В пейзаже сон андерсена воплощена мечта живописца
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация по русскому языку по теме»Комплексное повторение»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ
2 слайд
Описание слайда:
ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАБОТА 1 вар. – с ударением на первом слоге; 2 вар. – с ударением на втором слоге; 3 вар. – с ударением на третьем слоге; 4 вар. – с ударением на четвёртом слоге.
3 слайд
Описание слайда:
ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАБОТА ЗНАМЕНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ. МАРКЕТИНГ, УПРОЧЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ТАНЦОВЩИЦА, ДОГОВОР, ГАЗОПРОВОД, СТОЛЯР, ИСПОВЕДАНИЕ, ИЗЫСК, ХРИСТИАНИН, КАТАЛОГ, СИНОНИМИЯ, ТУФЛЯ, ЖАЛЮЗИ, МЫТАРСТВО, БАРМЕН, РАЗНОВРЕМЕННОСТЬ.
4 слайд
Описание слайда:
1в. – знАмение, мАркетинг, Иконопись, тУфля, бАрмен 2в. – упрОчение, танцОвщица, столЯр, изЫск, мытАрство 3в. – обеспЕчение, договОр, исповЕдание, каталОг, жалюзИ 4в. – сосредотОчение, газопровОд, христианИн, синонимИя, разновремЕнность.
5 слайд
Описание слайда:
Определите способ образования избрание обновление безбилетный удар сталевар близорукость ТЮЗ неудача Съёжившись разработка
6 слайд
Описание слайда:
Со словом суше составить два предложения так, чтобы в одном было прилагательное, в другом – наречие.
7 слайд
Описание слайда:
Укажите слова, которые образованы неправильно. Исправьте ошибки. Печорин не раз проявлял бесстрашность. Не так-то легко сломить разбудившийся народ. В будующем энергия атома найдет самое широкое применение.
8 слайд
Описание слайда:
ВСТАВЬТЕ БУКВЫ АККОМПАН..МЕНТ, Б..ФСТРОГАНОВ, ДЕЛ..КАТЕС, Д..ЛЕТАНТ, ДИСКР..МИНАЦИЯ, Н..ГИЛИЗМ, ПЕРИФ..РИЯ, ПР..ТЕНДЕНТ, ПР..ВИЛЕГИЯ, ПР..ЗИДЕНТ, ИЖД..ВЕНИЕ, ИНТ..ЛЛИГЕНЦИЯ, Г..НЕАЛОГИЯ, МАН..ПУЛЯЦИЯ, ЭКСП..Р..МЕНТ.
9 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 1в. – аккомпанЕмент, бЕфстроганов, перифЕрия, прЕтендент, прЕзидент, интЕллигенция, гЕнеалогия, экспЕримент. 2в. – делИкатес, дИлетант, дискрИминация, нИгилизм, прИвилегия, иждИвение, манИпуляция, эксперИмент.
10 слайд
Описание слайда:
ИСПРАВЬ ОШИБКИ Впереди лидирует команда наших спортсменов На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать Провожая меня, лицо его выражало сожаление. Родители хотели устроить праздник более пышнее.
11 слайд
Описание слайда:
Словарная работа. человек, который противится нововведениям (К). направление развития (Т). система взглядов на природу и общество (М). одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д). последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Э).
12 слайд
Описание слайда:
Словарная работа. антоним к слову “идентичный” (Р). сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б). антоним к слову “лаконичный” (М). освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э). синоним к слову “первенство” (П).
13 слайд
Описание слайда:
Консерватор Тенденция Мировоззрение Демократия Эпигон Различный Баллада Многословный Эмансипация Приоритет.
14 слайд
Описание слайда:
Alma mater (лат.) – университет (обычно в речи студентов и лиц, окончивших университет). НТВ – это моя журналистская альма-матер. A priori (лат.) – независимо от опыта, не опираясь на знание фактов, заранее, предварительно. Понятно, что перед законом, в котором “все запрещено”, априори виновны все. .
