В каких произведениях русской классики автор изображает сон героя
Рай на земле, кровавые расправы, политические программы и групповой секс. Да-да! Это было в тех книжках, что все мы с вами читали в школе. Если вы считаете, что вам сегодня снился какой-то бред, то советуем ознакомиться со снами героев классической русской литературы.
Вещие сны Татьяны и Гринева
Александр Пушкин очень любил вещие сны, и ничего хорошего его героям они не сулили. Начнем с самого главного — сновидения Татьяны из «Евгения Онегина», которое занимает значительную часть пятой главы. Во время святок Татьяна, как и другие девушки, гадает на суженого. Понятно, кого она ожидает увидеть во сне. Она и увидит, вот только дальше что-то пойдет не так: Онегин будет пировать в компании чудовищ и прочих «адских привидений», а потом пронзит длинным ножом оказавшегося в том же доме Владимира Ленского.
С одной стороны, страшное видение готовит читателя к дальнейшим драматическим событиям, с другой — еще раз подчеркивает впечатлительность Татьяны. Она, конечно же, знает, что в святки человек заигрывает с нечистой силой, но все равно гадает. Поэтому-то все черти, ведьмы и чудовища во главе с желанным суженым настигают ее во сне.
Петр Гринев из «Капитанской дочки» — натура менее впечатлительная, но ему тоже снится сон, который предрекает страшные события. Причем не только герою, но и всей России. В нем он приезжает домой, где мать встречает его на крыльце и зовет проститься с отцом. На месте отца Гринев видит мужика с черной бородой. Он не хочет просить у самозванца благословения, и тот вскакивает с постели, достает топор и начинает размахивать им. В этот момент герой пробуждается. Этот сон он видит после странной встречи с безымянным мужиком, который впоследствии окажется Емельяном Пугачевым.
Самый сладкий. Сон Ильи Обломова
Сон заглавного героя романа «Обломов» занимает целую главу. И в нашем стремительном мире его можно использовать как интеллектуальную альтернативу разным релакс-приложениям, предлагающим смотреть на красивую картинку и ничего не делать в течение пары минут.
Попробуем сжать полные счастья и света страницы до нескольких предложений. Илье Ильичу снится родная Обломовка. Маленького Илюшу все любят, погода отличная, кормят прекрасно. Короче говоря, там очень хорошо. Настолько хорошо, что покидать деревню и не хочется. И вот взрослый Обломов буквально даже не встает с дивана, потому что этот образ земного рая для него недостижим.
Сон является ключом не только к характеру главного героя, но и к главной философской идее романа Ивана Гончарова. Конечно, у каждого из нас есть своя Обломовка, где трава зеленее и время замерло в высшем пике наслаждения. Но этот недостижимый идеал — не повод опускать руки и ничего не делать, иначе рискуешь свой рай потерять. А вот если двигаться вперед, то вполне можешь обрести земное подобие рая, которое в конце романа получают Штольцы. Одним словом, две минуты на релакс-приложение — и работать дальше.
Самые противоречивые. Сны Анны Карениной
В романе Льва Толстого «Анна Каренина» животная любовь Анны и Вронского противопоставляется возвышенным отношениям Левина и Китти Щербацкой. И у тех, и у других сильная до телепатии связь. Правда, пока Левин и Китти по первым буквам слов, выведенных на зеленом сукне, читают мысли друг друга, Каренина и Вронский видят один и тот же страшный сон.
С одной стороны, он навеян обстоятельствами их первой встречи, с другой — выступает в качестве обещания трагической развязки. Оба героя видят мужичка с всклокоченной бородой, копошащегося в мешке и бормочущего что-то по-французски. Анна отчетливо слышит слова: «Родами, родами умрете, родами, матушка». Конечно, речь пойдет не о настоящих родах, которые героиня благополучно переживет, а о «родах души» незадолго до гибели.
