Состояние между сном и реальностью называется

Состояние между сном и реальностью называется thumbnail

Пограничное состояние между сном и реальностью

Пограничное состояние — это определенное состояние, с которым сталкивается практически каждый, кто практикует так называемые «осознанные сновидения». Это состояние имеет вполне устойчивые характеристики, поэтому я его отношу к одному из уровней процесса Сновидения.

Можно сказать, что это состояние, в котором человек находится на пересечении «линий» бодрствования, обычного сна и Сновидения. Это может происходить по двум причинам: естественные пробуждения в определенном состоянии сна и в результате практики Сновидения.

Отличительные черты этого состояния:

тяжело определить спишь или бодрствуешь;
тяжело пошевелить физическим телом;
присутствие различных необычных явлений.
Как это обычно происходит?

Человек пытается войти в Сновидение из состояния бодрствования. Через некоторое время его сознание начинает «плавать» и проваливаться в состояние дремоты. Благодаря этому плавающему состоянию сновидящий может проснуться в одном из состояний сна, т.е. — какое-то время он как бы проваливается в сон, а затем снова просыпается, но через время, провалившись в сон, он просыпается уже во сне (как бы, не вынырнув полностью на поверхность в мир бодрствования).

Обычно, это происходит так: во время выполнения техники входа в Сновидение практикующий засыпает и его сознание проваливается в сон. Но вдруг, в определенный момент времени, понимает, что у него открыты глаза и он наблюдает привычную картину своей спальни из положения лежа. И вот тут, сновидящий может ощутить, что тело как бы онемело и им тяжело двигать или, подняв руки к лицу, он может заметить, что руки спящего тела остались на своем месте. Такое чувство, что не заснул, но и не проснулся полностью.

Часто в этом состоянии начинают происходить разные необычные явления, это например:

ощущение давления на тело;
кто-то незнакомый просто стоит и наблюдает (действует реже);
наличие теней в комнате (от аморфных до вполне четких в очертаниях);
различные цветовые пятна на интерьере комнаты (как будто цветная подсветка);
непонятный шум или голоса (как будто кто-то разговаривает за стеной);
животные (могут вести себя агрессивно);
наличие предметов не соответствующих обстановке комнаты (например, среди комнаты может стоять маленький самолет);
кто-то входит в комнату или стучит в дверь;
кто-то из знакомых начинает помогать «выйти из тела», или наоборот, — мешать это сделать;
прочее.
Я указал только некоторые явления, вариантов же множество. Многое зависит от личной истории сновидящего — его представлений, ожиданий, страхов и т.п. Причины этих явлений могут быть различными, частично об этом я говорил в своей статье «Пугающие образы».

С подобной ситуацией часто сталкиваются люди, которые случайно попадают в это состояние по причине сонного паралича. На данный момент статистика такова, что минимум треть населения Земли хоть раз в жизни попадала в это состояние. Пока что это явление полностью не изучено, но уже можно уверенно говорить о том, что состояние сонного паралича естественное явление и не является физической или психической патологией.

В начале, когда сталкиваешься с этим явлением, создается впечатление, что пограничное состояние – это состояние между сном и бодрствованием. Здесь, как бы сходятся и наслаиваются друг на друга характеристики яви, сна и «внетелесного состояния». Одновременно есть ощущение, что не спишь и, вместе с этим, присутствуют признаки проявления «второго тела» и хаотичность случайных образов, характерных для обычного сна. Состояние парадоксальное, вначале очень тяжело понять реально – спал ты или нет.

Позже, с практикой, приходит другое ощущение и понимание этого явления. Проще всего это можно описать как частичный «выход из тела» (частичное выделение тела сновидения). Ибо основная характеристика этого состояния — неполный выход тела сновидения, неполное его разделение со спящим телом. И что интересно, что со временем многие нежелательные и пугающие явления уходят сами, часто для этого достаточно полного разделения с телом (что наталкивает на определенные мысли).

Сейчас это воспринимается как одна из ступеней процесса Сновидения.

