Урок в 10 классе сон обломова анализ эпизода
Цель:
— проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия).
Задачи урока:
— выявить роль сна в романе «Обломов»
— развивать у учащихся умение работать с текстом, анализировать художественные тексты, группировать, выделять главное и обобщать;
— воспитание активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.
Формы работы учащихся – фронтальная беседа, анализ текста, групповая работа, самостоятельная работа, применение имеющихся знаний в новой ситуации
Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблемув учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД
1. Владеть смысловым чтением.
2. Выявлять причинно-следственные связи.
3. Делать выводы.
4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
5. Представлять информацию в разных формах (текст).
6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.
7. Классифицировать по заданным основаниям.
8. Определять понятия.
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Тип урока Изучение нового материала
Ожидаемые результаты.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Знание текста романа; художественных приемов как средства создания образа Обломовки, мира и уклада жизни обломовцев; функции сна в художественном произведении и в романе «Обломов»»; жанровое своеобразие данной главы;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умение давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развивать навык выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса.
ЛИЧНОСТНЫЕ
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. Познавательный интерес к литературе, процессу научного познания. Понимание роли автора в произведении.
На доске тема
«_____Обломова» — ключ к разгадке_______героя»
Ход урока
II. Организация начала урока:
— Здравствуйте ребята! Садитесь, пожалуйста. Зовут меня Марина Николаевна Устинова. Сегодня урок литературы проведу у вас я. Надеюсь, что наше общение будет приятным и полезным.
— В названии темы нашего урока отсутствуют два слова. После просмотра видеофрагмента нам нужно восстановить одно из них.
(просмотр видеофрагмента)
— Как вы думаете, события какой главы содержатся в видеофрагменте?
(«Сон Обломова», IX глава)
— Вот и восстановили первое слово: СОН.
(внести в название темы слово СОН)
— Какие бы цели вы перед собой поставили? Что хотели бы выяснить для себя?
(-проанализировать сон
-какова функция сна Обломова в романе?
-каково жанровое своеобразие главы?
-почему И.А. Гончаров опубликовал «Сон
Обломова» раньше, чем первую часть романа?)
— Каковы будут результаты работы на уроке?
— А какие ассоциации вызывает у вас слово СОН?
Запишите несколько из них в рабочие листы.
Назовите.
— О сновидениях нам расскажет________________________________
(заранее подготовленное сообщение ученика(цы)
Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния. Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, испытывали, ставили перед выбором. Сновидения выполняют ретроспективную (взгляд в прошлое) и прогностическую функции. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего. Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы многозначны.
— Давайте вспомним, в каких ранее изученных произведениях вы встречались с эпизодами сна?
Произведение
Смысл сна
А.С.Пушкин
«Евгений Онегин»
сон Татьяны играет в романе большую роль. Он не только показывает глубокую народность главной героини, но и подсказывает читателю дальнейшие события произведения.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Пророческий сон Гринёва навеян метелью («…я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), он как бы продолжает описание бури. Сон предвосхищает дальнейшие события. Пушкин использует яркую символику сна. Например, «топор», которым размахивает «мужик», «мёртвые тела», кровавые лужи» — это не только образы сна, это страшные картины, увиденные Гринёвым после взятия Белогорской крепости.
А.Н.Островский «Гроза»
Сны Катерины раскрывают внутренний мир героини, мечтательность, поэтичность натуры. Сны неопределённые, смутные, волнующие.
В.А.Жуковский «Светлана»
Все неспокойные события во сне, отражение страхов, счастье искать в реальном мире)
А.С.Грибоедов
«Горе от ума»
Сон Софьи — Сон в самом начале произведения. Предсказывают дальнейшие события.
Н.В.Гоголь
«Ревизор»
Сон Городничего. Страх создает ситуацию заблуждения, связывают сон с приездом ревизора, он ему на голову свалился.
И.А.Гончаров «Обломов»
Сон Обломова
?
1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.
2. Сон — как предвидение будущего.
— Какую же функцию выполняет сон в романе «Обломов» И.А. Гончарова? Ответить на этот вопрос поможет работа в группах.
— Из скольких частей она состоит (условно)? Как вы это определили?
( «Сон Обломова» состоит из 3-х частей:
«Благословенный уголок земли»
Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира. Сказки няни.
Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь.
— Каждая группа анализируют свою часть сна, выделяя ключевые слова. Вопросы и тезисы вам в этом помогут. Затем делаем обзор каждой части.
