Тень несозданных созданий колыхается во сне анализ

Тень несозданных созданий колыхается во сне анализ thumbnail
  • Анализ стихов
  • Брюсов
  • Творчество

Являясь сторонником символизма в литературе, В.Я. Брюсов в стихотворении «Творчество» представил своеобразное видение протекания творческого процесса. Воплощение идеи происходит с помощью размытых образов, не совсем понятных читателю на первый взгляд. Они лишены динамики («трепещит тень», «тень колышется», «руки полусонно чертят»).

Автор будто со стороны наблюдает за равномерностью в исполнении задуманного. Путь создания долог. Начало стихотворения представляет мысли поэта в предвкушении рождения нового, долгожданного труда как результата долгих раздумий и мечтаний.

Создавая необычные формы («месяц обнаженный», «звуки ластятся», «фиолетовые руки»), творец дает знать, что он поэт своего времени — времени, когда властвуют символы. Использование своеобразной лексики (луна, ночь, тишины, тайна) происходило в момент вдохновения поэта, которое не покидает его на протяжении всего произведения. Лишь в последней строфе, чувствуя развязку, он с удовлетворением говорит о тайнах «созданных созданий». Этот путь окутан тайной. Связано это с тем, что творческий процесс индивидуален. Каждый, кто имеет талант, имеет и право на свободу самовыражения, таит в душе загадку. Тайна раскрывается лишь тогда, когда поэт достигнет желаемого.

Композиция стихотворения необычна. Последняя строка в каждом из пяти четверостиший занимает место второй строки последующей строфы. Подобный повтор ставит акцент на фразах, которые автор выделяет на фоне остальных. Все, что вначале было тенью, призрачным, к концу стихотворения приближается к моменту истины, мысли приобретают формы, становятся реальностью.

Образы в стихотворении не выразительны. В их изображении отсутствует четкость границ, смысловая нагрузка. Это приводит к мысли о том, что процесс, в результате которого возникает творческий шедевр,также выглядит нелепо в начале пути. Сначала заметны лишь наброски будущих произведений («лопасти латаний», «прозрачные киоски»), которые впоследствии должны вылиться в «создание».

Среди художественных средств особое место занимает аллитерация, насыщенная звуками (р), (с), (з). Они передают необычную атмосферу, завораживающую музыкальность.

Читая текст, не остается сомнений, что поэт описывает состояние в момент подъема сил, эмоций, в момент воодушевления. К использованным средствам, которые имеют выразительность, относятся олицетворения («киоски вырастают», «звуки ластятся», «трепещет тень»), эпитеты (звонко-звучная тишина, обнаженный месяц). Они подчеркивают спутанность сознания в начале создания работы.

Направление, которого придерживался В.Я. Брюсов, дает возможность читателю додумать, предлагает свободу воображению.

Анализ стихотворения Творчество Брюсова

Валерий Брюсов был незаурядным человеком. Он был представителем символизма и развивал это течение согласно постулатам Рембо, Верлена, Маларме. Брюсов мог посвятить целое стихотворение бледным ногам. Но обычно героями произведений поэта становились сильные и также незаурядные люди. Брюсов находился под влиянием философии Ницше, и это заметно.

В стихотворении «Творчество», однако, конкретного героя нет. Повествование ведётся от лица некоего наблюдателя, отрешённого от происходящего. Он смотрит и описывает. И делает это причудливым языком, странными образами, которые, однако, образуют чёткую и ясную картину.

«Творчество» сложно описывать, как сложно описывать творческий процесс. Стихотворение воздействует больше на зрение, чем на слух. «Тень несозданных созданий колыхается во сне» — как это перевести в привычный язык? И тем не менее, образ довольно понятный. Его можно назвать причудами воображения того, кто увлечён творческим процессом.