15 слайд
Описание слайда:
Carte blanche (фр.) – чистый бланк, подписанный лицом, предоставляющим другому лицу право заполнить такой бланк текстом. Вот почему, оказавшись в дипломатическом тупике, премьер-министр, который сдерживал свой гнев, предоставил карт-бланш членам правительства. Post faktum (лат.) – после того, как что-либо уже произошло. Главный офис Porsce был проинформирован о программе скидок пост фактум, и в настоящий момент там крайне недовольны ценовой политикой своего американского отделения
16 слайд
Описание слайда:
Post scriptum (лат.) – приписка к оконченному и подписанному письму. В постскриптуме он просил меня быть повнимательнее к сестре и матери. Status qwo (лат.) – фактическое или правовое положение, существующее или существовавшее в какой-либо определенный момент (в международном праве). Однако сохранять статус-кво НАТО спустя 15 лет после окончания Холодной войны — не консервативная, а реакционная мера.
17 слайд
Описание слайда:
Работа с паронимами Драматический — Дружеский — Существо — Единственный – Злой — Искусно — Подпись — Заглавный — Наследие — Гнездовье — Безответный — Пустошь —
18 слайд
Описание слайда:
Исправьте ошибки в предложениях. 1. Изменение климата на планете прогнозируют как крупнейшие учёные-физики в нашей стране, так и в странах Европы и Америки. 2. Кондуктор попросил оплачивать за проезд. 3. Молодой человек следил за убегающим поездом в даль степей. 4. Журнал «Работницу» мы выписываем регулярно. 5. Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.
19 слайд
Описание слайда:
Исправьте ошибки в предложениях. 1. По окончанию лекции у студентов всегда есть возможность задать вопросы преподавателю. 2. По прилёту из Хабаровска артисты стали готовиться к выступлениям в Москве и Улан-Удэ. 3. Каждый день я поливал и любовался этими удивительными и необычными цветами. 4. Большинство зданий, определяющих исторический центр города, были построены ещё в 17 веке.
20 слайд
Описание слайда:
Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1) Как успехи, так и неудачи бывают в жизни каждого человека. 2) Большинство делегатов, собравшихся на съезде работников тяжёлой промышленности, поддержали выступление оратора. 3) Мечта живописца Н.М. Ромадина о покое и гармонии воплощена в пейзаже «Сне Андерсена». 4) Те, кто увлекается дизайном одежды, оценят новую коллекцию модельера.
21 слайд
Описание слайда:
Исправьте ошибки в предложениях. 1.Ещё никогда никто из людей не сумел уловить момента о том, когда солнце начинает подниматься. 2. Проблемам языка, не раз обсуждавшихся в печати, посвящён и сегодняшний номер газеты. 3. Для атласа «Тайн и загадок» авторами отобрана коллекция цветных иллюстраций к статье об археологических находках в России. 4.Те, кто обращались к поэзии Пастернака, ошеломлены яркостью неожиданных метафор и выразительностью антитез.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация к уроку по теме «Комплексное повторение», целевая аудитория — 10-11 класс. Целесообразно дать ее в начале года. Урок начинается с орфоэпической работы по вариантам (ей я уделяю особое внимание на всех уроках),затем предлагается определить способ образования слов, также на уроке присутствует работа с паронимами, словарный диктант содержит слова с непроверяемыми гласными, дается правильное написание в ответах, далее дается словарная работа, учащиеся знакомятся с новыми словами, выполняют задания на нахождение грамматических ошибок. Таким образом, на уроке идет многоаспектное повторение тем русского языка.
Вариант № 11
Часть 1
Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько
слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых
и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите
в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
(1)Бьющий из земли родничок, вода в колодце, вода из глубоких артезианских
скважин, знаменитые минеральные воды нарзан, боржоми, ессентуки, обладающие удивительными целебными свойствами, – всё это примеры подземных вод. (2)Подземные воды – очень важное звено кругооборота воды на Земле. (3)(…)они составляют основу питания многих рек: не будь их, вода появлялась бы в реках только после дождей и таяния снегов.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Если бы не существовало подземных вод, например минеральных, вода
появлялась бы в реках только после дождей и таяния снегов.
2) Подземные воды – это бьющий из земли родничок, вода в колодце, вода из
глубоких артезианских скважин, знаменитые минеральные воды нарзан, боржоми,
ессентуки, обладающие удивительными целебными свойствами.
3) Бьющий из земли родничок, вода в колодце, знаменитые минеральные воды,
обладающие удивительными целебными свойствами – важное звено кругооборота
воды на Земле.
4) Подземные воды – очень важное звено кругооборота воды на Земле, так как они,
наряду с дождями и тающими снегами, составляют основу питания многих рек.
5) Круговорот воды на Земле определяется исключительно подземными водами.
2. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3)
предложении текста? Выпишите это слово.