Источник

Что такое сонный паралич?

Сон — одно из самых таинственных состояний человека. В одних древних культурах считали, что во время него душа покидает тело и путешествует по миру. В других сон приравнивали к временной смерти. Однако самым сложным и непостижимым даже сейчас считается едва уловимый переход между сном и явью.

О нем сложено много легенд. Одна касается метода работы Сальвадора Дали. Приближенные к нему люди рассказывали, что художник часто спал в своей мастерской. В полной тишине он брал в руки кисть и садился в кресло перед мольбертом. Как только накатывала дремота и пальцы Дали расслаблялись, кисть падала на пол и будила его своим стуком.

Мастер просыпался и тут же бросался к холсту, чтобы запечатлеть образы, пришедшие ему в полудреме. Говорят, что именно благодаря такому методу гениальный живописец создал свои самые таинственные и яркие полотна.

Однако полудрема не всегда приносит с собой прекрасные художественные образы. Иногда под руку с ней приходит самый настоящий ужас. И зачастую это связано с таким явлением, как сонный паралич.

Ночной кошмар наяву, или Что такое сонный паралич

Представьте, что вы ложитесь в кровать, опускаете веки и начинаете ощущать приятное расслабление. Обычно вслед за этим приходит сон. Но иногда по какой-то неизвестной причине в состоянии полудремы человек вдруг начинает чувствовать тяжесть в груди. Его сковывает ужас, а тело вообще не слушается.

Невозможно ни пошевелиться, ни позвать на помощь. Страх все нарастает. В такие моменты тело человека уже спит, организм «перешел в ночной режим», а сознание выключилось пока не до конца. Из-за ощущения беспомощности становится еще страшней.

Вот это состояние и назвали «сонным параличом». Он может наступать не только в момент засыпания, но и вообще в любое время ночи. В истории это состояние описывали очень часто. В мифологии многих народов даже существовали особые мистические силы, ответственные за наступление сонного паралича.

Сонный паралич — злобный демон Ингума

Баски, например, считали, что ночью в дома грешников забирается злобный демон Ингума. Он усаживается человеку на грудь и не дает дышать. Если несчастный в такой момент просыпается, он не видит самого демона, но ощущает его незримое и леденящее душу присутствие. Баски очень боялись Ингуму и считали его виновником внезапных смертей младенцев во сне.

Опасен ли сонный паралич

Врачи считают, что причина сонного паралича — специфическая активность некоторых отделов мозга. Она наблюдается во время определенной фазы сна. В этот момент у человека происходит полное расслабление — атония — мышц туловища и конечностей. Пошевелиться невозможно, а страшные сны уже начали сниться. Панику вызывает беспомощность.

В мире около 7% людей хотя бы раз переживали сонный паралич. Многие из них ощущали в этом состоянии чьи-то прикосновения, порывы холодного ветра и другие неприятные вещи. По мнению ученых, все эти образы — всего лишь плод воображения. Никакой мистики и опасности в них нет, как и в самом сонном параличе.

Он наступает всего на несколько секунд. Затем мышцам возвращается тонус, и человек просыпается окончательно. Если с вами случилась такая неприятность, как сонный паралич, не паникуйте! Скоро все придет в норму, и неприятные ощущения исчезнут.

Как избежать кошмара наяву?

Причиной страшных видений и самого сонного паралича может быть перевозбуждение, перенапряжение психики. Чтобы с вами такого не происходило, всегда старайтесь качественно отдыхать и высыпаться.

Плохо спите по ночам? Создайте себе более комфортные условия: поменяйте матрас, купите шторы поплотней, медитируйте перед сном — и не заметите, как начнете засыпать легко и непринужденно, а сновидения к вам будут приходить только приятные!

???? Понравилась статья, поддержите ее лайком ???? (ПАЛЕЦ ВВЕРХ). Это поможет другим людям узнать о ней

⚡ Будем признательны, если вы поделитесь статьей в соцсетях со своими друзьями!

