В чем смысл первого второго и третьего сна раскольникова

В чем смысл первого второго и третьего сна раскольникова thumbnail

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» множество символичных сцен, которые играют важную роль для смысла произведения. Ярким примером являются сны Раскольникова и их значение. Через образы, являющиеся герою во снах, к нему приходят важные решения, а читатель более точно понимает внутренние переживания героя.

Сны Раскольникова в романе занимают важное место. Каждый из них является знаковым для судьбы Раскольникова. Приходят они в особо ярких состояниях и имеют очень символичное значение. Наиболее удобно символику и значение снов героя отобразить таблица «Сны Раскольникова».

Сон

Содержание

Значение

Символика

Сон о лошади

Далекое детство Родиона. Они с отцом направляются в церковь и проходят мимо кабака. Родя видит, как выпившие мужики жестоко избивают маленькую слабую лошадь, которая запряжена в очень большую, несоразмерную ей телегу. Родя хочет заступиться за животное, но на его глазах лошадь убивают, прибив до конца железным ломом.

Сон как бы подготавливает Раскольникова, остерегает его, говорит о том, что задуманное злодеяние противоречит чистой душе и положительным качествам героя.

Церковь и кабак как противопоставление жизненных позиций, но находятся они совсем рядом друг с другом. Кабак является олицетворением зла и жестокости, пьянства, которое приводит к негативным последствиям. Церковь же – олицетворение чистого и светлого начала в человеке, Бога.

Церковь и кабак не случайно находят недалеко друг от друга: это показывает, что каждый человек волен сам выбирать, по каким принципам ему жить, а от добра до зла может быть всего один шаг.

Сон об Африке

Египет, оазис, голубая вода и теплый песок.

Жажда души, стремление к чистому и прекрасному. Сон снится на кануне убийства, герой все еще может остановиться и выбрать путь чистой жизни.

Оазис, голубая вода, тепло – как чистота побуждений и образа жизни среди океана нищеты и разрата, грязных мыслей и злобных затей.

Сон об Илье Петровиче и хозяйке

Сон происходит как в бреду. во сне приходит полицейский Илья Петрович и Родион якобы слышит, как внизу он бьет хозяйку квартиры.

Страх Родиона быть разоблаченным, пойманным за свое преступление. Раскольников боится, что его арестуют и ничего не предпринимает для спасения хозяйки.

Сцена выступает как композиционный двойник убийства старухи и Лизаветы. Родион мог остановить себя, одуматься, но ничего не сделал.

Сон о смеющейся старухе

По зову какого-то человека, Раскольников приходит в квартиру процентщицы и видит ее сидящей в углу. Герой пытается расправиться со старухой, но у него не получается, он слышит только ее смех.

Раскольников сбегает и оказывается под взглядом множества людей, которые притаились и молча ждут, что он будет делать.

Сон символизирует внутреннее состояние героя. Не зря сон снится именно перед приходом Свидригайлова, который сознается, что все знает.

Сон означает полный провал эксперимента над собой.

Смех выступает как победа старухи – убил ее, но не выиграл, а проиграл ей, испытывая муки совести.

Сон о конце света

Все люди подвержены страшной болезни. Они должны погибнуть, заражены злобой и жестокостью, убивают друг друга и плодят ужас на Земле. Только некоторые избранные могут выжить с помощью того, что несут в мир свет и чистоту.

Сон снится Раскольникову, когда он находится на каторге, после всех перенесенных им мук. Рядом с ним – Соня, которая умеет сострадать и несет в себе всю боль человечества, очищение и страдание.

Каторга и Соня становятся для героя началом новом жизни и искупления своего страшного греха.

Сон как символ обновления души, ее очищения.

С помощью данной таблицы можно написать сочинение на тему «Сны Раскольникова», указать их значение и символический смысл.

Источник

В своих произведениях Достоевский неоднократно использует сны как средство художественной выразительности.

Тема сна

Описание
сна Раскольникова

Глава
в романе

Сон о лошади

Накануне преступления Раскольникову снится сон о лошади, которую забивают до смерти кнутом. Судя по всему, будучи маленьким мальчиком, Раскольников вживую видел убийство лошади и это воспоминание сохранилось в его голове. Этот сон как будто напоминает Раскольникову о том, что он способен чувствовать жалость и сострадание к живому существу:

«…Страшный
сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…»

«…в
большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская
клячонка…»

«…Он
проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в
ужасе…»

Сон отражает двойственность натуры
Раскольникова (как и любого человека). Во сне Раскольников испытывает жалось к
лошадке, к животному. Но при этом в реальной жизни он замышляет убийство человека, к которому жалости не
испытывает.