Выступление групп
— Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей.
Природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование ЧЕГО??? – (Характера главного героя.)
(появляется слайд «+» и «-» стороны обломовской жизни)
Положительные моменты обломовской жизни
Отрицательные моменты обломовской жизни
Картина мира
1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.
2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.
1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, страх перед письмом).
Философия жизни.
1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.
2. В Обломовке нет места злу.
1. Из распорядка дня видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна, пустых вечеров и бесплодных разговоров.
2. Неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось» (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея).
Воспитание ребенка
1. Любовь матери.
2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.
1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.
2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.
— Какие черты характера сформировались у Обломова? Запишите в таблицу Рабочего листа. (дети записывают,)
Положительные черты
Доброта
Человеколюбие
Честность
Совестливость
Мягкосердечность
«голубиная» кротость
Умение чувствовать красоту
Самокритичность
Способность к самообвинению
Нежелание унижаться суетой (карьера, деньги слава)
Стремление к гармонии в душе
Отрицательные черты
Апатия
Неумение преодолевать трудности
Безволие
Нерешительность
Инертность
Барская спесь
Надежда на «авось»
Пассивность
Эгоизм
Пустая мечтательность
— Назвать несколько….
— Итак, в таблице отражены противоположные стороны жизни Обломова. И чаще всего, самого героя оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Перед вами два высказывания критиков. Прочитайте их. Какую сторону они приняли в Обломове?
Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
— Кто их них, по-вашему, прав?
(ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова, и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.)
— Теперь вернитесь к своим ассоциациям к слову «сон».
— Есть ли в характере Обломова то, что вы отметили в ассоциациях.
— Значит роль сна в романе мы определили верно.
Итог урока
— С какими мыслями вы уйдете с урока?
— Сегодня мы совершили с Обломовым путешествие в его детство, под лингвистическим микроскопом рассмотрели героя, чтобы понять, «отчего он такой». В нем много привлекательного: он обаятельный, добрый, мягкий, умеющий мыслить. Но он оказался не готов к жизни: его не научили трудиться, действовать самостоятельно, живую фантазию и любознательность не поощряли. В итоге порядочный, неглупый человек превратился в апатичного, и имя его стало нарицательным.
— Сегодняшняя беседа полезна для вас и как для будущих родителей. «Обломов» – пример того, как не надо воспитывать. И.А.Гончаров писал: «А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом»
Д/з
— Попробуйте дома на каждую букву фамилии героя подобрать слово, относящееся к характеру героя.
О –
Б –
Л –
О –
М –
О –
В –
Тема урока: «Сон Обломова»
Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия); работа над развитием связной речи учащихся, выразительным чтением, воспитание в детях активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.
Оборудование: портрет И.А.Гончарова, , презентация Microsoft PowerPoint.
I. Вводный этап:
Слово учителя: Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича.
II. Анализ произведения:
— О чём говорит название произведения?
имя главного героя, вынесенное в название, подчёркивает особенность его места в поэтическом мире произведения, подчёркивается тот интерес, который представляет именно его жизненная позиция для автора.
— Где эта позиция, суть отношения героя к миру выявлены наиболее полно?
В главе «Сон Обломова»
— Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» — сон Татьяны; у: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» — сон Петруши Гринева; у: «Баллады» В. Жуковского.
— А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?
1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.
2. Сон — как идиллия, мечта.
3. Сон — как предвидение будущего.
— Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?
1. Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.
2. Сон — показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.
— Какова композиция этой главы?
— Из скольких частей она состоит (условно)? Как вы это определили?
( «Сон Обломова» состоит из 4-х частей:
- «Благословенный уголок земли» (экспозиция).
- Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.
- Чудесная страна. Сказки няни.
- Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь).
— Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?
(Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя: показать истоки характера героя; как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя.)
— Какими средствами создаётся идилличность образа Обломовки? (Работа по тексту с опорой на домашнее задание.)
1. Отмечаем использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки:
а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;
б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);
в) любимые герои этого волшебного мира — Емеля, Милитриса Кирбитьевна, Илья Муромец.
2. Отражение древнего представления о «золотом веке» в жизни обломовцев (в работе опираемся на те знания, которые получили слушатели спецкурса «Мировая художественная культура»):
а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;
б) духовная щедрость;
в) естественность;
г) изобилие;
д) молодость, красота, долгожительство; смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой — вечный сон.