✅ Подпишитесь на нас, чтобы получать новые статьи наших авторов первыми!

Оригинал статьи размещен здесь: Магия Сна

Читайте также:  Что во сне означает белая сова

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 января 2020;
проверки требует 1 правка.

Гипнагогия — промежуточное состояние между явью и сном. Характеризуется сознательным восприятием образов из бессознательного. В этом состоянии возможно наличие слуховых, зрительных, тактильных и логических галлюцинаций, а также сонный паралич. Психической патологией не считается, однако некоторые врачи связывают частые гипнагогические галлюцинации с невротическим развитием личности и повышенным уровнем тревоги[1].

Галлюцинации[править | править код]

В научной среде высказывается мнение, что смешение бессознательного с сознательным между сном и явью происходит каждый раз, когда человек засыпает.

По статистике, галлюцинации перед сном хотя бы раз в жизни переживали около 30 % людей[2]. Гипнагогические галлюцинации часто встречаются у больных нарколепсией и похожи на галлюцинации при шизофрении,[3] могут быть неотличимы от реальности или проявляться в фантастических видениях. Порой гипнагогическим галлюцинациям сопутствует ощущение приближения смерти[3].

Гипнагогические галлюцинации делятся на:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • тактильные;
  • логические.

Зрительные[править | править код]

Наиболее часто люди видят абстрактные линии, геометрические фигуры и разноцветные пятна — фосфены. В отличие от сновидений, зрительные гипнагогические галлюцинации возникают вне фазы сна и не имеют между собой связанной сюжетной линии. Иногда встречаются более сложные, чем чередование абстрактных фигур, картины. Например, человек, игравший на протяжении всего дня в видеоигру, перед сном может продолжить видеть эту игру, ему даже будет казаться, что он всё ещё продолжает в неё играть. Также могут проявляться изображения лиц или глаз, исчезающие довольно быстро. Они бывают навязчивыми, следуют за центром поля зрения. При этом, в отличие от сна, контакт с явью сохраняется.

Слуховые[править | править код]

Обрывки фраз, мелодий и отдельных звуков — наиболее часто встречающееся явление в гипнагогическом состоянии. В отличие от типичных комментирующих псевдогаллюцинаций, гипнагогические галлюцинации не обсуждают и не оскорбляют человека, а скорее идут как фон или мысли. Если индивид откроет глаза или начнёт концентрировать внимание, галлюцинации прекращаются.

Тактильные[править | править код]

Из всех видов гипнагогических галлюцинаций, тактильные распространены меньше всего. Под их влиянием человек начинает осязать предметы и прикосновения, которых на самом деле нет. Роберт Стикголд, американский психиатр, приводит в пример личный опыт тактильных гипнагогических галлюцинаций: однажды он с семьей забрался на вершину одной из гор. Перед сном, под влиянием ярких впечатлений и сильной физической усталости, он начал ощущать рукой камни, которых в действительности не существовало. После этого случая он провёл несколько исследований на тему гипнагогического состояния[4].

Логические[править | править код]

Могут быть представлены обрывками мыслей и фраз, причем не обязательно со звуковым сопровождением и почти всегда нелогичные. Они, как правило, состоят из повседневных слов и образов, но в таком порядке, что не употребляются в разговоре. Из-за нелогичности мысли человек может резко проснуться ото сна и даже успеть записать их. На момент записи они будут казаться вполне адекватными, но после окончательного пробуждения — как странная фраза или нелепая реплика.

Не носят навязчивый характер и при концентрации внимания исчезают.

Сонный паралич[править | править код]

Сонный паралич также рассматривают как гипнагогическое состояние, так как его можно отнести к промежуточным состояниям между сном и явью.

