Стихотворения пастернака бессонница анализ
Борис Леонтьевич Пастернак – один из пяти русских писателей, удостоенных Нобелевской премии, признанный мастер слова и бесспорно великий русский поэт. Родился в Москве 29 января 1890 года. В его доме постоянно царил дух творчества. Художественный талант отца и музыкальный – матери не могли не «разбудить» любовь и интерес к творчеству у юного Пастернака. Его выбор пал на литературу. Вероятно, это напрямую связанно с тем, что ещё в юности Пастернак познакомился с выдающимися писателями-современниками: Маяковским, Рахманиновым, Толстым, которые посещали дом его родителей. Уже в двадцать лет Борис Леонидович писал глубокие и насыщенные стихи. Естественно они были ещё незрелыми и, как это часто бывает, стали следствием разбитого сердца из-за отказа любимой.
История создания
Стихотворение «Ночь», написанное в 1957-ом, относится к позднему периоду творчества Пастернака, когда поэт жил и работал в писательском поселке Переделкино. Его литфондовская дача хоть и располагалась среди леса, но в то же время находилась недалеко от столицы. Удобный дом с огородиком, где можно работать для души, а не для пропитания, интеллигентные соседи. Странная, скорее, ненормальная ситуация с личной жизнью стала почти привычной, страсти улеглись: Пастернак живет на две семьи, которые каким-то непостижимым образом уживаются по соседству. Прекрасно чувствуя себя в обеих семьях, поэт проводит большее время у «подруги», а работать всё же предпочитает в своём кабинете.
Этот период жизни Пастернака, наверное, можно назвать самым счастливым этапом его жизни. И в то же время – постоянно испытываемая вина перед близкими. И всё же это идёт на пользу процессу созидания. В тот год Пастернак написал около сорока произведений, среди которых множество великолепных стихотворений.
Жанр, направление и размер
Стихотворение написано не часто встречающимся в творчестве Пастернака размером. Это трехстопный ямб.
Перекрестная рифма, напротив, используется им повсеместно. Преобладает количество мужских рифм над женскими. Жанр совмещает в себе два направления – элегия, медитативная лирика.
Образы и символы
В центре стихотворения – образ огромного пространства, в котором переплетены сон и бессонница, вынужденные и добровольные, где ночной труд перекликается с ночными развлечениями (ночные бары), шумят вокзалы, и в то же время в тишине своего уединенного чердачного жилища от одного ему понятного беспокойства бодрствует поэт. И пока над землей «тает ночь», возникает ощущение, что пока человек, тот, кто трудится, чьей заботой «горят материки», наблюдает за планетой, на этой планете будет продолжаться жизнь.
Второе четверостишье считается одним из лучших, а возможно и лучшим, афоризмом Пастернака. Оно цитируется, возможно, чаще всех других его стихотворений. Это умозаключение об участи поэта, где вырисовывается образ пленника вечности и времени, художника, обреченного творить и страдать.
Ночное небо символизирует некий холст, на котором рисует свои воздушные фигуры пилот. Там же творит и художник, но его узоры – мысленные. Ночь в мировой культуре традиционно означает таинственный приход вдохновения, время, когда просыпаются мистические силы. Недаром поэт выбирает именно его.
Стихотворение «Ночь» критики и знатоки творчества Пастернака считают странным, хотя большинству читателей, напротив, оно кажется одним из самых простых и доступных во всем его творчестве. Считается, что в этом стихотворении пастернаковский гений вознесся на особую высоту. «Ночь» — это выход Пастернака как поэта на мировой уровень. Герой чувствует себя полночным летчиком, сравнивая себя с ним, а вовсе не с космическим спутником, как может показаться нам, современникам космических полетов (стихотворение написано летом 1957, еще до запуска первого спутника Земли). Скорее всего, автор вдохновлялся французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери и самолетами с внуковского аэродрома, постоянно кружащими над дачей в Переделкино.
