Спонсор моей бессонницы философские размышления

Спонсор моей бессонницы философские размышления thumbnail

Серьезные книги для серьезных раздумий

Мало какие книги заставляют окинуть свою жизнь широким взглядом, крепко задуматься и решить, что пора меняться. Но все-таки они есть!

Каждый день в утренних статьях мы разыгрываем сертификат на 1000 рублей на покупки в Book24. Для участия нужно просто прокомментировать эту статью и поставить лайк. Больше комментариев – больше шансов выиграть! Подробности в конце статьи)

«Волхв», Джон Фаулз

Этот роман британского писателя Джона Фаулза сталкивает читателей с жестокими психологическими опытами, проводимыми на греческом острове. Читая его, волей-неволей задумаешься о своем отношении к жизни, ее смысле, а также о разнице между реальностью и воображаемым и ценностью того и другого. Кроме того, «Волхв» – это детектив, мистика и триллер в одном флаконе, что делает книгу невероятно увлекательной.

«Степной волк», Герман Гессе

Гессе непростой автор, но всегда провоцирующий на раздумья. «Степной волк», один из самых известных его романов – это история самопознания, глубокое психологическое исследование сложной человеческой личности. Ее главный герой погружен в депрессию, однако выход к свету есть, достаточно только найти правильный путь.

«Подсознание может все!», Джон Кехо

Может показаться, что для достижения своей цели и осуществления мечты нужны какие-то внешние факторы – вроде свалившегося с неба мешка денег. Джон Кехо убедительно доказывает: все начинается с мысли! Поборов негативные эмоции и настроившись на позитивную волну, можно добиться удивительных результатов.

Кто-то верит в силу подсознания, кто-то нет, но общепризнано, что настрой влияет на многие аспекты нашей жизни. И Джон Кехо подсказывает, как сделать его правильным.

«451 градус по Фаренгейту», Рэй Брэдбери

Эту историю в основном знают как «роман о сжигании книг», но суть здесь не в варварском уничтожении литературы, а в самом мироустройстве, антиутопичном и пугающе похожем на наше. Наблюдая за героями, бессмысленно смотрящими в телевизор и легко прогибающимися под диктатурой, нельзя не задуматься о том, в каком мире мы живем – и какое место в нем занимаем.

«Жизнь без границ», Ник Вуйчич

У автора этой книги с рождения нет рук и ног, однако это не помешало ему жить на полную катушку. Сейчас Ник охотно предлагает помощь другим, помогая преодолевать трудности и неуверенность в себе. Его книга, очень эмоциональная и невероятно вдохновляющая, стала бестселлером во многих странах мира и перевернула жизни десятков тысяч читателей.

А какие книги повлияли на ваше мировоззрение? Пишите в комментариях!

Итоги конкурса от 11.12: победителем ежедневного конкурса от Book24 стала Ксения Кирюханцева ! Поздравляем! Читатель получает сертификат на 1000 рублей на покупки в нашем Интернет-магазине. (!)Пожалуйста, ответьте на запрос адреса электронной почты в ответном комментарии и мы отправим вам сертификат в течение двух рабочих дней.

Тоже хотите поучаствовать и выиграть шопинг в Book24? Тогда оставляйте комментарии и лайк под этой статьей! Итоги подведем с помощью Random.org в новой статье уже завтра! Больше комментариев – больше шансов выиграть. Также мы ответим на комментарий победителя поздравлением с запросом электронной почты для отправки приза. Следите за уведомлениями в Дзен, это очень важно! Желаем удачи!

До новых книг!

Ваш Book24

Источник

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Спонсор моей бессонницы философские размышления

Мишель Монтень был одним из самых влиятельных философов-гуманистов французского Возрождения. Его работы известны слиянием случайных историй с автобиографией – и все это с серьезным интеллектуальным уклоном. Самая известная и важная его книга называется «Опыты».

Монтень оказал непосредственное влияние на творчество многих западных писателей и ученых, в числе которых Фрэнсис Бэкон, Блез Паскаль, Жан-Жак Руссо, Ральф Уолдо Эмерсон, Штефан Цвейг, Айзек Азимов и, возможно, поздние работы Уильяма Шекспира. Отголоски его идей также прослеживаются в романах Федора Достоевского и Льва Толстого.

