Стихи о бессоннице гумилев

Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!
Анализ стихотворения «Бессонница» Тютчева
Федор Иванович Тютчев в произведении «Бессонница» рассуждает о метафизических предметах в духе немецкой романтической традиции.
Стихотворение написано в 1829 году. Автору его исполнилось 26 лет, он женат, счастливый отец, служит в Германии. По жанру – философская лирика, по размеру – четырехстопный ямб с перекрестной и кольцевой (во 2 строфе) рифмовкой. Стихотворение состоит из 6 строф, рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – сам поэт. Впрочем, на его месте может быть любой человек. Именно поэтому Ф. Тютчев употребляет местоимение «мы», а не «я». Восклицания, риторический вопрос и многоточие подчеркивают взволнованность поэта. Невольный холодок бежит по спине современного читателя, ведь «томительная ночи повесть» для автора этих строк уже закончена. Поэт не описывает ночь, собственную комнату, какие-то личные житейские переживания. Он обращается к потаенному страху человека: язык для всех чужой и внятный. Бой часов, такой мирный, может быть и грозным, и безжалостным. Уходящее время не только покрывает забвением прошлое, но и напоминает — «как совесть» — о сделанных ошибках, преступлениях. «Среди всемирного молчанья» ночи «наша жизнь стоит пред нами, как призрак».
В 3 строфе почти отчаяние: мы природой покинуты на нас самих. В эту минуту он даже теряет веру в бессмертие души, ищет защиты не у Бога, а у природы, которая ему не отвечает. «Рок» — по античным представлениям, неотвратимая судьба. Это слово он пишет с прописной буквы. А вот слово «смерть» не названо впрямую. Не картины, а звуки – главные в этом стихотворении: язык, стенанье, глас, металла голос. Поэт на новом уровне словно обыгрывает старинный народный жанр плача. «Друзья, наше время давно забвеньем занесло!» Даже «новое, младое племя» способно понять предостережение поэта. Ведь Ф. Тютчев в эту пору и сам еще молодой человек. Мучимый бессонницей, он вдруг вглядывается в темноту ночи, где его ожидает конец. Лексика возвышенная, местами напоминает классическую оду, есть индивидуально-авторский эпитет: пророчески-прощальный. Среди прочих эпитетов: неотразимый, осиротелый, однообразный, сумрачной, погребальный. Соединение метафоры и олицетворения: металла голос (бой часов) оплакивает нас. Сравнения: как призрак, как совесть.
Ф. Тютчев передал в журнал «Галатея», издававшийся в Москве, свою «Бессонницу». Поэт сумел вдохнуть в старые образы новую жизнь, вызвать отклик в сердцах читателей любого века.
- Следующий стих → Федор Тютчев — Как океан объемлет шар земной
- Предыдущий стих → Федор Тютчев — Как ни бесилося злоречье
Читать стих поэта Федор Тютчев — Бессонница на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
Главная ~ Литература ~ Стихи писателей 18-20 века ~ Николай Гумилев
В этом разделе представлены лучшие стихи замечательного русского писателя Николая Гумилева написанные на рубеже 18-20 вв.
Название | Тема | Дата |
---|---|---|
Это было не раз | Стихи о любви, Серебряный век | 1910 г. |
Я вырван был из жизни тесной | Серебряный век | |
Умный дьявол | Стихи о любви, Серебряный век | Июнь 1906 г. |
Либерия | Серебряный век | 1918, 1921 г. |
После победы | Серебряный век | Июнь 1906 г. |
Орел Синдбада | Серебряный век, Стихи о любви | Ноябрь 1907 г., Париж |
Каракалла | Серебряный век | Октябрь 1906 г. |
Сахара | Серебряный век | 1918-1921 г. |
Из логова змиева | Серебряный век | |
Канцона первая (Закричал громогласно…) | Серебряный век | 1919 г. |
Гиена | Серебряный век | Сентябрь 1907 г., Париж |
На мотивы Грига | Серебряный век | Осень 1905 г. |
Любовники | Серебряный век, Стихи о любви | Ноябрь 1907 г., Париж |
Вероятно, в жизни предыдущей | Серебряный век | 1917 г. |
Шестое чувство | Серебряный век | 1921 г. |
Пещера сна | Серебряный век | Февраль 1908 г., Париж |
Рабочий | Серебряный век | 1916 г. |
Ты говорил слова пустые | Серебряный век | |
Рассыпающая звезды | Серебряный век | 1916-1918 г. |
