Сон за рулем автомобиля как избежать
Сон водителя за рулем неминуемо приводит к тяжелейшим последствиям как для самого водителя и его пассажиров, так зачастую и для совершенно посторонних людей. Неуправляемый автомобиль, даже легковой, весом в 2-3 тонны, едущий со скоростью 50-80 км в час способен натворить немало бед. А что уж говорить о тяжелых фурах или пассажирских автобусах. Достаточно посмотреть на статистику автомобильных происшествий, что бы в этом убедиться.
Причины приводящие к засыпанию водителя за рулем следующие:
1. Усталость. Водитель достаточно долго находился за рулем (характерно для профессионалов) или накануне выполнял продолжительную и монотонную тяжелую работу (характерно для любителей). Особенно опасно, когда долго за рулем находится человек не тренированный, Совершающие длительные поездки изредка.
2. Алкогольное опьянение. Даже при незначительной «разрешенной» дозе алкоголя в крови водителя в 0,3 промиле, алкоголь способен резко увеличить вероятность засыпания водителя. Если за столом, в компании минимальная доза алкоголя бодрит, то при достаточно монотонной езде, особенно в одиночку, действие алкоголя прямо противоположное, он становится снотворным.
3. Монотонная дорога. Дорога без каких либо особенностей, широкая, с одинаковой на вид обочиной, особенно хорошо знакомая, где «ничего не может случиться» сама по себе действует успокаивающе и начинает усыплять.
4. Езда в неурочное время, ночью. Люди имеют психологическую расположенность к бодрствованию и сну в определенное время суток и разделяются условно на т.н. «сов» и «жаворонков». Кто то с легкостью может встать и в 4 часа утра, но вечером в сон его клонит еще засветло. Или наоборот, он может бодрствовать хоть до 2 часов ночи, но до полудня он потом просто «никакой». Если человек едет в не «свое» время, вероятность засыпания резко увеличивается. Кроме того существуют кратковременные периоды «расслабленности» человека даже в середине его активного периода.
5. Езда после обильного обеда. Большое количество пищи в желудке вызывает отток крови от мозга. Мозг начинает «подремывать». Именно поэтому после обеда люди, особенно среднего и пожилого возраста предпочитают сиесту — «соснуть часок-другой». Привычка полезная, но вот ехать только что встав из-за стола, с набитым желудком категорически не рекомендуется.
6. Прием лекарств. Существует достаточно большой перечень лекарств снижающих реакцию, успокаивающих нервную систему, снимающих болевые ощущения. Соответственно возрастает вероятность засыпания.
Перечень причин можно и продолжить и индивидуализировать. Причины обычно действуют совокупно, накладываясь одна на другую, что многократно усиливает вероятность сна за рулем. Для водителя важно уметь правильно их предвидеть, анализировать, учитывать и устранять или избегать. Например, если вам уже за 40, и после обеда вы привыкли немного подремать, и организм уже к этому привык, то ни при каких обстоятельствах, разве что экстремальных, не допускающих перенос поездки, не садитесь за руль после обеда. Как бы вы не были «бодры и веселы», пройдет минут 15 поездки и вы начнете клевать носом.
Признаки начала засыпания водителя за рулем. Если вы их начинаете у себя обнаруживать, пора срочно принимать меры.
1. Снижение бдительности. Мысли начинают блуждать в темах совершенно далеких от поездки, приходят какие то старые воспоминания… Вы замечаете, что не можете вспомнить как вы только что проехали какой то участок дороги, что передавали по радио. Вы слышите, но не понимаете радиопередачу. Это значит, что вы фактически спали наяву, с открытыми глазами.
2. Снижение внимательности. Вы перестаете понимать показания приборов, перестаете отмечать про себя дорожные знаки, перекрестки, пейзаж. Взгляд концентрируется на очень дальних участках дороги и с трудом переносится на предкапотное пространство.
