Тютчев бессонница ночной момент анализ
- Анализ стихов
- Тютчев
- Бессонница
Ф. И. Тютчев считал, что ночь обнажает все человеческие чувства и пробуждает страхи, спящие у нас в душе. Одним из таких страхов является страх перед неминуемой смертью. Поэт осознавал, что время течет неумолимо, и человеческая жизнь быстро обрывается.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Бессонница», увидевшее свет в 1829 году, представляет собой размышление о скоротечности жизни. На момент написания произведения автор получил высокую должность, вступил в брак и воспитывал троих детей. Поэт был счастлив, однако порой его все равно терзало чувство тревоги и беспокойства. Ему казалось, что все важные события уже в прошлом, и его жизнь уже не будет так полна новыми свершениями и испытаниями.
Центральным образом произведения являются настенные часы, бой которых отмеривает основные периоды человеческой жизни. Этот «пророчески-прощальный глас» напоминает о скоротечности времени, вынуждая задуматься об упущенных возможностях и ошибках, совершенных на жизненном пути. Также автор говорит читателю о необходимости успеть осуществить все запланированное и ничего не откладывать, поскольку потом будет слишком поздно.
Лирический герой ощущает безысходность положения и сожалеет, что его поколение вскоре будет позабыто, а на смену ему придет «младое племя». Однако, если в творчестве других поэтов «младое племя» является продолжением жизни, то для Ф. И. Тютчева — это просто очередное поколение, обреченное на исчезновение.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Автор использует характерную для него перекрестную рифмовку. В первом катрене благодаря аллитерации создается звуковой образ, иллюстрирующий бой часов. Композиция произведения циклична, поскольку и в начале, и в завершении стихотворения делается акцент на метафоричный образ времени.
Анализ стихотворения Бессонница Тютчева
В данном стихотворении автор рассказывает о неких божествах, которые управляют жизнями людей. В первой строфе идёт повествование о таких близнецах, как Смерть и Сон. Они очень близкие между собой, но в тот же момент враждующие. Ведь Сон дарит энергию для продолжения жизни, или случаются такие моменты, когда смерть используя сон, забирает к себе жизни людей. Но все же, Тютчев, назвал их близнецами, значит, что-то есть между ними настолько общее, что объединяет их. Это их тёмная энергия. Смерть — олицетворение конца, конца развития, конца радости, конца горя, конца жизни. А Сон — это всё-таки одна из разновидностей коротких смертей. Ведь пока человек спит, он не развивается, не радуется, не горюет, не живёт. То есть можно сказать, что он умер, но только на время, с рассветом он снова оживет.
В следующей строфе, автор знакомит читателя с двумя другими божествами: Любовью и Самоубийством. О том, как близко они ходят друг от друга по человеческим жизням. О том, что любовь — это не только радость, но и тяжёлое и горькое горе. Но без этого, любовь не была б так дорога в нашей жизни. Мы не боялись бы потерять её, поэтому не ценили б.
Поэтому Любовь и Самоубийство, имеют «кровный союз», и своими чарами они окружают людей лишь несколько раз в жизни, и на очень короткое время. И как велика их власть, что только не совершали люди во имя любви. Сколько подвигов было совершено, но и сколько крови было пролито. И их порядок — неизменный. Всегда первой идёт Любовь, а после Самоубийство. Но и как в первом сравнении, Сна и Смерти, смерть не всегда выигрывает сражение со сном. Так и здесь, Любовь чаще всего побеждает смерть, в обличии Самоубийства. Но все же, случаются исключения из правил, и тогда Смерть торжествует.
Стихотворение » Близнецы» Федора Тютчева показывает сражение жизни и смерти, в разных вариациях.
10 класс, Средство выразительности, кратко по плану
Картинка к стихотворению Бессонница
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Бунина Полевые цветы
В этом простом на первый взгляд стихотворении Бунина затронуты две важные и довольно глубокие темы. Это – любовь к родной природе и смысл истинной красоты.
- Анализ стихотворения Пастернака Любить иных тяжелый крест
Произведение Б. Л. Пастернака «Любить иных – тяжелый крест…», написанное в 1931 г, адресовано З. Н. Нейгауз – второй жене поэта. В своей возлюбленной он ценил простоту нрава, искренность и бескорыстность. По мнению Б. Л. Пастернака,
- Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7 класс
Стихотворение «Ангел» М. Лермонтова является романтическим произведением. Оно относится к раннему периоду творчества поэта, и было создано в 1831 г. В основу легла колыбельная, которую часто напевала ему мать.