Напротив, / Именно / Однако / Следовательно,/ Поэтому
Ответ: ___________________________.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
ГЛУБОКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1)
предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в
приведённом фрагменте словарной статьи.
ГЛУБОКИЙ, -ая, -ое, -ок.
1) Имеющий большую глубину. Г. река. Г. бурение.
2) Отдалённый, глубинный. Г. тыл. Г. Провинция
3) Недоступный, тщательно скрытый. Г. тайна.
4) Большой и сильный. Г. кризис. Г. чувство.
5) Достигший полноты своего проявления. Г. ночь. Г. старость.
Ответ: ___________________________.
4 . В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
бухгалтерОв/ Отрочество/ закУпорить/ зАпертый/ добелА
Ответ: ___________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Только бессердечный человек может обидеть БЕЗОТВЕТНОЕ животное.
Биологически активные вещества, содержащиеся в сельдерее, оказывают
БЛАГОТВОРНОЕ влияние на обмен веществ в организме.
У меня невольно вырвался ВЗДОХ облегчения.
Лишь допуская наличие дарвиновского отбора, можно убеждаться в ВЫГОДЕ некоторых приобретённых человеком характеристик.
В современной мировой истории ГУМАНИЗМ стал важнейшей линией развития культуры, одной из ее доминант.
Ответ: ___________________________.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
поступить БОЛЕЕ СМЕЛЕЕ
немного ПОМИДОРОВ
две пары ДЖИНСОВ
САМЫЕ РАЗГОВОРЧИВЫЕ
обуть ТУФЛЮ
Ответ: ___________________________.
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом В) ошибка в предложении с двойным (парным) союзом Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Лексика – наиболее подвижная, изменчивая часть языка, чутко откликающаяся на изменения во внешней, внеязыковой действительности. 2) Осознавая свои ошибки, можно найти новые, неожиданные решения. 3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём. 4) Лесной покров нашей планеты должен состоять не только из специальных посадок, а также из естественных лесов, охранять которые необходимо. 5) В среднем в городах Европы живут большинство всего населения: 74%, а в некоторых странах даже 90%. 6) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. 7) Мечта живописца Н.М. Ромадина о покое и гармонии воплощена в пейзаже «Сон Андерсена». 8) Проблема обратной связи является главной для каждого художника, адресующем свои произведения людям. 9) Определяя значение непонятных слов, учитывается контекст. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
к..рьерист
д..летант
выл..жить
экз..меновать
разр..cлась
Ответ: ___________________________.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр.. говор, пр..давать (друга);
с.. впадать, пр..ректор;
ра..порядок, (ему) не..доровится;
суб.. ективность, п..едестал;
от..менной, до..скаться.
Ответ: ___________________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
податл..вый
потч..вать
повес..вший
подпрыг..вать
наде..лся
Ответ: ___________________________.
11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
сгорбл..нный
гон..шься
застрева..шь
установл..нный
направл..нный
Ответ: ___________________________.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Наш спутник тоже (не)сидел сложа руки.
Путники вышли к ещё (не)обросшему кромкой льда берегу.
А молодой человек даже и деньги с него вперёд получил, очень (не)малые деньги.
(Не)дождавшиеся ужина путешественники легли спать.
Причиной смеха служили вовсе (не)смешные места его импровизации, а те гримасы, которые за его спиной строил Караулов.
Ответ: ___________________________.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Все миряне заметили, что праздник — БУДТО(БЫ) и не праздник, что всё ЧЕГО(ТО) недостаёт.
Теперь если что мягкое попадётся, то буду КАК (НИБУДЬ) жевать, а твёрдое — НИ(ЗА)ЧТО не откушу.
Он видел её (В)СКОЛЬЗЬ ещё один раз, и после этого воевода ковенский скоро уехал, и вместо прекрасной черноглазой полячки выглядывало из окон КАКОЕ (ТО) толстое лицо.
Эпиграммы сыпались (НА)СЧЁТ её мужа, который один во всём Париже (НИ)ЧЕГО не знал и не подозревал.
(ОТ)ТОГО, какие аргументы представит на слушаниях адвокат, зависит решение суда (ПО)ЭТОМУ делу.
Ответ: ___________________________.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Груня глядела в маленькое, криво прорубле(1)ое окошко, прижавшись сморще(2)ым лбом к нестрога(3)ому переплёту око(4)ой рамы.