Этот человек чертит звуки фиолетовыми руками на эмалевой стене. Здесь нельзя отождествить образ с созданием картины пальцами, потому что на стенах картины мало кто создаёт. Скорее, герой просто водит по стене руками. Почему они фиолетовые? Потому что действие происходит ночью. Посмотрите ночью на свои руки. Какого они цвета?

Читайте также:  Скачать песню макс корж мир моих снов

И тишина звонко-звучная. В ней происходит действо. Почему тишина звучит? Потому что работает воображение, память. Отсутствие звуков снаружи компенсируется наличием звуков внутри. Сознание воспроизводит свои звуковые картины, и их тоже можно назвать тенью несозданных созданий. Вот так тишина может звучать.

Из-под рук чудом вырастают прозрачные киоски, лазоревая луна. Как такое возможно? Здесь, по-видимому, описан процесс чистого творчества, божественного творчества, по недоразумению природы совершаемого человеком. Он просто водит руками по стене, и создаётся целый мир. Может, это ему только снится. Сон, где человек творит новую реальность. Язык стихотворения не опровергает эту интерпретацию.

И то, что было тенью несозданных созданий, стало тайнами созданных созданий. Творчество совершилось, и оно мило создателю. Непостижимый процесс творчества всё же можно выразить словами, что доказал Брюсов в своём произведении.

Вариант №3

Стихотворение В.Брюсова «Творчество» датировано 1-м марта 1895 года. Это яркое и резонансное творение своего времени относится к символизму – новому течению в русской литературе, «Золотой век» которой в конце XIX века сменился «Серебряным». Это была другая, новая, свободная от условностей литература. Простые, постижимые произведения пушкинской поры уступили место сложным, загадочным и многогранным.

Так о чём же стихотворение Брюсова, сотканное из туманных и витиеватых выражений? На грани двух миров – зримого и незримого, между сном и явью происходит священнодействие, именуемое творчеством. Явления из сна и реальности переплетаются, синхронизируются. Для поэта творческий процесс начинается с колыхания теней «несозданных созданий», с присутствия неких хаотичных звуков в пространстве, из которых впоследствии родится его детище. В то время, как «тень несозданных созданий колыхается во сне», то в физическом мире полусонному взгляду поэта открывается «колыхание латаний на эмалевой стене». По мере того, как шаг за шагом рождается его творение, меняется и картина реальности, где тени латаний превращаются в «фиолетовые руки», что «чертят звуки». Затем ощущается нарастание тона, ведь вырастающие, «словно блестки», «прозрачные киоски»– это кульминация, заработавший с максимальной интенсивностью процесс творения. Похоже, вызвавший в своё время немало вопросов «обнажённый месяц» при лазоревой луне и есть тот абстрактный символ творения, плод, логическое завершение процесса созидания.

В последнем четверостишии чувствуется умиротворение и блаженство, какое наступает после проделанной работы. И звуки, уже »прирученные», нежно ластятся к творцу.

Несмотря на необычное содержание, «Творчество» написано в классической форме, четырёхстопным хореем и перекрёстной рифмой. Брюсов использовал много эпитетов (фиолетовые руки, звонко-звучная тишина, прозрачные киоски, месяц обнаженный), применил повторы (при лазоревой луне, на эмалевой стене), аллитерацию (звуки [з], [н]).

Примечательно, что поэт не уходит полностью в свой мистический мир, а словно держит под контролем реальный, который ограничивается эмалевой стеной и тенями на ней. «На эмалевой стене» повторяется трижды на протяжении всего стихотворения и завершает его.