3. Отсутствие концентрации и напряжения в руках и ногах. На прямых участках хочется рулить «одним пальцем». Пропадает желание делать резкие движения, общая вялость.
4. Во рту появляется некоторая сухость, глаза становятся «тяжелыми», время моргания значительно увеличивается, глаза хочется держать закрытыми «хоть несколько секунд».
Сам водитель может в полной мере не осознавать того, что он начинает подремывать. Поэтому если вы едите «за пассажира» — не лишне будет посматривать за состоянием водителя, что бы вовремя его «разбудить». Признаки засыпания водителя такие:
1. Речь становится менее внятной, ответы на вопросы следуют небыстро, с задержкой, мысль перескакивает на другой предмет.
2. Движения вялые, водитель как бы вздрагивает и концентрируется. Очевидно, что он до этого момента подремывал.
3. Водитель клюет носом, голова то опускается вперед, то немного запрокидывается назад.
4. Водить часто проводит ладонью по лицу, трет лоб, щеки, затылок, пытаясь себя взбодрить.
5. Водитель постоянно ерзает по сиденью, меняет позу, то и дело проветривает салон, открывая стекло.
6. Нечетко держит дистанцию до впереди едущих автомобилей, то близко к ним приближаясь, то значительно отставая без особой причины. Двигается с нестабильной скоростью.
7. Начинает «упускать» автомобиль, то и дело заезжая на обочину или встречную полосу.
Если водитель не реагирует на ваши предостережения, как бы вам не было хорошо ехать – лучше попросить его остановиться и отдохнуть, или вовсе выйти из машины — целее будете.
Самый лучший и действенный способ избежать засыпания за рулем — это предупреждать подобные явления. И рекомендации тут довольно простые.
1. В любой путь надо отправляться отдохнувшим. Будь то поездка на 50 км или на 500. Соответственно и отдых накануне должен быть под стать поездке. Если вы даже перед короткой поездкой посидите в полудреме полчасика-часок, спокойно, продумывая весь путь мысленно, а если удастся – то и вздремнете, то и дорога будет легче и короче. Перед дальней поездкой необходимо просто полноценно выспаться.
2. Во время движения не допускать непрерывной езды более 2-3 часов. Оттого, что вы каждые 2-3 часа будете останавливаться минут на 10-15, средняя скорость ваша не упадет, вы даже на длинный маршрут потратите всего на полчаса больше. Зато приедете целым и невредимым.
3. У каждого человека есть определенные возрастные и физиологические особенности, в частности, бывают периоды более активные и пассивные. Обычно это послеобеденное время (в 14-16 часов), после ужина (20-22 часа), ночью в 2-4 часа, и утром в 9-10 часов. Короткие поездки старайтесь не осуществлять именно в эти часы. А во время длинных — давайте себе отдых именно в это время, время минимальной активности организма.
4. Для поддержания себя в бодром состоянии применяйте различные средства. Как то — выпейте во время остановки немного кофе или просто периодически жуйте кофейные зерна. Периодически включайте и выключайте радиоприемник, меняйте радиостанции. Музыка одного и того же стиля быстрее утомляет, чем новостные передачи, перемежаемые музыкой разных стилей. Если вы едите один — возьмите попутчика и разговаривайте с ним на разные темы. Если он избегает разговоров – предупредите, что вы его взяли что бы не заснуть. Либо пусть развлекает разговорами, либо «поезд дальше не пойдет». Обычно это действует.
5. На остановках — разминайтесь после отдыха, умывайтесь прохладной водой, используйте освежающие салфетки. Если во время отдыха был перекус или еда, увеличьте время отдыха. Если вы или пассажиры перекусываете «на ходу» (чего вобщем делать не рекомендуется), то перекусывайте кисло-сладкими фруктами, желательно цитрусовыми, яблоками. Просто сладкие (бананы, груши) способствуют засыпанию. Если конфеты – то леденцы с кислинкой, а не шоколадные.
