Тема бессонницы в поэзии

Тема бессонницы в поэзии thumbnail

Инфоурок

Русский язык
›Презентации›Презентация по литературе: «Тема бессонницы в поэзии»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Тема бессонницы в поэзии Презентация ученицы 11 «Б» класса гимназии № 405 Ека

Описание слайда:

Тема бессонницы в поэзии Презентация ученицы 11 «Б» класса гимназии № 405 Екатерины Куянец Учитель: Наталия Всеволодовна Дудкина Санкт-Петербург, 2015

2 слайд

Сочиняя на сон грядущий, или в его отсутствие, наши поэты использовали разны

Описание слайда:

Сочиняя на сон грядущий, или в его отсутствие, наши поэты использовали разные образы для описания бессонницы. Стараясь передать свои ощущения на бумаге, каждый из них описал бессонницу по-своему. Но несомненно интересным остается то, что такой недуг как бессонница оказался достоин внимания и оставил свой отпечаток в творчестве А.С. Пушкина, М. И. Цветаевой, А.А Ахматовой и многих других поэтов. Образ бессонницы в русской литературе имеет свою историю. Многие поэты и Золотого, и Серебряного веков, и нашего времени писали о бессоннице. В творчестве каждого её образ создается по-разному, и в то же время у них можно найти что-то общее.

3 слайд

«Звёздная ночь» - Винсент ван Гог «Звёздная ночь» (нидерл. De sterrennacht) –

Описание слайда:

«Звёздная ночь» — Винсент ван Гог «Звёздная ночь» (нидерл. De sterrennacht) – картина нидерландского художника Винсента ван Гога, написанная им в июне 1889 года. С 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

4 слайд

А.С.Пушкин Знакомец милый и старинный, О сон, хранитель добрый мой! Где ты? П

Описание слайда:

А.С.Пушкин Знакомец милый и старинный, О сон, хранитель добрый мой! Где ты? Под кровлею пустынной Мне ложе стелет уж покой В безмолвной тишине ночной, Приди, задуй мою лампаду, Мои мечты благослови, До утра только дай отраду Моей мучительной любви. К МОРФЕЮ. Впервые напечатано в альманахе «Полярная звезда» за 1824 г. В лицейской редакции стихотворение называлось «К сну» и начиналось пятью отброшенными впоследствии стихами и другим порядком следующих за ними стихов: В остальном тексте Пушкин только заменил эпитет «грустный» на «страшный».

5 слайд

«Ирида и Морфей» - Пьер Нарцисс Герен Герен. «Ирида и Морфей», 1811 год Бог с

Описание слайда:

«Ирида и Морфей» — Пьер Нарцисс Герен Герен. «Ирида и Морфей», 1811 год Бог сновидений, Морфей может принимать любую форму и являться людям во сне. Он умеет абсолютно точно подражать голосу и стилю речи человека, которого изображает. Греки почти всегда изображали его в виде стройного юноши с небольшими крылышками на висках, однако на некоторых памятниках искусства он представляется в образе бородатого старца с цветком мака в руке. Морфей обязан следить за снами царей и героев. Главная роль Ириды – быть вестницей богов, поручения которых она разносит с быстротой ветра по земле, в морские глубины и даже в преисподнюю. Зевс посылает её с кубком набрать воды из Стикса.

6 слайд

«Стихи, сочиняются ночью во время бессонницы» Мне не спится, нет огня; Всюду

Описание слайда:

«Стихи, сочиняются ночью во время бессонницы» Мне не спится, нет огня; Всюду мрак и сон докучный. Ход часов лишь однозвучный Раздается близ меня, Парки бабье лепетанье, Спящей ночи трепетанье, Жизни мышья беготня… Что тревожишь ты меня? Что ты значишь, скучный шепот? Укоризна, или ропот Мной утраченного дня? От меня чего ты хочешь? Ты зовешь или пророчишь? Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу… В стихотворении А.С. Пушкина «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» лирическому герою противостоит бессонница, не отпускает его. Он же старается разгадать её сущность. Выразительные, образные метафоры помогают Пушкину создать картину происходящего вокруг, а точнее – невидимого, но ощущаемого («Спящей ночи трепетанье,//Жизни мышья беготня…»). 