В книге Анна видит и еще один сон. В нем некоторые толкователи улавливают намек на групповой секс: «Одно сновиденье почти каждую ночь посещало ее. Ей снилось, что оба вместе были ее мужья, что оба расточали ей свои ласки. Алексей Александрович плакал, целуя ее руки, и говорил: как хорошо теперь! И Алексей Вронский был тут же, и он был также ее муж».
Самые многообещающие. Сны Веры Павловны
Есть вещие сны, есть сны по Фрейду, а есть сны-политические программы. Такие снятся Вере Павловне — героине романа Николая Чернышевского «Что делать?».
В первом сне еще просто Верочка Розальская, заточенная в подвале, выбирается на свободу. Она встречает прекрасную женщину, которая всем помогает, и тоже рвется делать добро всем встречным. Сон символизирует, конечно, освобождение от собственного окружения и его ложных представлений о мире.
Во втором сне Вера слышит рассуждения Лопухова и Мерцалова о реальной и фантастической грязи. Реальная служит почвой для начала новой жизни, вторая же, лишенная движения, бесплодна. Эти два типа символизируют людей труда и бездельников, живущих за счет других.
В третьем (пожалуй, самом личном) сновидении Вера Павловна в компании знаменитой певицы читает свой дневник и понимает, что не любит своего мужа, а любит Александра Кирсанова.
А вот знаменитый четвертый сон — полноценная утопия с новым мировым устройством, где люди труда получают по справедливости, нет тунеядцев и трутней и вообще все счастливы. Понятно, что утопия эта находится в России.
Композиционный ход Чернышевского, который в сны героини вложил свои идеи, не оставил без внимания Виктор Пелевин. Он написал рассказ «Девятый сон Веры Павловны», вышедший в сборнике «Синий фонарь» в 1991 году.
Самые страшные и безупречные. Сны Родиона Раскольникова
Федор Достоевский — самый щедрый на сновидения отечественный классик. Сны видят Алеша и Иван в «Братьях Карамазовых», Ставрогин и Верховенский в «Бесах», Ипполит Терентьев в «Идиоте», а также герои «Подростка», «Двойника» и других произведений писателя. Не говоря уж про фантастический рассказ «Сон смешного человека».
Но, пожалуй, самые важные и характерные для творчества Достоевского сновидения — у Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании». Они безупречны — максимально приближены к реальным нелогичным видениям обычного человека, полны странных и страшных образов, символов и отсылок к текущим переживаниям героя и его жизни в целом. Если коротко, сны Раскольникова — мечта психоаналитика.
Так, накануне убийства герой видит сон о забитой лошади, который явно навеян старыми детскими впечатлениями. Родион переживает за животное, хотя в реальности готовит безжалостное убийство старухи-процентщицы. После убийства все его видения — воплощение страха о разоблачении. А эмоциональный последний сон Раскольникова-каторжанина о моровой язве, идущей из глубин Азии на Европу, сулит выздоровление его души.
Как соотносится с реальными событиями пьесы придуманный Софьей сон? (Горе от ума)
В данном эпизоде, который является экспозицией комедии, Софья рассказывает отцу о своем сне. В словах о «милом человеке», который «вкрадчив и умен», можно разглядеть образ Чацкого, но в то же время и Молчалина, который «робок» и «в бедности рожден». Она предсказывает развязку событий, связанных со сватовством претендентов на ее руку. Рассказывая о каких-то «не людях» и «не зверях», она будто бы описывает предстоящий бал у Фамусова, на котором московское общество поднимает «стон, рев, хохот, свист чудовищ». В этих словах угадывается тема сплетни о сумасшествии Чацкого, пущенная перед его отъездом из города. Таким образом, придуманный Софьей сон претворяется в жизнь.
В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чем их можно сравнить со сном героини пьесы А.С.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Грибоедова?
Сны героев описаны в таких произведениях, как роман «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.
Петр Гринев, герой Пушкина, видит во сне мужика с черной бородой в образе своего отца, который с топором в руках требует взять у него благословение. Как и в случае со сном Софьи, гриневский сон предвещает дальнейшие события: мужик оказывается бунтовщиком Пугачевым, который поднимает настоящую крестьянскую войну.
