Святые отцы о бессоннице
Вы страдаете бессонницей? Безутешное состояние! Как нам избавиться от него? Как нам справиться с ним? Но только не торопитесь с «избавлением»! Ничто в жизни не бывает напрасным. И болезнь тоже. И бессонница тоже.
Вы страдаете бессонницей? Безутешное состояние! Как нам избавиться от него? Как нам справиться с ним?
Но только не торопитесь с «избавлением»! Ничто в жизни не бывает напрасным. И болезнь тоже. И бессонница тоже. Все целесообразно, все служит таинственному предназначению, из всего должно извлечь урок. Все несет нам свой дар. Было бы неумным уклоняться от этого дара, Почему не принять его? Нетерпеливый произвол — вот кто жаждет немедленно «уйти» от неприятного. Жизненная мудрость поступает наоборот: она хочет принять, и не-при-ятность тоже! А может быть, самый дорогой как раз дар неприятного… Все, что хочет высказаться, должно непременно высказаться. Вот объявляет о себе бессонница… Добро пожаловать! Только никакого страха перед ней… Иначе душа будет скована судорогой. Только не надо ее превозмогать… Иначе она будет упрямо утверждаться. Сон всегда приходит легко. Вот и мы пойдем навстречу бессоннице самой легкой поступью… И примем от нее ее дары и уроки.
У нашего произвола есть предел — это первый урок бессонницы. Никто из нас не является неограниченным властелином своей жизни. Напротив, нам приходится считаться с непреложными данностями нашего естества; мы должны приспособиться и покориться им, чтобы Божественное начало в нас вернулось к жизни, чтобы Оно в нас обрело творческое равновесие, чтобы Оно обрело покой. Если мы не сделаем этого, мы потеряем здоровье, равновесие, сон, до тех пор пока они снова не восстановятся «через себя самого». «Через себя самого» — так звучит глубокое, меткое слово Аристотеля… Ну, а теперь нам следует подождать, пока сон не наладится сам собой. Не волнуйтесь! Бессонница походит на скуку: она здесь, только чтобы отступить. Она останется лишь до тех пор, пока не окрепнет жажда сна.
Так что лучшее средство помощи сну заключается в том, чтобы не мешать бессоннице, предаться ей, испить ее как поднесенный кубок. Лучше всего забыть, что пора или даже давно пора спать; совсем не думать о своей бессоннице, о ее возможных последствиях и т.д., а чистосердечно и непосредственно отдаться содержаниям жизни, которые бесцеремонно вторгаются к нам и прогоняют сон. Пусть приходит, что хочет; пусть распутается весь клубок идей и аффектов. Остальной мир может спать. Я отдаюсь своей бессоннице и ее скрытым содержаниям, для которых у меня «нет времени» в течение дня. Я остаюсь наедине с собою…
Так бессонница приносит мне свой второй дар — способность вынести одиночество. Там, где все покинули меня; где все, уйдя в себя, забыли целый мир и меня; где я совсем один, предоставленный самому себе, лежу и уверен в том, что только я в состоянии себе помочь, — начинается необычная, отторгнутая напряженная жизнь. Эта жизнь зачастую слишком интенсивна, чтобы сделаться скучной; напротив, она часто так неожиданна и поразительна, что во мне просыпается настоящее любопытство; и зачастую так полна смысла, что я ощущаю себя в суровой школе одиночества, самостоятельности и самообладания. Ах, сколько людей на свете, которые только бессонными ночами впервые почувствовали и осознали свое душевное и духовное одиночество, только из этого, по-видимому, столь безутешного одиночества воззвали к Богу на небесах и нашли его! Потому что Он стоит ближе всех к страдающему бессонницей. Там, где жизнь кажется совершенно безутешною, сразу же появляется утешение. Там, где, казалось бы, гибнешь в своем одиночестве, легче всего находишь дорогу к Богу. А это ведь несомненно благороднейшее утешение и ценнейший дар…
А теперь — третий ценный дар бессонницы. В этом ночном бодрствовании учишься представлять себе и подслушивать скрытые смыслы собственных неосознанных и полуосознанных тайников. И не только огорчений и оскорблений бодрственного дня; но также и ошибок, грехов и ран потаенного Я — есмь. И не только их, но также и святые и исцеляющие лучи света совести. Ибо ничто так не располагает и так не предначертано для восприятия этих лучей света, как сумеречное состояние полумрака бессонницы. Там, где погас дневной свет и свет сознания, где накапливается и повышается способность воспринимать внутренние лучи и где мрачная картина повседневной жизни тоскует по новому, несказанному свету… Ах, есть так много людей, которые только в бессонные ночи пережили просветляющее благо мук совести и исцеляющее благословение раскаяния, одинокого, горького, примиряющего раскаяния! Это ли не драгоценный дар? Это ли не утешение, возникшее из безутешности? Правы ли трусливые люди, пытающиеся избежать этих даров и этого утешения и прибегающие из страха появиться утром «бледными»… к лекарствам?