Темы и настроение
Безусловно, стихотворение указывает на начало нового этапа в жизни Пастернака как поэта. Можно даже заявить о новом уровне поэтической зрелости. Автор смотрит на мир как бы сверху, из-под облаков. Эта тема взгляда с высоты, и не только глазами летчика, спешащего по своему обыденному летному маршруту, но и «глазами» звезд и планет, которые «глядят» на беспокойное земное хозяйство с бесконечного далека – красной нитью проходит через все стихотворение. Через этот взгляд передается тема непостижимой власти. Ею обладает пилот, покоривший природу человека, имеющий возможности, недоступные обывателю. Ею обладают таинственные космические тела, имеющие более грандиозные масштабы, чем наша планета. И, наконец, ею обладает творец, чей разум может созидать и создавать новые жизни, истории и миры.
Другая важнейшая для Пастернака тема, возможно и являющаяся основной в этом произведении: задача художника в жизни общества. Он не улетает за облака, если он «уснёт», последствия не будут катастрофическими, но и у него есть долг – его служба неимоверно важна.
Идея
Ночь всегда тревожна, по сути. Метафорическое яркое выражение «горят материки» призвано вызывать беспокойство у читателя, и даже понимание того, что горят они мирным светом уличных фонарей, не снижает чувства тревоги. Сплетение анафоры и сильного эпитета: «страшный, страшный крен» усиливает беспокойство, и только привычный для жителя внуковского пригорода мирный звук планирующего самолета снижает тревожность и практически дарует покой.
Жизнь идет своим чередом, не спят разделенные океанами, границами и политическими разногласиями кочегары, бармены, железнодорожники, парижские актеры, художник в своем чердачном жилище и невидимый за облаками летчик, взлетевший с внуковского аэродрома. Все они бодрствуют, работают, творят и, как греческий Антей, удерживают мир на своих плечах, спасая от безумия и краха.
Средства художественной выразительности
Произведение изобилует тропами. Это метафоры (тает ночь), эпитеты (спящий мир), сравнения (Став крестиком на ткани), гипербола (В пространствах беспредельных), олицетворение (Венера или Марс глядят), неоднократная анафора (Не спи, не спи, работай).
Следует так же обратить внимание, что анафора в двух заключительных четверостишиях сливается с антитезой, что особенно необычно. Это одномоментное использование двух и более видов тропов значительно усиливает впечатление от прочитанного. Для усиления экспрессии автор пользуется также таким сильным выразительным средством языка как бессоюзное номинативное перечисление.
Автор: Константин Лукановский
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Анализ «Сон» Пастернак
Анализ «Сон» Пастернак
«Сон» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
Взаимопроникновение двух миров — мира природы и мира человеческой души — пронизывает все творческое наследие Б.Л. Пастернака, одного из крупнейших лириков двадцатого века, создавшего особую поэтику синтеза вещественного и поэтического.
В основе стихотворения — стремление поэта зафиксировать зыбкое состояние сна, разрушаемое реальностью. Тонкая ассоциативность, напряженность метафоричного мышления, музыкальность форм позволяют поэту уловить тонкую связь между образами сновидения и миром, что его окружает.
Сон, обволакивающий, противоречивый, наполненный внутренним напряжением, соткан в 3 строфах стихотворения. Расплывчатые контуры, плывущие очертания, смазанные преломлением через стекло («в полусвете стекол»), позволяют создать яркий образ героини, так чётко выделяющийся на фоне «шутовской гурьбы». И хотя черты ее скрыты, читатель понимает, что перед ним описание утраченного, возможно, навсегда потерянного чувства.
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку тебе.
Взлет и падение, покорность и полная самоотдача в этой мастерски выстроенной антитезе, отражающей через экспрессию лирического слова нежность и боль. Повтор слова «кровь», показывающий глубину этих эмоций, дважды появляется в тексте: первый раз — в образном сравнении, второй — в рамках метафоры.
Весь сон — это мысли о ней, попытка уловить ускользающий из памяти облик и голос. И потому все заканчивается, как только она умолкает.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.
Ускользающие чувства связаны с лейтмотивом осени, окутывающей и пространство сна, и огромный, реальный мир за окнами гостиной. Дождь, «кровавые слезы сентября», ветер, «темный рассвет» как бы стягивают воедино два состояния лирического героя, сон и явь.
