Тема жизни и смерти в лирике лермонтова сон и завещание

Тема жизни и смерти в лирике лермонтова сон и завещание thumbnail



Автор Pseeh56 задал вопрос в разделе Литература

Тема жизни и смерти в лирике Лермонтов и получил лучший ответ

Ответ от [PRO^ak-47] КрУтЯк[активный]
Смерть — постоянный предмет философской рефлексии и поэтических переживания Лермонтова, тесно связанный с размышлениями о вечности и времени, о бессмертии и о любви. Ожидание смерти как освобождения от земных мук и страданий — распространенный мотив романтической поэзии у Лермонтова он достигает наивысшей трагической кульминации в стих. «Пленный рыцарь», где смерть — желанное избавление от плена жизни: «Смерть, как приедем, подержит мне стремя; / Слезу и сдерну с лица я забрало».
Но гораздо чаще в поэзии Лермонтова смерть предстает не как финал земного пути, естественный пли «избранный» героем, а как провиденциальное ощущение гибели или близкой кончины: «Не смейся над моей пророческой тоскою; / Я знал: удар судьбы меня не обойдет; / Я знал, что голова, любимая тобою, / С твоей груди на плаху перейдет». Эта же тема звучит в стих. «Из Андрея Шенье», «Когда к тебе молвы рассказ» и др.
Лермонтову не свойственно пушкинское гармоничное ощущение природного кругооборота, смены поколений, смягчающее трагизм смерти. Смерть переживается в его поэзии как бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности. Поэту чужда просветительская ирония над «тайнами гроба». Смерть для него — роковая тайна, не вмещаемая человеческим разумом, и он стремится не к разгадке, а к более глубокому ощущению тайны смерти. Трагизм ее Лермонтов видит прежде всего в невозможности личного бессмертия, в бесследном исчезновении духовного «Я», с уничтожением которого Лермонтову так трудно примириться: «В сырую землю буду я зарыт. / Мой дух утонет в бездне бесконечной!…» [«Смерть»—«Закат горит огнистой полосою»]; «Боюсь не смерти я. О нет! / Боюсь исчезнуть совершенно» («1830. Майя. 16 число»). Сама по себе смерть не страшит поэта; ужасно связанное с ней забвение и гибель любви: «Что смерть? — лишь ты не изменись душою!» («Настанет день — и миром осужденный»).
Смерть и любовь связаны неразрывной роковой цепью («Демон», «Маскарад», «Герой нашего времени», баллады «Морская царевна», «Тамара», «Дары Терека»). Любовь демонического героя влечет за собой смерть прекрасной возлюбленной. Так гибнут Бэла, Тамара (в поэме «Демон»), Нина. Герой знает, что его любовь несет гибель, но не может противиться чарующему зову красоты. Как вариация этой коллизии возникает образ роковой женской красоты, несущей гибель возлюбленному (баллада «Тамара»).
Для героя лирики Лермонтова смерть нередко предстает как событие, уже заранее пережитое. Отсюда появление темы «живого мертвеца»: герой чувствует себя мертвым среди живых или ожившим среди мертвых, что делает его равнодушным к факту собственной гибели. Так, в стихотворении «Челнок» («Воет ветр…») смертельно раненный пленник не страшится бури: «Он смерть равнодушнее путников ждет, / Хотя его прежде она уведет…». Заранее пережитое героем ощущение смерти переносит события его дальнейшей реальной жизни в иной план, где душа обречена быть немым, но не безучастным созерцателем земной жизни. Невозможность умереть для земли, забыть о земных страстях («Любовь мертвеца») становится для героя роковой обреченностью.
В трех стих., озаглавленных «Смерть», даны два противоположных образа смерти. В одном из них («Закат горит…») поэт не сомневается в полном исчезновении для «земли». В двух других («Ласкаемый цветущими мечтами», «Оборвана цепь жизни молодой») душа после смерти напрасно ищет забвенья в муках ада, их заглушают муки неуничтожимых земных страданий, от которых нельзя укрыться в холодной бесконечности мироздания. В стих. «Ночь. I» и «Ночь. II» Лермонтов передает ужас перед неизбежностью биологической смерти, смерти-распада. Смерть возникает в них как чисто лермонтовский двойной образ сна-смерти, сна-пробуждения. Душа умершего обречена вернуться на землю к своему разлагающемуся телу. Духовный двойник умершего стремится оживить безжизненный скелет, но не может. В этот момент следует земное пробуждение, физически переживаемое героем как воскресение. Особым образом переживает свою смерть герой стих.