«Опыты»

Гуманизм Монтеня находит выражение в сборнике эссе «Опыты», который состоит из большого количества коротких субъективных трактовок различных тем, опубликованных в 1580 году, и вдохновленных его исследованиями классической литературы, особенно работ Плутарха и Лукреция. Цель Монтеня – описать людей, особенно самого себя, с полной откровенностью.

В сборнике он описывает свою собственную плохую память, способность решать проблемы и конфликты, не испытывая эмоционального участия, презрение к вечной человеческой погоне за славой и свои попытки отделить себя от мирских забот, чтобы подготовиться к своевременной смерти. Он пишет о своем отвращении к религиозным конфликтам того времени.

Мы собрали несколько запоминающихся и мудрых цитат французского просветителя. Возможно, некоторые из них позволят вам взглянуть и на современный мир и себя иначе. В этом, пожалуй, и состоит главная ценность великих философских работ – они способны в одной емкой (или не очень) фразе выразить мысль, о которой можно размышлять или спорить столетиями.

Цитаты Мишеля Монтеня

1

Со мной бывает и так, что я не нахожу себя там, где ищу, и, вообще, чаще нахожу себя благодаря счастливой случайности, чем при помощи самоисследования. Допустим, что мне удалось выразить на бумаге нечто тонкое и остроумное. И вдруг моя мысль настолько от меня ускользает, что я уже больше не знаю, что я хотел сказать.

Мишель Монтень, как многие люди, а особенно философы, постоянно «копался» в себе, пытаясь понять, кто он на самом деле, зачем живет и в чем состоит цель его жизни. В «Опытах» он достаточно скептически отзывается о себе, сетует на плохую память и вообще признается, что сам он не больших талантов. Неизвестно, почему Монтень пишет так откровенно о своих недостатках, но понятно одно – он проводил много времени, занимаясь самоанализом. И не всегда его удовлетворяло то, что он выяснял о своей личности.

Читайте также:  Бессонница 2 скачать птаха

2

Нет человека, которому пристало бы меньше моего затевать разговоры о памяти. Ведь я не нахожу в себе ни малейших следов ее и не думаю, чтобы во всем мире существовала другая память столь же чудовищно немощная. Все остальные мои способности незначительны и вполне заурядны. Но в отношении этой я представляю собой нечто совсем исключительное и редкостное и потому заслуживаю, пожалуй, известности и громкого имени.

В своих эссе он часто возвращается к теме своей плохой памяти. Впрочем, Монтень указывает, что до такой степени смирился с ней, что уже даже начал видеть в этом преимущества:

  • Так как человек помнит мало, то и разглагольствовать будет меньше.
  • Превосходная память зачастую уживается с сомнительным умственными способностями.
  • У кого хорошая память, тот будет больше лгать.

Если вы не согласны с великим философом и считаете, что запоминание важной информации – один из самых важных навыков для того, кто занимается саморазвитием, пройдите наш бесплатный курс по развитию памяти.

3

Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов.

Монтень говорит о том, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни. Ложь всегда многолика и красочна, правда же скучна и имеет одну личину.

При помощи определенных методик, каждый человек сможет распознать ложь, исходящую от собеседника. Необходимо только внимательно за ним наблюдать, отмечать характерный язык тела, микровыражения и прочие внешние признаки. Хотите научиться этому? Освойте искусство профайлинга.

4

Ксеркс велел высечь море – Геллеспонт, и наложить на него цепи, он обрушил на него поток брани и послал горе Афон вызов на поединок. Кир на несколько дней задержал целое войско, чтобы отомстить реке Гинд за страх, испытанный им при переправе через нее. Калигула распорядился снести до основания прекрасный во всех отношениях дом из-за тех огорчений, которые претерпела в нем его мать.

Так уж получается, что когда нам плохо, а негативные эмоции зашкаливают, мы пытаемся найти какой-либо внешний объект (предмет или даже человека), чтобы выместить зло на нем. Порой это комично, но часто вызывает недоумение у окружающих. Неумение справляться со своими эмоциями приводит ко многим катастрофическим последствиям:

  • конфликтам с окружающими;
  • невозможности строить гармоничные отношения в семье;
  • апатии и депрессии.