7 слайд

Тема бессонницы в поэзии

8 слайд

Антон Дельвиг «К Морфею» Увы! ты изменил мне, Нескромный друг, Морфей! Один

Описание слайда:

Антон Дельвиг «К Морфею» Увы! ты изменил мне, Нескромный друг, Морфей! Один ты был свидетель Моих сокрытых чувств, И вздохов одиноких, И тайных сердца дум. Зачем же, как предатель, В видении ночном Святую тайну сердца Безмолвно ты открыл? <…> Дата написания: 1823 год. Стыдливость, ушла с рассветом , но ночь дала ответы на размышления автора.

9 слайд

 Михаил Врубель.&quot;Кровать&quot; из цикла этюдов &quot;Бессонница&quot;, 1905.

Описание слайда:

 Михаил Врубель.»Кровать» из цикла этюдов «Бессонница», 1905.

10 слайд

Ф.И. Тютчев «Бессонница» Часов однообразный бой, Томительная ночи повесть! Яз

Описание слайда:

Ф.И. Тютчев «Бессонница» Часов однообразный бой, Томительная ночи повесть! Язык для всех равно чужой И внятный каждому, как совесть! Кто без тоски внимал из нас, Среди всемирного молчанья, Глухие времени стенанья, Пророчески-прощальный глас? <…> Тютчев же утверждает: бессонница есть порог смерти, к которому каждый из нас рано или поздно подойдёт, а так как происходит постоянная смена времён и поколений, забвение неизбежно. Отсутствие лирического «я» и конец жизни в стихотворении Тютчева объясняется тем, что, согласно его концепции мира и человека, жизнь – это всего лишь миг, «одно мгновение».

11 слайд

А.А. Фет В полуночной тиши бессонницы моей Встают пред напряженным взором Был

Описание слайда:

А.А. Фет В полуночной тиши бессонницы моей Встают пред напряженным взором Былые божества, кумиры прежних дней, С их вызывающим укором. И снова я люблю, и снова я любим, Несусь вослед мечтам любимым, А сердце грешное томит меня своим Неправосудьем нестерпимым. <…> 3 января 1888

12 слайд

Джеймс Тимоти Глисон Джеймс Тимоти Глисон (22 ноября 1915 – 20 октября 2008)

Описание слайда:

Читайте также:  Бессонница стивен кинг скачать fb2 бесплатно полная версия

Джеймс Тимоти Глисон Джеймс Тимоти Глисон (22 ноября 1915 – 20 октября 2008) был одним из Австралии «из выдающихся художников». Он был также поэт, критик, писатель и куратор. Он сыграл значительную роль в австралийской художественной сцене, в том числе в обслуживании на борту в Национальной галерее Австралии.

13 слайд

О. Э. Мендельштам Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел

Описание слайда:

О. Э. Мендельштам Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. <…>   Картины, возникающие в воображении лирического героя, увлекают его и наводят на размышления. На мой взгляд, автор задумывается над тем, что же является смыслом жизни. В итоге он приходит к выводу, что все в жизни подчинено любви. Бессонница – причастность к далеким событиям, ко всему мировому процессу.

14 слайд

Картина «Бессонница». Так как глаза героя закрыты, создаётся впечатление, что

Описание слайда:

Картина «Бессонница». Так как глаза героя закрыты, создаётся впечатление, что он всё-таки прибывает в состоянии сна. Неомодернизм

15 слайд

Анна Ахматова «Бессонница» Где-то кошки жалобно мяукают, Звук шагов я издали

Описание слайда:

Анна Ахматова «Бессонница» Где-то кошки жалобно мяукают, Звук шагов я издали ловлю… Хорошо твои слова баюкают: Третий месяц я от них не сплю. Ты опять, опять со мной, бессонница! Неподвижный лик твой узнаю. Что, красавица, что, беззаконница, Разве плохо я тебе пою? Окна тканью белою завершены, Полумрак струится голубой… Или дальней вестью мы утешены? Отчего мне так легко с тобой?   