Суэцкий канал | Серебряный век | 1921 г. |
Молитва мастеров | Серебряный век, Стихи о войне | |
Credo | Серебряный век | Осень 1905 г. |
Однообразные мелькают | Серебряный век, Стихи о любви | |
Персидская миниатюра | Стихи о любви, Серебряный век | 1919 г. |
По стенам опустевшего дома | Серебряный век | Осень 1905 г. |
Красное Море | Серебряный век | 1918, 1921 г. |
Моя душа осаждена | Серебряный век | Январь 1908 г. Париж |
Слоненок | Серебряный век, Стихи о любви | |
Девочка | Серебряный век | 1917 г. |
Они спустились до реки | Серебряный век | |
Прогулка | Серебряный век, Стихи о любви | 1917 г. |
Отрывок (Христос сказал…) | Серебряный век | 1911 г. |
Венеция | Серебряный век | Март 1913 г. |
Когда из темной бездны жизни | Серебряный век | Осень 1905 г. |
Я сам над собой насмеялся | Серебряный век | Август 1921 г. |
На море | Серебряный век | Январь 1912 г. |
Пьяный дервиш | Серебряный век | Февраль 1921 г. |
Ужас | Серебряный век | Ноябрь 1907 г. |
Лес | Стихи о любви, Серебряный век | 1919 г. |
Смерть | Серебряный век | Осень 1905 г. |
Я, что мог быть лучшей из поэм | Серебряный век | |
Ветла чернела на вершине | Серебряный век | |
Сон (Вы сегодня так красивы…) | Серебряный век | Май 1911 г., Слепнево |
Еще не раз вы вспомните меня | Серебряный век | 1917 г. |
Императору | Серебряный век | Октябрь 1906 г. |
Отвечай мне, картонажный мастер | Серебряный век | |
Основатели | Серебряный век | Январь 1908 г., Париж |
Ислам | Серебряный век | 18 апреля 1913 г. |
Молитва | Серебряный век | До 1910 г. |
Дева-птица | Серебряный век | |
Канцона вторая (И совсем не в мире мы…) | Серебряный век | Апрель 1921 г. |
Воспоминание | Серебряный век | Август 1907 г., Париж |
Молодой францисканец | Серебряный век | 1902 или 1903 г., Тифлис |
Египет | Серебряный век | 1918, 1921 г. |
Она | Серебряный век | |
Заклинание | Серебряный век | Июль 1907 г., Париж |
Помпей у пиратов | Серебряный век | Октябрь 1907 г., Париж |
Я говорил: «Ты хочешь, хочешь? | Серебряный век | 1917 г. |
Оборванец | Серебряный век, Стихи о любви | 1912 г. |
Индюк | Серебряный век, Стихи о любви | |
Леопард | Серебряный век | 1919 г. |
Детство | Серебряный век, Стихи о любви | Март 1916 г. |
Мое прекрасное убежище | Серебряный век | |
Людям настоящего | Серебряный век | Осень 1905 г. |
Зараза | Серебряный век | Октябрь 1907 г., Париж |
Гибель близка человечьей породы | Серебряный век | 1919-1921 г. |
Слово | Серебряный век | 1921 г. |
Носорог | Серебряный век | Ноябрь 1907 г., Париж |
Мореплаватель Павзаний | Серебряный век | Июль 1906 г. |
Дремала душа, как слепая | Серебряный век | |
Персей | Серебряный век | 1912 г. |
Абиссинские песни | Серебряный век, Стихи о любви | 1911 г. |
Нас было пять Мы были капитаны | Серебряный век | Ноябрь 1907 г., Париж |
У камина | Серебряный век | 1911 г. |
Выбор | Серебряный век | Осень 1906 г. |
Три жены мандарина | Серебряный век | До 1918 г. |
Галла | Серебряный век | 1918, 1921 г. |
Капитаны (Отрывок) | Серебряный век | 1912 г. |
Завещанье (Очарован соблазнами жизни…) | Серебряный век | |
Ангел-хранитель | Серебряный век | 1912 г. |
Колдунья | Серебряный век | Ноябрь 1908 г., Царское Село |
Старый конквистадор | Серебряный век, Стихи о любви | Май 1908 г. |
Рассвет | Серебряный век | 1907 г. |
В этот мой благословенный вечер | Серебряный век | |
Песнь Заратустры | Серебряный век | Осень 1905 г. |
Память | Серебряный век, Стихи о любви | Апрель 1921 г. |
Я в лес бежал из городов | Серебряный век | 1902 г., Тифлис |
У меня не живут цветы | Серебряный век | 1910 г. |
Подражанье персидскому | Серебряный век | 1919 г. |
Открытие Америки | Серебряный век, Стихи о любви | 1910 г. |
Источник
Мы продолжаем рассматривать стихотворения русских поэтов в проекте 50 великих стихотворений, акцентируя внимание на христианских образах и мотивах. На этот раз в центре внимания – Николай Гумилёв и одно из его последних стихотворений — “Слово”. Можно ли словом разрушить город? Остановить солнце? Что такое “мёртвые слова”? И отчего они омертвели? Разбираемся вместе!
