В каких произведениях русской литературы герои видят сны

В каких произведениях русской литературы герои видят сны thumbnail

Рай на земле, кровавые расправы, политические программы и групповой секс. Да-да! Это было в тех книжках, что все мы с вами читали в школе. Если вы считаете, что вам сегодня снился какой-то бред, то советуем ознакомиться со снами героев классической русской литературы.

Вещие сны Татьяны и Гринева

В каких произведениях русской литературы герои видят сны

Александр Пушкин очень любил вещие сны, и ничего хорошего его героям они не сулили. Начнем с самого главного — сновидения Татьяны из «Евгения Онегина», которое занимает значительную часть пятой главы. Во время святок Татьяна, как и другие девушки, гадает на суженого. Понятно, кого она ожидает увидеть во сне. Она и увидит, вот только дальше что-то пойдет не так: Онегин будет пировать в компании чудовищ и прочих «адских привидений», а потом пронзит длинным ножом оказавшегося в том же доме Владимира Ленского.

С одной стороны, страшное видение готовит читателя к дальнейшим драматическим событиям, с другой — еще раз подчеркивает впечатлительность Татьяны. Она, конечно же, знает, что в святки человек заигрывает с нечистой силой, но все равно гадает. Поэтому-то все черти, ведьмы и чудовища во главе с желанным суженым настигают ее во сне.

Петр Гринев из «Капитанской дочки» — натура менее впечатлительная, но ему тоже снится сон, который предрекает страшные события. Причем не только герою, но и всей России. В нем он приезжает домой, где мать встречает его на крыльце и зовет проститься с отцом. На месте отца Гринев видит мужика с черной бородой. Он не хочет просить у самозванца благословения, и тот вскакивает с постели, достает топор и начинает размахивать им. В этот момент герой пробуждается. Этот сон он видит после странной встречи с безымянным мужиком, который впоследствии окажется Емельяном Пугачевым.

Самый сладкий. Сон Ильи Обломова

В каких произведениях русской литературы герои видят сны

Сон заглавного героя романа «Обломов» занимает целую главу. И в нашем стремительном мире его можно использовать как интеллектуальную альтернативу разным релакс-приложениям, предлагающим смотреть на красивую картинку и ничего не делать в течение пары минут.

Попробуем сжать полные счастья и света страницы до нескольких предложений. Илье Ильичу снится родная Обломовка. Маленького Илюшу все любят, погода отличная, кормят прекрасно. Короче говоря, там очень хорошо. Настолько хорошо, что покидать деревню и не хочется. И вот взрослый Обломов буквально даже не встает с дивана, потому что этот образ земного рая для него недостижим.

Сон является ключом не только к характеру главного героя, но и к главной философской идее романа Ивана Гончарова. Конечно, у каждого из нас есть своя Обломовка, где трава зеленее и время замерло в высшем пике наслаждения. Но этот недостижимый идеал — не повод опускать руки и ничего не делать, иначе рискуешь свой рай потерять. А вот если двигаться вперед, то вполне можешь обрести земное подобие рая, которое в конце романа получают Штольцы. Одним словом, две минуты на релакс-приложение — и работать дальше.

Самые противоречивые. Сны Анны Карениной

В каких произведениях русской литературы герои видят сны

В романе Льва Толстого «Анна Каренина» животная любовь Анны и Вронского противопоставляется возвышенным отношениям Левина и Китти Щербацкой. И у тех, и у других сильная до телепатии связь. Правда, пока Левин и Китти по первым буквам слов, выведенных на зеленом сукне, читают мысли друг друга, Каренина и Вронский видят один и тот же страшный сон.

С одной стороны, он навеян обстоятельствами их первой встречи, с другой — выступает в качестве обещания трагической развязки. Оба героя видят мужичка с всклокоченной бородой, копошащегося в мешке и бормочущего что-то по-французски. Анна отчетливо слышит слова: «Родами, родами умрете, родами, матушка». Конечно, речь пойдет не о настоящих родах, которые героиня благополучно переживет, а о «родах души» незадолго до гибели.