При сонном параличе человек сознательно уже проснулся, но всё ещё не может двигаться (либо уже заснул, но при этом остаётся в сознании). При этом часто слышен гудящий шум или скрежет. Иногда в состоянии сонного паралича может появиться чувство нахождения рядом постороннего живого существа, в том числе человек может периферическим зрением начать видеть размытые тёмные фигуры. Из-за этого явления в фольклоре некоторых народов появились люди-тени. Сонный паралич возникает в момент пробуждения, в отличие от галлюцинаций, которые гораздо чаще воспринимаются при засыпании. Если галлюцинации появляются при пробуждении, их называют гипнопомпическими. Например, пробуждение от кажущегося звука взрыва — гипнопомпический звуковой образ из подсознательного (взрыв во сне, грохот, шум), который может зависеть от сюжета сна или внешних факторов (падение с кровати, попытка резко разбудить спящего).

Примечания[править | править код]

Источник

Что видит и ощущает человек между сном и явью? Десятилетиями психологи, гипнологи и нейрокибернетики бьются над этими загадками. Вопросы родились не на пустом месте: есть прецеденты, когда психически здоровые люди на грани засыпания наблюдали аномальные видения, оставляющие впоследствии в нашем мире вполне материальные следы.

Мы знаем, мозг человека все время работает, спим ли мы или бодрствуем, — он генерирует и излучает определенный тип волн. Энцефалографы, подключенные к коре головного мозга, беспристрастно записывают электроэнцефалограммы, отражающие активность той или иной деятельности нашего мыслительного центра. По типу колебаний альфа-, бета-, дельта- или тета-волн всегда можно определить какой орган или система активны в организме. Если перевариваем пищу, то мозг предпочитает альфа-волну. Если пишем стихи или малюем картину, или изобретаем, то на сцену выступают тета-волны. Они отвечают за творческую жилку человека.

Когда мозг пульсирует в пограничном состоянии сознания между сном и явью, расшифровать этот хаос вибраций сложно. Не с чем сравнивать, нет исходных образцов диаграмм, нет адекватных описаний «правильности» работы мозга. В этом состоянии человек может видеть, слышать, чувствовать вкус, осязать прикосновение. Отделить же галлюцинацию от реальной картины он не в силах. Иллюзионная картина мира и материальная реальность во внутреннем нейрокибернетическом пространстве мозга смешивается самым причудливым образом и представляет разуму новый узор междумирья сна и яви. Медицина утверждает: так работает проверка долговременной и кратковременной памяти. Информация сортируется: редко используемое отбраковывается, остается в кратковременной памяти, а ненужное блокируется, и мы забываем какой-то эпизод; наоборот, — часто используемое перезаписывается в долговременное «мозгохранилище».

Но мы не поверим, что в фазе засыпания мозг, как старьевщик, только и делает, что разбирает всякий информационный хлам. Психологи полагают, что главный командный пункт нашей центральной нервной системы перед сном управляет процессами торможения и бодрствования и ищет кратчайший путь к оптимизации состояния психики между стрессами и комфортом. Гипнологи же до сих пор не могут дать точного определения состоянию гипнотического сна (не путать с обычным сном) и глубокого транса. Нейрохирурги шутят: при трепанации черепа не видно ни ума, ни разума, ни сознания, ни души, а взору предстают одни лишь мозговые извилины, требующие глюкозы и кислорода.

Некоторые чувствительные натуры, занимающиеся самонаблюдением и самопогружением в транс, утверждают, что пограничное состояние сознания позволяет человеку увидеть мир более цельным и насыщенным, чем обыденная материальность. Лгут ли они себе или другим? Можно ли списать эти видения полностью на галлюцинации или принять во внимание один неоспоримый пока что факт. Вселенная, — ее видимая и наблюдаемая часть, — изучена сегодня едва на 4%, а как же остальные 96%?

Современная наука на разных макро и микроуровнях предполагает, что не все так просто в реальном мире, как в классической Ньютоновской механике или же в пространстве-времени Минковского. Недаром за последние пятьдесят лет появилось множество физических моделей об устройстве мира, расширяющих горизонты мироздания. Это и дополнительные измерения, куда прячется квантовая гравитация с гравитонами. Это и параллельные Вселенные со своими собственными физическими константами и собственным течением времени. Это и космические струны с нулевой толщиной, где могут скрываться сонмища иных миров. Венцом научной мысли является Метавселенная, в которой как в аквариуме плавают мириады различных Вселенных.