Если вы не хотите вызывать гору Афон на поединок, не можете отомстить реке Гинд или снести здание, в котором с вами приключилось что-то плохое, попробуйте контролировать свои эмоции или хотя бы перенаправлять их в более конструктивное позитивное русло. Для этого можете, например, пройти курс по эмоциональному интеллекту.

5

Во время моих путешествий, стремясь почерпнуть из общения с другими что-нибудь для меня новое (а это – одна из лучших школ, какие только можно себе представить), я неизменно следую правилу, состоящему в том, чтобы наводить своего собеседника на разговор о таких предметах, в которых он лучше всего осведомлен.

Если вы читали книгу Дэйла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», то наверняка помните два очень важных совета: «Говорите на такие темы, которые интересны вашему собеседнику» и «Проявляйте искренний интерес к людям». Подобные вещи говорил и один из самых великих дипломатов в истории – Бенджамин Франклин.

Монтень продолжает:

Вместо того, чтобы стремиться узнать других, мы хлопочем только о том, как бы выставить напоказ себя, и наши заботы направлены скорее на то, чтобы не дать залежаться своему товару, нежели чтобы приобрести для себя новый.

Используйте эти наставления при общении с людьми.

6

Упорствовать в своих заблуждениях и отстаивать их – свойства весьма обыденные, присущие чаще всего наиболее низменным душам, и что умение одуматься и поправить себя, сознаться в своей ошибке в пылу спора – качества редкие, ценные и свойственные философам.

Когда мы излишне эмоциональны, то склонны мыслить нерационально. Что же делать? Начните с одного из следующих курсов:

  • Критическое мышление.
  • Логическое мышление.
  • Ораторское мастерство.

7

Он должен добраться до нутра всякого, кого бы ни встретил – пастуха, каменщика, прохожего. Нужно использовать все и взять от каждого по его возможностям, ибо все, решительно все пригодится – даже чьи-либо глупость и недостатки содержат в себе нечто поучительное.

Эта жизненная мудрость означает «Учитесь всему, всегда и везде» и она пригодится будущим писателям. Любое наблюдение можно бросить в топку творческого процесса.

Читайте также:  Фиточай ромашка при бессоннице

8

Я черпаю из Цицерона.

Не стоит бояться собирать цитаты, интересные размышления, выписывать целые абзацы из книг, которые вам нравятся. Все это может впоследствии стать основой для ваших идей.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Источник

Автор статьи. Скрин с сайта jborder.ru

Профессор Массачусетского технологического университета Киран Сетья о жизни здесь и сейчас, парадоксе эгоизма и бессмысленности жизненных целей

«Успешное достижение целей и завершение проектов — способ потерять смысл жизни» (Киран Сетья).

В двадцать с чем-то лет я пережил экзистенциальный кризис, и с тех пор меня очень заинтересовали психологические кризисы человека.

Вот какие вопросы меня занимали:

«Почему мы переживаем экзистенциальные кризисы?»,

«Как они связаны с нашим мировосприятием?»,

«Почему такие кризисы чаще всего случаются у людей средних лет?».

Книга профессора Массачусетского технологического университета Кирана Сетья под названием «Середина жизни: Философский путеводитель» раскрывает эти и другие вопросы. Предлагаю вам небольшой обзор.

Джон Стюарт Милль и парадокс эгоизма

Если бы существовала награда за самый знаменитый в истории экзистенциальный кризис, я бы присудил ее философу и политическому теоретику Джону Стюарту Миллю.

Джон Стюарт Милл

Всего в возрасте двадцати лет у Милля случился психологический срыв, который заставил его пересмотреть собственную систему убеждений.

Милль писал в своей автобиографии, что испытанный опыт заставил его принять новое видение жизни, очень отличное от тех взглядов, согласно которым он жил ранее.

«Я действительно никогда не сомневался в своем убеждении, что счастье — это испытание всех жизненных правил, и оно же есть конец жизни. Однако сейчас я думаю, что этого конца нужно достигать, не делая его истинным концом.