В книге Анна видит и еще один сон. В нем некоторые толкователи улавливают намек на групповой секс: «Одно сновиденье почти каждую ночь посещало ее. Ей снилось, что оба вместе были ее мужья, что оба расточали ей свои ласки. Алексей Александрович плакал, целуя ее руки, и говорил: как хорошо теперь! И Алексей Вронский был тут же, и он был также ее муж».

Самые многообещающие. Сны Веры Павловны

В каких произведениях русской литературы герои видят сны

Есть вещие сны, есть сны по Фрейду, а есть сны-политические программы. Такие снятся Вере Павловне — героине романа Николая Чернышевского «Что делать?».

В первом сне еще просто Верочка Розальская, заточенная в подвале, выбирается на свободу. Она встречает прекрасную женщину, которая всем помогает, и тоже рвется делать добро всем встречным. Сон символизирует, конечно, освобождение от собственного окружения и его ложных представлений о мире.

Во втором сне Вера слышит рассуждения Лопухова и Мерцалова о реальной и фантастической грязи. Реальная служит почвой для начала новой жизни, вторая же, лишенная движения, бесплодна. Эти два типа символизируют людей труда и бездельников, живущих за счет других.

В третьем (пожалуй, самом личном) сновидении Вера Павловна в компании знаменитой певицы читает свой дневник и понимает, что не любит своего мужа, а любит Александра Кирсанова.

А вот знаменитый четвертый сон — полноценная утопия с новым мировым устройством, где люди труда получают по справедливости, нет тунеядцев и трутней и вообще все счастливы. Понятно, что утопия эта находится в России.

Композиционный ход Чернышевского, который в сны героини вложил свои идеи, не оставил без внимания Виктор Пелевин. Он написал рассказ «Девятый сон Веры Павловны», вышедший в сборнике «Синий фонарь» в 1991 году.

Самые страшные и безупречные. Сны Родиона Раскольникова

В каких произведениях русской литературы герои видят сны

Федор Достоевский — самый щедрый на сновидения отечественный классик. Сны видят Алеша и Иван в «Братьях Карамазовых», Ставрогин и Верховенский в «Бесах», Ипполит Терентьев в «Идиоте», а также герои «Подростка», «Двойника» и других произведений писателя. Не говоря уж про фантастический рассказ «Сон смешного человека».

Но, пожалуй, самые важные и характерные для творчества Достоевского сновидения — у Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании». Они безупречны — максимально приближены к реальным нелогичным видениям обычного человека, полны странных и страшных образов, символов и отсылок к текущим переживаниям героя и его жизни в целом. Если коротко, сны Раскольникова — мечта психоаналитика.

Так, накануне убийства герой видит сон о забитой лошади, который явно навеян старыми детскими впечатлениями. Родион переживает за животное, хотя в реальности готовит безжалостное убийство старухи-процентщицы. После убийства все его видения — воплощение страха о разоблачении. А эмоциональный последний сон Раскольникова-каторжанина о моровой язве, идущей из глубин Азии на Европу, сулит выздоровление его души.

Читайте также:  Сон выйти из автобуса на остановке

Источник

Рай на земле, кровавые расправы, политические программы и групповой секс. Да-да! Это было в тех книжках, что все мы с вами читали в школе. Если вы считаете, что вам сегодня снился какой-то бред, то советуем ознакомиться со снами героев классической русской литературы.

Вещие сны Татьяны и Гринева

Александр Пушкин очень любил вещие сны, и ничего хорошего его героям они не сулили. Начнем с самого главного — сновидения Татьяны из «Евгения Онегина», которое занимает значительную часть пятой главы. Во время святок Татьяна, как и другие девушки, гадает на суженого. Понятно, кого она ожидает увидеть во сне. Она и увидит, вот только дальше что-то пойдет не так: Онегин будет пировать в компании чудовищ и прочих «адских привидений», а потом пронзит длинным ножом оказавшегося в том же доме Владимира Ленского.

С одной стороны, страшное видение готовит читателя к дальнейшим драматическим событиям, с другой — еще раз подчеркивает впечатлительность Татьяны. Она, конечно же, знает, что в святки человек заигрывает с нечистой силой, но все равно гадает. Поэтому-то все черти, ведьмы и чудовища во главе с желанным суженым настигают ее во сне.