Ответ: ___________________________.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Стало холодно и мы затопили печь.
2) Уже страданьям нашим не найти ни меры ни названья ни сравненья.
3) Возок то подпрыгивал то опускался куда-то в глубину то покачивался.
4) Во время загадочного происшествия в горах не было ни грозы ни снежного обвала.
5) Ветер бесновался рябил холодные лужи гнул к земле стройные гибкие тополя.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Вода булькала в каменных распадах (1) пенясь (2) и (3) шумя (4) приоткрывая (5) промытые волнами (6) заполненные галькой (7) расселины.
Ответ: ___________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Роман Лермонтова (1) несомненно (2) проникнут единством мысли, и потому его части нельзя читать не в том порядке, в каком расположил их сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько превосходных рассказов, но не роман
Ответ: ___________________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь.
Ответ: ___________________________.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Когда мы жили в Коктебеле (1) отец всё своё время посвящал рисованию (2) и (3) когда позволяла погода (4) то он целыми днями пропадал с мольбертом на берегу.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
(1)Большинство людей представляет себе счастьеочень конкретно: две комнаты — счастье, три — больше счастья, четыре — просто мечта. (2)Или красивая внешность: хотя каждый знает о «не родись красивой…», однако в глубине души мы твёрдо верим, что при ином соотношении объёмов талии и бёдер наша жизнь могла бы сложиться иначе.
(З)Желания могут исполниться. (4)Всегда остаётся надежда если не на стройные бёдра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезёт — то и на дом с видом на море. (5)Но если наши дома и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? (6)Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью — музыкальный слух или математические способности?
(7)Именно к такому выводу пришёл психолог Роберт Мак-Крей после проведённого им десятилетнего исследования, охватившего около 5 000 человек. (8)В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. (9)Улыбчивы они или угрюмы? (10)Видят они стакан наполовину полным или наполовину пустым?
(11)Поразительно, но степень удовлетворённости собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования, независимо от того, что происходило в жизни его участников. (12)Люди радовались, огорчались, скорбели, однако по прошествии времени возвращались к исходной точке. (13)Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не с обстоятельствами жизни.
(14)Тогда эту неуловимую постоянную решили измерить. (15)Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию — позитронно-эмиссионную томографию — для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга — левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями. (17)Активность этой зоны — показатель на удивление постоянный: учёные проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень активности оставался прежним. (18)Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. (19)У них желания сбываются чаще, и, даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны.
(20)Но как быть тем, чья левая префронтальная зона не так активна? (21)Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесёт тебе счастья! (22)К чему тогда все усилия? (23)3ачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту?
(По К. Коршуновой)
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Счастье для большинства людей- понятие абстрактное.
2) В человеке с рождения заложена бОльшая или мЕньшая способность к счастью.
3) Уровень счастья каждого человека связан с жизненными обстоятельствами.
4) Некоторые люди рождаются счастливыми.
5) Способность быть счастливыми зависит от активности определенной области коры головного мозга.
Ответ: ___________________________.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-2 содержится повествование.
2) В предложениях 7-13 содержится ответ на вопросы предложений 5-7.
3) Предложение 8 поясняет содержание предложения7.
4) Предложение 11 содержит ответ на вопросы в предложениях 9,10.
5) Предложения 20-23 содержат рассуждение.
Ответ: ___________________________.
22. Из предложений 3-6 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Ответ: ___________________________.
23 Среди предложений 15-17 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью лексического повтора и указательного местоимения.. Напишите номер
этого предложения.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых
и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
К.Коршунова размышляет над проблемой, волнующей многих людей, и делает это эмоционально и в то же время убедительно. Использование в предложениях 1-2 такого синтаксического средства , как (А) ______________ привлекает внимание читателя, так же, как и использование другого синтаксического средства Б) __________________(предложения5-7, 9-10). Текст можно отнести к научно-публицистическому стилю, чему, наряду с другими приёмами, способствует употребление такого лексического средства, как (В) ________________ (позитронно-эмиссионная томография –предл.15, префронтальная зона –предл. 16) и книжного выражения (Г) ___________________ «ни на йоту» (предложение 23).
Список терминов:
Cписок терминов
1) термины
2) эпитет
3) парцелляция
4) разговорная лексика
5) анафора
6) вопросительные предложения
7) вводное слово
8) фразеологический оборот
9) сравнительный оборот
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,
по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста
(избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста.