Урок литературы 10 класс сон обломова
Цель:
— проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия).
Задачи урока:
— выявить роль сна в романе «Обломов»
— развивать у учащихся умение работать с текстом, анализировать художественные тексты, группировать, выделять главное и обобщать;
— воспитание активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.
Формы работы учащихся – фронтальная беседа, анализ текста, групповая работа, самостоятельная работа, применение имеющихся знаний в новой ситуации
Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблемув учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД
1. Владеть смысловым чтением.
2. Выявлять причинно-следственные связи.
3. Делать выводы.
4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
5. Представлять информацию в разных формах (текст).
6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.
7. Классифицировать по заданным основаниям.
8. Определять понятия.
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Тип урока Изучение нового материала
Ожидаемые результаты.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Знание текста романа; художественных приемов как средства создания образа Обломовки, мира и уклада жизни обломовцев; функции сна в художественном произведении и в романе «Обломов»»; жанровое своеобразие данной главы;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умение давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развивать навык выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса.
ЛИЧНОСТНЫЕ
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. Познавательный интерес к литературе, процессу научного познания. Понимание роли автора в произведении.
На доске тема
«_____Обломова» — ключ к разгадке_______героя»
Ход урока
II. Организация начала урока:
— Здравствуйте ребята! Садитесь, пожалуйста. Зовут меня Марина Николаевна Устинова. Сегодня урок литературы проведу у вас я. Надеюсь, что наше общение будет приятным и полезным.
— В названии темы нашего урока отсутствуют два слова. После просмотра видеофрагмента нам нужно восстановить одно из них.
(просмотр видеофрагмента)
— Как вы думаете, события какой главы содержатся в видеофрагменте?
(«Сон Обломова», IX глава)
— Вот и восстановили первое слово: СОН.
(внести в название темы слово СОН)
— Какие бы цели вы перед собой поставили? Что хотели бы выяснить для себя?
(-проанализировать сон
-какова функция сна Обломова в романе?
-каково жанровое своеобразие главы?
-почему И.А. Гончаров опубликовал «Сон
Обломова» раньше, чем первую часть романа?)
— Каковы будут результаты работы на уроке?
— А какие ассоциации вызывает у вас слово СОН?
Запишите несколько из них в рабочие листы.
Назовите.
— О сновидениях нам расскажет________________________________
(заранее подготовленное сообщение ученика(цы)
Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния. Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, испытывали, ставили перед выбором. Сновидения выполняют ретроспективную (взгляд в прошлое) и прогностическую функции. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего. Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы многозначны.
— Давайте вспомним, в каких ранее изученных произведениях вы встречались с эпизодами сна?
Произведение
Смысл сна
А.С.Пушкин
«Евгений Онегин»
сон Татьяны играет в романе большую роль. Он не только показывает глубокую народность главной героини, но и подсказывает читателю дальнейшие события произведения.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Пророческий сон Гринёва навеян метелью («…я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), он как бы продолжает описание бури. Сон предвосхищает дальнейшие события. Пушкин использует яркую символику сна. Например, «топор», которым размахивает «мужик», «мёртвые тела», кровавые лужи» — это не только образы сна, это страшные картины, увиденные Гринёвым после взятия Белогорской крепости.
А.Н.Островский «Гроза»
Сны Катерины раскрывают внутренний мир героини, мечтательность, поэтичность натуры. Сны неопределённые, смутные, волнующие.
В.А.Жуковский «Светлана»
Все неспокойные события во сне, отражение страхов, счастье искать в реальном мире)
А.С.Грибоедов
«Горе от ума»
Сон Софьи — Сон в самом начале произведения. Предсказывают дальнейшие события.
Н.В.Гоголь
«Ревизор»
Сон Городничего. Страх создает ситуацию заблуждения, связывают сон с приездом ревизора, он ему на голову свалился.
И.А.Гончаров «Обломов»
Сон Обломова
?
1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.
2. Сон — как предвидение будущего.
— Какую же функцию выполняет сон в романе «Обломов» И.А. Гончарова? Ответить на этот вопрос поможет работа в группах.
— Из скольких частей она состоит (условно)? Как вы это определили?
( «Сон Обломова» состоит из 3-х частей:
«Благословенный уголок земли»
Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира. Сказки няни.
Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь.
— Каждая группа анализируют свою часть сна, выделяя ключевые слова. Вопросы и тезисы вам в этом помогут. Затем делаем обзор каждой части.
Выступление групп
— Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей.
Природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование ЧЕГО??? – (Характера главного героя.)
(появляется слайд «+» и «-» стороны обломовской жизни)
Положительные моменты обломовской жизни
Отрицательные моменты обломовской жизни
Картина мира
1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.
2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.
1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, страх перед письмом).
Философия жизни.
1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.
2. В Обломовке нет места злу.
1. Из распорядка дня видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна, пустых вечеров и бесплодных разговоров.
2. Неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось» (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея).
Воспитание ребенка
1. Любовь матери.
2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.
1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.
2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.