3. Черты христианского образа Эдема, рая в главе «Сон Обломова»: Обломовка —
а) мир изобилия;
б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето);
в) мир, где всем ясно, что труд — Божье наказание за излишнюю любознательность.
— Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?
Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов (обращаем внимание на смысловую нагрузку имени героя: Илья Ильич — знак повторения отца, его жизни).
Таким образом, Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка — мечта-утопия.
— Какое дополнительное прочтение получает образ Обломовки в контексте той борьбы идей середины XIX века в России, о которой говорилось на уроках?
Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России.
Итак, нравственный идеал Обломова — цельная гармоничная личность, социальный идеал — патриархальная неменяющаяся Россия. Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни, его эстетизация.
— Однако совпадает ли идеал героя с идеалом автора?
Обломовка, модель патриархальной России, — идеал героя. Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность (обращаем в связи с этим внимание на семантику фамилии героя: Обломов — «обломок», часть целого. Не гармония, не целое, а часть целого, обломок гармонии.
Положительные моменты обломовской жизни | Отрицательные моменты обломовской жизни |
Картина мира | |
1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней. 2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше. | 1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом). |
Философия жизни. | |
1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно. 2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам». | 1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров. 2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось». |
Воспитание ребенка | |
1. Любовь матери. 2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора. | 1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности. 2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя. 3. Воспитание Обломова «по-обломовски» |
Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?
Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?
IV. Домашнее задание. Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4) Илья Обломов Андрей Штольц
Описание внешности, происхождение, воспитание и образование , цели приезда в Петербург, образ жизни, идеал (норма) жизни, испытание любовью, итог жизни
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «СОН ОБЛОМОВА»
X КЛАСС
.
Эпиграф: «Лежанье не было ни необходимостью,
ни случайностью: это было нормальным состоянием».
- Вступление
(идея и проблематика романа — проблематика эпизода и его композиционная роль в произведении).
- Основная часть
(композиция, чувства, мысли, развитие характера героя с оценкой анализирующего, система художественно-изобразительных средств, авторское отношение).
Какое слово вас удивило в первом предложении? (На улице человек не жил, а
лежал.)
Сделайте вывод. (Лежать — жить — контекстуальные синонимы.)
По ходу урока вы должны будете подобрать контекстуальные синонимы к словам: труд, покой, любовь, служба, сон.
Почему так важно указать название улицы? (Это улица в центре столицы, следовательно, жизнь здесь должна кипеть.)
Сравните представление нашего героя с первым появлением Онегина, Печорина и Чичикова.
(Первый летит на почтовых, второй едет на перекладных, а последний въезжает в город. С каждым новым глаголом действие замедляется, а в последнем лежит вообще останавливается.)
— Докажите, что Гончаров был прав, написав вместо жил лежал. Для этого составьте распорядок дня Обломова (проверка домашнего задания).
День Обломова: 8.00 — проснулся рано; 9.30 — лежит, позвал и отправил назад Захара; 9.45 — лежит, заставляет Захара искать письмо, бранится с ним; 10.30 — начал, кряхтя, подниматься, но опять лег думать.
В течение двух с половиной часов он в полудреме, пересев с дивана на кресло, принимает гостей, каждый из которых является карикатурным образом с говорящей фамилией: Волков (суета жизни, в которой волка ноги кормят и выживают сильнейшие, руководствуясь законом человек человеку волк); Судьбинский (карьера, которая вместо судьбы определяет жизнь человека); Пенкин (литератор, всеядный журналист, стремящийся делать шум, снимающий пенки или с пеной у рта небескорыстно отстаивающий чьи-либо интересы; образ пены ассоциируется с пустым брожением, чем-то поверхностным); Алексеев (никто – ничто), Тарантьев (хитрец, взяточник, могущий процветать благодаря умению тарантить — говорить бойко, резко, скоро, торопливо, тараторить, или от слова таран, выражающего сущность персонажа, наглого, настырного, грубого).