Счастливы только те (так я думал), чьи разумы сосредоточены на каких-то иных целях, а не на собственном счастье; например, на счастье других, на совершенствовании человечества, даже на каком-либо искусстве или стремлении не в качестве средства, а в качестве идеального завершения самого по себе.

Стремясь таким образом к чему-то другому, они тем не менее находят счастье».

Сетья комментирует слова Милля:

«…необходимо заботиться о чем-то, кроме самого себя. Если для вас ничто, кроме собственного благополучия, значения не имеет, если вы чрезвычайно одержимы самими собой, то мало что может принести вам счастье.

Вполне естественно реагировать на это еще более глубоким стремлением к счастью, делая из него самоцель. Ирония в том, что делать нужно как раз обратное: нужно заботиться о других вещах.

Этому совету трудно последовать напрямую, так как невозможно заставить себя полюбить то, что оставляет вас равнодушным. Но это не бессмысленный совет. Вы можете постараться посвятить себя тому, что в будущем способно вас по-настоящему заинтересовать; и с этого начнутся изменения в вашей жизни».

Философы называют это «парадоксом эгоизма» — если хочется быть счастливым, нельзя стремиться к этому прямо. Вместо этого сконцентрируйтесь на чем-то, кроме себя.

Готовится к выпуску: 1) Осознанность мышления; 2)Наука продуктивности: 10 советов.

Плавать? Или просто оставаться на поверхности?

В действительности недостаточно просто быть менее эгоцентричным.

С самых ранних лет Милль глубоко желал делать огромное добро для огромного числа людей. Другими словами, еще до психологического срыва он уже в большой степени заботился о чем-то, кроме себя самого. Так почему же он ощущал такую внутреннюю пустоту?

Сетья говорит, что одна из проблем возникает, когда жизнь человека посвящена только одному виду деятельности. Он называет это делами с инструментальной (улучшающей) ценностью.

«…у современной жизни может быть недостаток, который беспокоил и Аристотеля, и Джона Стюарта Милля. Эта жизнь наполнена требованиями, счетами, голодными ртами, проблемами; она поглощена «борьбой и лишениями».

Представьте дни, в которые вы можете ничего не делать, а только спать: дни передышки от заботы о детях, от решения срочных проблем на работе, от беспокойства об отношениях.

Поймите меня правильно — все эти дела очень важны. Они могут быть жизненными ценностями, но по своей сути являются ценностями инструментальными. Каждодневные задачи заставляют вас бежать на месте, не оставляя времени на то, чего вам хочется и в чем вы нуждаетесь».

Думаю, каждому из нас знакомо это чувство.

Когда дни наполнены насущными задачами (сменой пеленок, мытьем посуды, решением срочных проблем), вам начинает казаться, что вся ваша жизнь — это отчаянная и безнадежная попытка удержаться над водой.

Жизнь не может состоять из непрерывной борьбы с проблемами. Нужны и занятия, важные сами по себе — их Сетья называет делами с жизненной ценностью. Он пишет, что такая деятельность не концентрируется на негативных сторонах человеческой жизни.

Есть много примеров таких дел: занятия философией и искусством, рассказывание смешных историй, прослушивание поп-музыки, плавание или парусный спорт, игры с семьей и друзьями.

Читайте также:  Бессонница 2002 смотреть в хорошем

Эти занятия дают отпор жизненным трудностям, отвлекают от страданий и просто помогают провести время. Но каждое из них может стать «источников внутренней радости», не связанным борьбой и несовершенством. Бесконечным ресурсом счастья, избавляющим от всех тягот жизни.

Бессмысленность жизни «по плану»

Теперь пришло время для моей самой любимой идеи.

В наше время принято уважать людей «целеустремленных», «продуктивных», «мотивированных» и так далее.

Сетья, однако, считает, что причиной «кризиса среднего возраста» как раз может стать излишняя одержимость целями и достижениями. Он называет это «жизнью по плану».

«Проблема в том, что вы поглощены планированием, одержимы достижением целей. Если все ваши жизненные ресурсы чрезвычайно связаны с целями (направленными на благо), то, какой бы ценностью они ни обладали, — финансовой, жизненной, инструментальной — они будут означать одно: достижение их означает завершение», — пишет Сетья в своей книге.

В этом состоит внутренний парадокс целей и планов: они имеют ценность, пока мы стараемся их достичь, однако сам процесс достижения значит, что когда-то они исчезнут.

Эта саморазрушающая сущность достижений отлично отражена в романе Рейчел Каск «Контур»:

«Жизнь в браке заставила его понять, что принцип прогресса всегда в действии — в приобретении домов, имущества, автомобилей, в движении к более высокому социальному статусу, в том, чтобы путешествовать чаще, иметь больше друзей; даже рождение детей кажется обязательной станцией в этом безумном рейсе.

Сейчас он видел неизбежность того, что, как только больше нечего будет улучшать или наращивать, не останется целей или этапов, жизнь начнет течь по инерции. И ему, и его жене начнет досаждать ощущение тщетности, какого-то недуга. На самом же деле это будет всего лишь чувство покоя по сравнению с прежним движением.

Примерно то же ощущают моряки, ступив на твердую землю после долгого плавания. Однако для него с женой это означало бы, что они больше не любят друг друга».

Экзистенциальный кризис середины жизни часто происходит по двум причинам:

1. Средний возраст — это время, когда человек достигает большинства целей, которым придается такое большое значение. У него руководящая должность, трое здоровых детишек (в идеале два мальчика и девочка), выплаченная ипотека и т.д.

2. Именно в этом возрасте нам приходится принять, что многое из того, что нам хотелось бы сделать в жизни (покататься на кенгуру в Австралии, уволиться с работы, придумать новую социальную сеть, написать книгу), никогда совершить не удастся.

Иными словами, это время, когда все наши жизненные планы приходится с кровью и болью, заживо вырывать из груди.

Может стать и еще хуже.

Киран Сетья говорит, что мы часто неправильно понимаем причины внутренней пустоты, возлагаем ответственность на неверно поставленные цели, неверно сформулированные планы, вместо того, чтобы понять, что виновата склонность строить планы сама по себе.

«Представьте, что вы, как и я, живете согласно плану и настроены на перспективу. На фоне суматошного движения вы не можете не замечать чувства конечности и недовольства, не осознавать краем разума, что занимаетесь саморазрушением. Что-то неправильно, но вы не можете понять, что именно.

Легко подумать, что сделали неправильный выбор: не те отношения, не та работа. Вы расстаетесь с партнером и меняете сферу деятельности. Вы так реагируете на кризис среднего возраста, потому что сбиты с толку. Обнаруживая несовершенство своих планов, вы считаете, что неверно поставили цели, и пытаетесь начать все заново, не замечая, что проблема в самой одержимости целями.

Если для вас попытка начать заново значит постановку новых целей, то на первое время это даже отвлечет вас от структурного дефекта в жизни. Быть постоянно занятым — хороший способ, но он лечит симптом, а не причину».

Так в чем ответ?

Сетья предлагает концентрироваться не на целенаправленной, а «бесцельной» деятельности, которая имеет сущностную ценность, не истощающуюся со временем. Попробуйте слушать музыку, встречаться с друзьями за барбекю, гулять в парке.

Мы рассмотрели парадокс эгоизма, важность жизненных ценностей и бессмысленность «жизни по плану». Однако в чем состоит практический совет, как нам воплотить это?

Есть два способа:

· Чаще занимайтесь «бессмысленным». Нам всем вовсе нет нужды стричься в монахи и становиться пещерными отшельниками. Вместо этого посвятите себя тем делам, в которых нет смысла кроме самого процесса: читайте стихи, слушайте музыку.

· Воспитывайте в себе осознанность. Невозможно жить совершенно без целей и планов. Однако нужно изменить свой подход, свое отношение к ним. Осознанность — это жизнь «здесь и сейчас». Она переводит внимание с будущего к тому, что вы делаете в настоящий момент. Вы можете ходить в спортзал, чтобы оставаться здоровым, но это не значит, что нельзя заниматься спортом просто потому, что вам приятно сам занятие.

Ō- Журнал BŌRDER

Интересуетесь тематикой канала? Присоединяйтесь к журналу BORDER.

Подписывайтесь на канал и оставьте ваш Email. Мы будем присылать вам новые материалы.

Ссылка для подписки:https://jborder.ru/podpiska-razumnoe-myshlenie/

Источник