- Анализ стихотворения Пушкина Жуковскому
Жуковский был другом Пушкина. Они оба были гениями, великими поэтами, признанными при жизни. Может показаться, что раз два человека, наделённых колоссальным поэтическим даром, встретились и общаются, то они обязательно станут если
- Анализ стихотворения Есенина Край любимый сердцу снятся
Это знаменитое стихотворение, можно с огромной долей вероятности, отнести к патриотической лирике, так как главная тема, это тема родного края, любимого места поэта, его деревни. Всем поклонникам творчества Есенина, нужно помнить одну особенность,
Тютчев – один из самых талантливых и известных поэтов русской литературы. Поэзией он увлекся достаточно рано, однако уже тогда во всей красе проявились его навыки. Лирик был удостоен внимания и печати от самого Пушкина. Написание «Бессонницы» приходится на второй период творчества поэта-мыслителя. В это время Тютчев проявляет всю свою оригинальность, создавая лирику с признаками европейского романтизма.
«Бессонница» была написана Тютчевым ещё в 1829 году. Произведение представляет собой ночные думы лирического героя над безвозвратностью и скоротечностью времени. Сам Тютчев, на момент написания, уже имел семью, детей, работу. У него было всё для счастья, однако печальные мысли о жизни, уже прошедшей мимо него, всё равно продолжали посещать лирика. Этот период времени впоследствии поспособствует приобщению Фёдора Ивановича к Богу и вере.
Поэту были свойственны негативное и трагичное видение мира. Безысходность и конечность всего – одни из основных мыслей произведения. Тютчев всегда ощущал власть времени над самим собой.
Идея стихотворения очень схожа с произведениями Лермонтова и Пушкина на тематику времени, а именно «Пора, мой друг, пора!» и «Время сердцу быть в покое».
О времени, постепенно ускользающем, оповещает центральный образ «Бессонницы» — часы.
Произведение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки. «Бессонница» совершает цикл: начало и конец стихотворения несут в себе тему уходящего времени. Всего в стихотворении шесть строф.
В первой строфе идет описание момента, во время которого лирический герой придается размышлениям. Ночь, тишина, только изредка раздаётся стук от часов. Герой оставлен наедине с собой и своими мыслями.
Во второй строфе лирический герой говорит, что в состоянии, в котором пребывает он в данный момент, находился каждый из нас.
В следующих двух строфах поэт выражает основную мысль произведения. «Осиротелый мир», в котором человеку «природой целой» суждено начинать и заканчивать свой путь в одиночку. Когда жизнь близится к завершению, невольно задумываешься о пройденном тобою пути, в голове всплывают воспоминания «с веком и друзьями».
Далее происходит обращение к младому и старому поколению. Время идет, одна генерация сменяется другой. Лирический герой понимает, что и на смену его поколению придут другие светлые умы. Он обращается к представителям своего времени со словами «А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!» — никто не бессмертен, и лирический герой это прекрасно понимает. Вскоре и от героя, и от представителей его поколения останется только память, но таков круговорот жизни и поделать с этим ничего нельзя.
Время не перестает идти, каждый раз свершая «обряд печальный». Автор хочет сказать, что время никого не ждет, поэтому каждый должен уже сейчас задуматься о том, доволен ли он своей жизнью, сделал ли он то, что планировал. Никто точно не может сказать, что ждёт человека завтра, поэтому необходимо ценить моменты жизни, пока это предоставляется возможным.
Стихотворение написано на минорном ладе. Фёдору Тютчеву максимально точно удалось передать ощущения и эмоции в момент, когда человека посещают подобные мысли.
Для полноты передачи чувств, которые испытывал герой в тёмное время суток, писатель использует множество разнообразных средств выразительности. Задействуются различные метафоры: «повесть ночи», «глухие стенанья», «осиротелый мир». Также стихотворение наполнено эпитетами: «сумрачная даль», «обряд печальный», «погребальный голос» и другие.
Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!
О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения «Бессонница» (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей. Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался вопросом — а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки — карьеру, творчество, семью и быт. Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные «Бессоннице».
Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их «пророчески-прощалный глас» напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда «часов однообразный бой» нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди.
Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно. Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро «новое, младое племя» придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью. «А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!», — отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют. Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их «металла голос погребальный порой оплакивает нас», что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз. Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценный дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти. Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства.
Стихотворения Тютчева очень коротки, но между тем ни к одному из них нечего добавить каждое слово метко, полновесно. Оттенки в его произведениях, как писал Некрасов, «расположены с таким искусством, что в целом обрисовывают предмет как нельзя лучше». Полностью подтверждает слова Некрасова тютчевское «Утро в горах».
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой…
Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое сущее — лишь временное порождение этого хаоса. С этим связанно обращение поэта к «ночной тьме». Именно ночью, когда человек остается один на один перед вечным миром, он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования. Поэт использует прием аллитерации:
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души…
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь бездумно?