Бессонница учит нас мужеству. Мужеству перед лицом природы, перед самим собой, перед своей совестью. Мужеству для пребывания в одиночестве и для воздания молитвы.
Это ее последний дар и ее лучшее утешение.
Иван Ильин. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. М., 2005.
Источник
Психотерапвт А.Курпатов:
Основной причиной хронической бессонницы, без всякого преувеличения, являются психические нарушения, вызванные острым или хроническим стрессом.
Сначала бессонница возникает как следствие стресса, а потом она сама становится стрессом. То, что человек, находящийся в состоянии стресса, не может заснуть – вполне естественно. Кто же спит, находясь в стрессе, т. е. когда он должен или нападать, или спасаться бегством?! Конечно, сна в этом случае быть не должно, а если и будет, то поверхностный, с частыми пробуждениями. Сон тревожного человека не даёт ощущения отдыха; человек просыпается, кажется, ещё более уставшим, чем перед своим отходом ко сну. Теперь же человека донимают не только те стрессы, которые лишили его сна, а сам факт – отсутствие полноценного сна.
Проявления бессонницы могут быть самыми разными. Одному не заснуть, и он ворочается в кровати, как барашек на вертеле. Другой заснёт вроде бы хорошо, но посреди ночи проснётся, словно от внутреннего толчка, и не знает, что теперь делать: сна ни в одном глазу, а вроде бы еще спать до спать! Третий мается с пяти утра. Четвёртый спит так чутко, что, кажется, и не спит вовсе! Беда, одним словом, беда! Впрочем, тут не одна, а несколько бед.
Человек, который испытывает трудности с засыпанием, как правило, находится в состоянии острого стресса, т. е. вместо сна решает какие-то важные жизненные задачи, но решить их никак не может, а потому и сон его не берёт. Если же у человека сон поверхностный, то, вероятно, донимает человека не острый, а хронический стресс. То есть какого-то особенного стресса у него вроде как нет, а есть множество жизненных неприятностей, которые, наслаиваясь друг на друга, создают ощущение беспросветности – куда ни кинь, везде клин. Тот, кто просыпается среди ночи, словно от какого-то внутреннего толчка, чаще всего страдает от невроза тревоги, который и будит его среди ночи: «Вставай, вставай! Тревога, опасность, угроза!». Наконец, если у человека проблемы с ранним, без будильника, пробуждением, которое сопровождается, кроме прочего, плохим психологическим состоянием в первой половине дня, доктор заподозрит у него серьёзную депрессию.
Наука гласит: бессонница – это не болезнь, это симптом заболевания. Поэтому для того, чтобы справиться с бессонницей, нужно решать не одну, а сразу две задачи: во-первых, избавиться от самой бессонницы, а во-вторых, от её причины: т. е. от того заболевания или расстройства, которое её вызывает. Что же такое бессонница, какие бывают нарушения сна и, наконец, каков перечень заболеваний, ответственных за эти нарушения?
Зачастую, оценивая сои нарушения сна, мы, мягко говоря, не совсем точны. Иногда нам только кажется, что мы страдаем бессонницей. Исследователи, которые специально занимались этим вопросом, выяснили, что более половины людей, жалующихся на бессонницу, в действительности не имеют проблем со сном. Всё это достаточно легко проверить. Сон, проявляется, например, на электроэнцефалограмме специфическими признаками: если эти признаки есть, то человек спит, а если нет – то не спит. И вот половина тех, кто жалуется на нарушения сна, «доказать2 свою бессонницу в таких исследованиях не могут. Почему так?
Источник
Страдаю бессонницей. Расскажите о причинах ее появления?