— Какие черты характера сформировались у Обломова? Запишите в таблицу Рабочего листа. (дети записывают,)
Положительные черты
Доброта
Человеколюбие
Честность
Совестливость
Мягкосердечность
«голубиная» кротость
Умение чувствовать красоту
Самокритичность
Способность к самообвинению
Нежелание унижаться суетой (карьера, деньги слава)
Стремление к гармонии в душе
Отрицательные черты
Апатия
Неумение преодолевать трудности
Безволие
Нерешительность
Инертность
Барская спесь
Надежда на «авось»
Пассивность
Эгоизм
Пустая мечтательность
— Назвать несколько….
— Итак, в таблице отражены противоположные стороны жизни Обломова. И чаще всего, самого героя оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Перед вами два высказывания критиков. Прочитайте их. Какую сторону они приняли в Обломове?
Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
— Кто их них, по-вашему, прав?
(ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова, и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.)
— Теперь вернитесь к своим ассоциациям к слову «сон».
— Есть ли в характере Обломова то, что вы отметили в ассоциациях.
— Значит роль сна в романе мы определили верно.
Итог урока
— С какими мыслями вы уйдете с урока?
— Сегодня мы совершили с Обломовым путешествие в его детство, под лингвистическим микроскопом рассмотрели героя, чтобы понять, «отчего он такой». В нем много привлекательного: он обаятельный, добрый, мягкий, умеющий мыслить. Но он оказался не готов к жизни: его не научили трудиться, действовать самостоятельно, живую фантазию и любознательность не поощряли. В итоге порядочный, неглупый человек превратился в апатичного, и имя его стало нарицательным.
— Сегодняшняя беседа полезна для вас и как для будущих родителей. «Обломов» – пример того, как не надо воспитывать. И.А.Гончаров писал: «А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом»
Д/з
— Попробуйте дома на каждую букву фамилии героя подобрать слово, относящееся к характеру героя.
О –
Б –
Л –
О –
М –
О –
В –
Тема урока: «Сон Обломова»
Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия); работа над развитием связной речи учащихся, выразительным чтением, воспитание в детях активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.
Оборудование: портрет И.А.Гончарова, , презентация Microsoft PowerPoint.
I. Вводный этап:
Слово учителя: Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича.
II. Анализ произведения:
— О чём говорит название произведения?
имя главного героя, вынесенное в название, подчёркивает особенность его места в поэтическом мире произведения, подчёркивается тот интерес, который представляет именно его жизненная позиция для автора.
— Где эта позиция, суть отношения героя к миру выявлены наиболее полно?
В главе «Сон Обломова»
— Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» — сон Татьяны; у: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» — сон Петруши Гринева; у: «Баллады» В. Жуковского.
— А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?
1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.
2. Сон — как идиллия, мечта.
3. Сон — как предвидение будущего.
— Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?
1. Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.
2. Сон — показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.
— Какова композиция этой главы?
— Из скольких частей она состоит (условно)? Как вы это определили?
( «Сон Обломова» состоит из 4-х частей:
- «Благословенный уголок земли» (экспозиция).
- Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.
- Чудесная страна. Сказки няни.
- Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь).
— Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?
(Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя: показать истоки характера героя; как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя.)
— Какими средствами создаётся идилличность образа Обломовки? (Работа по тексту с опорой на домашнее задание.)
1. Отмечаем использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки:
а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;
б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);
в) любимые герои этого волшебного мира — Емеля, Милитриса Кирбитьевна, Илья Муромец.
2. Отражение древнего представления о «золотом веке» в жизни обломовцев (в работе опираемся на те знания, которые получили слушатели спецкурса «Мировая художественная культура»):
а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;
б) духовная щедрость;
в) естественность;
г) изобилие;
д) молодость, красота, долгожительство; смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой — вечный сон.
3. Черты христианского образа Эдема, рая в главе «Сон Обломова»: Обломовка —
а) мир изобилия;
б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето);
в) мир, где всем ясно, что труд — Божье наказание за излишнюю любознательность.
— Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?
Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов (обращаем внимание на смысловую нагрузку имени героя: Илья Ильич — знак повторения отца, его жизни).
Таким образом, Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка — мечта-утопия.
— Какое дополнительное прочтение получает образ Обломовки в контексте той борьбы идей середины XIX века в России, о которой говорилось на уроках?
Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России.
Итак, нравственный идеал Обломова — цельная гармоничная личность, социальный идеал — патриархальная неменяющаяся Россия. Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни, его эстетизация.
— Однако совпадает ли идеал героя с идеалом автора?
Обломовка, модель патриархальной России, — идеал героя. Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность (обращаем в связи с этим внимание на семантику фамилии героя: Обломов — «обломок», часть целого. Не гармония, не целое, а часть целого, обломок гармонии.
Положительные моменты обломовской жизни | Отрицательные моменты обломовской жизни |
Картина мира | |
1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней. 2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше. | 1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом). |
Философия жизни. | |
1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно. 2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам». | 1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров. 2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось». |
Воспитание ребенка | |
1. Любовь матери. 2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора. | 1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности. 2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя. 3. Воспитание Обломова «по-обломовски» |
Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?
Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?
IV. Домашнее задание. Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4) Илья Обломов Андрей Штольц
Описание внешности, происхождение, воспитание и образование , цели приезда в Петербург, образ жизни, идеал (норма) жизни, испытание любовью, итог жизни
Цель: овладевать умением понимать характер
человека в его связи с социальными и
национальными особенностями.
Задачи.
1. Развивать умение аналитической работы с
текстом художественного произведения.
2. Обучать умению анализировать образ
литературного героя.
3. Воспитывать сочувственное понимание сильных
и слабых сторон личности.
4. Обогащать словарный запас учеников и
совершенствовать навыки культуры речи.
Ход урока
I. Вспомним, в каких произведениях русской
литературы мы уже встречались с эпизодами сна.
Какова их роль как части целого? (“Евгений
Онегин” — сон Татьяны, “Капитанская дочка” — сон
Гринёва). Беседа.
“Сны, как известно, чрезвычайно странная вещь:
одно представляется с ужасающей ясностью, с
ювелирски-мелочною отделкой подробностей, а
через другое перескакиваешь, как бы не замечая
вовсе, например, через пространство и время. Сны,
кажется стремит не рассудок, а желание, не голова,
а сердце.А между тем, какие хитрейшие вещи
проделывает иногда мой рассудок во сне! Между тем
с ним происходят вещи совсем непостижимые”. (Слайд
2). Презентация
Ф. Достоевский “Сон смешного человека”.
II. Пора детства в жизни человека — важна ли
она? Почему? Что формирует эта пора в человеке?
Обсуждение
III. — Каково мнение критиков об этой главе
романа? Чья точка зрения вам наиболее близка?
(Ученики комментируют выбранную точку зрения). (Слайд
3)
1) И.А.Гончаров назвал “Сон Обломова” увертюрой
ко всему роману.
2) А.В.Дружинин. “Обломов”, роман И.А.Гончарова.
1859.
“Сон Обломова” не только осветил, уяснил и
разумно опоэтизировал всё лицо героя, но ещё
тысячью невидимых скрепил, связал его с сердцем
каждого русского читателя… Глубокий по чувству,
его внушившему, светлый по смыслу, в нём
заключённому, он в одно время и поясняет и
просветляет собою то типическое лицо, в котором
сосредоточивается интерес всего произведения.
Обломов без своего сна был бы созданием
неоконченным… “Сон” его …повелевает нам
любить и понимать Обломова.”
3) А.А.Григорьев. Взгляд на русскую литературу со
смерти Пушкина. 1859.
“…перед вами до мелких оттенков создаётся
знакомый вам с детства быт, мир тишины и
невозмутимого спокойствия… Автор становится
истинным поэтом, — и , как поэт умеет стоять в
уровень с создаваемым им миром, быть комически
наивным в рассказе о чудовище, найденном в овраге
обитателями Обломовки, и глубоко трогательным в
создании матери Обломова, и истинным психологом
в истории с письмом, которое так страшно было
распечатать мирным жителям “райского уголка
земли”, и, наконец, эпически объективным
художником в изображении того послеобеденного
сна, который объемлет всю Обломовку.”
4) Ю.Манн.
“Писатель к Обломовке, явившейся во сне к
герою, отнёсся “не только ласково, но и с грустью,
сожалением”.
5) В.Кантор.
“Писатель рисует Обломовку даже сатирически –
“сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие
движения”.
IV. Анализ сна.
Гончаров приглашает читателя посетить
“благословенный уголок земли, чудный край”,
край детства Обломова.
Итак, герой переносится в своё детство.
- Почему этот уголок земли сулит “покойную и
долговременную жизнь”? - Обломовка. Каков её мир? (События, происходящие в
ней) - Сцена утренней встречи матери и маленького
героя. Отчего у сонного Обломова “медленно
всплыли из-под ресниц и стали неподвижно две
тёплые слезы”? Какие черты характера Обломова мы
видим? - Каков день Обломовых? Что самое запоминающееся
в нём? Как автор говорит об отце? О матери? - Каким мы видим Обломова — ребёнка?
- “Девиз” обломовцев? (“День прошёл и слава
богу”) - Какие сказки слушал юный герой?
- Отношение к труду.
- Три главных акта жизни.
- История с галерей. (Сходство Обломова с отцом)
- Нравы. Вечера в доме Обломовых.
- Расскажите о воспитании Обломова.
- Что же даёт нам эта глава для понимания героя?
- Чего же можно ожидать от человека, выросшего вот
в таких условиях? (Он привыкает быть “байбаком”,
“благодаря тому, что у него и подать и сделать
есть кому, тут уже даже и против воли он
бездельничает”) - Поняли ли мы Обломова?
V. Итог
В чём разгадка характера героя, предложенная
автором? Черты человека формируются в детстве.
Чистая, нежная душа Обломова, его “голубиная”
кротость берут истоки в Обломовке. Но лень и
беспомощность – тоже оттуда. Вот почему так
важна для нас эта ключевая глава романа.
Д. з. Штольц — Обломов, сравнить образы
героев.
Приложение