ночь тютчев лирика
Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. В стихотворении «Осенний вечер» — картина вечерних сумерек, в стихотворении «Люблю грозу в начале мая» — весенний первый гром. Из стихотворений, в которых Тютчев пытается постичь переходные состоянии, можно выделить стихотворение «Тени сизые смелись…» Поэт здесь воспевает сумрак. Наступает вечер и именно в этот момент душа человека роднится с душой природы, сливается с ней.
Все во мне, и я во всем!
Для Тютчева очень важен миг приобщения. Поэт показал попытку «слиться с беспредельным». И именно сумрак помогает осуществить эту попытку, в сумраках наступает миг приобщения человека к вечности
Сумрак тихий, сумрак сонный,
С миром дремлющим смешай!
Анализ стихотворения Тютчева “Бессонница”
О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения “Бессонница” (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей.
Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался
вопросом – а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки – карьеру, творчество, семью и быт.
Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время
от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные “Бессоннице”.
Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их “пророчески-прощалный глас” напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда “часов однообразный бой” нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди.
Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно. Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро “новое, младое племя” придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью. “А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!”, – отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют.
Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И Лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их “металла голос погребальный порой оплакивает нас”, что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз.
Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценны дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти.
Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства.
Loading…
Анализ стихотворения Тютчева “Бессонница”
для всех равно чужой И внятный каждому, как совесть! Кто без тоски внимал из нас, Среди всемирного молчанья, Глухие времени стенанья, Пророчески-прощальный глас? Нам мнится: мир осиротелый Неотразимый Рок настиг — И мы, в борьбе, природой целой Покинуты на нас самих. И наша жизнь стоит пред нами, Как призрак на краю земли, И с нашим веком и друзьями Бледнеет в сумрачной дали… И новое, младое племя Меж тем на солнце расцвело, А нас, друзья, и наше время Давно забвеньем занесло! Лишь изредка, обряд печальный Свершая в полуночный час, Металла голос погребальный Порой оплакивает нас! 1829 г.
Блок: 1/2 | Кол-во символов: 596
Источник: https://VashUrok.ru/questions/vipolnite-analiz-poeticheskogo-teksta-fedor-tyutchev-bessonnitsa-chasov-odnoobrazniy-boy
Анализ стихотворения Тютчева «Бессонница»
О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения «Бессонница» (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей. Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался вопросом – а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки – карьеру, творчество, семью и быт. Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные «Бессоннице».
Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их «пророчески-прощалный глас» напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда «часов однообразный бой» нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди.
Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно. Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро «новое, младое племя» придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью. «А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!», — отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют. Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их «металла голос погребальный порой оплакивает нас», что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз. Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценны дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти. Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства.
Тютчев
Блок: 2/2 | Кол-во символов: 3649
Источник: https://pishi-stihi.ru/bessonnica-tyutchev.html
Ответ или решение1
Главной темой стихотворения «Бессонница» Тютчева является тема осмысления жизни. Главной идеей стихотворения является осознание того, что жизнь скоротечна, и что любая жизнь в одночасье когда-нибудь оборвется.
Это стихотворение было написано в 1829 году, когда Тютчеву было всего 26 лет. Но уже в это молодое время его посещали мысли о скоротечности жизни и смерти. Главным атрибутом скоротечности жизни Тютчев выделяет настенные часы, которые напоминают людям о том, что время проходит.
Будьте внимательны!
- Копировать с других сайтов запрещено. Стикеры и подарки за такие ответы не начисляются. Используй свои знания. ????
- Публикуются только развернутые объяснения. Ответ не может быть меньше 110 символов!
Блок: 2/2 | Кол-во символов: 723
Источник: https://VashUrok.ru/questions/vipolnite-analiz-poeticheskogo-teksta-fedor-tyutchev-bessonnitsa-chasov-odnoobrazniy-boy
Картинка к стихотворению Бессонница
Блок: 3/4 | Кол-во символов: 44
Источник: https://analiz-stihov.ru/tyutchev/bessonnicza
Кол-во блоков: 6 | Общее кол-во символов: 8504
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://pishi-stihi.ru/bessonnica-tyutchev.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 3649 (43%)
- https://analiz-stihov.ru/tyutchev/bessonnicza: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 44 (1%)
- https://rustih.ru/analizy-stixotvorenij/analiz-stixotvorenij-tyutcheva/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 3492 (41%)
- https://VashUrok.ru/questions/vipolnite-analiz-poeticheskogo-teksta-fedor-tyutchev-bessonnitsa-chasov-odnoobrazniy-boy: использовано 2 блоков из 2, кол-во символов 1319 (16%)
Поделитесь в соц.сетях: | Оцените статью: Загрузка… |