Петр Гринев из «Капитанской дочки» — натура менее впечатлительная, но ему тоже снится сон, который предрекает страшные события. Причем не только герою, но и всей России. В нем он приезжает домой, где мать встречает его на крыльце и зовет проститься с отцом. На месте отца Гринев видит мужика с черной бородой. Он не хочет просить у самозванца благословения, и тот вскакивает с постели, достает топор и начинает размахивать им. В этот момент герой пробуждается. Этот сон он видит после странной встречи с безымянным мужиком, который впоследствии окажется Емельяном Пугачевым.

Самый сладкий. Сон Ильи Обломова

Сон заглавного героя романа «Обломов» занимает целую главу. И в нашем стремительном мире его можно использовать как интеллектуальную альтернативу разным релакс-приложениям, предлагающим смотреть на красивую картинку и ничего не делать в течение пары минут.

Попробуем сжать полные счастья и света страницы до нескольких предложений. Илье Ильичу снится родная Обломовка. Маленького Илюшу все любят, погода отличная, кормят прекрасно. Короче говоря, там очень хорошо. Настолько хорошо, что покидать деревню и не хочется. И вот взрослый Обломов буквально даже не встает с дивана, потому что этот образ земного рая для него недостижим.

Сон является ключом не только к характеру главного героя, но и к главной философской идее романа Ивана Гончарова. Конечно, у каждого из нас есть своя Обломовка, где трава зеленее и время замерло в высшем пике наслаждения. Но этот недостижимый идеал — не повод опускать руки и ничего не делать, иначе рискуешь свой рай потерять. А вот если двигаться вперед, то вполне можешь обрести земное подобие рая, которое в конце романа получают Штольцы. Одним словом, две минуты на релакс-приложение — и работать дальше.

Самые противоречивые. Сны Анны Карениной

В романе Льва Толстого «Анна Каренина» животная любовь Анны и Вронского противопоставляется возвышенным отношениям Левина и Китти Щербацкой. И у тех, и у других сильная до телепатии связь. Правда, пока Левин и Китти по первым буквам слов, выведенных на зеленом сукне, читают мысли друг друга, Каренина и Вронский видят один и тот же страшный сон.

С одной стороны, он навеян обстоятельствами их первой встречи, с другой — выступает в качестве обещания трагической развязки. Оба героя видят мужичка с всклокоченной бородой, копошащегося в мешке и бормочущего что-то по-французски. Анна отчетливо слышит слова: «Родами, родами умрете, родами, матушка». Конечно, речь пойдет не о настоящих родах, которые героиня благополучно переживет, а о «родах души» незадолго до гибели.

В книге Анна видит и еще один сон. В нем некоторые толкователи улавливают намек на групповой секс: «Одно сновиденье почти каждую ночь посещало ее. Ей снилось, что оба вместе были ее мужья, что оба расточали ей свои ласки. Алексей Александрович плакал, целуя ее руки, и говорил: как хорошо теперь! И Алексей Вронский был тут же, и он был также ее муж».

Самые многообещающие. Сны Веры Павловны

Есть вещие сны, есть сны по Фрейду, а есть сны-политические программы. Такие снятся Вере Павловне — героине романа Николая Чернышевского «Что делать?».

В первом сне еще просто Верочка Розальская, заточенная в подвале, выбирается на свободу. Она встречает прекрасную женщину, которая всем помогает, и тоже рвется делать добро всем встречным. Сон символизирует, конечно, освобождение от собственного окружения и его ложных представлений о мире.

Во втором сне Вера слышит рассуждения Лопухова и Мерцалова о реальной и фантастической грязи. Реальная служит почвой для начала новой жизни, вторая же, лишенная движения, бесплодна. Эти два типа символизируют людей труда и бездельников, живущих за счет других.

В третьем (пожалуй, самом личном) сновидении Вера Павловна в компании знаменитой певицы читает свой дневник и понимает, что не любит своего мужа, а любит Александра Кирсанова.

А вот знаменитый четвертый сон — полноценная утопия с новым мировым устройством, где люди труда получают по справедливости, нет тунеядцев и трутней и вообще все счастливы. Понятно, что утопия эта находится в России.