Читайте также:  Сон в субботу утром что значит

Мы достоверно пока не знаем, на что способен мозг человека, особенно в стрессовых или иных пограничных состояниях сознания. Способен ли мозг человека воспринять информацию из Метавселенной или других Вселенных? Не исключено, что именно между сном и явью, чтобы увидеть иные миры, мозг «хулиганит» и подобно стритрейсеру жмет на педаль газа, заставляя человека обрести как бы дополнительную информацию для размышлений. А вдруг что-то полезное узнаем? Пресловутая таблица Менделеева тому «железное» доказательство.

Источник

В.И. Лебедев. КАК РОЖДАЮТСЯ ДУХИ

В.И. Лебедев
УЛЫБКА ЧЕШИРСКОГО КОТА


Нередко со мной происходят странные явления. Когда я ложусь спать, то при свете ночника в постели с открытыми глазами начинаю видеть, как оживают рисунки на обоях. Они как бы выходят наружу, становятся объемными и даже шевелятся. В другой раз на обоях появляются разные рожицы, а иногда и чертики с рожками. Они скалят зубы, подмигивают, высовывают языки”.

Однажды утром я проснулась и в открытую дверь, ведущую в коридор, увидела отчетливо повешенным моего отца. Я страшно испугалась. Но оказалось, что это на вешалке висел его плащ. В другой раз, тоже утром, увидела, как из шифоньера вышел незнакомый мужчина. Не успела закричать от страха, как видение исчезло”.

Из писем читателей

Необычные психические видения, о которых рассказывается в этих письмах, возникают в период засыпания или пробуждения. Эти видения называются гипнагогическими представлениями (гипнагогический — от греч. вызванный сном), которые появляются в дремотном состоянии.

Сразу надо сказать, что гипнагогические представления бывают и мистического характера. Примером может служить рассказ верующей Н.:

В комнате полусвет-полутьма; влево от меня стоит совсем близко фигура, неплотная и телесная; шириной, как человеческая; закрыта черным сукном с пелериной, как с крыльями; головы и лица не видно. Чувствую, что меня охватил ужас, схватываю Евангелие и кресты — сатана не исчезает; читаю молитву — обет, встряхиваю головой, сатана исчез

”.Но вернемся к гипнагогическим представлениям, попытаемся объяснить причины их возникновения. У первого космонавта Юрия Гагарина при проведении различных исследований (в сурдо- и барокамерах, при парашютных прыжках и вращениях на центрифуге) была обнаружена высокоразвитая способность расслабляться даже в короткие паузы, отводимые для отдыха. Он мог заснуть, не успев донести головы до подушки, самостоятельно, как от толчка, проснуться в заданный срок и сразу же включиться в работу.

В отличие от космонавта № 1, не все люди так быстро засыпают и пробуждаются. У них при засыпании объекты реальной действительности начинают все менее и менее отчетливо восприниматься, как бы растворяются, и человек погружается в сон. При пробуждении — наоборот. Сонные грезы еще задерживаются, и человек постепенно начинает воспринимать окружающий мир.

Две формы пробуждения и засыпания можно сравнить с волшебной способностью Чеширского кота из сказки Льюиса Кэрролла “Алиса в стране чудес”. Помните, волшебный кот мог появляться и исчезать, когда ему вздумается. Иногда он делал это постепенно: исчезал плавно, и последнее, что оставалось от него, это была его улыбка, которая в виде “остаточного свечения” еще какое-то время “висела” в воздухе.

В просоночном состоянии реальная действительность не просто исчезает, “растворяется”. Правда, еще какое-то время она доходит до сознания, но воспринимается уже извращенно, смешиваясь с сонными грезами. Этот переход детально описал Л. Н. Толстой в романе “Война и мир”.