Что же касается фамилии заглавного героя, то существуют разные версии:
1) писатель предчувствовал коренные перемены в русской жизни, чреватые обрывом преемственности многовековой традиции, потерей естественного иммунитета против разрушительных воздействий извне, надломом, или обломом, традиционного русского общества, всего жизненного уклада10;
2) образовано от слова обломъ, зафиксированного в словаре В.И Даля, в значении неуч, грубый, неуклюжий»;
3) Е.А.Боратынский в стихотворении «Предрассудок! Он обломок древней правды…» поднимает вопрос об утрате устоявшихся нравственных ценностей в связи с наступлением «железного века»; Гончаров понимает, что «древняя правда», обломком которой является Обломов, уже отмерла. Но ему близок романтический пафос поэта;
4) фамилия Обломов сигнализирует о доминанте фрагментарности и отсутствии цельности. На месте целого находятся распадающиеся остатки того, что когда-то было заложено и могло бы стать единым целым;
5) Гончаров указывал, что «Сон» — это, по сути дела, и есть название романа. Сон-обломон пришел в язык из русских сказок. Именно он объял Обломовку. У обломона есть и другое значение — сон, как бы придавивший человека могильным камнем;
6) может мотивироваться как существительным обломок — обломленная кругом вещь (В.И.Даль), остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего (MAC), так и прилагательным облый (круглый). В этом случае фамилия интерпретируется как гибридное образование облый и ломать, круг, символизирующий отсутствие развития, представляется разорванным (сломанным). Учащихся стоит ознакомить с данными версиями, так как, анализируя эпизод «Сон Обломова», не лишним будет порассуждать над топонимом Обломовка. «Что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» — обломок Эдема?»
13.00 — вновь лег на диван, но мечта о семейном счастье взбодрила его. Он сел, привстал, решил позавтракать. Начал писать письмо домовому хозяину, но не окончил: в гости пришел доктор, заявивший, что надо немедленно изменить образ жизни — это повергло Обломова в ужас (он сжался на стуле в комок).
15.00 — опять прилег, видит сон.
16.30 — приехал в гости Штольц, застав Захара, пытавшегося разбудить барина.
Каков же результат этого лежания? (Идет работа над: а) портретом героя с записью характерных черт и акцентировкой авторских приемов: обстоятельность, неторопливость, юмор, лиризм; б) интерьером кабинета с работой над ролью контраста, лежащего в основе описания; в) его одеждой с работой над эпитетами, художественной деталью
(восточный), синтаксисом (роль бессоюзия). Весьма наглядна символичность халата…)
В чем истоки такой апатии героя? (Необходима лексическая работа: апатия (греч. — франц.) — состояние вялости, полного безразличия, бесчувственности к происходящему, равнодушие.)
Обсуждается, как прошла жизнь Обломова на службе (5-я глава) и дома (6-я глава), каковы были жизненный идеал героя (8-я глава) и эпоха, в которую он жил (1-я, 2-я, 7-я, 8-я главы). Проверяются контекстуальные синонимы: труд — скука, покой — веселье, любовь—хлопоты, служба — семья, сон — смерть.
— Определите, с каким чувством (симпатии — антипатии) рисует Гончаров Обломова. Что может в нем привлекать и вас, и автора? (Способность к рефлексии, философскому осмыслению себя: Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова…) Запишите самостоятельно определения к слову такой и проверим их, аргументируя и дополняя друг друга. Определите тему и идею первой части, (Тема — один день из жизни как пример несостоятельности Обломова, идея — авторское отрицание жизни-лежания и недовольство героя собой.)
Чем выделяется 9-я глава? (Во-первых, имеет название, во-вторых, судя по нему, переводит повествование в ирреальныйплан.)
Вспомните произведения, в которых герои видят сны. Какова в них функция сна?
(В «Путешествии из Петербурга в Москву» и «Евгении Онегине» это сон-предсказание.)
Вы почувствовали необычность 9-й главы, ее отличие от других? В чем оно? «Сон Обломова» был опубликован в 1849 году, то есть за восемь лет до выхода книги, и, по мнению И.А.Гончарова, «служил ключом и увертюрой ко всему роману». (Лексическая работа: увертюра — музыкальное вступление к
оперному, театральному представлению.)
— Какую роль играет в романе мотив сна? (Это, по определению Ю.М.Лотмана,
сон — путь внутрь себя. Именно эта глава дает ответ на вопрос героя: «Отчего же это я такой?»)
— Чем увиденный Ильей Ильичом сон похож на сны вообще? (Он фрагментарен,
хотя имеет общую сюжетную линию.)