Картинка к стихотворению Творчество

Творчество Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Бал

    19 век – время потрясающих балов, галантных манер и прекрасных танцующих пар. Эти торжества красоты и грации с восхищением описывали русские классики. Главным символом того времени стал «первый бал Наташи Ростовой»,

  • Анализ стихотворения Пастернака Иней

    Пастернак написал данное произведение в 1941 году, в то время, когда немецкие солдаты практически стояли у Москвы. Люди находятся в панике и не знают, что их ждет. Поэт очень рвался воевать. Автор много времени проводил в лесах и думал о том,

  • Анализ стихотворения Некрасова Орина мать солдатская

    Особое место в поэзии Н. А. Некрасова занимает тема печальной судьбы русских женщин. Независимо от сословия они были совершенно бесправны. Прототипом несчастных женщин в творчестве поэта стала мать Некрасова,

  • Анализ стихотворения Есенина Слушай поганое сердце

    Стихотворение «Слушай поганое сердце», написанное Есениным, в то время, когда он вернулся с войны. Судя по самому стихотворению, состояние у поэта было довольно таки депрессивное. Отчетливо приходит понимание самого смысла,

  • Северянин
Читайте также:  Сон читать во сне молитву отче наш

Источник

Цели урока:

  • познакомить
    учащихся с основными признаками символизма на примере анализа
    стихотворений В. Я. Брюсова; познать тайны созданных созданий; заложить
    основу для дальнейшего знакомства с персоналиями, индивидуальными
    поэтическими стилями символистов;
  • развивать навыки анализа
    поэтического произведения, умение находить средства художественной
    выразительности, определять их роль в стихотворениях.

Формы: эвристическая беседа с элементами лекции, анализ поэтических произведений В. Я. Брюсова.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя

Наш урок мне хочется начать со следующих строк:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

Кто
мог написать эти строки? «Безумец, место которому только в
психиатрической больнице», — это было мнение многих современников
автора этих строк. А написал это стихотворение Валерий Яковлевич Брюсов
– один из самых ярких представителей Серебряного века.

Думаю, вы
согласитесь, в стихотворении все необычно, не укладывается в привычные
рамки.   «Фиолетовые руки», которые «чертят звуки», «месяц
обнаженный», «звуки ластятся»… Бред, абсурд!!!

Или что?

Но, взглянув на картины Марка Шагала (Приложение, слайд № 2), кубические лица Пикассо (Приложение, слайд № 3),  или неопределенные фигуры Врубеля (Приложение,
слайд № 4), — увидим, что само искусство было таким – абсурдным,
бредовым, но не лишенным смысла. Это эпоха рубежа веков требовала новых
форм в искусстве.  И в литературе В. Я. Брюсов находит свой путь –
СИМВОЛИЗМ.

Кто же такой Валерий Брюсов? (Приложение,
слайд № 5), Первый русский символист, личность просто уникальная. «Мне
не хватит десятков жизней, чтобы выразить все, что в душе моей», —
писал поэт. Человек энциклопедически образованный, умевший с трех лет
читать, в 11 лет, обладая редкой памятью, мог почти дословно
пересказать не только любимые произведения Эдгара По, Жюля Верна, но
философские размышления Дарвина, Лапласа, Канта. С 1921 года —  он
во главе по его инициативе созданного Высшего
литературно-художественного института, где преподает историю греческой,
римской, русской литературы, грамматику индоевропейских языков и …
историю математики. Масштабы его интеллектуальной деятельности
исполинские. Жажда творчества неутомима.

В 1894-1895
гг.   Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты», в
которые включает собственные переводы французских символистов, свои
стихи и стихи начинающих поэтов. Именно с этого времени он заявил о
себе не только как о поэте – символисте, но и как об
организаторе-пропагандисте этого движения.

Итак, цель нашего
урока – анализируя поэтические произведения В. Я. Брюсова, 
определить основные черты такого литературного метода как символизм.

III. Анализ признаков символизма    

1) Обратимся вновь к ранее прочитанному стихотворению (название стихотворения учащимся не объявляется)

Читайте также:  Держать цыпленка в руках во сне

Задание: напишите комментарий к данному произведению, постарайтесь понять, что пытается донести до читателя автор.