Ответ от Виктория Липкус[новичек]
Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например, «И скучно и грустно», «Любовь мертвеца», «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы… «), «1830. Мая. 16 числа» («Боюсь не смерти я. О нет!.. «), «Могила бойца», «Смерть», «Валерик», «Завещание», «Сон».
Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы «Героя нашего времени», будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.
В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Поиск лирическим «я» гармонии с миром оказываются тщетным: нельзя убежать ни от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни «в шумном граде», ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается.
В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает «чужое» сознание, мысли и чувства иных людей. Однако и их мироощущение полно страдания, что позволяет думать о том, что трагичность жизни — это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в бессмертие и человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остается вечный вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?

Читайте также:  Лучший диван для ежедневного сна отзывы

Ответ от V[гуру]
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет
Уже ранние стихи М. Ю. Лермонтова напоминает, полный размышлений о жизни и смерти, о добре и зле, о смысле бытия, о любви и верности, о прошлом и будущем.
Редеют бледные туманы
Над бездной смерти роковой,
И вновь стоят передо мной
Веков протекших великаны
В юности он мечтал о жизни светлой и прекрасной. Рисовал в своём воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли. Они верны клятве и способны погибнуть за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было, и Лермонтов наделял их собственными чертами, своими мыслями, характером, своей волей. Таков Мцыри – “любимый идеал поэта” , таков и лирический герой стихотворения “Парус” .
…. А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бури есть покой.
То общество, с которым Лермонтов был связан по рождению и воспитанию, стало для него олицетворением лжи, жестокости, лицемерия, бездуховности.
…Мелькают образы бездушных людей,
Приличьем стянутые маски,
Пишет он в стихотворении “1–е января” . Именно поэтому на последующем творчестве поэта лежит печать разочарования и одиночества, а в некоторых произведениях звучат даже мотивы обречённости. Лермонтов был всегда предельно искренен, никогда не скрывал, не маскировал своих чувств: О, как мне хочется смутить весёлость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью! … Поэт воспринимает современную ему Россию как “страну рабов, страну господ” , как царство произвола, мглы. Его самого остро ранило непонимание сверстников, злоба врагов, но всего более — “друзей клевета ядовитая” . Все это усиливало трагический характер его поэзии:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!. . что пользы напрасно и вечно желать?
… А годы проходят – все лучшие годы!
… И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,
Такая пустая и глупая шутка…. .
Причем Лермонтов не был мрачным отрицателем жизни. Он любил её страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к подвигу. “Так жизнь скучна, когда боренья нет! ” — восклицал он.

Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Тема жизни и смерти в лирике Лермонтов

Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

Источник

Источник

1.

Тема жизни и
смерти в лирике
М.Ю. Лермонтова

2.

• Смерть — постоянный предмет
философской рефлексии и
поэтических переживаний
Лермонтова, тесно связанный с
размышлениями о вечности и
времени, о бессмертии и о
любви.

3.

• Часто в поэзии Лермонтова смерть
предстает не как финал земного пути, а как
провиденциальное ощущение гибели или
близкой кончины.
• «Не смейся над моей пророческой
тоскою. Я знал: удар судьбы меня не
обойдет.
Я знал, что голова, любимая тобою.
С твоей груди на плаху перейдет.»

4. Лермонтову не свойственно пушкинское гармоничное ощущение природного кругооборота, смены поколений, смягчающее трагизм смерти.

Смерть переживается в его
поэзии как бессмысленное поглощение мирозданием
человеческой индивидуальности. Поэту чужда
просветительская ирония над «тайнами гроба». Смерть для
него — роковая тайна, не вмещаемая человеческим
разумом, и он стремится не к разгадке, а к более глубокому
ощущению тайны смерти.

5. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому

становится возможным и общение
человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело.
Без ответа остается вечный вопрос бытия. Где найти спасение
души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом
мире или навсегда покинуть его?

6. Анализ стихотворения <<Валерик>>.

Анализ стихотворения
<<Валерик>>.
• Я к вам пишу случайно; право
Не знаю как и для чего.
Я потерял уж это право.
И что скажу вам?— ничего!
Что помню вас?— но, Боже правый,
Вы это знаете давно;
И вам, конечно, все равно.

7.

• Судьба распорядилась так, что Михаил Лермонтов
вынужден был оставить университет и принял решение
связать свою жизнь с армией. Мечта совершить подвиг с
детства будоражила воображение юного поэта, который
считал, что родился слишком поздно и не смог принять
участие в Отечественной войне 1812 года.
• Однако принять участие в настоящих боевых действиях
поэту пришлось во время своей второй кавказской ссылки,
и сражение у реки Валерик легло в основу одноименного
стихотворения, написанного в 1840 году.
• Начинается оно как любовное послание, адресованное
вполне конкретной женщине – Варваре Лопухиной, к
которой поэт питал весьма нежные чувства до самой
смерти.