Для поэзии Б. Пастернака характерно, что лирический герой не тематический центр произведения, а связующее звено в потоке явлений. Вот и в стихотворении «Сон» он выступает тем, кто стремится уловить и воссоздать изменения временной и пространственной категории.
Сон сосредоточен на гостиной, ограничен ей. Даже от осени комната защищена «полусветом стекол», не пропускающих «кровавые слезы сентября». Но время тут, в месте, где находится героиня, подчиняется своим законам:
Но время шло, и старилось, и глохло.
Эта строка рефреном повторяется в тексте. А вместе с утратой времен сон утрачивает звук, стирает цвет. Попытка остановить уходящее время видна в словах с негативной окраской — «глохло», «запнулась». Сравнением, выстроенном на книжной лексике, «как отзвук колокола», сон растворился в огромном, вращающемся в бесконечном вихре, реальном пространстве, тоже убегающем вдаль:
. и ветер, удаляясь нес,
Гряду бегущих по небу берез.
Единство сна и реальных чувств передается через ритмическую структуру стихотворения — пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой, самый распространенный в русском стихосложении метр, тонко подхватывающий динамику лирической мысли.
Оглушительная образность, неуёмность строк — визитная карточка Б. Пастернака. Его стихотворение «Сон» покоряет тихой грустью о невозвратном и притягивает особым минорным звучанием. Данное произведение по праву можно отнести к шедеврам любовной лирики.
Использованные источники: libaid.ru
ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :
Как бессонница в час ночной киш
Психозы и их приемы
Головокружение бессонница невроз
Психозы в реанимации
Анализ стихотворений Пастернака
Борис Леонидович Пастернак признан одним из лучших литераторов ХХ века. Свой путь на литературном поприще поэт начал в 1913 г. Именно тогда в альманахе издательства «Лирика» впервые опубликовали несколько его стихотворений. Спустя год он выпустил собственный поэтический сборник «Близнец в тучах».
Ранние работы Б. Л. Пастернака сложны по структуре и наполнены большим количеством метафор, однако, несмотря не грузность, стихотворения были искренними и глубокими. Однако автор был критичен к своим первым произведениям и тщательно перерабатывал свой стиль. Со временем его произведения становятся более легкими и приобретают классическую ясность.
Среди творений Б. Л. Пастернака много произведений, посвященных природе. Характерной особенностью его творчества является отождествление человеческих чувств и эмоций с природными явлениями. Значительную часть жизни поэт провел в селе Переделкино, ручьи и леса которого вдохновили автора на создание множества стихотворений.
Пастернак любил использовать в своих стихах редко употребляемые слова и фразы. Благодаря этому ему удалось избегать использования клишированных выражений. Необычности произведениям придает и интересный синтаксис, не вписывающийся в общепринятые литературные нормы:
В посаде, куда ни одна нога
Не ступала, лишь ворожеи да вьюги
Ступала нога, в бесноватой округе,
Где и то, как убитые, спят снега…
Такая странная расстановка слов увлекает читателя, поскольку уловить смысл стихотворения получится лишь при очень внимательном чтении. Также благодаря такому «неправильному» синтаксису произведение обретает экспрессивность и яркость образов, позволяющих читателю почувствовать тревогу лирического героя.
Б. Л. Пастернак своим творчеством вдохновил множество современников и последователей, однако самым главным доказательством его таланта является Нобелевская премия по литературе, полученная им в 1958 г.
Использованные источники: analiz-stihov.ru
ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :
Как бессонница в час ночной киш
Анафранил от бессонницы
Бессонница роман крона
Анализ стихотворения «Бессонница…»
Лермонтов стихи тучи читать
Произведения пушкина во время южной ссылки
Анализ стихотворения «Бессонница…»
учебные материалы, лекции, конспекты, курсы, учебники, книги
Анализ стихотворения «Бессонница…»
Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!
О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения «Бессонница» (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей. Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался вопросом — а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки — карьеру, творчество, семью и быт. Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные «Бессоннице».
Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их «пророчески-прощалный глас» напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда «часов однообразный бой» нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди.
Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно. Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро «новое, младое племя» придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью. «А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!», — отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют. Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их «металла голос погребальный порой оплакивает нас», что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз. Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценный дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти. Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства.
Стихотворения Тютчева очень коротки, но между тем ни к одному из них нечего добавить каждое слово метко, полновесно. Оттенки в его произведениях, как писал Некрасов, «расположены с таким искусством, что в целом обрисовывают предмет как нельзя лучше». Полностью подтверждает слова Некрасова тютчевское «Утро в горах».
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой…
Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое сущее — лишь временное порождение этого хаоса. С этим связанно обращение поэта к «ночной тьме». Именно ночью, когда человек остается один на один перед вечным миром, он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования. Поэт использует прием аллитерации:
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души…
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь бездумно?
ночь тютчев лирика
Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. В стихотворении «Осенний вечер» — картина вечерних сумерек, в стихотворении «Люблю грозу в начале мая» — весенний первый гром. Из стихотворений, в которых Тютчев пытается постичь переходные состоянии, можно выделить стихотворение «Тени сизые смелись…» Поэт здесь воспевает сумрак. Наступает вечер и именно в этот момент душа человека роднится с душой природы, сливается с ней.
Все во мне, и я во всем!
Для Тютчева очень важен миг приобщения. Поэт показал попытку «слиться с беспредельным». И именно сумрак помогает осуществить эту попытку, в сумраках наступает миг приобщения человека к вечности
Использованные источники: rus-poetry.ru
ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :
Как бессонница в час ночной киш
Анафранил от бессонницы
Психозы и их приемы
Головокружение бессонница невроз
Анализ стихотворения Пастернака «Сон»
Чувства настоящей любви Борис Леонидович испытал в довольно взрослом возрасте. Многие из нас узнают о первых влечениях в четырнадцать, в шестнадцать или восемнадцать лет. Пастернак осознал свою влюбленность в возрасте двадцати лет. Он потерял голову от знакомства с Идой Высоцкой.
Всего несколько случайных встреч покорили душу и сердце поэта. Пастернак отправился за границу лишь потому, что там временно пребывала семья любимой девушки. После признания в своих теплых чувствах, Борис Леонидович получил отказ от избалованной девицы и старался должным образом его пережить. Он создает стихотворение «Сон», в котором читатель может ознакомиться с чувствами к Иде, как посторонний человек.
Встречу и отказ милой девушки поэт вспоминает с горькими душевными разочарованиями. Он описывает случившиеся события в багряных тонах. По мнению автора, былые отношения ассоциируются у него с золотистой осенью, которая может символизировать не только окончание определенного природного цикла, а и разрыв отношений между людьми.
Когда роман Пастернака и Высоцкой закончился, в душе поэта стало холодно и мерзко, как и осенью. Автор стихотворных строк пытался излечить себя от случившейся болезни под названием любовь. Он в полной мере испытывал чувства тоски и одиночества. Разочарование переполняло его хрупкую душу.
Спустя время Пастернак начал ощущать облегчение. Он называл все те события, связанные с Высоцкой тяжелым сном, который наполнен кошмарами. Опомнившись от такого сна, поэт погрузился в суровую реальность. Борис Леонидович называет рассвет и пробуждение темным и холодным, как осенью.
Пройдет еще немного времени, и Пастернак начнет понемногу выздоравливать и понимать, что впереди его ждет светлая, интересная жизнь, ради которой необходимо отряхиваться от прошлых поражений и идти вперед.
Использованные источники: www.sochinyashka.ru
ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :
Как бессонница в час ночной киш
Неврастения и бессонница
Бессонница роман крона
Головокружение бессонница невроз
Бессонница пастернак анализ
Сочинения
Меню сайта
«Сон», анализ стихотворения Б. Пастернака
Взаимопроникновение двух миров — мира природы и мира человеческой души — пронизывает все творческое наследие Б.Л. Пастернака, одного из крупнейших лириков двадцатого века, создавшего особую поэтику синтеза вещественного и поэтического.