Слово
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это – Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Исторический контекст
Стихотворение написано в Петрограде в 1919 году. Монархия низвержена, Временное правительство тоже, Учредительное собрание разогнано. В стране к власти пришли большевики во главе с Лениным, второй год бушует Гражданская война, и кто в ней окажется победителем, еще неясно. На территории, подконтрольной большевикам, действует политика военного коммунизма, развязан террор, жертвами которого оказываются не только активные противники советской власти, но и обычные люди, имеющие «подозрительное» социальное происхождение: дворяне, купцы, духовенство, бывшие офицеры царской армии, чиновники и так далее.
Подвергается гонениям Православная Церковь, поскольку в ней большевики, убежденные атеисты, видят своего наиболее последовательного идейного противника.
Активно насаждается атеизм, открытое исповедание своей веры становится смертельно опасным.
Автор
Автор «Слова» — поэт Николай Гумилёв, к моменту написания стихотворения он широко известен в России, у него вышло немало поэтических сборников.
Фотография Максимилиана Волошина, Гумилёв Н. С. в Париже, 1906 г.
Революцию Гумилёв не принял и со всем патриотическим воодушевлением заявляет, что он — монархист. Поэт читает революционным матросам поэтические строки о «портрете государя», никогда не отказывается от своих взглядов, но публично против советской власти не выступает. Веря в то, что Россия все-таки встанет на истинный путь, Гумилёв занимается самым главным своим делом — литературой. Он читает лекции, руководит поэтическими кружками, переводит и подчас ведет себя абсолютно аполитично:
Вы знаете, что я не красный,
Но и не белый — я поэт!
Николай Гумилев. Фотография М.С. Наппельбаума, 1918 год
К.И. Чуковский пишет об еще одной опасной «привычке» Гумилёва: «Он совсем особенно крестился перед церквами. Во время самого любопытного разговора вдруг прерывал себя на полуслове, крестился и, закончив это дело, продолжал прерванную фразу».
Голос Николая Гумилева, стихотворение “Осень”(gumilev.ru)
В августе 1921 года Гумилёв был арестован в Петрограде. Чекисты обвинили его в участии в контрреволюционном офицерском заговоре и расстреляли.
Из следственного дела
В тюремную камеру Гумилёв взял с собой две книги: Евангелие и «Илиаду» Гомера.
“Фамилии лиц я назвать не могу…” Собственноручные показания Н. С. Гумилёва от 20 августа 1921 года. Источник https://gumilev.ru
Один из очевидцев рассказывал о том, как держался Гумилёв перед расстрелом: «Этот ваш Гумилев… Нам, большевикам, это смешно. Но, знаете. Шикарно умер. Я слышал из первых рук. Улыбался, докуривал папиросу… Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из особого отдела произвел впечатление. Пустое молодечество, но все-таки крепкий тип. Мало кто так умирает. Что ж — свалял дурака. Не лез бы в контру, шел бы к нам, сделал бы большую карьеру. Нам такие люди нужны».
О произведении
«Слово» всегда признавалось программным стихотворением Гумилёва, последним и наиболее громким возгласом поэта. Известный издатель, поэт и переводчик начала ХХ в. Николай Оцуп писал, что именно это стихотворение «звучит как церковный колокол, утром изгоняющий ночных бесов».
“Слово” в исполнении Евгения Евтушенко (gumilev.ru)
«Слово» — одно из самых известных и цитируемых произведений Н. С. Гумилёва (наряду с «Жирафом» и «Заблудившимся трамваем»).
Оно было опубликовано в 1921 году в сборнике «Огненный столп», который вышел из печати уже после того, как Гумилёв был расстрелян.
Стихотворение в образной форме говорит о том, что потеря веры в Бога обесценивает и обессмысливает жизнь, что безбожие губительно, что отказ от веры ведет к распаду самих основ бытия, к смерти духовной.