8.

• Автор надеется, что после откровений о настоящей войне, лишенных
приукрашиваний, он прослывет чудаков, и его избранница сама
сделает первый шаг для того, чтобы разорвать отношения. Именно
поэтому поэт обращается к ней с определенной долей иронии,
стараясь побольнее уколоть и обидеть.
• Вторая часть стихотворения посвящена непосредственно военным
действиям, и здесь автор дает волю своим чувствам, рассказывая, как
«звенят орудья» и «пошла резня». Конечно же, подобные строчки
совершенно не предназначены для светских львиц, грезящих балами
и театром. В третьей части стихотворения Лермонтов вновь
переходит от повествования к общению с возлюбленной,
хотя очень тщательно пытается замаскировать свои
чувства. Однако Лермонтов знает цену таким
путешествиям, поэтому искренне завидует тем, кто не
знает, каково это — видеть смерть солдат и понимать, что
этой жертвы все равно никто не оценит.

9. Анализ стихотворения <<Сон>>.

Анализ стихотворения <<Сон>>.
• В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
• Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня, но спал я мёртвым сном.

10.

• Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к
последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время
его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою
гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира
Одоевского.
• Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из
ряда произведений, которые были созданы поэтом в
этот непростой для него период. Автор мысленно
поставил крест на своей карьере, понимая, что после
второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку.
Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов
также осознавал, что при нынешнем царском режиме и
обострении взаимоотношений с правительством его
произведения вряд ли будут опубликованы.

11.

• Более того, очевидцы утверждают, что Михаил
Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не
пожелал что-либо менять, считая, что такой
поступок недостоин человека, чья участь
предрешена. Поэтому во время дуэли, когда
выяснилось, что право первого выстрела
принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в
небо и, тем самым, показал, что готов смириться с
собственной участью, которую весьма красочно и
достоверно описал в стихотворении «Сон», не
указав лишь имени человека, которому было
предначертано свыше выполнить эту тяжелую и
печальную миссию.

12. Анализ стихотворения <<Завещание>>.

Анализ стихотворения
<<Завещание>>.
• Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь…
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю.

Читайте также:  Видеть во сне много пауков больших и маленьких

13.

• Незадолго до своей трагической гибели Михаил Лермонтов написал
стихотворение «Завещание» (1840 г), которое, на первый взгляд, не
имело никакого отношения к судьбе самого поэта. В нем автор
изобразил умирающего солдата, который прощается со своим другом
и братом по оружию, наказывая ему выполнить последнюю волю.
Солдат был сражен вражеской пулей и, находясь в лазарете,
понимает, что жить ему осталось совсем немного.
• Единственная неточность в произведении, которую можно
считать неумелой попыткой Лермонтова оправдать свои
поступки. Он посчитал, что Лопухина гораздо легче
перенесет известие о его смерти, если будет знать, что
между ними все кончено. И – оказался неправ, потому что
лишил возлюбленную возможности провести с ним
последние месяцы жизни, о чем Варвара Лопухина
сожалела до самой смерти.

Источник

В романтическом творчестве М. Ю. Лермонтова нашла место военная тема. Интересно интерпретирована она в произведении, о котором рассказывается в статье. Изучают его в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Завещание» по плану.

Анализ стихотворения «Завещание» Лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.

История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».

Тема стихотворения – приближение смерти солдата.

Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – разностопный ямб, в стихотворении использована перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка.

Метафоры«пустого сердца не жалей».

Эпитеты«плохи лекаря», «родной край», «умер честно».

История создания

Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.

М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.

Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.

Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.

Тема

В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.

Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.

Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.

Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.

Композиция

Смысловая и формальная композиция стихотворения простая. Это обращение умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф, что соответствует содержанию.

Жанр

Жанр – послание, так как лирический герой адресует свои просьбы другу. В произведении есть философские и личные мотивы. Стихи написаны разностопным ямбом. Автор использовал два вида рифмовки: перекрестную АВАВ и параллельную ААВВ. В тексте представлена только мужская рифма.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.

В обращение солдата автор вплел метафору: «пустого сердца не жалей», эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно». Языковые средства не отличаются оригинальностью, очень приближены к разговорной речи.

Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть оборванные предложения, которые выражают задумчивость лирического героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используются риторические восклицания.

Печаль лирического героя передается и посредством аллитерации. Во многих строках нанизываются слова с согласными «з», «с», «ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 17.

Источник