16 слайд

Тема бессонницы в поэзии

17 слайд

М.И.Цветаева Из цикла «Бессонница» В огромном городе моем – ночь. Из дома сон

Описание слайда:

М.И.Цветаева Из цикла «Бессонница» В огромном городе моем – ночь. Из дома сонного иду – прочь. И люди думают: жена, дочь, – А я запомнила одно: ночь. Июльский ветер мне метет – путь, И где-то музыка в окне – чуть. Ах, нынче ветру до зари – дуть Сквозь стенки тонкие груди – в грудь. Есть черный тополь, и в окне – свет,   Это путь одинокого человека в ночи; это необычное состояние; это мир контрастов, который открыт не каждому. Марина Цветаева сказала этими словами самое главное: она принадлежала миру «бессонницы» и была неразрывно с ним связана. Бессонница была великой силой, которая вела её по творческому пути, вдохновляла на новые стихотворения, помогала быть ближе к своей цели: донести до народа то, что переполняло её душу, дать людям понять, увидеть мир, в котором они живут. Обвела мне глаза кольцом Теневым — бессонница. 17 июля 1916. Москва

18 слайд

И звон на башне, и в руке – цвет, И шаг вот этот – никому – вслед, И тень вот

Описание слайда:

И звон на башне, и в руке – цвет, И шаг вот этот – никому – вслед, И тень вот эта, а меня – нет. Огни – как нити золотых бус, Ночного листика во рту – вкус. Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам – снюсь.   Это путь одинокого человека в ночи; это необычное состояние; это мир контрастов, который открыт не каждому. Марина Цветаева сказала этими словами самое главное: она принадлежала миру «бессонницы» и была неразрывно с ним связана. Бессонница была великой силой, которая вела её по творческому пути, вдохновляла на новые стихотворения, помогала быть ближе к своей цели: донести до народа то, что переполняло её душу, дать людям понять, увидеть мир, в котором они живут. Обвела мне глаза кольцом Теневым – бессонница. 17 июля 1916. Москва

19 слайд

«Одиночество» – Поль Дельво solitudeПоль Дельво (на французском языке:  [dɛlv

Описание слайда:

«Одиночество» – Поль Дельво solitudeПоль Дельво (на французском языке:  [dɛlvo] ; 23 сентября 1897 – 20 июля 1994 года) был бельгийский художник, связан с ссюрреализмом, известный своими картинами (обнаженные женщины).

20 слайд

Н.М.Рубцов «Бессоница» Окно, светящееся чуть. И редкий звук с ночного омута.

Описание слайда:

Н.М.Рубцов «Бессоница» Окно, светящееся чуть. И редкий звук с ночного омута. Вот есть возможность отдохнуть… Но как пустынна эта комната! Мне странно кажется, что я  Среди отжившего, минувшего, Как бы в каюте корабля, Бог весть когда и затонувшего,   Никола́й Миха́йлович Рубцо́в (3 января 1936, село Емецк, Северный край – 19 января 1971, Вологда) – русский лирический поэт.

21 слайд

Что не под этим ли окном Под запыленною картиною Меня навек затянет сном, Как

Описание слайда:

Что не под этим ли окном Под запыленною картиною Меня навек затянет сном, Как будто илом или тиною. За мыслью мысль – какой-то бред, За тенью тень – воспоминания, Реальный звук, реальный свет Едва доходят до сознания. И так раздумаешься вдруг, И так всему придашь значение, Что вместо радости – испуг, А вместо отдыха – мучение…  

22 слайд

Давид Самойлов «Бессонница» Я разлюбил себя. Тоскую От неприязни к бытию. Кля

Описание слайда:

Давид Самойлов «Бессонница» Я разлюбил себя. Тоскую От неприязни к бытию. Кляну и плоть свою людскую, И душу бренную свою. Когда-то погружался в сон Я, словно в воду, бед не чая. Теперь рассветный час встречаю, Бессонницею обнесен. Она стоит вокруг, стоглаза, И сыплет в очи горсть песка. От смутного ее рассказа. Давид Самойлов русский советский поэт, переводчик. Давид Самойлов – поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, ушёл со студенческой скамьи на фронт – Википедия

Читайте также:  Алавар гиблые земли бессонница

23 слайд

На сердце смертная тоска. И я не сплю - не от боязни, Что утром не открою гла

Описание слайда:

На сердце смертная тоска. И я не сплю — не от боязни, Что утром не открою глаз. Лишь чувством острой неприязни К себе – встречаю ранний час.

24 слайд

Источники https://slova.org.ru/ pishi-stihi.ru ru-poetry.ru https://magazines.r

Описание слайда:

Источники https://slova.org.ru/ pishi-stihi.ru ru-poetry.ru https://magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/11/su11.htm https://in-poetry.ru/topic-bessonniytsa.htmll

Выберите книгу со скидкой:

Тема бессонницы в поэзии

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Тема бессонницы в поэзии

Курс повышения квалификации

Тема бессонницы в поэзии

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Тема бессонницы в поэзии

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-154241

Вам будут интересны эти курсы:

Источник

ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Оба стихотворения написаны примерно в одно и то же время: у Тютчева – в 1829 году, у Пушкина – в 1830 году. В обоих произведениях раскрывается тема ночной бессонницы и раскрываются чувства и мысли героя в этот период. У обоих поэтов звучат сходные мотивы времени в образе движения часов: «часов однообразный бой» (Тютчев) и «ход часов лишь однозвучный» (Пушкин); мотив неумолимой судьбы: «неотразимый Рок» (Тютчев) и «Парки бабье лепетанье» (Пушкин), мотив тоски и скуки: «томительная ночи повесть», «кто без тоски внимал из нас» (Тютчев) и «сон докучный», «скучный шёпот» (Пушкин); мотив пророчества: «пророчески прощальный глас» (Тютчев) и «ты зовёшь или пророчишь» (Пушкин); мотив совести: «и внятный каждому, как совесть» (Тютчев) и «укоризна или ропот» (Пушкин).

Но при всём сходстве темы и мотивов у поэтов разный подход к освещению темы бессонницы. Лирический герой Тютчева выступает как философ, который говорит от лица всего человечества (местоимение «мы»), раскрывая проблему человека и Вселенной, проблему мироустройства и места человека в нём. Ночь чужда человеку и в то же время внятна (понятна), так как обнажившееся ночное небо (космос, Вселенная, бездна) напоминает ему о кратковременности земной жизни и о бездне, готовой его поглотить, у него возникает ощущение осиротелости («мир осиротелый»), ощущение того, что он покинут на самого себя: «И мы в борьбе с природой целой, // Покинуты на нас самих».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Жизнь представляется призраком, люди чувствуют, что стоят на краю земной жизни, прощаются с веком и друзьями, понимая, что время их «давно забвеньем занесло», а за спиной толпится «новое, младое племя». В последней строфе звучит мотив смерти: «Лишь изредка, обряд печальный // Свершая в полуночный час, // Металла голос погребальный // Порой оплакивает нас».

Стихотворение Тютчева написано четырёхстопным ямбом, звучит мерно, важно, торжественно, передавая трагическую тональность.

У Пушкина лирический герой говорит о своих ощущениях, поэтому поэт употребляет местоимения первого лица единственного числа: мне, меня (2 раза), мной, от меня, я (2 раза). Во время бессонницы лирический герой ощущает суетность жизни («жизни мышья беготня»), пытается понять, в чём смысл его существования, какова его судьба. Испытывая томление и душевную тревогу, смуту, он пытается понять, чего от него хочет Парка-судьба (античный образ): призывает к себе или пророчит о чём-то?

Стихотворение Пушкина написано четырёхстопным хореем, который звучит живо, эмоционально, ритм подвижный, динамичный. Эмоциональную тональность усиливают риторические вопросы (5 вопросов, а у Тютчева всего один, зато у Тютчева 4 восклицательных предложения, а у Пушкина ни одного, но есть многоточие – фигура умолчания); разговорная лексика: «бабье». «мышья беготня».

Лирический герой подвергает себя нравственному анализу, разбирает, как прошёл «утраченный день», укоряет себя за напрасно прожитое время, испытывает недовольство собой.

Таким образом, Тютчев создал философской стихотворение о человеке и природе, человеке и Вселенной, а Пушкин написал лирически взволнованное стихотворение о мыслях и чувствах своего героя в бессонную ночь.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50546

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Источник

Филологические науки Литературоведение

Читайте также:  Рикошетная бессонница что это

Русская литература

Федорчук И.В., доктор филологических наук, доцент Щецинского университета (Польша)

«ПОЭЗИЯ БЕССОННИЦЫ» В ТЕКСТЕ НОЧИ

Смысл, который вобрало в себя понятие «бессонница», наличествовал в культуре с древнейших времен, однако в некую оформившуюся парадигму художественного мышления он превращается лишь в эпоху сентиментализма. Для того, чтобы познать бессонницу, надо было погрузиться в ее глубины, ощутив размытость границ между реальным и идеальным. Это стало возможным, когда начинает складываться новая парадигма «человек — мир — я человека». Утрата первоначальной цельности приводит к рефлексивности, «подсовывая» сознанию мысли о неизбежности смерти, а бессонница воспринимается как репетиция предсмертного часа. Новый тип размышления связывался с попыткой фиксации непосредственного потока мыслей и эмоций, вызываемых состоянием бессонницы. Однако именно теперь болезненные пласты сознания, мучительные переживания превращаются в утонченную лирическую эмоцию, становятся источником вдохновения.

Творцы «нового стиля» сознательно «отключив» бодрствующее сознание, «впустили» в него стихию иррационального. Бессонница оказалась животворяща, она обогатила поэтический опыт. Поэты стремились гармонизировать хаос бессознательного, как все не познанное. Постепенно, однако, хаос сгущался, в ночной стихии чувствовалось дыхание не столько жизни, сколько смерти. Именно мысль о смертности человека, обостренная надвигающейся ночью, подтолкнула «я» к «последним вопросам». Заслуга вычленения «поэзии бессонницы» в «тексте ночи», безусловно, принадлежит Э.Юнгу. Его поэма Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии была создана под впечатлением невосполнимой утраты близких. Не случайно стимулом стала трагедия, столкновение со смертью. Ночь у Юнга -это время истинной жизни души, идущей по собственным законам. Жалоба положили начало особому «ночному» жанру, открыв тему эпохи.

Наряду с юнгианской традицией в европейской литературе немецкий романтизм создал свою, соединив обновленное представление о человеке как микрокосме, с поэзией ночи. Сочетание русской юнгианской традиции с немецкой метафизической романтикой явилось той почвой, на которой выросла романтическая «поэзия ночи» в России. В русской литературе юнгианские мотивы встречаются в философских одах Г. Державина. Сторонником юнгиан-ской мистической традиции стали поэты С.Бобров и С.Ширинский-Шихматов. В медитативных текстах М. Муравьева воссоздается пограничное состояние перехода от бдения к погружению в сон — именно те «мгновенья бытия», в которых полнее всего выражается смысл человеческого существования.

Тема бессонницы возникает как прямая элегическая тема, становясь одной из констант медитативной элегии. Для романтиков человек превратился во вселенную, в которой есть начало космическое, дневное и ночное, хаотическое, темное. Причем романтики проявляли повышенный интерес именно к явлениям, которые тогда обозначались как изнаночная «ночная сторона» души. Ночью «бессознательное» брало верх, поэт приобщался к стихии истинного бытия, открывал бездны мира, как нечто «производное» безднам собственной души. Развивая жанр элегической медитации, А. Пушкину удалось запечатлеть то особое

состояние, которое впоследствии станет отличительной чертой целой литературной традиции. У автора одной из самых знаменитых в русской поэзии Бессонниц (Стихов, сочиненных ночью во время бессонницы) воссоздана ставшая классической, почти клиническая картина ночного бдения, с его обязательными атрибутами. Текст Пушкина стал «ориентиром» русским «ночным размышлениями», пришедшим на смену юнгианским. Его образы приобрели относительную самостоятельность, вызывая ассоциации, хотя и предусмотренные контекстом Стихов, сочиненных ночью во время бессонницы, но выводящие одновременно и за пределы текста1.

Если у Пушкина ощутим эмоционально-волевой порыв творчески преодолеть энтропию ночи, отстоять в этой борьбе между я и не я себя перед темным хаосом, то у Ф. Тютчева в Бессоннице (написанной почти одновременно с пушкинской) мир ночи всеобъемлющ, это мир вселенского, неземного бытия. Если у автора Стихов, сочиненных ночью состояние «я» обостряется под воздействием внешних раздражителей, то у Тютчева — под действием внутренних. У Пушкина смерть энергичным жестом отодвигается за рамки текста , им движет воля к бессмертию, а у его младшего современника ощутима тема трагической обреченности человеческого существования. Именно в этом состоянии «я» дано заглянуть за границу жизни и смерти. А. Блок не случайно называл Тютчева «самой ночной душой русской поэзии», а Н. Бердяев «великим поэтом ночной стихии». Наследие Тютчева, самого западного русского поэта, по выражению П. Вяземского, вписалось в философскую школу европейской лирики. «Ночные» тексты теперь уже не только функционировали как отдельные произведения, но и, связывались друг с другом сквозными мотивами и образами.

1 Л. Спроге, Л. Сидяков, Из комментария к Стихам, сочиненным ночью во время бессонницы // Временник Пушкинской комиссии АН СССР. Вып. 26. СПб, 1995, с. 86-87.

2 К. Кобрин, Томный взгляд назад (заметки о русской поэтической элегии). «Арион» 2003, №1, с. 22.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник