снам большое значение, так как иногда сны заставляют людей менять свои решения, оказывают влияние на их поведение, настроение и эмоции. Другие относятся к снам скептически, и на их жизнь сны никакого влияния не оказывают. А теперь давайте разберемся, почему сон главного героя играет существенную роль в романе И.А. Гончарова «Обломов».

  1. Определение содержания основной части сочинения

Читайте также:  Видеть во сне беременной свою жену

В романе сну посвящена отдельная глава. При прочтении описания сна Ильи Ильича мы получаем основные сведения о причинах, благодаря которым сформировались отрицательные черты характера Обломова.

Каковы же эти причины? Что же способствовало превращению жизни человека в пустой, бесцветный сон? Ведь не родился же таким Илья Ильич?!

Одной из причин являются условия воспитания маленького Обломова. Ильюша был очень живым и подвижным мальчиком. Его детский ум впитывал в себя окружающий мир и явления, происходящие вокруг него.

Зачитайте отрывок из текста романа, подтверждающий это.

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка…»

Он окружен заботой взрослых и неотлучной няни.

Подтверждаем высказывание текстом!

«Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошенных поцелуев».

Маленький Илья настолько привык к этому, что даже в зрелом возрасте не мог и не пытался жить самостоятельно. Он даже гордился тем, что за всю жизнь сам чулок не надел, угли в камине не помешал. Но, как мы можем заметить, все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить – таков итог жизни Обломова.

Скажите, пожалуйста, какой показана автором деревня, в которой провел свое детство Илья Ильич? Какой изображена природа на лоне которой рос Обломов? Подтвердите примерами из текста романа.

Итак, вторая причина – это жизнь и обычаи людей в деревне, в которой вырос главный герой романа. В ней царили покой и бездействие, которые лишь иногда нарушались из-за различных неприятностей.

«Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю».

Обломовка показана автором как сонное царство, а обломовцы – как спящие богатыри. Илья Ильич мыслит категориями, усвоенными с детства в деревне, не пересматривая их и не обновляя соответственно изменяющейся жизни. Быт и нравы Обломовки он воспринимает как норму, а всю другую жизнь – как «вечную беготню взапуски».

Природа Обломовки сочеталась с характерами и поведением местных жителей. В ней не было резких переходов от одного пейзажа к другому.

«Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей».

Мы выяснили, почему бурная и деятельная жизнь была чужда Илье Ильичу до самой смерти. Когда Обломову предстоит решение накопившихся сложных проблем, он тяжело вздыхает, вспоминая безмятежно прожитые годы, не предпринимая ничего даже для собственного благополучия.

Сон – это обычное состояние для Ильи Ильича. Хотя Обломову всего 32 года, он уже напрочь лишен вкуса к жизни. Своих визитеров он считает «несчастными», так как все они суетятся и пытаются хоть что-то делать. Обломов не таков, и он не принимает никакой деятельности. После их ухода, приняв удобную позу на диване, до прихода сна он предается размышлениям. Сон Ильи Ильича отделяет визитеров от прихода Штольца, сыгравшего большую роль в жизни Обломова. Штольц выводит его из состояния неподвижности. От него Обломов получает заряд энергии и бодрости. Несколько ожил он и после встречи с Ольгой Ильинской. Илья Ильич даже сделал ей предложение, но, подумав, решил, что, женившись на Ольге, ему будет необходимо изменить свой образ жизни, то есть выбраться из царства сна и покоя. Но Обломов не может пересилить себя даже ради любимой женщины. Главная черта его характера заключается в апатии ко всему окружающему. Читая главу «Сон Обломова», мы видим, что эта черта впитана Ильей Ильичем с детских лет и главенствует в его умственном и нравственном развитии. Обломов уверен в том, что его крепостные сделают все, что требуется для его жизни. Поэтому-то он и не хочет идти путем визитеров и Штольца. Переехав на квартиру Пшеницыной, Обломов снова попадает в стихию своего детства, так как ее квартира – это тоже своего рода Обломовка, но без ощущения живой природы и ожидания чуда. Здесь он находит покой, уют, заботу женщины и питание. Илья Ильич вновь огражден от волнений и забот. Он снова становится пассивен, постоянно лежит на диване в починенном Пшеницыной халате. И почти незаметно Обломов уходит в свой вечный сон, так и не задумавшись над целью своей жизни.

Сон Обломова отражает настроение и уклад жизни определенной части людей России того времени. Общее у них то, что в жизни они не имели дела, являющегося необходимостью. Если эти люди что-нибудь и делают, то только по принуждению, их жизнь похожа на пустой сон.