Пятнадцатилетний Петя Ростов находится в партизанском отряде Денисова. Он только что вернулся из разведки и дремлет, сидя на фуре.

…Ожиг, жиг, ожиг, жиг…— свистела натачиваемая сабля (казаком Лихачевым.— В. Л.). И вдруг Петя услышал стройный хор музыки, игравшей какой-то неизвестный, торжественный гимн… Музыка играла все слышнее и слышнее. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы — но лучше и чище, чем скрипка и трубы,— каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались… то в торжественно-церковное, то в ярко-блестящее и победное

”.Музыкальные образы возникают сами собой. В этом смысле они похожи на сон. Но Петя еще не спит, он дремлет, и поэтому он еще может управлять течением образов. “Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов. “Ну, тише, тише, замирайте теперь”. И звуки слушались его. “Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее”. И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки”.

Именно в промежуточной фазе между бодрствованием и сном, а не во время сна можно наблюдать изолированные четкие восприятия, не сложившиеся еще в сновидения. Они не сопровождаются чувством чужеродности, навязчивости и не ведут к пробуждению. Обычно образы, возникающие в дремотных состояниях, из-за их скоротечности не запоминаются. Их можно регистрировать, выработав навыки самонаблюдения и постепенного “ступенчатообразного” засыпания и пробуждения.

Вот одно из самонаблюдений психолога А. М. Халецкого, который посвятил несколько десятилетий изучению особенностей дремотного состояния сознания: “Стараюсь преодолеть сонливость, непрерывно наблюдая за ходом своих мыслей, за зрительными и слуховыми восприятиями. Как обычно, упускаю момент нарушения сознания. Восстанавливаю в памяти только что виденное. В светлом пятне, точно в облаке, появилась фигура, совершающая прыжок. В этот момент я знал, что фигура прыгает со стены или крыши третьего этажа. Само здание мысленно виделось под прыгающей фигурой. Хорошо помню, что видел здание, хотя взгляд не был на него направлен. Еще через 2 минуты вижу ноги мальчика в высоких чулках и шароварах желтого цвета (туловища не вижу). После сделанной записи вижу знакомую женщину, неподвижную, как портрет. Я исследую ее давление крови. На столе яблоко, то самое, что ел за полчаса до сна”.

Появление гипнагогических представлений И. П. Павлов объяснял развивающимся торможением в клетках коры полушарий головного мозга при засыпании, которое нарушает обычное для состояния бодрствования соотношение сигнальных систем в пользу первой. Это проявляется в оживлении представлений (часто они достигают степени непосредственных впечатлений), в то время как в бодрствующем состоянии хранящиеся в памяти образы тормозятся второй сигнальной системой.

При постепенном пробуждении сонное торможение “покидает” кору полушарий головного мозга, после чего появляется отчетливое восприятие окружающего мира и ясное понимание происходящего. В самонаблюдении психофизиолога Ф. П. Майорова, много лет изучающего сон и сновидения, можно отчетливо проследить этот процесс:

Проснулся рано утром и поразился тому, что в комнате около зеркального шкафа стоит какая-то девушка. При внимательном разглядывании объекта иллюзия моментально исчезла: на высоком стуле висели дамский жакет и шляпа, а ножки стула были приняты за ноги девушки

”. При насильственном пробуждении в просоночном состоянии может иллюзорно восприниматься человек, который будит спящего, или его голос. И опять откроем ; страницы романа Л. Н. Толстого:

Все соединилось?— сказал себе Пьер.— Нет, не соединить. Нельзя соединить! мысли, а сопрягать все эти мысли, вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо!

” —

с внутренним восторгом повторил себе Пьер, чувствуя, что этими словами выражается то, что он хочет выразить, и разрешается весь мучивший его вопрос.
— Да, сопрягать надо, пора сопрягать.
— Запрягать надо, пора запрягать, ваше сиятельство! Ваше сиятельство,— повторил какой-то голос,— запрягать надо, пора запрягать…

Это уже был реальный голос кучера., который наслоился на сонную мысль Пьера при пробуждении.

Читайте также:  Видеть во сне как моют полы в доме

Герой романа Л. Толстого, вспоминая свои просоночные рассуждения, знал, что они были впечатлениями этого же дня, и в то же время был убежден, что кто-то вне его говорил ему о них. Никогда наяву, как ему казалось, он не мог так ясно выражать свои мысли.

Для раскрытия механизмов просоночных состояний эвристическую роль сыграла запись биотоков мозга — электроэнцефалография, впервые примененная на людях в 1929 году австрийским психиатром Гансом Бергером. Выяснилось, что биотоки бодрствования резко отличаются от ритмов сна.

А в 1937—1938 гг. английские ученые Лумис, Хорвей, Хабарт, Девис попытались систематизировать и описать электроэнцефалографические кривые сна. Надо отметить, что работа была настолько добротна, что за последние годы в их классификацию вносились лишь несущественные дополнения.

Ученые выявили, что засыпание происходит как бы по ступенькам различных стадий сна (I — расслабленное бодрствование; II — дремота; III — сон средней глубины; IV — глубокий сон).

Если в начальный момент засыпания (расслабленное бодрствование) преобладают колебания так называемого альфа-ритма (8—13 колебаний в секунду), то с углублением сна появляются колебания тета-ритма (4—7 колебаний в секунду) и дельта-ритма (0,5—3 колебания в секунду).

За каждой картиной биопотенциалов мозга стоят реальные гипнотические фазы, о которых мы уже говорили. Пробуждение идет ступенчатообразно, только теперь в обратном порядке. Более подробно о стадиях сна можно прочитать в научно-популярной книге советского профессора А. М. Вейна “Бодрствование и сон”.

Скорость спуска и подъема по этим ступенькам зависит как от индивидуальных особенностей человека (темперамент и др.), так и от различных внешних причин. Так, например, когда увеличивается время пребывания в условиях сенсорной изоляции, ритм сна — бодрствования нарушается, что приводит к “застреванию” той или другой гипнотической фазы на какой-либо из ступенек.

Здесь необходимо сказать, что при развитии гипнотических фаз могут появляться гипнагогические представления, которые, как правило, бывают скоротечны и человеком забываются. При нарушениях же процесса засыпания они как бы попадают “в поле внимания” и оставляют глубокий след в памяти. Для иллюстрации приведем выдержки из дневников двух испытуемых, проходивших исследование в условиях сурдокамеры.

Испытуемый Б.:

Только начал “проваливаться” в бездну сна — вновь эта музыка. Теперь я более внимательно начал прислушиваться к ней. Это была какая-то заунывная, довольно приятная мелодия, очень похожая на японскую музыку, которая то уходила на очень высокие ноты, то опускалась на самые низкие.

Причем ее характер был какой-то неземной; она походила на ту музыку, которую сейчас воспринимают как космическую, или же ту, которую представляют в виде красок и изменения гаммы цветов… В следующий раз (через день или два) эти слуховые галлюцинации я нашел схожими с органной музыкой в помещении с хорошей акустикой…

Мелодия была торжественная и очень, очень близкая моему сердцу. В следующий раз у меня в органную музыку влились голоса хора мальчиков — мелодичные, высокие, переходящие даже на пискливые тона. Честно говоря, я не очень люблю голоса мальчиков, а выступление хора Свешникова у меня всегда ассоциируется с чем-то неполноценным. А тут музыка вызвала у меня довольно положительные эмоции, хотелось ее все время слушать, слушать и слушать… Но сон, вероятнее всего, прервал это наслаждение…

Испытуемый Т.:

Уже целый месяц я слышу в нашей абсолютно звуконепроницаемой камере по ночам, в полной тишине, голоса, музыку, пение Козловского, хор, визг, завывание, возню животных в вентиляционной трубе… Я лежал с открытыми глазами, стараясь отогнать звуковые привидения,— ничего не получилось

”.