Дмитрий Александрович Авдеев
Бессонница – очень распространенное недомогание. Нарушения сна могут возникать вследствие невротических расстройств (как принято говорить, «на нервной почве»), психических и неврологических заболеваний (к примеру, депрессия зачастую сопровождается стойкими нарушениями сна), интоксикаций (алкогольных, наркотических), соматических заболеваний и др.
Всегда ли бессонница является проявлением болезни?
Нет, не всегда. Часто она возникает из-за перемены привычного времени, места или условий для сна. В этой связи следует проанализировать ряд обстоятельств, связанных со здоровьем, режимом труда и отдыха и по возможности устранить причины, провоцирующие нарушения сна.
Особо укажу на то, что самая распространенная причина нарушений сна – нервное перенапряжение, постоянная нервозность, «взвинченность». Хорошо известно, что можно справляться с большим объемом работ, многое успевать и при этом сохранять внутренний мир. Нервное перенапряжение, о котором идет речь в данном случае, – это, зачастую, проблема личности, а не условий окружающей нас нелегкой действительности.
Какие виды расстройств сна известны?
Различают большое разнообразие расстройств сна. Их можно классифицировать следующим образом: расстройства засыпания, нарушения глубины и длительности сна, расстройства пробуждения и дневную сонливость. И понятно, что каждый из этих видов расстройств приносит с собой массу проблем.
Известны ли духовные причины плохого сна?
Сон – это чуткий нравственный барометр. Он изменяется (ухудшается, улучшается) от нашего духовного состояния. Хороший, крепкий сон подает Господь.
Один пожилой человек, участвовавший в обустройстве возрожденного из руин монастыря, сказал мне: «Если бы Вы знали, как мне в обители сладко спится! А дома сплю хуже». Это и понятно. Молитва все делает сладким. К примеру, я и сам удивлялся, как это парой картофелин и тарелочкой супа, съеденными в монастырской трапезной, бываешь сыт на весь день. Благодать Божия насыщает!
Знаю по опыту, что когда по разным причинам пожертвуешь молитвами на сон грядущий, пожертвуешь и крепким сном. Плохо спится и после недобрых разговоров, терзающих душу грехов. «Солнце да не зайдет в гневе вашем», – поучает нас Священное Писание. Отходить ко сну нужно со всеми примирившись (очно или заочно, молитвенно).
Во время врачебного приема, тем пациентам, у которых открыто сердце к вере, я повторяю хорошо известные истины: нам необходимо молиться утром и вечером, крестить перед сном комнату и постель, пить освященную воду и кропить ею жилище, читать Евангелие, призывать на помощь святых и Ангела-хранителя, пригласить в дом священника и освятить жилище (если оно не освящено), прибегать с верой и покаянием к Таинствам Церкви. Словом, надо жить по-христиански.
Хорошо известно, что многие подвижники проводили и проводят целые ночи без сна и при этом всегда остаются бодрыми, радостными. Как же можно это объяснить? Это чудо. В этом случае человек получает благодатное укрепление душевных и телесных сил от Господа, живет и насыщается Благодатию Божией. Поистине такой человек насыщается Духом Святым. Конечно же, это удел далеко не всех и этому не стоит подражать. Это дар Божий, а не следствие какой-нибудь тренировки. Не стоит самочинно браться за большие подвиги. Ничего кроме гордости и ухудшения здоровья это не принесет, в особенности новоначальному христианину. Подвижник не преследует цель заморить себя бдением, он горит любовью к Богу, его сердце пламенеет в молитве. Любые подвиги святые отцы растворяли смирением, послушанием, рассуждением.
В христианской традиции принято молиться о даровании сна Ангелу-хранителю; преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому; святым семи Ефесским отрокам.
Что Вы можете посоветовать для улучшения сна?
Если не спится – позвольте себе не спать. Не загружайте себя мыслями о сне и его скорейшем наступлении. Зачастую человек больше страдает не от бессонницы, а от переживаний по этому поводу.
Индивидуальные потребности в отдыхе и сне различны у каждого конкретного человека. Важно прислушаться к себе, познать себя и решить для себя, сколько нужно времени для сна. Одному человеку необходим восьмичасовой ночной сон, другому – достаточно шести часов. Если, к примеру, поменять этих людей местами, то первый будет недомогать от недосыпания, а второй – измучается таким продолжительным сном.