Часть 1, Глава V

Сон об Африке

Сон об Африке снится Раскольникову накануне преступления, когда герой находится в болезненном состоянии. В
этом сне Раскольников видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни,
золотой песок.

«…Ему
все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось
ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…”

Этот сон представляет собой полный контраст реальной жизни Раскольникова — жалкой, бесцветной и серой.

Часть 1, Глава VI

Сон об Илье Петровиче и хозяйке

После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о полицейском Илье Петровиче,
который бьет хозяйку квартиры, в которой живет главный герой.

Во
сне Раскольников чувствует страх, что за ним могут прийти, чтобы арестовать:

«…Вдруг
Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи
Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…»

«…Но,
стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из
того же… из-за вчерашнего…»

«…Страх,
как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…»

В этом сне воплощается страх Раскольникова за то,
что его разоблачат и арестуют. В то же время во сне Раскольников
не предпринимает ничего, чтобы сбежать, закрыться, не сдаться полиции.

Часть 2, Глава II

Сон о смеющейся старухе

Перед
приходом Свидригайлова к Раскольникову главный герой видит бредовый сон о покойной старухе-процентщице. Во
сне Раскольников идет в квартиру старухи вслед за каким-то человеком, который зовет его за собой. 

В квартире старухи в углу гостиной Раскольников видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется.
Раскольников пытает расправиться со старухой, но ему это не удается и смех старухи только усиливается:

«…старушонка
сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех
сил крепясь, чтоб он ее не услышал…»

Не сумев совладать со старухой, Раскольников бежит прочь, но повсюду видит людей – на лестнице, в
помещениях и т.д.:

«…все
смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги
не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…»

В этом сне Раскольников испытывает страх разоблачения и позора,
которые мучают его в реальности. 

Часть 3,

Глава VI

Сон о конце света

Это –
последний сон Раскольникова, который снится герою уже
на каторге. Отбывая срок на каторге, Раскольников однажды заболевает и попадает в больницу. В болезненном
бреду он несколько раз видит, судя по всему, повторяющийся сон о конце света:

«…Он
пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он
припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в
болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и
невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были
погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных…»

Этот последний сон снится Раскольникову в Сибири на каторге. Каторга становится для героя началом его новой жизни и искупления греха. Этот сон Раскольникова – символ очищения и обновления души героя. Это очень яркий и эмоциональный сон, который говорит об активной внутренней
работе героя.

Эпилог

Читайте также:  Во сне мерить туфли на высоком каблуке

Источник

В композиции романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» сны Раскольникова занимают важнейшее место, являясь неотъемлемой частью построения произведения. Сны в романе – это отражение внутреннего мира героя, его идей, теорий, мыслей, скрытых от его сознания. Это важная составляющая романа, которая дает читателю возможность проникнуть во внутренний мир Раскольникова, понять саму сущность его души.

Сны в психологии

сон раскольникова

Изучение личности человека — очень тонкая наука, балансирующая между точными установками и философскими умозаключениями. Психология часто оперирует такими загадочными и неоднозначными категориями, как «сознание», «бессознательное», «психика». Здесь для разъяснения поступков человека главенствующим является его внутренний мир, скрытый порой даже от самого пациента. Свои аморальные мысли и чувства он загоняет глубоко вовнутрь, стыдясь признаться в них не только окружающим, но даже самому себе. Это вызывает душевный дисбаланс, способствует развитию неврозов и истерий.

Для разгадывания состояния человека, истинных причин его моральных страданий психологи часто используют гипноз или разгадывание сновидений. Именно сон в психологии — это выражение бессознательного в психике человека, его подавленного «я».

Сон как прием психоанализа в романе

преступление и наказание сон раскольникова

Достоевский — очень тонкий психолог. Он словно выворачивает наизнанку души своих героев перед читателем. Но делает это не явно, а постепенно, как бы рисуя перед зрителем картину, на которой каждый должен увидеть особенные узоры. В произведении «Преступление и наказание» сон – это способ раскрытия внутреннего мира Раскольникова, его переживаний, эмоций и дум. Поэтому так важно определить содержание снов Раскольникова, их смысловую нагрузку. Также это необходимо для того, чтобы разобраться как в самом романе, так и в личности героя.

Церковь и кабак

сны раскольникова краткое содержание

В течение всего произведения Родион Романович видит сны пять раз. Точнее, три сна и два полубреда, происходящие на грани сознания и нереальности. Сны Раскольникова, краткое содержание которых позволяет уловить глубинный смысл произведения, позволяют читателю ощутить внутренние противоречия героя, его «тяжелые размышления». Так происходит в случае с первым сном, в котором в какой-то степени идет внутренняя борьба героя. Это очень важный момент. Это сон перед убийством старухи-процентщицы. На нем необходимо заострить внимание. Это системообразующий эпизод, от которого, как от камня, пущенного в воду, расходятся волны по каждой странице романа.