Такие необычные психические состояния, возникшие у испытуемых при переходе от бодрствования ко сну, и были обусловлены “застреванием” парадоксальной и ультрапарадоксальной гипнотических фаз. То, что музыкальные образы развились на фоне указанных гипнотических фаз, подтверждалось не только записями биопотенциалов мозга, но и характером гипнагогических представлений.

В обычных условиях органная музыка и хор мальчиков у испытуемого вызывали только отрицательные эмоции. Появление их в период засыпания говорит об оживлении “нежелательных”, заторможенных, но становящихся парадоксально приятными музыкальными образами. О развитии ультрапарадоксальной фазы в период засыпания наиболее отчетливо говорит следующая запись В.:

Но вернусь к моему сну. Эти странные явления со слуховыми галлюцинациями (иначе я не могу назвать) продолжаются по-прежнему. Вот вчера, засыпая, я опять услышал органную музыку на тему русских народных песен в такой фантастической вариации, что просто поразительно, как можно выдумать такие музыкальные образы. Затем все это перешло в траурную песню… В конце в музыку влились голоса мальчиков, и на душе стало так блаженно, что просто диву даешься. И это от такой-то песни!!! Вот же чертовщина какая напала на меня

”.Несмотря на то, что эти представления были непроизвольны, мы относим их к гипнагогическим, так как они вызвали у испытуемых критическое отношение.

В большинстве случаев галлюцинации возникают при нервно-психических заболеваниях. Но они могут появляться и у здоровых людей при выраженной тревожности и других эмоциональных состояниях. Их можно вызвать и специальными приемами. Одним из них является лишение сна.

Лишение сна в наши дни используется наиболее реакционными режимами ряда государств как средство получить сведения у политзаключенных, а также для того, чтобы сломить их психику. Вот что рассказал член ЦК Португальской коммунистической партии Педро Соариш, когда он вышел на свободу после свержения фашистского режима:

Меня беспрерывно мучили тем, что не давали спать. Охраняемый агентами, я не мог ни днем, ни ночью сомкнуть глаз. Комната была залита убийственно ярким электрическим светом. При малейшей попытке заснуть или задремать мои сторожа стучали ящиком стола или швыряли на пол пепельницу.

На третьи сутки я стал ощущать первые результаты длительной бессонницы, хотя и не терял еще над собой контроль. Мне стало казаться, что на полу стали появляться трещины и темные пятна, что тут и там летают насекомые. Фигуры охранников я видел как бы сквозь стекло, которое резко уменьшало их размеры. Мне чудилось, что из соседних комнат до меня доносятся крики других заключенных. Какие-то шаги и шум, сопровождающие истязание

”.Воздействие лишения сна на психическое состояние человека изучалось и учеными в различных лабораториях многих стран мира. В нашей стране для выяснения сохранения работоспособности человека в аварийных ситуациях лишение сна изучалось О. Н. Кузнецовым в сочетании с одиночеством и тишиной при длительном пребывании в сурдокамере.

Одиночество в сурдокамере и лишение сна взаимно потенциировались и довольно быстро вызывали гипнагогические галлюцинации даже у прошедших специальный отбор молодых людей. Вот как описывает это состояние испытуемый Г., участвовавший в опытах по лишению сна продолжительностью 74 часа:

В конце режима непрерывной деятельности я обнаружил такую способность. Сел я в кресло, в углу шумит вентилятор… и мне почудилось, что я услыхал какую-то нотку. Нотка эта сразу как-то ассоциировалась с песней “Горизонт-горизонт”. По сути дела, там шум какой-то, а я в этом шуме начал прослушивать песню “Горизонт”… Вот так же мне показалось, что я через вентилятор слышу, как тихонько играет приемник…

Если мы присмотримся к деятельности мистиков, то увидим, что для вызывания галлюцинаторных переживаний мистического характера они нередко используют бессонницу. Для этого они прибегают к изнурительным молитвам в ночное время. В состоянии измененного бессонницей сознания они умело в проповедях и других формах вводят нужную для них информацию, которая воспринимается без критического анализа.

Источник