Герой Достоевского, Родион Раскольников, перед убийством видит сон о забитой кляче, которую он бежит спасать от рук пьяного мужика. Подобно сну Софьи, сон Раскольникова раскрывает внутренний мир героя: мы понимаем, что он не способен на убийство и по натуре милосерден. Софья же выявляет свою противоречивую натуру.
Почему советы Чацкого пришлись не по душе Наталье Дмитриевне и её мужу?
В данном эпизоде представлен диалог между Чацким, Натальей Дмитриевной и ее мужем. Платон Михайлович – старый друг Чацкого, знакомый ему в те поры, когда он был еще молод и весел. Ему стыдно перед ним и собой за то, каким он стал после последней встречи с Чацким: унылым, под вечным контролем жены, ленивым. Наталья Дмитриевна же опасается, что Чацкий с его напоминаниями о прошлой жизни мужа выведет его из-под ее власти, и она не сможет больше опекать его. Для этого она придумывает ему всяческие болезни и занятия, которые ему не по душе, потому что так легче управлять им. Именно поэтому слова Чацкого не нравятся ни ей, ни ее мужу.
В каких произведениях русских писателей изображены герои-антиподы и в чём этих героев можно сопоставить с участниками данной сцены «Горя от ума»?
Герои-антиподы представлены в таких произведениях, как роман И.А. Гончарова «Обломов» и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Антипод – это герой, противопоставленный по какому-то критерию главному герою. Антиподами являются гончаровские Обломов и Штольц, друзья с детства. Так же как и Чацкий, Штольц деятелен и активен, а Обломов, подобно Платону Михайловичу, спокоен и ленив.
Как и в «Горе от ума», в романе Тургенева антиподы – Базаров и Павел Петрович – имеют разные взгляды на жизнь. Это становится причиной разногласий и непониманий.
Как характеризует Чацкого его рассказ о госте из Бордо?
В данном эпизоде Чацкий произносит важный для понимания его образа монолог. Рассказывая о госте из Бордо, который, приехав в Россию, не увидел ничего русского, а только заимствованное, Чацкий возмущается, что Россия потеряла свою самобытность. Его раздражает то, что русские не ценят своей культуры, своего языка, а глупо перенимают все у иностранцев. Несмотря на то, что его осмеивают за его взгляды, он не отказывается от них, оставаясь при своем мнении, что русский народ не должен терять своей души. Таким образом, Чацкий в данном эпизоде предстает человеком глубоко патриотичным и ценящим все русское.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id31872
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
Рай на земле, кровавые расправы, политические программы и групповой секс. Да-да! Это было в тех книжках, что все мы с вами читали в школе. Если вы считаете, что вам сегодня снился какой-то бред, то советуем ознакомиться со снами героев классической русской литературы.
Вещие сны Татьяны и Гринева
Александр Пушкин очень любил вещие сны, и ничего хорошего его героям они не сулили. Начнем с самого главного — сновидения Татьяны из «Евгения Онегина», которое занимает значительную часть пятой главы. Во время святок Татьяна, как и другие девушки, гадает на суженого. Понятно, кого она ожидает увидеть во сне. Она и увидит, вот только дальше что-то пойдет не так: Онегин будет пировать в компании чудовищ и прочих «адских привидений», а потом пронзит длинным ножом оказавшегося в том же доме Владимира Ленского.
С одной стороны, страшное видение готовит читателя к дальнейшим драматическим событиям, с другой — еще раз подчеркивает впечатлительность Татьяны. Она, конечно же, знает, что в святки человек заигрывает с нечистой силой, но все равно гадает. Поэтому-то все черти, ведьмы и чудовища во главе с желанным суженым настигают ее во сне.