  1. Работа над заключением

Читайте также:  7 ночь без сна 4 день без слов ее улыбка больше чем любовь

Актуальны ли проблемы, поднятые И.А. Гончаровым в романе «Обломов», в наши дни?

Конечно же актуальны. Ведь разве в наши дни нет ленивых, апатичных молодых людей?! К сожалению, они есть. Возможно, кто-то из вас даже узнал в Обломове себя или кого-то из своих знакомых и близких. Но не нужно отворачиваться от таких людей, им необходимо помочь осознать всю никчемность бесцельного существования, привить желание быть полезным для своей страны и людей, в ней живущих.

А теперь скажите, как увеличение так называемых «обломовых» повлияет на благополучие страны?

Конечно же, отрицательно. В России должно быть как можно меньше людей, видящих сны, подобные сну Обломова, и живущих по такому же принципу, что и он. Ведь богатство и благополучие страны зависят от людей деятельных, которым и сны снятся соответствующие.

  1. Составление плана сочинения

Начнем работу над планом нашего сочинения. Какова форма плана сочинения?

План состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении надо обязательно определить направление, в котором вы решили раскрывать тему, а также четко определить свою задачу, то есть сказать о том, какую идею вы будете доказывать в сочинении.

В основной части необходимо доказать идею сочинения. Свои мысли необходимо подтверждать цитатами из текста.

В заключении желательно высказать свое мнение о проблеме, найти связь идеи сочинения с современностью, сделать свои выводы.

Итак, как бы вы озаглавили пункты плана нашего сочинения? Пожалуйста, слушаю ваши предложения.

План сочинения

I.Влияние на человека увиденных им снов.

II.Жизнь Обломова – пустой сон:

1.Условия воспитания Ильюши, приведшие к трагедии его жизни.

2.Бездеятельная жизнь и неподвижные пейзажи Обломовки.

3.Сон – обычное и желаемое состояние для Ильи Ильича.

4.Уклад жизни части людей России XIX века, похожий на сон.

III.Сны современного общества.

  1. Подведение итогов урока

Итак, сегодня мы с вами занимались обсуждением идеи нашего сочинения. Скажите, пожалуйста, какова она?

Идея сочинения по теме «Сон Обломова» заключается в раскрытии причин падения Ильи Ильича и одновременной демонстрации бесполезности его жизни как для него самого, так и для окружающих.

Также мы учились работать над планом сочинения, подбирать подходящие цитаты для аргументации высказываний.

Скажите, какую информацию должны содержать введение, основная часть и заключение?

Какими должны быть цитаты по объему?

Желательно использовать цитаты небольшого объема, но содержащие необходимый для доказательства той или иной мысли объем текстового материала. Ни в коем случае не нужно загромождать текст сочинения ненужными цитатами, пытаясь подменить ими собственные мысли. Такой подход к написанию сочинения неверен и не принесет хороших результатов.

  1. Домашнее задание

Написать сочинение по теме «Сон Обломова» по составленному в классе или разработанному самостоятельно плану.

Список литературы

  1. Анненков П.В. Базаров и Обломов // Роман И.С. Тургенева Отцы и дети в русской критике: Сборник статей / Сост. И.Н. Сухих. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1986. – с. 267-270.

  2. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы. – М.: Академия, 1999. – 400 с.

  3. Вся русская литература: Учебное пособие / Сост. И.Л. Копылов. – Мн.: Современный литератор, 2002. – с. 222-224.

  4. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Русская критика: Сборник статей / Cоставитель М.И. Белоусова. – Лениздат, 1973. – с. 374-414.

  5. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта, Наука, 2000.- 248 с.

  6. Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. – М.: Просвещение, 1994. – 175 с.

  7. Конспект – 2: Методические рекомендации / Сост. Н.И. Горобец. – Архангельск: Издательство Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2001. – 59 с.

  8. Краснощекова Е.А. Обломов И.А. Гончарова. – М.: Художественная литература, 1970. – 96 с.

  9. Криволапов В.Н. Еще раз об обломовщине //Русская литература.–1994. — №2. – с. 36-38.

  10. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.

  11. Обломов. Роман И.А. Гончарова // Писарев Д.И. Литературная критика. В 3-х томах. Том 1 / Сост. Ю. Сорокин. – Л.: Художественная литература, 1981. – с.42-59.

  12. Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. – М.: Высшая школа, 1990. – 156 с.

  13. Рыбасов А. И.А. Гончаров. – М.: Молодая гвардия, 1957. – 376 с.; ил.

  14. Справочник школьника: Литература / Под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 1999. – 384 с.

  15. Энциклопедия литературных героев: Русская литература второй половины XIX века. / Под редакцией Е.А. Шкловского. – М.: Олимп, ООО Издательство АСТ, 1997. – с. 35-38.

Источник