Сегодня надо быть очень осторожным, просматривая те или иные телепередачи. Содержание телевизионных программ изобилует всяким непотребством, сценами насилия, ужасов, всякие шоу и т. п. Какой уж тут здоровый сон? То же касается и музыки.
А многие молодые люди сейчас увлечены компьютерными технологиями и, в частности, плотно «сидят» в сети Интернет. А поскольку доступ в Интернет ночью дешевле, то и сон, соответственно передвигается на день или вечер или им совсем пренебрегают. Ничего хорошего для здоровья из этого, естественно, не бывает.
Поздний вечер – время спокойных дел и неторопливых разговоров. Погуляйте перед сном. Откажитесь от обильного ужина. Проветрите спальную комнату. Постель должна быть не слишком мягкой. Высота подушки должна быть такой, чтобы максимально способствовать естественности позы и расслаблению мышц. Есть наблюдения, что постель темных тонов способствует успокоению нервной системы.
На ночь можно выпить 1/2 стакана теплой воды и съесть чайную ложку меда. Примите теплый душ или погрейте в ванной ноги. С древности известно о пользе бани для снятия напряжения и улучшения сна.
Нет сна – не мучьте себя. Успокойтесь, помолитесь, подышите свежим воздухом, выпейте глоточек святой воды. Если проблемы со сном не связаны с каким-то серьезным заболеванием, то завтра сон непременно будет крепче, глубже и продолжительнее.
Благотворно влияют на нервную систему изюм, курага, мед. Перед сном можно помазать виски лавандовым маслом или 3-5 капель лавандового масла накапать на кусочек сахара и пососать его перед сном.
Помогает ли при бессоннице мед?
Помогает и даже очень. Его эффективность общеизвестна. Лечение медом дает очень хорошие результаты при неврастении, нервном перенапряжении, после выполнения длительных и психологически трудных работ.
Можно ли самостоятельно принимать снотворные таблетки?
Казалось бы, чего проще: принял таблетку и уснул. Но далеко не всегда все так просто и замечательно. Во-первых, к большинству снотворных препаратов развивается привыкание. Человек со временем уже не может без таблеток спать и дозы приходится повышать и повышать. Во-вторых, страдает самочувствие на следующий день и особенно первую его половину ощущаются тяжесть в голове, снижение работоспособности, возникает чувство разбитости. В-третьих – нарушаются механизмы естественного сна и чтобы нормализовать их требуется время.
Какие лечебные травы используются при расстройствах сна?
Традиционно используются корень валерианы, мята перечная (листья), хмель (шишки), пустырник (трава), сушеница (трава), боярышник (цветы), ромашка аптечная, плоды тмина, зверобой и др.
Как следует принимать лечебные травы, улучшающие сон?
Предлагаю вам некоторые рецепты:
Боярышник (плоды). Две столовые ложки сухих мелко измельченных плодов заливают 11/2 стаканами кипятка, настаивают до охлаждения, процеживают. Дозу выпивают в 3 приема за 30 минут до еды при бессоннице у людей с больным сердцем.
Валериана (корень). Столовую ложку измельченных корней настаивают 6-8 часов в стакане холодной кипяченой воды и процеживают. Принимают по 1 столовой ложке (детям – по 1 чайной ложке) 3 раза в день.
Мята (листья) – 30 г, пустырник (трава) – 30 г, валериана (корень) – 20 г, хмель (шишки) – 20 г. Смесь в количестве 10 г заливают стаканом кипятка, нагревают 15 минут на водяной бане, охлаждают 45 минут, процеживают, отжимают остаток и доводят объем до 200 мл. Пьют по 1/2 стакана 3 раза в день.
Первоцвет (цветы). Готовят напар из 20 г цветов в 1 литре воды или целого растения (40-60 г) в 1 литре воды. Применяют при детской бессоннице.
Пустырник (трава) – 30 г, мята (листья) – 30 г, валериана (корень) – 20 г, хмель (шишки) – 20 г. Одну-две столовые ложки смеси заливают стаканом кипятка, кипятят на водяной бане 15 минут, охлаждают 45 минут, процеживают, отжимают и доводят объем до 200 мл. Пьют по 1/2 стакана 3 раза в день.
Сельдерей (корень). 3-4 г корня заливают 1 литром холодной кипяченой воды, настаивают 8 часов и процеживают. Принимают по 1 чайной ложке 3 раза в день.
Нашему ребенку 4 года. Он плохо спит ночью, ворочается, просыпается и переходит со своей кроватки к нам. Что нам делать?