Композиционный ход Чернышевского, который в сны героини вложил свои идеи, не оставил без внимания Виктор Пелевин. Он написал рассказ «Девятый сон Веры Павловны», вышедший в сборнике «Синий фонарь» в 1991 году.

Самые страшные и безупречные. Сны Родиона Раскольникова

Федор Достоевский — самый щедрый на сновидения отечественный классик. Сны видят Алеша и Иван в «Братьях Карамазовых», Ставрогин и Верховенский в «Бесах», Ипполит Терентьев в «Идиоте», а также герои «Подростка», «Двойника» и других произведений писателя. Не говоря уж про фантастический рассказ «Сон смешного человека».

Но, пожалуй, самые важные и характерные для творчества Достоевского сновидения — у Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании». Они безупречны — максимально приближены к реальным нелогичным видениям обычного человека, полны странных и страшных образов, символов и отсылок к текущим переживаниям героя и его жизни в целом. Если коротко, сны Раскольникова — мечта психоаналитика.

Так, накануне убийства герой видит сон о забитой лошади, который явно навеян старыми детскими впечатлениями. Родион переживает за животное, хотя в реальности готовит безжалостное убийство старухи-процентщицы. После убийства все его видения — воплощение страха о разоблачении. А эмоциональный последний сон Раскольникова-каторжанина о моровой язве, идущей из глубин Азии на Европу, сулит выздоровление его души.

Читайте также:  Застонал я от сна дурного и проснулся тяжко скорбя

Источник

В каких произведениях русской литературы описан сон героя? Какой смысл заключён в нём?

ПроизведениеСмысл снаФ. М. Достоевский «Преступление и наказание». Сон о забитой кляче

Раскольников во сне видит себя ребёнком, что особенно важно для писателя, как важна для него тема детства, восприятие жизни глазами чистоты, непорочности. Человек изначально чист, добр, но беззащитен в своём протесте против насилия – такова идея Достоевского. Герой ощущает себя ребёнком, который становится свидетелем варварски жестокого поступка – избиения загнанной лошади. Эту лошадь в тупой злобе хозяин забивает насмерть.

Достоевский, усиливая эмоциональное воздействие, использует приём противопоставления: большая телега и маленькая, тощая клячонка. Даже не кляча, а клячонка – что-то жалкое, заморенное, заезженное. Смех пьяных седоков, разгульная песня противостоят страданиям измученной, забиваемой лошади.

Это тоже как бы уличная сценка. Но в ней до такой степени всё сгущается, что она явно выбивается из реальной жизни. Обычное, повседневное становится необычным.

Страшная картина. Мечется в бессилии ребёнок, но никто не предотвращает это бессмысленное, жестокое убийство, потому что озверевший мужик – хозяин клячонки. Эта сцена насилия над беззащитным существом, когда насилие теряет цель и превращается в насилие ради насилия.

Образ лошади соотносится с кроткими, смиренными людьми (Соня, Лизавета) и с образом Катерины Ивановны, которая впоследствии сравнит себя с заезженной клячей. Миколка – хозяева жизни – лужины и свидригайловы.

Маленький ребёнок протестует против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствует чужой боли. Так автор показывает, что у Раскольникова изначально тонкая, добрая душа.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Сон Раскольникова в эпилоге

Отражением постоянных раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге. Страшная картина погибающего мира озаряется надеждой на появление избранных — тех, кто должен спастись и спасти других. Конечно же, «властелины», по теории Раскольникова, готовые к преступлению, не могут быть чистыми. Значит, здесь идет речь о других людях, воплощающих в себе высшую ценность. Кто же это — люди, зараженные трихинами? Люди, одержимые безоглядной верой в себя, свои идеи, они страшны, ибо не способны слышать и понимать друг друга, не способны почувствовать угрозу гибели.

Сон подчеркивает и наметившееся в подсознании героя новое соотношение людей. Если раньше он считал, что «… людей с новою мыслию… необыкновенно мало рождается», то сон пронизан другим чувством: мир страдает от недостатка чистых людей; тех же, кто выдает свои идеи за великие истины, ужасающие много.