В основе стихотворения — стремление поэта зафиксировать зыбкое состояние сна, разрушаемое реальностью. Тонкая ассоциативность, напряженность метафоричного мышления, музыкальность форм позволяют поэту уловить тонкую связь между образами сновидения и миром, что его окружает.
Сон, обволакивающий, противоречивый, наполненный внутренним напряжением, соткан в 3 строфах стихотворения. Расплывчатые контуры, плывущие очертания, смазанные преломлением через стекло («в полусвете стекол»), позволяют создать яркий образ героини, так чётко выделяющийся на фоне «шутовской гурьбы». И хотя черты ее скрыты, читатель понимает, что перед ним описание утраченного, возможно, навсегда потерянного чувства.
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку тебе.
Взлет и падение, покорность и полная самоотдача в этой мастерски выстроенной антитезе, отражающей через экспрессию лирического слова нежность и боль. Повтор слова «кровь», показывающий глубину этих эмоций, дважды появляется в тексте: первый раз — в образном сравнении, второй — в рамках метафоры.
Весь сон — это мысли о ней, попытка уловить ускользающий из памяти облик и голос. И потому все заканчивается, как только она умолкает.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.
Ускользающие чувства связаны с лейтмотивом осени, окутывающей и пространство сна, и огромный, реальный мир за окнами гостиной. Дождь, «кровавые слезы сентября», ветер, «темный рассвет» как бы стягивают воедино два состояния лирического героя, сон и явь.
Для поэзии Б. Пастернака характерно, что лирический герой не тематический центр произведения, а связующее звено в потоке явлений. Вот и в стихотворении «Сон» он выступает тем, кто стремится уловить и воссоздать изменения временной и пространственной категории.
Сон сосредоточен на гостиной, ограничен ей. Даже от осени комната защищена «полусветом стекол», не пропускающих «кровавые слезы сентября». Но время тут, в месте, где находится героиня, подчиняется своим законам:
Но время шло, и старилось, и глохло.
Эта строка рефреном повторяется в тексте. А вместе с утратой времен сон утрачивает звук, стирает цвет. Попытка остановить уходящее время видна в словах с негативной окраской — «глохло», «запнулась». Сравнением, выстроенном на книжной лексике, «как отзвук колокола», сон растворился в огромном, вращающемся в бесконечном вихре, реальном пространстве, тоже убегающем вдаль:
. и ветер, удаляясь нес,
Гряду бегущих по небу берез.
Единство сна и реальных чувств передается через ритмическую структуру стихотворения — пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой, самый распространенный в русском стихосложении метр, тонко подхватывающий динамику лирической мысли.
Оглушительная образность, неуёмность строк — визитная карточка Б. Пастернака. Его стихотворение «Сон» покоряет тихой грустью о невозвратном и притягивает особым минорным звучанием. Данное произведение по праву можно отнести к шедеврам любовной лирики.
Стихотворение «Сон»
Мнe снилaсь oсeнь в пoлусвeтe стeкoл,
Дpузья и ты в иx шутoвскoй гуpьбe,
И, кaк с нeбeс дoбывший кpoви сoкoл,
Спускaлoсь сepдцe нa pуку к тeбe.
Нo вpeмя шлo, и стapилoсь, и глoxлo,
И, повoлoкoй paмы сepeбpя,
Зapя из сaдa oбдaвaлa стeклa
Кpoвaвыми слeзaми сeнтябpя.
Нo вpeмя шлo и стapилoсь. И pыxлый,
Кaк лeд,тpeщaл и тaял кpeсeл шeлк.
Вдpуг, гpoмкaя, зaпнулaсь ты и стиxлa,
И сoн, кaк oтзвук кoлoкoлa, смoлк.
Я пpoбудился. Был, кaк oсeнь, тeмeн
Paссвeт, и вeтep, удaляясь, нeс,
Кaк зa вoзoм бeгущий дoждь сoлoмин,
Гpяду бeгущиx пo нeбу бepeз.
Использованные источники: tvory.info