Причин, по которым ребенок плохо спит, может отыскаться немало. Нужно обратить внимание на следующие обстоятельства: здоров ли ваш ребенок, достаточно ли он бывает на свежем воздухе, не перевозбуждается ли во время игр, не испытывает ли страха темноты, удобна ли ему постель и т. д. Если он посещает детский сад, то важно выяснить, как у него сложились отношения со сверстниками, с воспитательницей. Все эти обстоятельства очень важны.
Бывает и так, что ребенок крепко выспится днем и соответственно хуже спит ночью. Средняя продолжительность сна малыша 3-4 лет – 10-11 часов. Многие дети в этом возрасте обходятся без дневного сна. Если ребенок поспал днем, то интервал между дневным и ночным сном должен быть не менее 3-3,5 часа.
Говоря о рекомендациях, в первую очередь укажу на необходимость придерживаться режима дня. Укладывать ребенка на ночь следует в определенные часы.
Некоторое время нужно побыть рядом с ним, перекрестить и благословить его на сон грядущий. Говорите негромко, ласково, спокойно. Спойте младенцу колыбельную или расскажите что-нибудь интересное и полезное. Он может не захотеть расстаться с вами, испытывая подсознательный страх потерять родителей, остаться в одиночестве. Обнимите его, поцелуйте, сделайте ему уютное «гнездышко», позвольте ему взять с собой в кроватку любимую игрушку.
Если в течение дня были какие-то недомолвки, если вы наказывали ребенка, то надо объяснить, за что он был наказан, все простить. Словом, к вечеру ситуация должна быть разрешена.
Православные родители обучают своих детей молитве, крестному знамению, и малыш не ляжет спать, пока не перекрестится. Он знает, что он защищен, что он не один: с ним Господь, Пресвятая Богородица, Ангел-хранитель; сонм святых молится за него, за маму, папу и за всех православных христиан.
Ребенок посещает богослужения, причащается Святых Христовых Таин. Его родители – венчанные супруги; его дом освящен во имя Пресвятой Троицы; в его комнате – иконы, распятие, лампадочка. С младенцем Божие и родительское благословения, на груди у него нательный крестик, с которым он не расстается никогда. Вот внутренний и внешний мир ребенка из православной семьи.
Вы спрашиваете, что делать, если ребенок приходит к родителям ночью. Прежде всего надо быть спокойным. Можно предложить ему горшок, а дальше решите: или он остается с вами до утра, или вы переносите его на свое место. И в дальнейшем поступайте каким-нибудь единственным образом.
В целях успокоения нервной системы применяются травы, обладающие седативным действием. Можно рекомендовать прием глицина по 1-2 таблетки в день под язык, ложечку меда на ночь, теплый душ перед сном. Ну а если сон не улучшится, то следует обратиться на прием к врачу.
От чего ребенок во сне скрежещет зубами?
Что касается скрежета зубами, то он происходит из-за непроизвольного сокращения мышц челюстей и указывает на недостаточную глубину сна, возбудимость ребенка.
Расскажите о православном отношении к сновидениям
Около трети своей жизни человек пребывает во сне. Младенец спит гораздо больше половины жизни.
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) пишет: «Сон – образ смерти, пробуждение – воскресения. «Уснул, успокоился», – говорят об умершем. И молятся люди о своей непостыдной, мирной кончине, уходе из земной жизни в полной умиротворенности, молитвенной богопреданности.
Наука пытается расшифровать природу сна, но она далека от объяснения этого феномена. Естественная наука может сказать лишь о некоторых, происходящих во время сна физиологических изменениях или химических процессах в теле, психиатрия и психотерапия стараются проникнуть в психические законы сновидений… Но все тут остается шатким, неясным.
Опыт духоведения – религиозный опыт – различает три рода сновидений. Первый род сновидений, наиболее распространенный, – суетные, пустые, как бы никчемные сны, ничего не значащие ни нравственно, ни умозрительно. Они являются, по-видимому, отражением в мозгу человека его повседневных тревог и забот. Но бывают сны и определенно духовно окрашенные либо некоей беспокойной, нехорошей духовной силой, либо умиротворяющей душу. Есть устрашающие сны, лишающие душу мира, отягощающие нас или нехорошо возбуждающие. И есть сны утешающие, нечто предвозвещающие – «с неба», от Бога, от светлых сил. Исторически засвидетельствованы пророческие сны. О них неоднократно говорит Библия; эти сны чудесно предупреждают человека, вдохновляют, просвещают, поучают и утешают. Реальность их совершенно бесспорна.
В своей автобиографии известный ученый-хирург, а ныне прославленный в лике святых угодников Божиих, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) рассказывает, как после призвания своего на служение Церкви и посвящения во епископы он был приведен в город Енисейск и служил там. Вот как он сам об этом сообщает: «Все священники этого города, сверкавшего множеством церквей, и все священники областного центра Красноярска уже были живоцерковниками и обновленцами. Богослужения я должен был поэтому совершать с тремя сопровождавшими меня священниками в своей квартире. И вот однажды, когда я вошел в зал, чтобы начать Литургию, я увидел стоявшего у входной двери пожилого монаха. Глядя на меня, он точно остолбенел и даже не поклонился мне. Вот почему это с ним случилось: православные люди города Красноярска, не хотевшие молиться со своими неверными священниками, избрали этого монаха и послали в город Минусинск, к югу от Красноярска, к жившему там православному епископу для рукоположения в иеромонахи. Но какая-то неведомая сила привлекла его не на юг, но на север, в Енисейск, где жил я. Он рассказал, почему так остолбенел, увидев меня: десять лет тому назад, когда я еще жил в Средней России, он видел сон: ему снилось, что неведомый ему архиерей рукоположил его в сан иеромонаха. Увидев меня, он узнал этого архиерея. Итак, уж десять лет тому назад, когда я был только хирургом Переславль-Залесской больницы, я уже числился архиереем у Бога».
Надо ли верить снам?
Однако полагать человеку, что он достоин Божественных откровений во сне или наяву – греховно и дерзко. Будет правильным не поверить сну, не размышлять о его содержании. Если Богу угодно вразумить человека, то Он устроит это.
Сны от Бога видят чаще всего святые люди, очистившие свою душу слезами покаяния. Содержание их всегда душеспасительно и связано с важными событиями. Но и святые, которым посылаются сны от Бога не принимают их тотчас, считая себя недостойными.
И сколько погублено диаволом легковерных, считавших, что сны их от Бога. Святой Григорий Двоеслов писал: «С нас будет довольно и той добродетели, если не будем обращать никакого внимания на игру воображения. Сны чаще всего не что иное, как химеры обманчивого ума или бесовские проделки». «Воистину, – говорит святой, – великая добродетель – не верить ничему из своих снов. Ведь сны в большинстве случаев происходят от образов и обрывков мыслей, которые кружатся в нашей голове, или от диавола, который издевается над нами и соблазняет нас».
А вот рассказ о страшном падении подвижника и старца Ирона. С помощью снов диавол обольстил его и с высоты добродетели поверг в пучину погибели. Провел Ирон пятьдесят лет в пустыне в высоких подвигах и воздержании. Один подвизался он в пустыне. И был известен многим своей высокой жизнью. Но однажды сатана явился ему во сне в образе Христа и дал заповедь удаляться от других якобы с целью сугубого поста и подвига. Даже на Пасху не приходил он в церковь. И все это для того, чтобы не есть с другими отцами ничего, что подавалось на обед, и не нарушить строгий пост, который решился по совету диавола соблюдать.
Долгое время держал его сатана в обольщении. И однажды во сне явился ему в виде ангела. Несчастный Ирон поклонился ему, как ангелу. Приказал же ему сатана немедленно прыгнуть в колодец, чтобы убедиться самому, что из-за великой его добродетели, святости и подвигов ради Бога, ничего плохого с ним не случится. И Ирон, имея твердую уверенность, что его сны истинны, прыгнул в колодец.
Случилось, что сразу заметили это другие монахи и с большим трудом вытащили его из колодца. Только два дня прожил этот подвижник, а на третий умер. Вот как доверие к снам может погубить и такую жизнь.
Есть такое правило у иноков Святой Горы: не принимать и не отвергать. Это мудрое правило спасает от гордости и превозношения, если такие явления человек будет приписывать своим достоинствам, а также спасает от хулы, если имело место проявление Благодати Божией.
Но еще раз повторю: лучше и безопаснее не доверять сновидениям. В случае каких-либо душевных затруднений на сей счет следует обратиться за разъяснением к священнику.
Источник