— Какова композиция сна и в чем ее особенность? (Состоит из четырех частей:
1) природа — экспозиция и деревня (жизнь крестьян) — завязка;
2) день Ильи в 7 лет;
3) сказки няни (2-й и 3-й фрагменты являются развитием действия);
4) Илья в 14 лет — спад действия.
Кульминация отсутствует, что служит выражением идеи «Сна…». Первые три части повествуют о том, как из века в век формировалась типичная жизненная философия русских дворян-помещиков, названная Гончаровым обломовщиной, а последняя часть показывает ее реальное воплощение и возможную судьбу Обломова, если бы не наступили перемены в жизни России. Каждый фрагмент
построен по типу рассуждения с обязательным выводом.)
— В чем отличие сна? (Отсутствует вымысел — это скорее сон-воспоминание, нежели сон-фантазия. Но особенность не столько в этом, сколько в «двойном зрении»: сон видят одновременно автор и герой, причем природа изображена через восприятие Обломова (отсюда и лиризм, поэтичность повествования), а повествователь комментирует это восприятие, насыщая данный фрагмент иронией. Остальные же эпизоды сна даны «глазами» автора и различаются
различной степенью конкретики и обобщения. Поэтому вряд ли верно утверждать, что Гончаров «поэтизирует» жизнь в Обломовке, то есть патриархальное прошлое.)
— Докажите это на примере пейзажа. Почему родовое имение героя названо Обломовкой?
— Какую роль играет природа в этой главе? (В основе описания лежит фигура отрицания, усиливающая антитезу: нет моря (оно не нежит слух, от него нет ограды душе), но зато есть река (то бежит весело, шаля и играя, то чуть-чуть ползет), пруд, ручей (под журчание сладко дремлется); нет высоких гор (они не для увеселения, держат в страхе и тоске за жизнь), но есть холмы (приятно кататься); небо жмется с любовью, как родительская надежная кровля; солнце подарит ясный, теплый день. Горы, море, скалы, пропасти, леса — это атрибуты романтизма, где герой силен духом, жить не может без борьбы; это в понимании Обломова грандиозное, дикое и угрюмое, среди которого человек так мал, слаб, так незаметно исчезает… Мирный (то есть тихий, спокойный) уголок в представлении героя — это сентиментальный пейзаж, где даже измученное волнениями сердце обретет никому неведомое счастье, покойную, долговременную жизнь и сну подобную смерть. «Обломовка описана как замкнутый мир, «уголок», отделенный от большого мира. Его можно окинуть взором… человек не чувствует себя в нем затерявшимся, слабым и одиноким… Это родной, подчеркнуто неэкзотический мир». Жанр идиллии объясняет стремление Обломова к миру простых людей, отношений, чувств. Эта же простота мироощущения героя выражается точностью эпитетов, меткостью сравнений, легкостью метафор.
Кстати, описывая «благословенный Богом уголок», автор рассматривает пейзаж не только с точки зрения места, но и времени — годового круга, и, что интересно, в восприятии крестьянина, тем самым сближая миропонимание барина Обломова и его крепостных. Поэтому родная Обломовка видится герою как нечто сказочное, пришедшее из фольклора: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит ее стать к лесу задом, а к нему передом. Тихо и сонно все в деревне… не видно ни души…» А далее следует ироничный комментарий автора, объясняющий умильную глубокую тишину в деревне: «…как муравей, гомозится на черной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом».
В пейзажных зарисовках природа изображена в разных состояниях: медленное пробуждение утром, ленивая истома полдня, вечерняя дремота. Но каждый раз «поражает иллюзия причастности природы к жизни об-ломовцев: в полдень всеобщее оцепенение в усадьбе захватывает и окружающую природу, которая замирает в своем движении, словно боясь внести диссонанс в размеренное существование людей. И это передается автором не только с помощью лексики, но и через ритм синтаксических конструкций»: «Полдень знойный; на небе ни облачка. Солнце стоит неподвижно над головой и жжет траву. Воздух перестал струиться и висит без движения. Ни дерево, ни вода не шелохнутся; наддеревней и полем лежит невозмутимая тишина — все как будто вымерло. Звонко и далеко раздается человеческий голос в пустоте» (курсив мой. — ГГ.). Анализируя микротему «Послеобеденный сон», нужно обратить внимание на роль глаголов преимущественно «недейственной» семантики, усиленной и подчеркиваемой распространителями, выражающими состояние неподвижности, статичность (неподвижно, без движения, невозмутимая тишина).
Рассуждения И.А.Гончарова об Обломовке завершаются выводом: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть… и что жить иначе — грех». Итак, состояние природы в эпизоде «Сон Обломова» отражает мир души героя (это прием параллелизма — один из распространенных в русском фольклоре), который уже фактом своего рождения в таком краю обречен на душевный покой и тишину, на социальную неподвижность, на вечный жизненный сон, подобный смерти.
— Следующая картина сна — день семилетнего Ильи. Сравните этот день с днем 33-летнего Обломова. Каким мы видим героя и его окружение? (Если портрет взрослого Обломова обстоятельный и точный, то мальчик — это условное изображение того идеала, который бы хотели видеть родители, скорее купидон, чем реальный ребенок. Целый день его будут окружать самые близкие люди: мама, отец, многочисленная родня и няня. Но больше всех им занимается… няня. Впрочем, это не удивительно: вспомним хотя бы детство А.С.Пушкина.
Чем же одаривают взрослые малыша? Мама осыпает его страстными поцелуями, осматривает жадными, заботливыми глазами, молится с ним, влагая в молитву всю свою душу. Дальнейшие функции мамы сводятся к ласкам: приласкав его еще, отпускала гулять в сад; перед ужином медленно расчесывает волосы Илюши, любуясь их мягкостью и ставя его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи. Задача матери была предельно проста: выходить здоровенького ребенка, чтобы дитя было всегда весело и кушало много, а когда подрастет — приискать ему подругу — тоже поздоровее, порумянее. Вот за эту слепую любовь, выражающуюся в беспрестанной ласке и обилии булочек, сухариков, сливочек, Обломов до конца жизни был благодарен маме.
Обломов-старик настолько погружен в заботы о хозяйстве, что заниматься сыном ему недосуг (мал еще ребенок, не дорос до внимания отца; это со Штольцем папа уже и читает, и карты изучает): «Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается во дворе». Недостаток же отцовского внимания компенсируют многочисленные старушки, проживающие в доме: «подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошенных поцелуев».
Няня — это тот человек, который изо дня вдень рядом с Ильей, Няня ждет его пробуждения утром, а вечером: «Приходила нянька и, взяв его с коленей матери, уносила сонного… в постель». И любит она его не меньше мамы,
В результате все эти любящие и заботливые люди вырастили абсолютно безвольного и беспомощного взрослого человека! Л ведь родился Илья, как и все дети, любознательным, пытливым ребенком. Молясь с мамой, рассеянно повторял слова, глядя в окно, откуда его призывно манило в живой, полный приключечий и открытий мир. Ребенок не дождался предостережений матери: он уж давно на дворе. Он с радостным изумлением, как будто в первый раз… обежал дом… Ему страсть хочется взбежать на галерею… Он не внимал запрещениям матери и направился к соблазнительным ступеням… Он бросился к сеновалу, с намерением взобраться по крутой лестнице… Его постоянно тянет вверх, как будто он хочет преодолеть замкнутый мир Обломовки.
И блаженный миг свободы от обломовских оков настал — послеобеденный сон! Анализируя этот отрывок, работаем с глаголами: они имеют конкретную семантику (искал, ловил, забирался, роется, отыскивает), причем подбор однокоренных слов и синонимов усиливает живописность картины подчеркиванием семантических оттенков (убегал, взбегал, обегал, выбежит, сбегать). Выразительны и сопутствующие глаголам слова, передающие динамику движений мальчика и его радостное, восторженно-активное восприятие мира, противоположное всеобщей апатии окружающих (на цыпочках, пристально, с замиранием сердца, с наслаждением и т.д.).
После сна пили чай. занимались чем-нибудь, ужинали и убаюкивали мальчика сказками. «Вот день-то и прошел, и слава Богу!.. Прожили благополучно; дай Бог и завтра так!» — делает вывод автор от имени обломовцев.)
— Какие же законы обломовщины с рождения определяли жизненный путь человека? ( 1) Забота о пище была первая и главная забота; 2) всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти; 3) сказка до конца жизни сохраняет свою власть.)
— Какую роль в философии обломовщины играет сказка? (Сказка для обломовцев — это не просто попытка с помощью воображения объяснить и разгадать мир, но реакция на страшный мир реальной жизни, от которой люди так надежно спрятались, заменив жизнь вымыслом: …сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения… заставляли человека творить среди естественно