Читайте также:  Скачать я целовал тебя во снах

Первый сон Раскольникова – порождение болезненного воображения. Он видит его в своей «комнатушке» после того, как повстречал пьяную девочку на бульваре. Сон возвращает Родиона в далекое детство, когда он жил в своем родном городке. Жизнь там настолько проста, обычна и скучна, что даже в праздничные дни ничто не в состоянии разбавить «серенькое время». Причем сон Раскольникова Достоевским изображался в мрачных, отталкивающих тонах. Контраст создает лишь зеленый купол церкви да красные и синие рубашки, которые принадлежат пьяным мужикам.

В этом сне есть два места, которые являются противопоставлением друг другу: кабак и церковь на кладбище. Церковь на кладбище является определенным символом: как жизнь начинает свою человек в церкви, так и заканчивает ее там же. А кабак, в свою очередь, ассоциируется у Родиона со злобой, низостью, закостенелостью, пьянством, грязью и развращённостью его обитателей. Веселье обитателей кабака как у окружающих, так и у самого маленького Роди вызывает только страх и отвращение.

И два этих центра – кабак и церковь — не случайно находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Этим Достоевский хочет сказать, что человек, какой бы он ни был отвратительный, может в любой момент прекратить низкую жизнь и обратиться к всепрощающему Богу. Для этого лишь надо начать новую, «чистую» жизнь, жизнь без грехов.

Старый детский кошмар

анализ сон раскольникова

Обратимся теперь не к символам этого сна, а к самому Родиону, который во сне погрузился в мир своего детства. Он вновь переживает кошмар, свидетелем которого был в раннем детстве: Родион вместе с отцом направляется на кладбище, чтобы навестить могилу маленького брата, погибшего в 6-месячном возрасте. А путь их пролегал через кабак. У кабака стояла ломовая лошадь, которая была запряжена в телегу. Из кабака вышел пьяный хозяин лошади и стал приглашать своих приятелей прокатиться на телеге. Когда старая лошадь не сдвинулась с места, Микола стал хлестать ее кнутом, который он затем сменил на лом. После нескольких ударов лошадь умирает, а Родион, видя это, бросается на него с кулаками.

Анализ первого сна

Именно этот в романе «Преступление и наказание» сон является важнейшей составляющей всего романа. Он позволяет впервые увидеть читателям убийство. Только убийство не задуманное, а реальное. В первом сне заложен смысл, который несет огромную смысловую и символическую нагрузку. Он наглядно демонстрирует, откуда у героя развилось чувство несправедливости. Это чувство – порождение исканий и ментальных страданий Родиона.

Всего лишь один в произведении «Преступление и наказание» сон Раскольникова – это тысячелетний опыт угнетения и порабощения людьми друг друга. Он отражает жестокость, которая и управляет миром, и ни с чем не сравнимую тоску по справедливости и человечности. Эту мысль с поражающим мастерством и ясностью Ф.М. Достоевский смог показать в столь коротком эпизоде.

Второй сон Раскольникова

второй сон раскольникова

Интересно, что после того, как Раскольников увидел первый сон, он долгое время больше не видит снов, кроме посетившего его перед убийством видения — пустыня, в которой есть оазис с голубой водой (это символ: голубой – цвет надежды, цвет чистоты). То, что Раскольников решает напиться из источника, говорит о том, что еще не все потеряно. Он еще может отказаться от своего «опыта», избежать этого ужасного эксперимента, который должен подтвердить его сумасбродную теорию о том, что убийство «вредного» (плохого, подлого) человека непременно принесет облегчение обществу и сделает жизнь хороших людей лучше.

На грани бессознательного

В лихорадочном припадке, когда герой мало что соображает из-за бреда, Раскольников видит, как хозяйку его квартиры якобы избивает Илья Петрович. Нельзя выделить этот эпизод, произошедший во второй части романа, в отдельный сон, так как это в большей степени «бред и слуховые галлюцинации». Хотя это в какой-то мере говорит о том, что герой предчувствует, что будет «отщепенцем», «изгоем», т.е. на подсознательном уровне знает, что его ждет наказание. Но также, возможно, это игра подсознания, которое говорит о желании уничтожить еще одну «тварь дрожащую» (хозяйку квартиры), которая так же, как и старуха-процентщица, не достойна, по его теории, жить.

Описание очередного сна Раскольникова

содержание снов раскольникова

В третьей части произведения Родиону, который уже расправился с Аленой Ивановной (также убив при этом невинную Лизавету Ивановну), снится еще один сон, постепенно переходящий в бред. Очередное сновидение Раскольникова подобно первому. Это кошмар: старуха-процентщица во сне жива, и на бесплодные попытки убить себя она отвечает Раскольникову смехом, смехом «зловещим и неприятным». Раскольников пытается убить ее повторно, но гомон толпы, которая настроена явно недоброжелательно и злобно, не позволяет ему сделать дело. Достоевский этим показывает мучения и метания главного героя.

Читайте также:  Таблетки для крепкого сна на ночь

Психоанализ автора

сны раскольникова кратко

Этот сон полностью отражает состояние героя, который был «надломлен», так как его эксперимент показал ему, что он не способен переступать через людские жизни. Смех старухи – это смех над тем, что Раскольников оказался не «Наполеоном», который с легкостью может жонглировать человеческими судьбами, а ничтожным и смешным человеком. Это своеобразное торжество зла над не сумевшим уничтожить в себе совесть Раскольниковым. Чисто композиционно этот сон является продолжением и развитием размышлений Раскольникова над своей теорией, по которой он делил людей на «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет». Эта его неспособность перешагнуть через человека и подведет Родиона к черте, к возможности в дальнейшем «возродиться из пепла».

Последний сон

значение снов раскольникова

Последний в романе «Преступление и наказание» сон Раскольникова является еще одним своеобразным полусном-полубредом, в котором нужно искать надежду на возможность перерождения героя. Этот сон избавляет Родиона от сомнений и поисков, так мучавших его все время после убийства. Последний сон Раскольникова – это мир, который должен исчезнуть из-за болезни. Как будто в этом мире есть духи, которые наделены умом, которые обладают волей, способной подчинять людей, делая из них марионеток, бесноватых и сумасшедших. Причем сами марионетки после заражения считают себя истинно умными и непоколебимыми. Зараженные люди убивают друг друга, как пауки в банке. После третьего кошмара Родион исцеляется. Он становится нравственно, физически и психологически свободным, исцеленным. И он готов следовать совету Порфирия Петровича, готов стать «солнцем». Он приближается тем самым к порогу, за которым кроется новая жизнь.

В этом сне Раскольников смотрит на свою теорию совсем другими глазами, теперь он видит, что она бесчеловечна, и расценивает ее уже как опасную для человеческого рода, для всего человечества.

Исцеление

Таким образом, Раскольников переосмыслил всю свою жизнь, круто изменив свое мировоззрение. Главное достижение Раскольникова – это его отказ от несостоятельной теории. Его победа в том, что он смог освободиться от заблуждений. Герой постепенно приблизился к духовному и нравственному совершенству, т.е. прошел путь, хоть трудный, болезненный и наполненный страданиями, но все же очистительный и духовно возрождающий. Именно страдание у Достоевского — это путь к настоящему счастью.

Заключительный аккорд

В статье были изложены сны Раскольникова кратко и сжато, но максимально точно, без утери важных моментов. Эти сны очень важны в содержании произведения. Они, словно нить, связывают события в романе. Именно описания снов способствуют тому, что читатель предельно концентрируется на сюжетных перипетиях, на системе образов, которые вводит автор. Грезы героя подготавливают читателя к последующим сценам и имеют большое значение для понимания основных идей романа. Они также значимы для произведения в художественно-изобразительном плане.

Помимо этого, сны очень важны тем, что помогают определить психологическое состояние Родиона, его чувства и эмоции. Автор посредством грез главного героя проводит важный психологический анализ. Сон Раскольникова, в котором он видит себя ребенком, позволяет нам понять его душевное самочувствие. Он тогда пытался сопоставить свое отвращение к убийству лошади с ощущениями от реального убийства, которое задумал. Возможно, если бы он прислушался к своим ощущениям, то смог бы избежать внутреннего раскола, который и стал для него ужасной трагедией. К тому же первый сон явно дает понять читателю, что Раскольников — не пропащий человек, что ему присущи сострадание и желание защитить слабого. Это позволяет посмотреть на «подлого убийцу» под другим углом.

Сны в романе имеют свои отдельные функции и настроения в каждом конкретном эпизоде романа, но их общее назначение неизменно. Значение снов Раскольникова заключается в том, чтобы раскрыть основную идею произведения. Идею, которая говорит нам о том, что каждый человек — это ценность, нельзя делить людей на «вшей» и «полезных». Идею, которая показывает, что никто «права не имеет» вершить человеческие судьбы. Идею, которая свидетельствует о том, насколько тяжелы муки совести.

Многие писатели использовали сны в своих произведениях, но мало кто смог добиться того, чего добился Ф.М. Достоевский. То, как он тонко, глубоко и вместе с тем ярко описал с помощью сна психологическое состояние персонажа, поражает не только обывателя, но и истинных знатоков литературы.

Источник