Стихотворение 
возмутило читателей того времени кажущейся бессмысленностью. Философ и
поэт Вл. Соловьев написал пародию, где высмеивал «двойную луну».
Публиковались толковые комментарии к этому стихотворению: «Тени
домашних пальм-латаний (заготовки для лаптей) отражается в блестящих,
как эмаль, кафелях печи, за большим фонарем напротив окна, напоминающим
лазоревую луну, видно небо, где восходит уже настоящий месяц».

Все,
казалось бы, понятно, но поэт дает особое название стихотворению –
«Творчество». Значит, автор показал процесс творчества, раскрыл тайну
«созданных созданий».

Задание: выпишите слова, словосочетания, обозначающие путь создания творения.

«Несозданные создания»
«Колыхаются во сне»
«Чертят во сне»
«Звонко-звучно»
«Вырастают словно блестки»
«Звуки ластятся»
«Звуки реют»
«Созданные создания»

Задание: напишите вновь небольшой комментарий с учетом проведенного совместно с учителем анализа.

(Примерный
комментарий: «В полутемной комнате все преображается в ожидании
вдохновения. Творцу-поэту за обычным окружающим миром видится иной,
слышится звучание будущих стихов, смутно наплывают образы, делая мир
странным, совсем не похожим на привычный»).

«Создания
искусства, — писал Брюсов, — это приотворенные двери в Вечность». Мы
подошли к одному из основных признаков символизма – двоемирие. Мир —
реальный, земной, и мир —  инобытия, высший, совершенный.
Поэтическое творение – это едва уловимое, навеянное иным, другим миром
поэту.

2) Определив идейный замысел стихотворения, обратимся
изобразительно-выразительным средствам, с помощью которых автор создает
художественные образы.

(Примерный анализ: несозданных созданий – оксюморон;

колыхается во сне, с лаской ластятся, звуки реют – олицетворение;

словно лопасти латаний – сравнение; фиолетовые руки, месяц обнаженный, прозрачные киоски, трепещет тень латаний – метафора;

в звонко-звучной тишине, лазоревой луне – эпитет).

Поэт-теург
сквозь мозаику символов: ярких метафор, необычных сравнений, эпитетов,
оксюморонов — проводит нас в мир ирреальный, в мир вечный, совершенный.
В поэзии символисты укореняли не всем доступный, достаточно элитарный,
по выражению Иннокентия Анненского, «беглый язык намеков и недосказов».
В поэзии символистов появляются целые гнезда слов-символов,
слов-сигналов, которым придается особый мистический смысл.

Второй признак: Необычное содержание облекается в необычную форму.

3) Вопрос: Понятен ли был смысл стихотворения в начале урока? Что позволило нам пронять глубину содержания стихотворения?  (анализ с разных сторон)

Третий признак: Расчет на элитарного (подготовленного) читателя.

4) Но не только необычное настроение, необычные символистические формы привлекали внимание Брюсова к символизму.  

Задание: Определите основную мысль стихотворения «Юному поэту», проанализировав «заветы» автора:

«Не живи настоящим, только грядущее – область поэта»;
«Никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно»;
«Поклоняйся искусству».

Первый завет подтверждает мысль о двоемирии.

Второй
показывает следование традициям поэзии 19 века: определение особой роли
личности поэта, ее яркости, первостепенности. «В поэзии, в искусстве на
первом месте сама личность художника, всякое общение с душою художника
есть наслаждение», — напишет В. Я. Брюсов.

И третий показывает,
что у символистов была велика вера в искусство, в его верховную роль,
преображающее земное бытие. Они ставили искусство выше жизни. И именно
Брюсову принадлежат слова: «Искусство, может быть, величайшая сила,
которой владеет человечество».

IV. Вывод. Подводя итог, признаки символизма можно оформить следующей логической схеме

(Приложение, слайд № 6):

V. Итоги урока.

Д/з:
сравнить стихотворения В. Брюсова «Кинжал» (1903 г.)  и К.
Бальмонта «Фантазия» (1894 г.), определить особенности поэтического
мастерства поэта.     

Источник