“Слово”в исполнении Маргариты Тереховой (gumilev.ru)
Полина Агуреева, песня на слова стихотворения “Слово” (gumilev.ru)
Отсылки к Библии
Для того чтобы продемонстрировать былую власть слова над миром, Гумилёв пишет, что оно было способно остановить солнце и разрушить города. Эти образы не случайны.
Когда и где в библейском тексте было остановлено солнце?
Материал по теме
Зачем христианину Ветхий Завет?
Закон как детоводитель и лестница в небо.
Сюжет об остановке солнца находится в ветхозаветной Книге Иисуса Навина. Он связан с историей завоевания израильским народом земли обетованной — с битвой с аморрейскими царями. Иисус воззвал к Богу, и по воле Господа было остановлено солнце: «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день?» (Нав. 10:13–14). Слово здесь, как и в тексте Гумилева, — орудие воли Всевышнего.
Где в Библии «словом разрушали города»?
Эта строка Гумилёва снова отсылает к эпизоду из книги Иисуса Навина. Когда израильский народ входил в обетованную землю, на его пути встал укрепленный город — Иерихон. Для того чтобы его сокрушить, народ обходил вокруг стен города и трубил в трубы: «Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена города до своего основания» (Нав. 6:19).
Образ труб («трубного гласа») также встречается в Откровении Иоанна Богослова как обязательный атрибут Ангелов Апокалипсиса.
Страшный суд, Виктор Васнецов (фрагмент). 1904.
Что такое «огненный столп»?
Стихотворение «Слово» входит в последний поэтический сборник Гумилёва «Огненный столп» (1921 год). Само название сборника указывает на религиозные аллюзии.
В Библии «огненный столп» встречается в книге Исход: «И двинулись сыны Израилевы из Сокхофа и расположились станом в Ефали. Господь же шел пред ними в столпе огненном, светящем, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп огненный и столп облачный от лица народа» (Исход 13:20–22).
Этот же образ присутствует в Апокалипсисе: «Видел я Ангела […], сходившего с неба […], и лицо его как солнце, и ноги как столпы огненные» (Откр. 10:1).
Переход евреев по дну Красного моря. Картина Даниэля Герхарца
«В начале было Слово…» — что имел в виду Гумилёв?
«И в Евангельи от Иоанна Сказано, что Слово это — Бог». Эти гумилёвские строки — прямая отсылка к одной из самых известных новозаветных цитат: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1:1). Согласно христианскому вероучению, Бог троичен, и одна из ипостасей Пресвятой Троицы — Бог-Сын, также именуется и Богом-Словом (Логосом по-гречески)».
Христос. Автор: Наталья Гончарова
Рисунок с дарственной надписью Н. С. Гумилёву. Источник https://gumilev.ru
Что такое «умное число»?
В «Слове» Гумилёва показано противопоставление слова и числа. В этом отрывке замена слов числом знаменует несчастливое событие: все те «оттенки смысла», которые передает «умное число», оказываются теперь более важными, чем созидательная сила слова. Та живая сила, божественный звук, однажды потрясший стены города, сменяется немым, недвижимым числом.
Образ седого патриарха, который молча чертит на песке число, восходит к образу Пифагора или, как отмечают некоторые исследователи, пророка Моисея, жизнь которого описана в ветхозаветной Книге Чисел.
Чем же пахнет слово?
Образ мертвых, дурно пахнущих слов указывает на мифологические представления, согласно которым благоухание является знаком блаженства, а дурной запах — знаком смерти, зла.
Гумилёв имеет в виду, что в современном мире слова утратили свою священную (сакральную) силу.
Он сопоставляет былое Божественное слово с обыкновенными словами, которые оказываются «мертвыми».
Непонятные слова
Оный (устар.) — тот, тот самый;
Осиянный (устар. высок.) — озаренный, освещенный;
Подъяремный (устар.) — находящийся в порабощении у кого-то, под ярмом. У самого же слова «ярмо» два значения: 1) деревянный хомут для рогатого скота; 2) бремя, тяжесть.
Патриарх — изначально это слово означало главу рода, большой семьи. Именно в этом смысле оно и употреблено в стихотворении.
Читайте также:
50 великих стихотворений. Валерий Брюсов. Библия
50 великих стихотворений. Фёдор Тютчев. Наш век
50 великих стихотворений. Александр Блок. Успение
Толковый словарь. В начале было слово
Источник