Петр Гринев из «Капитанской дочки» — натура менее впечатлительная, но ему тоже снится сон, который предрекает страшные события. Причем не только герою, но и всей России. В нем он приезжает домой, где мать встречает его на крыльце и зовет проститься с отцом. На месте отца Гринев видит мужика с черной бородой. Он не хочет просить у самозванца благословения, и тот вскакивает с постели, достает топор и начинает размахивать им. В этот момент герой пробуждается. Этот сон он видит после странной встречи с безымянным мужиком, который впоследствии окажется Емельяном Пугачевым.
Самый сладкий. Сон Ильи Обломова
Сон заглавного героя романа «Обломов» занимает целую главу. И в нашем стремительном мире его можно использовать как интеллектуальную альтернативу разным релакс-приложениям, предлагающим смотреть на красивую картинку и ничего не делать в течение пары минут.
Попробуем сжать полные счастья и света страницы до нескольких предложений. Илье Ильичу снится родная Обломовка. Маленького Илюшу все любят, погода отличная, кормят прекрасно. Короче говоря, там очень хорошо. Настолько хорошо, что покидать деревню и не хочется. И вот взрослый Обломов буквально даже не встает с дивана, потому что этот образ земного рая для него недостижим.
Сон является ключом не только к характеру главного героя, но и к главной философской идее романа Ивана Гончарова. Конечно, у каждого из нас есть своя Обломовка, где трава зеленее и время замерло в высшем пике наслаждения. Но этот недостижимый идеал — не повод опускать руки и ничего не делать, иначе рискуешь свой рай потерять. А вот если двигаться вперед, то вполне можешь обрести земное подобие рая, которое в конце романа получают Штольцы. Одним словом, две минуты на релакс-приложение — и работать дальше.
Самые противоречивые. Сны Анны Карениной
В романе Льва Толстого «Анна Каренина» животная любовь Анны и Вронского противопоставляется возвышенным отношениям Левина и Китти Щербацкой. И у тех, и у других сильная до телепатии связь. Правда, пока Левин и Китти по первым буквам слов, выведенных на зеленом сукне, читают мысли друг друга, Каренина и Вронский видят один и тот же страшный сон.
С одной стороны, он навеян обстоятельствами их первой встречи, с другой — выступает в качестве обещания трагической развязки. Оба героя видят мужичка с всклокоченной бородой, копошащегося в мешке и бормочущего что-то по-французски. Анна отчетливо слышит слова: «Родами, родами умрете, родами, матушка». Конечно, речь пойдет не о настоящих родах, которые героиня благополучно переживет, а о «родах души» незадолго до гибели.
В книге Анна видит и еще один сон. В нем некоторые толкователи улавливают намек на групповой секс: «Одно сновиденье почти каждую ночь посещало ее. Ей снилось, что оба вместе были ее мужья, что оба расточали ей свои ласки. Алексей Александрович плакал, целуя ее руки, и говорил: как хорошо теперь! И Алексей Вронский был тут же, и он был также ее муж».
Самые многообещающие. Сны Веры Павловны
Есть вещие сны, есть сны по Фрейду, а есть сны-политические программы. Такие снятся Вере Павловне — героине романа Николая Чернышевского «Что делать?».
В первом сне еще просто Верочка Розальская, заточенная в подвале, выбирается на свободу. Она встречает прекрасную женщину, которая всем помогает, и тоже рвется делать добро всем встречным. Сон символизирует, конечно, освобождение от собственного окружения и его ложных представлений о мире.
Во втором сне Вера слышит рассуждения Лопухова и Мерцалова о реальной и фантастической грязи. Реальная служит почвой для начала новой жизни, вторая же, лишенная движения, бесплодна. Эти два типа символизируют людей труда и бездельников, живущих за счет других.
В третьем (пожалуй, самом личном) сновидении Вера Павловна в компании знаменитой певицы читает свой дневник и понимает, что не любит своего мужа, а любит Александра Кирсанова.
А вот знаменитый четвертый сон — полноценная утопия с новым мировым устройством, где люди труда получают по справедливости, нет тунеядцев и трутней и вообще все счастливы. Понятно, что утопия эта находится в России.
Композиционный ход Чернышевского, который в сны героини вложил свои идеи, не оставил без внимания Виктор Пелевин. Он написал рассказ «Девятый сон Веры Павловны», вышедший в сборнике «Синий фонарь» в 1991 году.
Самые страшные и безупречные. Сны Родиона Раскольникова
Федор Достоевский — самый щедрый на сновидения отечественный классик. Сны видят Алеша и Иван в «Братьях Карамазовых», Ставрогин и Верховенский в «Бесах», Ипполит Терентьев в «Идиоте», а также герои «Подростка», «Двойника» и других произведений писателя. Не говоря уж про фантастический рассказ «Сон смешного человека».
Но, пожалуй, самые важные и характерные для творчества Достоевского сновидения — у Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании». Они безупречны — максимально приближены к реальным нелогичным видениям обычного человека, полны странных и страшных образов, символов и отсылок к текущим переживаниям героя и его жизни в целом. Если коротко, сны Раскольникова — мечта психоаналитика.
Так, накануне убийства герой видит сон о забитой лошади, который явно навеян старыми детскими впечатлениями. Родион переживает за животное, хотя в реальности готовит безжалостное убийство старухи-процентщицы. После убийства все его видения — воплощение страха о разоблачении. А эмоциональный последний сон Раскольникова-каторжанина о моровой язве, идущей из глубин Азии на Европу, сулит выздоровление его души.
8. Как в произведении И.А. Бунина соотносятся сон и явь?
Повествование в рассказе И.А. Бунина «Именины» ведётся от первого лица, что обязывает соотнести автора и рассказчика. Произведение начинается с описания пугающего пейзажа («громадная пыльная туча»). Но среди зловещей природы герой находит единственное светлое, безопасное место – «радостный солнечный мир усадьбы».
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Автор-рассказчик во сне ощущает себя словно наяву ребёнком, который сидит за праздничным столом с большим количеством гостей и со своими родными, потому что «в доме именины». Однако за всем этим герой словно наблюдает со стороны, он «чувствует себя вне всего, вне жизни». Чтобы подчеркнуть своё тяжёлое эмоциональное состояние, автор использует такой приём, как сравнение «…так тяжко, точно вся вселенная на краю погибели, смерти», передающее предчувствие. Герой испытывает страх, осознавая, насколько далеко тот «ни на что не похожий именинный день» и его Родина («…в этой столь мне родной – и в то же время столь далёкой и сказочной стране»). Нарастающая скорбь даёт рассказчику силы разорвать границы сна, и он оказывается в пугающей реальности – он уже не ребёнок, он далеко от родной усадьбы: «Глубокая зимняя ночь, Париж». И.А. Бунин испытывает глубокие душевные переживания, тоскует по дому, по далёким временам, сон же является проекцией того, что он чувствует и переживает наяву. Рассказ «Именины» помог мне
9. В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чём эти произведения можно сопоставить с «Именинами» И.А. Бунина?
Сны героев описаны и в романе И.А. Гончарова «Обломов», и в балладе В.А. Жуковского «Светлана».
Так, Илья Ильич Обломов (центральный персонаж произведения Гончарова) видит во сне, по замыслу автора, свою родную деревню Обломовку, родителей, добрых, но ленивых, себя сначала в детском, а затем и в подростковом возрасте. С рассказом И.А. Бунина роман И.А. Гончарова сближает то, что герои произведений видят во сне своё детство: время, когда всё было хорошо, был тёплый, уютный дом и окружали любящие люди. Сон для Обломова – возможность вернуться в счастливое детство.
Героиня «Светланы» видит во сне страшные, мрачные образы и события. Постепенно автор нагнетает атмосферу страха. Но Светлана пробуждается: её спасает молитва. Баллада Жуковского схожа с рассказом Бунина тем, что в обоих произведениях происходит нарастание степени страха, грусти, напряжения. Но пробуждение Светланы – это возвращение из мрачного мира в реальный добрый.
В снах, о которых повествуется в приведённых мною в пример произведениях, героям снится то, о чём они думают и переживают. Это позволяет читателю понять психологию образа.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id49527
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.