6. Избегайте применения в салоне дезодорантов воздуха с терпкими тяжёлыми «ночными» ароматами. Лучше пусть пахнет лимоном и другими цитрусовыми, хвойными растениями или свежими легкими «морскими» запахами.
7. Если вы приболели даже простудой в легкой форме, то лучше вовсе отказаться от поездки. Если это невозможно, будьте осторожны вдвойне. Особенно после приема лекарств.
8. Не геройствовать, пытаясь установить рекорд продолжительности поездки «за один день». Вы сможете проехать и тысячу километров, но на следующий день «не разогнетесь». А если предстоит ночевка в промежуточном месте маршрута, запланируйте ее так, что бы привал делил маршрут примерно равномерно, с некоторым перевесом на первые день и с достаточным временем отдыха. Если вы путешествуете с семьей или со слабым полом, не стоит излишне джентельменствовать, взваливая на себя двойную работу и по доставке и по обслуживанию пассажиров. Ту же вязанку дров для приготовления еды на пикнике лучше везти с собой, чем потратить лишний час на ее добычу на привале. Ваша задача – доставить пассажиров целыми и невредимыми.
9. Если пассажир сам начинает зевать и клевать носом, пересадите его на заднее сиденье, что бы он вас не усыплял своим видом.
10. Во время дальних поездок избегайте агрессивной езды. Агрессивный стиль езды изматывает водителя значительно сильнее. Не поддавайтесь на провокации других водителей, избегайте сложных условий езды. Например, если вы едете за фурой по грязной дороге, не стремитесь ее обогнать во что бы то ни стало. Может быть лучше остановиться на кратковременный отдых и отпустить ее вперед.
Но что же делать, если сам водитель заметил у себя подобные признаки засыпания или ему о них сообщил пассажир. Способ «лечения» тут вобщем то один. Необходимо остановиться на площадке отдыха или на широкой обочине, так, что бы автомобиль никакой своей деталью не выступал на проезжую часть дороги, заблокировать двери изнутри, немного приоткрыть окно с правой стороны, отодвинуть сиденье максимально назад, опустить спинку сиденья, сесть, положить руки себе на бедра, расслабиться, закрыть глаза и вздремнуть минут 15-20. Больше вы все равно не проспите, разве что совершенно вымотались, а основной пик усталости пройдет. После того, как проснулись, сделайте легкую разминку, по возможности умойтесь или протритесь освежающей салфеткой. Ближайшие несколько часов вы будете оставаться бодрыми и будете продолжать путь без признаков засыпания.
Это лучший способ, так как всяческие таблетки и напитки — стимуляторы лишь отодвигают время засыпания, но усталость накапливается и она может настигнуть водителя лавинообразно. Применять различные «ободрители» можно лишь тогда, когда маршрут почти пройден, и нет смысла устраивать привал. Но и в этом случае, следует оценить риск и взвесить, что вам важнее — приехать на 15 минут раньше или на остаток жизни целее…
источник
Сон в дальней дороге далеко не лучший попутчик. Ежегодно большое количество аварий совершается именно по причине того, что водитель заснул за рулем. Монотонное мелькание повторяющихся пейзажей, естественная усталость, вызванная дальней дорогой, обильная еда: все это может способствовать развитию состояния, когда человека начинает клонить в сон.
Вначале притупляется внимание, дальше водитель начинает клевать носом, потом постепенно начинает терять контроль за автомобилем и машина начинает «гулять по дороге».
Как бороться с подобным состоянием?
Возьмите за правило, что перед дальней дорогой нужно хорошо выспаться. Кроме того, не рекомендуется садиться за руль сразу же после обильного принятия пищи. Наполненный желудок вызывает естественный отток крови от мозга, и человек начинает дремать.
Существует хорошее правило, делать остановки каждые 2-3 часа, чтобы немного отдохнуть, подышать свежим воздухом и взбодриться. Если поездка происходит в «экстремальном режиме» и вы едете ночью, то можно использовать крепко заваренный кофе.
На самом деле ото сна за рулем существует одно простое средство, которое не раз выручало многих водителей.
Вы наверное будете сильно удивлены, когда узнаете, что это обычная жевательная резинка. Все банально просто, одной из особенностей психологии человека является тот факт, что человек не может заснуть, пока он ест и пока работают жевательные мышцы. Профессиональные дальнобойщики знают об этом факте и нередко берут с собой в дорогу печенье или яблоки, но если набить желудок, то может произойти обратный эффект, а жевательная резинка лишена этого недостатка и только заставляет работать ваши челюсти, не заполняя желудок. Так что жвачку в бардачке иметь всегда полезно!
Советы от бывалых:
Перед выездом запасись жареными семечками и лимонами». Постоянное щелканье подсолнечника поможет тебе сконцентрироваться на постоянном щелканье. Как не заснуть за рулем ночью: лимон разрежь на дольки и периодически нюхай. Его запах стимулирует гипоталамус, отвечающий за способность концентрироваться в сложных ситуациях. Выдохшийся фрукт не выкидывай, он еще пригодится.
Ты не один
В аварии чаще попадают одинокие водители. Возьми с собой штурмана (лучше, если это будет тамада с баяном) или подсади в салон автостопщика. Если вдруг по ошибке сон сморит не тебя, а его, аккуратно переложи посапывающего пассажира на заднее сиденье: вид спящего человека усыпляет. Механизм этого феномена в чем-то схож с зевком, от которого трудно удержаться, когда видишь зевающего.
Попутная песня
Как не спать за рулем? Музыка, включенная на максимальную громкость, даст минимальный эффект. Она угнетает нервную систему. Отдай предпочтение песням на иностранном языке. Как показало исследование «Что делать чтобы не заснуть за рулем», опубликованное шведскими физиологами, родная речь быстрее убаюкивает мозг, чем иноземная. Ферштейн? Музыку слушай не все время пути, а с перерывами в 15—20 минут каждый час. «В дороге я часто пою во весь голос, — признается Игорь, продолжая музыкальную тему, — это отлично разгоняет дрему». Еще бы! Говорят во сне многие, а вот поют — единицы.
Питие мое
Что пить чтобы не заснуть за рулем? Если магнитолу у тебя спер случайный попутчик, а голос уже сел, остановись у кафе или на заправке и закажи большой стакан ледяного сока. Это нужно не для того, чтобы всю оставшуюся дорогу ты мечтал остановиться, сойти в траву по пояс и избавиться от излишков напитка в организме. Просто теплые жидкости обладают успокаивающим эффектом, а холодные — активизируют все процессы.
Впрочем, горячий кофе и чай не повредят. «Однако какими бы крепкими они ни были, бодрость от них будет чувствоваться всего часа полтора», — говорит Игорь и рекомендует добавить в чашку свежевыжатый сок лимона (помнишь, мы просили тебя сохранить разрезанный фрукт?). Содержащаяся в нем гликолевая кислота окажет тонизирующий эффект. К тому же эта добавка усилит потенцию, так что по прибытии у тебя останутся силы на встречающих девушек. Тебя никто не встречает? Зачем же ты тогда затеял эту бессонную поездку?
Если сон все же берет свое, а такое рано или поздно произойдет если водитель начал засыпать, то необходимо остановиться, припарковаться в безопасное место и поспать минут 10-15. Больше проспать вам все равно не удастся, а несколько минут сна будет вполне достаточно, для того чтобы дальше вы уже ехали бодрячком. Проснувшись, постарайтесь умыться холодной водой и подышать свежим воздухом, после чего можно продолжить дальнейшее движение.
Сон за рулем очень коварен, и если вы заснули, то как правило заснули уже навсегда, поэтому чтобы этого не допустить, необходимо использовать все возможные способы, но самое главное – стараться не переутомляться! Удачи на дороге!
Источник
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Смех смехом, но аварии из-за водителей, заснувших за рулем, происходят с пугающей частотой. То измотанный таксист вырубится посреди города, то уставший гражданин на ночной трассе отправится к Морфею, а от него прямиком к Аиду. Существует ряд способов, которые позволяют не заснуть за рулем, которые знают не все. Перед тем, как излагать их, в миллионный раз обратимся ко всем с призывом: отнеситесь к своему состоянию в дороге с очень высокой серьезностью и степенью ответственности. Героизм из серии «да я доеду, не в первый раз» может закончиться трагически – уставший водитель выключается подобно бытовому прибору, чей провод выдернули из розетки.
1. Ложитесь спать
Этот совет мы отнесли к лайфхакам сознательно – не все водители в курсе, что проблема усталости в дороге решается подобным способом. Они готовы преодолевать и бороться с собственным организмом в ситуациях, когда можно позволить себе отключиться и избежать риска.
Shutterstock / VOSTOCK Photo
Иногда достаточно поспать буквально 15-20 минут, чтобы прогнать сонливость и ехать дальше.
2. Уберите спящего подальше
Опытные дальнобойщики рекомендуют «перекладывать» спящего пассажира на заднее сиденье, поскольку один его вид способен начать вас усыплять.
Shutterstock / VOSTOCK Photo
Этот феномен иногда сравнивают с эффектом зевка – ведь как порой бывает трудно сдержаться и самому не зевнуть вслед за «подающим плохой пример». Кстати, к зевоте отнеситесь серьезно, ибо это один из вероятных симптомов усталости организма.
3. Следите за глазами
Если вы едете с пассажиром, то, считайте, вам повезло – вероятно, он не только составит вам компанию, но и подменит за штурвалом. Конечно, истории известны многочисленные случаи, когда попутчик знает о процессе управления автомобилем не больше, чем о законах термодинамики, однако из такого соседства все равно можно извлечь пользу. Посадите вашего спутника на задний диван так, чтобы он постоянно видел в зеркало заднего вида ваши глаза, или попросите контролировать вас с переднего пассажирского места.
Shutterstock / VOSTOCK Photo
Параллельно разговаривайте, причем активно участвуйте в беседе, а не только слушайте. Разумеется, вы должны понимать, что следить за вашими светлыми очами длительное время ему, вероятнее всего, окажется не под силу. Да и успех этой затеи зависит от степени ответственности и внимательности пассажира.
4. Пожуйте лимон
Нарежьте лимон дольками и жуйте их, либо просто нюхайте цитрусовый аромат – должно взбодрить. Альтернативный вариант – щелкать семечки. Процесс со множеством манипуляций поглотит вас и отвлечет ото сна. Иногда встречаются рекомендации грызть морковку.
Shutterstock / VOSTOCK Photo
Каждый откушенный кусок этого прекрасного овоща будет звонким хрустом пробуждать вас, вот только морковки вам понадобится много – такими темпами уподобитесь герою замечательного фильма «Пристрели их». Мы же по своему опыту рекомендуем пользоваться жевательной резинкой, которая тоже неплохо прогоняет сон.
5. Возьмите с собой «птичку»
Одна из проблем не только водителей, но и людей в целом заключается в неумении слушать свой организм и игнорировать того, что ему нравится, а что нет. В данном случае не следует смотреть сквозь пальцы на собственные биологические часы.
Shutterstock / VOSTOCK Photo
Скажем, если вы «жаворонок», то в ночи гарантированно захочется спать, но на рассвете при условии отдыха ощутите бодрость, а если «сова», то ночь вам нипочем, зато в полуденное время будет непросто. Иногда встречаются рекомендации подбирать в дорогу напарника с противоположными особенностями и характеристиками. Пока один отдыхает, второй бодрствует, не испытывая дискомфорта.