И. А. Гончаров «Обломов». Сон Обломова

Это условный сон – мечта. Гончаров показывает идиллию детства героя, идиллию поместной жизни, покоя, сладостного сна, застывшей жизни. Пора детства для человека очень важна, в детстве формируется его нравственный фундамент, способность любить, ценить близких людей, семью, родной дом.

Именно в Обломовке истоки формирования жизненной позиции: «душа не рвётся, ум спит спокойно»

Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Сны Катерины Львовны символичны. В них появляется образ кота, какого-то сверхъестественного существа («как туман, так мимо пальцев у неё и проходит»). Во втором сне кот принимает облик Бориса Тимофеевича, убитого свёкра Катерины Львовны («голова у того кота Бориса Тимофеевича во всю величину, как была у покойника, и вместо глаз по огненному кружку так и вертится, так и вертится!»). Кот напоминает нечистую силу, это олицетворённый грех героини, её совесть.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Пророческий сон Гринёва навеян метелью («…я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), он как бы продолжает описание бури. Сон предвосхищает дальнейшие события. Пушкин использует яркую символику сна. Например, «топор», которым размахивает «мужик», «мёртвые тела», кровавые лужи» — это не только образы сна, это страшные картины, увиденные Гринёвым после взятия Белогорской крепости.

А. Н. Островский «Гроза»

Сны Катерины раскрывают внутренний мир героини, мечтательность, поэтичность натуры. Сны неопределённые, смутные, волнующие.

В. Быков «Сотников»

В повести «Сотников» показан сон героя накануне его казни. Во сне Сотников видит отца, вспоминает эпизод из детства, когда взял оружие отца и нечаянно выстрелил. Как бы ни боялся он в детстве отца, но мать уговорила сына самого признаться в содеянном. Отец сердился, но не наказал его. Герой честен перед собой, непреклонен.

Сон — это своеобразное объяснение читателям, откуда в этом больном и тщедушном человеке кроется сила, которая помогает бойцу не сломаться, выстоять, погибнуть, но остаться человеком, не изменить себе и своим принципам.

Источник

Мотив сна — довольно часто встречающаяся тема в вариантах как ЕГЭ, так и ОГЭ. Толкования сновидений берут начало из фольклора и, безусловно, являются отличным подспорьем писателям и поэтам в их желании добавить еще один «слой» в свое произведение. Сны в литературе могут иметь, как минимум, три функции, поэтому, по традиции, предлагаю рассмотреть три примера из списка по кодификатору.

1. Сон Гринёва («Капитанская дочка» А.С. Пушкина)

Петруша Гринёв уже встретил Емельяна Пугачёва, но пока не узнал, кто это. Вожатый (как его поначалу называет главный герой) помог кибитке выбраться из бурана. Пока они ехали, Гринёв задремал и увидел необычный сон, которому предстоит сбыться на последующих страницах романа (или исторической повести, как еще называют «Капитанскую дочку»).

Мать Гринёва называет «мужика с черной бородою» отцом (а затем «посаженым отцом») Петруши — в будущем у Петра Андреевича и Пугачёва выстроятся уважительные отношения, а предводитель народного восстания будет тепло, даже как-то по-отечески относиться к герою и помогать ему.

Гринёв отказывается «просить благословение у мужика», то есть целовать ему руку в дальнейшем мы увидим, что герой не станет присягать Пугачёву (опять-таки целовать ему руку), оставаясь верным клятве, данной императрице.

Мужик из сна выхватил топор, и «комната наполнилась мертвыми телами» здесь речь идет о будущих кровавых расправах, учиненных предводителем народного бунта, в том числе убийстве родителей Маши Мироновой, свидетелем которого станет Петр Гринёв.

Вообще Пушкин очень часто «одаривал» своих героев «вещими» снами: они всегда сбываются. Иной раз пушкинское сновидение более-менее понятно и так, а иной раз без сонника не обойтись (как в случае со сном Татьяны Лариной из «Евгения Онегина»).

Читайте также:  Что делать если во сне писаешься

2. Сон Раскольникова («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского)

Родиону Романовичу Раскольникову за весь роман снится несколько снов: он постоянно находится на грани между реальностью и забытьем, его лихорадит, его преследуют навязчивые мысли… Но самым ярким, на мой взгляд, является его самый первый сон (V глава первой части романа) о лошади.

Маленький («лет семи») Родя боится кабака с орущей и ругающейся толпой и «любит церковь и старинные в ней образа» в финале «Преступления и наказания» мы увидим Раскольникова, читающего Евангелие на каторге.

Некий молодой мужик Миколка (то же имя, что у персонажа, который «признается» в убийстве старухи-процентщицы) бьет свою тощую лошадь, которая не в силах везти толпу пьяных людей. Большинство смеется, отец Раскольникова пытается уйти и увести сына, седой старик осуждающе качает головой, но никто ничего не делает кроме маленького Роди: он бросается к лошади, пытаясь защитить ее, и сам получает удары («один из секущих задевает его по лицу»), он плачет и заламывает маленькие ручки конечно, именно эта сцена показывает и нам, читателям, и самому Родиону Романовичу, что он добрый и жалостливый человек: если страдания и смерть животного производят на него подобное впечатление, значит, он никогда не сможет хладнокровно убить человека. Так и получается: он убивает, но страдает еще сильнее, чем в детстве при виде издевательств над лошадкой. В этой сцене мы также видим, что Раскольников натура действующая, активная, он не может сидеть сложа руки, когда кого-то угнетают (именно поэтому он и придумал свою «теорию» чтобы защитить тех, кто сам о себе позаботиться не может).

Миколке не удается с первого раза убить свою лошадь: ему приходится бросить кнут и взять оглоблю, но когда и это не «помогает», мужик хватает железный лом (при этом один из зрителей кричит: «Топором ее, чего! Покончить с ней разом!») здесь возникает мотив топора и мысль о том, что убить будет не так-то просто можно (и нужно) остановиться, пока не произошло непоправимое. Как мы помним, Раскольникову придется несколько раз ударить старуху-процентщицу обухом топора, прежде чем она умрет.

Таким образом, этот сон Раскольникова нужен Достоевскому затем, чтобы показать, что герой на самом деле не способен на плохой поступок, ведь подсознание раскрывает истинное положение вещей, срывает надетые маски.

3. Четвертый сон Веры Павловны («Что делать?» Н.Г. Чернышевского)

Пожалуй, самый знаменитый сон в русской литературе, потому что его так постоянно и называют «четвертый сон Веры Павловны», забывая, о чем были предыдущие три. Итак, перед нами еще одна функция сновидения демонстрация того, чего не может быть, утопии, мечты самого писателя. Сон представляет отличную площадку для реализации фантазий: никто не осудит ни героя, ни автора, ведь это всё приснилось!

Вера Павловна видит картины жизни женщин в разные тысячелетия, и почти всегда женщина оказывается рабыней мужчины, но потом всё меняется Чернышевский пишет о «светлом будущем», в котором будет, наконец, возможно равноправие полов.

Люди живут во дворце, построенном из чугуна, хрусталя, стекла, а также алюминия («Но как же все это богато! Везде алюминий и алюминий!») алюминий считался «металлом будущего» и достиг расцвета к середине XX века.

Почти всё за человека делают машины (например, убирают хлеб), поэтому люди просто поют и наслаждаются жизнью, сидя в тени.

«Городов осталось меньше прежнего»: 99 из 100 предпочитают жить вне городов, в «павильонах и шатрах», ведь «каждый может жить, как ему угодно».

«Пять-шесть блюд» для каждого на обед, будничный вечер похож на придворный бал, когда «одежда женщин роскошна» и т.п.

Чернышевский в четвертом сне Веры Павловны показывает утопическое светлое будущее человечества таким, каким он его себе представляет (кое-что вызывало улыбку и тогда, вызывает и сейчас; многие критиковали Чернышевского еще при жизни за этот «сон»). Героиня стала лишь проводником мыслей революционера-демократа.

Таким образом, сны в произведениях никогда не бывают случайны: обращайте на них внимание и запоминайте, кому они снились, чтобы привести в качестве аргумента на экзамене по литературе.

Источник